Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Двадцать четвертый день. Св. великомученица Екатерина.

07.12.17 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 

Поучение 1-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Уроки из ея жизни: а) внешния достоинства не имеют значения и б) необходимость терпения).
   I. Св. великомученица Екатерина, память коей совершается ныне, происходила из царскаго рода и жила в Александрии; она отличалась мудростию и красотою. Когда наступило время замужества и многие желали вступить с нею брак, она говорила близким своим: «если вы найдете мне юношу, который равнялся бы со мною в благородстве, богатстве, красоте и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. Однажды мать привела ее к одному пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благие советы. Пустынник, видя ея мудрость, сказал ей: «я знаю одного юношу, который во всем превосходит тебя: Его красота светлее солнца; премудрость Его управляет всем миром; Его богатство неистощимо, благородство — неизреченно. У Него нет земного отца; Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была после Своей смерти и воскрешения из мертвых с душею и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице. Если ты хочешь видеть этого Юношу, то исполни мои повеления». Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и велел ей провести всю ночь в молитве пред иконою: «помолись с верою, прибавил он — и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь в молитве, от утомления заснула, ей приснилось, что Царица небесная стоит пред ней и держит Младенца, от Котораго исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца — Он отворачивал от нея Свой светлый лик. Когда Мать просила Сына взглянуть на девицу, восхваляя ея красоту, Младенец говорил, что она безобразна, безумна и убога, что она должна итти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лице Младенца. Утром Екатерина пошла к старцу и просила его помощи и совета. Старец просветил ее истинною верою и сподобил св. крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «тепер она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста». Потом Младенец надел на ея руку чудный перстен. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к небесному Жениху. В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истиннаго Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказнл казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которыя она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратиш ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году.
   II. а) Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братие, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств — твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним — вере, любви и благочестию. Научитесь из сего и вы, христианския девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будет всегда с вами. Св. апостол говорит: да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. III:3-4). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами (1 Тимоф. II, 9—10). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшении ваши и красота ваша, чрез которыя могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.
   б) Из истории страданий св. великомученицы Екатерины, перенесшей с изумительным терпением самые ужасные и разнообразные виды безчеловечных мучений и потому удостоенной от церкви имени «великомученицы», вы, братие, видите, далее, всю необходимость христианскаго терпения, без нотораго самыя малыя страдания нельзя перенесть. «Так блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1:12). «Тако долготерпев, Авраам получи обетование» (Евр. 6:15); так благоугодили Богу и все святые мученики, пустынножители и др. подвижники благочестия.
   Да не подумает, впрочем, кто либо, что терпение нам нужно только в редких, исключительных случаях, как врачевство и оружие или для борьбы с плотскими страстями, или для перенесения скорбей и страданий или для побеждения искушений. Конечно, применение его особенно нужно и спасительно в этих случаях, — конечно, в особыя времена оно особенно потребно; но в смысле обязательной для всех христианской добродетели оно необходимо на всех поприщах жизни, с утра ея и до конца, во всех обстоятельствах, как радостных, так и печальных. «Область терпения, по выражению мудраго учителя отечественной церкви (митрополита Филарета) должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества во всем мире... Минута нетерпения может разстроить годы и века».
    Только при обладании терпением возможен успех во всякаго рода деятельности.
    Возьмем ли область научных открытий и изобретений? Что достигается здесь без терпения? «Гений есть терпение», сказал один знаменитый ученый.
    Возьмем ли область житейских занятий? И здесь, что удается без терпения? «Величайший секрет успеха в достижении цели заключается в уменьи ждать», сказал другой ученый, и следовательно — в терпении.
   Если в делах житейских ценится известная выдержка, не скорый, но верный способ действования, неослабное стремление к достижению известной цели, одним словом — терпение, то так же или еще более требуется оно в применении ко всем христианским добродетелям. «Терпение — это та плодовитая земля, на которой растет всякая добродетель», говорит святитель Димитрий ростовский. «Без терпения, говорит другой, более близкий к нашему времени учитель церкви (митрополит Филарет), нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо «царствие небесное нудится» (Матф. 11:12)». (См. «Церк. Вед.» изд. при Св. Синоде 1890 г.).
    Хотители видеть безчисленные тому примеры?
    Кто будет иметь успех в молитве без терпения? Сам Господь повелел «молитися и не стужати» (Лук. 18:1). Святый пророк Давид собственным опытом уверяет в действенности такой молитвы, говоря: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс. 39:1).
    Кто может усовершиться в любви к ближним и в подвигах истинной благотворительности без терпения? Иметь дело с нуждающимися немощными братиями, иногда порочными, трудно исправимыми, неблагодарными, платящими злом за добро, — для всего этого нужен, как всякий согласится, большой запас терпения.
    Можно ли научиться совершенному повиновению без терпения? Напрасно, впрочем, мы стали бы перечислять разныя христианския добродетели чтобы показать их тесный союз с терпением: ни одна из них невозможна без терпения. Знали это хорошо святые Божии люди и не только всю жизнь сами подвизались в этой добродетели, но и смиренно молили Бога о даровании им духа терпения, дабы он постоянно и неотступно пребывал в них и руководил их на пути ко спасению.
    Можно ли без терпения по-христиански переносить, наконец, часто постигающия каждаго из нас разнаго рода болезни с душевною пользою для болящаго? Без сомнения нельзя.
    Вот несколько примеров истинно христианскаго терпения, с каким святые переносили свои болезни, — примеров, которые и нас должны научать этой необходимой и спасительной добродетели.
    «Феодор, ученик препод. Пахомия Великаго», сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь, и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие».
    «Св. Афанасий Великий», пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Св. Нифонт отвечал: «как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины: так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». («Чет.-Мин.» 23 дек.).
    «Св. Иоанн лествичник» говорит: «болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 55).
   Мирской брат великаго старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши в водяную болезнь, просил великаго старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так: «болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу безплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня ничтожнаго и себя значущими нечто, — меня, как великаго человека, себя, как брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшаго тебя в такое состояние». («Отв.» 345).
   Да, все мы, возлюбленные братие, призваны приобретать боголюбезную добродетель терпения, и тем спасительнее будет ея действие на нас, чем раньше мы озаботимся обучиться ей. «Благо есть мужу», говорит пророк Иеремия, «егда возьмет ярем в юности своей» (Пл. Иер. 3:27).
   III. Итак, «терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12:1. 2), и да послужит нам терпение ко спасению душ наших! Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. в поучении источн.).

Поучение 2-е. Святая великомученица Екатерина.

(Обручение со Христом души христианской).
   I. Св. дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями. Много было искателей ея руки; но она отказывала, отвечая, что выйдет только за такого жениха, который бы не уступал ей ни образованностию, ни наружностью. Узнал это один старец, христианин, и, вступив с нею в разговор, сказал, что есть жених, который несравненно превосходит ее и мудростию и красотою. Она стала просить, нельзя ли его видеть. И вот, молясь пред иконою Богоматери с Предвечным Мдаденцем, которую дал ей старец, она заснула и видит во сне Царицу небесную и Божественнаго Ея Сына. Сколько ни старалась она разсмотреть Его, Он отвращал от нея лице Свое, и сказал, что она недостойна, чтоб Он смотрел на нее. Как только настало утро, Екатерина поведала старцу свой сон и печаль свою. Он преподал ей подробныя наставления в вере, и она приняла крещение. Возвратившись домой, она долго молилась, заснула и снова видит то же явление; но И. Христос, милостиво смотря на нее, сказал Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтоб она была невеста Моя». Божия Матерь взяла ея руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись, она к удивлению нашла данный перстень на руке своей, и уже о том только помышляла, чтобы сохранить верность небесному Жениху.
   Ни убеждения, ни соблазны, ни угрозы, ни мучения не могли преклонить ее к отступничеству. Изнеможенная страданиями, покрытая ранами, она брошена была в темницу, куда голубица приносила ей пищу, и где Сам Жених небесный, окруженный ангелами, явился ей и, исцелив ее, сказал: «не бойся: Я всегда с тобою»!
   II. а) Да не подумают однакоже, что обручение со Христом есть отличительный признак только св. мучениц и девственниц — подвижниц; напротив, это есть украшение, это есть обязательство каждой души христианской, истинно верующей. Апостол пишет к коринфянам: «обручил я вас единому мужу, чтобы представить вас Христу, как чистую деву» (2 Кор. 11:2). Но между христианами коринфскими были люди всякаго пола и возраста. Как же он их обручил? Преподал им залог веры, раскрыл пред ними божественное достоинство Жениха небеснаго, богатство славы Его, и вечное блаженство душ обручившихся Ему; а от них взял обещание, что они пребудут верны Ему.
   Так и ныне для нас верен Господь во всех словесех Своих (Пс. 144:13), и тот же даровал нам святый залог веры; а мы с своей стороны при крещении дали Ему обещание веровать, как православная церковь учит, и жить, как закон Его повелевает. Правда, все крещены в младенчестве, когда еще не могли ничего понимать. Но кому заграждены способы, пришедши в возраст, уяснить себе, что вера православная есть самая чистая и святая? Только легкомыслие и развращение удаляют от Христа; а душа не омраченная сама стремится к Нему. Когда И. Христос жил на земле, не мало было таких, которые ходили за Ним и казались Его учениками, а потом по рассеянности и пристрастию ко греховным удовольствиям оставляли Его. Спаситель спросил у апостолов: «не хотите ли и вы отойти?» Но они Ему ответили: «Господи! к кому нам итти? Ты имеешь глаголы жизни вечной» (Иоан. 6:67). Так и мы, хотя в младенчестве обручили свои души Христу, к кому кроме Его пойдем, где найдем успокоение для совести, питание для сердца, созданнаго веровать и любить? Не лучше ли теперь позаботиться о том, чтобы сохранить достоинство своего духовнаго уневещения!
   б) Если душа христианская есть невеста, обрученная Христу, то отличительное украшение невесты есть чистота. В мире думают, что только принявшие на себя обет девства должны хранить целомудрие. Нет, ни брак, ни девство не для всех, а целомудрие для всех. В супружестве ли кто, или в безбрачии жизнь проводит, обязан всемерно соблюдать чистоту в чувствах, мыслях и делах. Ибо в тот небесный город, куда мы призываемся, не имать внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные у Агнца, Христа, в книге жизни (Апок. 21). Аминь. (Сост. по слову Сергия, архиепископа казан., напечат. в «Душеп. чт.» за 1880 г., мес. май, стр. 80—83).

Поучение 3-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Можно ли верить всякому сну?)
   I. В жизни св. великомученицы, ныне прославляемой, есть одно весьма замечательное событие. Будучи язычницей, она увидела однажды следующий сон: она увидела во сне Царицу небесную и Божественнаго Ея Сына. Сколько ни старалась она разсмотреть Его, Он отвращал от нея лицо Свое, и сказал, что она недостойна, чтобы Он смотрел на нее. Лишь только настало утро, Екатерина разсказала этот дивный сон одному христианскому старцу — священнику, который, преподав ей учение христианской веры, предложил ей креститься. Эго она с радостию исполнила. На другой день св. Екатерина снова видит сон, но уже в другом виде: И. Христос, милостиво смотря на нее, сказал Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтобы она была Моя невеста». Божия Матерь взяла ея руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись, она к удивлению нашла данный перстень на руке своей и с тех пор всею своею жизнию — мыслями, словами и делами служила своему небесному Жениху, за Котораго она и пострадала, удостоившись венца великомученицы.
   Разсказанныя здесь сновидения св. великомученицы, очевидно, посланныя ей силою призывающей и спасающей благодати Божией, наводят нашу мысль на вопрос: можно ли верить всякому сну? Вопрос этот заслуживает того, чтобы посвятить на размышление о нем несколько минут.
   II. Сновидения бывают трех родов: одни из них происходят от Бога или добрых ангелов, как то мы и видели из жизни св. великомученицы Екатерины, другие от ангелов злых или диавола, а третьи — сны обыкновенные, от природы.
   а) Наши сны, какие видим мы каждую ночь, бывают большею частию обыкновенные: нам грезится большею частию то, что мы видим или слышим в обыкновенной нашей жизни, и потому-то у богача напр. бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка — свои, каких не видит богач; у женщин — свои, у детей свои, и пр. и пр. Само собою разумеется, что таким снам верить не должно, потому что — чему тут верить? — Многие скажут, что «бывает «иногда», что сны и исполняются точно так, как толкуют их». — Правда, что и бывает, да только бывает «иногда», а не всегда. А если бы каждый наш сон должен был что-нибудь значить, то не «иногда», а всегда должен бы он был исполняться на деле.
   б) Кроме обыкновенных снов есть еще, как мы сказали, и другие сны: одни от злых ангелов или бесов, а другие от ангелов добрых и от Бога. Что бывают сны от диавола, — от которых сохрани нас, Боже, вот пример. Жил один монах на горе Синайской, и там много подвизался; но при всем своем благочестии тот имел недостаток, что вполне верил снам. Вот диавол и воспользовался этим, и раз представил ему во сне, будто на одной стороне — св. апостолы, мученики и все христиане находятся во тьме — в аду и терпят самыя страшныя мучения; а на другой — евреи во свете наслаждаются блаженством. Проснулся бедный монах, поверил сну, пошел к жидам, и не только принял еврейскую веру, а еще женился на еврейке... Затож и наказал его Господь: года через три прежний праведник, еще живой, начал гнить, тело его точили черви, и в таком несчастном положении он умер. Вот какие столпы может колебать сила бесовская!.. Да и не мудрено: диавол ведь «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити», и потому готов пользоваться всяким случаем, чтобы сделать нам какое-нибудь зло; а тут во сне и представляется ему удобный случай внушать душе нашей разные греховные помыслы и желания, так как сонный человек ничем не может отогнать его от себя — ни крестом, ни молитвой, потому что не может в ту пору ни молиться, ни креститься. Но церковь святая, точно нежная мать, заботится об нас, чтобы предостеречь нас от этого опаснаго врага: она велит каждому из нас — пред тем, как надо лечь в постель, сначала поцеловать крест свой на груди, потом перекрестить постель свою от ног до головы и во все стороны, и в тоже время читать молитву: «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Вся эта молитва направлена против нечистой силы, напр. «да погибнут беси от лица любящих Бога... Радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняй бесы», и проч. А молитвы, да крестнаго знамения диавол боится, как огня. Так, раз явился он св. «Сνмеону столпнику», который спасался на столпе, и явился ему в виде светлаго ангела, да еще с огненными конями и с огненною колесницею, и, искушая его, завел с ним такую речь: «вот, Сνмеон, ты угодил Богу так, как Илия пророк, и потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо»... Святой поверил-было, но лишь только перекрестился и сказал: «Господи, благослови» (т. е. перейти со столпа на колесницу), как вдруг не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы, — все исчезло. Таким образом могут быть сновидения и от диавола, и таким сновидениям, разумеется, верить не должно, потому что диавол никогда правды не скажет. А чтобы он не мог искушать нас во сне, для этого непременно, как мы сказали, надо молиться пред сном, да перекрестить постель свою, читая молитву: «да воскреснет Бог».
    Как же можно узнать, что такой-то сон от диавола? Это можно указать по двум признакам.
    «Первый признак»: если тебе пригрезится что-нибудь во сне противное либо вере, либо церкви святой, либо жизни благочестивой, либо что-нибудь подобное, а между тем пред сном ничего подобнаго у тебя и в голове не было, то это значит,что этот сон от лукаваго.
    «Второй признак»: если после пробуждения от такого сна с тобою делается какое-то смущение души, какая-то тоска на сердце, то, опять, этот сон не от Бога. Вот, если эти два признака имеются, то можно думать, что такой сон есть навождение дьявольское.
   в) Перейдем теперь к сновидениям от ангелов добрых и от Самого Бога. Что бывают такия сновидения, об этом, кажется, и говорить нечего. В св. писании столько подобных примеров, что трудно было бы передать все разом. Мы приведем только некоторые из них. Напр. св. патриарх «Иаков», когда шел в Месопотамию и лег спать в пустыне, то видел во сне лестницу, досягавшую от земли до неба; ангелы Божии восходили и спускались по ней, а на верху ея стоял Сам Господь, Который благословлял Иакова и обещал отдать эту землю ему и его потомству. И обещание это исполнилось. — У этого патриарха было 12 сыновей; один из них был «Иосиф», котораго братья ненавидели за то, что отец больше любил его, чем их, — за его простосердечие и невинность, и потому тайно от отца продали его в дальнюю сторону. Но Бог все Свое строит: пред этим Иосиф видел два замечательные сна: один тот, будто он на поле вязал с братьями снопы, будто его сноп стал прямо, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. Сон этот означал, что его братья будут кланяться ему. Другой сон — тот, будто солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились пред ним. Это значило, что не только братья, но и отец с матерью придут к нему с поклоном. И тот, и другой сон сбылись в свое время. Конечно, это были люди праведные, да святые; а нам грешным, скажете, где же видеть такие сны? Правда, такие необычайные сны всего чаще могут быть праведникам, потому что они и на яву несравненно ближе нас бывают к Богу, Который и посылает им такие сны. Впрочем, Бог ко всем так милостив, что подобные сны могут быть и грешникам. Для примера возьмем Навуходоносора, царя вавилонскаго: великий он был грешник, — а и он видел замечательные сны. Фараон, царь египетский, был тоже большой грешник, а и он видед тоже необыкновенный сон.
   III. Так, братие, будем помнить, что сны бывают трех родов: одни от Бога и ангелов добрых, — таким снам надо верить; другие — от нечистой силы, — таким снам верить не должно; а третьи — от нас самих, и таким снам тоже верить не должно, хоть бывает иногда и то, что во сне наша душа может иногда предчувствовать что-нибудь, только в этом случае надобно нам быть очень осторожными, потому что премудрый сын Сирахов сказал: «якоже емляйся за стень, и гоняй ветры, такожде емляй веру сном. Волшебства и обаяния и сония суетна суть; аще не от Вышняго послана будут на посещение, не вдаждь в ня сердца твоего: многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня» (34, 25—27). Это значит: верить снам тоже, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Волшебства, гадания и сны суетны; и если сны не от Бога посланы, то не верь им, потому что многие обольстились сновидениями и погибли, потому что верили им. Стало быть, если бы кому из нас довелось видеть какой-нибудь сон необыкновенный, то лучше всего не самим толковать его; есть у нас Богом поставленный пастырь церкви, он хоть не святой, а все-таки гораздо больше, нежели мирянин, знаком с душою человека и ея жизнию по указанию слова Божия и учению церкви, притом, сон ведь видит душа, а душа ему-то и вверяется от Бога, и потому к нему-то и можно обращаться в подобных случаях с просьбою, а не к гадальщицам или знахарям, которые знают не больше, как и все мы, и только обманывают людей простодушных. (Сост. Г. Д. с дополн. по «Душ. чт.» 1881 г.). 




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS