Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Двадцать девятый день. Препод. Акакий Синайский. Св. мученик Парамон.

12.12.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-е. Препод. Акакий Синайский.

(О добродетели послушания и в особенности о послушанш духовиым пастырям в деле спасения).
   I. Препод. ныне ублажаемый Акакий, живший в VI веке, был ученик одного старца — инока и представил в жизни своей образец дивнаго послушания. Не смотря на то, что старец каждый день укорял и бил его, препод. Акакий никогда не жаловался и в точности исполнял приказания старца. Когда его спрашивали, как он провел день, у него всегда был один ответ: «слава Богу, благополучно». Между тем, синия полосы под глазами, раны на голове и на шее ясно говорили о перенесенных им побоях. Девять лет служил преп. Акакий жестокому старцу и затем скончался... Преп. Акакий претерпел до конца и спасся. Чрез пять дней по смерти преп. Акакия, старец отправился к одному иноку и сказал: «отче, Акакий, ученик мой, умер». «Нет, не умер, спроси его и он сам тебе это скажет». Когда старец спросил, то преп. Акакий сказал: «разве может умереть делатель послушания? Готов, отче, еще служить тебе». Тогда старец раскаялся и поселился при гробе своего ученика.
   II. Препод. Акакий своим живым примером учит нас добродетели послушания.
   а) И во-первых, дети должны оказывать послушание родителям. Если это есть, семья счастлива; если же нет, тогда не только счастье погибло, сама семья погибла: ея члены не имеют тогда ничего такого, что связывало бы и скрепляло бы их в одно целое. И как стена, если между кирпичами выветрился цемент, должна развалиться, так и семья, если в ней не стало смирения и послушания, должна разложиться: ея члены по необходимости должны разойтись и жить в одиночку, каждый сам по себе; ко вреду для себя и для семьи.
   б) Во-вторых, жена должна оказывать повиновение своему мужу, как слово Божие заповедует: «жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава церкви» (Еффс. 5, 22. 23) Если это исполняется, то над семьею почивает благословение Божие, и такая семья даже в самом бедном состоянии наслаждается любовию, миром и благоденствием; а если жена смирение почитает для себя унижением и о повиновении не хочет слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни детям не видать добра.
   в) В-третьих, все граждане должны в полном смирении оказывать всякое послушание царю и всякому начальству, от него поставленному. Ибо что стало бы с нами, если-б никто никакого начальства знать не хотел и никто никому повиноваться не стал? — Вот что было бы: настали бы раздоры, несогласия, взаимныя обиды, неизбежны были бы разбои, убийства, бунты, междоусобныя войны и проч., и наконец — гибель государства. Так говорит и слово Божие: «всякое царство, раздельшееся на ся, запустеет, и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не» «станет» (Матф. 12:25).
   г) В-четвертых, все мы обязаны в духе смирения оказывать всякую покорность и послушание духовным отцам своим.
   Что такое послушание?
   Это есть «отречение от своей воли и своего смышления», это есть «недоверие к себе самому во всем добром даже до конца жизни своей». Так говорит пр. Иоанн лествичник. Теперь спрошу: а мы разве в праве следовать своему смышлению в деле нашего спасения? Разве нам позволено и веровать, и спасаться, как нам самим вздумается, а не как Бог заповедал? Можем ли мы, если только гордое самомнение не заглушило нашей совести, положиться на свое мудрование, например, в истолковании св. писания? А что, если ошибаемся? Если вместо пользы получим вред душе? Если то, что почитаем добром, окажется на деле вовсе не добром? Чем мы проверим себя?.. Скажем: есть книги, читай, поучайся... Но все ли мы поймем в книгах так, как понимать следует? Разве мы не можем и тут ошибиться? Нет, с одним своим умом мы не далеко уйдем, а заблудиться очень легко можем... А если не верить себе, то необходимо другого спросить. Кого же? Конечно того, кто на сие от Бога поставлен, — пастыря церкви, твоего духовнаго отца. Слышите, что Господь говорит Своим ученикам, а чрез них и всем пастырям церкви: «слушаяй вас Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается» (Лук. 10:16). «Аще» кто «церков преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь! (Мф». 18, 17). Ясно, что каждому надобно быть послушником церкви святой, послушным чадом отца твоего духовнаго — пастыря церкви. Значит, не одним монахам прилично послушание, а каждому мирянину: они пребывают в послушании у своих наставников и старцев, а ты слушайся пастыря церкви; они во всем повинуются старцу, а ты — хотя в главном, во всем том, что касается твоего спасения — вопрошай отца твоего духовнаго, а еще лучше будет, если и в житейских твоих делах будешь на все чрез него просить Божия благословения.
   В наше время так много бродит волков под видом овец, так много стало всяких суемудрых лжеучителей, так много печатают и пускают в народ душевредных книжек на соблазн людей православных, что надо быть особенно осторожным, чтобы не заразиться ядом их лжеучений и не погубить своей души. И штундисты, и молокане, и пашковцы, и раскольники разных толков — все берутся толковать слово Божие, и каждый толкует как ему вздумается, и каждый старается перетянуть в свою секту человека простого, неопытнаго... Берегитесь их, братиямои возлюбленные! Не входите с ними в споры, если сознаете, что не сговорить вам с ними... Идите лучше к своему отцу духовному, поведайте ему свои недоумения; он на то и поставлен Богом, чтобы учить и руководить вас; он и слово Божие, и писания св. отцев знает лучше этих самозванных учителей; а главное: благодать Божия, чрез таинство рукоположения, от св. апостолов друг-друга приимательно на нем почивающая, по вере вашей вразумит его, что сказать тебе на пользу души. Вот в том то и дело: если мы своим умом будем решать вопрос сомнительный, то тут есть опасность от самомнения; а смиренному Бог готов возвестить волю Свою и чрез малаго младенца: — Валааму Он возвестил ее даже чрез ослицу безсловесную, — тем паче вразумит нас чрез Своего служителя, которому св. церковь вручила души его паствы на попечение...
   III. Братия! Великое дело — добродетель послушания! Нет пути в царствие небесное прямее сего пути! Будем же послушны церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным: будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовнаго, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую, и яко добрых послушников, не лишит благой части в царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был пр. Акакий. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по № 401 «Тр. лист.» и др. источн.).

Поучение 2-е. Св. мученик Парамон.

(Всегда должно говорить правду).
   I. Воспоминаемый ныне святой мученик Парамон пострадал в царствование римскаго императора Деция, в III веке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Акилин, гонитель христиан. Проезжая однажды через Вифинию, Акилин вел за собою 370 мучеников христианских для заключения в темницы. Когда они проходили мимо языческаго храма, Акилин хотел принудить христиан принести жертву идолам, христиане же отказались. Случайно проходил там один благочестивый муж по имени Парамон, и, видя такое множество христиан, которых ожидали истязания, воскликнул: «о как много праведников убивает нечестивый повелитель безвинно! И за что же? за то, что они не кланяются немым и бездушным идолам». Акилин повелел слугам своим схватить Парамона и убить его, что и было исполнено: ему вытянули язык и тело пронзили остриями копий. Затем 370 мучеников, отказавшиеся принести жертву идолам, были усечены мечем (250 г.).
   II. Братие! по примеру св. мученика Парамона, не убоявшагося сказать правду грозному мучителю, что он поступает нечестиво, убивая ни в чем невиновных христиан, будем и мы всегда говорить лишь одну правду.
   а) Надобно ли объяснять, как нужна правда? «Вообрази, что ты окружен людьми, которые не говорять правды, не делают правды, что, следовательно, уверениям в доброжелательстве нельзя верить: что на обещания нельзя полагаться; что призываемый тобою, или посылаемый на дело скажет: пойду, и не пойдет; что должник скажет: заплачу, и не заплатит; что выслушавший твою просьбу о защите скажет: защищу, и не защитит. Можно ли между такими людьми хотя день провести спокойно и безопасно? Не видишь ли, что без правды нельзя жить?
   б) Скажешь ли: я позволяю себе только малую неправду, от которой не будет великаго бедствия? ответствует тебе Премудрый: «уничижаяй малая по мале упадет» (Сир. XIX. 1). Если ты сегодня позволишь себе неправду в малом слове, завтра в малом деле; если другие, приметив это, будут отвечать тебе тем же; если начальствующий не будет соблюдать правды в распоряжении, подчиненный в исполнении повеленнаго; если приходящий в суд позволит себе приносить неправыя просьбы, и прельщать судящаго дарами, а судящий уступит прельщению: то неправда может неприметно возрасти в такую гору, которая, обрушась, многих погребет под развалинами.
   в) Впрочем, не совершенна была бы правда, если бы ее соблюдали только из страха беды и погибели. Да любим и да творим правду потому, что она сама в себе любезна; потому что сродна душе нашей, и еще паче потому, что «Господь любит праведники» (Пс. СХLѴ40;. 8)» (См. слов. Филарета, митр. моск. т. Ѵ40;, изд. 1885 г.).
   III. Молитвами святых правдолюбцев да поможет нам Господь избегать неправды во всех словах и делах наших. Аминь. (Сост. по указ. иеточ. свящ. Г. Д-ко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS