Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Двадцать шестой день. Препод. Алипий столпник. Святитель Иннокентий иркутский.

09.12.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
Поучение 1-ое. Препод. Алипий столпник.
(Уроки из его жизни: а) нет разумнаго основания бояться так называемых «нечистых мест» и б) кладбище — весьма назидательный учитель для христиан).
   I. Пр. Алипий, память коего совершается ныне, проводил свою святую уединенную жизнь на одном из древних языческих кладбищ. Это место было для всех страшно; никто не жил по соседству с этим кладбищем. Алипий знал, что все избегают этой пустыни — и поселился в ней. Он избрал себе для жилья один гроб, над которым возвышался каменный столб с идолом. Но святый идола сбросил, а на место его утвердил крест и не боялся никаких ужасов. Чрез несколько времени он устроил здесь и церковь.
   II. Две душеспасительныя истины предлагает нам жизнь препод. Алипия.
   а) Первая та, что всякое место освящается богоугодною жизнию и посему не должно бояться так называемых «нечистых мест», против которых у христианина есть всесильное оружие — крест Христов. У нашего простого народа есть вера в так называемыя нечистыя места, с которыми он связывает разные страхи и ужасы.
   Иногда даже новопостроенный дом оказывается на недобром месте и его стараются перенести на другое. Кто твердо верует в Бога, надеется на Него и, когда нападает страх, не забывает осенить себя крестом, того Бог сохранит во всяком месте и благополучно устроит жизнь его. Вот несколько примеров силы крестнаго знамения, которое не только разгоняет мнимые страхи и вселяет в душу христианина мир и спокойствие, но и способно прогонять диавола, виновника всякаго зла.
    «Юлиан отступник» решился некогда «в одной из недоступных для народа страшных пещер, совещаться с подземными демонами о будущем». Но вдруг «храбреца объемлет ужас; с каждым шагом ему становится страшнее... Пораженный нечаянностию, как неопытный в таком деле, он прибегает ко кресту, сему древнему пособию, и знаменуется им против ужасов. Знамение подействовало: демоны побеждены, страхи разсеялись. Но отступник порывается итти далее: и опять те же ужасы. Он еще раз крестится — и демоны утихают» («св. Григ. наз. или Богослова, слово 1, обличит. на царя Юлиана»).
    «Преп. Антоний В». неоднократно крестным знамением отгонял от себя духов злобы и всегда говорил им: «если вам дана от Господа такая власть, то вот я: поглотите меня. А если нет, то к чему напрасно трудитесь? Ведь вам не устоять пред силою крестнаго знамения!» («Ч.-М."1 янв. 17 дня).
    «Св. Симеону столпнику» диавол подал однажды огненную колесницу с огненными конями, как бы для взятия его на небо; но лишь только сей угодник Божий оградил себя крестным знамением, как исчезли и кони, и колесница («Чет.-Мин.» 1-го сент.).
   б) Другой урок, который мы извлекаем из жизни препод. Алипия, тот, что кладбище весьма назидательный учитель наш. Нет сомнений, что препод. Алипий для того именно и избрал кладбище местом своих подвигов, чтобы оно постоянно напоминало ему о суетности и кратковременности земной жизни человека, о смерти, тлении и страшном суде Божием. Поминай последняя твоя — и во веки не согрешиши — вот что напоминало препод. Алипию кладбище.
   Бросим и мы взор на христианское кладбище, дабы чрез размышление о нем и нам извлечь духовную пользу.
    На кладбищах погребаются люди всякаго рода. Тут похоронены христиане всякаго возраста, всякаго состояния и пола: погребены юноши и девицы, младенцы и старцы, мужчины и женщины, богатые и бедные, знатные и незнатные, добрые и злые.
    Что теперь остается от всех этих покойников? Ежели раскроем могилы, то тотчас отвратим взор, потому что увидим истлевающие, или уже истлевшие трупы, исчезнувшия, или страшно обезображенныя лица, съедаемое или съеденное червями тело, голыя или разрушающияся кости, некоторые лоскутья сгнивающаго платья и остатки гробов. В могилах уже не найдем красоты, которая прежде так много и так многих занимала и привлекала к себе. В могилах нет богатства, к которому многие из погребенных были сердечно привязаны. Вообще в могилах нет ничего, чем некоторые люди, живя на земле, так много занимаются: нет земных почестей, нет земной славы, нет любимой перемены платья, нет приятных сборищ, яств, питий, забав и увеселений. Погребенные должны были оставить и оставили все земное. Теперь остается у них только душа, а с душею их дела, за которыя они должны получить, а частию уже и получают, праведное воздаяние от Господа Бога.
   Скоро и всякий из нас пойдет на то или другое кладбище, подобно нашим предшественникам. Скоро и нас постигнет смертная болезнь, и нас вынесут из нашего дома в гробе, отпоют и зароют в могилу. Скоро и наши тела будут съедены червями, а наши души будут судимы на общем страшном суде, и вместе с воскресшими телами пойдут или в вечное блаженство, или в вечную муку. Многие из лежащих на этом кладбище умерли очень рано, не смотря на то, что были, по-видимому, крепки и здоровы, умерли в такия лета, в которыя отнюдь не думали умереть. Так и некоторые из нас умрут гораздо скорее, нежели думают, — умрут, не смотря на то, что теперь, по-видимому, очень крепки и здоровы. Для некоторых из нас настал уже последний год, для иных, может быть, последний месяц, или даже последняя неделя, или последний день. А чрез пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет ни одного из нас не останется в живых, а все здесь или в другом месте будут лежать в земле.
   Это истинно так! Но если это истинно так, то не всякому ли из нас должно всевозможно стараться о приобретении вечнаго спасения, вечных благ? Так как мы должны будем оставить все земное, то для чего нам так усильно домогаться земного, чего бы то ни было? Так как наше тело будет съедено червями, то как могут некоторые из нас гордиться своею красотою? И для чего они так заботливо утучняют свое тело? Ежели, по воскресении тела, все мы должны будем стать на общий страшный суд, и, смотря по тому, сообразно ли мы живем с Христовым учением или несообразно, итти либо в вечное блаженство, либо в вечныя муки: то как некоторые из нас не только не стараются жить по учению Христову, но и не думают о том? Плоть и мир, конечно, весьма привлекательны; но то, чем они впоследствии награждают преданных себе — невыразимо ужасно. Как они, все миролюбцы и плотоугодники, могут быть так крайне жестоки к самим себе!
   III. Возлюбл. во Христе братие! Будем, сколько возможно, чаще обращать внимание на кладбище и учиться святой жизни, дабы потом получить вечно блаженную жизнь на небесах. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-е. Святитель Иннокентий иркутский.

(Побуждения для христианина к терпению скорбей).
   I. О жизни ныне прославляемаго святителя Иннокентия иркутскаго к сожалению сохранилось весьма немного подробностей. Он был современником святых Димитрия ростовскаго и Митрофана воронежскаго, родился в Малороссии и получил образование в киевском братском училище. Там же он постригся в иноки в печерском монастыре, после чего был призван в Москву, где его ученость и добродетели обратили на него внимание митрополита Стефана Яворскаго, который поручил ему преподавание философии в духовной академии. Затем он был посвящен в епископа переяславскаго; но вскоре новая деятельность открылась ему.
   При Петре Великом христианская вера быстро распространилась в Сибири; и император Петр, желая усилить деятельность китайской миссии, хотел, чтобы был русский епископ в Пекине. Для этого епископ Иннокентий был назначен и отправился в путь; но переговоры с китайским богдыханом, т. е. императором, не привели к соглашению; он отказался принять в Пекине епископа. Пока велись эти переговоры, в продолжение нескольких лет, Иннокентий пребывал то в Иркутске, то в Селенгинске, и деятельно занимался просвещением язычников: бурят и тунгусов. Чрез несколько лет, уже при императрице Екатерине, он был наименован епископом иркутским. Живя в Воскресенской обители, он с горячею ревностию трудился для блага общаго, проповедывал слово, основал училище, в котором новообращенные учились закону Божию и русскому языку.
   Много трудов подъял святитель, много было ему огорчений, много он вынес скорбей, и великое достоподражаемое явил в них терпение; в акафисте, сочиненном в Иркутске, славится его достохвальное терпение среди горьких испытаний, которым он подвергался, частию от начальника миссии, частию от неверующих. «Витийство человеческое не возможет изрещи всех скорбей, лишений, унижений, болезней и страданий, ради спасения паствы твоей подъятых; но мы, терпению твоему дивящеся и любовию побеждаемы, с благодарственным чувством вопием: радуйся, воине Христов непобедимый; радуйся, яко ярость неблагомыслящих потерпел еси, гневающихся неправедно; радуйся, угнетенных и страждущих рабов скорое заступление; радуйся, яко корение и терние неверия трудолюбно посекал еси!»
   После четырех лет апостольских трудов святитель почил мирно, в 1731-м году.
   Через тридцать лет после его кончины, по случаю работ, производившихся в церкви, где покоился святитель, гроб его был открыт; он был цел, и святыя мощи его были обретены нетленными. Жители Иркутска сохранили благодарную память о святом муже, который столько трудился для их блага; многие приходили молиться к его гробнице. Чудесныя исцеления и явления засвидетельствовали о новом угоднике Божием; в 1805-м году мощи иркутскаго святителя были торжественно открыты, и было положено совершать его память 26-го ноября, в день его преставления.
   «Восхвалим новаго апостола Христова», восклицает святая церковь, «и грядущаго со евангелием в землю языков чуждих, облагоухавшаго верою последние концы России, процветившаго яко крин на востоке царство сибирское, на языки, не напоенные струями благодати, одождившаго глаголы премудрости небесныя». (См. Избр. жития святых, Бахметьевой, м. ноябрь).
   II. В день святителя Иннокентия иркутскаго, прославляемаго за особенное свое терпение, которое он проявил в благовестнических своих трудах, на месте своего служения, побеседуем, братие, о терпении, которое необходимо и для всякаго истиннаго христианина, в каком бы звании и состоянии он ни был.
    Слово Божие, указывая на пример I. Христа, научает нас, что христианину непременно нужно терпеть много скорбей в жизни.
   В евангелии читается: «се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником; и осудят Его на смерть, и предадят Его языком. И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют, и убиют Его». (Марк. 10:33). Чему поучают нас, бр., эти слова Господа? Тому, что как Сын Божий путем креста и страданий вошел во славу Отца Своего, так и мы непременно тем же путем должны итти в царство небесное. «В мире скорбни будете» (Иоан. 16:33), учит Господь. «Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут» (2 Тим. 3:12), говорит св. апостол Павел. Но, конечно, вы согласитесь, что для того, чтобы путь скорбный имел цену в очах Божиих, необходимо, чтобы он пройден был с терпением. А где мы возьмем терпение?..
   а) Во-первых, в примере Самого Господа Иисуса Христа. Родился Он в убогом вертепе и положен был в убогих яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чужую, далекую страну. Всю жизнь Свою Он не имел где приклонить главы. За неисчислимыя благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и наконец распяли на Голгофе между злодеями. Будем чаще представлять Его, нас ради обнищавшаго, принявшаго зрак раба, отягченнаго клеветами, проникнутаго скорбию за грехи наши до глубины души, покрытаго ранами, удрученнаго поруганиями, распятаго, всеми оставленнаго, и все это принявшаго за наши грехи, и — тогда, увидя всю ничтожность своих скорбей в сравнении с скорбями Спасителя, мы меньше будем унывать и ослабевать в них, нам легким покажется предлежащий подвиг спасения.
   б) Второй урок терпения мы можем взять от святых угодников. Инии из них, говорит апостол Павел, «избиени быша, не приемша избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиена быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь мир. В пустынех скитающеся и в горах, и вертепах, и пропастех земных». (Евр. 2:35-38). И все это они переносили с радостью. «Радуюся во страданиях моих», писал тот же апостол. (Кол. 1:24). «Они», сказано об апостолах, после того, как их били в синедрионе, «идяху», «радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян. 5:41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святых, мы не можем не увидеть, что наши терния суть розы в сравнении с их страданиями. А чрез это исчезнет наше малодушие, умолкнет ропот, и в нас родится дух мужества и терпения.
   в) Третье побуждение к терпению мы можем получить из размышления о пользе терпения для нашей души. Область терпения велика, — она захватывает всю жизнь человека. В особенности в часто постигающих всех и каждаго болезнях человек может ощутительно заметить пользу терпения. Болезни с терпением переносимыя приучают нас к преданности промыслу Божию, отучают нас от излишняго и вреднаго пристрастия к земле и плоти, укрощают страсти, служат средством к угашению праведнаго на нас движимаго гнева Божия за наши беззакония и т. д. Святые так и смотрели на болезни.
   Был один муж, который часто страдал от разных недугов. Случилось, что в один год его не постигла никакая болезнь. Благочестивый человек начал плакать и скорбеть, говоря: «оставил меня Господь н не восхотел в нынешний год посетить меня»!
   Другой, равный ему в терпении, во время тяжкой болезни, отказался от предложеннаго ему братом в утешение яства, сказав: «поверь, брат, тридцать лет желал бы я провесть в этой болезни».
   Думаем, что эти люди не переносили бы так благодушно страданий, если бы не надеялись за терпение их получить от Господа более воздаяний, чем за другия добрыя дела. (См. Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отцов).
   Здесь нельзя не привести следующаго мудраго наставления одного нашего пастыря, показывающаго всю пользу терпеливаго перенесения болезней.. «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обезсиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Гопода Иисуса Христа, нас ради претерпевшаго крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи; оне очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни Господь с тобою: «с ним есмь в скорби» (Пс. 90:15), что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующаго нас. Веруя — во время благополучное, смотри, не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви». (См. кн. «Моя жизнь во Христе», прот. кронштадтскаго Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1. 1892 г., стр. 69).
   г) Наконец, четвертое ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что оне заменятся радостями нескончаемыми, и что будет время, когда Господь навсегда отрет слезы наших очей (Апок. 7. 17). Св. Андрей Христа ради юродивый видел себя в чертогах царских перед царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «такова пища моим служителям, претерпевшим все до конца».
   III. Будем же, бр., помнить, что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то «вмале наказани бывше, великими облагодетельствовани будем»; и что если «со Христом постраждемь в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. Аминь, аминь, глаголю вам», говорит Он, «яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан. 16:20). «Претерпевый до конца той спасен будет. В терпении вашем стяжите души ваша», братие — христиане! (Иоан. 16:22). Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS