Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Двадцать третий день. Св. благоверный князь Александр Невский. Св. Митрофан, епископ воронежский. Преподобный Амфилохий Иконийский.

06.12.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Св. благоверный князь Александр Невский.

(Уроки из его жизни: а) помни час смертный и б) причащайся пред смертию св. Христовых таин).

   I. Св. благоверный князь Александр Невский, память коего совершается ныне, жил в смутное время России. Ее раздирали междоусобия князей, области и города ея разоряли татары, страна новгородская терпела от набегов шведов, литовцев и ливонскии рыцарей. Ливонские рыцари, будучи усердными католиками, хотели обратить русских в католичество. В числе защитников русской земли славнейшим был Александр, второй сын великаго князя Ярослава второго. Он родился в 1220 году и, с юности отличаясь мудростию, грамотностию и благочестием, заслужил любовь народа и милость Божию. Александр старался облегчить несчастия народа, заботился о правде и милости в судах, увещевал граждан к миру и милосердию, строил крепости из опасения вражеских набегов и победоносно отражал их. В течение одиннадцати лет своего великаго княжения он принес много добра для веры, церкви и народа. Несколько раз он предпринимал трудныя и опасныя поездки в Орду для блага России. В одну из таких поездок, на обратном пути, в Городце Волжском, селе Нижегородской губернии, Александр тяжко занемог и, предчувствуя близкую смерть, «о которой он никогда не забывал в течение всей своей жизни», принял схиму, с именем Алексия, сделал нужныя распоряжения, благословил всех окружающих его и со всеми простился. Потом «исповедался, приобщился св. таин» и скончался в ноябре 1263 г., на 44-м году жизни.
   II. Из многих уроков, которые представляет нам жизнь св. благовернаго князя Александра Невскаго, возьмем только два: первый тот, что мы должны, по примеру св. царственнаго угодника Божия, всегда «помнить о смерти», второй тот, что, когда смерть приближается, мы должны всемерно стараться, очистив свою душу покаянием, «причаститься св. Христовых таин», как залога жизни вечной.
   а) Великое и душеспасительное дело помнить свой смертный час.
   Разсказывают, что один узник, услышав с вечера, что его в следующее утро предадут смерти, от чрезвычайнаго страха сделался совершенно седым в продолжение ночи. Что же должно случиться при смерти с худым христианином, который слышал о гневе Божием, о неумолимом правосудии, о страшном суде Божием, о лютейших и вечных муках, когда совесть, как по списку, станет считать все его прежние поступки, когда представится очам его целая жизнь, подобно привидениям явятся — распутство, невоздержание, своеволие, гордость, дерзость, безстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратныя сообщества, сквернословие, скверные замыслы? И вот, за все это его уже призывают на суд, — менее минуты осталось для приготовления, смерть у порога, а вместе с ней правосудие Божие!.. Мысль, что чрез час, чрез два, на самом опыте откроется, справедливо ли говорили, что есть ад и что должно предстать на суд Божий, — эта мысль как молотом ударяет в сердце. Тогда несчастный человек увидит себя стоящим между временем и вечностью, увидит быстро улетающее время и с такою же быстротою наступающую безконечную вечность. Тогда он узнает, что чрез несколько часов последует то определение, которым навсегда решится судьба его. Тогда станут тесниться в безпокойном уме его разныя мысли и представления. Каким явится ему грозный Судия? на каком престоле? какия существа окружают Его? с каким гневом и в каких словах изречет Он определение Свое? Какой при этом будет страх? Какой трепет проникнет сердце? Какое безпокойство возмутит разум! какой мрак покроет очи! — Но у кого достанет слов к описанию сего ужаса? Поистине, его и представить невозможно. Праведники, которые часто ожидают смерти, как спокойнаго пристанища, так иногда бывают поражены размышлением о страшном суде и Божием правосудии, что смерт, вообще для них вожделенная, представляется им даже горькою и страшною.
   Праведен был «царь Езекия», но когда пророк Исаия предсказал ему смерть, то с великим плачем начал просить у всемогущаго Бога продолжения жизни. «И плакася Езекия плачем великим» (4 Цар. 20:3).
   Праведен был «Симеон, ради Христа избравший юродство» — подвиг самый трудный; однако и он, при кончине своей, начал взывать к Иоанну диакону, своему другу: «Иоанне, всеми силами заботься о душе своей, чтобы после можно было спокойно перенести час смерти и без боязни перейти область сих мраков; одному только Богу известно, в каком я теперь нахожусь страхе и безпокойстве».
   Дивной святости был «великий Арсений», презревший сан сенатора, но при кончине своей и он весь дрожал и чрезвычайно смущался. Братия вопрошали его с удивлением: «и ты, отче, боишься смерти?» — «Да, отвечал он, страх сей возмущал меня в продолжение всей моей жизни в монашестве».
   Кто был «Иларион Великий», который начал служить Богу с младенчества? — Но и он утешал при смерти своей ужасающуюся душу свою, и он говорит: «изыди, душе моя, изыди, чего страшишься, почто колеблешься? — Ты почти семьдесят лет служила Христу, и боишься смерти!» — Тягостен конец жизни человеческой! страшен час смерти! «Если праведный едва спасется, то где будет нечестивый и грешный?» (Притч. 11:31). Если так страшна смерть для пророков, пустынников и праведников, то сколь ужасна должна быть она для грешников! Самые праведники трепещут, страшась правосудия Божия, котораго они ничем не оскорбили: как же не оцепенеть грешникам, которые хладнокровно, без всякаго разсуждения, оскорбляли величие Божие тысячами неслыханных беззаконий, которых вся жизнь была — одним безпрерывным грехом!
   Слепцы! доколе же мы станем нерадеть о себе? доколе станем обманывать себя самих пустою надеждою жизни долговременной? Знайте же, что кто отлагает покаяние к концу своей жизни, тот никогда не достигнет своей цели; а кто, будучи еще здоров, очистит оскверненную грехами совесть святою исповедию, тяжким воздыханием, горькими слезами, тот без сомнения сподобится благаго конца своей жизни, спокойной смерти и нескончаемаго царствия небеснаго, чего всем истинно верующим христианам нельзя не пожелать от всей души. (См. соч. Феофана Прокоповича, сн. № 342 «Троицк. листка»).
   б) Очистив душу свою христианскою исповедию, каждый умирающий должен возжелать всеми силами своей души причаститься св. Христовых и животворящих таин.
   Но помни, что покаяние твое должно быть истинное, сердечное, от глубины всей души.
   Брат-христианин, желающий причаститься св. таин! Видишь ли ты сей св. хлеб? Видишь ли ты чашу, стоящую на св. престоле? Там тело Христово, там кровь Христова. Это — огнь Божественный, достойных просвещающий и очищающий, а недостойных опаляющий и сожигающий. «Не приближайся семо», не подходи. Прежде распутай связывающия твою душу узы греховныя чистосердечною исповедию. Если ты с кем «во вражде»: развяжи узел вражды и примирися с ближним твоим. Если ты «обидел кого», если ты украл, отнял, если держишь чужую вещь, развяжи узел обиды, возврати обиженному отнятое тобою.
    «Если живешь в преступной связи с кем», к соблазну многих: разсеки этот греховный узел, освободи душу из плена диавольскаго. «Место бо, на немже стоиши, земля свята есть!» Этот святый престол, к которому ты приближаешься, это место, где ты стоишь и причащаешься, — есть святая святых — «земля свята есть!» Тут невидимо предстоят святые ангелы и закрывают свои лица от страха, трепета и благоговения.
   Моисей со страхом подходил к горящей купине, в которой был Сам Бог. С тем же страхом и трепетом отверзай и ты свои уста к принятию св. причащения. И ты говори: верую, Господи, что Ты — Бог; исповедую, что я — трава изсохшая... Не достоин я по грехам моим приступать к Богу, дабы не потерпеть мучения, сено коснуться огня, чтоб не сгореть. Но Ты Сам зовешь меня, Сам призываешь: итак, иду я, нечистый, чтобы получить очищение от Тебя — источника святыни; иду немощный, чтобы получить исцеление от Тебя — врача душевнаго и телеснаго; иду мертвый, чтобы получить воскрешение от Тебя, хлеба жизни. Я иду освятиться и просветиться, — потому более и иду, что я грешен и недостоин... Иду к Тебе, чтобы не удалиться от Тебя, чтобы враг совсем не завладел душею моею. И паки исповедую, что я недостоин, потому что я грешен. Но Ты ведь и пришел на землю затем, чтобы грешников спасти! «О, Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне!»
   С такими чувствами и помышлениями приступай ко св. причащению, и тогда это великое таинство не будет тебе во осуждение. Когда Моνсей сходил с Синайской горы, лицо его так сияло, что народ еврейский не мог смотреть на него. Посему Моисей и возложил покрывало на лицо свое. Так просияло небесною славою лицо Моνсеево от того только, что он беседовал с Богом на Синае. Но подумайте, братия, какое великое различие: беседовать с Богом и принимать Самого Бога в свои уста, в свое сердце!.. Если лицо Моνсея так сияло от одного собеседования, то как же не сиять душе того, кто причащается самаго тела и крови Христовой в пречистых тайнах? Боялись евреи смотреть на сияющее лицо Моνсеево; а св. Златоуст говорит, что диаволы боятся, трепещут, бегут от лица причащающагося св. таин, потому что в тот час причастник дышит огнем Божественным. Видение дивное для ангелов и страшное для демонов! Не сияет так звезда на небе, как сияет душа христианина от света благодати Божией в тот час, когда он причащается. И это потому, что когда мы причащаемся, тогда сами соделываемся членами тела Христова, соединяемся со Христом. И если бы душа наша в сей час разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными... Боже мой! Избавитель мой! Пусть я умру, если будет на то воля Твоя святая, в лесу ли глухом, или в ином каком пустынном месте: это для меня все равно, лишь бы прежде смерти сподобиться мне истинно-христианскаго покаяния и причащения пречистаго тела и крови Твоей! Ведь если в тот час Ты будешь при мне, то я не боюсь погибели: с таким напутствием, как тело и кровь Твоя, я крепко надеюсь достигнуть Твоего небеснаго царствия.
   Брат-христианин! Когда ты причастишься св. Христовых таин, то берегись, как бы не потерять то, что получил. Веди себя осторожно, чтобы не выпал у тебя сей драгоценный камень. Охраняй себя отовсюду, чтобы не выхватил его лукавый из души твоей. Освятился ты святынею сей: живи же теперь, как подобает святому. (См. поучен. святителя Илии Минятия, сн. «Троицк. листок» № 210).
   III. Братия-христиане! Сыны православной церкви! Не пропустим этих слов мимо нашего сердца, но напечатлеем их в глубине своей души на всю жизнь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-ое. Св. Митрофан, епископ воронежский.

(О том, как по христиански приобресть богатство, здоровье и вечное спасение души).

   I. Св. ныне ублажаемый Митрофан, первый епископ воронежский, в схимонахах Макарий, происходил из духовнаго звания и родился в 1623 году во владимирской епархии. Овдовев на 40 году, он принял пострижение в монашество. За строгость жизни возведен был в игумена и управлял монастырями, сначала Яхромским, потом Унженским. В 1682 году он был поставлен во епископа вновь открытой воронежской епархии и участвовал в венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. Двадцать лет святой Митрофан управлял епархиею, устрояя в ней церкви, благоустрояя монастыри и назидая пасомых словом и примером. Между прочим он начертал следующия правила жизни: «употреби труд, сохраняй умеренность — богат будешь; наблюдай умеренность в пище и питии — здоров будешь; делай добро, избегай зла — спасен будешь».
   Святитель пользовался особенным уважением Императора Петра И-го, которому не раз помогал денежными пожертвованиями «на ратных». Святитель почил 23 ноября 1703 года. Царь прибыл в Воронеж и вместе с своими подвижниками нес гроб его для погребения. 1832 года 6 августа были открыты святыя мощи его, и он причислен к лику святых.
   II. Обратите, братие, внимание на мудрыя правила жизни, начертанныя святителем Митрофаном. Они ведут к обладанию благосостоянием, здоровьем и спасением души.
   Да, эти предметы действительно весьма важны: богатство и здоровье весьма желательны почти для всех для настоящей жизни, а блаженство есть предмет всеобщих желаний для будущей. Святитель Митрофан, епископ воронежский, для получения этих благ предлагает нам средства самыя простыя и доступныя для всех и каждаго — как для богатаго, так и для беднаго, как для знатнаго, так и для незнатнаго. Не нужно для этого ни ехать в далекия страны, ни переплывать бурных морей, ни подвергаться каким либо опасностям.
   а) Тяжело на свете жить бедняку, всякому хотелось бы иметь достаток. Кому бедность и нищета не надоела? Кто бы не пожелал пожить покойно и довольно? Для этого святитель Митрофан предлагает нам такой совет: «употреби труд, храни умеренность — богат будешь». Ведь всем нам хорошо известно, что главная причина бедности есть большею частию жизнь праздная и несообразная с состоянием, когда не только не умножается состояние, но и доставшееся по наследству вскоре уничтожается. И так, кто хочет быть богатым или по крайней мере жить без нужды, тот непременно должен трудиться в своем звании, в каком Господь поставил его, и труд его никогда не останется без должнаго вознаграждения, — только нужно хранить при этом умеренность в получаемом вознаграждении от труда, хранить умеренность и в одежде, и в пище, и в питье, а особенно в употреблении вина, «ибо любяй вино и елей», по словам премудраго, «не обогатится».
   б) Равным образом кто из нас не хочет быть здоровым? Здоровье гораздо дороже богатства. Лучше нищ, да здрав, говорит Сирах, нежели богат — уранен телом своим. Для получения здоровья многие отказались бы от богатства и почестей. Святитель Митрофан на это преддагает нам такой совет: «воздержно яждь, мало пий, — здрав будеши». И действительно, главною причиною наших болезней служит невоздержание в пище и питии. Воздержный человек и весьма слабое здоровье свое поддерживает и нередко доживает до старости, а невоздержный и самое прочное свое здоровье разстроивает и преждевременно приближает себя к могиле.
   в) Наконец, кто не желает из нас получить вечное спасение? Это главная цель нашего существования на земле. Для получения спасения многие покидали богатство, почести, не щадили здоровья, жили в пустынях и пропастях земных, радостно умирали. Так вот святитель Митрофан и на это предлагает нам совет: «твори благо, бегай злаго — спасен будеши». Что может быть легче и удобнее этого для исполнения? К деланию добра все нас должно побуждать: и разум, и совесть, и закон нашего Спасителя, а от делания зла все должно нас отвращать, так как зло несвойственно человеку, созданному для добра.
   III. Таковы советы святителя Митрофана для получения каждому из нас богатства, здоровья и спасения. Советы верные, испытаиные им самим. Он, по званию своему, был епископом города Воронежа и получал по своему времени небольшое денежное вознаграждение за свои труды; но как хранил умеренность во всем, то был богат, так что не раз помогал императору Петру, нуждавшемуся в деньгах для сооружения флота против неверных. Святитель Митрофан воздержно ел, мало пил и, доживя до глубокой старости, умер 80 лет. Творил в жизни всем и каждому благо, а злаго удалялся, и за это Господь душу его вчинил в месте святых, а тело прославил нетлением и чудотворением, так что святитель не только с верою притекающих к цельбоносным мощам его, но и далече отстоящих исцеляет от разных болезней. (Сост. Г. Д-ко по Воскресн. чт.).

Поучение 3-е. Святитель Митрфан воронежский.

(Христианския средства для приобретения богатства).
   I. Святитель Митрофан, в честь котораго собрались мы, братие, ныне в сей храм, пред своею смертию написал духовное завещание, которое составляет замечательный памятник архипастырской деятельности святителя. В нем святитель преподает советы пастырям церкви, судиям, начальникам, а в заключение завещания всем христианам говорит: «употреби труд, храни мерность: богат будеши. Воздержно пий, мало яждь: здрав будеши. Твори благо, бегай злаго: спасен будеши». Кратко это заключение, но оно, обнимая блага временной и вечной жизни, поражает каждаго внимательнаго христианина своею глубиною и меткостию.
   II. В назидание наше сегодня остановим внимание на первой части приведеннаго заключения из завещания святителя Митрофана, которая каждому из нас говорит: «употреби труд, храни мерность: богат будеши».
    Богатство — вот благо, которое многие из нас ставят выше всех благ на земле, — в котором полагают свое счастие и за которым гоняются всю жизнь с неослабным усердием. И чего только не предпринимают люди для приобретения богатства? То они отказывают себе в удовлетворении самых насущных потребностей и мало-по-малу впадают в скупость, которая омрачает ум и изсушает сердце, делает человека жестоким и несострадательным к чужим горестям, заставляет его алчными взорами глядеть на всякое чужое добро. То они пускаются в легкомысленныя и нечестныя предприятия, расчитывая на скорую и легкую наживу, а вместо того теряя иногда то, чем владели. То они мечтают о больших выигрышах и бросаются на всякие благотворительные розыгрыши не для того, чтобы оказать помощь страждущим, а для того только, чтобы достать крупный выигрыш. То они для скорейшей наживы пускаются на разные обманы и подлоги, воровство и иногда даже убийство. Стремление быстро наживать состояние породило у нас такое множество всякой подделки в нашей пище, питии и одежде, что мы живем под страхом за свое здоровье, а потому и за свою жизнь. Таким образом от всех хлопот о приобретении богатства страдают и мучатся все: и те, которые наживают, и те, на чей счет наживаются. А между тем, как просты и общедоступны те средства для снискания богатства, которыя предлагает великий воронежский святитель Митрофан. «Употреби труд, храни мерность: богат будеши», говорит он.
   а) Итак кто из вас, братие, хочет быть богатым, тот пусть будет трудолюбивым. Труд телесный развивает и укрепляет наши силы телесныя, а труд умственный развивает и укрепляет силы душевныя. Труд упорядочивает нашу жизнь, научая нас ценить отдохновение от трудов и заставляя нас искать отдыха во время. Ленивому и бездеятельному никогда не бывает отдых так сладок и так полезен, как человеку трудящемуся. Труд дает человеку крепкий сон, ободряющий и укрепляющий его; труд делает для человека самую простую и неизысканную пищу вкусною и питательною. Труд дает человеку цветущее здоровье, доброе расположение духа, а отсюда — долголетнее и мирное житие. Спокойна совесть у человека, заработывающаго хлеб своими трудами. Миром и покоем душевным и телесным благословляет Бог трудолюбивыя семейства, в трудах навыкающия чтить Бога и Господа, святую церковь и ея установления, повиноваться власти и закону. Труд потому имеет огромное значение государственное. Силен и крепок тот народ, в котором все трудятся над делами своего звания, как пчелы в улье, и не находят никакого удовольствия в бездействии и тунеядстве. Мощно то царство, где каждый честно работает над чем нибудь и никто не стремится жить без труда на счет других. Общее народное благосостояние есть удел такого счастливаго царства. Вот где наше народное личное богатство — в труде. Трудись и будешь богат здоровьем и силами телесными и душевными; трудись — и будешь богат благами земными — плодами трудов твоих; трудись и будешь богат бодростию и веселием; трудись и будешь богат миром и спокойствием внешним и внутренним; трудись всякий по силам и вноси свою долю в общее богатство народа и царства, к которому принадлежишь.
   б) Если к труду присоединить другое средство для приобретения богатства, указанное святителем Митрофаном и названное им «мерностию», то каждому, пользующемуся этими средствами, можно считать себя обезпеченным в жизни. Мерность есть умеренность во всем. Каждому из нас во всем: в трудах и занятиях, в пище и одежде, в удовольствиях и развлечениях, в забавах и увеселениях также, как в скорбях и печалях, нужно знать меру и из пределов ея не выходить. Умеренность может ограничить наши телесныя потребности до весьма малых размеров. Умеренность даст нам такое довольство малым, какого часто не имеют люди, обладающие несметными средствами. Умеренность избавит нас от крайне вреднаго недовольства своим состоянием и даже «разочарования», жизнию, от зависти, вражды и ссор, предохранит нас от объядения и пьянства, спасет нас от всех других плотских страстей и пороков. Умеренность заставит нас в самых трудах не доходить до изнеможения, не браться за занятия непосильныя, а потому вредныя для нас. Умеренность не допустит, чтобы мы проводили время в разлуке и непристойном веселье. Умеренность и в горе даст бодрость и силу перенести его, обращая наше сердце к Тому, Кто по премудрым планам, устрояя наше спасение, посылает нам разныя скорби, дабы избавить нас от порочной жизни, дабы отвлечь от пристрастия к земле и плоти и предотвратить от разных опасных для нас искушений. При умеренности во всем образе жизни, сколько сбережется у человека и сил, и здоровья, и средств! Воистину в ней великое богатство для всякаго из нас. Будь, возлюбленный брат, умерен во всем в жизни — и ты будешь доволен своим жребием, здоров, весел и счастлив, на сколько то доступно человеку в здешней жизни.
   Чтобы убедиться в том, что слова святителя Митрофана о труде и умеренности справедливы, нам, братие, стоит только оглянуться кругом себя. Кто у нас беден и нищ, кто скитается по всему свету без дела и занятий, составляя бремя для отдельных лиц и целых обществ? Тот, кто не хочет трудиться, — кто приобык к нищенству, обратившемуся в постыдное ремесло, — кто предается пьянству и всякому невоздержанию, — кого родители с юных лет не приучили к труду и на кого не наложили узду умеренности и воздержания. Бедны и нищи, жалки и несчастны такие люди.
   В нынешнее время, когда почти все жалуются на тяготы и беды жизни, примем все к сердцу наставление великаго святителя Митрофана о труде и умеренности. Не без оснований, в укор нашему времени, как на причину наших бед часто указывают на Божие наказание за то, что люди не хотят жить по Божьему закону: трудолюбиво и честно, умеренно и воздержно. Земледельцы не видят хороших урожаев на своих нивах потому, что не хотят должным образом обработать свою кормилицу — землю. Ремесленники и фабричные рабочие живут в бедности и убожестве потому, что не только воскресные и праздничные дни посвящают не Богу и заботе о душе своей, а даже и многие рабочие дни проводят в пьянстве и распутстве. И торговцы часто не богатеют потому, что не хотят по совести и для Бога богатеть, а лишь для того, чтобы проводить жизнь в неумеренной роскоши и удовольствиях.
   III. Помолимся, братие, великому угоднику Божию, святителю Митрофану, да поможет он своим ходатайством пред Богом всем сынам России приобрести и сохранить добрые навыки к труду и умеренности. И все мы постараемся всеми силами в жизни следовать завещанию святителя: «употреби труд, храни мерность». Аминь. (Извлеч. из «Слов, речей и поучений» прот. Е. Мегорскаго с небольш. допол. и изменениями).

Поучение 4-ое. Преподобный Амфилохий Иконийский.

(И. Христос есть истинный Сын Божий).
   I. Преподобный Амфилохий, память коего ныне, жил в IV веке и был современником и другом Василия Великаго и Григория Богослова. Первоначально он занимал должность адвоката в каппадокийском городе Деокесарии. В 373 году он оставил мир и удалился в пустыню. Но не долго пробыл он в уединении; через год иконийские христиане пожелали иметь его епископом. Амфилохий сначала отказывался, чувствуя себя недостойным священнаго сана; но так как друзья его настаивали на избрании и особенно Василий Великий советовал ему принять епископство, то Амфилохий уступил общему желанию. Деятельность Амфилохия на пользу церкви была поистине неутомима. В 381 году он присутствовал на втором вселенском соборе для утверждения истинной веры против Македония, нечестиво учившаго о Св. Духе, в 383 году он предпринял путешествие в Константинополь и просил императора Феодосия запретить арианам (отвергавшим божественное достоинство Сына Божия) публичныя собрания. Император нашел эту меру слишком строгою и отказался исполнить просьбу святителя. Тогда Амфилохий поступил очень смело. Прийдя во дворец, он приветствовал Феодосия как должно, а сына его Аркадия небрежно потрепал по щеке, сказав: «здравствуй, дитя». Феодосий остался очень недоволен и приказал Амфилохию приветствовать Аркадия, как царскаго сына: но Амфилохий отвечал, что достаточно чести, оказанной ему самому. Разгневанный император приказал Амфилохию немедленно оставить дворец. «Видишь, государь», сказал святитель, «как оскорбляет тебя то, что я не оказал должной почести твоему сыну; поверь же, что и Бог не потерпит тех, которые унижают Сына Его Единороднаго». Феодосий понял урок, просил извинения у Амфилохия и затем издал указ, котораго тот желал.
   II. Так, братие, преподобный Амфилохий твердо исповедывал догмат о том, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. О сем будет и наше слово.
   а) Иисус Христос есть Сын Божий. Когда архангел благовествовал Деве Марии преестественное зачатие, тогда объявил Ей, что рожденный от Нея Сын Иисус наречется Сыном Вышняго или Сыном Божиим. «Сей будет великий», сказал, «и Сын Вышняго наречется» (Лук. 1: 32). Небесный Отец божественным гласом Своим дважды свидетельствовал, сперва на Иордане, потом на Фаворе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Матф. 3: 17, 17: 5). Сам Иисус Христос ясно говорит о Себе в евангелии, что Он — Сын Божий, и Бог — Его Отец. Так Он объявляет Себя Сыном Божиим исцеленному Им слепорожденному (Иоан. 9: 35), в продолжительных беседах с иудеями (Иоан. гл. 5, 6, 7, 8, 10) и на суде в дому первосвященника (Матф. 26: 63), и везде именует Бога Отцем Своим. Святые апостолы, еще до воскресения Иисуса Христа, исповедывали Его Сыном Божиим. Петр говорит ко Христу: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Матф. 16: 16), Нафанаил: «Ты еси Сын Божий» (Иоан. 1: 49), и все ученики совокупно: «воистину Божий Сын еси» (Матф. 14: 33). Так они исповедывали и учили о Христе и по воскресении и вознесении Его на небо. Апостол Иоанн Богослов пишет: «сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа» (Иоан. 3: 23); «иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и той в Боге» (Иоан. 4: 15). Так учила о Христе и веровала с самых времен апостольских и ныне неизменно верует вся православная христианская церков, исповедуя Его истинным Сыном Божиим.
   б) Иисус Христос есть Сын Божий Единородный. Св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» (Иоан. 3: 16); «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца» (Иоан. 1: 14). И апостол Павел пишет: «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены» (Гал. 4: 4). А хотя и все верующие в Бога и Господа Иисуса Христа получают право именоваться сынами Божиими, как говорит евангелист Иоанн: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» (Иоан. 1: 12); «возлюбленнии, ныне чада Божия есмы» (Иоан. 3: 2); однако они делаются таковыми не по естеству, а по благодати. «Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе» (Гал. 3: 26), говорит апостол Павел. По естеству же единый истинный и Единородный Сын Бога Отца есть Иисус Христос.
   в) Иисус Христос есть Сын Божий прежде век рожденный от Отца. Сам Богь Отец говорит к Сыну Своему у псалмопевца: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109: 3), и еще: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2: 7). Также св. церковь исповедует о Сыне Божием Иисусе Христе, когда поет: «прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову, воплотщемуся от Девы Марии, приидите поклонимся» (1 стих. на вел. веч. 2 гл). Сын Божий не как тварь произошел от Творца, но как Бог от Бога, и не во времени родился, но безлетно, как свет от света, возиял от Отца. Посему Иисус Христос, по Божеству Своему, есть безначальнаго Отца собезначальный Сын, от Превечнаго Превечный, от Бога Бог. О вечности Сына Божия Иисуса Христа так говорит св. евангелист Иоанн Богослов: «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоанн. 1: 1); и Сам Иисус Христос показывает предвечное Свое бытие с Богом Отцем, когда в молитвенной беседе к Отцу Своему говорит: «и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Иоан. 17: 5).
   г) Иисус Христос есть Сын Божий единосущный Отцу. Безлетно родившись от Бога Отца, Сын Божий Иисус Христос имеет единое с Богом Отцем существо, и, по единству божественнаго существа, Он с Богом Отцем есть единый нераздельный Бог. Сам Иисус Христос засвидетельствовал единство Своего существа с Богом Отцем. «Аз и Отец», говорит, «едино есма» (Иоан. 10: 30). Итак Иисус Христос есть истинный сын Божий, Единородный, прежде век рожденный от Отца и единосущный Богу Отцу.
   III. Братие! Веруйте, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Исповедуйте Его Божество, непостижимую премудрость, безконечную державу и силу. Возсылайте Ему вкупе с Богом Отцем славу, честь и поклонение. «Знайте Бога истиннаго», небеснаго Отца, «и пребудьте во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истиный Бог, и живот вечный». (Иоан. 5; 20). Аминь. (Сост. по Ч. М. и кн. «Сеят. Благоч». прот. Нордова. т. I, изд. 1891).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS