Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Пятый день. Св. Иона, архиеп. новгородский. Св. муж апостольский Ерма.

18.11.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Св. Иона, архиеп. новгородский.

(О пути ко спасению).
   I. Святый Иона, архиепископ новгородский, память коего совершается ныне, в мире — Иоанн, родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротото, был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать священное писание, чем играть с товарищами детства. Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которых был Иоанн, проходил юродивый, Михаил клопский. Мальчики дергали его за одежду и бросали в него грязью; но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивый взял его на руки и сказал: «учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода». Предсказание сбылось. Достигнув совершеннаго возраста, Иоанн «решился вступить на путь спасения», по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро он постригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгорода и, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородский архиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемники ему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу церкви, давал всем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Св. Иона 30 лет правил новгородской паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончался в глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви святаго Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением.
   II. Мы сказали, что св. Иона, достигнув совершеннолетия, вступил на путь спасения, по которому и шел неуклонно во всю свою жизнь.
    Чем же и как можно спастись и нам?
   а) Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой православной церкви, быть ея верным сыном, во всем покоряться ея установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей, и т. д. Если кто не повинуется церкви, если кто по духу противления или гордости отделился от церкви, если кто раскольник: то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующагося церкви с идолопоклонником: «аще кто церковь преслушает», сказал Он, «буди тебе якоже язычник и мытарь» (Матф. 18:17). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол: а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением». Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился И. Христу. Истинное смирение — от послушания, сказал св. Иоанн лествичник, как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» (Филип. 2:8). Без послушания церкви нет смирения; без смирения нет спасения, «смирихся, и спасе мя», сказал пророк (Пс. И14, 5).
   б) Кто хочет спастись, тот должен, далее, хотя понемногу, но часто молиться Богу. В будни молись Богу дома, если дела житейския и служба не позволяют отправиться в храм Божий; утром — возстав от сна; на ночь — отходя ко сну, — пред обедом и пред ужином. В праздничные и воскресные дни должно принимать участие в общественных церковных молитвах. Великое счастие для грешнаго человека, что ему дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтоб Бог простил ему грехи и даровал спасение. Давид был славный и богатый царь, был вместе и пророк, но одного просил у Господа: «едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4). Святые отцы называют молитву материю всех добродетелей, потому что ею можно испросить у милосердаго Господа все прочия добродетели, все блага временныя и вечныя, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите», сказал Он, «и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам».
   в) Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню духовную и телесную и вообще любить ближних как самого себя. Духовная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т. е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними, а также в заботе нашей о спасении души ближних, напр. о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждою, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «блаженни милостивии, яко тии помиловани будут» (Матф. 5:7), то есть, спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых (Иоан. 2:13), то есть, немилостивым не спастись.
   г) Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу, Котораго он должен любить превыше всего, тщательное раскаяние в своих согрешениях как при ежедневных молитвах своих, так, в особенности, пред отцом духовным при таинстве исповеди. Возвещает Боговдохновенный пророк: «беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31:5). — Вникните в порядок слов, изреченных Святым Духом: сперва человек познает грехи свои, что достигается благочестивым разсматриванием самого себя; потом он отвергает те оправдания, которыми лукавая совесть обыкновенно старается извинить грех свой; наконец кающийся человек делается обвинителем самого себя и высказывает Господу, при свидетеле-духовнике, все согрешения свои, отнюдь не щадя своего самолюбия. Тогда он получает от Бога прощение беззаконий своих. Апостол сказал: «аще исповедаем грехи наши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды». (Посл. Иоан. 1:9). По очищении себя исповедию пред отцом духовным, положив крепкое намерение впредь не грешить и во всяком случае сильно бороться с искушениями ко греху, должно со страхом Божиим, верою и любовию приобщиться всесвятаго тела Христова и всесвятой крови Христовой, что вполне необходимо для спасения. Господь сказал: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго», «ни пиете крови Его, живота не имате в себе», т. е. не имеете спасения. «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный», т. е. имеет спасение (Иоан. 6:53, 54). Должно исповедываться и приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Еслиж, к сожалению и несчастию, житейския заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год.
   д) Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которыя будут ему попущены во время сего краткаго земного странствования. Случится ли неурожай, или и созревший уже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезнь своя и членов семейства, смерть кого либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение и обиды от сильнаго человека: все это должно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления. Господь заповедал нам «в терпении нашем стяжавать души наши» (Лук. 21:19); «претерпевый до конца», сказал Он, «той спасется» (Матф. 24:13). Посылаемыя Богом скорби — верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. «Аз», засвидетельствовал Господь, «ихже аще люблю обличаю и наказую» (Апок. 3:19). По этой причине апостол так утешает скорбящаго и страждущаго: «сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабевай, от Него обличаем. Его же бо любит Господь наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог» (Евр. 12:5. 6. 7). Таково достоинство скорбей земных, когда оне переносятся с благодушием! оне дар Божий (Фил. 1:29)! оне признак усыновления христианина Богу! — Чтоб научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами благоразумнаго разбойника: «достойное по делом моим приемлю; помяни мя», «Господи, во царствии Твоем» (Лук. 23:42). Так же полезно вспоминать и повторять слова многоболезненнаго Иова: «благая от руки Господни прияхом, злых ли не стерпим» (Иов. 2:10)? «яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во веки» (1, 21).
   е) Желающему спастись необходимо заниматься чтением божественных книг. «Блажен муж», сказал святый пророк Давид, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни вся воля его», «и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:1. 2). Ум наш, как омраченный грехом, никак не может удовлетвориться по отношению к спасению собственными помышлениями, немощными, колеблющимися, обманчивыми: ему необходимо — посредством внимательнаго чтения, или тщательнаго слышания слова Божия заимствовать из него помышления Божественныя, и вразумляться ими. Святые отцы назвали чтение и слышание слова Божия царем всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховныя страсти, живущия и действующия в поврежденном естестве нашем, открывает все ухищрения их, разоблачает злобу, когда она, для оболыцения нашего, прикрывается личиною добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.
   III. Спасайтесь, братия, спасайтесь! Земная жизнь каждаго из нас очень коротка, — не видать как пройдет. Не видать, как подкрадется к каждому из нас смерть.
   Братия! Кто из вас доселе жил благочестно: тот да продолжает таковое жительство. Кто доселе позволял себе проводить жизнь греховную: тот да принесет покаяние и отселе да начнет проводить жизнь добродетельную, всемерно бегая грехов, без чего не возможно спасение. «Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иезек. 33:11). Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по кн. «Поучения» Игнатия, еп. кавказскаго и черноморскаго. С.-Петерб. 1863 г. стр. 278 и Ч. М.). 

Поучение 2-ое. Св. муж апостольский Ерма.

(Видение св. Ермою церкви под видом строющейся башни и нравственные уроки отсюда для верующих).
   I. Св. Ерма, память коего совершается ныне, жил во времена апостолов в Риме. Он был известен апостолу Павлу и похваляется им в послании к римлянам (гл. 16, 14) в числе лучших христиан римских. Отличительное свойство его души составляли преискренняя простота веры и безпрекословная покорность внушениям Божиим. Эти качества сердца привлекли на него особенное Божие благоволение, и Господь удостоил его особенных видений и откровений, из которых слагается вся жизнь его. Так как эти дивныя знамения Божии, назидательныя сами по себе, сопровождались и назидательными толкованиями, то Ерма получил повеление описать все, что ему было открыто, на пользу всей святой церкви Божией. Ерма исполнил повеление и составил книгу, которую наименовал «Пастырем которая, в первыя времена, читалась в церквах на ряду с апостольскими писаниями.
   II. Мы намерены разсказать вам, возлюбл. бр., одно видение св. Ермы.
   Явившаяся в сновидении Ерме старица, под которой нужно разуметь церковь, показала ему великую башню, которую строили над водами из блестящих четвероугольных камней. — Прошу вас, братие, обратить внимание на построение этой башни, в нем сущность сего видения.— План башни был четвероугольный. Строили ее шесть юношей, многия тысячи других людей носили камни. Кто извлекал эти камни из глубины вод, кто брал на земле, и принося, подавал тем шести юношам. Камни, извлекаемые из глубины вод, были совершенно отесаны, так что их оставалось только класть. Они так хорошо соединялись с другими, что в месте соединения не видно было и рубцев, и башня казалась составленною из одного камня. Что касается до камней, приносимых с земли, то между ними были такие, которые юноши употребляли на строение, и были такие, которые они отбрасывали и разбивали. Вокруг башни виднелось много негодных камней, потому что одни были неровны, другие с трещинами, третьи белы, но круглы, так что не было возможности приладить их к постройке. Некоторые из негодных камней были бросаемы далеко от башни и падали к дороге, где однакож не останавливались, но катились далее в пустыню, другие падали в огонь и горели, третьи падали близ воды, но не могли скатиться в нее, какия усилия, по-видимому, ни употребляли на то. Вокруг здания стояли семь жен.
   Изумляясь всему происходившему, Ерма просил старицу объяснить ему, что значит все им виденное.
   а) Старица сказала: «башня, которую ты видишь устрояемую, это я сама, т. е. церковь. Ее строят над водою потому, что вы спасаетесь водою с призыванием имени Преславныя Троицы. (Этим она указывала на крещение). Шесть юношей, строящих башню, суть шесть ангелов Божиих, коим Он дал власть над всеми тварями. И те, что приносят камни, суть тоже ангелы Божии, но первые выше их. Когда здание будет окончено, они все вместе составят празднество пред Богом и прославят Бога».
   б) Послушай теперь, что значат камни!
    Камни белые четвероугольные, которые хорошо укладаются при постройке, суть апостолы, епископы, учители, священники и диаконы, живые ли то, или умершие уже, которые исполняли и исполняют свой долг со всею святостию и с неусыпною попечительностию об избранных Божиих, тщательно сохраняя и согласие между собою.
    Камни, извлекаемые из глубины вод и как бы сливающиеся с зданием при кладке, суть те из умерших, кои страдали за имя Господне.
    Камни, приносимые с земли и употребляемые в здание, суть новообращенные верные.
    Из отбрасываемых камней, те, кои падают подле башни, означают согрешающих по крещении, чувствующих однакож сокрушение и готовых принести покаяние. Если они покаются, пока строение продолжается, они могут быть употреблены на постройку; но когда построение завершится однажды навсегда, они уже не найдут там себе места.
    Затем камни, кои, разбивши, далеко бросают от башни, суть люди злые, принявшие веру притворно, не изменивши ничего из прежних нравов своих. Такие не могут быть употреблены на постройку, и им нет спасения.
    Что касается до других негодных камней, то неровные означают тех, кои познали истину, но не пребыли ей верными и не заботились войти в един дух со всеми святыми.
    Растреснутые — означают тех, кои питают раздор в сердце своем и мир имеют с другими только по видимости.
    Камни, слишком малые, суть те, кои приняли веру, но удержали большую часть своих прежних пороков.
    Камни белые и круглые суть богачи, оставшиеся пристрастными к богатству и по принятии веры. — Когда настанет гонение, они, из-за своего богатства, отрекутся от Господа. Они могут годиться в постройку не иначе, как когда будут отсечены их пристрастия, подобно тому, как у круглых камней надо обсечь бока, чтоб они годились в здание. По себе самому посуди, Ерма, прибавила старица; — когда ты был богат, ты был негож, а теперь ты способен к жизни. — Ты ведь из числа этих камней.
   Послушайте, что значат и остальные камни. — Камни, отбрасываемые далеко от башни, катящиеся к дороге и оттуда в пустыню, суть те, кои уверовали, но, по своему суемудрию, уклонились от перваго пути и устремились неизвество куда, мечтая там найти путь лучший: они блуждают, бедные, не находя себе покоя.
    Камни, падающие в огонь, суть те, кои навсегда отпали от присноживаго Бога. Они так преданы порокам и страстям, что им и на мысль не приходит принесть когда либо покаяние. Это готовая уже пища огня геенскаго.
    Камни, падающие близ воды и немогущие скатиться в нее, суть те, кои, слыша слово Божие, желают крещения; но когда потом подумают о святости, требуемой верою, тотчас возвращаются вспять и падают в прежния страсти. Так церковь объяснила Ерме видение башни.
   в) Потом она показала ему еще семь жен, окружавших сие здание. Первая была вера, за нею ея дщерь — воздержание, далее следовали одне за другими — простота, невинность, кротость, строгая во всем исправность и любовь. Из них каждая есть дщерь предыдущей: простота — дщерь воздержания, невинность — дщерь простоты, — и так далее. Они поддерживали башню и открывали в нее вход тем, кои служили им самим, т. е. тем, кои отличались сими добродетелями.
   III. Всмотритесь, братие, внимательнее в видение башни — церкви; оно весьма назидательно! — Все мы христиане предназначены войти в состав тела церкви. Войдем ли?! Даруй Господи!.. Но для сего позаботимся явить себя похожими на камни белые и четвероугольные — полированные, то есть позаботимся хранить святую веру, убеляющую, внедрить в сердце стройное сочетание добродетелей чистых и совершенных, и да не будет между нами камней необтесанных, ни расколотых, ни круглых и никаких других, негодных в постройку Аминь. (Сост. Г. Д-ко по кн. «Слова к тамб. пастве» преосвященнаго Феофана-затворника).

Поучение 3-е. Св. Ерма, муж апостольский.

(Изложение заповедей, соблюдением которых можно спасти свою душу).
   I. В день св. Ермы, мужа апостольскаго, котораго весьма хвалит св. ап. Павел (Рим. 16. 14), известнаго своей книгой под названием «Пастырь», которая в первые века читалась даже в церквах на ряду с апостольскими посланиями, думается нам, будет полезно ознакомиться с теми душеспасительными заповедями, которыя изложены в этой книге, исполняя которыя можно спасти свою душу. Думаем, что слово апостольскаго мужа будет убедительнее для вас нашего немощнаго разглагольствия. К изложению их он приступает так:
   II. «Молился я, говорит он, у себя дома и сел потом на ложе свое. — Вот вижу, входит муж, видом своим внушавший уважение, в одежде пастушеской. На нем накинут был белый плащ, котомка висела за плечами его и палка была в руках у него. Он приветствовал меня, приветствовал и я его. За тем он сел подле меня и сказал: я послан к тебе, чтоб пребыть с тобою все остальное время жизни твоей. — Когда он сказал это, мне подумалось, что он искушает меня, и я спросил его: кто же ты? — ибо того, кому я вверен, я хорошо знаю. Так ты меня не узнаешь? спросил он. Нет, отвечал я. Я и есть тот пастырь, которому ты вверен, сказал он. С этим словом он изменился в лице и я узнал в нем моего ангела-хранителя. Мне стало стыдно, страх и скорбь начали тревожить меня; — но он успокоил меня, говоря: «не бойся. Я послан указать тебе все, чем можешь ты спасти душу свою. Выслушай внимательно и запиши все для памяти, чтоб, перечитывая то время от времени, ты освежал мысли свои тем и укреплял шаткую волю твою. Если от чистаго сердца будешь сохранять все, открываемое тебе, то получишь от Господа все блага, какия обетовал Он верным Своим. Если же, выслушав мои наставления, ты не только не исправишься, а напротив станешь прилагать грехи ко грехам, то беду за бедою пошлет на тебя Господь, пока не сокрушит или сердца твоего, илн костей твоих».
   Сказав это, пастырь мой, ангел покаяния, предложил мне двенадцать заповедей, в следующем порядке:
   1) Веруй во единаго Бога, в Троице покланяемаго, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым, Который из ничего воззвал к бытию все твари и даровал им столько совершенств, сколько каждая из них вместить может
   2) Живи в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив — помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь
   3) Слово гнило да не исходит из уст твоих: люби истину и убегай лжи.
   4) Как зеницу ока, храни супружескую верность, ибо это непреложный закон Творца, быть чистым и непорочным пред лицем Его или в девстве или в честно-хранимом супружестве. Женился, не ищи разрешения, или другой жены; положил быть в девстве, не ищи жены. Тоже когда умрет муж или жена, пережившая половина не грешит, когда вступает во второй брак; но большей сподобляется чести от Бога, когда решается хранить вдовство, в чистоте и непорочности.
   «При этих словах, говорит Ерма, я спросил его: что же делать тому, кто согрешит?» — Каяться, отвечал мне ангел — пастырь. «Говорю ему: я слышал, что кроме крещения нет другого покаяния, что, погружаясь в воды пакибытия, мы получаем отпущение всех грехов, и никак не должны уже после того грешить». Ангел отвечал мне: крещение не называется покаянием. Покаяние Бог установил для тех, кои, будучи чрез крещение призваны в число верующих, падают потом в грехи, по козням диавола. — Бог милостивый приемлет покаяние таковых; но надо знать, что частое падение в грех, исправляемое даже частым покаянием, делает подозрительным самое покаяние; — и можно наконец упасть так, что после того падения не будет возможности встать снова и начать жить для Бога. Сего да страшится всякий, легкомысленно смотрящий на грехи. Сказав сие, пастырь начал снова продолжать указание спасительных для нас заповедей Божиих:
   5) Идя путем заповедей не можешь миновать препятствий и трудов Мужайся; и да крепится сердце твое: терпи в делании добрых дел и перенесении всех на пути сем неприятностей.
   6) Помни, что при каждом человеке есть два ангела — добрый и злой. Один влечет его к делам добрым, а другой к грехам и порокам. Внимай же себе, и к первому склоняйся, а второго отревай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе в ту пору уроки и хочет властвовать над тобою.
   7) Единаго Бога — Творца и Промыслителя и Спасителя твоего бойся, и пустою страшливостию темных сил не унижай своей детской Ему преданности и своего крепкаго на Него упования.
   8) Попекись явить себя ревностным исполнителем всех без исключения заповедей Божиих и тщательным творцем всех дел, какия ангел внушит сердцу твоему, или укажет сочетание обстоятельств жизни твоей, — и будешь сын в дому Божием, а не раб.
   9) Молись, преутруждай себя в молитве, непрестанно молись, чтобы всякий раз, как нужно, свыше сходила на тебя сила — творить добро, и помощь — уклоняться от зла. Молитва делает земнороднаго небожителем и одевает его небесною чистотою и святостию.
   10) Бегай ложных пророков — гадателей и волхвов, (спиритов,т.е.. вызывателей духов, кои тогда в большом являлись количестве. Из числа их был и Симон волхв с своими учениками), чрез коих враг губит рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же, к капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренно верует и предал себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковый неба ищет; а гадают обычно б одном земном.
   11) Учительницею, единственною учительницею да будет тебе церковь Бога жива — столп и утверждение истины. В ней свет непреложно-истиннаго ведения. — Вне ея мрак и тьма. Там князь мира поставил учительскую кафедру свою и ослепляет разумы внимающих ему и не хотящих слушать голоса церкви ради того, что они светские.
   Вот тебе проба: что разногласит с учением церкви, то есть голос отца лжи! — Внимай и блюди себя чистым от сего падения. — Вот и еще признак! слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживых воздымает мечты и сомнения, и как соленая вода разжигает жажду знания, запирая ум как пленника в неопределенной мрачной пустыне.
   12) Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребнаго. В час нужный, и без спроса твоего, он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Берегись, однакож, и здесь духов лестчих. Смирение и тихость украшают истиннаго руководителя. Где же помпа,т.е.. внешний блеск в слове и жизни, там лесть. Внимай сему и спасешься.
   «Вот все двенадцать заповедей, которыя дал мне ангел-пастырь», заключает Ерма. — «Выслушав их, я сказал ему: прекрасныя правила, но есть ли человек, который мог бы исполнить их, как следует? На это ангел отвечал мне: прими их сердцем в простоте, без размышления, и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но коль скоро станешь разлагать в уме своем, можно ли и как можно выполнить то и другое, и нелъзя ли как-нибудь высвободиться из-под сего ига, подкрадется враг, вложит разслабление в сердце твое и сделает тебя неспособным ни к какому добру. — Но что много говорить!.. Знай, что если не исполнишь чего, нет тебе спасения, нет спасения ни тебе, ни детям твоим, ни семейству твоему. Сказав сие, ангел изменился в лице своем и сделался столь страшным, что я не знаю, есть ли кто, кто бы в состоянии был снести взор его в сию минуту. Я испугался. — Ангел, видя мое смущение, начал говорить кротко ко мне, с лицем способным разлить отраду в сердце: — «как это думаешь и говоришь ты? — Забыл разве ты всемогущество Божие! — Возможно ли, чтоб Тот, Кто все покорил под ноги твои, не дал тебе сил исполнять заповеди Его? — Знай же, что кто имеет всегда Бога в сердце своем, тот легко исполнит заповеди сии. Кто же имеет Его только на конце языка своего, тот падет под тяжестию их, считая их невыполнимыми». Я «заметил на это: кто не просит у Бога сил, чтоб исполнять св. заповеди Его? — Но враг силен: он искушает рабов Божиих и держит их в своей власти. — «Нет, отвечал на это мне ангел, враг не имеет никакой власти над рабами Божиими. Тех, кои веруют в Бога от всего сердца своего, он может искушать, но не властвовать над ними. Противостань ему с мужеством, и он убежит от тебя». Тем кончились наставления ангельския, изложенныя во второй кните св. Ермы под названием: «Пастырь».
   III. С своей стороны не осмеливаемся прибавить что либо ко всему сему! — говорит ученик апостолов, муж апостольский. И в самом деле, к чему тут вялое слово наше? — Одно только скажем: как утешительно знать, что и в наше время говорят то же, что говорили при апостолах, непосредственно после апостолов и что, следовательно, в продолжение восьмнадцати с половиною веков в церкви Божией слышалось неизменным одно и то же слово истины.
   Если теперь при двоих и трех свидетелях станет всяк глагол; то как крепко должен стоять глагол истины, в церкви Божией проповедуемый, когда за него стоит такой необъятный сонм свидетелей? Братие! Будем молить Господа, да дарует Он благодатную помощь исполнить эти спасительныя наставления, преподанныя чрез св. мужа апостольскаго. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по Словам к тамбовской пастве епископа Феофана).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS