Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Тридцатый день.

13.12.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Св. ап. Андрей Первозванный.

(О средствах к поддержанию в себе духовной радости).
   I. Св. апостол Андрей первозванный, память коего совершается ныне, один из двенадцати апостолов, был рыбарь из города Вифсаиды. Он первый последовал за И. Христом, почему называется «первозванным» и привел к Нему брата своего Симона-Петра. По сошествии Святаго Духа на апостолов, св. Андрей проповедывал веру Христову по берегам Чернаго моря, прошел Понт, Вифинию, Иверию и перенес проповедь свою в Скифию (нынешнюю Новороссию). По преданию, он доходил до Киева и предсказал, что на горах Киевских и во всей стране той возсияет благодать Божия. Он основал церковь в Византии, для которой поставил епископом Стахия. Около 62 года, в городе Патрасе, в Ахаии, скончался крестною смертию.
   Пред смертною казнию при виде креста, сделаннаго, по приказанию проконсула Ахаии Егеата, в виде буквы X (который впоследствии между христианами стал известен под именем андреевскаго креста), св. ап. Андрей с радостию воскликнул: «о, благий кресте, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый, и теперь-то приготовленный для желающей души! — Я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжеством прими меня!» Так взывает св. Андрей первозванный, и в ужасах крестной смерти поставляет свое блаженство!
   II. Св. ап. Андрей первозвавный есть «образец духовной радости христианина»: при виде страшнаго орудия своей мучительной смерти — креста, он не только не пришел в уныние и страх, но напротив весьма обрадовался, что чрез крест может притти к Господу своему в Его блаженное царствие.
   И всякий христианин может всегда радоваться о Господе (Сол. 5:17), в скорби и в счастии, в страданиях и благополучии, во время жизни и перед смертию.
    Какия же средства к поддержанию в себе духовной радости?
   а) Радость, о которой говорим, может быть поддержана в нас, во-первых, благовременным чтением слова Божия. Радует человека приобретение золота, серебра и других драгоценностей; но слово Божие радует благочестиваго несравненно более, сильнее, живее. Испытал на себе это пророк Давид. Он говорит, что закон Господень для него вожделеннее, дороже, приятнее, радостнее «паче тысящь злата и сребра» (Псал. 118:72). Действительно, закон Божий — отрада для души. Он возвышает человека от земли к небу, дает ощущать не только праведнику, но и грешнику, великое духовное утешение. Веселится праведник, зря в святом писании любовь Божию к людям праведным: утешается грешник, видя в глаголах Господних обещание милосердия Божия грешникам кающимся. «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим», восклицает св. царь и пророк Давид (Псал. 118:103).
   б) Второе средство к поддержанию радости духовной есть посещение храмов Божиих. Это дело так радостно для людей, сколько нибудь чистых по сердцу, что одна мысль о приближающемся случае быть во храме Господнем, посетить церковное богослужение, веселит их душу. Это видно из примера царствевнаго пророка Давида. «Возвеселихся», говорит он, «о рекших мне», «в дом Господень пойдем» (Псал. 11:12). По замечанию святаго Златоуста, и видимый храм Господень есть то же, что небо. От этого-то в храмах Божиих особенно действует благодать Божия и, касаясь сердец наших, разсеевает томительный, душевный наш мрак, непрерывно откуда то наносимый, низводит во глубину душ наших новый, светлый луч веры и надежды на милость Божию и таким образом сердца тех благоговейных посетителей церковнаго молитвословия, которые не имели веселия входя во храм, обвеселяет, а радость тех боголюбивых участников общественнаго богослужения, которые и до входа во храм Божий имели в сердце своем благодатное веселие, подкрепляет и возвышает.
   в) Третие средство к поддержанию духовной радости есть воздержание от излишняго употребления пищи и пития. Объядение и пьянство омрачают душу, отягощают сердце, возмущают совесть, а потому и отнимают у человека радость: напротив, воздержание, содействуя просветлению ума, освящению воли, укрощению страстей, предохранению нас от грехов, благоприятствует вместе и поддержанию душевнаго веселия в человеке. Сверх сего, человек воздержный и трезвый удобнее может сохранить и свое здоровье, и свой достаток, и свою честь и мир с ближними: а эти блага жизни, как известно, много споспешествуют к охранению и продолжению радости нашего духа.
   г) Дальнейшее средство к поддержанию духовной радости есть молитва. Источник духовной радости есть Бог. Молитва приближает нас к Богу и, приближая к Богу, поставляет нас в состояние удобно почерпать в Боге радость духовную. При молитвенной близости к Богу, счастливы мы? счастие наше еще более возвышается от мысли о благоволении к нам Божием; несчастны мы? несчастие наше уменьшается от мысли о возможности получить помощь от Всемогущаго Создателя, рекшаго: «просите, и дастся вам» (Мат. 7:7). И еще: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мат. 11:13). Сверх сего домашняя молитва сближая с Богом и давая ощущать Его благость, возбуждает к Нему любовь; а где любовь к Богу, там радость всегда обильная и непрестанно возрастающая.
   д) Более удобное для многих средство к поддержанию духовной радости есть милосердие к бедным и несчастным, обнаруживаемое подаянием, или приветливостию. Эта добродетель самая высокая. Ея преимущественно требовал И. Христос от Своих последователей. «Будите милосерди», говорил Спаситель ученикам Своим, «якоже и Отец ваш небесный милосерд есть» (Лук. 6:36). Поэтому милосердие, как особенно любезная Богу добродетель, производит в душе милосердаго христианина сладкия ощущения, тихую небесную радость.
   е) Сильнейшее затем средство к поддержанию духовной радости есть достойное приобщение святых таин тела и крови Христовой. Эта святыня есть свет, есть жизнь, есть сладчайшая радость души христианской. Как в огне сгорает перо, так в таинственном, радостотворном пламени сей тайны все наши горести истребляются, сердце наше как-бы растопляется, смягчается, обновляется, делается равнодушным ко всему греховному, воскрыляется ко всему небесному, встречает везде веселие, торжествует, блаженствует. Слава милосердому Богу, низведшему в сей тайне рай на землю, и даровавшему нам, в таинственном Своем теле и крови, верное средство к истреблению наших горестей и неисчерпаемый источник духовной радости.
   ж) Наконец, последнее и самое могущественное средство к поддержанию в себе духовной радости есть живое представление благ жизни вечной в царствии Христа и Бога нашего, то средство,которое воодушевляло св. мучеников и давало силу дивному их терпению в муках за Христа.
   «Как чувство здравия неотъемлемо от здороваго, так радость духовная от живущаго духом и похотей плотских несовершающаго, говорит современный великий духовный писатель, епископ Феофан. Это радость спасеннаго, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть; она сама раждается и стоит. Заповедь апостола: «всегда радуйтеся» (1 Сол. 5:18), может быть есть более признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине.
   По уверению Палладия еленопольскаго в "Лавсаике", в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, несмотря на великия пустынныя лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телеснаго. Между ними никого не было скучнаго и печальнаго, и авва Аполлос обычно говорил: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать царство небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться». (Лав. 47, стр. 168). (См» кн. «Толкование послания к галатам», еп. Феофана, Москва, 1875 г., стр. 381).
   III. Воспользуемся, возлюб. бр., этими средствами, достаточными к поддержанию в нас радости духа, и возблагодарим Господа, подающаго нам и радость и средства к продолжению и возвышению этой радости, необходимой для временнаго и вечнаго счастия душ наших. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по"Слов. и реч.» Иакова, архиеп. нижегородск. и арзам., ч. И-я, изд. 4-е, 1853 г., с дополн. из соч. епископа Феофана в указ. месте).

Поучение 2-ое. Св. ап. Андрей Первозванный.

(Призыв верующих ко спасению и наше равнодушие к этому призыву).
   I. Однажды, в первый год Своего общественнаго служения роду человеческому, И. Христос проходил по берегу Галилейскаго озера. Он был тогда еще мало известным для мира Проповедником и только собирал вокруг Себя первых последователей, Своих учеников. Увидевши двух юношей-братьев, Симона, называемаго Петром, и Андрея, закидывавших в море сети, впоследствии ап. Андрея первозваннаго, память коего совершается ныне, Спаситель, как бы мимоходом, сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Братья не стали разспрашивать своего Божественнаго повелителя, кто Он, какою силою приказывает им и куда поведет их за Собою, но тотчас оставили свои сети и последовали за Спасителем. Идя с ними далее, И. Христос увидал еще двух братьев — Иакова и Иоанна, сидевших вместе с отцом своим Зеведеем в лодке и занимавшихся починкою сетей. Прозирающий сердца и утробы человеческия, Сын Божий призвал и этих юношей: и они тотчас же с полною готовностию откликнулись на призывавший их голос: оставили отца, лодку и сети и пошли за Иисусом.
   Вот евангельская история призвания к апостольству первых учеников Спасителя. Как, по-видимому, она проста, но в самом деле как поучительна она для нас, христиан! «Посмотри, говорит св. Иоанн Златоуст, какова была вера и послушание призванных. Все эти четыре человека были люди небогатые, снискивали себе пропитание рыбною ловлею и заняты были своим делом в то время, как мимо их проходил Спаситель. Однако все они, как только услышали призвание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого временй, не сказали: вот мы сходим домой и посоветуемся с родственниками, но, оставив все, последовали за Ним в ту же минуту. Так сильна была их вера в Искупителя, так чиста была их душа, что они по первому голосу безошибочно узнали в призывавшем их Того, о Ком писали Моисей и пророки, но Кого впоследствии отвергли книжники и законники иудейские».
   II. Не всякий ли из нас, исповедующих Бога и Христа, призван со дня своего крещения к последованию за Христом? Не всякий ли должен стремиться к небесной славе, по примеру Христовых апостолов, вслед за святыми угодниками Божиими, ублажаемыми св. церковию? Правда, мы не слышим из уст Самого Спасителя призывающаго нас голоса, как это было с апостолами Петром и Андреем. Но этого достойны были только люди, которым предназначено было уловить вселенную, собрать из людей стадо Христово. Для нас же вполне достаточно и того призыва, который мы слышим в переданных нам апостолами речах и словах Спасителя.
   а) Кто слушает в храме Божием чтение евангелия, тот должен слушать его так, как будто бы говорил Сам И. Христос. Нужно помнить, что в церкви невидимо всегда присутствует между нами Сам Господь по непреложному Его обещанию: «где собраны будут двое или трое во имя Мое, там Я посреди их». Здесь, в церкви Божией, божественный голос Христа раздается во всем: и в совершаемых пред нашими глазами священнодействиях, и в чтении божественных писаний, и пении умилительных церковных песней, и в созерцании святых икон. Все это говорит нашему сердцу, чтобы мы оставили пристрастие к суете мирской, прилепились ко Христу и неотступно следовали за Ним, исполняя Его святую волю. Он стоит при дверях сердца каждаго из нас и стучит, и если кто отверзет двери, входит к тому и вечеряет с ним (Апок. 3:20).
   б) Что другое, как не призыв Божий к покаянию, означают внезапно постигающия нас несчастия в этой жизнм, страшныя явления природы, случающияся с нами по временам, нежданныя милости или угрызения нашей совести? Посему, если кто услышит такой призыв или изнутри себя, или откуда либо со стороны, если кому придет мысль начать «жить по-божьи», тот пусть немедленно приводит эту мысль в исполнение, тот пусть не отлагает святой своей решимости ни под каким предлогом, ни на один день и час, но, «оставльше вся абие», следует за Христом. Не говори: вот поживу еще год для мира, вот устрою свои дела, а там и примусь за угождение Богу. Нет, как поступили Симон и Андрей, услышав призыв Спасителя, так должны поступать и мы. Они даже и сетей своих не прибрали, но просто бросили их, так и мы должны немедля разстаться со всем, что стоит помехою на пути ко спасению, отречься от мирских уз и удовольствий. В самом деле, хорошо ли для христианина неправедныя дела ежечасно, ежеминутно допускать, а сделать что либо доброе, послужить Богу, поработать для спасения своей души, отлагать до будущаго времени? (См. Воскр. день за 1892 г.).
   III. Как же мы относимся, братие-христиане, к обращаемому к нам призыву Христа Спасителя? Следуем ли за Ним, нашим Искупителем, так поспешно и безповоротно, как апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн?
   а) К сожалению, между нынешними христианами совсем почти не стало апостольской ревности. Ныне почти совсем не слышно, чтобы кто либо из нас оставил свои житейския занятия, все свое имущество и всецело посвятил себя на служение Богу и Христу. Ныне, напротив, многие не хотят посвящать на богоугодныя спасительныя дела даже нескольких минут, отказываются ради Христа уделять на пользу нуждающагося ближняго и малой доли своих достатков. Большинство же из нас, современных христиан, правда, с умилением и покорностию, принимают божественное призывание ко спасению, но отлагают исполнение спасительных советов с часу на час, год от году на неопределенное время.
   б) Мирския удовольствия, житейския нужды и греховныя привычки до того привязывают к себе наши сердца, что из-за них мы нередко как бы совсем забываем закон Христов, и не еже бо хощем, доброе творим, но еже не хощем злое, сие содеваем. Как часто из-за какого либо мелочного и ничтожнаго дела многие решаются и службу Божию опустить, а иногда и ближняго обидеть. Да, если заглянуть в нашу жизнь, то мы согласимся, что нас отвлекают от Бога большею частию самыя мелочныя вещи, что между нами из-за самых пустых дел возникают иногда несогласия и распри. А ведь они всегда влекут нас к делам и поступкам, вовсе неизвинительным для последователей И. Христа, Учителя взаимнаго мира и любви.
   Итак, христианин, блуждающий по стогнам и распутиям суетнаго века сего, перестань говорить в оправдание своего нерадения и безпечности о спасении, что мы люди грешные, что мы не можем быть святыми. Нет, не только можем, но и должны сделаться святыми с помощию призывающей ко спасению и всеосвящающей благодати Божией. (Сост. по указ. источ.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS