Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Восьмой день. Собор св. архистратига Михаила и проч. безплотных сил.

21.11.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Собор св. архистратига Михаила и проч. безплотных сил.

(Св. ангелы посылаются Богом в помощь нам и содействуют нам во спасении).
   I. Беседуя с христианами в день, посвященный церковию в честь безплотных сил, мы считаем излишним доказывать, что такия безплотныя силы, которых мы обыкновенно именуем ангелами, действительно существуют. Сомневаться в бытии их может только человек плотяный, который, подобно животным, руководится одними чувствами, а посему не допускает того, чего не видит телесными очами. Но кто живет не по плоти, а по духу, как должен жить каждый христианин, — кто не ограничивает взора своего чувственным и возносится духом выше земного, тот необходимо предполагает и охотно верит тому, что между Богом и человеком должен быть безпредельный ряд существ, которыя по природе и силам гораздо превосходят нас, которыя тем духовнее и совершеннее, чем ближе стоят к Богу, а по ближайшему общению с Ним суть таинники Его советов, первые исполнители Его воли. Таковы ангелы Божии, которых апостол именует служебными духами, посылаемыми «в служение для хотящих наследовати спасение».
   II. а) Слово Божие свидетельствует, что св. небожители, как други, приемлют в нас самое искреннее участие: они радуются о каждом грешнике кающемся и следственно скорбят о нераскаянном (Лук. 15:16), они внемлют нашим молитвам, возносят их к престолу Божию и усиливают своим ходатайством (Апок. 8:3-4), они невидимо присутствуют нам, назирают все наши действия, располагают нас к добру и отклоняют от зла, они ополчаются против врагов нашего спасения, хранят нас во всех путях наших и в нужном случае оказывают благовременную нам помощь (Псал. 90:11). Исчислить все благодатныя действия их, о коих говорит писание, не достанет нам ни времени, ни сил; поэтому укажем для примера только некоторыя.
   Вот «Агарь», раба Саррина, удаленная из дома Авраамова, вместе с малолетним сыном ея Измаилом, заблудилась в пустыне и запас воды ея истощился. Жаждавшему детищу ея угрожала смерть. Несчастнаа матерь, не зная что делать, положила его под деревом, а сама удалилась, чтобы не видеть смерти сына своего. Измаил заплакал, и вдруг явился ангел Божий и сказал Агари: не бойся; ибо услышал Бог глас отрочища твоего. Тогда же отверзе Бог очи ея и она узрела ключ живой воды, которою спасла жизнь Измаилу (Быт. 21:14-19).
   Вот Господь осудил Содом на сожжение и являются ангелы Божии, чтобы спасти праведнаго «Лота» и дщерей его из беззаконнаго града (Быт. 19:11, 12-16). Ирод царь умышляет погубить «Богомладенца Иисуса» и праведному Иосифу опять является ангел с повелением бежать с Отрочатию и Материю во Египет.
   Однажды Ирод царь, желая угодить иудеям, заключил в темницу «ап. Петра» и приказал строго стеречь его, дабы потом торжествеино судить и, вероятно, также умертвить его, как убил Иакова, брата Иоаннова. Но и это намерение не сбылось: ибо в одну ночь, когда Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, а стражи стояли у дверей темницы, вдруг явился в темнице ангел Господень, и, пробудив Петра, велел ему итти за собою. Тогда цепи упали с рук апостола, и он, последуя ангелу, безопасно миновал двойную стражу и благополучно вышел за врата темничныя, которыя сами собою отворились. Так Господь чудесно спас апостола чрез Своего ангела.
   б) Такую же дивную помощь оказывает Господь чрез небесных слуг Своих и ныне, в разных случаях. Если же мы не замечаем сего: то это происходит или от легкомыслия нашего, по коему не обращаем мы внимания на благодатныя действия Божии, или от неразумия нашего, по которому не можем отличить их от обыкновенных действий природы, или от гордости нашей, по которой мы нередко приписываем собственным своим силам то, что происходит по особенному действию Божию и горних исполнителей Его воли. Но то несомненно, что Бог наш «вчера и днесь той же и во веки», а посему и ныне, как древле, посылает Он Своих ангелов «в служение за хотящих наследовати спасение»; несомненно и то, что св. ангелы всегда суть верные Его слуги и добрые духи, а посему они и ныне, как древле, пекутся о всех людях, тем паче о христианах, предназначенных ко спасению, охраняют их от зла, руководят к добру и в разных случаях являют им свою помощь.
   III. Какое же назидание из сего извлечем мы для себя, братия? Очень великое и разнообразное. Если Бог, скажем словами апостола, «всем человеком хощет спастися» (1 Тим. 2:4), и поэтому посылает Своих ангелов «в служение за хотящих наследовати спасение»: то из сего мы должны заключать, что
   а) Спасение очень важно и необходимо для нас. Если Бог и св. ангелы Его так пекутся о нашем спасении; то тем паче мы сами должны заботиться о нем: ибо с ним соединяется вечная участь наша.
   б) Если безплотныя силы, по повелению Божию, содействуют нашему спасению, охраняют нас от зла, укрепляют в добре, наставляют на путь истины и во всех случаях готовы оказать нам нужную помощь: то мы никогда не должны отчаяваться во спасении своем, не должны унывать в злоключениях и ослабевать в добрых подвигах, но должны всегда благодушествовать и мужественно подвизаться против греха ради вечнаго спасения нашего, уповая на помощь Спасителя Бога и святых ангелов Его, невидимо присущих нам. Вот какое назидание, братия, должны мы извлечь для себя из того, что ангелы Божии «суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение!» Не забудем же сего назидания и постараемся обратить его в духовную пользу нашу. Амин. (Сост. по кн. «Избранныя слова и беседы», Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.).

Поучение 2-ое. Собор архистратига Михаила и проч. небесных сил.

(Седмь архангелов Божиих).
   I. В день архангела Михаила и прочих небесных безплотных сил да будет наше слово о седми высших архангелах Божиих.
   II. И на небе, братие, не смотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждаго, нет однакоже того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцем, Богом Сыном и Богом Духом Святым.
   Хотя число ангелов безмерно велико, «тьмы тем», по выражению св. писания; но архангелов только седмь. «Аз есмь един от седми, святых ангелов», — так говорил архангел Рафаил праведному Товиту, — «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов. 12:15). Отчего главных ангелов только седмь — не менее и не более? — Это- тайна творения, доведомая Господу и Творцу ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число — число священное: ибо воззрим ли на царство благодати? — обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь таинств. Посмотрим ли на царство природы? находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения и проч.
   а) Из числа сих седми верховных духов св. церковь первым признает Михаила. «Кто яко Бог?» означает имя его: «кто яко Бог, -» выражают собою и все дела его. Он первый возстал против Люцифера (сатаны), когда сей возстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, — низвержением Денницы с неба. С тех пор архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческаго, за церковь и чад ея. Посему и изображается в воинственном виде, с копием, или мечем в руке, имея под ногами дракона, то есть, духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копия его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему, для тех, кои украшаются именем перваго из архангелов, всего приличнее отличаться ревностию к славе Божией, верностию Царю небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.
   б) Второе место в ряду ангелов принадлежит Гавриилу: имя означающее «силу Божию». Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так — имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, — честь благовестия о сем достается паки Гавриилу. Сей же архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ея всечестнаго Успения. Посему церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая церковь изображает его иногда с райскою в руке ветвию, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутрь коего горит свеща, а в левой — с зерцалом (т. е. зеркалом) из ясписа. Изображает с зерцалом, так как Гавриил вестник судеб Божиих о спасении рода человеческаго; изображает с свещею в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом если кому, то носящим имя Гавриила прилична та «вера Божия» (Марк. 2:23), для коей, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможнаго.
   в) Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьяго архангела; имя по тому самому любезное всем страждущим. В святом писании есть целая книга, в коей описывается, как сей архангел, в виде человека, сопутствовал Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Потому сей архангел и изображается с сосудом врачебным в левой руке, правою рукою ведущий Товию. Весьма поучительны слова, сказанныя сим архангелом при разлучении с семейством Товита: «благо молитва с постом и милостынею и правдою», вещал Рафаил, «милостыня бо от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех; не утаился еси мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов. 12:8. 9. 13) — Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовнаго союза с архангелом.
   г) Четвертаго архангела изображают с мечем в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу; имя его — Уриил, то есть, свет или огнь Божий. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как ангел огня божественнаго, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистыя привязанности земныя. И так это — ваш архангел, люди преданные наукам! Не забывайте, по примеру его, быть служителями не одного света истины, а и огня божественной любви. «Разум кичит», одна «любы созидает» (1 Кор. 8:1).
   д) Пятый архангел есть верховный служитель молитвы, и называется Салафиилом. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши холодныя сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самыя приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе, архангела, стоящаго в молитвенном положении, с очами потупленными долу, с руками приложенными с благоговением к персям: то знайте, что это Салафиил. А видя в таком положении самого архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном — говорю; — ибо у многих нет и этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?..
   е) У шестого архангела в правой руке златой венец, а в левой бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность сего архангела с ликом ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; почему он и называется Эгудиил или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многия — с великим и тяжким. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого «дела» нашего и никакого «труда любве» (Евр. 6:10) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице архангела не напрасно венец: это награда для всякаго христианина,трудящагося в славу Божию.
   ж) Последнему архангелу, — последнему по порядку, а не по достоинству и силе, — богомудрые учители церкви дают название Варахиила. Это ангел благословений Божиих, как то означает его имя; его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божия различны, то и служение сего архангела — многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие. Но только тогда, без сомнения, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных: когда, например, желают иметь чад, дабы воспитать их в страхе Божием; ожидают обилия плодов земных, дабы поделиться ими с бедностию, истаявающею от глада, украсить храм Божий, призреть сираго, искупить должника невиннаго, и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет, и архангел не принесет благословения.
   III. Празднуя собор архангелов и ангелов, мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно, быть или в соборе ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? — Но желая перваго, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с ангелами чрез стяжание мыслей и чувств ангельских.
    Будем же, братие, иметь ревность ко славе Божией подобную Михаиловой, и будем страшиться совершат нечестие, так как этот архангел готов невидимо погубить всякаго нечестивца.
    Будем просвещать ум свой светом познания, посылаемаго арх. Уриилом, но в тоже время будем чистосердечно и простодушно доверять тайнам царства Божия, открываемым чрез Гавриила, и не слишком допытываться до того, чего человек в настоящее время не может вполне узнать.
    Будем сострадательны и милостивы к бедствующим подобно Рафаилу, тогда и сами будем помилованы чрез этого архангела.
    Будем возносить Богу пламенную молитву с архангелом молитвы Салафиилом и под его осенением, и будем взирать среди трудов и лишений на златой венец в руке арх. Эгудиила, которым увенчается в будущей жизни каждый «труждающийся и обремененный».
    Будем, наконец, с благодарностию принимать земныя благословения и земное счастие, посылаемыя Богом чрез арх. Варахиила, но не будем забываться в счастии и будем пользоваться им так, чтобы чрез него получить благословение и блага небесныя.
    Будем также помнить, что если даже ангелы не все равны, но есть младшие между ними и старшие, высшие и низшие, то тем более не могут быть равны люди на земле, но необходимо одни должны стоять выше, а другие ниже, одни господствовать, а другие подчиняться. Будем наконец твердо помнить, что в будущей жизни мы должны будем вступить или в мир ангельский, или в мир злых духов. — Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по проп. Иннокентия, архиеп. херс, с дополн. заключения из др. источн.).

Поучение 3-е. Св. архистратиг Михаил.

(Все можно и должно делать во славу Божию).
   I. В день св. архистратига Михаила, который отличается необыкновенною ревностию ко славе Божией, почему изображается в воинственном виде как ратоборец за славу Творца и Вседержителя, как победитель сатаны, который за свое сопротивление воле Господа низвержен св. архистратигом Михаилом и прочими св. ангелами с неба, уместно будет предложить вам, братия, поучение св. Иоанна Златоустаго о том, что все можно и должно делать во славу Божию.
   II. а) Скажешь: как можно есть и пить во славу Божию? спрашивает этот св. отец церкви. — Призови беднаго, сделай Христа участником твоей трапезы, и вот — ты ел и пил во славу Божию! Но апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем.
   б) Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? — Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Также и дома можно оставаться для Бога. Как и в каком случае? — Когда слышим шум, безчиние, бесовския игрища, когда слышим, что площадь наполнена невоздержными людьми: останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию.
   в) Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь: как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, — видите, «как проходит мимо дурной и негодный человек» с великою пышностию; тогда, если кто скажет: как он счастлив! — спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченною уздою, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок; ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвальнаго? Что беднее человека, у котораго нет никакого собственнаго добра, что он мог бы взять с собою отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом.
   Напротив, «когда увидишь нищаго всеми презираемаго», живущаго в бедности, но добродетельнаго, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! — ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесныя блага? — Если ты будешьтак мудрствовать, то получишь и за обличение и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.
   г) Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших: в каком же случае позволительно укорять их для Бога? — Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет: огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе: прости его и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями; а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.
   д) Потом: хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будем иметь друзей во славу Божию, если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать себе денег, или найти покровительство человеческое; но с тем, чтобы друзья могли давать нам надлежащие советы, делать выговоры, когда погрешаем, обличать нас в преступлениях и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу.
   е) Можно и врагов иметь для Бога. Если видишь человека распутнаго, порочнаго, зараженнаго вредными мнениями: отойди от него, отбеги. Так повелел Христос, когда сказал: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф. 5:29). Он повелел, чтобы мы самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны в делах жизни, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей.
   ж) Если приходишь в какое либо собрание и много говоришь там, делай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в собрании для Бога? Если, сидя там, ты разговариваешь не о делах житейских, не по пустому, не о безполезном, но о нашей вере христианской, о геенне, о царстве небесном, если говоришь не о том, кто повышен чином, кто оставлен, за что такой-то наказан, от чего такой то разжился и разбогател, а о том, какими делами или словами можно угодить Богу.
    Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижают, поносят и причиняют тебе тысячи огорчений, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова в укоризну того, кто так с тобою поступает. И « плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божию. Когда ты видишь, что или брат твой грешит, или сам ты впал в грех, и о сем вздыхаешь и скорбишь, то ты скорбию своей приобрел спасение, о котором говорит апостол Павел: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10). Ежели видишь, что другой счастлив, и не позавидуешь сему, но, как за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Он даровал брату твоему такую славу: то за эту радость ты получигаь великую награду.
   з) Но что говорить о всем этом когда и от самых маловажных и ничтожных вещей можно получать великие плоды, если мы делаем их во славу Божию? Если ты не будешь нарядно убират волос, не будешь украшать лица, не будеш одеваться для соблазна и прельщения других, а оденешься просто, как требует нужда: то ты делаешь это во славу Божию, и без сомнения получишь за то воздаяние, потому что ты пресек путь злой похоти и укротил неуместное тщеславие.
   и) Можно и ходить для Бога, и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходит для Бога? Когда ты не идешь к беззаконию, не занимаешься чужою красотою; когда, видя идущую на встречу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхом Божиим: то ты делаешь это для Бога. Послушай, что говорит мудрый: одеяние мужа и смех зубов и поступь человека дают знать, каков он (Сир. 19. 27).
   и) Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от нея получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души; мы не должны иметь в виду большия деньги, знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.
   к) Но к чему исчислять все? Каждый сам может перебрать порознь все, что бывает и делается, и делать то во славу Божию. Как купцы, плавающие по морю и пристающие с кораблями у городов, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно продать с прибылью свои товары, так и ты ничего не делай и ничего не говори, от чего нет прибыли во славу Божию. Не говори мне, что невозможно все делать для Бога Если стрижение волос, одежда, взгляд, поступь, слово, беседа, вход и выход, шутки, похвалы, укоризна, одобрение, дружба и вражда могут быть для Бога: то что еще осталось, что не может быть делано для Бога, если только захотим?
   III. Но к чему говорить о всем порознь? Довольно представить все в одном примере. Как строющие дом, выкладывая стену, проводят для верности размера снурок: так и мы, вместо снурка, будем употреблят апостольское слово: и так, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Молимся ли или постимся, обвиняем ли или прощаем, хвалим ли или укоряем, входим ли или выходим, продаем ли или покупаем, молчим ли или разговариваем, или другое что делаем, все будем делать во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того ни делать, ни говорить не станем, будем носить с собою вместо оружия, щита и безчисленнаго сокровища это слово апостола, дабы, делая и говоря все во славу Божию, мы получилии сами от Него славу как здесь, так и по отшествии отсюда. Ибо Он говорит: прославляющих Меня прославлю (1 Ц. 2, 30). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим, потому что Ему принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по беседам св. Иоанна Златоустаго).

Поучение 4-ое. Собор св. архистратига Михаила и прочих безплотных сил.

(Раскольники, отпавшие от единства с церковию, напоминают падение ангелов).
   I. В неведомых для нас небесных высотах есть, возлюбл. брат., чудный безгрешный мир ангельский. Св. ангелы, предстоя престолу Господа, Царя славы, исполненные благоговейнаго трепета и любви к Богу, воспевают Ему песнь: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея»... Любовь их к Богу столь сильна, что они не умолкают в пении. По любви к Богу и ревности о славе Божией они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолк, не желая славословить Бога, и увлек за собою многих ангелов.
   Св. архистратиг Михаил возстал против него и, по повелению Божию, низверг его с неба, а небесныя силы отступили от противника Божия и прекратили с ним всякое общение (Апок. 12:7-19).
   Падшие отверженные ангелы уже не славят Бога, но толъко хулят Его, хотя сознают, что не доброе делают и вечную погибель себе уготовляют; не повинуются своему Творцу, но враждуют против Него, хотя и чувствуют свое безсилие. Они не способны к раскаянию, обращению и примирению с Богом, так как в них не осталось ни мало добра, и мы по справедливости называем их злыми духами.
   Злой дух — диавол, потеряв блаженство, позавидовал человеку, соблазнил и ввел его во грех, лишив чрез то людей блаженства. Но Сын Божий, по неизглаголанной любви к нам грешным, снизшед на землю, пострадал за нас, освободил нас из темной власти диавола, открыл нам вечное на небесах блаженство, указав нам путь к нему. Вот теперь и мы, исполненные любви и благодарности к своему Творцу и Избавителю, подобно небожителям, славословим Бога: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». «Св. Боже, св. крепкий, св. безсмертный, помилуй нас»... Все церковное православное богослужение возсылает от лица нас грешных славословие и благодарение Богу. И будет возноситься в православных христианских храмах это пение во славу Божию до кончины сего мира и всегда оно приятно Богу.
   II. Брат. христиане! К несчастию, подобно отпадшим ангелам, есть и у нас отпадшие от тела Христова,т.е.. церкви Божией, люди. Было время, когда православные христиане единогласно, подобно ангелам, прославляли Бога, но потом некоторые замолкли. Они не хотят с нами славословить Бога, пренебрегая храмом Божиим и церковным пением. Возгордившись и возставши против чиноначалия церковнаго, прекративши с церковию общение, они возстали и против благодати Божией, единой сильной ко спасению. Это наши раскольники, именующие себя староверами, но на самом деле измыслившие новую веру, противную православной вере, данной Богом. Правда, хвалят они сами себя, выставляя на вид, что чтут Бога и молятся Ему. Но если так, то мы скажем, что Иуда чтил Христа и предал Его не иначе, как воздавая ему почесть целованием. И распинатели Христа были тоже чтители Его: они называли Христа царем, изготовили Ему венец и припадали пред Ним на колена. Но эти почитатели, мнимой почестью, только усугубили свой грех. Да, почесть их была не что иное, как насмешка над И. Христом. Не то ли самое делают и раскольники? Они, подобно распинателям Христа, попрали плоть и кровь Его, преподаваемыя теперь верующим в святейшем таинстве. Они презирают и поносят это великое таинство, пред которым благоговеют св. ангелы. Они надругались над престолом Божиим, унизили храм Божий, осмеяли церковное богослужение, отвергли церковное священноначалие, Богом установленное для восшествия христиан к вечному блаженству на небеси. Не повиновались они Богу, но послушали диавола, клеветника Его. И думают они, несчастные, найти себе спасение там, где вовсе нет его. Не об них ли частию говорит евангелие, что Сын Божий, в день страшнаго суда, отвергнет многих почитателей Своих: «Господи, Господи», скажут многие тогда, «не в Твое ли имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом?» (Матф. 7:22). И. Христос ответит им: «николиже знах вас: отъидите от Мене делающие беззаконие» (ст. 23). Почему так? Потому что эти чтители, призывая всуе имя Божие, только злоупотребляли им. (См. Проп. прилож. к Рук. для с. паст. 1885 г. дек.).
   III. Брат. христиане! Страшен будет суд Христов для грешников. На этом суде пред ангелами и святыми обнажатся все наши лукавыя деяния. Укрыться некуда, защиты нет! А потому не будем теперь противиться Христу, не будем унижать Его св. таинства. Удалим от себя пагубное суемудрие и гордость и все едиными усты и единым сердцем будем славословить Бога во св. храме. Подумайте, ужели Спаситель установил богослужение и св. таинства для того, чтобы люди безнаказанно глумились над ними? Не льстите себе: нет спасения этим противникам Христу. Аминь. (Сост. по ука. источн).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS