Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Четвертый день. Обретение честных мощей свв. Гурия и Варсонофия казанских.

17.10.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-ое. Обретение честных мощей свв. Гурия и Варсонофия казанских.

(Христианин есть странник на пути к небу).
   I. Ныне празднуется обретение св. мощей иже во св. отец наших Гурия и Варсонофия казанских.
    «Св. Гурий» был архиепископом казанским. Он происходил из боярскаго рода города Радонежа, родины св. преподобнаго Сергия, и служил у князя Пенькова. Он был очень скромен и благочестив, за что любили его князь и княгиня. Товарищи по зависти оклеветали его в одном тяжком и гнусном преступлении, касавшемся чести княгини. Князь, не разобрав дела и поверив клевете, заключил его в подземную темницу. Находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «без наказания душа моя могла бы остаться неисцеленною», и писал маленькия весьма полезныя книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамский монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия, и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеваннаго царства казанскаго. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по разстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму.
    «Св. Варсонофий», в миру Иоанн, родился в Серпухове и был сын священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-летним юношею взяли его в плен, где пробыл он три года. Горький свой плен Иоанн сносил с терпением и полной преданностью воле Божией, ибо он знал, что испытание посылается нам волею Отца небеснаго для нашего же блага. В плену он изучил татарский язык. Воротившись из плена, поступил в Андроников монастырь. При отправлении св. Гурия в Казань, святой был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Варсонофiй был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархиею. Удалившись на покой и приняв схиму, он жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом с св. Гурием. Скончался в 1576 году. Чрез 30 лет после смерти св. Варсонофия, были открыты нетленныя мощи их обоих, источающия исцеления.
   II. При чтении житий святителей Гурия и Варсонофия казанских, испытавших много скорбей в своей жизни, но не только не роптавших за это на Бога, но даже благодаривших Его за них, так как, лишившись всех обманчивых удовольствий мира сего, они тем усерднее вступили на тот путь, который приводит к истинному небесному отечеству, — при чтении житий этих угодников Божиих и многих других, удалявшихся от мира и избежавших того ложнаго и непрочнаго счастия, какое он дает, невольно приходит на мысль та истина, что настоящая земная жизнь не есть конечная цель христианина, что христианин есть только странник на пути к своему истинному отечеству — небу.
    Действительно, мы в мире сем, как странники и пришельцы, являющиеся здесь только на время, приходящие сюда и отходящие отсюда. Истинное житие наше на небесех есть: там наше вечное отечество:, там наш Отец небесный, Который так любит нас, «яко Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный»; там наше полное и совершенное упокоение, наше блаженство неизменяемое и вечное. Будем же и мы, братие, жить на земле, как странники и пришельцы, взыскующие вечнаго града, «емуже художник и содетель Бог!»
   а) Странник не обременяет себя излишнею ношею, не засматривается долго ни на что приятное в чужой для него стране, не останавливается ни на каком месте долее, нежели сколько нужно для отдыха. Так поступает и христианин, взыскующий небеснаго отечества: он не привыкает слишком к своему временному жилищу — земле, не пристращается сердцем к чему бы то ни было земному и временному.
   б) Странник не смущается тем, что на дороге застигают его бури и ненастье, попадаются крутизны и горы, встречаются препятствия и опасности; все переносит он, все преодолевает в надежде упокоения в своем отечестве и в дому своем. Так и христианин все случающееся с ним в жизни — и радостное и скорбное, и приятное и тягостное — встречает и переносит с благодушием и терпением, с благодарением Богу, с покорностию и преданностию воле Божией.
   в) Странствующий на чужой стороне старается приобретать только то, что будет нужно и полезно ему дома, и все приобретенное спешит переслать в отечество. Так и христианин, живя в мире, старается обогатить себя благими делами благочестия и правды, любви и милосердия, чтобы явиться в небесное отечество свое с благою надеждою праведнаго воздаяния от Отца небеснаго, а не сострахом суда и осуждения. Самыя земныя сокровища свои он взаим дает Богу, препровождая их на небо чрез руки нищих и убогих, чтоб сотворить «себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеет, приимут его в вечныя кровы».
   г) У странника одно на уме и в мыслях — отечество, одно желание и стремление — возвратиться скорее в дом свой, одна забота — не остаться бы навсегда вне дома отеческаго. Самая мысль об отечестве служить для него утешением и отрадою на чужбине. Так и христианин всегда устремляет и ум и сердце свое к небу, где его вечное жилище, где все сокровища сердца его, где живот его сокрыт со Христом в Бозе.
   д) Для странствующаго на чужой стороне необходим верный указатель пути, ведущий в отечество, нужен благонадежный руководитель и необходим свет, который освещал бы пред ним и самый путь и все окружнющие его предметы. Для христианина этот указатель истиннаго пути к царствию Божию есть закон Божий, который, по слову пророка, есть светильник ногам и свет стезям нашим. Этот началовождь и свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир, есть Сам Господь Иисус Христос и Его св. евангелие. «Аз свет в мир приидох», говорит Он: «ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать живот вечный». Застигнутый ночною тьмою, путник не знает сам, куда и как он идет и куда, наконец, придет, сбивается с дороги, блуждает и спотыкается, заходит в дебри и пропасти. Так бывает с человеком и в его нравственной жизни и деятельности, если эта жизнь и деятельность не управляются законом Божиим, не освещаются светом евангелия Христова.
   е) Для странника необходимы места и времена отдохновения для обновления и укрепления сил к продолжению пути. Так и для христианина, шествующаго к небесному отечеству, есть и места и времена духовнаго отдохновения. Это место духовнаго отдохновения есть храм Божий, который Сам Господь Бог именует Своим домом. В нем души верующих, как в истинном дому Отца своего, обретают благодатное успокоение от тревог и грехов при подножии креста Христова — и безсмертную пищу животворящаго тела и крови Христовой, исцеляющую все недуги душевные, укрепляющую нас в немощах наших, обновляющую духовныя наши силы, — и духовное питие слова Божия, ободряющее дух наш помощью от Господа, услаждающее сердце наше Божественными обетованиями, веселящее душу радостию о Господе.
    ж) Странник, чем далее идет по пути своему, тем более сокращается его путь, тем ближе он к своему отечеству. Так и мы, братие мои, чем более продолжаем путь нашей жизни, тем более приближаемся к пределу ея — смерти, тем ближе подходим к вратам вечности.
   III. Долго ли еще остается нам странствовать в этом мире, мы не знаем. Может быть, нынешний год есть последнее поприще, которое приведет нас ко гробу. Итак, готов ли дух наш «разрешитися» от уз плоти «и со Христом быти?» Готово ли сердце наше сретить Господа Иисуса Христа и соединиться с Ним навеки? Готовы ли мы явиться в небесном отечестве нашем среди ликов св. ангелов и духов праведников совершенных и приобщиться к славному торжеству избранных Божиих? На небе, в дому Отца небеснаго, все готово, и там уже ждут нас, — будем готовы и мы: «не вемы бо дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет!» Аминь. (Сост. Г. Д. с допол. по «Полному собр. проповед.» Димитрия, архиеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г.). 

Поучение 2-е. День обретения мощей святителей казанских Гурия и Варсонофия.

(Уроки из их жизни: а) от юности должно начинать служение Богу, б) терпеливо переносить скорби и в) быть усердным ко храму).
   I. Ныне прославляемые святители казанские Гурий и Варсонофий были для области казанской, по завоевании казанскаго царства Иоанном Грозным, первыми возвестителями пути спасительнаго, истинными хранителями апостольских преданий, столпами непоколебимыми, учителями благочестия и наставниками православия, как величает их в одной из своих песней св. церковь (Троп. празд.). Не светом ли были они для всей страны этой, некогда омраченной магометанским и языческим нечестием, ныне же сияющей православною верою и благочестием, святыми храмами, всюду величественно воздвигнутыми, на месте богопротивнаго языческаго идолослужения, в которых приносится угодная Богу словесная и безкровная жертва, и славословится всесвятое имя Божие?
   II. Св. жизнь святителей Христовых Гурия и Варсонофия есть прекрасный образец высокаго духовнаго совершенства. Возьмем же для себя в сей день памяти их несколько уроков с тем, чтобы осуществить их в жизни, чтобы, таким образом, быть истинными чтителями священной памяти их, как Богом дарованных наставников и отцев наших, и ныне присутствующих духом с нами, как чадами их во Христе.
   а) Высоты духовнаго совершенства и благодатных даров достигли эти святители тем, что от юности своей они презрели все плотское мудрование, вперив же ум к желаемому Христу Богу, совершили течение в посте, молитвах и бдениях, победив до конца чувственныя страсти и сияя чистотою и безстрастием (Конд. св. Гурию). Имея непреложный помысл благочестия, они в продолжение всей жизни с веселием шествовали по стопам Господа Спасителя путем тесным, восходя от силы в силу, и достигли в тихое пристанище жизни вечной, где лики праведных сияют. И так первый урок, какой преподают нам святители казанские, есть отрешенность от всего земного, плотского, вещественнаго, и устремление духа и сердца к Богу и к благам вечной жизни, освящение себя Богу от юности, и всежизненный подвиг веры, в котором пребыли они, оберегая себя от всех скверн мира, от всякаго и самомалейшаго поползновения ко греху. К этому подвигу божественный апостол приглашает всех и каждаго. Итак, если мы еще одержимы дремотою лености и небрежения о нашем спасении и бурею страстей, то прибегнем к благодатной помощи святителей казанских, потому что Господь для того и прославляет Своих св. угодников, чтобы в их предстателъстве и заступлении открыть всегда верную помощь, а в их святой жизни высокий пример подражания.
   б) Святители Христовы Гурий и Варсонофий показали пример долготерпения в скорбях, напастях и бедах, неразлучных с настоящею жизнию, в которыя мы впадаем, по премудрому и всеблагому смотрению Божию, чтобы испытанные в горниле бедствий, явились чистыми, и непричастными никакой скверне греховной, украшенными новыми добродетелями терпения и мужественнаго упования на Бога, среди всех перемен жизни.
   С каким благодушием и ангельским терпением святитель Христов «Гурий», еще в юности своей, перенес, в непрестанной беседе с Богом, двух-годичное темничное заключение, где он, лишенный почти света, питался нечеловеческою снедию — овсом, котораго по снопу давали ему чрез три дня. Пусть всякий представит себе положение неповиннаго страдальца, по клевете подвергшагося такой горькой участи. В продолжение двух лет ни разу не отворялись двери темницы, но благочестивый тогда еще отрок не изнемог в уповании, и за все благодарил Бога. Один из бывших друзей его, подкупив стража, пришел к узкому оконцу темницы и предлагал страдальцу приносить ему тайно другую пищу, но он отказался от предлагаемой снеди, сказав, что его много и преизобильно питает благодать Божия, и упросил друга вместо пищи приносить себе в темницу бумаги, чернил и прочаго потребнаго для письма; и свободное от молитвы время своего заточения употреблял на переписку азбук для малолетних детей. Только образ Пресвятыя Девы Богоматери был единственным его сокровищем, украшением его темницы и утешением в заточении. И одна благодать Божия веселила юность страдальца, единому Богу предавшаго свою жизнь и судьбу, и наконец чудесно освободила его из темницы.
   С каким терпением и кротостию и святитель Христов «Варсонофий» еще в молодых летах перенес трех-годичное пребывание в плену у татар, храня себя в чистоте христианской строгости и работая неверным со всем усердием, без ропота перенося ниспосланное ему бедствие, и молясь об освобождении своем, которое и даровал ему Бог чрез его отца, выкупившаго сына своего из плена! Таким образом на терпении и вере во всеблагий Промысл Божий, чудно правящий нашею жизнию, во всем пекущийся о нас, странниках земных, и никогда не оставляющий нас, но хранящий на всех путях жизни, и на живом, непреложном уповании на Бога, спасающаго правых сердцем, как на твердом камне, святители Христовы, основавши храмину жизни, быстро воздвигли боголепный дом добродетелей. И труды иноческие, и всегдашнее поучение в слове Божием, которым достигли они совершеннаго познания и глубокаго разумения священных писаний, и благий нрав и боголюбезная забота не только о себе самих, но и о спасении ближних, — милосердие и благотворения, простирающияся на всех, все это соделало их возлюбленными Богу, и привлекло к ним обильную благодать, обогатившую их даром чудес и нетлением их святых мощей, которое есть заря безсмертия и жизни вечной и «богоблаженной.
   Будем и мы, возлюбленные братия, по примеру святителей наших казанских, украшаться благочестивым житием, и благодушным перенесением всех бед и напастей, всех горестей и страданий, неразлучных с этою жизнию, чтобы и нам удостоиться благодатных даров Всесвятаго Духа и соделаться участниками, по молитвам святителей наших, в наследии небеснаго царства и славы вечной.
   в) Наконец еще урок возьмем из жизни святителей Христовых Гурия и Варсонофия, — это урок о всегдашнем и неизменном усердии их к храму Божию, которое они особенно показали во дни старости, когда больные, не могши ни ходить сами во храм, ни стоять на ногах, они привозимы были учениками своими, или приносимы на руках в храм Божий, и здесь сидя или лежа они слушали божественную службу. (См. житие святых Гурия и Варсонофия). Как поучителен этот пример святителей Божиих, и как необходим он ныне, как спасительное врачевство против общей почти всем холодности и равнодушия к св. храму Божию, о которых говорят почти всегдашняя пустота св. храмов, особенно в утренния и вечерния ежедневныя службы церковныя, — как, говорю, необходим этот урок в настоящее время, когда и многочисленныя праздничныя собрания в св. храме едва ли не бывают часто плодом холоднаго обычая, и влечений не горних и духовных, а земных и суетных!
   Братие! только насажденные в дому Господнем мы можем процвесть христианскими добродетелями и благодатными дарованиями Духа, потому что в св. храмах заключены для нас, чад церкви, источники освящения, наставления и всякаго духовнаго блага. И храм Божий для нас, странников земных, есть тихая и надежная пристань и единственный ковчег спасения среди житейских бурь. Будем же сколько можно чаще посещать святые храмы Божии, и здесь со всем усердием, с умилением и благоговением молиться Богу, не развлекаясь ничем внешним. Будем в молитвах изливать пред Богом все сердце, — это привлечет к нам неизреченную милость Божию и благословение Божие на всю нашу жизнь, с которым все в жизни нашей будет нам во благо и на радость.
   III. Таким образом, если мы эти немногие уроки осуществим по возможности в нашей жизни, это будет лучшею и драгоценнейшею жертвою святой памяти святителей казанских, которую мы должны чтить, как духовныя чада их. Аминь. (Свящ. Г. Д-ко).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS