Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Четырнадцатый день.

27.10.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 Поучение 1-ое. Преп. Параскева.
(Великое значение храма Божия для христиан).
   I. Св. препод. Параскева, память коей совершается ныне, жила в XI веке. Она была славянка-сербыня и получила воспитание в богобоязненной семье. Однажды «в храме» она поражена была словами евангелия: «иже хощет идти по Мне, да отвержется себе» (Мар. 8, 34), и с этого времени начала раздавать все бедным и жить для Бога. Усердие свое послужить ближнему часто по-детски, как могла, проявляла она в том, что отдавала свое богатое платье встретившейся нищенке, а взамен его брала и надевала на себя лохмотья... Ей выговаривали за это дома, но, побуждаемая жалостию и любовию, она снова отдавала все свое неимущему.
   Придя в возраст, по смерти родителей Параскева удалилась от мира; посетив Царьград и обойдя святыя места его, где она выслушивала наставления подвижников, поселилась она по совету их в предместии Ираклийском при уединенном храме покрова Божией Матери, где и провела пять лет в строгом посте и постоянной молитве. После того отправилась она в Палестину и, поклонившись святым местам, решилась жить в иорданской пустыне. Одному Богу известны борьба и труды, которые должна была перенести пустынница, но в Нем обрела она силу не отступать от своего пустыннаго подвига даже до старости. Тогда же возвещено ей было в видении, «чтобы она возвратилась в свое отечество, где ей надлежит оставить на земле свое тело и перейти душею к Богу»...
   Возвратившись в родную сторону, Параскева поселилась там при храме святых апостолов и, два года спустя, однажды среди уединенной молитвы предала свою душу Богу.
   Мощи ея, открытыя по особому видению, ознаменовали себя нетлением и многими чудесами. Почивают в Яссах, в соборном храме.
   II. Слушая жизнь преп. Параскевы, вы видели, братия, что началом ея благочестивой жизни было посещение храма Божия и слышанныя там слова евангелия о последовании Христу. И весьма многие люди и даже закоренелые грешники исправляли свою жизнь, побывав несколько раз и даже однажды в христианском храме за богослужением.
   То слово Божие, то церковное поучение пастыря, то богослужение, то вид усердно молящихся верующих, то священная обстановка храма нередко так действовали на их душу, что они выходили из храма совсем другими людьми, нежели пришли в него. Так благотворно и так важно для развития и укрепления в нас религиозно-нравственной жизни посещение храмов Божиих.
   И как не развиться ей, когда храм есть дом Божий, училище веры и благочестия и место врачевания наших немощей телесных и душевных?
   а) Храм Божий есть дом Божий, жилище Божие, видимое небо. В храме Божием таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыка неба и земли, Господь наш I. Христос, как Он непреложно обещал Своим последователям: «идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Матф. 18:20). Он присутствует здесь (в храме) в евангелии, в котором Он, по учению святых отцов, «сокровен есть», и в святом изображении животворящаго креста Его, и в святых мощах полагаемых в основание престола, и во святом антиминсе, преимущественно же Он присутствует в таинстве пречистаго тела Своего и святейшей крови Своей.
   В храме Божием, как на небе, присутствуют и все силы небесныя, пресвятая Матерь Божия, святые ангелы и угодники Божии молятся вместе с нами, подкрепляют и возносят наши молитвы на небо, низводя на нас своим ходатайством благодать Божию. Как на небе святые, окружая престол Царя славы, прославляют Его: так здесь, на земле, — в храме они служат священнослужащим и молятся вместе с ними.
   Так в житии св. Василия Великаго повествуется: однажды, когда св. Василий Великий совершал в храме молитву, благочестивые клирики видели небесный свет, который освещал и озарял алтарь и святителя, и святых мужей в белых ризах, которые окружали великаго архиерея. («Ч.-М.» 1 янв.).
   Когда служил литургию преп. Сергий, ангел Господень сослужил ему, как свидетельствовали ученики его — Исаакий Молчальник и Макарий, которые явно видели в алтаре ангела Божия, служащаго с ним. А достойный инок обители того же преп. Сергия, — Игнатий, после блаженной кончины преподобнаго видел, что он, во время всенощнаго бдения, стоял на своем игуменском месте и участвовал с братиею в церковном пении. («Троицк. листок», № 63).
   б) Храм Божий есть училище веры и благочестия. В храме Божием, чрез постоянное слушание слова Божия, мы получаем познание о Боге, Творце неба и земли, о Его безграничных свойствах — вездесущии, вечности, всемогуществе, премудрости, благости, правосудии; в нем мы воспринимаем спасительныя истины о I. Христе, как Искупителе рода человеческаго от греха, проклятия и смерти, и о Духе Святом, как Освятителе церкви с ея благодатными таинствами. Здесь, при взгляде на иконы святых угодников Божиих, нам представляются подвиги благочестия их, проходит пред нашими глазами вся многотрудная жизнь их.
   В житии Симеона столпника разсказывается, что однажды в воскресный день, когда стояла дурная погода и ему не приказано было выгонять стадо в поле (в детстве его ничему не учили и он пас стадо отца своего), он, пользуясь свободным временем, пошел вместе с родителями в церковь и стал внимательно слушать божественную службу. Особенно глубоко запали в детскую душу слова евангелия: «блаженни нищии духом, блаженни плачущии, блаженни кротции» (Матф. 5:3-5). Услышав это, тринадцатилетний Симеон, вместо того, чтобы итти домой, убежал в пустынное место, где мог на едине подумать о том, что слышал в церкви. Тут он бросился на землю и со слезами стал просить Бога, чтобы Он наставил и научил его. Свыше вразумленный к спасению, Симеон отрекся от мира, стал подвизаться на столпе, угождая Богу молитвою и всякаго рода лишениями, за каковую подвижническую жизнь наследовал райския обители. (См. «Уроки и примеры христианской любви», свящ. Гр. Дьяченко, 3-е изд., стр. 418—420).
   в) Храм Божий служит местом врачевания наших немощей телесных и душевных. В храме Божием преподаются для нас спасительныя святыя таинства; чрез них мы получаем исцеление от болезней душевных и телесных и избавление от горестей, несчастий, скорбей и страданий. Несчастные получают здесь утешение, в бедности бывают довольны, в слабости сильны, гордые смиряются, растерзанное скорбями сердце просит тут отрады и находит успокоение.
   Что храм Божий служит нам духовною врачебницею, в том убеждают нас многие примеры.
   Приведем один из них: жил в Константинополе один юноша, который был в таком разслаблении, что не только не мог ходить, но даже с трудом ползал по земле. Однажды, видя, что народ идет в церковь со свечами на праздник угодника Божия Николая чудотворца, и он тоже, купив себе свечу, пополз в церковь. На дороге является ему сам угодник Божий и спрашивает его: «кто он, куда и зачем ползет?» Когда убогий дал ему ответ, святитель Николай велел ему ползти в церковь. Несчастный кое-как приполз в дом Божий, поставил здесь свечу пред образом святителя Николая и начал молиться. Потом, всматриваясь в икону, он заметил, что точно такого же вида, старец встретился с ним на пути. Тогда он со слезами стал просить себе помощи у святителя Николая, и что же? Суставы его вдруг сами собой мало-по-малу стали разгибаться: он уже мог стать на ноги, и когда помазался маслом от лампады горевшей пред образом угодника Божия, то совершенно выздоровел. («Троицк. лист.», МИ 23).
   III. Да поможет же нам Господь по примеру святых ревностно посещать храм Божий и здесь находить для себя исцеления недугов душевных и телесных! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-ое. Святые мученики: Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий.

(Качества первых христiан).
   I. Воспоминаемые ныне святою церковью мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий пострадали в царствование Нерона (в I веке). Назарий родился в Риме и получил благочестивое христианское воспитание под руководством своей матери, затем принял крещение от епископа Лина. По достижении совершеннолетия Назарий получил от родителей следовавшую ему часть имения и удалился в Милан. Здесь он стал заниматься благотворительною деятельностью, раздавал милостыню нищим и оказывал разныя услуги христианам, заключенным в темнице. В то время император Нерон воздвиг гонение на христиан; в числе подвергшихся преследованию были святые братья Гервасий и Протасий. Родители Гервасия и Протасия были христиане и пострадали за веру; сыновья их десять лет подвизались в посте и молитвах, безбоязненно исповедали веру, подверглись преследованию римскаго правительства и были заключены в тюрьму в Милане. Назарий, часто навещавший их в заключении, полюбил их и утешал беседою. Градоначальнику донесли о том, что Назарий посещает узников христиан, доступ к которым воспрещался. Назарий был отдан под стражу и приведен на суд градоначальника. За решительный отказ признать языческих богов и почтить их жертвами и поклонением Назарий подвергся жестоким истязаниям и был изгнан из города. Изгнанник удалился в Галлию (нынешняя Франция) и здесь проповедывал веру Христову, в городе Кимеле крестил сына одной христианки, по имени Кельсия, и наблюдал за его воспитанием. Когда Кельсий достиг совершенных лет, он сделался спутником Назария в деле проповеди. Градоначальник Кимелы, ревностный язычник, заключил Кельсия и Назария в тюрьму и только по просьбе своей жены освободил их. Из Кимелы Назарий и Кельсий отправились для проповеди в город Трир и здесь обратили многих к христианству. Языческия власти, недовольныя успехом христианской проповеди, отослали святых проповедников в Рим на суд императора. Кельсий и Назарий были отданы на съедение диким зверям, но те до них не дотронулись. Святых ввергли в море, но они не потонули и ходили по водам морским как по сухому пути. Это чудо поразило язычников, Христовой вере приобрело еще новых последователей, а святых исповедников избавило от дальнейших мучений. Кельсий и Назарий были отпущены и снова удалились в Милан. Но в Милане языческия власти снова подвергли их истязаниям и заключили в ту же темницу, где были заключены Гервасий и Протасий. Градоначальник письменно спрашивал Нерона, как ему поступить с заключенными христианами. Император, узнав, что они еще живы, очень разгневался и приказал немедленно казнить их. Мощи всех четырех святых мучеников хранились под спудом, пока епископ Амвросий (ИѴ40; в.) не перенес их в церковь святых апостолов. Когда мощи их были вынуты из земли, многие больные получили исцеление; так слепец Севир, прикоснувшийся к одеждам святых мучеников, немедленно исцелился от своего недуга.
   II. Жизнь и подвиги святых ныне прославляемых мучеников напоминают нам о жизни и подвигах всех вообще первенствующих христиан. Выясним несколько качества сердца их: они весьма поучительны.
   а) Первые, истинные христиане, все почитали себя чадами Божиими; потому что Иисус Христос учил всех Своих учеников молиться Господу Богу так:
    «Отче наш, Иже еси на небесех!» И так как этими словами Иисус Христос учил всех Своих учеников называть Бога своим Отцем; то они без малейшаго сомнения и почитали Бога своим Отцем, а себя, посему самому, Его чадами. И как им было не почитать себя чадами Того, Кого называли своим Отцем? Но почитая Бога своим Отцем, а себя чадами Его, они, как и должно, старались любить Его, слушаться Его, исполнять святую волю Его; ибо иначе что за дети, ежели они не любят и не слушают своего отца? Что за дети, ежели они не повинуются своему отцу, и не исполняют воли своего отца! Что за дети, ежели не следуют установленному отцем порядку, и установляют свой порядок?
   б) Все первенствующие христиане почитали себя братьями Иисуса Христа, братьями вечнаго Сына Божия, потому что все помнили слова Христовы: «иже аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Ми есть» (Матф. 12:49). Но так как они признавали Иисуса Христа своим братом, то и любили Его, как брата; а потом любили и друг друга, друг другу помогали, друг друга защищали; ибо все истинные братья любят друг друга, помогают друг другу и защищают друг друга; потому что называться братом и — не любить брата, не помогать брату, не защищать брата есть нечто совершенно неестественное, по крайней мере, весьма предосудительное.
   в) Все древние христиане почитали себя наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми, потому что твердо знали слово св. апостола: «аще чада есмы Божия, то и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Римл. 8:17). Но почитая себя наследниками Божиими и снаследниками Христовыми, они всевозможно старались вести себя так, чтоб можно было наследовать царствие небесное, — именно, провождали жизнь праведную; потому что «неправедницы», говорит апостол, «царствия небеснаго не наследят» (1 Кор. 6:9).
   г) Все первые христиане слушали и читали одно — слово Божие, и учение, заключающееся в слове Божием, поставляли единственным, непременным правилом своей жизни. Все они больше всего любили Бога. Ибо все твердо помнили заповедь Господа: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею», «и всею крепостию твоею» (Матф. 22:37. Марк. 12:30).
    У всех них была одна главная цель: не чести, не богатство, не сила в обществе, не ученость и т. п., но спасение души.
   Все первые христиане употребляли одни средства ко спасению и при том самыя надежныя: истинное покаяние, сердечную молитву, св. причащение и жизнь по Христовым заповедям.
   д) Наконец, все первые христиане почитали себя на земле не дома. «Страннии и пришельцы есмы на земли» (Евр. 11:13). «Житие наше на небесех есть», говорил св. апостол (Филип. 3:20). А посему туда, на небеса, стремилось у первых христиан и сердце. Для неба они жили на земле, и отнюдь не прилеплялись к земному всем сердцем; а пользовалиеь земным и берегли земное, как такую вещь, которая им будет не нужна, может быть, сего же дня к вечеру. Они всем сердцем прилеплялись к благам, уготованным для них на небесах; а больше всего — к Тому, Кто уготовал для них те блага. Они старались исправлять свое сердце и провождать жизнь святую, жить по воле Божией, не своей; а больше всего старались усовершаться в любви. Потому что св. апостол заповедывал «над всеми стяжавать» не почести, не имущество, не веселости, не сладости житейския, а «любовь» (Колос. 3:14).
   III. Вот что были истинные христиане! Вот что они делали! Вот к чему стремились!
   Теперь пусть всякий войдет в глубину своего сердца и спросит: таков ли он? То ли он делает? К тому ли стремится? — Кто найдет себя таким, тот блажен, и все обетования Божии, сколько их ни есть, для него суть «ей и аминь» (2 Кор 1:20),т.е.. непременно исполнятся. Но ежели кто не найдет себя таким, то тому должно стараться делаться христианином истинным немедленно, потому что Премудрый сказал: «не веси, что породит находящий день» (Притч. 3:28).
   Благодать Всесвятаго Духа да сотворит нас всех христианами такими, каковы были христиане первые — христианами истинными! Аминь. (Сост. по «Слов. или бесед. на воскр. и праздн. дни» Григория, архиеп. казанскаго, т. I, изд. 1849 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS