Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Двадцать седьмой день.

09.11.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-ое. Св. муч. Капитолина.

(Богатство и бедность в отношении к спасению человека).

   I. Св. мученица Капитолина, память коей совершается ныне, была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том, «как трудно богатому войти в царство небесное», она раздала все свое имение и отпустила рабов своих на волю. Когда узнал об этом начальник Каппадокии Зелекинфий, то заключил ее в темницу, затем, выведя из темницы, требовал, чтобы она принесла жертву каппадокийскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсекли голову. Скончалась св. ыученица в 304 г. по Р. Хр.
   Мы видели, братия, что св. муч. Капитолина, услышав евангельскую проповедь о том, как трудно богатому войти в царствие небесное, владея великим богатством, раздала все свое имение и отпустила рабов, дабы с большим удобством следовать учению I. Христа. Таким образом, она нашла, что при бедности, или по крайней мере при отсутствии великих земных стяжаний, ей легче войти в царствие Божие, которое действительно и наследовала, увенчавшись венцом мученическим. Разсматривая жизнь богатых людей, не редко весьма сильно располагающую их итти широким путем, ведущим в пагубу, мы действительно должны сказать, что трудно богатому войти в царствие небесное, по причине множества искушений ко греху, хотя, с другой стороны и бедность, доводящую до нищеты, мы не можем назвать всегда и для всех благоприятствующею нашему спасению, так как она пораждает нередко завист, ропот на Бога и др. грехи.
   II. Разсмотрим же, братие, подробнее, как действуют на человека богатство и бедность в деле его спасения.
   а) Не должно скрывать от себя, что, при испорченности воли нашей, богатство может поставлять великия препятствия на пути к царствию Божию. Сам Господь сказал: «яко неудобь богатый внидет в царствие небесное». И апостол свидетельствует, что «хотящии богатитися впадают в напасти и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человека во всегубительство и погибель».
   аа) Мы видим на опыте, что богатый скорее впадает во многие пороки, которых легче избежать может человек бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должных границах. Но каждое часто исполняемое желание растет и усиливается до того. что становится, наконец, непреодолимою страстию, которая в свою очередь — с силою увлекает сердце в бездну порока. Так именно раждаются и питаются, возрастают и укрепляются все плотския страсти, в коих погрязают человеческия души. Сему искушению менее подвержен тот, кто не имеет, чем утолить голод и жажду, тем менее угождать прихотям плоти своей.
   бб) Привыкши находить в золоте легкое средство к удовлетворению всех желаний своих, человек легко привыкает почитать его своим кумиром — единственным предметом всех забот и попечений, целию всех стремлений и надежд своих, к которому прилепляется и которому служит его сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своему кумиру, наполняясь одним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех чувствований любви и милосердия к ближнему, становится глухо и недоступно к мольбам нужды и бедности — жестоко и невнимательно к страданиям человеческим. Не без причины апостол укоряет богатых, что они затворяют утробы своя пред мольбами несчастных.
   вв) С другой стороны, пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагает свою надежду, в нем полагает все свое счастие, все благо души своей, забывая о Боге и Его всеблагом промысле, не помышляя о стяжании сокровища неоскудеваемаго — на небесах. Напротив, человек бедный, не находя ни в себе самом, ни вне себя помощи и защиты, скорее обращается к небу, усерднее простирает руки к Отцу небесному, охотнее предается в Его всесвятую волю.
   гг) Богатство и великолепие всегда привлекают хвалы и ласкательства человеческия, коими питается тщеславие и гордость: невольно закружится голова от одуряющаго свойства этого поддельнаго фимиама. Напротив, убожество, презрение и уничижение от человеков погружает душу во глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешняго обращает сердце к нищете духовной. Потому-то, без сомнения, в церкви апостольской «не мнози» были «премудры по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни, но буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, да не похвалится всяка плоть пред Богом (1» Кор. 1:26. 27, 29).
   б) Но, с другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствий на пути к царствию Божию, — в самом богатстве земном имеет такия средства к приобретению сокровищ небесных, каких не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений, которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христово, человек не лишится мзды своея, то сколько мзды на небе может приобрести себе человек богатый, если отверзет сердце и руку свою к мольбам несчастных, если с верою и любовию к Господу и милосердием к братиям своим будет охотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзей на небе, «иже приимут его в вечныя кровы!» Если всякаго прославляющаго имя Божие на земли Господь обещает прославить славою вечною на небеси, то человек богатый сколько имеет и побуждений и средств прославлять всесвятое имя Божие и словом и делом, и жертвою благодарения устен исповедающихся имени Божию, и жертвами благотворения ближним во имя Господне!
   в) С своей стороны и бедность имеет свои, и притом самыя трудныя и неудобопроходимыя преграды на пути к царствию Божию, свои искушения, которых не возможно преодолеть без помощи благодати Божией. Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство; то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на свою участь, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностью воле Божией. Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к их удовлетворению, то менее ли трудно бороться с ними при невозможности удовлетворить им? «Веру ми ими, авво Зосиме, — говорила преподобная Мария египетская: семнадесять лет пребых в пустыне сей, аки со зверьми борющися с плотскими похотьми моими: огнь бо в окаянном сердце моем возгарашеся и всю мя опаляше».
   III. Так премудро соразмерил и уравновесил всеблагий Промысл Божий все состояния на земли, что все они равны между собою по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастися и погибнуть. Так премудро устроил Господь все пути жизни человеческой, что все они, при помощи благодати Божией, ведут к царствию Божию, равно как, при развращении воли человеческой, приводят к аду. И богатство и бедность, и слава и безчестие, и высота и уничижение, все может быть обращено нами в средство или к спасению, или к погибели.
   а) Будет средством ко спасению богатство, если не будем собирать только для себя одних и будем богатеть в Бога, как учит нас Господь. То есть, если будем употреблять богатство по воле Божией — к насыщению алчущих, к одеянию нагих, к призрению сирых, ко приятию странных, к облегчению страждущих, к снабжению благолепия храмов Божиих, к вспомоществованию в нуждах и злоключениях общественных; «если будем, по завещанию апостола, «не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение, благое делати, богатитись в делах добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровиществующе себе основание добра в будущем, да приимет вечную жизнь» (1 Тимоф. 6, 17—19), если при изобилии во всем испытаем алчбу и жажду добровольнаго воздержания, при богатстве — нужды умеренности, среди почестей — уничижение смирения и самоосуждения, в состоянии здравия — скорбь сострадания и соболезнования к страждущим.
    Будет средствон ко спасению и бедность, если будем переносить ее со смирением и терпением, без зависти и роптания, с благодушием и покорностию воле Божией.
   б) Обратится в погибель богатство, если оно будет употребляемо только на то, чтобы почивать, есть, пить и веселиться.
   Приведет к погибели и бедность, если она послужит поводом ко лжи и обману, к хищению и разврату, к лености и тунеядству, к зависти и роптанию на Бога.
   Все зависит от произволения человеческаго; во всяком состоянии в мире сем, при всех обстоятельствах временной жизни нашей, виною погибели наша собственная воля. У Господа несть зрения на лица. Пред Ним и богатый и бедный, и раб и свободь — в равном достоинстве. Он «всем хощет» единаго — «спастися и в разум истины приити». Аминь. (Сост. по «Пол. собр. проп.» Дим. архиеп. херс, т. III).

Поучение 2-е. Преподобный Нестор летописец.

(Вера — основание любви к отечеству).
   I. Нынешний день св. церковь совершает память преп. Нестора, нашего перваго летописца. Родом киевлянин, он, 17-ти лет, поступил в Печерскую обитель, в то время, когда был еще жив великий подвижник, преп. Феодосий. При преемнике его Нестор уже славился святою жизнию. Мало сохранилось подробностей об этой жизни, посвященной всецело молитве и труду, но о самом Несторе дает нам ясное понятие его летопись, дошедшая до нас. «Она дышит глубокою верою, горячею любовию к отечеству и смирением». В простом, занимательном разсказе преп. Нестор повествует о начале Руси, о племенах, населявших Россию, о призвании варяжских князей, о вещем Олеге, герое Святославе, о мудрой Ольге, Владимире святом — просветителе земли русской, о преемниках его до Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которыя терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианскаго просвещения, о подвигах святых угодников Божиих.
   Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония.
   II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившаго свое отечество — Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ея основание и начало.
   Великое, братие, дело — любовь к отечеству. Она — источник любви, согласия и всякаго порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть разсуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, — вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю.
   а) Возьмите прошедшия времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, не смотря нато, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, — и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по «множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.
   б) Что как не вера и всегда одушевляет наш народ и делает его приверженным к отечеству? Что для него особенно свято и досточтимо в отечестве, как не отечественная святыня? По вере святой, каждое место в отечестве, ознаменованное благодатию Божиею, для православнаго народа нашего есть свято, и туда народ стремится во всякое время, тысячами, десятками — сотнями тысяч. Его не держит никакое пространство, никакая трудность в пути. Сами знаете, братие, сколько православных наших поклонников бывает в обители преп. Сергия, в Киеве, у Соловецких чудотворцев, и в других знаменитых обителях и местах. Так велика вера у православно-русских христиан и так пламенна любовь к отечественной святыне! Не по этому ли самому дорого нам и самое отечество? Без всякаго сомнения так. По вере православной любезно нам и отечество наше православное, дорог нам и Царь наш православный. Без веры, братие, не может быть истинной любви ни к отечеству, ни к Царю. Одна вера воспитывает истинных патриотов и из рода в род передает это святое наследие. Во всем свете это открывается в нашем православном народе, который, будучи искренно расположен к вере и святыне христианской, вместе с тем горит постоянною любовию к своему отечеству и к своему Монарху, именуя его всегда «царем православиым».
   III. Православные сыны России! Ежели дорого нам свое православное отечество (а может ли быть иначе?), ежели мы должны и желаем любить его искренно, постоянно, неизменно, то будем хранить в сердцах своих веру святую, будем, по примеру отцев наших, привержены к православной нашей церкви и к святыне отечественной. Вера есть краеугольный камень как для нашего душевнаго спасения, так и для благосостояния отечества нашего и для избавления его от всех врагов. «Сия есть победа», скажем словами возлюбленнаго ученика Христова, «победившая» и побеждающая мятежный «мир, вера наша» (1 Иоан. 5: 4). Аминь. (Сост. по кн. «Сеятель благочестия», прот. Нордова, т. 2, изд. 1891 года).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS