Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Первый день. Покров Пресвятыя Богородицы. Преподобный Роман.

14.10.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-ое. Покров Пресвятыя Богородицы.

(К чему должна побуждать нас та истина, что Пресв. Матерь Божия есть славная Заступница и Ходатайница наша пред Богом?)
   I. Ныне мы, братия, празднуем «Покров Пресвятыя Богородицы». Начало сего празднества, без сомнения, известно вам. Некогда сарацины, народ сильный и воинственный, вторглись в греческую империю и угрожали самой столице ея. Цареградские жители, устрашенные близкою опасностию и видевшие свое безсилие отразить супостатов, обратились к Богу с молитвами о помощи и — Господь явил им ее. Однажды, когда совершалось всенощное бдение во влахернском храме Пресвятыя Богородицы, блаженный Андрей и святый ученик его Епифаний удостоились чуднаго видения. Им представился свод храма отверстым и они увидели в воздухе, что Матерь Божия с сонмом пророков, апостолов и других святых, коленопреклонно молится Богу о христианском мире и осеняет его честным Своим омофором. Это видение исполнило цареградских жителей радостию, одушевило их воинов мужеством и сопровождалось победою над сарацинами. В память такого события и для всегдашняго напоминания христианам о покровительстве им Матери Божией, св. церковь установила ежегодно праздновать в настоящий день честный покров Ея.
   Впрочем, не одно описанное видение служит основанием нашему верованию, что Пресвятая Богородица ходатайствует пред Богом о христианах и оказывает им благопотребную помощь в их нуждах; на это есть много и других доказательств. Чудотворныя иконы Ея, в разных местах чествуемыя, служат явными и неумолкающими свидетелями, что Матерь Божия воистину есть сильная заступница и ходатайница наша пред Богом.
   II. Какое же назидание из этого мы выведем для себя, братия, — к чему это должно побуждать нас?
   а) Во-первых, мы должны всемерно чтить, величать и усерднейше благодарить Пресвятую Богородицу за Ея великия нам благодеяния. Правда, Она не имеет нужды в наших похвалах, потому что Ее воспевают ангелы, славословят все силы небесныя; Она не потребует и благодарений наших, потому что благотворит нам единственно по любви и милосердию к роду человеческому. Но это не освобождает нас от всякой обязанности величать и благодарить Ее, великую заступницу нашу, ибо неблагодарность, тем паче пред Богом и Пречистою Материю Его, есть величайший грех. Когда из десяти прокаженных мужей, исцеленных I. Христом, один только пришел и благодарил Его, то Господь со скорбию сказал: «не десят ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника» (Лук. 17:17-18)? Такой упрек Он сделает и нам, если мы не будем благодарить Его за те благодеяния, какия Он оказывает нам чрез Пречистую Свою Матерь, и лишит нас Своего благоволения, как людей безчувственных, не умеющих ценить Его милости, а поэтому и недостойных Ея.
   б) Во-вторых, мы должны прибегать под покров Божией Матери во всех нуждах наших с твердым упованием на Ея помощь; Она, яко Матерь Божия, с большим дерзновением, нежели кто-нибудь, может приступать «к престолу благодати Божией, чтобы получить милость и благодать для благовременной помощи людям» (Евр. 4:16): ужели же «Она, Преблагословенная, не захочет ниспослать нам благодатную помощь, когда мы будем умолять Ее о ней? а Сын Божий, ужели Он не послушает возлюбленной Своей Матери, когда Она будет ходатайствовать пред Ним за нас во славу Его имени? Находясь еще во плоти, Он чудодействовал и благотворил людям в угождение Пречистой Его Матери, как это сделал на браке в Кане галилейской (Иоан. 2:1-10): ужели же Он не сотворит угоднаго Ей, притом для блага верующих в Него, ныне, когда «Ему дана всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18)? Честнейшая херувимов и несравненно славнейшая серафимов, без сомнения, есть первая приемница и раздаятельница благодати Божией; поэтому Она более, нежели другие святые, совершила и доселе делает чудныя благодеяния верующим, за которыя ублажают Ее во всех концах вселенной.
   в) В-третьих, имея такую великую заступницу и покровительницу, как Матерь Божия, мы должны быть благодушны во всех обстоятельствах нашей жизни и отнюдь не должны унывать, а тем паче отчаяваться, какия бы несчастия ни постигли нас: ибо безчисленные примеры свидетельствуют, что Матерь Божия избавляла христиан от разных величайших бед, и часто являла им помощь Свою тогда, когда, по-видимому, нельзя было ожидать ея. Правда, может случиться и то, что Она не скоро явится в помощь нам и допустит нас долготерпеть те несчастия, которыя пошлет нам Господь. Но в этом случае мы не должны огорчаться и думать, будто Матерь Божия забыла нас и не благоволит нам; напротив, из сего мы должны заключать только то, что по премудрым планам Божиим не настало еще время избавить нас от бед, и что оне нужны для какого либо высшаго блага нашего, например, для укрепления нас в христианском терпении и мужестве, для возбуждения в нас искренняго раскаяния во грехах, подвергающих нас гневу Божию, или для обращения сердца нашего к Богу, Котораго мы часто забываем в счастии.
   III. Но чтобы Матерь Божия могла предстательствовать за нас пред Богом и ходатайство Ея было действенно пред Ним, для этого мы, братия, должны быть достойны Ея покрова и милости Божией; в противном случае Она не может явить нам благодатной помощи, — не потому, чтобы не хотела оказать ея, а потому, что мы, по грехам своим, не способны принять ее и воспользоваться ею: ибо «какое общение праведности с беззаконием и света со тьмою», говорит апостол (2 Кор. 6:14-15).
   И мы, братия, поступим так ныне, сознавая грехи свои и нужду в помощи Божией; и мы с покаянием, верою и смирением будем взывать к Царице небесной: «Владычице, помози на ны милосердовавши!» (Сост. по «Избран. слов. и бесед». Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.). 

Поучение 2-е. Покров Пресвятыя Богородицы.

(Уроки из празднуемаго события).
   I. Некогда в настоящий день во влахернской константинопольской церкви, в навечерие недельнаго дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в 4 м часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его: видит ли он чудо? — «Вижу, отче», отвечал Епифаний, «и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу: — а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие.
   II. а) Первое, на чем должно остановиться здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами ангелов и святых.
   Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческаго, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас — малолетных на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на вспоможение нам, борющимся в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей холодности земного сердца, не можем без чувства сострадания взирать на несчастных, и не редко оказываем помощь: существам ли небесным остаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не простереть над нами своего благодатнаго покрова.
   Не напрасно, значит, веруем и тому, что силы небесныя присутствуют с нами в храмах! Где же и им быть постояннее, как не там, где особенно присутствует их Царь и Господь? Мы не видим их, потому что сияние небесной славы не выносимо для бреннаго ока; но они видят нас и все наше, самыя наши мысли и желания. Придет время, — и мы увидим их; вступим, если будем того достойны, в самый богосветлый круг их: — а до того времени должны веровать в их присутствие невидимое, и, веруя, как можно чаще посещать храмы Божии.
   б) Второй предмет, стоющий благочестиваго внимания в явлении Богоматери, есть тот вид, в коем Она представилась на воздухе прозорливцам. Как Мать Царя небеснаго, Она могла бы явиться седящею на престоле и с высоты его низпосылающею благословения на род человеческий; но является — молящеюся!
   Если и на небе нельзя сделать ничего без молитвы, если и для честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов нужна молитва, то как необходима, братие, молитва для нас! И как много посему теряют те, кои небрегут о сем даре Божием! А небрегут многие! Есть люди, кои вовсе не молятся. Иные молятся, но с принуждением, с тягостию. Молитва кажется им тяжелою данию — работою на господина. И в самом деле, молиться, не чувствуя нужды в молитве, не зная за чем и для чего молишься, — тяжело. Но кто виновен в том, что манна небесная в наших устах превращается в горечь? Истинная молитва сладка и питательна, и нет человека из молящихся, который когда либо не испытал этой сладости. Если же молитва делается горькою, то потому, что у нас испорчен духовный вкус. Нам тяжело поднимать очи к небу потому, что они засыпаны прахом земных забот. Кто умирает с голоду, тот с криком будет требовать пищи, только бы увидел человека; утопающий простирает руки и к неодушевленным вещам; равно, кто почувствует голод духовный, у того уста сами собою разверзутся на молитву:, кто чрез самоуглубление, чрез самоиспытание, чрез размышление о своем предназначении, увидит себя в бездне греха, того очи и руки невольно поднимутся к небу.
   в) Посмотрим теперь на тех людей, которые удостоились созерцать покров Пресвятыя Девы. В храме влахернском было множество народа; был царь, за свои познания, прозванный мудрым:, был патриарх, который потом за святость жизни причтен к лику святых; были люди славные и богатые: но никто из них не видел того, что происходило «на воздусе»; только Андрей и Епифаний удостоились быть свидетелями чуда, люди самые последние, и во время их земной жизни многими презираемые. Так небо близко и открыто для всякаго достойнаго, хотя бы он был между людьми ничем!
   Особенно замечательная черта в характере св. Андрея та, что он был юродив, то есть, ради Христа казался лишенным ума. — И вот, сей-то по-видимому лишенный ума, но на самом деле умный, проникнутый глубоким смирением христианин видит первый то, что превыше всякаго ума! Из этого познаем величие смирения и безумие человеческой гордости, которой страдают многие мудрые века сего.
   III. Молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых да сохранит нас Господь от всех бед, наипаче же от грехов, удаляющих нас от благодатнаго покрова Заступницы рода христианскаго. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из проп. Иннокентия, арх. херс, т. II).

Поучение 3-е. День Покрова Божией Матери.

(На чем основана наша вера в Божию Матерь и почитание Ея?)
   I. Событие, которое положило начало нынешнему празднику, совершилось не у нас в России, а в Греции. Было оно за тысячу слишком лет до наших дней. В царствование греческаго царя Льва мудраго сарацины вторглись в пределы его царства и производили опустошения. Православный народ греческий возносил к Богу искренния молитвы об избавлении от врагов. Такую молитву возносили раз греки в Константинополе во влахернском храме за всенощным бдением накануне дня воскреснаго. И вот св. Андрей, Христа ради юродивый, среди пламенных молитв возводит очи на небо и видит Матерь Божию, среди Предтечи Христова и апостола Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых, молящуюся за весь род человеческий и покрывающую народ держимым Ею в руках, омофором. Св. Андрей, исполненный величайшей радости, обращается к ученику своему, святому Епифанию, и спрашивает его, видит ли он дивное видение? Епифаний отвечает: «вижу, отче, и ужасаюся». Весь народ узнал об этом видении, возблагодарил Бога и выразил твердую надежду на покров небесной Заступницы. Войско греческое воодушевилось, и враги были прогнаны. В память этого события был установлен в Греции праздник, названный праздником Покрова Божией Матери и перешедший к нам в Россию. Православная Россия сама видела много примеров чудеснаго заступления, явленнаго нашему отечеству небесною Заступницею, а потому с истинным благоговением празднует праздник Покрова Божией Матери и твердо хранит преданную нам веру, что Приснодева Мария всем нам может оказать помощь и защиту, — что Она молит за всех нас Сына Своего, Христа Бога нашего, и всем творит спастися, в державный Ея покров прибегающим. И никогда не была и не будет напрасною наша вера в силу Божией Матери и тщетною надежда на Нее и молитва к Ней.
   II. Не взирая на все это, у иных христиан возникает вопрос, на чем основана наша вера в Божию Матерь и почитание Ея?
   а) Наше почитание Божией Матери зиждется на необычайном материнстве Ея. Из всего рода человеческаго избирается чистейшая и святейшая Дева для того, чтобы стать вместилищем Невместимаго, соделаться Материю Того, Кто Сам есть Отец и Владыка всех людей, — вскормить и взлелеять Того, Кто пятью хлебами мог напитать тысячи людей, — именовать Своим сыном Того, Кто есть единородный Сын Божий от века. На какую необычайную высоту вознесена была этим Богоизбранная Дева Мария! Не права ли христианская церковь, признавшая, что Богоматерь должно чтить превыше не только всех земнородных, а даже выше херувимов, серафимов и всех сил небесных? Разве тот, кто почитает Богочеловека I. Христа, может не чтить Его Матери, послужившей великой тайне воплощения? Послуживши этой великой тайне, Пресвятая Дева Мария стала ближе всех людей к Сыну Своему, Господу нашему. Кто же может стоять к Сыну ближе Его Матери? Потому Она может испросить нам у Сына Своего все, потребное для нашего блага и спасения; Она может ходатайствовать за нас пред Ним и испросить нам избавление от всех бед и зол, облегчающих нас в этой жизни. Мы от души молимся Ей: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и от всего сердца взываем к Ней: «о, всепетая Мати, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки». При этом мы несомненно веруем, что Она внемлет нашим усердным молениям и защищает нас от бед. Можно ли, бр., и не верить в это? Богоматерь стояла у креста Сына Своего и видела муки Его: видела, как окружающие смеялись и ругались над Ним, плевали на Него и били Его. Земля тряслась, и солнце померкло, чтобы покрыть тьмою страшное темное дело людской злобы. За кого же терпел тяжкия страдания ни в чем неповинный Иисус? Несомненно, Богоматерь узнала, как узнали это и все св. апостолы, что Сын Ея принес Себя в жертву для спасения всего рода человеческаго. Все верующие во I. Христа не стали ли Ей дороги, как дети? Ставши Материю Господа, настрадавшись вместе с Ним до самаго подножия креста и погребения Его, не стала ли Она материю всех верных чад Его? Голос Господа Иоанну со креста: «се Мати твоя» не есть ли голос, всем нам вещающий: вот ваша Матерь, к Ней обращайтесь в ваших бедах и скорбях, Ей молитесь о защите и покрове, всего добраго для временной и вечной жизни у Нея просите. И слышит наше сердце этот завет Спасителя; мы молимся и от всего сердца взываем к Богородице: «Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех».
   б) Но за чем я говорю об этом вам, правосл. братие? Не сомневаюсь, что из вашего сердца не один раз исторгалась искренняя молитва к Божией Матери и что впредь вы не престанете возносить молитвы к Ней. Не раз без сомнения вы ощутительно видели в своей жизни Ея милости к себе. Говорю все это для того, чтобы предупредить вас, что у нас появились лжеучители, которые говорят, что Божию Матерь не должно почитать, так как об этом почитании нигде будто-бы не сказано в священном писании. Дерзнет ли язык человека православнаго произносить такую хулу? С такими учениями и идут к нам, как издавна ведется, иноземцы и иноверцы, в сети коих, по простоте и недостаточному знанию православной веры, попадают иногда и люди православные. В священном писании сказано достаточно о Матери Господа для того, чтобы основалось и утвердилось православное учение о Ней. Вспомните евангельския повествования о Благовещении, о Рождестве Христовом, о сретении в храме, о бегстве в Египет и другия места, где говорится о Пресвятой Деве Марии. Если же что-нибудь в священном писании и не досказано, как кажется иноверцам, то значит, не нужно было и досказывать того, что ясно само собою. Священное писание есть откровение Божие человеку; оно открывает то, чему Бог благоволил учить людей. А нужно ли кого-нибудь из нас учить, что, превознося величие Сына, должно воздавать подобающее почтение и Его дивной Матери? Не будем забывать, бр., что Бог лучше нас знает, чему нужно учить людей.
   Кроме того, тут спор наш с иноверцами переходит к другому вопросу о том, что источником нашего вероучения служит не одно священное писание, а наравне с ним и священное предание, которое научило нас чтить Матерь Божию.
   III. Заключим наше поучение словами св. ап. Иоанна Богослова: «не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть» (1 Иоан. 4:1). И вы, бр., не всякому верьте, кто вздумает вас учить, не будучи никем поставлен на дело учительства церковнаго, и берегитесь, чтобы не завлекли вас в сети какой-нибудь секты безбожной, еретической, враждебной святой церкви и даже Самому I. Христу. Аминь. (Извлеч. из «Слов, поуч. и речей», прот. Е. Мегорскаго, С. Пб. 1893 г.).

Поучение 4-ое. Покров Пресвятыя Богородицы.

(О необходимости покровительствовать нуждающимся в нашей помощи).
   I. Несколько столетий тому назад, в настоящий день, блаженный Андрей удостоился, братия, дивнаго и вместе утешительнаго видения, — именно: когда он находился в цареградском влахернском храме Пресвятыя Богородицы и вместе с другими константинопольскими жителями умолял Господа отвратить бедствие от греческой столицы, которой в то время угрожали нашествием страшные сарацинъг, тогда ему представилось, что отверзся свод храма, и он увидел на воздухе Матерь Божию с ликом ангелов, пророков, апостолов и других небожителей. Пресвятая Дева коленопреклонно молилась Богу и покрывала мир христианский честным Своим омофором. Узрев это, блаженный Андрей сказал ученику своему Епифанию: «видишьли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, отвечал Епифаний, и ужасаюся». — Это видение сопровождалось избавлением Царьграда и всей Греции от нашествия варваров; поэтому св. церковь установила ежегодно праздновать его в настоящий день в память и назидание верующим.
   II. И мы, по примеру Матери Божией, должны посильно покровительствовать нуждающимся в нашей помощи, должны помогать бедным, сирым и другим несчастным.
   а) Все мы, — богатые и бедные, сильные и слабые, знаменитые и безвестные, мудрые и неразумные, — все мы составляем одно великое семейство. Кто мы по природе нашей? Потомки одного Адама. Кто мы по благодати? Чада единаго Отца небеснаго. — Кто мы по конечному назначению нашему? Сонаследники царства небеснаго. Скажу более, мы не только составляем одно семейство, но мы члены единаго тела, как гражданскаго — государства, так и духовнаго — церкви Христовой, у которой единая «глава» — Христос, «а мы все» — «члены», как говорит апостол (Еф. 5:23 и 30). Видите, какая тесная связь, какое сродство между нами! Поэтому, судите, не должны ли мы усердно вспомоществовать друг другу, а в особенности тем бедным и несчастным братиям нашим, которые имеют большую нужду в нашей помощи? Очевидно, должны! Как в обыкновенном теле все члены сочувствуют и помогают один другому, так и мы должны сострадать друг другу и взаимно вспомоществовать в наших нуждах. Как в обыкновенном семействе старшие, здоровые братья и сестры, надзирают за младшими и немощными; так и мы должны пещись о меньших братиях наших во Христе — о бедных и несчастных. Если же мы не будем делать сего; то чрез это явно покажем, что мы дурные братья, худые христиане.
   б) Мы тем охотнее должны вспомоществовать нуждающимся в нашей помощи, что, оказывая необходимое пособие им, мы по тесной связи, существующей между ими и нами, делаем добро не только им, но и самим себе. И подлинно, не полезно ли для нас, если эти несчастные, которые живут теперь в тягость, а иные даже во вред нашему обществу, и, может быть, погибнут без нашей помощи, — не полезно ли для нас, если они при нашем пособии сделаются добрыми гражданами и будут посильно содействовать общему и вместе нашему благу? Не полезно ли для нас, если они за добро, им оказанное, будут благодарить нас, взаимно услуживать нам, и станут призывать на нас благословение Божие?..
   Но не один гражданский и духовный союз, между нами существующий, и не одно временное, общее и частное благо наше, побуждают нас усердно помогать нуждающимся в нашей помощи. К этому есть и другия — важнейшия побуждения.
   в) Почему Бог, общий наш Отец небесный, не в одной мере наделил нас дарами Своими? Но одним дал их более, а другим менее? Для того, чтобы первые разделяли с последними избыток дарованных им благ и все взаимно помогали друг другу, по мере их средств и способностей. Это видно из разных мест слова Божия. Так, например, апостол говорит, что правители народные облечены от Бога властию «во благое» нам — для того, чтобы они удерживали нас от худых поступков, поощряли к доброй деятельности и защищали от злых людей (Римл. 13:3-4. 1 Петр. «2», 13—14). Тот же апостол в другом месте учит, что богатые не должны хранить богатства своего для себя только, но должны употреблять его на вспомоществование бедным и другия добрыя дела (1 Тим. 6:17-18). Он же в ином месте внушает сильным и разумным, чтобы они помогали слабым и скудоумным, вразумляли безчинных, утешали малодушных, заступали немощных (Римл. 15:1. 1 Сол. 5:14), да и всем нам заповедует: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
   Из этого видите, братия, что оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней есть священная обязанность наша, — на это есть воля Божия, закон Христов.
   г) А чтобы мы усерднее исполняли эту священную обязанность, для этого Господь обещает великую награду за исполнение ея и тяжкое наказание за небрежение о ней. Кто те блаженные, которых наречет Господь на всемирном суде Своем благословенными и введет в царство небесное? Это добрые — сострадательные люди, вспомоществующие бедным и несчастным; это те, которые питают алчущих и жаждущих, принимают в домы свои странников, одевают наготствующих, посещают больных, утешают заключенных в темницах. А кто те несчастные, которых удалит Господь от лица Своего и ввергнет в огнь вечный, уготованный диаволу? Это люди жестокосердые, которые не имеют жалости к бедствующим и отказывают им в необходимой помощи. «Идут сии в муку вечную», говорит Спаситель (Мф. 25:34-46). Вот, какое страшное последствие будет иметь наше несострадание к бедным братиям, нуждающимся в нашей помощи...
   д) Впрочем, хотя бы и небыло ни награды за благотворения бедным, ни наказания за равнодушие к ним, ни других побуждений оказывать им необходимую помощь: то и в этом случае мы должны сострадать и благотворить им потому, что о нас самих милосердствует и печется Отец небесный. Он «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя». А что еще важнее, Он для спасения нашего не пощадил Единороднаго Сына Своего, но «за нас предал Его», — «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3:16. Римл. 8. 32). Что же? не должны ли мы подражать такой любви и благотворительности Его? не должны ли в благодарность за них сами благодетельствовать бедным людям, меньшим братиям Христовым? Непременно должны! Это нам внушает и Спаситель, говоря: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6; 36). Если же кто не сострадает несчастным и отказывает им в необходимой помощи, то не только не достоин любви Божией и тяжко грешит пред Господом, но еще напрасно называется христианином и человеком. «Кто сеет скупо», говорит апостол, «тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». — «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (2 Кор. 9. 6. Евр. 13:16). Если же кто «имать богатство мира сего», говорит другой апостол, «и видит брата своего требующа, и затворит утробу», или сердце свое, «от него; како любы Божия пребывает в нем?» — «Суд без милости не сотворившему милости» (1 Иоан. 3:17. Иак. 2:13).
   III. А Ты, Мати Божия, «предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», моли Господа, преблагаго и милосердаго, да усилит в нас взаимную любовь и сострадание к бедным братьям нашим, дабы мы не по имени только, но и по делам своим были истинными Его последователями и удостоились некогда войти «в вечныя кровы», уготованныя на небе людям благотворительным (Лук. 16:1-9). Аминь. (Сост. по «Словам и беседам» Платона, митр. киевскаго).

Поучение 5-ое. Покров Пресвятыя Богородицы.

(Уроки из празднуемаго события: а) сила общественной молитвы, б) высокое значение храма; в) Матерь Божия — покров всем прибегающим к Ней).
   I. Нынешний праздник установлен, братия, по следующему случаю. В десятом веке на греков напали сарацины и грозили самой столице — Царьграду. Сарацины были мусульмане и страшно ненавидели христиан. Завоеванные уже государства и города они обыкновенно разоряли до основания, а жителей обращали в рабство. Численностию своею они значительно превосходили греков. Последние объяты были страхом и ужасом, когда увидали под стенами столицы дикаго врага. Бедные военными силами, но не бедные верою и надеждою на Бога, греки собрались тогда в знаменитый влахернский храм, где хранилась риза Божией Матери, ко всенощному бдению и здесь горячо молили Царя неба и земли и Его Пречистую Матерь о своем избавлении от страшных врагов. В храме находились царь Лев Мудрый, царица Зоя и множество народа. Здесь же находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, русский родом, взятый греками в плен, и ученик Андрея, блаженный Епифаний. Пред концом всенощнаго бдения, в четвертом часу утра, блаженный Андрей в молитвенном настроении возводит очи свои горе и видит: Божия Матерь стоит в воздухе среди сонма ангелов, пророков, апостолов и всех святых и молится о спасении всего мира, осеняя его Своим покровом (омофором). Св. Андрей в благоговейном удивлении указал на свое видение ученику своему Епифанию и спросил его: «видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о спасении сего мира?» — «Вижу, отче, — отвечал св. Епифаний, — вижу и ужасаюсь». По утру молва об этом событии разнеслась по всему городу. Все воодушевились, узнавши, что Сама Матерь Божия молится за них; вскоре, действительно, неприятели были прогнаны от стен греческой столицы. В благодатную память об этом было установлено празднество 1-го октября в память Покрова Божией Матери.
   II. Многому научает нас это событие.
   а) Оно говорит, прежде всего, как велика, сильна пред Богом молитва, и особенно молитва общественная, молитва в храме. Она не остается одинокою, но сливается с молитвой небожителей. Матерь Божия и святые, побуждаемые нашею усердною мольбою к ним, начинают вместе с нами и за нас умолять милосердаго Бога об избавлении нас от напастей. Как утешительно это особенно для готоваго впасть в уныние и отчаяние! Пусть мы всеми оставлены в своем несчастии — что до того? Мы не оставлены на небе, не забыты Царицею небесною, нас помнят, о нас заботятся, за нас ходатайствуют пред Богом наши братия по духу — святые, живущие на небеси. Не унывай же, христианин, в скорби, а скорее обращайся к молитве Богоматери и святых, и поверь, доколе в сердце и на устах твоих будет эта молитва, доколе рука твоя поднимается для крестнаго знамения, дотоле ты не погиб еще среди самых трудных обстоятельств жизни.
   б) Богоматерь явилась в храме. Какое же значит великое и святое место — храм? Это место особеннаго присутствия Божия, Богоматери и святых. Здесь они невидимо постоянно пребывают. Мы, грешные, не видим их телесными очами, но за то все наше перед ними открыто; не только наше внешнее поведение, но даже все движения сердец наших, все мысли самыя сокровенныя. Пришли ли мы в храм по усердию или по одному обычаю, внимаем ли тому, что читается и что совершается здесь, или заняты тем же житейским, чем и вне храма, с горячим ли сердцем молимся или стоим неподвижно и холодно, не трогаясь и не умиляясь самыми возвышенными песнями церковными, — все это открыто пред I. Христом, Его Матерью, ангелами и святыми, здесь пребывающими. Какое же внимание к себе, какая чистота помыслов, какое горение сердца любовью к Богу и ближним потребны, христианин, тем, которые желают угодить Богу посещением храма, приобрести пользу для душй своей! И как не пожалеть тех, которые, пребывая в храме, в разсеянии забывают, где они, и дозволяют себе праздныя беседы, смех, пересуды, сами не молятся, мешают и другим молиться. Такие подобны тем торговцам в храме иерусалимском, которых изгнал вервием I. Христос. Да сохранит нас от всего подобнаго сему Господь!
   в) Богоматерь явилась молящеюся во время всенощнаго бдения, и в этом есть назидательный для нас урок. Многие ли в нынешнее время любят бывать за этою службой, считают за долг посещать ее каждый праздник, каждый воскресный день? Между тем мы осыпаны милостями каждый день, каждый час, даже каждую минуту видим на себе милости Божии, поэтому каждую минуту и следовало бы всецело отдавать Богу. Но Господь знает, что это невозможно для нас. Поэтому Он оставил для служения Себе из семи — один день, — много ли это? И этот один из семи дней мы затрудняемся провести как должно, — нам и его жалко для Бога. И вот мы незаметно делаемся похитителями Божескаго. Смотрите же, как бы Бог не Отнял у нас дарованнаго нам блага. Господь очень часто видимо вразумляет забывающих Его и не воздающих Ему должной чести даже в дни, посвященные Ему. Но да не будет сего с нами. Будем помнить Бога, чтить Его святые дни, неопустительно в эти дни посещать храм, делать и другое угодное Ему. Пусть никто не отговаривается недостатком свободнаго времени для слушания божественной службы. Всякий из нас должен помнить, что без благословения и помощи Божией он и при постоянных своих трудах не будет успешен в делах. Напротив, благо тому христианину, который заслужит себе помощь от Господа. (См. Воскресный день за 1894 г.).
   г) Богоматерь защитила греков от нападения мусульман, — но Она защищает всех, прибегающих с молитвами к Ней, исполненных веры, надежды и любви к Богу.
   Вот один из безчисленнаго множества пример заступления Богоматери. Один благочестивый человек, имевший благочестивую и кроткую жену и шестилетнюю дочь, должен был отправиться по торговым делам в Царьград. Жена, провожая его на корабль, спросила: «кому на руки оставляешь меня и дочь твою?» — «Госпоже нашей Богородице», — отвечал муж и, распростившись, уехал. Вскоре прсле этого произошло покушение одного злодея на жизнь жены и дочери. Диавол внушил слуге того благочестиваго дома поднять руку на свою госпожу и похитить ея вещи. Злодей взял нож и пошел в горницу; но едва коснулся порога, как был внезапно поражен слепотою и не мог двинуться ни взад, ни вперед. Долго он усиливался войти, но какая то невидимая сила удерживала его. Наконец, он стал просить госпожу подойти к нему, но она, хотя и не подозревала никакого злого умысла на жизнь свою, однако почему то не пошла. И тогда злодей не образумился, но в отчаянии от того, что не мог привести в исполнение своего злого умысла, поразил себя ножом... На крик госпожи собрались соседи и, застав злодея еще в живых, узнали, что и как произошло. Все познали тогда в этом случае неисповедимые пути Промысла, прославили Бога и Заступницу верных, Богородицу и Приснодеву Марию. ("Лавсаик").
   III. Видишь, христианин, как скоро является на помощь верно зовущим Ее наша Заступница усердная — Божия Матерь! Поэтому чаще прибегай к Ней за помощью. Пресвятая Богородице Дево! «покрый и нас, грешных, честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла!» (Состав. свящ. Гр. Дьяченко по указ. источн.).

Поучение 6-ое. Преподобный Роман.

(Где получается истинное просвещение?)
   I. Воспоминаемый нынешний день церковью, преподобный Роман был церковнослужителем Софiйскаго храма в Константинополе и жил в Ѵ40; веке. Отличаясь глубоким благочестием, Роман соблюдал строгий пост, часто молился и вел самый строгий образ жизни. Подвижническая жизнь и послушание Романа расположили к нему патриарха Евфимия; но другим церковнослужителям не нравились любовь и расположение патриарха к Роману и они завидовали последнему. К тому же Роман не был так искусен в чтении и пении, как другие клирики Софийскаго храма. Однажды накануне дня Рождества Христова император Анастасий слушал богослужение в Софийском храме; клирики, желая посмеяться над Романом, принудили его выйти на амвон и петь в присутствии императора, чего Роман никак не мог исполнить. Преподобный по окончании службы долго плакал и молился перед иконой Богоматери. В ту же ночь явилась ему в видении Богоматерь и подала свиток, с повелением съесть; исполнив это, он получил дар искуснаго чтения и пения. Прийдя в следующий раз в храм, он вошел на амвон и, когда настала его очередь, запел песнь: «Дева днесь пресущественнаго рождает и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися отроча младо превечный Бог.» Все присутствовавшие в храме с удивлением слушали пение Романа, патриарх же спросил его, откуда он научился этой дивной песни. Роман разсказал, как явилась ему в чудесном видении Богоматерь и сообщила ему дар песнопения. Тогда церковнослужители устыдились своих прежних поступков с преподобным и просили у него прощения во всех обидах и оскорблениях, которыя ему причиняли.
   II. Из этого повествования мы видим, братие, Кто Податель премудрости и разума. Это Бог — превечная Премудрость. И действительно, кому и когда отказал Боге в благодати просвещения? Кто из христиан не может получить себе мудрости от Бога? Что говорит апостол? «Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем, не лицеприемне, и дастся ему» (Иак. 1: 5). «Яко Господь дает премудрость и от лица Его полное познание и разум» (Притч. 2: 6), подтверждает другой Богодухновенный наставник. Вот где должно получать себе образование и просвещение.
   а) Бог преподает нам такое учение, какого никто никогда не услышит ни в каком самом блистательном человеческом училище, учение, сообщающее нам такия истины, каких никакой высочайший разум человеческий ни измыслить, ни постигнуть не может, учение, которое приводит нас к такому благополучию, к таким «благам, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце» самому счастливейшему на свете «человеку не взыдоша» (1 Кор. 2: 9). Было бы только наше желание учиться, было бы только расположение иметь разум Божий и творить волю Божию. Знаете, что случилось с Корнилием сотником? Он был язычник, но муж благоговейный и богобоязненный, любил молиться Богу и благотворить бедным. На доброе устремление сердца его к небесному отозвалось небо; явился ему ангел Божий и повелел ему призвать к себе апостола Петра, сказав: «той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты, и весь дом твой». Св. Петр, по призыву сотника, пришел к нему в дом, проповедал Спасителя Христа, и всех уверовавших крестил во имя Христово (Деян. гл. 10). Вот и другое обстоятельство. Возвращался домой из Иерусалима вельможа Ефиопской царицы и, сидя в колеснице, читал книгу пророка Исаии. Он был тоже язычник, но как видно, расположен был к Богу Израилеву. И вот ангел Господень велит апостолу Филиппу итти на дорогу, по которой ехал вельможа. Филипп, подошед к колеснице вельможи, услышал, что он читает книгу пророка Исаии. По устроению Божию случилось так, что вельможа читал, в книге пророка, пророчество о страдании Христовом. Филипп спрашивает его: понимаешь ли ты, что читаешь? Тот отвечал ему: как я могу понимать, ежели кто либо не объяснить мне? Филипп объяснил вельможе пророчество, проповедал ему Иисуса Христа, Спасителя мира и крестил уверовавшаго вельможу (Деян. гл. 8). Вот как чудно поучает Бог, какие необыкновенные употребляет способы к просвещению человека, как скоро видит в нем доброе расположение и желание познать истину. Это было, как видите, еще во времена апостольския. Да что я говорю? Даже один из апостолов чудесным образом просвещен был от Бога. Это — святый Павел. Господь Иисус, явлением Своим обратив его из Своего гонителя в апостола, послал его для научения к апостолу Анании, и ученый «фарисей» (Филип. 3: 5) должен был переучиваться у простого, не книжнаго ученика Христова (Деян. гл. 9).
   б) Скажете: «это — дела Божии чрезвычайныя. Таких просвещенных от Бога людей было, и ежели бывает, не много». Да. Бог часто не творит чудес. И для чего? Он сотворил однажды навсегда величайшее чудо. Сам, в возлюбленном Сыне Своем, сошел на землю, просветил всех во тьме и сени смертней сидящих, научил их познанию Бога, открыл им святую волю Свою и показал путь ко спасению. С тех пор существуют и будут существовать до скончания века и поставляемые Богом учители и учрежденное Им всемирное училище для духовнаго образования и спасительнаго просвещения людей. Учители поставленные и поставляемые Богом — это св. апостолы, св. отцы и все последующие пастыри церковные. Чему можно не научиться от этих учителей? Первые учители и Богопроповедники, апостолы устно научили и просветили верою все народы; «во всю землю изыде» божественное «вещание их и в концы вселенныя» духоносные «глаголы их» (Рим. 10: 18). А Богодухновенныя Писания их? Восемнадцать веков поучают и просвещают род человеческий и «обращают» его «от тьмы в свет» и «от области сатаны к Богу» (Деян. 26: 18). Отцы и пастыри церкви сколько трудились в просвещении народов, и какия драгоценныя сокровища христианскаго ведения оставили нам в своих безсмертных творениях! Благодарение Богу! Спасительная наука никогда не оскудевала между христианами, и никто не мог и не может считать себя лишенным способов к уразумению истины. Приди к каждому служителю алтаря, великому или малому пастырю церкви, — и ты не останешься без христианскаго наставления и уяснения содержимой тобою веры. Тот только остается во тьме, кто нейдет к свету, или еще и не любит света. А великое то училище христианское, братие? Разумею святую православную церковь. Чего тут нет? Какого разума божественнаго, каких высоких истин, каких неведомых человеческому уму таин Божиих не услышишь в ней! Везде и во всем сияет свет Божественный, в том, что читается, и в том, что поется, и в том, что совершается, — и это не раз, не два, не один день, не один месяц и год, а всегда, ежедневно, непрерывно и непрестанно. Сколько здесь назидания уму, убеждения сердцу, оживления и восторжения чувству! И ни от кого ничего не требуется. Святилище Божие отверсто всегда для всех. «Жаждущие идите на воду; ядите и пийте без сребра и цены вино и тук, послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша» (Исаия 54: 1, 2), вот голос общей для всех всебогатой любви Божией и вместе божественной наставницы нашей, святой православной церкви!
   III. Таковы, братие, наши учители и наше училище. Сюда будем прибегать для просвещения и получения жизни вечной, по слову Спасителя: се есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его послал еси Ты, Иисуса Христа (Иоан. ХѴII, 3). Аминь. (Сост. по «Сеят. благ.» прот. В. Нордова, т. II, изд. 1891 г.).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS