Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Пятнадцатый день. Св. священномуч. Лукиан.

28.10.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 Св. священномуч. Лукиан.
(О таинстве св. причащения и нашей обязанности приобщаться св. Христовых таин).
   I. Св. ныне прославляемый церковию священномученик Лукиан, оставшись сиротою на двенадцатом году жизни, роздал свое имущество бедным, а сам стал учиться св. писанию под руководством св. Макария исповедника. За строгую жизнь и распространение христианскаго просвещения, св. Лукиан был посвящен в пресвитера. В этом священном сане Лукиан удвоил труды. Он оказал особенную услугу исправлением текста св. писания, изложив на трех столбцах для сравнения греческий, сирский и еврейский тексты. Многотрудную жизнь свою св. Лукиан закончил мученическою смертию. По приказанию императора Максимиана, его жестоко мучили, а потом заковали в цепи, заключили в темницу и морили голодом. Св. Лукиан от изнеможения не мог двинуться, но тем не менее, желая сподобиться приобщения тела и крови Христовых, лежа спиною на острых камнях темницы, совершил безкровную жертву в праздник Богоявления на своей груди, для приготовления себя и других узников — христиан к смерти; после чего и скончался.
   II. Теперь нет ни гонений, ни преследований, однако некоторые по своему нерадению лишают себя великаго счастия хотя один раз в год приобщиться св. таин Христовых.
   Такие нерадивые христиане не знают, вернее же сказать, не хотят знать «ни сущности таинства» приобщения, «ни своей прямой обязанности, приобщаться» св. Христовых таин.
   Для вразумления таковых побеседуем как о том, так и другом.
   а) Хлеб и вино, освящаемые при Божественной литургии, претворяются: хлеб — в тело, а вино — в кровь Христову. Это чудо совершается силою небесной благодати. Тот же I. Христос, Который претворил некогда на браке в Кане галилейской воду в вино, Тот же Христос, всемогуществом Своим, и ныне таинственно претворяет на алтарях хлеб — в святое тело Свое, а вино — в пречистую кровь Свою. Тот Самый Младенец — Бог, Который лежал в яслях вифлеемских, Тот же Божественный Младенец и ныне возлежит на священных жертвенниках, под видом хлеба и вина. Некоторые святые. а именно: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие видели эту великую тайну в настоящем ея виде. Видели, под покровом хлеба и вина, Предвечнаго Младенца, Господа I. Христа. Но не только святые, — и грешные, по Божию промыслу, видели эту тайну, без прикровения. Кто читал отеческия церковныя книги, тот может привесть на память многие примеры, подтверждающие истину нами сказаннаго. Один жидовин, как пишется в житии Василия Великаго, вошедши в храм при божественной литургии, совершаемой Василием Великим, увидел, что сей святитель держал в руках отроча, раздроблял его и потом раздавал народу приобщающемуся. Подошел к принятию святых таин и жидовин, взял часть от святых таин, по тогдашнему обычаю, в руку, принес в дом, и увидел, что принесенное им было истинное тело. Это жидовина поразило, и он соделался ревностным христианином. Еще, некоторый магометанин, житель Аравии, бывши в церкви христианской, увидел, что священник во время литургии заколол младенца, кровь его источил в чашу, и тело раздробил на блюде. Потом христиане предстоявшие тело младенца ели, а кровь пили. Неверный сарацин смотрел на сие, как на дело жестокое, и после литургии сильно поносил священника. Но когда священник со смирением и уважением к видевшему объяснил тайну, то магометанин, пораженный сею вещию, сделался последователем евангелия и мучеником за Христа. Есть и другие примеры, подобные сим: но мы, для сокращения времени, оставляем их.
    После сего, может быть, спросите: почему же Бог сокрывает от нас вид тела и крови в тайне святого причащения? Отвечают на сие богоносные отцы церкви так: «естество человеческое отвращается от употребления сырого тела (мяса), и крови не может, без отвращения, пить. Посему Бог в тайне причащения прикрывает тело видом хлеба, а кровь — видом вина». Положим, скажете, это верно; но нельзя ли, для удостоверения, в наши времена, нам видеть в тайне причащения вместо хлеба — тело Господне, а вместо вина — кровь Христову? О, без сомнения, можно! Но мы должны разсудить, чего мы хочем? мы должны вспомнить слова Христовы: «блажени не видевшии, и веровавше». Такое видение попущает Бог, большею частию, для неверующих, а нам, верующим и не сомневающимся в святости тайны причащения, желать сего видения излишне и грешно. По сему правила церкви повелевают, что если бы кому из священников, литургисающих,т.е.. совершающих обедню, священный хлеб представился в виде тела и младенца, а вино в виде крови, таковый священник не должен приобщатьея, но должен повергнуться в смирении духа пред вездесущим Богом, винить себя в маловерии и просить Господа, да явит ему таинство причащения в обыкновенном виде, в каком оно преподается истинно верующим христианам.
   б) Сказавши о том, что церковь, между прочим, предлагает в доказательство действительности тела и крови Христовой, скажем об обязанности нашей приобщаться сей тайне. Все мы, христиане, читаем между прочим в символе веры так: верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь. Этим мы обязываемся, от самой купели святого крещения, исполнять все правила святых вселенских и поместных соборов.
   аа) Что же повелевают соборы относительно принятия святых таин? «Да отлучени будут не причащающиеся», говорит 9-е правило святых апостол.
   «Отвращаяйся святаго причащения, да будет отриновен», говорит правило 2-е святаго собора, бывшаго в Антиохии. Очевидно, что церковь всегда поставляла и поставляет в обязанность всем, исповедающим православную веру, приобщаться святых таин; очевидно также, что она не признавала и не признает тех своими верными сынами, которые своевольно удалялись и удаляются от принятия тела и крови Христовой.
   И так, кто хочет быть исполнителем заповедей матери своей — церкви, кто хочет быть истинным ея сыном, кто дорожит своею душею, тот должен принимать святыя тайны. Но если бы святые соборы ничего не говорили об обязанности нашей приобщаться святых таин: то должна побудить нас к исполнению этой священной обязанности воля Господа нашего I. Христа.
   бб) Спаситель, отходя от мира сего, заповедал, в лице апостолов, всем православным христианам — вкушать тело Его, предлагаемое на святых жертвенниках под видом хлеба, и пить кровь Его, преподаваемую под видом вина. I. Христос, указывая на хлеб, на тайной вечери предложенный, сказал: «приимите, ядите: сие есть тело Мое», а подавая чашу с вином, которую Он благословил, рек: «пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, сие творите в Мое воспоминание». Вот на чем, — на заповеди Господа Иисуса, основывается наша священная обязанность приобщаться святых таин.
   III. Да не уклонимся же мы от сей священной обязанности, если желаем быть христианами не по имени только, но и по жизни. Да подражаем св. ревности сподобиться приобщения св. Христовых безсмертных и животворящих Таин ныне прославляемому св. священномученику Лукиану, который, лежа спиною на острых камнях темницы, закованный в железныя цепи, совершил безкровную жертву для приготовления себя и др. узников к смерти. (Сост. свящ. Г. Д-ко по поуч. Иакова, архиеп. нижегородскаго, ч. 1 и друг. источн.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS