Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь Пятый день. Свв. трие святителя: Петр, Алексий и Иона, митрополиты московские, и всея России чудотворцы.

18.10.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Свв. трие святителя: Петр, Алексий и Иона, митрополиты московские, и всея России чудотворцы.

(Об истинных наставниках веры, которым христиане должны повиноваться по заповеди апостольской).

   I. Празднуя ныне память трех российских святителей: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских и всея России чудотворцев, при жизни своей учивших вере и благочестию свою обширную паству и содействовавших процветанию своего отечества, не боявшихся для сего ни трудов, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники веры и благочестия, истинные пастыри, готовые положить (а некоторые из них, как например святитель Филипп, и положившие) свою душу за паству свою.
   II. При этом иные могут спросить нас: кто же истинные наставники веры Христовой и как отличить истинных пастырей от ложных? Ибо и те наставники, которых мы считаем ложными и самозванными, называют себя истинными вероучителями и признаются такими от последователей их. Вопрос этот важен и требует разрешения: ибо, не зная хорошо, кто дейтвительно учит истинной вере Христовой, легко можно принять ложнаго наставника за истиннаго и увлечься по его внушению в душепагубныя заблуждения. Поэтому мы намерены теперь заняться решением этого вопроса для вашего назидания, — потому более, что между нами в настоящее время не мало появилось таких людей, которые ложно называют себя наставниками веры и увлекают других в свои заблуждения.
   а) Первый признак истинных наставников веры тот, что они поставлены на свое дело законною властию в церкви Христовой.
   В церкви Христовой, которая основана Самим Господом и поэтому называется домом и даже телом Его (Матф. 16:18. 1 Тим. 3:15. Ефес. 1:22. 23), все должно быть по распоряжению I. Христа, как Домовладыки и Главы ея. В особенности же необходимо, чтобы приставники и служители в этом дому Божием,т.е.. пастыри и учители церкви Христовой, избираемы и поставляемы были Самим Господом нашим I. Христом, или установленным от Него порядком. Из евангельской истории видно, что I. Христос, поучая всех людей истинам спасения, не всем ученикам Своим предоставил право поучать других, но избрал для сего из среды их только двенадцать и потом семьдесят апостолов, которым и дал власть наставлять других тому, чему Сам учил их, а вместе вязать и разрешать грехи человеков, и всем управлять в церкви Его (Лук. 6:13. Матф. 18:15-20. 28, 19. 20. Иоан. 20:22. 23). Это были первые истинные наставники веры в церкви Христовой.
   В свою очередь «апостолы» Христовы, еще при жизни своей, «поставляли преемников себе», которые называются в слове Божием епископами, пресвитерами, пастырями и учителями церкви Христовой (Еффс. 4, 4. Филип. 1:1. Тит. 1:5, 7). Таковы были: Тимофей, Силуан, Тит и многие другие (1 Тим. 4:14), и предоставили рукоположенным от них епископам право избирать и рукополагать в епископския и пресвитерския должности иных достойных людей, «которые бы способны были и других научать» вере Христовой (2 Тим. 2:2. Тит. 1:5). Таким образом от времен апостольских доселе непрерывно продолжался ряд истинных наставников веры в лице епископов и пресвитеров церкви Христовой; таким же образом он будет продолжаться и до скончания века, доколе будет существовать на земле Христова церковь: пока все придем «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго», «в меру полнаго возраста Христова», и «доколе не приидет» опять Сын Божий на землю судить живых и мертвых (Ефес. 4:13. 1 Кор. 11:24-26. 1 Петр. 5:1-4).
   Из сказаннаго видно, что, после I. Христа и апостолов Его, истинными наставниками веры суть епископы и пресвитеры Христовой церкви, преемственно от апостолов получившие власть и обязанность поучать других вере.
   Итак, рукоположение священства, преемственно полученное от апостолов, есть первый признак истинных наставников веры, без котораго они не могут быть. Истинный «пастырь», говорит Спаситель, «входит во двор овчий -» в церковь Божию — «дверью»,т.е.. Мною или установленным от Меня путем: ибо «Я дверь овцам»; а кто входит не дверью, «но перелазит инде», кто принимает на себя должность пастыря и учителя в Моей церкви каким либо иным образом, от Меня не установленным, «тот тать есть и разбойник» (Иоан. 10:1-7).
   б) Есть другой вернейший признак истинных наставников веры, это — согласие наставлений их с учением I. Христа, апостолов Его и древних учителей церкви, принявших учение Христово непосредственно от апостолов и передавших нам его в своих писаниях. I. Христос есть «Начальник» и «Совершитель» нашей «веры» (Евр. 12:2); а посему, очевидно, только тот может назваться истинным исповедником и наставником сей веры, кто во всем строго держится учения Христова и ни в чем не изменяет его: «если пребудете в слове Моем», говорит Спаситель, «то вы истинно Мои ученики» (Иоан. 8:31). — «Апостолы», очевидные свидетели деяний I. Христа и приближеннейшие ученики Его, наставлены были Им, при озарении Духа Святаго, на всякую истину и так верно проповедывали Его учение, что не обинуясь говорили: «если мы, или ангел с неба станет благовествоват вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Иоан. 15:15. 16,13. Гал. 1:8); поэтому, истинные наставники веры Христовой могут и должны учить только тому, чему учили апостолы Христовы.
    «Древние учители» Христовой церкви вполне знали учение Христово и передали нам его во всей чистоте, потому что они слышали его из уст самих апостолов и были просвещены Духом Святым; поэтому истинные наставники веры Христовой должны согласоваться с ними в вероучении, как это советует и апостол, говоря: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
    Сравните дела и наставления истинных наставников нашей веры — архипастырей и пастырей, с древним Христово-апостольским и отеческим учением, и вы ясно увидите, что они во всем согласны с ним.
   Для примера сравним с этим учением наставления православных пастырей и толкования так называемых староверческих наставников.
   аа) I. Христос сказал в евангелии: «Я создал церковь Мою и врата адовы не преодолеют ея» (Матф. 16:18). Согласно с сим православные пастыри учат, что церковь Христова, не смотря на все неприязненныя ей силы, будет существовать до скончания века, возрождая людей ко спасению чрез таинства и священство; а староверческие наставники толкуют, что церковь Христова со времен патриарха Никона разрушилась, священство в ней погибло и все таинства ея осквернены антихристом.
   бб) I. Христос говорит в евангелии: «если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:17). Согласно с сим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ея определений; а староверческие наставники не только сами не повинуются, но и другим внушают не покоряться ей, и даже изрыгают на нее такия хулы, о которых «срамно есть и глаголати».
   вв) I. Христос, установив пред Своим страданием таинство св. евхаристии, повелел совершать его в церкви до второго пришествия Его на землю и сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческаго», «ни пиете крове Его, живота не имате в себе: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:53-54. Матф. 26:26-28. 1 Кор. 11:23-26). Согласно с сим «православные пастыри совершают св. евхаристию и внушают верующим приобщаться тела и крови Христовых» во оставление грехов и в жизнь вечную, а из староверческих наставников многие толкуют, что можно спастися без сего святейшаго таинства, а посему не только не приобщаются тела и крови Христовых, но еще хулят сию величайшую святыню.
   гг) Апостол говорит: церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины, а посему не должно удаляться ея (1 Тим. 3:15). Тому же поучают и православные пастыри; а староверческие наставники толкуют, что со времени исправления богослужебных книг при патриархе Никоне в эту церковь внесены всевозможныя ереси и посему отнюдь не должно иметь с нею общения.
   дд) Целый сонм древних учителей церкви постановил на 6-м вселенском соборе: «не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но должно повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися божественному» (6-го всел. соб. 64 прав ). То же говорят и нынешние православные учители; а староверческие наставники толкуют иное и не только сами, будучи мирянами, противозаконно принимают на себя учительское достоинство среди единомышленников их, но возлагают оное и на других подобных им мирян, присвоивая себе чрез это епископскую власть.
   Теперь судите, братия, кто истинные наставники веры Христовой, — православные ли пастыри во всем строго следующие древнему Христово-апостольскому и отеческому учению, или староверческие наставники, которые, как видели вы, во многом противоречат и противодействуют оному? Очевидно, первые. А из сего явствует, что православные пастыри суть истинные наставники веры Христовой и что им-то надлежит повиноваться по заповеди апостольской.
   III. Итак, «повинуйтеся», братия, «наставникам вашим и покоряйтеся» им: «тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще». Усердно внимайте их наставлениям и в точности исполняйте их: ибо все, что они внушают вам, служит к пользе вашей, ко спасению душ ваших.
   Молитвами же святителей Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских, да сохранит нас Господь во всегдашнем и нелицемерном послушании нашим истинным наставникам в вере и благочестии. (Сост. Свящ. Г. Д-ко по «Избран. словам» Платона, митр. киевск. и друг. источн.).

Поучение 2-ое. Свв. Петр, Алексий и Иона, святители московские.

(Уроки из их жизни: а) всякий юноша должен получать свое воспитание под руководством церкви и б) юность самое дорогое время для религиозно-нравственнаго воспитания христианина).
   I. Ныне память трех великих святителей церкви русской: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских, с именами коих невольно воспоминается и имя великаго святителя Филиппа. Остановим внимание на их жизни, чтобы поучиться у них, как ныне воспитывать своих детей.
   а) «Св. Петр» был родом из Волыни. По достижении семилетняго возраста, он был отдан в научение книжное; но как ни старался сначала молодой ученик, ученье шло не успешно. Это чрезвычайно печалило его и родителей. Однажды, как бы во сне, Петр видит мужа, одетаго в святительския одежды, который, ставши близ него, сказал: «чадо, открой уста свои!» Недоумевающий отрок исполнил приказание. В это время явившийся прикоснулся языка его и, благословив, как бы влил некоторую сладость в уста. С тех пор он стал преуспевать в ученьи паче всех сверстников своих.
   На «двадцатом году» жизни св. Петр удалился в один из монастырей, недалеко от места рождения, принял здесь иноческий сан и затем, со всею горячностью юнаго сердца, предался подвигам новаго звания; с этою целью он зимой и летом носил в монастырь на плечах воду, мыл братскую одежду и т. п.; по церковному звону первым являлся в храм и, благоговейно простояв всю службу, выходил из храма последним. Усовершенствуясь в таких подвигах, св. Петр, прошедши все степени пастырскаго служения, достиг, наконец, и сана митрополита московскаго.
   б) «Св. Алексий» также с юных лет посвятил себя на служение Господу. Елевферий (таково было первоначальное имя св. Алексия) был сын московскаго боярина Феодора и супруги его Марии. Родители старались дать ему самое лучшее воспитание, чтобы приготовить его к высшим должностям гражданской службы; но Господь устроил иначе, нежели как мечтали родители. Однажды отрок Елевферий занимался так любимою детским возрастом забавою — ловлею птиц сетью. Утомленный долгим ожиданием добычи, отрок заснул. Вдруг он слышит, что кто-то говорит: «Алексей, для чего по напрасну трудишься? Я сотворю тебя ловцем человеков». Елевферий проснулся и никого не видел вокруг себя. Возлюбив Господа Иисуса от детства, он скоро понял, Чей это голос призывал его. «Двадцати лет» от рождения, он оставил дом свой и родителей, все приманки семейной и общественной жизни, удалился в Богоявленский монастырь и был пострижен, с именем Алексия, в ангельский сан преподобным Стефаном, братом преподобнаго Сергия.
   в) «Третий святител московский, св. Иона», также с юных лет был избран Богом и приготовлен на великое служение церкви и отечеству. Св. Иона родился в г. Солигаличе от благочестивых родителей. «Двенадцати» лет он принял иноческий образ в одном из монастырей своей родины, а потом переселился в обитель Симоновскую близ Москвы. Однажды в эту обитель прибыл митрополит Фотий. Совершив молитвословие в храме и преподав благословение настоятелю и братии, святитель захотел видеть и благословить иноков, трудившихся в разных монастырских службах. В пекарне увидел он юнаго инока, который, утомившись работою, спал, но правая рука его, на которой покоилась голова, была сложена как бы для благословения. Владыка запретил будить спавшаго инока и, благословив его, сказал предстоящим: «монах сей будет великий святитель в странах сих российских и многих на путь спасения наставит». Этот монах был св. Иона, и предсказание владыки буквально на нем исполнилось.
   г) «А св. Филипп», митрополит московский, разве «не с юных лет» возлюбил Христа и во имя этой любви оставил своих знатных и богатых родителей (они были известные бояре Колычевы) и решился удалиться в пустыню. Улучив удобную минуту, Феодор (так в мире звали Фииппа) заменил богатое боярское платье простым крестьянским кафтаном, надел лапти и, не узнанный ни кем, вышел из родительскаго дома. В последний раз поклонился юный Феодор св. иконам и мощам святителей в Кремле и направил путь свой к северу. Четыре месяца шел он, пробираясь болотами и дремучими лесами, пока крайнее изнеможение не принудило его остановиться для отдыха на берегу Онежскаго озера. Здесь, в деревне Хижа, он был радушно принят добрым селянином Субботою, у котораго сын знаменитых родителей, воспитанный в неге и покое, взял на себя обязанность пасти овец. Скоро он должен был оставить гостеприимнаго хозяина и ушел в Соловецкий монастырь. Здешний игумен принял его с ласкою, но прежде чем постричь его в монахи, он заставил Феодора нести суровое послушание. Феодор рубил дрова, копал землю, таскал камни... и нередко случалось, испытывал унижение и побои от неразумных людей; но, подражая Владыке Христу, все переносил со смирением. Наконец игумен, видя твердое желание Феодора отречься от мира, постриг его в иноки с именем Филиппа.
   II. Ныне прославляемые святители преподают нам следующие два урока:
   а) Первый урок тот, что всякий юноша должен получать свое главное воспитание в церкви и под руководством ея. Но то ли мы видим на самом деле? При нынешнем воспитании юношества все внимание обращают лишь на то, что относится к настоящей земной жизни, а о благочестии христианском, о добродетелях христианских, кажется, и помину нет. «Многие учат детей своих светским приличиям, — писал в свое время св.Тихон задонский; — иные учат говорить на иностранных языках, а иные стараются обучать детей торговле и другим ремеслам. А жить по-христиански редко кто учит детей. Но, ведь, без этого все науки — ничто, всякая мудрость — безумие. Что пользы христианину говорить по-иностранному, а жить безбожно. Что пользы быть искусным торговцем или художником, а не иметь страха Божия. Также умники бывают злее простяков. Юное сердце, склоненное ко злу, и стремится на всякое зло, если не будет удержано страхом наказания. Поэтому первою твоей заботою, христианин, пусть будет то, чтобы научить детей своих по-христиански жить, что возможно только тогда, когда мы приблизим детей к мудрому руководству нашей матери — св. церкви и верных ея служителей — пастырей. Все твои науки без этого — ничто. Бог не взыщет с тебя, учил ли ты детей своих каким наукам, но непременно взыщет, учил ли их по-христиански жить... Не тот истинный отец, кто родил, но тот, кто хорошо воспитывал и научил. Отцы, родившие нас, родили для временной жизни, а отцы, хорошо воспитавшие нас и научившие благочестию, рождают нас к жизни вечной. «Блажен иже сотворит» добре и «научит добре» (Матф. 5:19)».
   б) Второй урок, преподаваемый нам жизнию святителей, ныне ублажаемых, тот, что юность самое дорогое время для религиозно-нравственнаго воспитания христианина, чем весьма должны дорожить родители и воспитатели.
   Счастливая пора в жизни — юность, это — золотое время, это — райские дни. Это время — время развития всех сил, как душевных и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования навыков и привычек, хороших или дурных. Поэтому, если когда, то особенно в пору юности родителям нужно быть осторожными в воспитании детей, так как что привьется в юности, то останется на всю жизнь. Юноша — это молодое, гибкое деревцо; если не привязать то деревцо к колышку, то оно от ветров покривится; если не останавливать буйныя страсти юноши во время, непременно пропадет юноша тот. «Видим, — говорит св. Тихон задонский, — что малое деревцо на всякую сторону удобно преклоняется, и куда его наклонишь, туда и растет. Вот также и юное отроча: чему научится в детстве, к тому и привыкнет, с тем и останется на всю жизнь. Научится доброму: добрым и будет навсегда; научится злому: злым и останется; так что из малаго отрока может выйти и ангел, может выйти и диавол». Поэтому мы видим, что многие подвижники сделались великими не под старость только, а задатки и расположение к добродетельной жизни были у них в юношеских летах. На примере великих святителей московских — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, память которых празднуется ныне, мы видели, что все они с юношеских лет возымели желание и влечение к ангелоподобной жизни. (См. Воскр. день» за 1894 г,).
   III. Молитвами великих угодников Божиих, ныне ублажаемых, да предохранит нас Господь от гибельных ошибок в воспитании наших детей, за души которых, мы, родители и воспитатели, должны отдать строгий отчет в день суда Божия. (Сост. по указ. источн.).

Поучение 3-е. Святители: Петр, Алексий и Иона.

(О том, почему должно почитать пастырей).
   I. В день великих святителей и архипастырей русской церкви: Петра, Алексия и Ионы, ныне прославляемых, которых и при жизни почитали и простой народ, и бояре, и князья, и даже не редко земно им кланялись, видя в них носителей силы Божией, как то было напр. при возвращении святителя Алексия из Орды, где он исцелил от слепоты жену хана, грознаго властелина России, уместно будет «побеседовать о почитании архипастырей и пастырей церкви».
   II. а) Пастырей должно почитать, во-первых, на общем основании, по которому все люди должны оказывать уважение друг к другу. Какое же это основание? Образ и подобие Божие. Все мы созданы по образу Божию, все мы и должны почитать друг-друга из благоговения к тому божественному образу, который мы носим во глубине душ наших. На этом основании и ап. Павел велит нам, так сказать, соперничать друг с другом в воздаянии взаимнаго почитания. Эта мысль заключается в следующих словах ап. Павла: «честию друг-друга больша творяще» (Рим. 12:10). Поэтому и пастырей почитать должно.
   б) Но есть особая причина, почему пастырям должно воздавать почтение. Пастыри суть слуги Иисуса Христа — слуги Царя небеснаго. Они таинственно назначены, освящены и посланы Спасителем на дело великое. Что ап. Павел сказал о себе, говоря: «нас да непщует», т. е. да считает «человек, яко слуг Христовых» (1 Кор. 4:1), то же может сказать о себе каждый пастырь церкви, т. е. что он слуга Христов. Если мы почитаем слуг, посланных и уполномоченных от царя земного, то во сколько раз больше должны почитать слуг Царя небеснаго.
   в) Еще пастырей должно почитать потому, что зто заповедуется в священном писании ветхаго и новаго завета. В ветхом завете премудрый Сирах учил почитать иереев: «иереи чти» (Сир. 7:31), говорил сей глубокий знаток обязанностей человеческих. Современный апостолам Игнатий Богоносец велит повиноваться священникам и почитать их. «Повинуйтеся, говорит св. Игнатий, пресвитерству, яко апостолам Иисуса Христа. Без них церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм праведных. Иже их, т. е. священников, не слушает, безбожен всячески есть и злочестив и отметается Христа и его установление умаляет». (Посл. к Трал.). Св. Иоанн Златоустый, с свойственною ему силою слова, внушал христианам почитать пастырей. Вот его слова: «почитайте иереи яко сопрестольники и сподвижники апостолом. Всею душею твоею благочествуй Господа и священником честь воздавай. Всею силою твоею возлюби сотворшаго тя и слуг Его не оставляй. Бойся Бога, слави священника» (Прол. мар. 10 д.). Кроме св. отцов церкви, учили почитать пастырей и апостолы, и Сам Иисус Христос. Апостол Павел повелевает христианам иметь уважение к пастырям, разумея пастырей под именем наставников: «повинуйтеся», писал сей апостол, «наставником вашим и покаряйтеся» (Евр. 13:17). А Иисус Христос о пастырях говорит следующее: «иже вас приемлет, Мене приемлет» (Мф. 10:40), т. е. кто приемлет и чтит пастырей, тот приемлет и чтит Христа. Поэтому честь, воздаваемая пастырям, восходит на Самого Христа Спасителя. Себе Христос ту вменяет честь, какую христиане воздают пастырям.
   г) Так, нет сомнения, что хорошие пастыри заслуживают почтение. Их неукоризненная жизнь собственным достоинством возбуждает о них доброе мнение в народе. Но заслуживают ли уважение пастыри, которых жизнь не свободна от нареканий? По учению православной нашей церкви, должно почитать не только таких пастырей, которые отличаются благонравием, но не должно осуждать и уничижать и таких пастырей, которые подвержены слабостям. «Ни, братия, говорит св. Златоуст, не подобает овце пастыря хулити; сей бо за тя и за твою братию службы сотворяет, заутра и вечер за тя Бога молит. Но глаголеши, яко скверен есть и зол. То что до того тебе? Но аще и добрый за тя Бога молит, что успеет, аще ты будеши зол? Тако же и скверный тебе не вредит, аще еси верен: вся бо благодать от Бога есть, яко иерей точию уста отверзает, все же Бог творит» (Прол. Февр. 4 д.). Видите ли, как великодушна наша мать, православная церковь! Она велит не касаться, не лишать чести и слабых пастырей, без сомнения, как для того, чтобы пасомые не впали в грех, какому подвергся Хам, осудивший погрешность отца своего, так и для того, чтобы и пастыри и пасомые взаимным великодушным перенесением немощей исполнили закон любви Христовой к общему своему оправданию и спасению.
   д) В чем же состоит почтение, которое православные христиане должны воздавать во славу Божию своим пастырям? Люби пастырей, как отцов по духу, молись о них Богу, обращайся с ними скромно, уважительно, повинуйся их наставлениям, с уважением о них говори, не оскорбляй их ни делом, ни словом, не осуждай их за погрешности, и ты выполнишь то почтение, которое ты обязан иметь к пастырям.
   III. Оскорбляется царь земной неуважением к его слугам, оскорбляется и Царь небесный недостатком почтения к Его слугам — пастырям церкви. Дети города Вефиля поругались некогда над слугою Божиим пророком Елисеем, и за то были умерщвлены медведями. Будем благоразумны и осторожны! Почтим слуг Божиих: если не ради их, то ради Бога, Котораго они служители, орудия и споспешники. Бог приемлет Себе почтение, воздаваемое Его слугам, и почтит на страшном суде тех, которые почитали Его в лице пастырей. Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» Иакова, архиеп. нижегородск. и арзамасскаго, ч. 3-я, изд. 4 е, 1853 г.).

Поучение 4-ое. Святители: Петр, Алексий и Иона.

(Нам должно содействовать благу отечества).
   I. Ныне прославляемые святители нашей церкви: Петр, Алексий и Иона жили в то время, когда любезное отечество наше, в некоторых из своих областей, лежало еще в развалинах, а в некоторых — только-что начало оправляться от ран, нанесенных ему татарским разгромом. Татары все еще терзали сердце России, а семейные раздоры удельных князей, для окончательнаго решения коих нужно было обращаться к иноверной власти с большими подарками, еще более усиливали тягость ига, и без того тяжкаго. Народ волновался, оказывал нередко сопротивление законной власти и приставал то к той, то к другой партии княжеской. Много, много нестроений, крамол и разнаго рода неустройств господствовало тогда на Руси. И вот святители Божии, облеченные силою свыше, исходят на великое, трудное и святое дело — облегчения, умиротворения и успокоения страждущаго отечества. То укрощают они свирепость татарских ханов и лютость, жестокость и мздоимство их вельмож, — то усмиряют мелких князей, готовых итти и вести друг друга под меч за какой-нибудь незначительный участок земли, — то подают великим князьям мудрые и благотворные советы, служащие ко благу отечества, — то обуздывают непокорных, сдерживают мятежников и нарушителей общественнаго порядка и спокойствия угрозою отлучения и духовнаго запрещения.
   II. а) Нужно ли, братия, говорить, что и на нас лежит долг и обязанность — содействовать всеми зависящими от нас мерами благу отечества? Для чего же люди и живут в обществах, если не для того, чтобы совокупными силами удобнее достигать своего общаго блага? И только тогда, когда мы будем ревностно исполнять эту обязанность, мы будем достойными членами общества; только тогда видно будет, что мы любим наше отечество, сочувствуем нашему Царю православному, способствуем ему в осуществлении его благих намерений о нас; только тогда мы и будем вполне способны сорадоваться радости Царя и торжествовать его торжеству.
   б) Да не подумает кто либо, что эта обязанность вполне приложима и обязательна только для лиц, стоящих на высших степенях в общественной лестнице и облеченных высшею властию, а по отношению к людям низших кругов, не имеющим никакой особенной власти, она не имеет никакого значения. Апостол Христов уподобляет общества христианския одному стройному телу, в котором много членов, и все вместе составляют одно тело, в котором если славится или болит один член, то с ним славятся или болят и все, — в котором, поэтому, око руке, рука ноге, вообще один член другому не может сказать: ты мне не нужен. По мысли апостола, между разными званиями, сословиями, классами и отдельными лицами в обществе такая связь, что все они, как-бы какое ни казалось незначительным, все равно важны и необходимы для блага целаго. То правда, что чем выше положение в обществе, тем более лицам, находящимся в этом положении, открыто простора, дано возможности и средств действовать так или иначе. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть в своей деятельности опирается на непосредственно следующей за нею низшей, — эта, в свою очередь, на следующей за нею низшей и т. д., пока дело дойдет не только до самой низшей власти, но и до простого земледельца, до простого, необлеченнаго никакою властию, поселянина. И так на каждом из нас, как-бы кто ни был низок по своей доле, лежит священная обязанность — содействовать и споспешествовать общему благу отечества.
   в) Да не подумает опять кто либо, что только во время, неблагоприятное по чему-нибудь для отечества, напр. во время войны, голода и т. п., мы можем содействовать благу отечества. Нет, общественная жизнь растет, зреет, развивается и совершенствуется — можно сказать — ежечасно. И как семя для своего прозябания ежеминутно требует действия на него света, теплоты, влаги и т. д., так и общественная жизнь постоянно нуждается для своего усовершенствования в дружном содействии ей всех материальных и нравственных сил общества. Нет того дня, нет того часа, когда бы гражданин был ненужным членом общества и не мог бы, если бы захотел, быть ему более или менее полезным.
   г) Чем же и как — спросите — мы можем и должны содействовать общему благу нашего отечества? Говоря вообще, мы можем делать это не иначе, как ревностным, честным и добросовестным исполнением тех обязанностей, какия возлагает на каждаго из нас его звание, состояние и положение в отечестве. Мы сказали, что апостол уподобляет христианское общество стройному составу телесному, — продолжим теперь апостольское уподобление. Когда тело бывает здорово? Тогда, когда все органы его надлежащим образом исполняют свое назначение. Не прими желудок пищи, или не перевари ее, не поднимись рука, не пойди нога, — и все тело нездорово, оно болит. Не так ли в обществе? Не от того ли и здесь несправедливости, насилия, угнетения, притеснения, вопли и стоны, повсюдныя жалобы на недоброхотство людей? — Не от того ли, говорим, все эти нравственныя болезни общества, что в нем далеко не все думают и стараются о ревностном и добросовестном исполнении своих обязанностей? В самом деле, сколько-бы уменьшилось в обществе бродяжничества, пьянства, тунеядства, разврата, если бы родители и воспитатели со всем усердием и ревностию исполняли свои обязанности по отношению, к своим детям и питомцам, — учили их, и словом и собственным примером, страху Божию, трудолюбию, честности, разным ремеслам, наукам, искусствам? Сколько-бы уменьшилось насилий, угнетений, притеснений, открытых и тайных грабительств и разбоев, если бы каждый усердно занимался делами своего звания, а держащие в своих руках весы правосудия — военачальники и градоначальники — добросовестно, нелицемерно, немздоимно исполняли возложенныя на них обязанности — творить суд и правду?.. Но многие, очень многие еще намеренно стараются злоупотреблять своим общественным положением. Все зло в этом отношении, кажется, вытекает из того ложнаго взгдяда на общественныя должности, по которому многие видят в них только средства — как говорят — наживаться,т.е.. извлекать из своего положения в обществе и своего начальственнаго отношения к другим возможно большую сумму и денег и разнаго рода удовольствий в свою пользу. Понятно само собою, что этот взгляд, в самом основании своем, разрушает общее благо, — понятно, что человек, зараженный им, не станет задумываться и останавливаться ни пред какими средствами к достижению своей заветной цели — обогащения. Вот отчего у нас почти каждый должностной человек никогда не бывает доволен тем местом, которое занимает в обществе, а все стремится стать выше и выше, часто вовсе не размышляя о том, способен ли он к исполнению тех обязанностей, которыя требуются тем общественным местом, котораго достигнуть он так усиливается. До обязанностей ему как будто и дела нет, — его интересует одно: «там больше доходов!» Но вот он достиг искомаго места: что-ж, если новыя его обязанности ему не под силу? Он окружает себя приверженцами, трудами которых думает заменить свои, а им за это открывается обширное поле безнаказанных злоупотреблений.
   III. Пора, пора уже нам, возлюбл. братия, оставить этот взгляд, так вредный и опасный по своим последствиям; пора навыкнуть смотреть на общественныя обязанности оком более человеческим, более христианским. Особенно это потребно теперь, когда все сословия, все классы нашего общества ожидают улучшения своего быта, силятся вытти из замкнутаго положения, думают подать друг другу братскую руку и совместно, с сознанием своего человеческаго достоинства, равенства и равноправности между собою, итти великим путем науки, развития и усовершенствования. Кто держится теперь этого ложнаго взгляда, тот не может сочувствовать современному движению нашей жизни, тот враг целаго нашего отечества. Да не будет же этого ни с кем из нас! Аминь. (Сост. по «Сборн. слов., поучен., бесед. и реч.» Августина, епископа екатеринославскаго).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS