Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Тридцать первый день. Преп. Спиридон и Никодим. Преподобный Спиридон печерский.

13.11.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Преп. Спиридон и Никодим.

(Уроки из их жизни: а) должно труд соединять с молитвой; б) избегать праздности и в) при изображении крестнаго знамения складывать три перста).
   I. Свв. преподобные Спиридон и Никодим, память коих совершается ныне, были просфорниками в Киево-Печерской лавре и жили в XII веке. Оба они происходили из простого народа и не знали даже грамоты. В молодых летах Спиридон поступил в обитель. За высоконравственную жизнь игумен поставил его в просфорню для приготовления просфор. Послушание это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемыя им просфоры шли для великаго таинства св. причащения. Труд свой св. Спиридон всегда соединял с молитвою и чтением или пением псалмов из псалтири. Св. Никодим был сотрудником Спиридона и отличался таким же благочестием, как и Спиридон. Святые провели вместе 30 лет. Мощи их почивают в Антониевой пещере. У св. Спиридона персты правой руки сложены так, как складывают их при молитве: три первые перста соединены вместе, а средний и мизинец приложены к ладони. Это — урок для наших старообрядцев, которые обыкновенно так много ратуют за двуперстное перстосложение!
   II. Много уроков предлагает нам жизнь препод. Спиридона и Никодима.
   а) Во-первых, они учат нас труд соединять с молитвою.
   Труд располагает к молитве и поддерживается ею, а молитва располагает к труду и возбуждается им. Однажды св. Антоний Великий, боровшийся в пустыне с своими помыслами, из глубины сердца вопросил Господа: «Господи, покажи мне путь спасения!» По какому-то невольному побуждению он вышел из своей пещеры и увидел кого-то похожаго на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и начал молиться; после опять сел и вил веревку; поработавши, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. Этот ангел Божий сказал ему вслух: «и ты делай так, — и спасешься». «Труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души, к которому прежде и больше всего должны стремиться трудящиеся» .(Дост. сказ. о подвижнич. св. отцев, стр. 3, § 1, изд. 1845 г.).
   б) Во-вторых, жизнь препод. Спиридона и Никодима, чуждая праздности, научает нас избегать праздности, как самаго опаснаго состояния для христианина.
   «Праздность или леность есть сама собою грех, ибо противна заповеди Божией, учит святитель Тихон задонский. Еще праотцу нашему Адаму сказано от Бога: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси» (Быт. 3:10). Это повеление и нас, сынов Адамовых, касается. И апостол святый и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться. Посему живущие в праздности и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат, и дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут. — Сердце человеческое никогда праздно быть не может, но всегда какими-нибудь мыслями занято бывает. А посему к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, как к дому праздному, удобно приступает душевный враг — диавол и наполняет его мыслями злыми, как вредными плевелами, и в самое действие поучает их производить. Посему праздность много беззаконий рождает: отсюда пьянство; отсюда всякия блудныя дела; отсюда злыя беседы, пересуды, насмешки; отсюда частыя пиршества, хищения, грабления, клятвопреступления; отсюда картежныя игры и неразлучные с ними обманы, безчиния, ссоры, драки и прочия беззакония. Праздность научает воровать, лгать, льстить, обманывать, ибо праздный, не имея чем питаться, устремляется на похищение чужих трудов, или явно, или тайно, или обманом. Так «праздность научает многой злобе», по словеси премудраго Сираха» (Сир. 33:28). (Из твор. св. Тихона задонскаго).
   в) Наконец, третий урок, который для нашего назидания можно извлечь из жизни преподобных Спиридона и Никодима, тот, что троеперстие, принятое в правило церкви, весьма древне. Мы говорили уже, что препод. Спиридон почивает в положении молящагося и имеет три первые перста правой руки соединенными совершенно ровно, а средний и мизинец пригнутыми к ладони.
   Это живое доказательство древности и правильности троеперстия.
   По если бы кто пожелал от нас указание еще на большую древность троеперстия, тому мы охотно приведем следующий разсказ одного русскаго путешественника по святым местам.
   Этот путешественник в 1887 году посетил св. гору Афон и вот что сообщает (о виденном им там): «из Пантелеимонова монастыря мы11, в сопровождении проводника иеромонаха Августина, отправились на самую вершину Афона, в греческий монастырь Дионисиат.
   Греки выставили св. мощи, к которым мы и стали прикладываться. Когда мы дошли до мощей св. священномученика Власия, епископа севастийскаго, то проводник наш, о. Августин, вынул из серебрянаго ковчега правую руку угодника, которая оказалась сложенною для крестнаго знамения так: три первые перста правой руки соединены, а безъименный и мизинец пригнуты к ладони. Священномученик Власий усечен мечом в царствование Ликиния (в 316 году по Рождестве Христове). После этого о. Августин вынул из серебрянаго ковчега правую руку св. Иоанна молчальника. И здесь три первые перста правой руки соединены, а безъименный и мизинец приложены к ладони, но меньше, чем у св. Власия. Св. Иоанн преставился в 558 году». (См. брошюру: «О крестном знамении» преосвященнаго Александра, епископа можайскаго).
   III. Итак, возлюбл. братия, поучимся у преподобных отцев наших Никодима и Спиридона их любви к труду и удалению от праздности, их усердию в молитве во время труда, особенно полюбим петь свящ. песнопения вместо суетных,жалких и безнравственных песен мира, и наконец научимся их верности в соблюдении предписанных церковию обрядов в перстосложении. (Свящ. Гр. Дьяченко). 
 

11   Митрополов, и начетчики Пузин и Киселев из Симбирска.


Поучение 2-ое. Преподобный Спиридон печерский.

(О чтении священных и душеполезных книг).
   I. Ныне празднуется святою церковию память преподобнаго Спиридона печерскаго. Кто он был? Он был человек простой, происходил не из города, а из села, и был совсем неграмотный. Имея сильное влечение к монашеской жизни, он ушел в Печерский монастырь, и здесь начал учиться грамоте, хотя был человек не молодой, и так полюбил чтение священной книги Псалтирь, что выучил ее наизусть и каждый день прочитывал ее всю, не смотря ни на какую работу. Когда его сделали просфорником, то он не оставлял своего любимаго занятия: рубил ли он дрова или месил тесто, он постоянно имел в устах дивные, величественные и трогательные, покаянные и хвалебные псалмы св. царя и пророка Давида, читая или поя их. Однажды преподобный совершал свою обычную работу и разжег печь для испечения просфор; но вдруг от пламени, выходящаго из печи, загорелась крыша дома. Тогда преподобный снял с себя мантию и закрыл ею устье печи, а сам, завязавши во власянице (нижняя монашеская одежда) рукава, пошел на колодезь и наполнил ее водою, между тем позвал на помощь братию. Братия, пришедши, увидели чудную вещь: мантия, которою закрыта была печь, не сгорела, и из власяницы вода не вылилась. Погасивши пожар, все прославили Бога. В таком смиренном послушании преподобный Спиридон тихо и преставился. (Чет. Мин. 31 окт.).
   II. Вот как древние христиане любили читать священныя книги! Даже в пожилых летах учились грамоте, чтобы только иметь возможность поучаться в слове Божием день и ночь. Так ли мы любим читать священныя книги? Стыдно сказать, а нередко бывает, что иной православный христианин наизусть знает какую-нибудь сказку, а о своем Спасителе, Господе нашем Иисусе Христе не может ничего разсказать... Да если бы ты был даже вовсе безграмотный человек, и тогда тебе стыдно бы ничего не знать о своем Спасителе, и тогда тебе следовало бы всячески постараться узнать: как Он жил, какия чудеса творил, чему учил людей и как пострадал за нас, как воскрес, на небеса вознесся и как паки приидет судить живых и мертвых; все это и безграмотный христианин должен знать; а тебе Бог грамоту дал уразуметь и ты не хочешь прочитать жизнь своего Спасителя! Свойственно ли это истинному христианину?
   а) Св. евангелие должно быть первою нашею настольною книгою. В нем вы найдете все, что совершил для нашего спасения Господь наш I. Христос; оно и написано для того, чтобы мы, веруя в Сына Божия и соблюдая изложенное в нем учение Его, имели жизнь вечную.
   б) Далее, ты, как христианин, должен знать, во что веруешь, как и по чем должно молиться, как поступать по воле Божией, чтобы не прогневать тебе Господа Бога твоего; для этого тебе нужно приобрести православный катихизис: там устами св церкви объясняется и наша вера, и молитва Господня, и учение Господа о блаженствах, и десять заповедей, данных Богом на горе Синайской.
   в) Посетит ли теби радость, или постигнет какая либо скорбь, беда, читай священную книгу Псалтирь. «Книга псалмов, говорит св. Василий Великий, врачует и застарелыя раны души... Псалом — тишина душ, раздаятель мира, он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен». Как же не читать христианину такой великой книги! Если какое слово не понимаешь по-славянски, возьми русскую псалтирь: слава Богу, теперь все свящ. писание, вся Библия, есть на русском наречии.
   г) Нам нужно разъяснение слова Божия, верное и ясное наставление! Для этого полезно читать книги св. отцов и учителей церкви. В этих сочинениях, или как принято называть «творениях св. отцов и учителей церкви», как-то: свв. Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Ефрема Сирина, блаж. Феодорита и многих других, вы найдете, бр., самое верное изъяснение свящ. Писания и учения св. православной церкви.
   д) В деле спасения нам необходимо видеть в примерах, как другие, при помощи Божией, устрояли дело своего спасения, — для сего полезно читать жития святых: там вы увидите людей всех званий, пола и возраста, какие они встречали соблазны и препятствия на пути спасения и чем их побеждали; там вы найдете сонмы постников, молитвенников, девственников, милостивцев; читая их жизнь и вы можете итти по следам таких людей и спасете души ваши. Но, к прискорбию нашему, среди нас, христиан, есть такие, которые дожили до седых волос, а не знают жития своего ангела, небеснаго своего покровителя, не знают даже тропаря ему, хотя и считают себя грамотеями... Настанет день их ангела, придут в церковь, поставят свечу, пожалуй отслужат молебен — и спокойны, как будто сделали все, что нужно, и начинают служить иному Богу — своему чреву... А чтобы хоть в этот день прочитать житие своего ангела, провести час-другой в молитвенном собеседовании с своим небесным покровителем, — этого и в помине нет... Можно ли после этого ожидать себе милости от Бога и от святых угодников Его?..
    Часто слышишь жалобы, что мы мало понимаем из того, что читаем. Что же делать, Если Господь не одарил вас полным разумением? Но все же вы не унывайте, упражняйтесь, при помощи Божией, в чтении душеспасительных книг, хотя вы мало их понимаете. Для Господа приятно и то, что ты занимаешься чтением священных книг, ибо Бог, по учению св. Иоанна Златоуста, лобызает и намерение. Для тебя дорого и то, что из прочитаннаго тобою усвоишь одну святую мысль: иногда несколько слов св. Писания вели к перемене всей жизни, ко спасению души. Видя твое старание, Господь просветит тебя и побудит тебя обратиться к пастырю церкви, который объяснит тебе непонятное, или укажет, где можно найти толкование труднаго места. Одного только бойся: бойся понимать и толковать слово Божие по своему разуму: чрез это ты можешь впасть в ересь и вместо спасения погубишь на веки свою душу. (См. «Воскр. день» за 1893 г).
   III. Итак, возлюбленные христиане, старайтесь читать как можно более книг божественных и вообще душеспасительных. Путь спасения разнообразен, тут нужно и назидание, и вразумление, и исправление, а где это заключается как не в душеполезной книге? Полезно беседовать с благочестивым и разумным человеком, а книга — то же, что беседа. Книга — твой верный друг и учитель, который может быть с тобою и в доме, и в поле, и в саду, и в торговой лавке... (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS