Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Тридцатый день. Св. священномученик Зиновий и сестра его Зиновия.

12.11.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Св. священномученик Зиновий и сестра его Зиновия.

(Христиане ли мы?).
   I. Св. Зиновий и сестра его Зиновия, память коих совершают ныне, родились в городе Эгах в Киликии и получили христианское воспитание от своих благочестивых родителей. Достигнув совершеннаго возраста, брат и сестра роздали все свое имение бедным и проводили истинно-богоугодную жизнь. Местные жители так уважали их, что пожелали иметь Зиновия своим епископом, и избрание это состоялось.
   Между тем началось гонение на христиан от Диоклитиана. В Киликию также был прислан сановник царский, по имени Лисий, с предписанием отклонять народ от веры христианской и с полномочием безпощадно карать и истреблять христиан.
   Не мог в это время укрыться озаряющий всю местность христианский светильник — епископ Зиновий, прославленный уже от Бога даром чудотворений, которым привлекал он неверующих и утверждал привлеченных им к вере Христовой. Послал Лисий за этим влиятельным христианином и сказал ему: «я нахожу излишним вдаваться с тобою в долгия разсуждения и потому в коротких словах предлагаю тебе одно из двух: жизнь, если ты признаешь богов наших, или — смерть, если не поклонишься им»...
   — Жизнь — не жизнь без Христа, а смерть за Христа не есть смерть, но безсмертная жизнь, и потому избираю смерть за Христа, — отвечал Зиновий.
   Его предали истязаниям.
   Узнав об этом, сестра епископа — Зиновия поспешила на место, где мучили ея брата, и неустрашимо обратилась к Лисию: «я также христианка, — сказала она, — я также, как и брат мой, исповедую Бога истиннаго — I. Христа и желаю пострадать за Него вместе с братом моим»...
   Напрасно уговаривал Лисий Зиновию отречься от того, что он почитал заблуждением, напрасно думал устрашить ее, представляя позор и ужас казни в глазах всего народа. Потеряв наконец надежду склонить ее к отречению от I. Христа, он велел подвергнуть ее вместе с братом ея пытке огнем. Но и среди жестоких страданий мученики радостно воспевали божественные псалмы. С радостию пошли они и на казнь, исповедуя себя христианами, и с благодарением к Богу преклонили под меч головы и предали свои души своему Создателю. Это было в 285-м году. (См. Ч.-М. окт.).
   II. Св. священномуч. Зиновий и сестра его Зиновия были замучены за то, что исповедывали себя христианами, ибо не по имени только, но и на самом деле они были таковыми.
    Спросим себя: христиане ли мы? Подражаем ли мы в христианском своем звании святым, ныне прославляемым? Не оскорбитесь, братие, таким вопросом. Говорю вообще, в виду имею всех христиан. Апостол Павел говорил же христианам своего времени: «себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте» (2 Кор. 13:5). Необходимо испытывать себя, необходимо поверять свою жизнь. И учеников испытывают, и служащих поверяют, и купец наблюдает за своими делами, и богач усчитывает свой капитал. Как же нам, христианам, не наблюдать за собою, не испытывать себя, не поверять своей жизни? Разве мы не дорожим своим христианством? Разве хотим только называться христианами, а жить как-нибудь, как водится и как хочется? В таком случае какая нам польза от нашего христианства? Для чего и быть в числе христиан, и называться христианами? Итак, не лишний, очевидно, братие, и не безполезный вопрос, и я повторяю его: христиане ли мы? — Знаю, мне скажут: «да как же мы не христиане?
   а) Мы крестились во I. Христа, исповедуя Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и всегда носим на себе крест Христов: как же мы не христиане?» — Так. Действительно, мы сподобились этой великой благодати Божией. Мы крестились, вступили в церковь Христову и сделались верными. Но помним ли мы эту принятую нами благодать? Понимаем ли, ценим ли достоинство звания, в которое вступили? Храним ли те обеты, которые дали при крещении,т.е.. отречься от диавола и дел его и облечься во Христа? По большей части — нет и нет... Мы носим на себе крест. Неужели этого и довольно для христианина? А располагаем ли мы жизнь свою по примеру распятаго за нас Господа, исполняем ли закон Христов!
   б) Говорят: «мы ходим в церковь святую и молимся Богу: как же мы не христиане?» — Так. Ходим в церковь, но часто ли и всегда ли, когда должно? Ходим в церковь, но так ли, как следует? Надо ходить в церковь, по словам св. церкви, с верою, благоговением и страхом Божиим; ведь церковь — дом Божий, тут Сам Бог невидимо присутствует. Надо и стоять в церкви смиренно, благочинно и благоговейно, как пред лицом Божиим. Но так ли и всегда ли так бывает? Мы молимся, но внимательно ли, усердно ли, сокрушенно ли? Как мы ведем себя в церкви, как изображаем на себе крест, как полагаем поклоны? Не по привычке ли только, не по обычаю ли одному? Не забудем, что Спаситель наш Господь не раз изгонял из храма недостойных и за недостойныя дела. Не забудем, что и молитва, по словам пророка, бывает иногда не во спасение, а во грех (Пс. 108:7).
   в) «Мы, говорят, постимся в известные дни и времена, как установила христианская церковь: как же мы не христиане?» — Постимся? Но, все ли и всегда ли? Многие из нынешних христиан не знают никаких постов, у них сплошная во весь почти год, нарушение правил церковных не ставится почти ни в какой грех. Да и те, которые соблюдают посты, не далеко ушли по пути христианскаго воздержания. есть одну постную пищу еще не значит поститься, а ведь наше постничество почти всегда и состоит только в том, что не едим скоромнаго, а постное едим без простоты и умеренности, и вовсе не заботимся воздержаться от прихотей и страстей.
   г) Говорят: «мы говеем, и некоторые не раз в год: как же мы не христиане?» — Так. Действительно, многие говеют каждый год, иные даже по нескольку раз в год, или во все посты. Но сколько таких, которые не говеют вовсе, не говеют по два, по три, по пяти и более лет? Пусть мы говеем, и говеем часто, но как говеем? С искренним ли раскаянием, с полным ли исповеданием грехов? Желаем ли всем сердцем оставить грехи, или по крайней мере противиться грехам? Остерегаемся ли после говения повторения прежних грехов? Трудно, братие, сказать, что все это именно так. А ведь истинное, богоугодное и душеспасительное говение непременно этого требует. Иначе говение наше может быть для нас без пользы, мало того: может быть еще — чего Боже сохрани — и в осуждение. Апостол говорит: «ядый» тело Господне, «и пияй» кровь Господню «недостойне, суд себе яст и пиет» (1 Кор. «, 29).
   д) Говорят еще: «мы празднуем христианские праздники: как же мы не христиане?» Точно, празднуем, хотя не все и не всегда. Как и сколь усердно празднуем — об этом уж не говорим. Бываем в церкви за службой час, и два, может быть и подольше. А затем? Что делается днем, что вечером? Со службой церковной у нас решительно оканчивается Божий праздник. Простой народ пьянствует, предается веселостям, часто самым безчинным, а люди богатые и образованные большею частию забавляются роскошными обедами, блестящими балами, языческими представлениями. Не скажет ли и нам Бог, смотря на наше празднование: «праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1:14)?
   е) «Мы христиане»... А какова жизнь наша? Каково поведение наше? О чем вся забота у вас? Знаем ли мы свою веру, свои христианския обязанности? Что у нас читают в домах? По большей части книги пустыя, безполезныя, часто соблазнительныя, а то еще одне разве газеты... А священное писание? О, это чтение скучное, тяжелое; это чтение собственно духовных, так думаем мы. Что поют у нас по домам? Песни мирския, чувственныя, греховныя... А песни священныя, божественныя? Это певали, может быть, когда-нибуд в старину... Какия у нас дела? На что обращены все заботы, все труды? На то ли, чтобы служить Богу, прославлять Его благочестивою и добродетельною жизнию? Не на одне ли земныя житейския нужды? Еще апостол говорил о христианах своего времени: «вси своих си ищут, а не яже Христа Иисуса» (Филип. 2:21): что же должно сказать о нас? Говорить ли о делах наших, противных закону Божию, посрамляющих нашу веру святую! А ежели еще поверить наши мысли, намерения, движения сердечныя, то видно будет, что мы живем только плотию, руководимся только законом греховной природы нашей, а не законом Божиим. Где же подвиги против греха, где чистота и непорочность? А ведь это все необходимо каждому христианину. Сам Господь требует этого от нас: «святи», говорит, «будите, яко Аз свят есмь» (1 Петр. 1:16). А нам редко и на ум приходит вечность, мы мало и думаем о том, что будет с нами по смерти. Судите сами, братие, какие же мы христиане!
   ж) Может быть скажут мне: «христианин ведь человек же, не ангел, нельзя же ему быть безгрешным; да и Господь, ведая немощь природы нашей, милостив к нам грешным». — Нельзя христианину быть безгрешным... Так что же будет значить благодать Христова? Что же будет значить закон Божий, заповедующий нам чистоту и непорочность? Не требуют от нас чистоты ангельской; заповедуется чистота, свойственная только человеку, такая, которая при всех наших немощах, по благодати Божией, возможна, что и оправдали в жизни своей тысячи, миллионы истинных христиан.
    «Господь милостив»... Да, слава милосердию Его! Он уже явил нам столь великую милость, сколь велика безконечная благость Его. Но разве Он отступил уже от Своей правды? Разве отменил уже муку вечную? А ежели не отменил и не отменит, то для кого же она, как не для грешников, и особенно грешников из христиан? Хорошо бы, по милосердию Божию, быть в раю, а что ежели по правде Его за грехи наши придется быть в муке? (См. «Сеятель благоч.» прот. В. Нордова).
   III. Чаще будем, братия мои, поверять себя — христиане ли мы, и если заметим, что далеко уклонились от своего христианства, будем всеми силами нашей души и тела заботиться о возвращении себе этого великаго и спасительнаго знания. Аминь. (Состав. по указ. источн.).

Поучение 2-ое. Св. священномученик Зиновий и сестра его Зиновия. 

(Братская любовь).
   I. Ныне св. церковь воспоминает страдания св. священномученика Зиновия и сестры его Зиновии. Они родились в каппадокийском городе Эгах от благочестивых родителей, которые воспитали их в законе Господнем. Рано они остались сиротами, — но добрыя наставления родителей уже укоренились в них, и они решились раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их, и Зиновий получил от Господа дар чудотворений: молитвою и возложением рук он исцелял больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане эгейские избрали его в епископа. Св. Зиновий ревностно наставлял паству и словом и примером святой своей жизни. Но вот, вспыхнуло страшное Диоклитианово гонение, — в город Эги был прислан царский сановник для того, чтобы склонить христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Многие из христиан прославились мученическою смертию за I. Христа. Призвали к допросу и святителя Зиновия. — «Мне не зачем с тобою долго беседовать», сказал ему языческий сановник: «вот тебе жизнь или смерть: — жизнь, если поклонишься богам нашим, смерть, Если не поклонишься, — выбирай!» — «Жизнь без Христа и есть смерть», — отвечал епископ, «смерть же телесная Христа ради — есть вечная жизнь. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом». — «Увидим, поможет ли тебе Христос твой!» сказал сановник, и велел жестоко бить епископа. — Святая Зиновия, узнав, что брат ея страдает за Христа, поспешила на судилище, и, став пред мучителем, воскликнула: «я христианка, я так же, как и брат мой, исповедую Бога и Господа I. Христа. Вели же мучить и меня; хочу умереть одною смертию с братом!». Сановник царский стал увещевать девицу, убеждал ее отречься от веры, представлял ей ужас и позор всенародной казни. Святая Зиновия осталась непреклонна. Тогда разгневанный язычник велел и ее и брата ея положить на железную решетку, под которою горели уголья. «Что же? помогает ли вам Христос ваш?» спрашивал он мучеников, ругаясь над верою их. — «Он невидимо с нами», отвечали они. «Он освежает нас росою благодати Своей, и мы не чувствуем мучений». — Сняли их с решетки и сбросили в котел с кипящею смолою. Но хранимые Господом, они остались невредимы, и воспевали хвалебный псалом Богу. Тогда отдали их на смертную казнь. Мученики шли на смерть с радостию. «Благодарим Тебя, Господи», воскликнули они, «что Ты сподобил нас подвизаться подвигом добрым, течение скончать, веру сохранить. Сделай нас участниками славы Твоей, и причисли нас к тем, которые благоугодили пред Тобою, ибо Ты благ во веки». Голос с неба призвал их к жизни вечной и к венцам нетленным, и они радостно предали души Богу.
   II. «Что всего поразительнее здесь — эпго братская любовь», соединявшая во едино сердца брата Зиновия и сестры его Зиновии, — это единомыслие умов и сердец их. Что делает брат, то делает и сестра. Брат идет страдать за Христа, и сестра туда же. Вот образец, как братья и сестры должны себя вести в отношении друг к другу. Особенно должны поучиться этому там, где много братьев и сестер.
    Но, нужно сказать правду, редко они ростут в полной любви и согласии, — ссоры, друг на друга жалобы, нехотение послужить друг другу, — вот что большею частию бывает в больших семействах. А когда придут в возраст, часто совсем охладевают друг к другу и живут как чужие.
    Не так должно быть по духу учения нашего Господа. Если все верующие должны быть между собою единодушны и единомысленны, то тем более братья и сестры. Пусть они различны по возрасту, по характеру, по способностям, а когда придут в возраст, и по роду занятий, и по средствам к жизни, — что до того? — не смотря на все различие, у них много общаго, связывающаго их союзом — единым тесным. Общее — это одна у всех забота о приобретении неба и его радостей, это труды для царства небеснаго. Вот на этом-то они и должны сосредоточивать свое внимание, тут-то и должны показать свою братскую любовь.
    Каждый брат, каждая сестра друг о друге должны заботиться: богоугодно ли проводят жизнь, с пользою ли для семьи? к утешению ли родителей и родных? прославляется ли чрез их жизнь имя Божие? близки ли они ко спасению? Все должны замечать друг в друге добрыя стороны и подражать им, а недостатки братски, кротко исправлять. Кто ближе к брату, как не ты, сестра или брат? скажи же ему, если он не так живет, как должно христианину, — напомни ему о долге христианском, о звании, которое он носит, — твое братское слово, сказанное от любящаго сердца, не может остаться для него безплодным. Часто старшие братья стараются доставить младшим, любя их, то или другое удовольствие, — этого конечно строго нельзя осуждать. Но вы еще лучше бы сделали, если бы побольше находили времени побеседовать с ними о Христе, почитать им евангелие, жития святых, если бы постепенно приучали их к молитве, собеседованию с Господом, к храму Божию.
    Особенно, брат и сестра, старайтесь подавать друг другу добрый пример. Смотрите, как на Зиновию подействовал пример брата ея Зиновия. Брат идет на мучения и смерть за Христа, — и сестра, подражая ему, тоже. И вы друг друга учите добру своим примером, — примером учите младших страху Божию, послушанию, любви к молитве, к церковной службе и благоговейному стоянию в храме. Пример — великое дело, — он сильнее всяких слов. Ах, как часто дитя всего этого ищет, а видит совсем не то!... — Если какой брат или сестра имеет у себя на воспитании младших братьев, знайте, что вы ответите пред Господом, если, уча многому, намеренно будете умалчивать пред ними о спасении души, и вместо того знакомить их с одною суетою мира, с однеми светскими забавами. Неприятно видеть между взрослыми братьями, живущими в одном семействе, несогласия, ссоры, доходящия до разделов. От чего бы не жить, и не трудиться вместе — друг для друга? «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132:1).
    Но ныне этого согласия видится все менее и менее. Нет любви, — и брат сильный не хочет потрудиться для слабаго, безсемейный не желает, чтобы его трудовая копейка шла на многосемейнаго, — и вот отсюда желание жить только для себя, — отсюда и разделы. А угодно ли это Господу? не Он ли, напротив, учил любить не только брата, а всякаго ближняго, даже врага, и как любить? до положения жизни за него!
    Иногда гордость много причиняет здесь зла. Младшему брату тяжело подчиняться старшему, ему нужна свобода, и вот, хотя со вредом для себя, — опять разделение... Но любовь к свободе не всегда приводит к добру, вспомните евангельскую притчу о блудном сыне. Гордость и желание власти также до добра довести не могут. I. Христос их всегда осуждал. Однажды мать Иакова и Иоанна подошла с своими сыновьями ко Христу Спасителю с просьбою поставить их первыми в Его царстве. Но он сказал им: «не знаете, чего просите: кто хощет быть большим между вами, да будет всем слугою. Кто хощет быть первым между вами, да будет всем рабом», — и указал при этом на собственный пример. Смотрите на Меня, сказал им, «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы Самому Мне другим послужить и отдать душу для искупления многих» (Марк. 10:43. 44. 45). Вот что должны взять себе в урок братья и сестры, живущие вместе и врозь. О, если бы Христов дух царил в наших семьях, — тогда не было бы ни раздоров, ни ссор, ни брани, но была бы самая горячая любовь, потому что все искали бы не своих личных выгод, а того, что ведет ко благу общему, семейному!
   III. Любовь священномученика Зиновия и сестры его Зиновии основана была на любви ко Христу, за Котораго они пострадали. Да соединяет и нынешних братьев и сестер любовь ко Христу. Постараемся все ее приобрести. Будет любовь к Христу, будет и братская любовь. Тогда жить друг для друга братьям и сестрам будет и легко, и приятно, и утешительно, потому что тут в лице брата и сестры будет все делаться для Христа. Аминь. (Сост. по «Поучение» свящ. о. П. Шумова).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS