Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц октябрь. Восьмой день. Св. преподобная Пелагия.

21.10.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Св. преподобная Пелагия.

(Польза от размышлений о будущем суде).
   I. Св. преподобная Пелагия, память коей совершается ныне, была сначала известной плясуньей в Антиохии и вела жизнь полную беззакония. Привел ее к покаянию и христианской вере св. епископ Нонн, обративший ко Христу 30,000 арабов. Однажды, когда св. епископ поучал народ во храме, говоря о страшном суде и воздаянии, случилось, что вошла в храм Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она поражена была страхом Божиим и никак не могла удержаться от слез. Она пришла к св. Нонну, упала к ногам его и слезно просила крестить ее, называя себя морем грехов и бездною нечестия. Епископ Нонн, видя полное раскаяние грешницы, крестил ее. Чрез два дня после крещения диавол явился св. Пелагии ночью и разбудил ее, говоря: «не я ли так обогатил тебя? В чем же ты оскорблена мною? Прошу тебя, не делай меня посмешищем христиан». Но святая сотворила молитву с крестным знамением, и диавол исчез и уже не являлся более. Затем св. Пелагия отдала все свое имущество св. Нонну в полное распоряжение. Он приказал раздать имущество бедным, сказав при этом: «пусть будет расточено умно собранное худо». Св. Пелагия оделась в власяницу и подрясник св. Нонна, удалилась в Иерусалим и с мужеским именем Пелагия подвизалась в затворе; здесь и скончалась в 457 г.
   II. Итак великая польза для человека слышать и размышлять о будущем суде и воздаянии грешникам и праведникам после смерти в вечной загробной жизни. Не одна препод. Пелагия, но множество грешников при размышлении о будущем суде возставали от своего нравственнаго сна и пробуждались к новой, христианской жизни.
   а) Св. отцы церкви и все великие подвижники весьма восхваляют пользу размышления о страшнем суде.
   «Будем, говорит «св. Иоанн Златоуст», постоянно говорить и себе и другим: есть воскресение, и страшное судилище ожидает нас. Если кого либо увидим тщеславящимся и надмевающимся настоящими благами, скажем ему то же самое, и объявим, что все это останется здесь; если опять увидим другого удрученным скорбями и унывающим, выскажем и ему то же самое, указывая на то, что скорбям будет конец; если также увидим кого либо преданным безпечности и разленению, представим ему опять то же, выставляя на вид, что нужно будет дать отчет в безпечности. Эта речь лучше всякаго лекарства может уврачевать душу... Будем же представлять себе это (суд Божий) каждый день».
   «Если будем постоянно иметь это в мыслях: то ничто из вещей настоящих и преходящих не удержит нас, потому что видимое временно, а невидимое вечно. Будем же непрестанно говорить и себе и другим: есть воскресение и суд, и (нужно будет дать) отчет в делах. Пусть говорят это и все те, которые допускают судьбу, — и они немедленно освободятся от этой гнилой болезни... Что же ты говоришь? Не ожидаешь воскресения и суда? Это исповедуют и демоны, — а ты не исповедуешь? «Пришел еси семо», говорят они, «прежде времени мучити нас» (Матф. VIII:29). Если же говорят, что будет мучение, то знают, конечно, что будет и суд, и отчет, и наказание. Не будем же прогневлять Бога, сверх худых дел, еще и неверием слову воскресения». («Св. Иоанна Злат. на еванг. от Иоан. беседы» ч. II, стр. 133—135, С.-Петерб. 1855 г.).
   Подобным же образом учит «св. Ефрем Сирин»: «да будет беседа ваша только о суде и о своем оправдании. Совершаете ли какое-нибудь дело, в пути ли вы, на обеде ли, на ложах ли своих, или другое что делаете, — всегда имейте в мысли суд и пришествие праведнаго Судии. Помышляйте в сердцах своих и говорите друг другу: какая это тьма кромешняя (Матф. VIII:12)? Какой это огонь неугасающий и червь неумирающий (Марк. IX:42)? Какой это скрежет зубов (Лук XII:28)? Беседуйте о том между собою всегда, и днем и ночью: как потечет река огненная (Дан. VII:10), и очистит землю от беззаконий живущих на ней?.. Благоразсуждать о сем необходимо, днем и ночью помышлять о сем, ибо кто всегда памятует о смерти, тот не будет грешить много». (См. «Христ. чт.» 1836 г., ч. II, стр. 157—158).
   б) Многие подвижники благочестия собственным опытом дознали всю благотворность живого представления о смерти и будущем суде.
   Блаженный «Исихий Хозевит», живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду, день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хотя пред смертию он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякаго поучения воскликнул: «простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с этими словами предал дух свой Господу.
   И подлинно, братие, не может согрешать! «Поминай последняя твоя — и во веки не согрешиши», учит премудрый сын Сирахов (7, 39).
   Освободившись, сколько можем, от грехов, мы встретим смерть с радостию; ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чуждой в страну родную.
    «Один благочестивый старец», достигнув глубокой старости, слег наконец на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним; старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся; — помолчав немного опять улыбнулся, и через несколько минут тишины улыбнулся в третий раз. «Мы плачем, а ты смеешься», сказали ему братия. — «Да, отвечал старец, я смеюсь. И в первый раз я засмеялся тому, что все вы боитесь смерти, в другой раз потому, что вы неготовы к ней, и в третий потому, что иду от трудов на покой». («Прол.» апр. 30).
   III. Молитвами препод. Пелагии да поможет нам Господь воспрянуть от суеты житейской и положить за правило хотя изредка, хотя напр. несколько минут перед отходом ко сну, подумать о смерти и будущем суде: такое размышление непременно будет для нас полезно, как оно было полезно для всех прибегавших к нему. (Священник Г. Дьяченко).

Поучение 2-ое. Св. преподобная Пелагия.

(Страшный суд).
   I. В день преподобной Пелагии, ныне ублажаемой в церковных песнопениях и чтениях, некогда великой грешницы, но искренно покаявшейся и скончавшейся праведницей, благодаря тому, что ей однажды пришлось выслушать поучение св. епископа Нонна о будущем суде, весьма прилично предложить вашему вниманию, возлюбленные мои слушатели, слово св. Ефрема Сирина о страшном суде. Быть может оно в некоторых слушателях при содействии Божией благодати пробудит св. чувства и хотя несколько стряхнет с нас безпечность о спасении нашей души.
   II. «Христолюбивые братие мои!» начинает так свое дивное изображение страшнаго суда преподобный и богоносный отец наш Ефрем Сирин, этот великий учитель покаяния и слез о грехах наших пред Богом и людьми. «Послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я, говорит он о себе, об этом часе и вострепетал от великаго страха, помышляя о том, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Тогда Царь царствующих, возстав с престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной и сделать с ними расчет. Когда помышляю о сем: страхом объемлются члены мои, и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос ослабевает, уста смыкаются, язык немеет и помыслы научаются молчанию. Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды!
   Исполнится время, пробьет последний час мира: огненная река потечет с яростию, подобно свирепому морю, пояст горы и дебри, и пожжет всю землю и дела, яже на ней. А там, горе, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет и небо «свиется аки свиток» (Ис. 34:4). Кто в состоянии помыслить о сем страшном изменении лица всей твари?
    Затем услышится глас трубы, превосходящий всякий гром:, глас, вызывающий и пробуждающий всех от века усопших, и праведных и неправедных. И во мгновение ока, все люди от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, — и тотчас с трепетом поспешно отдадут: земля своих мертвецов, а море своих.
    Вот, собрались все, — и в трепетном молчании ждут явления славы великаго Бога-Судии (Тит. 2:13), нисшествие Котораго откроется явлением знамения Сына человеческаго (Матф. 24:30), явлением креста, сего скипетра великаго Царя, узрев который все уразумеют, что вслед за ним явится и Сам Царь. — И точно, вскоре затем услышится с высот небесных: «се жених грядет» (Мф. 25:6); се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! Тогда, братие мои, от гласа сего содрогнутся основания земли; тогда на всякаго человека нападет страх и ужас от чаяния того, что грядет на вселенную. Тогда потекут ангелы, соберутся лики архангелов, херувймов и серафимов, и все многоочитые с крепостию и силою воскликнут: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, иже бе и сый и грядый» (Апок. 4:8)! Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом возопиет: «Благословен грядый во имя Господне» (Матф. 21:9)!
    Тогда разверзутся небеса и откроется Царь царствующих, предивный и преславный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: «се грядет со облаки и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная» (Апок. 1:7)! Какой страх и трепет будет в час тот! Кто перенесет видение Того, от лица Коего побежит небо и земля (Апок. 20:11)? — Небо и земля побегут! Кто же, после сего, в состоянии устоять? И куда побежим мы грешные, когда увидим престолы поставленные и седящаго Вдадыку всех веков; когда увидим безчисленныя воинства, со страхом стоящия окрест престола? Ибо тогда исполнится пророчество Даниила: «зрях, дондеже престоли поставишася и Ветхий деньми седе... Тысяща тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему; судище седе, и книги отверзошася» (Дан. 7:9, 10).
   Отверзаются сии страшныя книги, где написаны наши и слова и дела, и все, что мы сказали и сделали в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующаго сердца и утробы (Апок. 2:23). — О, сколько слез нужно нам ради часа того! Тогда своими очами узрим мы с одной стороны — неизреченное небесное царство, а с другой — открывающияся страшныя мучения; посреди же всякое дыхание человеческое, от прародителя Адама до рожденнаго после всех. Все будут в ожидании страшнаго суднаго часа, и никто никому не в состоянии будет помочь. Тогда всякий даст ответ за себя и за дом свой, за жену, за детей, за рабов и рабынь. Тогда вопрошены будут цари и князи, богатые и бедные, великие и малые, о всех делах, какия сделали: «вси предстанем судищу Христову» (Римл. 14:10), «да приимет кийждо яже с телом содела, или блага или зла» (2 Кор. 5:10).
    Тогда отлучит нас Судия друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлищ. Праведные отделятся от грешных,и просветятся как солнце. Сих поставит Господь одесную; а козлищъ-грешников ошуюю.
   Тогда стоящим одесную скажет Господь: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». (Матф. 25:34). Стоящие же ошуюю услышат сей горький и строгий приговор: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (- 41)! «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (- 46).
    О сем-то бедственном разлучении вспомнил я, и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте: потому что в страшный тот час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет туда, откуда нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга во веки! Тогда грешные поведутся на место мук немилостивыми ангелами, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтоб увидеть праведников и ту радость, от которой сами отлучены. И увидят неизглаголанный свет, увидят красоты райския, какия приемлют от Царя славы подвизавшиеся в добре. Потом, постепенно отдаляясь от всех праведников и друзей и знакомых, сокроются наконец и от Самаго Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет... Наконец приближатся к месту неописанных мучений, и там будут разсеяны и расточены! Тогда то увидят они, что совершенно оставлены, что всякая надежда для них погибла и никто не может помочь им, или ходатайствовать за них. Тогда то наконец, в горьких слезах, рыдая, скажут: о, сколько времени погубили мы в нерадении, и как обмануло нас наше ослепление! Там Бог говорил чрез писание и мы не внимали; здесь вопием, и Он отвращает от нас лице Свое! Что пользы доставили нам концы мира? Где отец, нас родивший? Где друзья? Где богатство? Где людская молва? Где пиры? Где многолюдныя гульбиша? Ни откуда нет помощи; мы всеми оставлены и Богом и святыми. И для покаяния нет уже времени, и от слез нет пользы. Вопиять бы: спасите нас, праведные! спасите, апостолы, пророки, мученики! Спаси, лик патриархов! Спаси, чин подвизавшихся! Спаси, честный и животворящий крест! Спаси и Ты, Владычица Богородица, Матерь человеколюбца Бога! Вопиять бы так; но уже не услышат! А если и услышат, что пользы? ибо конец уже всякому ходатайству... В таких терзаниях безотраднаго отчаяния каждый, и не хотя, отведен будет на место мучения, какое уготовал себе злыми делами своими, «идеже червь их не умирает, и огнь не угасает» (Марк. 9:48).
   Вот узнали вы, что уготовим мы себе. Позаботимся же о том, как бы неосужденно предстать нам пред страшным судилищем, в тот трепетный и страшный час. О сем страшном дне и часе предрекали св. пророки и апостолы, чтобы всех умолить: смотрите, молитесь, милосердствуйте, кайтесь и будьте готовы, яко «не весте дне, ни часа, в оньже Сын человеческий приидет» (Матф. 25:13). «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той» (Лук. 21:34, 35). Сей день содержа в уме, св. мученики не жалели тела своего; иные же в пустынях и горах подвизались и ныне подвизаются в посте и девстве. Сей день имея в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе свое слезами и умолял Бога, говоря: Господи, «не вниди в суд с рабом Твоим!» Ибо если восхощешь сие сделать, то «не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:2). Приступим, братия, и мы, предварим лице Бога нашего исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством. Предварим, пока не пришел Он видимо и не застал нас неготовыми. Смотри, никто не говори: «много согрешил я, нет мне прощения!» Бог есть Бог кающихся, и на землю пришел призвать не праведных, но грешных в покаяние (Лук. 5:32). Согрешили мы? Покаемся. Тысящекратно согрешили? Тысящекратно принесем и покаяние. Бог радуется о душе кающейся: приемлет ее собственными руками и призывает. говоря: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы!»«
   III. Владыко жизни и безсмертия! Сними с наших очей пелену, которая мешает нам замечать опасность лишиться жизни вечной, прогони от сердца нашего безпечность и нерадение о своем спасении, — пошли душе нашей спасительный страх Твоего страшнаго и праведнаго суда, и ими же веси судьбами спаси нас, прежде даже до конца не погибли мы. Вот все, что мы можем от себя прибавить к словам великаго отца и учителя церкви. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по твор. св. Ефрема Сирина).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS