Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь Девятый день. Св. богоотцы Иоаким и Анна. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский.

22.09.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Св. богоотцы Иоаким и Анна.

(Добродетельная жизнь родителей — лучшее наследство детей).
   I. В настоящий день св. церковь торжествует память св. родителей преблагословенной Девы Марии, праведных Иоакима и Анны. При этом воспоминании, всякому, конечно, не раз приходило на мысль, как счастливы эти достойно ублажаемые супруги, удостоившиеся иметь такую, воистину блаженную и преблаженную Дщерь!
   II. Но подобное счастие предлагается, брат., и всем родителям, желающим видеть детей своих истинно счастливыми и блаженными. Иже без порока живет в правде, блаженны оставит дети своя, говорит Премудрость Божия устами богодухновеннаго любителя мудрости. Итак, по учению Премудрости Божией, самое счастливое наследство для детей ест благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающих счастия своим детям, самим жить праведно и благочестиво, как жили праведные родители Матери Божией.
   а) Не так разсуждает наша житейская мудрость. «Живя правдой, говорит она, наживешь не много; с чем же останутся дети? То-ли дело, если какими бы то ни было средствами приобрести для них большое богатство, оставить в наследство дома и земли? Тогда они могут быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, не уйдешь далеко по пути почестей, не достигнешь тех степеней мирскаго величия, на которых имена счастливцев блистают титулами и обладают преимуществами наследственными и потомственными; чем же будут отличаться дети праведника между миллионами людей простых и незнатных? и каким почетом и уважением могут пользоваться между согражданами? Иное дело, если добиться высоких почестей, украсить свое имя громкими титулами, чтобы дети могли гордиться своим происхождением, величаться именами своих отцев и предков. Тогда пред ними будут открыты все пути к почестям и славе. Живя правдою, нельзя не нажить себе многих недоброжелателей и врагов, которых вражда обратится, потом, и на детей; как же будут счастливы дети праведника среди ненавидящих их? То-ли дело снискать себе, какими бы то ни было путями, расположение сильных земли? Тогда и дети будут пользоваться их покровительством и милостями, и найдут дорогу к благополучию».
   Так, говорю, разсуждает наша житейская мудрость. Но лживи суть сынове человечестии в мерилех своих, еже неправдовати. (Пс. 61:10). Всегда ли оправдывются на деле эти, по-видимому, основательные разсчеты житейской мудрости? Нет, гораздо чаще случается наоборот. Нажитое неправдою имущество не долго остается в руках детей и наследников неправеднаго богача. Чаще всего бывает, что, по слову пророка, чуждии поядают труды его, а его потомки остаются нищими. Всуе мятется человек, говорит слово Господне: сокровиществует, и не весть, кому соберет я. (Пс. 38:7). Справедливо замечают, что благоразумно пользоваться богатством умеет только тот, кто приобретает его собственными трудами, а не тот, кому достается оно даром, без трудов и забот. Пространные домы бывших некогда богачей скольких переменили уже владельцев? А несчастные потомки их строителей ищут и не находят угла, где главу подклонити. А достигнутыя неправдою почести разве не ложатся несмываемым пятном на детях и потомках? Разве не подвергают их, вместо незаслуженнаго почета, заслуженному посмеянию? Мало ли было великих и славных в глазах мира имен, которых и самая память, по слову Писания, погибе с шумом? С другой стороны, если, и живя правдою, можно возбудить к себе нерасположенность людей злых и развращенных; то, живя неправдою, можно ли не оставить по себе неприязненной памяти даже у людей добрых и честных? А сколько слез обиженных упадают не на одну могилу, а на оставшееся потомство человека неправеднаго? Сколько горьких укоризн и жалоб услышат его дети? И не будет ли память неправеднаго родителя служить для них не утешением, а наказанием? Равным образом, и покровительство сильных земли надолго ли может обезпечивать участь детей их льстеца и прислужника? Не надейтеся, говорит слово Божие, на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения: изыдет дух его, и в персть свою возвратится: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145:3. 4), а с ним погибнут и все возлагавшияся на него надежды.
   б) Не таково наследство для детей — безпорочная, праведная и благочестивая жизнь родителей. Это наследство прочнее и надежнее всякаго богатства, дороже всех почестей и титулов, вернее всякаго благоволения сильных земли.
    Кто живет праведно, ходя во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно (Дук. 1. 6), на том, во-первых, почивает благословение Божие, которое переходит и на потомство его в роды родов. Угодил Авраам Богу, — и не только ближайшие, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали под осенением почившаго на предке их благословения Божия. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, — и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Сколько есть, может быть, и между нами людей, живущих в довольстве и благополучии, которые достигли сего состояния не богатым наследством и не сильными связями, а молитвами и благословением благочестивых родителей! Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самаго земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных! Оно и составляет истинное счастие их детей и потомков. Род правых благословится, говорит слово Господне.
    Кто живет праведно, тот не только не обижает никого, напротив, благотворит и благодетельствует всем и каждому, благодетельствуеть и самим врагам своим; тот оставляет по себе одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство в сердцах всех, окружавших его. Потомство такого человека всегда найдет себе покров и защиту. Доброе имя отца есть как бы рекомендательное письмо для его сына; с ним он везде найдет себе друзей и покровителей. Если бы человек праведный и имел в жизни своей каких-либо недоброжелателей, то и их недоброжелательство не может продолжаться далее его гроба. Ибо не могут они не сознавать, что неправедно ненавидели мужа праведнаго, несправедливо обижали и оскорбляли его во время его жизни, что они воздавали ему злая, он же воздавал им благая. И не побудит-ли их проснувшаяся совесть сделать что-либо доброе для детей его? Таким образом, дети праведника не только в друзьях, а в самых врагах его не найдут ли скорее друзей и покровителей, нежели врагов и недоброжелателей?
    Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Если не имеет он большого богатства, то имеет честное довольство во всем; потому что не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретаемых праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем не удовлетворяемых, желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Тот и детей своих приучает с малолетства быть пиакже трудолюбивыми и воздержными и также довольствоваться тем состоянием, каким благословляет их Бог. Могут ли быт несчастными такия дети? Нет; ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце. Осыпьте каким угодно богатством человека корыстолюбиваго и любостяжательнаго, — он не будет доволен, не перестанет мучиться желанием большаго, и будет истинно несчастен, потому что никогда не будет иметь того, чего желает. Украсьте какими угодно почестями человека честолюбиваго, — ему все будет мало, его не перестанет мучить зависть к его соперникам, он всегда будет терзаться тем, что не сбываются безразсудныя мечты его, не исполняются его необузданныя желания. Се бо царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и все, потребное для жизни временной, приложится вам. (Матф. 6:33).
    Кто, наконец, сам живет благочестиво, тот и детей своих воспитывает в благочестии и страхе Божием. А добрый и благочестивый сын будет счастлив и без богатаго наследства, равно как порочному сыну не в помощь и богатство. Благочестие, говорит апостол, на все полезно есть, обетование имущее живота настоящаго и грядущаго. Вот, почему св. Давид уверяет, что он во всю долгую жизнь свою не видел, чтобы потомство праведника терпело нужду и бедствовало. Юнейший бых, ибо состарехся, говорит он, и не видиьх праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. (Псал. XXXVI:25-26). Праведные родители Пресвятой Девы Марии не обладали земными сокровищами, и не оставили Ей в наследство никакого богатства; напротив, приведя Ее, трехлетнюю Отроковицу, в храм Божий, предав Ее Господу, и сами скоро отошли ко Господу, оставив Ее сиротою, одинокою и безпомощною в мире, под кровом храма Божия и под благодатным покровом Самого Господа храма. Но они оставили Ей в наследство живой дух истиннаго благочестия, которым от юности напиталось Ея сердце, сделавшееся чистым и святым храмом Духа Божия; оставили любовь к закону Господню и божественному слову, которым питалась душа Ея, как манною небесною, и возросла в меру возраста исполнения Христова; оставили пример своей целомудренной, благоговейной и богобоязненной жизни, который был для Нея добрым руководителем и пестуном во Христа. Они уневестили Ее Господу, а Господь избрал Ее в Матерь Себе. Какое наследство земное могло бы так осчастливить Ее и сделать воистину блаженною и преблаженною на веки?
   III. О, если бы хотя любовь родительская и желание счастия своим детям побуждали каждаго без порока жить в правде! Как были бы тогда счастливы и родители и дети! Аминь. (Сост. по пропов. Димитрия архиеписк. херсонск. и одесск.).

Поуч. 2-ое. Св. праведные богоотцы Иоаким и Анна.

(Уроки из их жизни: а) благочестие не мешает семейной жизни, б) христиане не должны чуждаться семейной жизни и в) страшиться многочадия).
   I. Перенесемся, христиане, мыслию нашею за 19 почти веков назад, к тем временам ветхозаветной истории, когда народ все более и более терял свою независимость и самостоятельность и когда наступало время совершиться делу спасения рода человеческаго чрез единороднаго Сына Божия Иисуса Христа, воплотившагося от Духа Свята и преблагословенныя Девы Марии.
   В те дни в бедном городке галилейском Назарете жила благочестивая чета Иоаким и Анна. Эти смиренные назаретяне не были ничем знамениты во Израили, не отличались от простых жителей Назарета никакими особенными преимуществами внешними.
   Однако, не знатные в очах человеческих, Иоаким и Анна были велики пред Богом своею верою и благочестием; не славные богатством тлеющим, они были богаты праведною жизнию и добродетелями. Скромная, трудолюбивая, богобоязненная жизнь доставляла им не только честное довольство, а и некоторый избыток, который давал им возможность делать более дел благочестия и человеколюбия, нежели сколько требовал самый закон. Св. Иоаким имел обычай весь плод трудов своих разделять на три части: одну посвящал Богу в жертвах и приношениях алтарю Господню вместо требуемой законом десятины, другую раздавал бедным и убогим и только третью часть оставлял на содержание своего дома. Уже это одно ставило его неизмеримо, выше тех, славившихся во Израили праведников, которые исправно платили десятину и оставляли важнейшее закона — милость и правду, — которые от великих сокровищ своих подавали лепты среди торжищ «да видимы будут человеки» и в то же время поядали дома вдовиц. Но вся высота внутренняго благочестия праведной четы, их чистоты и святости, их духовнаго совершенства в вере и упования на Бога открылась впоследствии, когда угодно было Господу явить всему миру великое их предназначение.
   Казалось, ничто не должно было возмущать мирной, благословенной, всем довольной жизни благочестивых супругов. Но праведники не могут быть без искушений и скорбей: «многи скорби праведным», говорит слово Божие. Высокое предназначение св. Иоакима и Анны требовало и приготовительнаго и продолжительнаго испытания, очищения, усовершения. Потому-то вся жизнь праведных супругов, по устроению Божию, была непрерывным испытанием их веры, терпения и преданности воле Божией. Иоаким и Анна были бездетны. И в наши времена безчадие есть тяжелая скорбь для супругов; но во времена подзаконныя оно считалось величайшим бедствием и сопровождалось тяжкими скорбями, для перенесения которых нужна была вся твердость веры и упования на Бога. Самый закон почитал безчадие явным признаком не только неблаговоления, но и тяжкаго наказания Божия, запрещал даже принимать дары и жертвы от человека, не оставившаго семени во Израили. А во мнении народном бездетный почитался как бы отверженным от Бога, достойным отчуждения и презрения сынов израилевых. И это, как выражается песнь церковная, «поношение безчадства» благочестивые супруги должны были терпеть до самой старости! Но они терпели и не ослабевали верою, молились и уповали, в твердой уверенности, что Бог может и безплодным даровать потомство и многоплодных обезчадствовать.
   Возрастая таким образом верою и упованием, укрепляясь в терпении и преданности воле Божией, очищая сердце свое вниманием, молитвою и исполнением заповедей, обновляясь духом по мере оскудения сил телесных, Иоаким и Анна, с преклонностию возраста телеснаго, достигли такой высоты совершенства духовнаго, что достойны были сделаться родителями той преблагословенной Дщери, Которой, по предопределению Божию, надлежало быть Материю единороднаго Сына Божия.
   Но для сего Господу угодно было подвергнуть их одному самому тяжкому испытанию. В один великий праздник праведный Иоаким, по обычаю законному, явился с дарами и приношением Богу в храм Господень. Первосвященник Иссахар, принимавший приношения от народа, быть может, обремененный приготовлением множества жертв, не восхотел принять жертвы от рук Иоакима. «Ты не достоин», — сказал ему Иссахар, — «того, чтобы принять от тебя дары Богу, как от истиннаго израильтянина; ибо ты безчаден, и нет на тебе благословения Бога отцов наших. Верно, за какие-либо тяжкие грехи так отвергает тебя Господь Бог наш». Что же Иоаким? — С глубоким смирением принял он это обличение, как бы из уст Самого Бога, признав себя недостойным не только оставаться долее в виду дома Божия в Иерусалиме, но и возвратиться в дом свой, и с тяжкою скорбию удалился в пустыню, где паслось стадо его. Здесь в посте и покаянии, в слезах и молитве провел он сорок дней, умоляя Господа простить ему все грехи его, отъять поношение его во Израили, благословить его в старости рождением чада, как благословил Авраама рождением Исаака.
   В то же время невыразимою скорбию поражено было сердце праведной Анны, когда услышала она о таком посрамлении добродетельнаго мужа своего пред лицем жертвенника Божия, при многочисленном стечении сынов израилевых, в священный день великаго праздника Господня. Одну себя почитала она вовсем виновною, одну себя грешнейшею паче всех жен израилевых. Заключившись во внутренней клети дома своего, в посте и покаянии, в слезах и воздыханиях, вопияла она ко Господу день и ночь, умоляя Его не ради себя, как недостойной милости, но ради добродетелей благочестиваго супруга своего, отъять от них поношение безчадства и благословить их плодом чрева.
   Такая крепкая вера и упование на Бога, такое самоуничижение и смирение праведных супругов достойны были, чтобы призрел на них Тот, Кто сказал чрез пророка: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих». И вот ангел Господень явился молящейся Анне, а потом и плачущему в пустыне Иоакиму, и возвестил им, что молитвы их услышаны, слезы и воздыхания их принял Господь, как благовонное кадило и как жертву благоугодную, — что Он даст им Дщерь — преблагословенную в женах, чрез Которую благословятся, Которую и Саму будут благословлять все племена земныя. Обрадованные этим небесным благовестием, праведные Иоаким и Анна от всего сердца прославляли и возблагодарили Господа Бога, призревшаго милостию Своею на смирение их, и единодушно положили обет посвятить Ему обещанное дитя. И божественное обещание о рождении преблагословенной Девы Марии, и обет родителей ея, в свое время, в точности исполнились.
   II. Таковы были праведные Иоаким и Анна!
   По образу своей жизни, по своим высоким нравственным качествам да послужат они образцом для подражания и христианских родителей, и всех православных христиан.
   а) Напрасно многие в наше время думают, что высокая христианская жизнь не достижима для людей, связанных узами семейными, обремененных заботами и попечениями житейскими. Пример праведных родителей пресвятой Девы показывает, что, и живя в мире, не разрывая ни семейных, ни общественных уз, не оставляя необходимых забот о доме своем и трудов служения общественнаго, можно достигать такой высоты совершенства духовнаго, какой не все достигают и в пустыне. Вся тайна в том, куда направлено сердце человека, — к Богу или к мамоне, к небу или к земле. Истинно благочестивый человек, где и чем бы он ни был, все силы души своей направляет к Богу, приучает себя быть всегда в вездеприсутствии Божием, и потому, подобно древнему пророку, поставляет с собою завет не только не делать, а и не помышлять ничего лукаваго пред Богом, не преступать заповеди Божией не только делом, а и мыслию и желанием. На все обязанности и занятия свои, каковы бы они ни были — велики или малы, он смотрит, как на дело Божие, и исполняет их со страхом Божиим, во славу Его пресвятаго имени. Что ни делает, он делает пред Господом, призывая Его святое благословение и помощь, воздавая Ему благодарение и славу за успех своего дела.
   Даже замечено, что семейные люди весьма часто отличаются такою преданностию Промыслу Божию, такою надеждою на Бога, которая не всегда встречается среди людей одиноких.
   б) Второй урок, который предлагает нам жизнь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, весьма скорбевших по поводу своего безчадства и сильно желавших детей, состоит в том, что христиане не должны чуждаться семейной жизни. Отрадно старцам — родителям быть окруженными детьми, способными поддержать их дела и успокоить в немощах старости. В виду подростающаго поколения ревность к делам в старших членах семьи естественно усугубляется, так как есть для кого трудиться и на кого возложить надежду.
   В горе и несчастии семьянин найдет лучшаго друга — утешителя в лице своей жены, лучшаго помощника себе и не заменимаго воспитателя детей в духе св. веры и благочестия.
   Как не полна и безотрадна, напротив, жизнь человека безсемейнаго, одинокаго, не видящаго вокруг себя лиц родственных, на кого бы положиться во время оскудения крепости сил. Не имея в виду ближайшей цели жизни — в будущем обезпечении и религиозно нравственном и вместе умственном просвещении членов своей семьи, человек одинокий привыкает жить только для себя, для своего удовольствия, при чем невольно уклоняется от правильнаго порядка жизни, неспособен делается к самоотвержению и обузданию своих прихотей. И мы на опыте видим, как часто холостая и одинокая жизнь влечет человека к праздности, расточительности, к скупости, отвратительному себялюбию (эгоизму), разврату и тому подобным порокам.
   в) Третий урок, предлагаемый жизнию св. богоотец Иоакима и Анны, состоит в том, что христиане не должны страшиться многочадия. Только ложная свобода от обязательств, соединенных с содержанием и благоустройством семьи, служит для некоторых приманкою к холостой жизни и отвращает от брака, так что вступать в законный брак, по понятию большинства нынешних молодых людей, значит налагать на себя «тяжкия узы». Что же показывает это уклонение от священных обязанностей семьянина, как не очевидное преобладание в современном обществе гибельнаго духа своекорыстия и самоугождения и очень часто разнузданной чувственности?
   Не по влиянию ли этого духа многие семейные люди тяготятся своим положением и прямо ропщут на многочадие? Да! Если будем судить о своем земном назначении по степени личнаго нашего спокойствия и удовольствия, то невольно придем к той превратной мысли, что чадородие не благословение Божие, а прямое наказание. Так весьма часто и говорят многие, сетуя на многочадие, падают духом от забот семейных, желают даже смерти детей и рады бывают, когда исполняется это их желание. Какой это тяжкий грех, братия! Как можно прекословить определению Божию и роптать на Бога! Кто говорит, что чадородие и многочадие легки для человека? На каждой матери исполняется приговор Божественнаго правосудия: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3:16). Родивши детей, нужно их возростить и воспитать, — а для этого нужно много самоотвержения и терпения, — приходится иногда родителям дни и ночи проводить в уходе и попечении о детях. Но ничто доброе и полезное не дается человеку легко на земле. Тернист и труден путь жизни человеческой, но не должно унывать и роптать вообще; так и при многочадии не должно ослабевать в вере и уповании на Бога. Чадородие и воспитание детей — это такие подвиги, которые приводят ко спасению. «Жена спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием» (I Тф. 2, 15), говорит апостол. Пусть обязанности семейныя могут иногда препятствовать нам в деле благотворения и богопочитания, не дадут нам возможности часто ходить в храм Божий, строго поститься, подавать щедрую милостыню. Но за родительскую любовь и самоотвержение, за усердное воспитание детей для царствия Божия, а также за молитвы наших детей, Господь простит наши недостатки и покроет их Своею благостию.
   III. Жизнь святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны да научит нас той истине, что семейная жизнь не препятствует благочестию, что истинный христианин не должен ни чуждаться семейной жизни, Богом установленной и Богом благословенной, ни страшиться многочадия, которое есть признак особаго благоволения Божия. (Свящ. Григорий Дьяченко).

Поуч. 3-е. Святитель Феодосий архиеп. Черниговский.

(Обретение его св. мощей).
(Уроки от нетления мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевесть в свою жизнь то, во что веруют).
   I. 5 Февраля 1896 года исполнилось 200 лет со времени блаженной кончины святителя Феодосия углицкаго, архиепископа черниговскаго, честныя мощи котораго нетленно почивают в пещере при Борисоглебском храме черниговскаго кафедральнаго собора, источая многочисленныя чудотворения и исцеления с верою и молитвою прибегающим к предстательству святителя. Вследствие сего память Феодосия углицкаго благоговейно была чтима в православном народе русском, во множестве стекавшемся из разных местностей в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. Уверенность в святости святителя по воспоминаниям о высокой подвижнической жизни его и чрез совершавшияся у гроба его чудесныя исцеления с течением времени возрастала и утверждалась в православном народе все более и более. В виду этого Св. Синод поручил Преосвященному черниговскому собрать и доставить Св. Синоду сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкаго, а затем нашел благовременным приступить к необходимым распоряжежениям для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных действиях, совершающихся при гробе его над верующими, — ближайшее обследование чего и было возложено на преосвященных Иоанникия, митрополита киевскаго, и Антония, епископа черниговскаго и нежинскаго. Последние, присоединив к себе викария черниговской епархии, епископа Питирима, и высших представителей черниговскаго духовенства, 5 июля 1895 г. прибыли в пещеру при Борисоглебском храме черниговскаго кафедральнаго собора и, по совершении здесь панихиды по святителе Феодосии, произвели подробное освидетельствование гроба, одежд и самаго тела святителя Феодосия, при чем оказалось, что тело святятеля Феодосия благодатию Божиею сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение 200 лет в пещере Борисоглебскаго храма, не отличающейся притом сухостию. Независимо от этого, преосвященные Иоанникий и Антоний вместе с другими духовными лицами, пригласив лиц, испытавших на себе или на своих сродниках чудесныя исцеления заступлением святителя Феодосия, по молитвенном призывании его благодатной помощи, собрали от них под присягою, за рукоприкладством, показания о действительности совершившихся над ними чудотворений, каковых событий ими было обследовано 49. Св. Синод, разсмотрев со всевозможным тщанием все обстоятельства дела, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Феодосия и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, благоволившему явить прославлением иерарха церкви русской новое и великое знамение Своих к ней благодеяний, во всеподданнейшем докладе Государго Императору полагал во блаженной памяти Феодосия, архиепископа черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Получив соизволение на это Государя Императора, Св. Синод указом своим от 26 июня объявил во всенародное известие о торжественном открытии 9 сентября 1896 г. в г. Чернигове мощей святителя Феодосия углицкаго, архиепископа черниговскаго, отныне причисленнаго к лику святых угодников русской церкви.
   II. Не многое дошло до нас из жизни святителя Божия, но самые нетленные останки его преподают всем и каждому неумолкающее поучение, — поучение глубоко назидательное и отрадно утешительное. Приникать умом и сердцем к сему поучению, уразумевать его по возможности и пользоваться им для своего спасения и блаженства, — долг каждаго истиннаго христианина.
   а) Безмолвный гроб, вмещающий в себе нетленные останки святителя Божия, внушает нам прежде всего ту основную и коренную истину христианской веры, что се есть живот вечный, да знают единаго истиннаго Бога, и Его же послал Он, Иисуса Христа (Иоан. 17:3). Было ли когда-либо и где-либо подобное чудесное явление нетления между людьми, не исповедующими христианской веры! Не было никогда и нигде, после того как правда Божия изрекла человеку-преступнику: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19), — после того, как единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5:12). Что же значит сие? Отчего в одном христианстве встречается подобное явление? Оттого, что оно только одно вводит жизнь божественную в отчуждившееся от нея человечество. — Жало смерти, а вместе с нею и тления, грех (1 Кор. 15. 56). Тлетворный яд греха, заражая первоначально душу, скорее или медленнее, но всегда смертоносно, отравляет и тело, так что доколе есть грех в существе человека, дотоле человек неизбежно подлежит тлению и смерти. Дабы человеку снова возвратиться в нетление, необходимо, чтобы он не только перестал отравлять себя грехом, но и получил отвне животворную силу, которая исправила бы в нем повреждение, произведенное прежними приемами яда греховнаго. Требования необходимыя, но совершенно невозможныя для самаго человека: ибо кто чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли. (Иов 14:4). С другой стороны, как получить животворную силу, противодействующую тлетворному действию греха, — силу, которая в Боге, Источнике живота, когда грех, отравивши существо наше, стал средостением между нами и Богом и преградил собою токи благодати Божией? Вот почему не видим мы вне христианства ни одного примера чудеснаго изъятия из соделавшагося теперь всеобщим закона истления для смертнаго тела нашего. Чтобы снова возвратить нас в неистление, требуется сила, высшая человеческой, могущество больше естественнаго, всемогущество Божие. Бог, создавший человека в неистление, и по падении его не отступил от Своего определения соделать его причастником нетления и вечной жизни. Для избавления человека от работы тлению Он послал на землю Единороднаго Сына Своего, Который, приняв на Себя вину смерти, — грех всего мира, и вкусив за него самую смерть, воскресением от смерти открыл в Себе источник жизни для всякаго, приближающагося к Нему верою и любовию. Животворное действие благодати, начинаясь в душе, распростирается и на все существо человека. Вот почему в христианстве только видим мы примеры чудеснаго изъятия тел из всеобщаго закона тления.
    Нетленные останки святителя Христова служат по сему всегдашним, безмолвным, но в самом безмолвии красноречивейшим проповедником истинности и животворности св. веры Христовой. Безмолвный гроб его говорит всем и каждому: «прииди и виждь, истинна ли вера, мною исповеданная, когда она так чудесно оправдана Самим Богом на мне самом; прииди и виждь, животворна ли вера, мною исповеданная, когда божественною силою ея тело мое, само по себе бренное, как бы в самой смерти живет нетлением».
   б) Не слышатель слова забытлив, но творец дела, приникий в закон совершен свободы, и пребыв, сей блажен в делании своем будет (Иак. 1:25): — вот что еще внушают нам нетленные останки святителя Христова. Только под условием полнаго и всецелаго усвоения себе всего, чему учит и что заповедует св. вера, возможно достигнуть такого прославления. Животворное действие благодати начинается в душе, и потом уже распространяется на все существо человека. Надлежит посему, чтобы прежде воспринята была и всецело усвоена душею благодатная сила Христова, чтобы потом она могла произвесть животворное действие и на тело. Так и представляет слово Божие настоящую жизн избранных Божиих человеков. Они живут и действуют не своею естественною жизнию, но жизнию Иисуса Христа, таинственно вселяющагося и обитающаго в них. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20), говорит о себе св. апостол. С Ним они живут, в Нем и умирают для настоящаго растленнаго мира, с Ним и воскресают духом, начинают жить по Боге, в правде и преподобии истины, жизнию небесною, ангельскою, еще здесь на земле. Эта благодатная сила Христова, обнимая собою всю душу, по тесной и неразрывяой связи души с телом, простирается и на него, объемлет и проницает его своею живительною силою, и иногда сообщает ему еще на земле, при всеобщем тлении земных существ, силу нетления. Таким, а не иным путем благоугождал Господу и блаженный святитель Феодосий; таким путем достиг он прославления и по смерти своей; тот же путь к вечному животу указывает собою и всем нам, предлагая и побуждения итти сим путем. «Смотрите, — как-бы так говорит он, — смотрите, какое дивное воздаяние от Господа за благочестие, когда чрез него не только дух наш удостоивается вечнаго блаженства в Боге и с Богом, но и самое тело, потрудившееся несколько в подвигах благочестия, делается на столько причастным благодатной силе Христовой, что в самой смерти живет нетлением. И это еще здесь — на земле; что же будет там — на небе»?
   Не для всех, конечно, сие дивное прославление еще здесь на земле, прежде всеобщаго прославления праведных в блаженном царстве Христовом. Мы видим, что многие и из святых Божиих не удостоены нетления... Но для всех возможно, все предназначены, все и обязаны стремиться к почести вышнято звания о Христе Иисусе, к тому, чтобы удостоиться получить неистленен венец в царствии Отца небеснаго. А путь к сему не иной, как путь веры, споспешествуемой любовию, проявляемою благочестивою жизнью и свидетельствуемой благими делами.
   III. Таковы главныя наставления, преподаваемыя нам нетленными мощами новооткрытаго угодника Божия, святителя и чудотворца Феодосия. «Блюдите, — внушает он нам, — яко зеницу ока, св. веру Христову, держась неуклонно св. церкви православной, как спасительнаго ковчега Божия, ревнуйте, по моему примеру, перевесть в собственную жазнь и деятельность то, во что веруете. Исполняя сие в меру данных каждому сил от Бога, недалеко будете от царствия Христова».
   Дай Бог, чтобы никто из нас не был праздным и забытливым слушателем сих наставлений, а по мере сил своих уразумевал их и переводил в плоть и кровь, или лучше — в дух и жизнь. Аминь. (Сост. по слову Иоанникия, митр. киевск. См. Церк. Вед. 1896 г. № 37).

Поуч. 4-е. Свят. Феодосий Черниговский.

(Образец истиннаго пастыря, представляемый жизнью святителя).
   I. Между другими наставлениями, какия заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истиннаго пастыря.
   II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебныя и акафистныя пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святаго тела и крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды.
   б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живаго Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С ранняго возраста он начал жизнь подвижническую, святую, — был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Черниговъ — Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкаго доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важныя поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкаго Гедеона на кафедре митрополита киевскаго. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель киевской митрополии, еще в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы »имя его написано было на небесах«. Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокия нравственныя качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиепископ Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею черниговскою». За свои высокия нравственныя качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13 сентября 1692 года в сан архиепископа; до самой кончины преосвященнаго Лазаря († 3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который (сказано в том же документе) своими добротами может украсить церковь и благоразсмотрением устроить дел правление». До какой высокой степени нравственнаго совершенства святитель Феодосий достиг в своем святительском звании, — видно из того, что Господу Богу было угодно сохранить нетленными его мощи после погребения его тела в Борисоглебском соборе. Так по истине нужно сказать о свитителе Феодосии: исполнил он в совершенстве завет святаго апостола Павла, был «образец для верных в вере и в житии», и доселе остается тем-же «образцем» для верных чад Церкви Православной.
   в) На основании приведенных в тексте слов святаго апостола Павла (из его 1-го послания к Тимофею) нужно восполнить образ святителя Феодосия углицкаго еще некоторыми высокими нравственными чертами. Епископы, по апостолу, кроме того, что должны служить для «верных образцами в слове, в вере и в житии», — должны еще подавать в себе самих «пример в любви, в духе и в чистоте». Святитель Феодосий пламенел любовию к Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и поиноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частаго обращения к Создателю, все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному, воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось: плотския помышления уничтожались, а духовныя брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Святаго Духа действовала в нем и чрез него претворяла все его существо. По апостолу стал он человеком «духовным», который имеет в себе самыя высокия христианския качества: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Благодать Святаго Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по апостолу, становилос «храмом Святаго Духа» (1 Кор. 6:19); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит святый Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилас» (Псал. 33). Дух Святый оживотворял тело Феодосия Углицкаго, — и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкаго, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразныя исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящаго Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15); или, как свидетельствует книга «Деяний апостолъских», во время двухлетняго пребывания в Ефесе другого апостола, святаго Павла, «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:11-12); как некогда от телесных составов апостоловъ — Петра и Павла — совершились великия чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленнаго телеснаго состава святителя Феодосия Углицкаго тоже совершались многоразличныя исцеления и знамения. Как многообразны эти проявления милости Божией чрез святителя Феодосия! То слышишь изумительный разсказ от самой исцеленной (Анны Стефановской) и от ближайших к ней лиц: как она страдала более 3½ лет от неизлечимой болезни, как, безплодно лечили ее многие врачи, как ее, несчастную, с трудом довезли до собора в экипаже на подушках, как внесли на подушках же в церковь и потом в пещеру, как, по совершении панихиды у мощей угодника Божия, больная вдруг взялась сама за железную решетку у гроба святителя, потом сама встала и приложилась к святым мощам, затем вышла по крутой лестнице из пещеры, отправилась в Троицкий монастырь и слушала, сидя в креслах, молебен и акафист пред чудотворным черниговским Ильинским образом Пресвятыя Богородицы, — и стала совершенно здоровою. То слышишь не менее удивительное повествование от почтенной старушки-инокини Каменскаго монастыря, как Господь Бог исцелил по молитвам святителя Феодосия ее, приговоренную уже к смерти, — послав к ней ночью неведомую монахиню с блюдом святителя Феодосия, из котораго она выпила невыразимо приятную воду, — и она, лежавшая в совершенном разслаблении тела, получила тотчас-же полную возможность стать самой с одра смерти, пасть на колени пред иконами с усердною молитвою и потом свободно говорить, ходить и действовать (ухаживавшая за этою инокинею монахиня упала в обморок, когда в первый раз увидала ее здоровою в келье после случившагося необычайнаго чуда исцеления). Приходилось слышать случаи изгнания бесов из бесноватых, исцеления от немоты, от глухоты, от слепоты, от неизлечимых разных болезней внешних и внутренних, когда врачи оказывались совершенно безсильными, — приходилось выслушивать разсказы простых людей, которые с полною верою свидетельствовали о знамениях милости Божией, проявленной чрез угодника Божия Феодосия или на них самих, или на лицах к ним близких. Можно было-бы долго и много беседовать о разных чудесных проявлениях любви к ближним от святителя Феодосия углицкаго. Но для этого не достанет времени.
   III. В наши времена неверия и различных сомнений, когда так много людей, удаляющихся от святой Церкви Православной, прославление Богом святителя Феодосия имеет особоезначение. Более честные и добросовестные из людей неверующих, сомневающихся, взирая телесными очами на нетленныя мощи угодника Божия Феодосия Углицкаго и слыша и читая о разнообразных проявлениях милости Божией чрез того-же угодника, притом о таких проявлениях, о которых разсказывают люди живые, достовернейшие свидетели-очевидцы, — говорю, такие люди, хотя не в большом числе, не вразумятся-ли сами, не поймут-ли, что доселе они глубоко заблуждались и шли по неверному пути? О, еслибы Господь Бог Своею благодатию коснулся сердец и этих людей! Не уразумеют ли и они, что спасительный путь только и можно обрести в святой Церкви Православной, где находятся истинные пастыри стада Христова, подобные святителю Феодосию Углицкому, которые и жили свято, и удостоились от Господа нетления телесных составов, и источают от мощей своих токи чудотворений и разнообразных милостей. Дал-бы Бог, чтобы хотя немногие из раскольников и сектантов, подумав об этом, обратились к истине. Всем чадам Церкви Православной подается также урок: твердо и непоколебимо держаться святой веры православной, укреплять в ней колеблющихся братий, вразумлять заблудших, наставлять неразумных, подражать в житии угоднику Божию святителю Феодосию углицкому.
   Угодниче Божий, святителю Феодосие! Молитвами твоими ходатайствуй пред Господом Богом за всех насъ — чад твоих! Ты наш пастырь, а мы — овцы твоего словеснаго стада! Сохрани нас твоими молитвами пред Богом в чистой вере православной и утверди в житии христианском! Аминь. (Сост. по слову Антония, еписк. черниговск. См. Ц. Вед. 1896 г. № 38).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS