Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Двадцать седьмой день. Св. муч. Каллистрат. Преподобный Савватий соловецкий.

10.10.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Св. муч. Каллистрат. Месяц сентябрь Двадцать седьмой день. 

(Уроки из его жизни: а) увещание совершать ночныя молитвы и б) любить Господа превыше всего).
   I. Св. Каллистрат, память коего празднуется ныне, имел дедом своим некоего воина, по имени Неокора, который служил при Понтийском Пилате и был свидетелем страдания и смерти Спасителя. Неокор видел чудеса, сопровождавшия смерть и воскресение Спасителя, уверовал в Него и был крещен апостолами. Возвратившись в родной город Карфаген, Неокор разсказывал всем о Христе, как очевидец, и утвердил в семье своей веру Христову. Подражая деду и отцу своему, Каллистрат учил вере Христовой своих сотоварищей воинов и передавал им то, что унаследовал от отца и деда. Но такая деятельность не могла укрыться от язычников, тем более, что она сопровождалась благочестивою жизнию. На св. Каллистрата было донесено, «что он проводит ночи в молитве, при которой с любовию воспоминает имя Христа Спасителя», за Котораго он с радостью всегда был готов пострадать. Он был призван к допросу, на котором, непоколебимо исповедав себя христианином, пострадал вместе с 49 другими воинами. Каллистрата предали жестоким мучениям и он был посечен мечем на мелкия части. Это было в царствование Диоклитиана.
   II. Братие-христиане! Поревнуем благочестивой жизни св. муч. Каллистрата.
   а) По примеру св. мученика Каллистрата, который любил проводить ночи в молитве, обращенной к Господу нашему И. Христу, что и было причиною его мученических страданий и смерти, и мы отдадим часть ночи, даже хоть несколько минут ночного сна на молитву. Среди окружающей тишины и безмолвия, когда ничто нас не развлекает, когда суета дня оставляет нас на несколько часов в покое, когда так легко заглянуть в глубь своей души, станем по пробуждении хоть на несколько мянут на молитву и вознесем свои благодарственныя, хвалебныя, просительныя и покаянныя молитвы к нашему небесному Отцу, Который, как Дух вездесущий и всеведущий, с высоты Своего престола милостиво услышит молитву рабов Своих, к Нему обращающихся с верою, надеждою и любовию.
   «Не для того дана ночь, учит златословесный учитель вселенской церкви св. Иоанн Златоуст, чтобы мы всю проводили ее во сне и бездействии. Свидетели тому ремесленники, погонщики мулов, торговцы, церковь Божия, возстающая среди ночи. Возстань и ты, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, и удивляйся делам Господа твоего. Тогда душа твоя бывает чище, легче и бодрее, бывает особенно способна воспарять и возвышаться; самый мрак и совершенное безмолвие много располагает к умилению. Если взглянешь на небо, испещренное звездами, как бы безчисленным множеством глаз, то получишь совершенное удовольствие, помыслив тотчас о Создателе. Если представишь, что те, которые в течение дня шумят, смеются, играют, проводят время на зрелищах, обижают, лихоимствуют, досаждают, делают безчисленное множество зол, теперь нисколько не отличаются от мертвых, то познаешь все ничтожество человеческаго самолюбия. Сон пришел и показал природу, как она есть; он есть образ смерти, он есть образ кончины. Если взглянешь на улицу, не услыншшь ни одного голоса; если посмотришь в доме, увидишь всех лежащими как бы во гробе. Все это может возбудить душу и привести на мысль кончину мира».
   «Тогда не безпокоит тщеславие; ибо как это возможно, когда все спят и не видят? Тогда не нападает леность и безпечность; ибо как это возможно, когда столь многое возбуждает душу? После таких бдений бывают и сон приятный и видения чудныя».
   «Не считай препятствием этому то, что ты муж только один и что она жена только одна, продолжает тот же отец церкви. «Идеже бо ести два», говорит Христос, «собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Матф. 18:20). А где присутствует Христос, там великое множество; где Христос, там необходимо бывают и ангелы, и архангелы, и прочия силы. Посему вы — не одни, когда с вами Господь всех. И «еще послушай, что говорит премудрый: «лучше един праведник, нежели тысяща грешшк» (Сир. 16:3). Нет ничего безсильнее многих грешников, и ничего сильнее одного, живущаго по закону Божию».
   «Но, скажешь, продолжает тот же св. отец церкви, я утомился в продолжение дня, и не могу. Это — отговорка и предлог. Поверь мне, не столько огонь истребляет ржавчину металла, сколько ночная молитва — ржавчину грехов наших. Устыдимся, если не кого другого, то хотя ночных стражей. Они, повинуясь человеческому закону, обходят во время стужи, громко крича и проходя по улицам, часто под дождем и оцепенев от холода, для тебя, для твоей безопасности и для сбережения твоего имущества. Тот о твоем имуществе оказывает такое попечение; а ты не оказываешь даже о душе своей. И притом я не заставляю тебя ходить, подобно ему, под открытым небом, ни громко кричать и надрываться; но находясь в том же самом жилище, в тойже самой спальне, преклони колена, обратись с молитвою ко Господу».
   «Для чего Сам Христос на горе пробыл в молитве всю ночь? спрашивает тот же великий учитель церкви (Лук. 16:12). Не для того ли, чтобы подать нам Собою пример? Тогда растения возстановляют свои силы, т. е. во время ночи; тогда особенно и душа еще более их принимает в себя росу. Что днем попаляется солнцем, то освежается ночью. Ночныя слезы лучше всякой росы нисходят и на пожелания и на всякое пламенное разжение, и не попускают потерпеть ничего вреднаго. Если она не будет питаться этою росою, то будет сожигаться во время дня». (См. 26 беседу Иоан. Злат. на Деян. св. ап.).
   б) Второй урок благочестивой жизни св. муч. Каллистрата состоит в том, что мы должны по примеру его любить Господа до готовности положить жизнь свою за св. имя Его. Бог, источник всякой истины, всякой красоты и всякаго добра, есть вместе с тем наш всеблагий Отец, непрестанно изливающий на нас Свои милости, конца и числа которым нет.
   Даже и простое чувство благодарности, котораго не лишен ни один человек, подскажет ему, что он должен любить Бога больше всего на. свете. Пусть только на минуту его мысль отрешится от земных интересов и сделает самое краткое обозрение тех дивных дел любви и милосердия Божия к человеку, какими он осыпан с минуты своего рождения и до самой своей смерти на земле и какими будет наслаждаться, если заслужит, в продолжение всей бесконечной вечности за гробом. Но при виде дивных и бесчисленных благодеяний Божиих, явленных сначала в творении человека и возведении его на высочайшую грань бытия и жизни, отделяющую мир чувственный от мира духовнаго, а затем, в искуплении его от страшных бедствий греха смертию Господа нашего Иисуса Христа, смертию не иного кого, но Самого Сына Божия, мысль наша цепенеет от благоговейнаго изумления пред величием любви Божией к человеку и растворяется в слезах благодарнаго сердца. «Благодарю Тебе, Господа моего, благодателя прещредраго, яко сотворил мя еси по образу Своему и по подобию и от небытия в бытие привел мя еси, славою и честию венчал еси» (Псал. VIII:6), можем только сказать словами св. Димитрия ростовскаго, сердце котораго постоянно горело пламенем божественной любви: «не сотворил мя еси зверем, ни скотом, ни иным коим животным, но человеком, разумною тварию: безсмертием и самовластием душу мою почтил еси. Аще бо и разлучаемся временно плотию, но на лучшее переселение приходим, душею же безсмертне пребываем во веки, не на тысячу лет, ни на две или три тысячи, но во веки вечные, концы не имущие».
   III. Молитвами св. муч. Каллистрата да утвердит нас Господь в святой и пламенной любви к Себе и да превратит наше каменное сердце в плотяное, любящее Бога, почитающее Его и благодарящее его. (Свящ. Гр. Дьяченко). 

Поучение 2-е. Преподобный Савватий соловецкий.

(Не должно уклоняться от св. причащения).
   I. Преподобный Савватий, ныне воспоминаемый церковью, жил при княжении великаго князя Василия Васильевича Темнаго. Сначала он подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре, где отличался строгим послушанием настоятелю, примерной жизнью и любовью ко всей братии. Потом, ища полнаго уединения, он сначала удалился в монастырь на острове Ладожскаго озера Валааме, а потом в 1429 году перешел на необитаемый остров Соловецкий в Белом море. Прибрежные жители дивились решимости Савватия: «как этот старец», говорили они, «может жить на холодном, почти безплодном острове?» а другие смеялись над ним. Сопутствовать Савватию решился только один подвижник Герман. Оба устроили себе хижины на острове на разстоянии двенадцати верст от берега и поселились там. Жизнь их была очень тяжкая, полная лишений; с трудом поддавалась обработке каменистая почва острова; зима и осень были очень суровы, стужа и ветер едва переносимы. Шесть лет прожил Савватий на Соловецком острове, терпя труды и лишения. Однажды Герман отправился к устью реки Онеги, и Савватий остался один на острове. В это время было ему извещение от Бога о скорой кончине, и «от поспешил» на твердую землю, чтобы найти священника и «приобщиться св. таин». На лодке переплыл он море и в десяти верстах от устья реки Выги встретил игумена Нафанаила, жившаго там при небольшой часовне. Нафанаил приобщил его святых таин и Савватий мирно скончался 27 сентября 1435 года. Он был похоронен близ часовни Нафанаила. Через 30 лет по кончине преподобнаго Савватия мощи его были открыты нетленными и были перенесены в Соловецкую обитель.
   II. Из прочитаннаго краткаго жития преподобнаго Савватия мы видим, братие, как дорожили святые Божественной трапезой Тела и Крови Христовых, особенно когда предчувствовали близость своей кончины. С глубокою грустью приходится отметить то равнодушие и холодность, с которыми ныне относятся к этому святейшему таинству многия чада церкви.
   а) Тайная вечеря и здесь та же как в Сионской горнице; Тот же Господь и ныне учреждает ее; вы сльшите собственное слово Его чрез уста священнодействующаго: «пийте от нея вси»; вскоре после сего священныя врата отверзаются, является служитель таинства, чтобы пригласить нас к исполнению повеления Христова: «пийте от нея вси»; он зовет вас: «со страхом Божиим и верою приступите». Но вы приступаете ли вси? — Долготерпеливе Господи! — часто ни один. — Не смущайтесь много; не укоряя, говорю это; знаю, что в вас это не дерзость самочиния, но недостаток дерзновения в вере; что вы поступаете по обычаю, от предков принятому, веками распространенному: но будьте безпристрастны; сличите ваш обычай с заповедию Христовою: не можете не признать, что обычай мог бы точнее следовать заповеди; что можно было бы вам деятельнее исполнять слово Христово. В начальные века христианства хождение в воскресные и праздничные дни в церковь, и приобщение святых таин составляло для верных одну почти нераздельную обязанность; так что есть церковныя правила, которыя осуждают «ходящаго в церковь» и «исходящаго вон» без «святаго причащения» (Апост. прав. 9. Антиох. соб. прав. 2). Вот обычай, очевидно более совершенный, нежели нынешний! Что же касается до тех, которые ниже один раз в год не приступают к трапезе Господней, или совсем чуждаются ея: суд их написан в евангелии: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его; живота не имате в себе» (Иоан. VI:53).
   б) Не промолчим того, что говорят обыкновенно в свое оправдание редко приступающие к святым таинам: мы недостойны; мы не готовы. Мысль эта иногда подлинно происходит от смирения; и тогда она конечно не повредит союзу сих душ со Христом, подобно как этому не повредило смиренное чуждение Петрово: «изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи» (Лук. V:8). Но надлежит осматриваться, чтобы под благовидным покровом имени смирения не притаилась наша холодность к вере и нерадение о исправлении жизни. Ты не готов: не ленись, приготовься. Ты недостоин: недостоин и ни один человек общения со Всесвятым, потому что ни один не безгрешен; но как всякому другому, так и тебе предоставлено веровать, каяться, исправляться, быть прощену, и уповать на благодать Спасителя грешников и Взыскателя погибших. Ты говоришь, что недостоин: напрасно ты приемлешь на себя чужую должность; удостоить или не удостоить тебя таинства есть долг тайнодействователя, а не причастника. Ты недостоин: согласимся, что это правда. Что же далее? Неужели ты хочешь и оставаться недостойным? Если ты безпечно оставляешь себя недостойным общения со Христом на земли: не подвергаешь ли ты себя явной опасности остаться недостойным общения с Ним на небеси? Но если ты страшишься своего недостоинства и хочешь от него избавиться: то избавишься ли, удаляя себя от Христа, от Его благодати, от Его силы, от Его жизни? Не лучше ли, посильно исправляя свое недостоинство, прибегать ко Христу в таинстве, чтобы принимать от Него помощь и силу к более совершенному исправлению и преуспеянию в благоугождении Богу?
   IIИ. Христиане! Щедро Господь отверзает для нас храм Свой, уготовляет Свою трапезу, призывает к Своей вечери. Надобно стыдиться неблагодарнаго на милостивое приглашение отзыва: «имей мя отречена» (Лук. XIV:18). Надобно страшиться приговора: «званнии не быша достойни» (Матф. XXII:8). Да возбуждаем себя, чтобы как можно чаще приступать к трапезе Господней, со внимательным очищением себя от всякия скверны плоти и духа, со страхом своего недостоинства, но с верою в благодать, с сердечным алканием и жаждою любви к сладчайшему Иисусу, Котораго плоть и кровь есть истинный хлеб жизни, и единственная чаша спасения. Аминь. (Составл. по Ч. М. и проп. Филарета, митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS