Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь Двадцать третий день. Зачатие честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

06.10.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Зачатие честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

(Троякий день рождения человека).
   I. В настоящий день, братия, празднуется зачатие св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошед к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, увидя вдруг ангела. Архангел сказал: «не бойся, Захария. Молитва твоя улышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречеш ему имя Иоанн (т.-е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представит Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока исполнится мое предсказание» Между тем народ дивился, отчего Захария так замедлил в святилище. А он, вышед оттуда, не мог говорить. Народ понял, что он видел видение. Св. Захария возвратился в дом, и скоро св. Елисавета зачала предсказаннаго сына и долго таилась говоря: «Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за безчадие».
   II. Велика, без сомнения, была радость у праведных Захарии и Елисаветы по поводу предсказаннаго им рождения их великаго пред Богом и людьми сына, св. Иоанна Крестителя. Радуются и многие другие люди по поводу ожидаемых,т.е. имеющих от них родиться детей. Даже в обычай вошло праздновать и веселиться в день рождения. Дабы наша радость по поводу этого семейнаго события имела разумное основание и обнаруживалась в христианском духе, сопровождаясь христианскими мыслями и чувствованиями, размыслим, братия, о днях рождения христианина.
    У всякаго из нас, как истиннаго христианина, не один день рождения, а три.
   а) Первый день рождения есть тот, в который мы родились на сей свет, подобно всем людям. В этот день рождения мы получили от Господа Бога телесную жизнь и сделались человеками, т.е. лучшим созданием Божиим на земле, созданием, одаренным разумом, свободою воли и чувством. Как все мы родились весьма безсильными и немогущими помочь себе, то Бог вложил весьма нежную любовь к нам в сердце нашего отца, еще нежнейшую любовь в сердце нашей матери, и как бы сказал им: «старайтесь о рожденных вами, воспитывайте их, вверяю их вашей любви!» И как они старались об нас! Как любили нас!
   б) Второй день рождения нашего есть тот, когда мы чрез св. таинство крещения родились в жизнь духовную. Господь Бог даровал нам не только телесную жизнь и заботится о ея сохранении, но Он даровал нам еще жизнь духовную и о сохранении ея заботится еще более. Посредством прародительскаго греха мы сделались, как всем известно, нечистыми, весьма склоннымы ко греху и недостойными для царствия небеснаго. Поэтому Господь благоволил послать к нам Своего Единороднаго Сына, Который Свою смертию, с Своей стороны, и нашею верою и святым крещением, с нашей стороны, очистил нас, освятил нас и даровал нам право на небесное царство. Этот день по справедливости может быть назван вторым днем нашего рождения. Первое рождение сделало нас человеками, второе христианами, чадами Божиими. Первое рождение дало нам жизнь телесную, земную, второе — жизнь духовную, небесную. Наше крещение Сам I. Христос называег рождением: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Иоан. 3:5), а св. ап. Павел — «банею пакибытия» (Тит. 3:5).
   в) Третий день нашего рождения приходит к нам в день нашей смерти. Если истинно-духовная, получаемая нами посредством веры и св. крещения, жизнь в последствии времени, именно, в лета полнаго смысла и разсуждения, сохраняется, питается и укрепляется; ежели наша душа, посредством святой, постоянной и сильной любви к Богу и ближним, созревает для вечности: то, наконец, приходит к нам третий день рождения — день смерти. Потому что для истиннаго христианина умереть — значит то же, что родиться, родитьсят.е.. в вечную жизнь. И первые христиане, как сказывает история, всегда называли день смерти святых мучеников «днем рождения»; а, посему и праздновали дни их смерти, как дни торжественные, — дни, в которые они родились в жизнь вечную и истинно блаженную.
   Первое рождение вводит нас в настоящий мир, второе — в царство Божие на земле, третие в царство Божие на небесах — в небесное блаженство.
    Итак, у всякаго истиннаго христианина — подлинно три дня рождения. Но из всех этих дней рождения самый важный третий день рождения — день смерти; потому что только день смерти решает, какова должна быть и будет наша участь в вечности,т.е.. участь не на известное время, но участь всегдашняя, вечная. День телеснаго рождения хорош, день рождения духовнаго еще лучше; но они не решают нашей вечной участи: ее решает день смерти.
   Смерть — рождение или переход в жизнь будущую — для многих должна быть весьма страшна, и посему всем нам должно употреблять настоящую жизнь всевозможно согласно с тем, для чего Господь Бог дал нам ее. Мы родились не для того, чтобы только жить, или жить как нам хочется; но для того, чтобы жить так, как угодно Господу Богу; а Господу Богу угодно, чтоб мы жили в здешней жизни свято. «Сия есть воля Божия: святость ваша», говорит св. апостол (1 Солун. 4, 3). Для этого дана нам земная жизнь! И без святости нет истиннаго блаженства и жизни: «храняй закон» — «блажен» (Притч. 29:18); «нечестивии же в день зол погибнут» (Притч. 16:4), говорит премудрый.
   «Сколько тебе от роду лет?» спросил некто одного старца во сто лет. «Пятьдесят», отвечал он. «Только пятьдесят?» с изумлением сказал спросивший. — «Пятьдесят», опять отвечал старик; «только пятьдесят лет я живу с умом и для Бога. Первых пятидесяти лет моей жизни, проведенных в греховной легкомысленности, не могу причислить к моей жизни. Эти лета не были жизнь: моя душа тогда не чувствовала себя; тогда во мне жили различныя страсти, и я был так сказать, в умопомешательстве: тогда я не жил!»
   Этот старец разсуждал о летах своей жизни весьма справедливо; потому что важность жизни в самом деле заключается не в том, долго-ли кто жил, а в том, хорошо-ли кто жил. Ежели бы спросить нас о летах нашей жизни в этом смысле, то весьма многие, поступая искренно и совестно, сказали бы: я жил только еще один, два, три года и так далее; а многие, может быть, сказали бы: «я еще вовсе не жил!»
   III. Чаще вспоминайте, возлюбленные мои о Христе братья и сестры, о днях своего рождения и о том, для чего мы все рождаемся! Ибо что нам в жизни, ежели проводим ее так, что должны будем страдать вечно, страдать ужаснейшим образом и без всякой надежды на отраду?! Будем жить так, чтобы нам во всю вечность праздновать день нашей смерти, как день нашего рождения для блаженства и день вступления в вечное блаженство. (Сост. с допол. по «Слов. и бесед.» Григория, митроп. новгородск., т. II.).

Поучение 2-ое. Зачатие св. славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.

(О том, как подражать св. Иоанну Крестителю).
   I. С перваго раза кажется довольно странно, от чего Иоанн, который должен был предшествовать благодати, доступной всем человекам, воспитывается и проводит большую часть жизни в пустыни. Уготовляющий путь Спасителю, который делил трапезу с мытарями, держит такой строгий пост. Но так нужно было Иоанну приготовиться к его высокому служению. Живя в пустыне, он удобнее хранил общение с Богом. Здесь он не видит развратных обычаев мира; порочные примеры не могли для него сделаться обыкновеноыми, и он, как представитель закона, встречая их, обличает их со всею строгостию. Привыкши в пустыне питаться акридами и диким медом, он, и явившись среди народа, не имеет нужды в пособии человеческом, и как независимый, проповедует открыто, и приобретает своей проповеди доверенность. Наконец, когда этот пустынник, котораго никто не знал, ясно и открыто указывает на Христа Спасителя, то не дает ли он сим разуметь, что познание Христа он приобрел не человеческим наставлением, но откровением Божиим? С другой стороны, эта самая необыкновенная жизнь Иоанна имеет в себе черты назидательныя и для людей, которые идут путем самым обыкновенным.
   II. Никто не должен отговариваться, что он не может подражать Иоанну. Ежели Всесвятый Господь представляет Себя предметом подражания для нас грешных, «святи будите якоже Аз свят есмь», то почему же не подражать человеку? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. У кого нет сил подвизаться полным подвигом Иоанна, пусть подвизается по мере сил своих.
   а) Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществои, безпрестанно молился и беседовал с Богом; а для нас довольно, ежели будем отделяться от общества людей развратных; ежели утренний и вечерний час посвятим на молитву и богомыслие; ежели не будем за леностию и житейскими суетами уклоняться от богослужения. Диавол обольщает неопытных, возбуждая в них не безопасное желание приниматься вдруг за великие подвиги и отвлекая от обязанностей обыкновенных, но святых и необходимых.
   б) Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, хранил самый строгий и самый продолжительный пост; а мы, постыдившись его примера, будем хранить твердо хотя только те посты, которые по временам церковь налагает на нас. Он странную употребляет пищу; а от нас никто не требует, чтобы питаться акридами; хорошо и то, если не будем упиваться, предаваться объядению и невоздержанию, ежели будем есть и пить не для удовлетворения похоти, а для поддержания жизни и укрепления сил к перенесению трудов житейских.
   в) Иоанн торжественно, без всякой боязни, не смотря на лица, обличал порок и заблуждение; кто из нас способен к такому подвигу? И от кого требуется такое трудное для человека усилие? Однакож, всем дана заповед обличать дела темныя: «не прикасайтеся делом неплодным, паче же обличайте» (Ефес. V:II). Нам оставлена другая степень исповедания правды: на отце лежит обязанность строго обличать заблуждения детей своих. На матери взыщется, ежели она, заметив худое поползновение сына или дочери, со всею силою материнской любви не остановит их. А равно на каждом из нас лежит обязанность открывать заблуждение нашего ближняго. Потому, ежели увидишь, что родственник твой, товарищ в работе, или вообще ближний перестал ходить в церковь, принимает в дом тех лжеименитых старцев, которые раззоряют православную веру, — не бойся и не стыдись сказать ему правду. Скажи откровенно, что он уклонился от истиннаго пути, попал на распутие, которое приведет его к погибели; старайся убедить, чтобы он оставил лживых и, как говорит апостол, «попирающих по домам учителей», обратился бы с покаянием к духовному отцу, искренно навсегда покорился святой православной церкви. Аминь. (Сост. по Словам вознесенск. г. Москвы прот. С. Терновскаго. Москва 1860 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS