Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Двадцать восьмой день. Св. исповедник Харитон.

11.10.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-ое. Св. исповедник Харитон.

(Уроки из его жизни: а) пути промысла Божия, сохраняющаго верных рабов своих; б) велик и дорог человек в очах Божиих).
   I. Св. исповедник Харитон, память коего празднуется ныне, жил при императоре Аврелиане в городе Иконии. Когда объявлено было гонение на христиан, то представили его на суд. Начальник спросил, — почему он не поклоняется богам, пред которыми смиряются царь и все народы. Святой отвечал: «языческие боги суть бесы, которые некогда за гордость были свергнуты с неба, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаются за богов». Харитона начали мучить, затем истерзаннаго бросили в темницу, где Господ исцелил его. Новый царь, вошедший на престол убитаго приближенными Аврелиана, побоялся гнать христиан и отпустил узников Христовых на свободу. Тогда Харитон отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню, но на дороге, близ Иерихона, схвачен был разбойниками, которые хотели было умертвить его. Связав и бросив его в углубление своей пещеры, разбойники удалились на свой гнусный промысел. Случилось же по устроению промысла Божия так, что змей вполз в стоявший в их пещере сосуд с вином, и отравил вино. Разбойники, напившись отравленнаго вина, погибли. В пещере разбойнической и остался св. Харитон и начал проводить подвижническую жизнь. Услышав о подвижнике в мрачной пещере, многие стекались к нему, и таким образом устроилась первая, знаменитейшая в Палестине лавра — Фаранская, с строгою подвижническою жизнию. Святой сам написал устав для лавры. Ища безмолвия, Харитон удалился из лавры в пустыню:, но и здесь явились к нему ревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра. Иерихонская. Подобным же образом устроена была им и третья лавра Суккийская. Перед смертию, о которой известил его Господь, собрав братию трех обителей и дав им наставление, по общему желанию братии, святой заповедал похоронить тело свое в первой лавре, в той пещере, где хотеии умертвить его разбойники. Скончался св. Харитон в 350 г.
   II. При чтении жития препод. Харитона исповедника, именно разсказа о спасении его от разбойников в пещере, невольно приходят на мысль две великия и утешительныя истины, неразрывно соединенныя между собой: первая та, что верных Богу христиан, надеющихся на Него и прибегающих к Нему, весьма часто спасает Промысл Божий посреди самых великих опасностей, — вторая та, что человек, достойный этого великаго названия, именно человеrъ- христианин, велик и дорогь в очах Божиих.
   Раскроем эти мысли по творениям св, Тихона задонскаго, премудро и назидательно разсуждавшаго об этих истинах, и присоединим к ним несколько библейских и церковно-исторических примеров.
   а) «Промысл Божий», особенно о человеке, свят. Тихон трогательно раскрывает в своем «Духовном сокровище» (Част. 12), углубясь мыслию своею в обыкновенныя простыя слова: «не бойся, я с тобою». «Бывает, так в задонском уединении своем беседует с собою св. Тихон, — бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: «не бойся, я с тобою». Так милосердый и человеколюбивый Бог верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: «не бойся, Я с тобою». Я твой создатель, Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощник и заступник; Я, Который в руце Своей вся содержу, — «Я с тобою» (Исх. 49:14, 15, 43, 23). Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирнаго потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Выл с рабами Своими — Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земли пришельствия их (Псал. 104:14). Был со Иосифом, и в нашедших ему напастях и искушениях сохранил его и прославил его. Был со Израилем во Египте и во исходе его из Египта, и разделил ему Чермное море, и в пустыне питал его чудесною манною и поражал пред лицем его врагов его. Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях. Был с Ионою во глубине морской, с тремя отроками — в пещи вавилонской, с Даниилом — в рове и пр... Был с апостолами, был с мучениками и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранял их от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному обещанию: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28:20). «Господи сил с нами буди!» «
    Приведем теперь несколько библейских и церковно-исторических примеров промыслительной попечительности Бога о людях.
   аа) Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. «Пророк Илия» не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ея, потому что был голод. И — вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом — в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: ««»; Бог повелел им кормить праведника» (3 Цар. 17:4, 6). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых!
    «Муч. Василиска» вели на суд к мучителям: на него надели сапоги с гвоздями внутри и железную цепь на шею. В одном же месте воины, сопровождавшие его, среди знойнаго дня привязали его к сухому дубу у ворот, пока сами в доме обедали и упивались вином. Собрался народ и смотрел. В высшей степени жалостный был вид свят. мученика, когда он, так изнуренный и палимый солнцем, стоял у дуба. Он громко просит Бога о помощи. И вот вдруг делается землетрясение; спадают с него цепь и медные сапоги; наконец тот дуб, к которому он был привязан, зеленеет, покрывается широкими ветвями, которыя доставляют ему прохладу от зноя, а под ногами его для утоления его жажды открываетси ручей воды (Чет.-Мин. 22 мая).
    «Св. Александр невский» пред каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матер и св. мучеников Бориса и Глеба. И — что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр невский: «враг силен; но не в силе Бог, а в правде» (Чет.-Мин. 30 августа).
   бб) Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкия дети наругались над «прор. Елисеем», в ту ж минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких (4 Цар. 2).
   В истории страданий «великомученицы Варвары» читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ея, произнося ропот на безчеловечие отца ея, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали (Ч.-М. 4 дек.)
   Подобным обр., после того как «великомученица Евфимия» была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и — все разбежались (Чет.-Мин. 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «ужасеся небо о сем» (Иерем. 2:12). Так слышим и в песни церковной: «ужаснися, бояйся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на кресте! »
   вв) Когда Бог готовит кого либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, - готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведеть этого человека путем испытаний; наприм. попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснения по службе. Такой путь жизни прошел Iосиф пред временем своего возвышения в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарения (Пс 17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышения Мардохей.
   Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердия к другим; чтоб запаслись большею опытностью в жизни и т. д. За то, чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему.
   гг) Благочестивых людей Богь выводит безопасными из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях: «многи скорби праведным (сказано) и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33:20). Так «прор. Даниил» был брошен в ров на съедение седьми гододным львам: но там приносит ему пищу другой прор. Аввакум, котораго переносит к нему ангел из дальняго места (Дан. 24:31 - 39).
    «Священно-мучен. Поликарп» имел ночлег в гостинице. Вдрут пробуждает его ангел и велит ему выйти из гостиницы. Но лишь только он вышел, — гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился (Чет.-Мин. 23 Февр.).
    «Великомуч. Феодор стратилат», распятый на кресте, лишенный мучителями глаз, пораженный стрелами из лука в лицо и весь покрытый ранами, изнемог духом и уже произнес жалобу на Промысл. Но ночью после этого ангел Божий снял его со креста, исцелил от всех ран и заметил ему: «зачем же ты сказал, что Бог оставил тебя!» (Чет.-Мин. 8 Февр.).
   дд) Благочестивых людей Промысл Божий не оставляет без взыскания за их прегрешения. Так «св. царь Давид» за каждый свой тяжкий грех терпел от Бога посещение (2 Цар. 12:14, 24, 13), между тем как многие из его современников и за многие свои грехи оставались не наказанными; богобоязненный царь Иоасаф за одно неуместное дружество с порочным Ахаавом подпал гневу Божию (2 парал. 19, 2, 3).
   Что же, ужели Бог менее милостив к праведникам, чем к грешникам? Нет! Но те, которые глубоко веруют в Промысл Божий и, как строгие христиане, привыкли к лишениям в жизни, — те более способны вынести наказание, чем маловерующие и изнеженные: последние скорее, чем они, пришли бы от наказания к малодушию. Наказаниями того или другого рода благочестивые люди, как золото в огне, очищаются для царства небеснаго.
   ее) Как отечески промышляет Господь о сиротах и как нередко из среды их воздвигает полезных деятелей церкви и общества, это видно из многих исторических примеров.
   Кому не известен вселенский святитель Иоанн Златоуст? — Он в младенчестве лишился своего отца и остался на руках матери. Господь сохранил юнаго Иоанна от соблазнов светской жизни, которыми он был окружен, как сын и наследник богатаго и занимавшаго видное общественное положение отца. С ранней молодости пробудилась в нем склонность к подвижнической и пустынной жизни. Одне слезныя просьбы матери убедили его остаться при ней до ея смерти, и как только она померла, он поспешил продать имение свое, роздал деньги бедным, освободил рабов своих и сделался иноком. Иноческою жизнию он приготовлен был к служению церкви в сане пресвитера и потом епископа, — служению, на поприще котораго он явился светильником церкви не только для современнаго поколения, но и для всех грядущих родов.
   Мы утомили бы себя и слушателей исчислением подобных разительных примеров всеблагой и премудрой попечительности Божией о людях.
   б) Разсуждая же о том, как велик и дорог человек в очах Божиих, о котором Господь так помышляет, святитель Тихон задонский пишет «Господи! что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его» (Пс. 143:3)? Воистину дивное создание Божие — человек! Дивный и промысл Божий о нем: создан не так, как прочия твари, создан особливым советом Святыя Троицы: «сотворим человека» (Быт. 1:26) и создан «по образу Божию и по подобию» человек (Быт. 1:27). Все вещи созданныя суть свидетельства всемогущества, благости и премудрости Божией; но человек, кроме того, образ Божий в себе носит. Воистину краснейшая доброта, любезное благолепие, высочайшее достоинство, честнейшее благородие! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий — человек».
   «Образом Божиим почтен человек. Прекрасно небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие, но прекраснее их человек, яко по образу Божию созданную доброту в себе носит. Разсуждай и размышляй, коль славен Бог, несозданная и присносущная доброта. «Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исеоведание и велелепоту облекся еси, одеяйся светом яко ризою»« »(Пс. 103:1, 2).
   «Отсюда несколько познаешь, учит святитель Тихон задонский, сколь прекрасна душа человеческая, по образу Божию созданная. Образ бо должен быть подобен первообразному. Небо и земля с исполнением своим служат и работают человеку. Но когда пал и погиб человек: чудным и непостижимым образом возставлен и взыскан он. Сам Бог, что всякий разум и удивление превосходит, Сам Бог ради человека в многобедный мир сей пришел, и в человека вообразился; пожил на земли, трудился, болезновал, страдал и умер святейшею Своею плотию за человека. Не послал ни ангела, ни ходатая, но Сам «пришел взыскати и спасти погибшаго» (Лук. XIX:10). Так человек, милостивый, человеколюбивый и чудный о себе промысл Божий дознавши, какой еще милости не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева; но «омывается, оправдывается именем Господа нашего» (1 Кор. VI:11), делается духовным членом пренебесныя главы — I. Христа; причащается таинственно животворящаго тела и божественныя крови Его; удостояется быть жилищем Божиим и храмом Святаго Духа; сподобляется иметь общение со Отцем и Сыном Его I. Христом, быть чадом Божиим верою о Христе Иисусе, наследником Богу, снаследником же I. Христу. Читай апостольския послания, и увидишь, что все это и прочее приписует Дух Святый человеку — истинному христианину. Чего еще не достает человеку? Так великой милости, человеколюбия, чести и блаженства сподоблен от Бога человек! «
   Вот что есть человек и как он честен у Бога! О! когда бы помнил и ценил сие человек, и так бы почитал Бога, как он почтен от Бога. Если же так почтил Бог человека, то кто противу человека? Весь свет, весь ад и вси диаволы ничто не могут противу человека. Бог в человеке и за человека. «Аще Бог по нас, кто на ны?» дерзает и вопиет Павел святый (Рим. VIII:31).
    Но что будет в будущей жизни человеку, по неложному обещанию Божию! Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет умом непостижимое и языком неизреченное вечное его блаженство. «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бога любящим Его» (1 Кор. II:9). Возсияют люди Божии, яко солнце, во царствии Отца небеснаго; будут как ангелы; будут как бози втории; будут царие и господие; будут царствовати во веки веков. За все сие да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, так возвеличившему род наш!
   III. «Видишь блаженство человеческое, обращается с увещанием к христианину святитель Тихон. Но знай твердо, возлюбленне, что все сие блаженство погубляет человек, когда Богу неблагодарен показуется, и беззаконнует; и бывает нижайшим и беднейшим всякия твари. Итак берегись греха, как ядовитаго змия, да не лишит тебя христианскаго блаженства, и вринет в беднейшее состояние». (Из творен. св. Тихона задонскаго, т. XIV, изд. 1825 г. стр. 214—218).
   Зная, как трогательно печется о человеке Господь и как он дорог в очах Божиих, поревнуем, возлюбленные братия, о том, чтобы исполнением воли Божией и хождением во всех путях заповедей Господних быть хотя несколько достойными столь великой любви Божией к нам. (Свящ. Григор. Дьяченко).

Поучение 2-ое. Препод. Харитон исповедник.

(Почему путь в царствие небесное, указываемый евангелием, узок?)
   I. В день преподобнаго ныне прославляемаго в церковных песнопениях и чтениях Харитона, достигшаго царствия небеснаго узким путем сначала страдания за I. Христа при императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничеством в основанных им монастырях, уместно, братие мои возлюбленные, побеседовать с вами о том, почему путь в царствие небесное, указываемый евангелием, должен быть тесным и узким, т. е. трудным и скорбным.
   II. Путь в царствие небесное узок:
   а) ибо он не даеть прохода нашим страстям и нашим порокам.
   Евангельский путь вам кажется слишком узким? Вы хотите его расширить? Каким образом? Всякий желает, чтобы дали волю любимым склонностям: один — его честолюбию, другой — его стяжательности, третий — его преступным привязанностям, четвертый — его злопамятству и злорадству, а все вместе — их тайному идолопоклонству. Ничто не раздражает вас более евангельскаго заявления, что самоотречение без оговорок есть единственное разумное служение Богу христианскому. Попытаемся же расширить путь, и пусть исполнится ваше желание. Создадим нравственное учение вам по сердцу. Вы теперь им удовлетворены. Но кто поручится мне, что вы будете им удовлетворены и завтра? Кто скажет мне, что ваши страсти, все более и более выходящия из пределов и ничем не удовиетворяющияся, не потребуют от евангелия новых уступок? И если, именно, вы сумеете положить им предел, то кто уверит меня, что другие сумеют остановиться, подобно вам, и не приступят, во имя широты, к разрушению остальных преград, еще противостоящих их прихотям? Нет более узкости, скажут хором все страсти и вожделения! Дайте нам широкий путь! Прочь религиозные предразсудки, эту пустую добросовестность боязливых душ и все эти цепи, слишком долго нас обременявшия! Для нас наслажденье, для нас настоящий час со всеми его радостями, для нас, — чтобы омочить наши запекшияся губы, — чаша удовольствий, из которой счастливцы без нас уже утолили свою жажду! И в ужасном хаосе всех этих вожделений, без сомнения, останется победа на стороне самаго дикаго самолюбия, самаго животнаго эгоизма. Вот последнее слово человеческой широты! Итак, остается выбирать или широкий путь порочных страстей, приводящий к аду, или узкую дорогу святости, вводящую в рай.
   б) Сделаем еще шаг далее. Путь евангелия узок потому, что он — путь смирения.
   Я «показал, что он не мог дать прохода нашим страстям и нашим порокам; теперь же я утверждаю, что он закрыт для гордости, даже честной и великодушной. Смиряться, искренно сознавать свое недостоинство перед Святым Богом, слагая с себя свои добродетели и заслуги, и, таким образом, принимать спасение, как дар, составляет единственно-приличное для нас положение. Но как оно прискорбно для естественнаго человека! По этой то, именно, причине евангелие является слишком узким для современных людей. Насколько охотнее заплатили бы они за свое спасение самыми блестящими жертвами, если б это спасение было делом их рук, если б этим они могли умилостивить небо! Милость,т.е.., совершенное прощение! Милость, без которой евангелие было-бы более непреклонным, чем закон синайский! Сколько возбуждает она сопротивления! И, между тем, это единственный путь, по которому существа падшия могут войти в общение со святым Богом. Итак, разве Бог сделал этот путь узким? Судите сами. Вот посреди ночи дом, объятый пламенем. Повсюду быстро разливается огонь. Раздаются крики тревоги, потому что там, внутри, находится спящий среди этого огня, который скоро его поглотит. Он пробуждается, он бросает вокруг себя испуганные взгляды. Перед ним один только выход остается свободным, правда узкий, но достаточный для бегства из опасности. Что же он делает? Жадной, лихорадочной рукой он схватывает все, что может схватить из своего имущества. Нагруженный своими вещами, сгибаясь под их тяжестью, он подходит к узкой двери, которая отказывается пропустить его. «Ко мне!» кричит он. «На помощь! Дверь слишком узка». Бедный безумец! Брось там своя пожитки, которые будут стоить тебе жизни, освободись от того, что препятствует тебе бежать от опасности, и пожертвуй всем. Твое спасение может быть куплено только такою жертвою. Вы поняли меня, братия? Обрушивающийся дом — это наша жизнь; пожирающее его пламя — это суд святаго Бога; открытая дверь — это прощение; а сокровища, готовыя вас погубить — это те достоинства, добродетели, заслуги, которыя вы хотите сохранить во чтобы то ни стало. Да, дверь к небу слишком узка для праведных собственною праведностью, и этим-то именно евангелие и возбуждает в них такое отвращение и раздражение. О! Бред человеческой гордости есть нечто смущающее. В то время, когда мы слышим, что и самые святые люди, каких только знал мир, содрогаются при мысли о своем недостоинстве и взывают о милости; в то время, когда мы недоумеваем над смятением даже праведных душ, нам нужно сделать над собой некоторое усилие, чтобы представить следующее зрелище. Вот люди, добродетельная жизнь коих есть пред лицом Божиим целая ткань незримых проступков и неблагодарности; вот люди, имеющие, подобно вам и мне, в своей жизни скрытыя страницы, которых они не желали бы дать прочесть ни одному человеческому взгляду. Предположим, что они отталкивают помилование, как нечто слишком для них унизительное, и негодуют на то, что им предлагают прощение. Они говорят о своих добродетелях, о своих добрых делах, не думая, что уже одна их гордость уничтожает всю заслугу их добрых дел пред вечным правосудием, соединяющимся с понятием о возмездии. Так идут они навстречу смерти, помышляя только о справедливости, и это пред лицом креста, предлагающаго им милосердие и прощение. Они отходят требовать своего законнаго места в обществе святых, в этом безпорочном и неприступном свете, где живет Господь. Они идут и не знают, что единый взгляд праведнаго Судии, осветив страшным светом глубину их тайной жизни, был бы достаточен, чтобы их осудить. О! Будем благодарить Бога, братия, если Он разсеет наше ослепление и смутит нашу плотскую уверенность.
   Итак, пока спасение нам открыто, примем его как милость, и поспешим, как из пожара, к узкому пути, потому что он один ведет к жизни.
   в) Наконец, мы утверждаем, что путь евангелия узок потому, что он путь любви.
   Мы знаем, что такая мысль может показаться странной. Мы не привыкли слышать, чтобы понятие узкости соединялось с понятием любви. Напротив, ничего не приходится слышать чаще в настоящее время, как разсуждения о религии любви, в которой должны отныне смириться все вероисповедания, разделявшия до сих пор людей. Говорят: «ведь «Бог есть любовь»; что же, в сущности, за дело Ему до наших заблуждений и слабостей? Чем могут действия существ преходящих нарушать ясное спокойствие всемирнаго Существа? Откройте же заблудшим созданиям бесконечное Милосердие! Зачем смущать их преходящия радости? Зачем отравлять их удовольствия? Человек так слаб, а жизнь так коротка!» Так говорят они, и даже на сомнительных своих страницах воспевают они любовь Божию. Да, из нечистых уст раздаются нечистыя прославления любви Божией. Но ведь это святилище, куда без трепета они не должны были бы проникать, это святая святых ныне превратилось в проходное здание, где каждый дерзко хочет занять место и укрыть свои мысли, cвое неверие, свои пороки, даже свое богохульство.
   Знаете ли, что скрывается под этими мыслями? Кроме гнуснаго кощунства в них есть отвратительная смесь эгоизма и гордости. «Бог есть любовь», говорят они, «итак мы свободны, свободны мыслить, действовать и любить по своему. Небо открыто нам всем!» — Вот чего нельзя пропустить без опровержения.
   Без сомнения, все христианcтво может быть сведено к одному понятию милосердия и любви. Но какая бездна между любовью, как ее понимает мир, и любовью, как ее излагает евангелие! Да, любовь к Богу есть сама религия, но что такое эта любовь к Богу и самый Виновник всякаго бытия и жизни? Это святой Бог, очи Котораго слишком чисты, чтобы спокойно видеть зло, Бог, перед Которым даже ангелы закрывают свои лица. Это Бог ревнивый: Eму довлеет нераздельно царствовать над сердцами, чуждыми всякаго кумира и всякаго подобия. Следовательно, любовь, которую Он обращает к нам, свята и ревнива, как Он Сам. Таким образом и любовь, которую мы должны чувствовать к Нему, должна быть такова же. Она узка в том смысле, что она исключает все, что с нею несовместимо. Она ищет Бога; следовательно, она не может быть равнодушною ко всему, что касается Бога. Все, что оскорбляет Бога, оскорбляет и ее; всякое поношение Бога есть поношение ея самой. Христианская любовь влечет с собою явную ненависть ко всему, что ей противно, по прекрасному изречению Псалмопевца: «все вы, любящие Вечнаго, ненавидите зло.» Далекая от того, чтобы оправдывать равнодушие, любовь питает отвращение к равнодушию, и если пред лицем грешников она является безконечным милосердием, то пред лицом греха она — непреклонная святость.
   Здесь мы обращаемся к вашему собственному суждению. Не так ли и вы любите, вы, умеющие любить? Безразлично ли для тебя, «мать», если сердце твоего детища отдается всем страстям, всем позорным соблазнам и деяниям? «Супруга!» согласишься ли ты, чтобы муж твой оставался тебе верным до перваго случая изменить тебе, чтобы отдавался соблазнам, влекущим его к горю? — Итак, твоя любовь узка: узка потому, что в тот день, когда она перестанет быть любовью, в тот день, когда ты согласишься уступить другой первенство быть любимой, когда ты останешься равнодушна и холодна при этом позоре, в тот день любовь не будет уже гореть на потухшем очаге твоего сердца, и на нем останется только пепел.
   Что же? Вы думаете, что всесвятый Бог евангелия I. Христа требует от нас меньшаго, чем то, чего люди требуют друг от друга? И кто, в самом деле, имеет право на наше сердце, если не Тот, Кто его создал? Из этих сокровищ глубокой нежности, из этих непреодолимых порывов, из этой горячей жажды сочувствия, из этой потребности восхищаться кем-то, поклоняться кому-то, из этой энергии человеческаго сердца неужели мы ничего не принесем только Богу, вложившему все это в нас? Думаю, что вы и сами перестали бы веровать в такого Бога, который у вас потребовал бы менее самоотречения, чем вашей жизни и вашего сердца. Тем именно узок путь евангелия, что вступивший на него имеет отныне только одну цель: служение Богу в любви. Вот что вас пугает, о братие мои! Эта исключительная любовь вас отталкивает: посвятить свою жизнь Богу, все любить через Него и для Него, терять душу свою для Него, как говорит евангелие — это слишком узкая дорога для сердца, влюбленнаго в самого себя. Между тем нужно выбирать: или широкий путь себялюбия, где спасают душу свою, чтобы потерять ее, или же узкий путь любви, на котором теряют душу свою для Бога, чтобы спасти ее. (См. Беседы Берсье).
   III. Мы показали вам, братия, почему путь евангелия узок. Ошибаюсь ли я, утверждая, что в то время, как я вам говорил, совесть ваша, соглашаясь со мною, тайно подтверждала мои доводы? Теперь мы заключим мое слово. Спросите у тех, кто пошел по узкому пути, спросите их, жалеют ли они о своих лишениях и жертвах, спросите их обо всех обольщениях плоти и гордости, стоют ли они неизмеримой радости души, примиренной с Богом, живущей в том, что истинно, уверенной в своем вечном счастии? Спросите у них о всех удовольствиях себялюбия, стоют ли они чистаго веселия любви, которое начинается здесь на земле, чтобы расцвести на небе в своей бесконечной полноте? Нет, Господи! Ты нас не обманываешь, Ты не поступаешь с нами, как мир. Мир обещает нам радость, но дает нам только горечь, Ты же обещаешь нам крест и даешь радость. Мир нам открывает широкую дорогу, но это — дорога безнадежных блужданий и обманов; Ты же открываешь нам узкий путь, но он верно ведет нас к небу. О! Дай нам всем Господи по молитвам препод. Харитона и др. праведников пойти по этому пути, чтобы нам достигнуть той истинной жизни, в которой мы будем возрастать в познании, в святости и в любви. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS