Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Первый день.

14.09.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Преп. Симеон Столпник.

(Без труда ни в чем не успеешь).
   I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Симеон называется столпником, потому что в последния сорок лет своей жизни он подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества — столпничество? Удивительный это род подвижничества, брат. мои; много удивлялись такому роду подвижничества даже великие подвижники пустынь сирийских и египетских, современники преподобнаго Симеона; некоторые из них издалека приходили к столпу Симеона, что вблизи Антиохии сирской, чтоб посмотреть на такого чуднаго человека Божия и хоть одно слово от него услышать. К месту подвигов столпника Симеона почти ежедневно приходили толпы народа из разных, иногда и из очень отдаленных стран, — приходили и из Грузии, и из Армении, и из Персии, и из Аравии, и даже из Испании, из Италии и Британии, — приходили и иереи и святители, приходили цари и царицы, — и все уходили от новоявленнаго столпника с великою душевною пользою для себя и с несказанным удивлением. Что же они тут видели? Представьте себе сложенную из простых необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т.-е. около 20 арш.), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь в роде кровли, а большею частию она была совершенно открытою и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнию, так пламенел сердечною любовию ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечею пред Богом, в небесах.
   Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян-язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великою радостию сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преподобный Симеон с своего столпа. А сколько тут совершалось чудесных исцелений, сколько преподавалось благодатных утешений и мудрых наставлений! Подобно многоводной реке, они изливались от великой благодатной души преподобнаго столпника. «Новое и чудное таинство совершалось в наши дни, писал один из многочисленных учеников преподобнаго Симеона столпника. Я сам — Антоний грешник и последнейший из учеников его — видел то, что предано письмами». «О деяниях преподобнаго Симеона столпника хотя могу свидетельствоваться почти всеми, говорит блаженный Феодорит кирский, списатель его жития, но страшусь приступить к повествованию, чтоб не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» (Мес. вост. ч. II, стр. 266).
   А как же, думаете вы, братие, достиг преподобный Симеон такой великой святости? «Великим трудом», отвечает он сам за себя. Когда ему было только тринадцать лет, и он был еще простым, неграмотным пастухом овец, — после одного вразумительнаго случая в храме Божием, Симеон отправился в одно пустынное место и тут с плачем молился Господу, чтоб Господь открыл ему путь спасения; молился и уснул. И вот, видится ему такой сон: он будто бы начинает копать ров, как бы для фундамента какого-нибудь здания. «Копай глубже!» слышит он откуда-то голос. Повинуется и копает. Уставши от труда, он прекращает работу, думая, что уже достаточно выкопал. Но опять оттуда же слышит голос: «копай еще глубже!» Он опять продолжает копать. И в третий раз взывает к нему тот же голос, возбуждая его к труду. Наконец таинственный голос его останавливает и говорит: «довольно уже; а теперь если хочешь созидать, созидай, трудясь прилежно: ибо без труда ни в чем не успеешь». И стал трудиться после этого раб Божий Симеон над спасением своей души, и так трудился, как немногие трудились из величайших подвижников. Постоянно работая духом, следя неусыпно за внутренними помыслами своей души, Симеон много трудился и над обуздыванием своего тела: то он обвязывал себя тяжелыми веригами, от чего делались страшныя раны, и гнило его тело; то смирял плоть рвою седмидневными, а иногда сорокадневными постами; то упражнялся в подвиге безмолвнаго стояния на молитве по целым неделям; то жил в затворе по целым годам и пр. А когда он подвизался на столпе, сколько он тут терпел Христа ради и от насекомых, и от дневного летняго зноя, и от ночного зимняго холода, и от бурь, и от разных других невзгод! О подвиге его на столпе между прочим следующее разсказывает блаженный Феодорит. «Случилось однажды, что не малая часть стенки, которою была обнесена верхняя площадка столпа, отвалилась, дверка в одной из этих стенок открылась. Святого в то время можно было хорошо видеть: и многие видели, как по долгу святой стоял тут неподвижно, устремив глаза к небу, и как много он творил поклонов во время молитвы. Один из окружавших столп хотел сосчитать, сколько он в один раз делал поклонов, — насчитал тысячу двести сорок четыре, а больше и перестал считать, уставши смотреть на высоту. Но святой не изнемогал творить поклоны и больше: его тело было так легко и одухотворено, что молитвенные поклоны не составляли для него никакого труда, или лучше, были для него обычным делом.
   II. А мы, кажется, думаем спасти свою душу, сделать ее доброю, святою, без всякаго труда, без особенных забот... Странная вещь; во многом другом деле: в устройстве ли хозяйства, в обработке ли поля, в возделывании ли огорода, в занятиях ли каких-нибудь мастерством, в воспитывании ли детей и пр. и пр., мы считаем труд необходимым условием для успеха дела и говорим: без труда ни в чем не может быть успеха. А когда дело касается воспитания нашей души, ея улучшения, ея усовершенствования, ея спасения, — мы думаем, что это само собою делается. Живи, как живется, и только; думать о спасении души, об этом важнейшем деле нашей жизни, или лучше задуматься над своею душою, трудиться над нею, — трудиться с постоянством, с терпением, — дело как будто лишнее и не подходящее. Молиться подольше с поклонами дома, ходить в храм Божий почаще, стоять в нем подольше да повнимательнее, молиться тут с поклонами, поститься построже во славу Божию в дни положенные церковью, следить за своими дурными привычками и бороться с ними, распиная плоть свою со страстьми и похотьми, и пр. и пр., мы считаем для себя трудом почти не посильным... Отсюда и выходит, что душа наша остается и невозделанною и незасеянною нивою, как поле у лениваго хозяина, или как огород у небрежной хозяйки, а потому и безплодною.
   III. Будем помнить твердо, братие, святое правило, вразумившее на всю жизнь преподобнаго Симеона столпника, что без труда ни в чем не успеешь, — не успеешь и в спасении души. А что для нас дороже нашей души? Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (сделает ее пустою), или что даст человек измену за душу свою т. е. чем человек вознаградит потерю души своей? напоминает Господь каждому из нас, побуждая тем трудиться всеми силами для спасения своей души. Припомним и другое изречение Спасителя: царство небссное силою берется. И только употребляющие усилие достигают его (Мф. 11:12). Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для с. пастыр.» за 1885 г.).

Поуч. 2-е. Препод. Симеон Столпник.

(Уроки из его жизни а) наше жительство на небе; б) должно упражняться в молитве и в) путь в царствие небесное — путь скорбей).
   I. Преподобный Симеон, ныне прославляемый, будучи тринадцати лет, усердно молился Богу, да покажет ему путь спасения. Однажды Господь вразумил его следующим видением: Симеону приснилось, что он копает землю, чтобы положить основание для здания, и слышит голос: «копай глубже». Потрудившись несколько времени, он остановился, думая, что достаточно глубины для твердаго основания, но опять услышал голос: «копай глубже». То же повторилось и в третий раз, и тогда Симеон продолжал трудиться безостановочно, пока не услышал голоса, который сказал ему: «перестань, основание твердо». Из этого видения Симеон познал, что для получения спасения необходим труд, и при том труд непрерывный и неослабный. Преп. Симеон, действительно, начал трудиться необыкновенным образом, обуздывая греховныя страсти. Он начал с того, что взошел на высокий холм и приковал себя к камню. Но когда увидел его в таком положении св. Мелетий антиохийский, он не похвалил его вещественных оков, сказавши, что человек может владеть собою и без оков, силою воли.
   Услышав такия слова, Симеон немедленно снял с себя оковы и предпринял другой подвиг, дотоле еще неслыханный: он соорудил столп сначала в 6 локтей (локоть равняется 14 вершкам), но потом, с помощию благочестивых посетителей, столп возвышен был до 40 локтей. Подвизаясь на столпе, преподобный терпел и зной и холод. Одна только ветхая мантия и монашеский куколь защищали его от ветра, дождя и всякой непогоды. Но ничто не могло заставить преподобнаго изменить образ своего подвижничества. До конца своей жизни он устоял в своем подвиге, не сходя со столпа вниз. Необыкновенный подвиг преподобнаго и слава его чудотворений привлекли к нему многих посетителей из разных стран. Некоторые из них устроили для себя тут постоянныя жилища и таким образом у подножия столпа образовался как бы шумный город. Преподобный желал паче всего уединения и безмолвия, но такова была воля Божия, что сей светильник, стоявщий на свещнице, не мог укрыться от взоров людских, но должен был светить людям, чтобы они, видя добрыя дела преподобнаго, прославляли Отца небеснаго (Мф. 5:15, 16). Не в одном молитвенном подвиге состояло служение преп. Симеона; нет, преподобный принимал живое участие и в делах общественных. Ночь проводил он на молитве, а днем поучал он окружавший его народ, проповедывал евангелие, подавал советы требующим, примирял враждующих и исцелял больных. Стоя на одном месте, преподобный также был полезен церкви, как еслибы проходил с своею проповедию разныя страны. Отрешаясь постепенно от пристрастия к земле и всему земному и постоянно устремляясь к небу, преподобный Стмеон достиг такого благодатнаго состояния, какого сподобился ап. Павел (2 Кор. 12:4). Преподобный, находясь однажды в духовном восторге, был возведен на седьмое небо и там видел предивныя вещи: видел рай, сады, палаты, видел Адама и благоразумнаго разбойника; в другой раз он видел I. Христа на высоком престоле; одесную его был рай и души праведных, а ошуюю — ад. Преподобный скончался в молитвенном предстоянии пред Господом, будучи 103 лет. Когда император хотел нетленные останки преподобнаго иметь в своей столице, то жители Антиохии воспротивились сему и сказали: «град наш не имеет каменных стен, для сего да почивает у нас святое Симеоново тело; оно Антиохии будет стеною и защищением».
   II. Изумителен подвиг преподобнаго Симеона! Конечно, мы, слабые, не можем быть подражателями ему. Но все же мы можем извлечь из него некоторое назидание.
   а) Преподобный своим подвигом на высоком столпе учит нас, что наше жительство не внизу — на земле, но наверху — на небе и что туда мы и должны стремиться всем своим существом. Горе имеем сердца, так взывает к нам св. церковь, требуя, чтобы мы на молитве отложили всякое житейское попечение и думали только о небесном. Горняя мудрствуйте, а не земная, учит св. апостол Павел. Ведь на земле мы гости; наше вечное отечество, наш родной дом — на небе; но в гостях хорошо, а дома лучше; к родному дому естественно и стремиться душею. Блаженный Августин говорит: «какое воспоминание должно быть для тебя, верующий христианин, странствующий на сей земле, слаще воспоминания о том небесном граде, в который ты путешествуешь? Если ты не имеешь желания достигнуть этого града, то ты никогда не будешь гражданином его. Научись от полеваго пветка: хотя он корнем утвержден на земле, но верхушку свою всегда обращает к солнцу. Наше солнце, осияющее небесный Иерусалим, есть I. Христос, и войти туда, где Он пребывает в вечной славе Своей, должно быть единственным желанием нашим».
   б) Но для достижения царства небеснаго — этого вожделеннаго отечества, недостаточно тольно устремляться на небо, а необходимо как можно чаще упражняться в молитве. Молитва и есть возношение нашего ума и сердца к Богу. Силою молитвы все существо человека изменяется: ум его просветляется, сердце оживляется, воля укрепляется и самое тело одухотворяется. Молитва настолько одухотворила преп. Симеона, что ему и высокий столп казался низким и ему хотелось подняться все выше и выше, пока он не достиг действительной высоты — вечнаго блаженства. (См. «Воскр. день» за 1894г.).
   в) Препод. Симеон столпник учит нас, что путь в царствие небесное — путь скорбей, трудов и борьбы со своими страстями и похотями. Сам I. Христос шел узким, тесным, страдальческим путем. Пострадав за нас, Он и нам оставил образ, да последуем стопам Его (1 Петр. 2:21). Вот поэтому и все святые шли путем подвигов и скорбей. Видали вы картину, на которой изображен I. Христос, несущий на раменах Своих крест, а Его окружает множество других подобных Ему крестоносцев? Так спасающиеся входят в живот вечный путем терпения и подвигов, последуя Христу. (Сост. по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS