Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Седьмой день. Св. мученик Созонт. Святой Иоанн, архиеп. Новгородский.

20.09.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Св. мученик Созонт.

(Почему грешники часто благоденствуют, а праведники бедствуют на земле?)
   I. Св. мученик Созонт, память коего совершается ныне, жил в Киликии и был пастухом. Но и занятия пастуха не препятствовали ему упражняться в чтении священнаго писания и днем и ночью. Он любил просвещать светом богопознания и других, особенно юношей, своих сотоварищей по занятию. Придя однажды в приморский город Помпеополь, в древности Солы, он, в порыве усердия к вере Христовой, не стерпел поругания над нею при виде торжественнаго празднества в честь языческих богов, в котором правитель города принуждал участвовать и христиан. Войдя ночью в святом порыве к вере Христовой в языческий храм, где стоял почитаемый золотой идол, в виде человека, он отнял у него руку, раздробил ее на части и отдал нищим.
   Весь город пришел в смятение, когда узнали о пропавшей руке идола. Св. Созонт пришел к правителю и объявил, что он отнял руку у идола, и сделал это для того, чтобы узнать силу их бога. «Теперь я узнал, что бог ваш безсилен. Да и как он, немой и бездушный, может сопротивляться? Если бы он был живой и истинный, то не дал бы оскорбить себя», сказал Созонт. Тогда правитель приказал мучит его без милосердия, и его так избили железными палками, что не только тело, но и кости раздробились, и он скончался (около 300 г.). Мучители хотели сжечь тело св. Созонта, но Бог послал дождь, который залил пламя. Христиане похоронили тело святого. При гробе его получалось много исцелений.
   II. Читая жизнь св. муч. Созонта, ходившаго по путям заповедей Божиих и ревновавшаго о славе Божией, слыша о жизни и др. св. угодников Божиих, которые, при всей своей святости и благочестии, были нередко поругаемы, унижаемы, терпели разнаго рода бедствия, страдания и нередко оканчивали свою праведную жизнь мученическою смертию, невольно приходит на мысль вопрос: как Праведный не карает и не истребляет тотчас всякую неправду и беззаконие? Как всемогущий Глава церкви терпит поругание й уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейнаго и грешнаго? Господи, что яко путь нечестивых спеется, угобзишася вси делающии беззаконие?
   Этой глубочайшей тайны долготерпения Божия не понимают, брат. мои, вполне и самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грехами человеческими, они просят у Господа дозволения погубить нечестивых, оскорбляющих величие и святость Божию злыми делами своими, — просят исторгнуть эти плевелы из среды живых: хощеши ли, да шедше исплевем я? Но премилосердый и долготерпеливый Господь говорит им: ни, оставите рости обоя купно до жатвы (Мф. 13:28. 30). Впрочем, слово Божие открывает нам,братия, некую часть этой тайны долготерпения Божия на нечестивых, сколько нужно нам знать, чтобы стоять твердо в вере и благочестии, не соблазняться мнимым торжеством грешников, не унывать и не упадать духом среди соблазнов и искушений.
   а) Господь Бог долготерпелив и милосерд и к нечестивым грешникам потому, что и они суть дело рук Божиих, и в них есть разумная и богоподобная душа, которая драгоценнее всего мира, — что за всех падших человеков принесена правосудию Его величайшая, всесвятая жертва — крестная смерть единороднаго Сына Божия, за всех грешников пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречиста Христа. Посему самая правда Божия требует уже не смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему. Посему Господь щадит и каждаго человека и целые народы, доколе не оскудеет всякая надежда и всякая возможность их обращения и покаяния, доколе не ожесточатся они в конец и не сделаются годными для одного огня геенскаго.
   б) Господь долготерпит и щадит грешников во временной жизни потому, что эта жизнь есть только краткое время испытания, а истинная жизнь на небе, и для расчета с людьми у Него целая вечность, что награды и наказания жизни будущей безконечны. Посему самое правосудие требует ожидать, чтобы святый святился еще и праведный правду творил еще среди всех соблазнов и искушений мира, да очистится, яко злато в горниле, да явится достоин той высочайшей славы, которою просветятся праведницы во царствии Отца их; с другой стороны, — терпеть, чтобы обидяй обидел еще и скверный осквернился еще в мире сем, да будет достоин того вечнаго огня, который уготован диаволу и аггелом его.
   в) Господь долготерпит и попускает грешникам блаженствовать на земле для того, чтобы каждый из них восприял вся благая своя в животе своем за то малое добро, которое и нечестивый человек делает, по временам, людям, чтобы в вечности осталось на долю его одно злое — казнь и мучение. С другой стороны, попускает страдать праведникам в этом мире потому, что никтоже чист от скверны, аще и един день жития его на земли; что этими страданиями очищаются и заглаждаются все вольныя и невольныя согрешения их, ибо и праведник седмижды на день падает, по слову писания.
   г) Но это неизследимое долготерпение Божие не может и не должно ни подавать повода к безпечности блаженствующим на земле грешникам, ни повергать в уныние страждущих праведников. Придет пора жатвы, и послет Господь ангелы Своя, и соберут от царствия Божия вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную, ту будет плач и скрежет зубом; тогда праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их (Мф. 13:41. 42. 43). Тогда-то, брат. мои, откроется вся слава сынов Божиих и все посрамление нечестивых. Тогда то узрит небо и земля, что праведника поруганнаго, презираемаго, предаваемаго истязаниям и смерти, не бе достоин весь мир; что участь грешника, как бы он ни величался и как бы ни блаженствовал на земле, ужасна! Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25. 34). Тогда речет Царь и сущим ошуюю Его: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41).
   III. Таков, брат. мои, конец праведников и грешников; таково окончательное разрешение тайны настоящаго долготерпения Божия; таково торжество вечной правды и истины Божией! Не будем же смущаться духом, мир грешников зря, видя нечестивых превозносящихся и высящихся, яко кедры ливанские, а благочестивых в уничижении и презрении, в гонении и страданиях. Се гряду скоро, глаголет Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делам его. Претерпевый же до конца, той спасется (Апок. 22. 12; Мф. 24:13). Аминь. (Сост. по «Полн. собран. проповед. » Димитрия, архиеп. херсонск. и одесск., т. II, изд. 1889 г.). 

Поуч. 2-ое. Святой Иоанн, архиеп. Новгородский.

(Как относиться к клевете и клеветникам?)
   I. Ныне совершается память св. Иоанна, архиеп. новгородскаго. Родители Иоанна были знатные и благочестнвые новгородские граждане. С малых лет Иоанн полюбил молитву, воздержание, храм Божий и, достигнув совершеннолетия, избрал духовное звание. Новгородский епископ Аркадий посвятил его в сан священника к церкви св. Власия на Софийской стороне. Но недолго Иоанн служил при этой церкви; ища полнаго безмолвия, он принял иночество в одном из новгородских монастырей с именем Илии, вел строго подвижническую жизнь, пребывал в посте, молитве и уединении. Слух о его святой жизни распространялся по Новгородской земле и доставил подвижнику общее уважение В 1163 году умер новгородский епископ Аркадий, и новгородцы единодушно избрали иеромонаха Илию на место почившаго Аркадия. В 1165 году он был посвящен и затем, первый из новгородских святителей, получил сан архиепископа. Во время его святительства чудесным заступлением Богоматери Новгород был избавлен от грозившаго ему разорения.
   Не смотря на общее уважение, которым до сего времени пользовался Илия, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разныя клеветы. Завистники начали распространять слухи, что он живет безнравственно. Народ взволновался, собрался у дома архиепископа и решил погубить его. Илию вывели из покоев к мосту через реку Волхов, там спустили его на плот, не имеющий весел, и предоставили его плыть по течению. Но здесь совершилось чудесное явление: плот пошел не по течению реки, а против течения, к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили архипастыря. Народ пришел в страх; у храма св. Софии собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать перед Илиею о прощении виновных. Незлобивый Илия простил их и возвратился на кафедру. Незадолго до кончины он отказался от управления новгородскою паствою, принял схиму с именем Иоанна и скончался 7 сентября 1186 года.
   II. а) Мы слышали возлюбл. Во Христе бр., как незлобиво и кротко святитель Иоанн отнесся к клеветавшим на него завистникам. А мы, бр., как ведем себя относительно тех, кто взведет на нас клевету какую? Даже когда и не клевету, а сущую правду о нас говорят, только правду для нас неприятную, — мы и тогда не разражаемся ли обыкновенно против тех людей самым страшным гневом и ругательствами? Вместо того чтобы разъяснить дело просто, кротко, мы не большею ли частию стараемся разсчитаться с обидчиком своим так, чтобы никак уж в долгу у него не остаться? И каких тогда безчестных слов не наговорит иной из нас при этом? какими проклятиями не разгромит обидчика? каких угроз ему не наскажет? А затем пред теми, пред кем оклеветаны мы, как большая часть из нас защищается? каких клятв, какой божбы не бывает тут пущено в ход, и чего-чего не наговорим мы и сами про оклеветавшаго нас? Всю жизнь его опишем, все недостатки переберем, и часто не его только недостатки, а и всех его родных и знакомых. И есть даже мнение, что для того, чтобы снять с себя то или иное нарекание, именно так-то и надо всегда поступать с клеветниками. Какое грубое заблуждение думать — зло злом победить! Други мои! Не злом побеждается зло: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще же жаждет, напой его. Сие бо творя, углие огненно собираеши на главу его (Рим. XII:20). Вот чем побеждается зло. Но это выше сил, скажете? Бывает. В таком случае предай дело суду Божию, как и пишет тот же апостол (там-же 19): не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Писано бо ест: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь.
   б)Не могу, братие, при сем не обратить вашего внимания и на то: св. Иоанн был уважаем всеми за свою высоко добродетельную жизнь. Между тем — что видим? И он оклеветан и обозван от завистников живущим безнравственно. Вот пример непостоянства людского: кого ныне любят, слушают и почитают, завтра — смотришь — по навету чьему-нибудь, забывают все заслуги этого человека, все доброе его, и готовы опорочить, осмеять своего благодетеля. — Для тех, кому терпеть приходится от клеветы и зависти людской, пример сей да послужит на утешение и ободрение. Ибо если святые мужи терпели от клеветы: то нам ли роптать на клеветников? — Спросим себя по совести: мы и сами-то насколько и всегда ли справедливы к ближним? Не бываем ли мы и сами-то почасту повинны в этом грехе, который так возмущает нас в ближних? не склонны ли мы и сами к оклеветанию? Так услышал иной что-нибудь недоброе о другом, — что он обыкновенно делает в этом случае? Только ли то, что разсказывает о том другому и третьему, как сам слышал? Не большею ли частию, если не всегда, бывает так, что при подобных пересказах мы и от себя еще прибавим слово-другое для прикрасы? А это что — как не клевета с нашей стороны против тех о ком мы распускаем такие преувеличенные слухи? Но если кто из нас и терпелив на язык и не имеет несчастной привычки клеветать на других: не грешат ли, однако, иногда и подобныя лица — тем, что все же верят худым слухам, принимают их, и на основании сих слухов составляют о том или ином человеке дурное мнение? Как угодно, а ведь с нашей стороны крайняя не справедливость — со слухов думать о человеке худо; а следовательно — и грех. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях, говорит о себе псалмопевец (Пс. С, 5). Вот как должны поступать и мы с тайно клевещущими на других: гонять их от себя надо, как людей самых низких, самых опасных и дурных. Ибо таковы они и действительно: клеветник — подобник диавола, или вернее — сам он есть диавол. Ибо слово диавол собственно значит клеветник.
   III. Да, други мои, бойтесь не только сами клеветать на других, но и внимать клеветам; а случится кому сделаться жертвой клеветы, — стараетесь смотреть на нее, как на наказание Божие за нашу собственную склонность к оклеветанию, и потому смиритесь пред Господом и утешайте себя таким разсуждением: пусть люди взводят против меня всякия небылицы, лишь бы не осудил меня Бог и чиста была моя совесть. — Аминь. (Сост. по «Круг. поучен.» прот. А. Белоцветова, изд. 5-е 1894 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS