Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Третий день. Св. священномуч. Анфим.

16.09.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Св. священномученик Анфим.

(О необходимости для христиан во всех состояниях жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего звания).
   Св. священномученик Анфим, память коего совершается ныне, был избран в епископа своего отечественнаго города Никомидии в тяжелое время гонения на христиан, воздвигнутаго императорами Диоклитианом и Максимианом, которое с особенною жестокостию обрушилось именно на христиан в Никомидии, где большею частию жили эти императоры. Когда-же случился пожар, истребивший часть императорскаго дворца и который был приписан христианам, то издано было повеление истреблять безпощадно и всякими мерами тех, которые признавались опасными врагами государства. В самый праздник Рождества Христова в одном храме в Никомидии было сожженно 20,000 христиан.
   Главным образом преследовали пастырей церкви, и потому были приняты меры для розыскания и епископа Анфима, который, по особенному внушению Божию, пребывал в это время в одном окрестном селении и отсюда разсылал письменныя увещания для подкрепления и утешения своей бедствующей паствы.
   Узнав однакоже об его местопребывании, гонители послали воинов, чтобы привести его в Никомидию. Когда воины дошли до того селения, где был Анфим, то встретив случайно его самого, спросили у него: где тут скрывается христианский учитель Анфим?
   — Войдите ко мне в дом и отдохните, — отвечал им епископ, уразумев, что час его подвига наступил, — я вам укажу, где скрывается тот, кого вы ищете...
   И приняв в свой дом пришедших взять его, Анфим радушно их угостил и потом сказал им: «я — тот епископ Анфим, за которым вы посланы, возьмите меня и ведите к пославшим вас». Тронуты были воины незлобием почтеннаго старца, и смутились, и не решились взять его. — Постарайся скрыться, — предложили они ему, — мы же скажем, что нигде не могли тебя найти. «Нет, — отвечал им святитель, — великий грех перед Богом — поступить против правды; преступно — обмануть кого-бы то ни было, и тем более царя своего, или допустить обман при исполнении долга. Вы-же исполните честно то, что вам поручено; вы, ведь, не виноваты в исполнении незаконнаго поручения, возложеннаго на вас».
   И Анфим отправился с воинами. Дорогою он беседовал с ними и так подействовал на их простыя сердца, что они во время самаго пути, подойдя к одной реке, пожелали немедленно принять крещение.
   Анфим-же, представ пред гонителями, твердо исповедывал свою веру и с такою же непоколебимою верою перенес все истязания и наконец был усекнут мечем (в 303 г.).
   II. Св. священномученик Анфим, строгий блюститель правды, не желавший, чтобы воины допустили по-видимому невинный обман для сокрытия его от суда, да послужит нам живым примером той истины, что христианин во всех состояниях и званиях жизни должен быть правдивым и поступать сообразно долгу своего звания.
   Правду соблюдать должны все и каждый, по своей возможности, в своем круге; и с большею строгостию должны требовать правды от самих себя, нежели от других.
   а) Если любовь к правде одушевляет судящих земли, она, как солнце, сияет народу, освещает для него пути правды, возбуждает и питает в нем жизнь правды, смягчает в нем жестокое, согревает холодное, разгоняет мрак лукавства и злобы, искушает нечистоты пороков и нечестия. Так правда возвышает язык.
   б) Пастыри духовные должны быть образцами правдивости. Священницы твои, Господи, облекутся правдою (Пс. СХХХИ, 9). Правда для нас должна быть облачением или одеждою, которая бы облекала все члены существа нашего, все орудия нашего действования, дабы ничто в нас не являлось в наготе неправды к соблазну народа. Если мы питаемся хлебом алтаря, а приходящих к нему не питаем словом жизни, не напояем духом молитвы, если других учим, а сами поступаем вопреки учению нашему: какая здесь правда? И может ли в этом случае служение наше быть служением мира для народа? В царствах земных были уже опыты, что в таких случаях он начинал пренебрежением служащих алтарю, а оканчивал отпадением веры. Должно нам служить алтарю всеми нашими силами и способностями, всем нашим временем, всею нашею жизнию: такова правда, которою должны быть облечены священники Господни.
   в) Воинствует кто? Правду сего звания Иоанн Креститель изображал в следующих словах: никого же обидите, ни оклеветавайте: и довольни будите оброки вашими (Лук. III:14). Или иначе сказать: от воина обществу безопасность и охранение, от общества воину честь и довольство. Но если тот, который должен охранять мирнаго гражданина от обид внешних врагов во время брани, будет во время мира обижать его, или вынуждать из него для себя то, на что даются ему оброки от правительства; или если оружие, вверенное воину на защиту отечества, соделается в его руках орудием частнаго гнева и мщения в домашних несогласиях, и слепой меч, или огнестрельное оружие поставится судиею и решителем распрей: какая и здесь правда! Если так: то на что закон и порядок общественный, на что царственное правосудие? Предоставим все силе, гневу и мщению каждаго; но тогда, говорит апостол, аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. V:15).
   г) Гражданин ли кто, живущий торговлею или художеством? Правда его звания есть доставлять произведения, или приобретения своей деятельности имеющим в них нужду, за справедливую цену; а от них, — то, что называют прибылью, получать, как воздаяние за свой труд или лучше, как средство своего пропитания. Если продающий захочет брать столько прибыли, сколько позволит неведение или невнимательность покупающаго, — если, умножив свою прибыль, он не удовольствуется пристойным содержанием себя и своего семейства, но захочет подражать вельможам в великолепии: какая и здесь правда? И могут ли от этого произойти плоды мира для общества? Торговля, допуская обман, сделает торгующаго презрительным в глазах других членов общества; взаимная доверенность оскудеет; кратко сказать: неправда будет рождать неправду, и все неправды различных званий и состояний будут иметь одно согласное направление, чтобы разрушать мир, или благоденствие общества.
   III. Не скоро кончили бы мы, если-бы захотели представлять различные виды правды, какая требуется от каждаго из нас, по его званию, состоянию и различным отношениям в обществе. Всего удобнее всему научить может правда евангельская, которая заповедует любить не только любящих, но и врагов; давать взаймы нуждающимся, без чаяния воздаяния, страдать за правду, без ропота, и не уклоняться от правды, для избежания страдания, говорить всегда правду и бегать лжи, отец которой есть диавол. Если эта правда возсияет в сердцах наших: то свет ея не угаснет, и множество мира ея не оскудеет, дондеже отъимется луна. Аминь. (Сост. по проп. Филарета м. моск., т. II, изд. 1874 г., стр. 337—341).

Поуч. 2-ое. Св. священномуч. Анфим.

(Кто отец лжи?)
   I. Св. священномученик Анфим ныне прославляемый не пожелал допустить ни малейшей лжи, чтобы спастись, хотя воины, пораженные его благочестием, предлагали ему скрыться оть них, а они скажут, что не нашли его, и тем дадут ему возможность уклониться от мученическаго подвига.
   II. Пример св. священномученика Анфима, строгаго любителя правды, побуждает и нас любить правду и избегать лжи. Это потому, что ложь есть великий грех.
   а) Знаете ли, братия, откуда ложь происходит? какой это тяжкий грех? И какое наказание заслуживает он как в настоящем, так и в будущем веке? — Когда иудеи лгали на Спасителя, будто Он творит чудеса силою князя бесовскаго, Господь сказал им: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко лож есть и отец лжи (Иоан. 8:44). Как бы так сказал: у диавола нет истины, он всегда говорит одну ложь, и говорит от себя; никто его не учит тому, напротив: он сам учит лжи; поистине он — ложь и отец лжи. Видите ли, братия, откуда ложь, кто учит ей, и чьи мы становимся дети, когда друг друга обманываем? — Но не подумайте, что диавол учит нас лгать только посредством лживых людей. Нет; он сам, находясь при устах лживых, действует ими как хочет. Пример и доказательство этого находим в истории ветхозаветной. Когда диавол хвалился перед Богом, что он может прельстить Ахаава, беззаконнаго царя израильскаго, дабы тот вышел на войну против сириан и был там убит, — он так сказал Господу: изыду и буду дух лжив во устех всех пророк Ахаавовых (3 Цар. 22:22). Он не говорит: научу их как лгать; а говорит совсем иначе: сяду во устах их и сам стану обращать языком их, как мне захочется. Кто при этом не содрогнется, кто не поспешит оградить уста свои святым крестом, чтобы не сел в них лукавый? Но не бойтесь его, когда говорите истину: ложь — престол его, а уста праведныя — для него терние, и язык непорочный — меч ему острый!
   б) Не думайте, однакож, будто ложь сама по себе — не важный грех и извинительный, потому только, что она у нас стала грехом слишком обычным. Послушайте, братия, не меня, но св. ап. Иакова, брата Господня, который говорит: «язык небольшой член, но много делает; посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспламеняем от геенны... язык — неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда!» (Иак. 3:5. 6. 8).
   в) Поэтому ложь строго наказывается в здешней жизни. Псалмопевец взывает к Богу: погубиши вся глаголющия лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5:7). Сладок человеку хлеб лжи, говорит Соломон, но потом исполнятся уста его камения (Притч. 20:17). А Сирах говорит: порок зол человеку лжа: уне — лучше есть тать — вор, нежели присно лжай — постоянный лжец, оба же пагубу наследят (20, 24). Авессаломь, обманом искавший царства, повис между небом и землею (2 Царств. 18:9): и Ахитофел, подававший ему коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17, 23). Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра и погибли (Деян. 5:5 - 10). Сам антихрист, человек беззакония, сын погибели, придет, как открывает апостол, в знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды; и Господь Иисус убиет его Духом уст Своих (2 Сол. 2-4:8-10). Лжецы и обманщики часто думают про себя в ослеплении: мы заключили союз с смертию, и с преисподнею сделали договор; когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь мы сделали убежищем для себя, и обманом прикроем себя (Ис. 28:15). Но Господь так разрушает их замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союз ваш со смертию рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны! (17—18). И это — еще в настоящей жизни.
   г) А что грозит лжецам в будущей жизни, — послушайте вот слово Самого Господа, седящаго на престоле: неверным и скверным, и убийцам, и блуд и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым (слышите: лживых Он полагает так сказать на одних весах с неверными и другими беззаконниками, и присуждает им одно и то же наказание) — часть им в езере горящем огнем и жупелом! (Апок. 21:8). — Итак, ложь и обман, по учению Христову, происходят от диавола, и он-то, овладев устами и сердцем людей, сплетает в них ложь; поэтому лжецы — дети диавола, который есть отец лжи; ложь не меньше других тяжких грехов, потому что большею частию произносится без нужды, добровольно и с намерением; а за это и наказывается наравне с другими тяжкими беззакониями.
   III. Ужели после всего этого мы осмелимся еще играть этим адским огнем, то есть языком лживым, опаляющимся, по слову апостола, от самой геенны? Ужели не будем в сокрушении сердца взывать с Давидом: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устах моих! Не уклони сердце мое вь словеса лукавствия! (Пс. 140:3, 4). За одно слово лживое Анания и Сапфира были поражены судом Божиим. А наши лжи и обманы разве простительнее? разве не подлежат тому же суду Божию?.. Ах, как мы обманываемся, если так думаем! Мы также, как они, лжем пред Духом Божиим, Который и обличает нас в нашей совести; и если не погибаем, как они, то потому только, что долготерпение Божие ждет нашего покаяния. Или вы думаете, говорит нам Господь наш, что они были грешнее вас, когда так строго наказаны? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете! (Лук.13:3).
    Итак, братия, отвергнув ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему, прогоним из сердца нашего и от уст наших духа лжи, и дадим место Духу истины, чтобы не быть нам чадами диавола, но чадами Божиими и наследниками того града пресветлаго, Иерусалима небеснаго, в который не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи! (Апок. 21:27). Аминь. (Сост. по пропов. Георгия Конисскаго, архиеп. белорусскаго).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS