Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Тридцатый день. Святитель Михаил, первый митрополит киевский.

13.10.17 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Святитель Михаил, первый митрополит киевский.

(Православная вера ест дар Божий; ея нужно твердо держаться).
   I. Святитель Михаил, память коего празднуется ныне, был достойным преемником подвигов и благочестия великих архипастырей восточных, которые были преемниками власти и духа апостольскаго, — он пришел к нам из Греции с апостольскою ревностию, с духом пастырской любви и мудрости, воодушевлявшим древних святителей восточных. Первым делом перваго архипастыря киевскаго было крещение двенадцати сыновей св. князя Владимира и всего народа киевскаго; потом святитель с отеческою кротостию и любовию заботился об утверждении веры новообратившихся и о распространении веры между неверными сынами земли русской. Усердно строил храмы в Киеве и других городах и весях; поставлял и наставлял пресвитеров; избирая опытных наставников, поручал им воспитание и образование детей, убеждая научать их с кротостью особенно страху Божию, благонравию и целомудрию.
   Но великий светильник церкви русской просиял далече светом благих дел своих, — не в одном граде Киеве. Святитель Михаил предпринял трудное путешествие в Новгород, и потом посетил землю ростовскую, просветив многих неверных верою Христовою, пронося всюду живоносные глаголы евангелия Христова, действенным словом Божиим разгоняя тьму идолослужения и нечестия. Подобно солнцу обходил он землю русскую, просвещая, утешая и укрепляя верующих отеческими беседами и молитвенным ходатайством пред Господом Богом. И во всю жизнь свою святител Михаил являл себя ревностным и вместе кротким и смиренным пастырем, неутомимым служителем церкви Христовой, постоянно прилагавшим труды к трудам, — благосердым отцем своих пасомых.
   Пастырская доблесть его засвидетельствована была по блаженном его отшествии ко Господу, когда все его пасомые и первее всех св. Владимир неутешно оплакивали кончину архипастыря и отца — великаго светильника земли русской «Мног плач и рыдание граду Киеву его отшествием к Богу сотворися». — Наконец святость жизни его была открыта для всего мира Самим Богом, чрез явление его нетленных мощей, покоющихся в Киево-печерской лавре, которым и мы, отдаленные потомки первых его слушателей и пасомых, благочестно поклоняемся.
   II. Настоящее празднество в честь святителя Михаила, перваго митрополита киевскаго, перваго архипастыря всероссийскаго, напоминает нам, братия, величайшую милость Божию к нашии предкам и каждому из нас,т.е.. дарование нашему отечеству православной веры, обращение наших предков ко Христу чрез православную церковь восточную, и вместе с сим наш первый долг к св. вере — твердо и непоколебимо держаться ея до последней минуты нашей жизни.
   Обратим благоговейное внимание на веру, дарованную нам Господом, и мы ясно увидим, что это подлинно величайшая милость, принесшая с собою безчисленныя другия милости Божии, — драгоценнейший дар, за который мы обязаны любвеобильному Спасителю вечною благодарностию.
   а) Долго предки наши жили во тьме идолопоклонства, в неведении истиннаго Бога Спасителя; долго пребывали в духовной бедности, отчужденные от сокровищ жизни Божией, блуждая вне св. церкви Христовой, которая есть единственный ковчег спасения для падшаго человека, единственное тихое пристанище для всех людей, обуреваемых волнами житейскими. Наконец, настало время, прореченное св. апостолом Андреем, пришел день спасения для земли русской когда св. евангелие Христово, светлейшее солнца, озарило небесным светом землю русскую, обогатило ее неоцененными сокровищами и неисчислимыми благами, приобретенными для рода человеческаго пострадавшим Спасителем нашим. Веруем, и по мере веры уразумеваем, а по мере веры и уразумения исповедуем, что предкам нашим спасительно было принять веру именно в то, а не другое время, от православной церкви греческой, а не от другого какого либо общества. В обыкновенной жизни случается, что мать, еще нося во чреве дитя, заранее приготовляет все необходимое для жизни и покоя будущаго семьянина, все, что только может изобресть ея материнская любовь: так и матерь нашей церкви — православная церковь восточная, по силе живущаго в ней Духа Святаго, приготовила все для юной дщери своей. Там вера Христова, насажденная св. апостолами, всегда сохранялась во всей чистоте и неприкосновенности — непоколебимо утверждена была вселенскими соборами, ограждена спасительными установлениями мудрых пастырей и благочестивых царей, объяснена и изложена в богомудрых писаниях св. и богоносных отцов.
    Там истина и святость евангелия, сладость и животворность веры Христовой, были запечатлены кровию безчисленнаго сонма мучеников и исповедников, испытаны и засвидетельствованы множеством подвижников — вольных мучеников царствия ради небеснаго. Там вера перешла чрез огонь испытания, искушена в горниле лютейших несчастий и гонений и чудесно сохранилась среди бурь и треволнений.
    Там священное богослужение — это боголепное облачение и светлое украшение веры, богослужение, служащее необходимым средством к укреплению и умножению веры и любви, составляющее сладостнейшую пищу для благочестивой души, приведено в стройный чин, украшено благолепными обрядами и умилительными песнопениями. И эту-то веру удостоились принять блаженные предки наши и передали нам — потомкам своим. Этим-то богослужением пленились предки наши так, что некоторые из них, находясь в первый раз в греческом храме, подумали, что они на небе, в светлых обителях небеснаго царствия, и завещали нам любить это благолепное служение Богу-Спасителю! Эта-то вера и доселе сияет в земле русской и озаряет всех верных сынов церкви и отечества! — Это-то богослужение доселе питает и утешает сердца всех скорбящих и жаждущих спасения и жизни вечной. Да будет же за все это слава и благодарение Господу, обогатившему землю русскую Своим неоцененным сокровищем!
   б) Что же делать нам, православные, при такой благости к нам Господа? Чем благодарить Его за Его милости, в которых — основание нашего временнаго благополучия и залог вечнаго спасения? Прежде и больше всего мы должны всячески хранить драгоценный дар, принесенный нашим предкам святйтелем Михаилом и неуклонно держаться праваго исповедания веры. Да скажет каждый из нас самому себе: «держи, еже приял, до последняго твоего издыхания», с благодарностию и благоговением храни драгоценное сокровище, дарованное тебе милосердым Отцом небесным единственно вследствие страданий Единороднаго Сына Своего! Евангелие Христово да будет единственным светильником нашей жизни, руководством для ума, пищею для сердца. Мы будем безответны пред Богом, если среди обильнаго света небеснаго захотим остаться во мраке; если среди моря благ духовных будем в жажде и алчбе; если и в раю Божием — в св. церкви Христовой — станем искать запрещенных плодов суемудрия и нечестия, извращая заповеди и уставы церковные, переданные нам блаженными предками нашими. Мы будем постыжены на суде Божием самими неверными, которые обличат нас в неразумии и неблагодарности пред Богом — Спасителем и Благодетелем; самые святые ходатаи наши не защитят нас пред правосудием Божиим: самое священное Имя «православный», которым мы привыкли украшать себя и все народное, послужит к нашему осуждению. «Вас точiю познах от всех племен», скажет нам Господь, «сего ради отмщу на вас вся грехи ваша» (Амос. 3:2).
   III. Да храним же сокровище небесное — святую веру в чистоте совести и непорочности сердца, подобно благочестивым предкам нашим! Будем всегда дорожить им, подобно человеку, который, нашедши сокровище, скрытое на поле, от радости пошел, продал все, что имел, и купил то поле с сокровищем; подобно благоразумному купцу, который, нашедши драгоценный бисер, пошел, продал все, что имел, и купил тот бисер (Мат. 13:44-46). В деле хранения веры да поможет нам Сам Господь, даровавший веру, — да помогут все святые угодники Божии и присноублажаемый нами святитель Христов Михаил, выну ходатайствующий о нас пред великим Архиереем — Господом нашим I. Христом. (Сост. Гр. Д-ко по «Воскр. чтен.» за 1853—4 года, стр. 223—6; сн. «Воскр. чт.» 1884 г.).

Поучение 2-ое. Святитель Михаил, первый митрополит киевский.

(Наше идолопоклонство).
   I. Уже более 900 лет прошло с тех пор, как предки наши приняли христианскую веру при св. равноапостольном князе Владимире и его великом сотруднике в деле распространения св. веры — первом митрополите киевском, св. Михаиле, память коего совершается ныне.
   II. Слава и благодарение Богу: времена язычества кончились, но кончилось ли идолопоклонство? Свободны ли от идолослужения мы, принявшие закон Христов? — Нет. Кончилось поклонение истуканам, вещественным идолам, но не кончилось поклонение духовным идолам, служение диаволу. Духовные идолы — это страсти греховныя: кто служит, угождает им, тот служит диаволу. Три таких главных идола, которым, к несчастию, и мы, христиане, нередко поклоняемся и служим: это — наше «честолюбие, миролюбие и плотоугодие. Все, еже в мире», говорит св. ап. Иоанн, «похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1 Иоан. 2:16).
   а) Первый духовный идол есть честолюбие и гордость. «Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» (Лук. 16:15), говорит Господь. И этому идолу, диаволом измышленному, первым поклонником и служителем сделался сам же диавол, когда отрекся от повиновения Творцу и возмечтал быть богом. Этому идолу, по обольщению диавола, поклонились и прародители наши, когда возмечтали быть «яко бози». Этому идолу поклоняются и служат все, кто мечтает о своих достоинствах, кто любит честь и славу, кто ищет отличий и преимуществ пред другими. И чего они не приносят в жертву этому идолу! Вот один добивается высокаго звания и места, чтобы величаться пред другими и любоваться мыслию: «несмь якоже прочии человецы» (Лук. 18:11). Такое гордое расположение есть служение духу гордыни. Вот другой служит именно для почестей и наград, несет труды и подвиги, нещадя ни времени, ни сил, ни здоровья своего — для чего? Чтобы получить то или другое отличие. Такое честолюбивое служение есть жертва бесу тщеславия. Вот третий благотворит, жертвует на богоугодныя заведения, строит или украшает даже храмы Божии — да для чего? Для славы своей, для получения похвалы от общества и от начальства. Что же это, как не жертва бесу славолюбия? Вот еще иной роскошествует, ведет знакомство с большими и знатными людьми, и все для чего? Для своего тщеславия... Такая тщеславная расточительность своего достояния есть жертва бесу самоугодия. Все эти и подобныя им жертвы со стороны человека суть именно жертвы идольския. Ведь разсудите сами: кому в таких случаях служит человек, для кого трудится, кому делает угождение и честь? Богу ли? Нет, а своим порочным желаниям и страстям. Стало быть и служит им, и в них, и чрез них начальнику пороков и страстей — диаволу с его клевретами.
   б) Второй идол духовный есть миролюбие. Этому идолу поклоняются и служат преимущественно любостяжатели и сребролюбцы. Ап. Павел любостяжание именно называет «идолослужением» (Кол. 3:5). Любостяжатели, жак известно, все внимание, все заботы, все труды обращают на то, чтобы приобресть земныя сокровища, а приобретенныя умножать всякими, какими возможно, способами, а сребролюбцы берегут свои сокровища, считая их дороже своей души, и ежели когда одолжают других, то только для своей корысти, чтобы потом взять свое с лихвою. Скажите же: кому они посвящают свои труды и свою жизнь, ежели не имеют в виду ни Бога, ни души своей, ежели только насыщают свою страсть к земным сокровищам и благам? Кому?... Мамоне. Тому же идолу поклоняются и служат и любители щегольства и нарядов, которые приносят этой безумной страсти непрестанныя, безчисленныя и самыя ценныя жертвы... И уж именно служат, как рабы своему господину, как твари своему богу! «Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть», говорит ап. Петр (2 Петр. 2:19).
   в) Третий духовный идол есть плотоугодие. Св. ап. Павел служение плоти и чреву именно считает идолослужением, и говорит, что чрево для чревоугодников есть бог. «Таковии», говорит он, «Господеви нашему I. Христу не работают, но своему чреву» (Рим. 16:18), «имже бог чрево» (Фил. 3:19). О, какой в самом деле великий бог у нас — чрево! Целую жизнь мы служим ему, все достояние свое отдаем в жертву ему, все труды несем, все заботы употребляем, все неприятности переносим для него, как бы только угодить ему. Мало того, что непрестанно заботимся о том, «что ямы или что пием» (Мф. 6:31), но еще стараемся наслаждаться пищею, хотим «ясти, пити и веселитися» (Дук. 12, 19). Как же поэтому не бог — чрево наше, ежели мы так усердно служим ему, так заботливо угождаем ему и так много жертвуем ему?
   III. Немало и других похотей плоти и даже «страстей безчестия» (Рим. 1:26), которым иные из носящих имя христиан не отказываются служить и жертвовать всем, не оставляя ничего для пользы души, как будто жизнь их только и есть, что на земле... Так вот видите, братия, — и христиане не все свободны от идолослужения. Значит, и мы должны чаще напоминать себе заповедь Божию: «не сотвори себе кумира». А таких духовных кумиров много, так много, что едва не равняется числу бесов, лукавых и нечистых духов. Св. Ефрем Сирин в молитве своей показал, конечно, только часть наших страстей, когда упомянул «о духах праздности, уныния, любоначалия и празднословия». И ежели каждая страсть, великая ли или малая, для человека есть идол, которому он поклоняется и служит, то какое же должно быть множество этих идолов и у христиан, как скоро они живут в пороках и страстях? Ах, братия! Страшно и подумать о таком идолослужении! А оно действительно есть. Действительно, многие, очень многие и христиане боготворят свои страсти, а чрез то совершают духовное идолослужение. И какое богопротивное, душепагубное идолослужение! Ведь христиане вступили в завет с Богом, отреклись сатаны и всех дел его, и сочетались Христу; ведь они должны служить и поклоняться единому Богу, а не врагам своим, — исполнять волю Творца своего, а не волю лукавых демонов, — ведь душа христианская должна быть храмом Божиим, а не вместилищем страстей... О, возлюбленные! Позаботимся внести свет христианства в наши умы и сердца, в наши дела и поступки, во всю жизнь нашу. Как отвергнуты нами все кумиры вещественные, идолы языческие, так отвергнем и все плотския и душевныя страсти; поставим в душах наших на место их — христианские, божественные образы: смирение, веру, повиновение Богу, любовь, благотворение к ближнему, воздержание от страстей греховных, с соблюдением себя в чистоте души и тела. Так будем служить «Богу живу и истинну» (Евр. 9:14), и поклоняться Ему «духом и истиною» (Иоан. 4:23), и тогда, только тогда мы будем истинными христианами, людьми действительно «призванными из тьмы в чудный» Божий «свет» (1 Петр. 2:9), и «наследниками по упованию жизни вечныя» (Тит. 3:7). Боже наш, слава Тебе! (Сост. по «Сеятелю благочестия» прот. Нордова).

Поучение 3-е. Св. Михаил, митр. киевский.

(Урок пастырям и всем христианам от мощей святителя).
   I. Память святителя Михаила, ныне нами совершаемая, важна для всей церкви российской уже потому, что им предначинается ряд святителей наших, чрез него благодать рукоположения апостольскаго пришла из церкви греческой в церковь российскую. Не всякаго Провидение допустит стать на столь важное место, чтобы соединить собою две великия церкви, и начать новый, многочисленный лик святителей Божиих. Это дело великое! — Но Михаил вполне оправдал равноапостольное избрание свое. Доказательством сего служит «его жизнь».
   «Но, много ли мы знаем о его жизни?» подумает при сем кто либо. — Если спросить историков, то они действительно скажут нам весьма немного; почти одно то, что Михаил был родом из Сирии, пришел в Херсон ко Владимиру с греческою царевною Анною, и окрестив его и народ российский, святительствовал потом четыре года в Киеве. Одно почти это говорят историки о святом Михаиле; но мы, братие, и не будем их спрашивать о жизни сего святителя, ответ на это дают его св. мощи, доселе пребывающия нетленными. Если самое тело Михаила столько возвысилось над всем тленным, так очистилось от всего земного, что избегло общей участи тел человеческих — обращаться в землю, из которой они взяты: то явно, что душа Михаилова была храмом Духа Святаго. — А деяния таковых людей известны; для них, по выражению апостола, «нет и закона» (Гал. 5:23); ибо они без закона всегда помышляют и всегда исполняют вся, «елика честна, елика праведна, елика прелюбезна, аще кая добродетель, и аще кая похвала» (Фил. 4:8). Таковые люди направляются, по словам Давида, «ко всякой заповеди, и ненавидят всякий путь неправды» (Псал. 118:104). Они смиренны, кротки, благопокорливы, не воздают зла за зло, благословляют даже клянущих их и молятся за творящих им напасть. Таков, без сомнения, был в действиях своих и Михаил, как то показывает святость и нетление мощей его.
   II. Как драгоценен залогь сей для всей церкви российской! — Он показывает, что благодать рукоположения апостольскаго, столь важная для иерархии и для всей церкви, принесена в наше отечество в сосуде крепком, чистом и благолепном, что первый пастырь наш был не по имени токмо, но и на деле — ангелом представителем и предстателем новосозданной церкви. Без сомнения, и теперь сей ангел предстатель не оставил стражи своей, не престает осенять молитвами своими народ, приведенный им ко Христу, особенно пастырей сего народа, кои все чрез него приняли благодать «священства». Если бы дух Михаила оставил паству свою, то не осталось бы среди нас и его тела. К чему служил бы видимый знак единства, если бы совершенно прервался союз невидимый и духовный? — В нетленных останках своих первый иерарх российский продолжает некоторым образом совершать даже на земле пастырское служение свое, поучая вере и добродетели всю паству свою. Не долго суждено ему было учить народ новообращенный; ибо он святительствовал, как мы сказали, только четыре лета, да и новообращенные еще не способны были к принятию всей полноты учения христианскаго: и вот, как бы в замену сего служения, предоставлено ему учительство высшее, которое окончится только с концем мира. — Святыя и нетленныя мощи Михаиловы сильнее всякаго слова поучают и всех пастырей и всех пасомых.
   а) Пастырям Михаил показываегь собою, каков должен быть христианский пастырь. Мало того, если он служит только орудием к низведению благодати на пасомых — в таинствах, таким орудием, чрез которое протекает только благодать, не освящая его самого и не оставляя на нем следа, — мало сего для пастыря, хотя пасомые и таким образом приемлют всю, необходимую для спасения их, благодать. Истинный христианский пастырь должен быть орудием благодати не мертвым, а живым, не преводящим токмо сию благодать, а исполненным и проникнутым ею, и потому источающим ее, — он должен быть постоянным жилищем и храмом Духа Святаго. Говоря словами писания, в пастыре требуется совлечение «ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных» (Еф. 4:22), и стяжание «потаеннаго сердца человека, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 3:4). К сему-то призывает всех преемников своих в пастыре-начальстве первый иерарх российский.
   б) Но поучая пастырей, святый Михаил нетленными останками своими преподает наставление и всем пасомым — быть христианами не по одному имени, блюсти твердо веру православную и осуществлять ее постоянно в жизни стремиться путем добродетелей и покаяния во след его в небесное отечество.
   III. Пребудем ли, братие, равнодушны к сему? Безответны будем, если, живя среди сонма святых Божиих, не научимся восходить, по следам их, на небо! Аминь. (Извлеч. в сокращ. из проп. Иннокентия, архиеп. херсонск. и тавр., т. II, изд. 1873 г.).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS