Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Тринадцатый день. Праздник обновления храма Воскресения Христова. Св. священномучен. Корнилий Сотник.

26.09.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа.

(Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности).
   I. Праздник обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова, который сегодня совершается, установлен следующим образом. Место, где совершил Господь спасение наше, т.е. гора Голгофа, где Он был распят, и погребальная пещера, из коей Он воскрес, по времени было предано запустению и даже осквернению иудеями и язычниками, ненавидевшими I. Христа и Его учеников. Так император Адриан во II веке приказал засыпать мусором и землею гроб Господень, а на Голгофе воздвиг языческий храм. Точно также и другия места, освященныя Спасителем, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это делалось для того, чтобы изгладить из памяти святыя места; но это-то и помогло их открытию. Когда, в IV столетии, приняли христианскую веру император Константин и мать его Елена, то им пожелалось возобновить св. град Иерусалим и открыть святыя для христиан места. Царица Елена со множеством золота отправилась для этого в Иерусалим. Она, при содействии патриарха иерусалимскаго Макария, разорила идольские храмы и обновила Иерусалим. Нашла крест Господень и гроб, и на горе Голгофе, над местами распятия и воскресения Христова, построила большой и великолепный храм в чест воскресения. Храм строился десять лет. В 335 г. 13 го сентября он торжественно был освящен, и положено праздновать каждогодно это освящение или обновление храма. Праздник этот в просторечии называется словущим, т.-е. называемым только, воскресением.
   II. Праздник обновления,т.е.. освящения, храма Воскресения Христова напоминает нам, братия, о таком событии в земной жизни I, Христа, которое служит несомненным доказательством Его Божественности. И. Христос, скажем словами апостола, чрез воскресение из мертвых, во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим. 1:4). И подлинно — из всех доказательств, приводимых богословами в подтверждение божественности I. Христа, нет ни одного такого, которое бы доказывало ее так очевидно и сильно, как воскресение Его из мертвых.
   а) I. Христос, если судить о Нем со стороны Его человеческой природы, которая была в нераздельном соединении с Его Божеством, был самый добродетельный и святой Муж. По свидетельству апостола, бывшаго неотлучным и приближенным учеником Его, Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Петр. 2:22). Невинность Его во всем была столь велика, что Он смело мог вопрошать врагов Своих: кто от вас обличает Мя о гресе? (Иоан. 8:46). А враги Его, при всем желании обвинить Его, не могли найти в Нем ничего худого. Такая дивная святость I. Христа, какой не имел и не может иметь ни один другой человек, ясно показывает, что Он был существо высшее человека — богоподобное; но она еще не доказывает неоспоримо, что Он был истинный Бог: ибо неверующие могут возразить нам, что и между обыкновенными людьми было много великих праведников, которые, хотя не равняются в святости с I. Христом, но, по крайней мере, уподобляются Ему в оной.
   б) I. Христос был величайший учитель истины, какого никогда не было и не будет на земле. Его учение, по своей высоте, чистоте и благотворности, безмерно превосходит все, что когда-либо сказали хорошаго земные мудрецы; а из сего можно заключить, что оно произошло не от человеческаго ума, но внушено мудростию Божиею. Это засвидетельствовали даже враги Его, удивлявшиеся премудрости Его учения, и невольно сознавшиеся, что николиже тако глаголал человек, яко сей человек (Иоан. 7:46. Мат. 13:54). Впрочем, дивное и спасительное учение I. Христа не доказывает еще несомненно, что Он Сам был истинный Бог: ибо неверующие могут возразить нам, что и между обыкновенными людьми были многие, каковы пророки и апостолы, которые возвещали премудрость Божию, в тайне сокровенную, и говорили не в наученных от человеческия премудрости словесех, но от Святаго Духа просвещаемы (Кор. 2:7, 13; 2 Петр. 1:21).
   в) I. Христос был величайший чудотворец. Он совершил множество дивных дел, очевидно превышающих силу природы и человеческое искусство: единым словом давал Он прозрение слепым от рождения, отверзал уста немым и слух глухим, исцелял хромых и кровоточивых, утишал бури, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Такия чудеса, на которыя Спаситель торжественно указывал в доказательство Своего божественнаго посольства, и, указывая на них, смело говорил иудеям: аще Мне не веруете, делом Моим веруйте (Иоан. 10:38; 5, 36), — такия чудеса, говорим, ясно показывают, что в I. Христе и чрез Него действовала сила Божия, побеждающая естества уставы. Однако, из сего нельзя еще решительно заключить, чтобы Он Сам был истинный Бог: ибо неверующие могут возразить нам, что и между людьми были чудотворцы, которые, силою дарованной им благодати Божией, совершали также дивныя дела: например, Моисей превращал жезлы в змиев, провел израильтян по морю, яко по суху, извел воду из камени, а иные воскрешали и мертвых.
   г) Но вот I. Христос воскрес из мертвых, — и мы смело можем утверждать пред целым светом, что Он есть истинный Бог, единородный Сын Божий. Что могут возразить нам теперь неверующие? Укажут ли на какого-нибудь другого человека, который бы воскрес из мертвых, подобно I. Христу? Но как отлично их воскресение от воскресения Христова! Все они воскресали не сами собою, а силою молитв истинному Богу и действием других св. мужей: сына сарептской вдовицы воскресил пророк Илия (3 Цар. 17:20-22), Тавифу — апостол Петр (Деян. 9:36-41), Лазаря — I. Христос (Иоан. 11:43. 44). Но какой праведник, какой Илия или Петр, молился о воскресении Христовом? Какой другой Иисус вызывал Его из гроба, как Лазаря? А из сего видно, что Он воскрес без всякаго человеческаго содействия, одною силою Божества, в Нем обитавшаго (Кол. 2:9), или, — скажем словами апостола, — ожил духом Своим (1 Петр. 3:18). Помянутые воскрешенные люди вовсе не знали о том, что они воскреснут по смерти, а посему и не предсказывали об этом; напротив, I. Христос ясно и многократно говорил, что воскреснет в третий день по смерти Своей (Матф. 16:21; 17, 23), и действительно воскрес, как предсказывал. Те, по воскресении своем, опять вскоре умерли; а Сей вознесся на небо, и ктому уже не умирает (Рим. 6:9). Видите, какое великое различие между воскресением первых и последняго! Там во всем видна немощь воскрешенных, свойственная человеческой природе; а здесь, напротив, во всем видно такое могущество Воскресшаго, какое может иметь только Бог.
   III. Приидите же вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению, чрез которое мы познали, что начальник и совершитель веры нашей есть истинный Бог, Который разрушил смерть и нас некогда воскресит для жизни вечной. Теперь каждый из нас смело может сказать с апостолом: вем, Емуже веровах (2 Тим. 1:12), — знаю в Кого я верую, — знаю, что Он, будучи распят как человек, воскрес яко Бог! и нас воскресит из мертвых во время предопределенное Им. Итак, благословим Его за это, и будем вечно радоваться Его воскресению: Радуйтеся всегда о Господе; и паки реку, радуйтеся. Аминь. (Состав. по Ч.-М. и Слов. и бесед. Платона, митроп. киевскаго).

Поуч. 2-ое. Праздник обновления храма Воскресения Христова.

(Значение этого праздника).
   I. Настоящий праздник по-видимому незначительный, судя по тому, что в ряду других церковных праздников он не отличен никакою торжественностию. Но между тем по внутреннему своему значению он может стоять на ряду с важнейшими праздниками.
   II. а) В самом деле, что мы празднуем в настоящий день? Обновление храма не более; но какого храма? Храма во имя воскресения Христова. А воскресение Христово есть основание христианства. Аще Христос не воста, суетна вера наша. Но воскресение Христово есть залог и нашего воскресения, залог вечной жизни и вечнаго блаженства. Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Без воскресения Христова мы не имеем упования на жизнь вечную, а без упования жизни вечной что такое человек? Нелепое и несчастнейшее создание. В самом деле, последний червяк имеет свое определенное назначение в цепи созданий и свою долю счастия, потому что, как он ни ничтожен и слаб, он находит полное удовлетворение своих маленьких потребностей и вполне наслаждается своею жизнию, пока не прекратит ее клюв птицы или нога человека. Но что такое человек с своими высшими потребностями духа, которым нет здесь, на земле, удовлетворения, с своими идеалами, которым нет осуществления, с своими страстями, которыми он гнушается, которыя терзают его и которым он или работает с проклятиями, или борется, не зная для чего, только по непонятному и неодолимому требованию своего духа, борется до истощения сил без всякой надежды одержать решительную победу, борется, пока не падает в этой безплодной борьбе разбитый и истерзанный? Что такое человек, вечно порывающийся к небу и безпрестанно падающий в грязь, блуждающий во мраке сомнений и загадок, вечно недовольный, несчастный мученик если не своих страстей, то самолюбия других людей? Что такое он без упования вечности? Нелепое и несчастное произведение безсмысленной игры слепых сил природы. Аще Христос не воста, то не только мы можем сказать с апостолом, как христиане, что мы окаяннее всех человек, но и можем прибавить, как человеческия создания вообще, что мы окаяннее всех тварей. Поэтому воскресение есть не только основание христианства, но и основание человечества. Таково догматическое значение настоящаго праздника.
   б) Не менее важно его историческое значение. Когда и по какому случаю освящен иерусалимский храм во имя воскресения Христова? Он освящен был равноапостольным императором Константином в ИУ веке после трехсотлетних гонений на христианскую церковь, освящен в первый раз публично, с величайшею торжественностию, в первый раз, как церковь вздохнула свободно и провозглашена была господствующею во всемирной тогда римской империи. Итак это памятник торжества церкви над язычеством, света над тьмою, добра над злом, жизни над тлением. Это памятник безпримерных гонений на церковь, когда на нее вооружился весь мир и весь ад, и ея победы над адом; — памятник страданий, превышающих человеческия силы, и нечеловеческаго терпения церкви, — памятник несправедливости, адской злобы и свирепости мира с одной стороны и ангельской кротости с другой, — памятник крайней испорченности мира, и безпримерной нравственной чистоты и доблести церкви. И эта последняя черта составляет высшую славу церкви. Ибо история представляла и представляет примеры и страданий жестоких, и терпения изумительнаго, хотя далеко не такой силы и всеобщности: но никогда мир не представлял и, может быть, никогда не представит примеров этой кротости, незлобия, всепрощающей любви, когда христианские мученики радовались в страданиях своих и в страшных пытках умирали с благословениями и молитвою на устах за мучителей, когда во время общественных бедствий, например, во время моровой язвы, поднимали на улицах, брошенных своими, мучителей своих и ухаживали за ними, как за самыми дорогими существами, сами заражаясь от них смертию. Мир представлял и представляет и теперь примеры нравственной силы; но никогда не представлял и, может быть, не представит примеров такой непорочности и чистоты нравственной, такой высоты духа, такого всецелаго отрешения от суеты и пошлости житейской, и устремления всего существа к небу, как в древности. Таким образом этот храм есть памятник неувядающей славы церкви, как высокаго образца нравственной чистоты и доблести, который будет вечно сиять для нас путеводствующим светом.
   в) Наконец, духовно-нравственное значение настоящаго праздника нисколько не уступает его догматическому и историческому значению. Мы празднуем освящение иерус. храма; но не забудьте, что вещественный, рукотворенный храм есть образ нерукотвореннаго храма нашей души. Вы есте, говорит апостол, — церкви Бога жива. Не весте ли, яко телеса ваша суть храм живущаго в вас Духа? Итак, прочное каменное основание храма напоминает нам, что наш духовный храм должен держаться на твердом камне веры и евангельской истины; возвышение храма над обыкновенными зданиями и стремление его вершины к небу напоминает нам о нашей обязанности возвышаться духом над суетою и пошлостию житейскою, и устремляться духом к небесному, божественному; внутреннее благолепие храма есть образ того нравственнаго благолепия, которое должно быть целию всей нашей деятельности; иконы Бога и святых Его, наполняющия храм, напоминают нам о том, что душа наша должна хранить непотускневшим тот образ Божий, дарованный нам Творцем, который едва не был разрушен падением, и паки возстановлен искуплением, и возвышать его до подобия Божия чрез исполнение евангельскаго закона.
   III. Итак праздник обновления храма напоминает нам обязанность нашу постоянно обновляться духом. Если рукотворенный храм, как не обладающий жизнию, может еще некоторое время сохранять, по крайней мере по наружности, неизменно свою прочность и благолепие, то духовный храм ни одной минуты не может оставаться без обновления, не утрачивая своего благолепия. Таков закон для всего живого: растение начинает склоняться к увяданию и смерти с того самаго момента, как остановится его развитие и ежеминутное обновление. И смотрите, не обнаруживает ли наша духовная жизнь зловещих признаков одряхления? Что значит этот эгоизм и сухость сердца, эта утрата всех благороднейших верований, которыя создавали героев, это равнодушие, — что я говорю равнодушие, — насмешка над всяким благородным порывом, над всяким благородным увлечением, это всецелое погружение в практические интересы? Что все это, как не очевидные признаки духовной дряхлости, предвестницы близкой духовной смерти, которая должна будет поглотить все эти румяна цивилизации, скрывающия от поверхностнаго наблюдателя опасность?
   Братие, постоянно обновляйтеся духом, совлекаясь ветхаго человека и очищая себя от всякия скверны плоти и духа. (Сост. по «Душепол. чтен.» за 1889 г., сентябрь).

Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник.

(Без любви кь ближнему не спасешься).
   I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемаго Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемаго Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом котораго находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельскаго учения, — при чем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости.
   II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшагося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься.
   Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст: «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; не смотря на это, ты ничего важнаго не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.
   а) Великие и славные ветхозаветные мужи всего более об этом заботились. Разсмотри со вниманием жизнь их, и ты увидишь, что все они старались только о пользе ближняго, оставляя без внимания свои собственныя выгоды, — за что особенно и прославились.
    Мо νсей, например, много совершил чудес и знамений: но ничто не сделало его так великим, как тот приснопамятный глас, коим он взывал к Богу: аще оставиши им грех их, остави; аще ли же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал есмь.
   Так говорит и Давид: аз еси пастырь, зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? Да будет рука Твоя на мне и на дому отца моего.
   Подобно сему и Авраам, ради пользы ближняго, отказываясь от собственных выгод, подвергал себя для того различным бедствиям, и молил Бога о людях, совершенно для него чужих. Вот почему прославились сии святые мужи! Смотри же какой вред понесли те, кои заботились единственно о своих выгодах.
   Так, племянник Авраама, когда услышал от него: аще ты на десно, аз налево (Быт. 13:9), и когда, получив землю по выбору, начал искать там только своей пользы, то не только не нашел ея, но и сам едва не сгорел вместе с землею, на которой жил, между тем как земля Авраамова осталась неприкосновенною.
   Так и Иона (пророк), пока пренебрегал пользой ближних для своей собственной, то подвергался опасности погибнуть (ибо в то время, когда город Ниневия устоял, он обуревался волнами и погружен был в море); когда же стал искать пользы других, нашел и свою.
   Равным образом и Иаков, за то, что не искал собственной пользы в стадах, приобрел великое богатство.
   Подобно им, наконец, и Иосиф, так как заботился о пользе своих братий, то нашел вместе и свою пользу. Ибо когда отец его посылал к братьям, то он не говорил ему: «к чему это? Разве ты не знаешь, что они готовы растерзать меня за мои сновидения, что я стал в глазах их преступником за истолкование снов и виновным за любовь твою ко мне? Чего же они со мной не сделают, когда схватят меня в поле?» Иосиф не только не сказал, но и не подумал даже ничего подобнаго, поставляя услугу братьям выше своей безопасности. Не велики ли все эти поступки?
   Но дела ап. Павла еще превосходнее. Все поименованные праведники, пренебрегавшие собственными выгодами, только участвовали в злоключениях вместе с другими; но Павел сделал гораздо больше: он не только страдал вместе с другими, но и решился подвергнуться крайним бедствиям один, дабы других соделать счастливыми. Отказаться же самому от счастия, чтобы страдать с другими, и страдать одному только для блага и безопасности других — не одно и то же. В первом случае хотя и много значит перемена собственнаго благополучия на злополучие в пользу ближняго, но здесь доставляет некоторое утешение, что имеешь участников в несчастии: а решиться для блага других одному только на все скорби и лишения — это свойственно только душе чрезвычайно мужественной, душе — Павловой. Этого мало: апостол превзошел всех, о коих мы упоминали выше, не только сим, но и другим, еще важнейшим преимуществом. Так, Авраам и другие святые мужи подвергались бедствиям одной настоящей жизни и все решались умереть только временною смертию: напротив Павел, для спасения других, желал лишиться славы будущей. Я могу представить тебе и третье его преимущество? Какое? То, что многие, хотя и защищали своих ближних от притеснений, но защищали их потому, что они вверены были их смотрению: следовательно, они делали то же, что сделал бы и отец, который должен защищать своего сына, не смотря даже на его порочность и развращение. Между тем Павел желал быть отлученным от наследия жизни вечной за тех, кои не были вверены его попечению: ибо он послан был к язычникам. Постигаешь ли теперь величие души апостола и высоту его мыслей, превышающую самое небо? Подражайте же ему с ревностию:, а если не можешь подражать ему, то подражай, по крайней мере, представленным от нас ветхозаветиым праведникам. Ибо и ты тогда только найдешь свою пользу, когда будешь искать пользы ближняго. Если же ты ленишься прилагать попечение о брате, то не забудь, что иначе и спастись не можешь, а потому старайся о нем и о делах его хотя для себя самого.
   б) Но ты, может быть, желаешь убедиться в этом примерами, взятыми из круга вещей обыкновенных? Представь же себе, что загорелся чей-нибудь дом, и соседи, заботясь только о себе самих, вместо того, чтобы поспешить на помощь ближнему, не только не сделали этого, но еще из опасения, что-бы кто-нибудь, в отсутствии их, не произвел у них похищения, запершись, остались бы дома: как бы они были за это наказаны! Огонь, распространившись, сожег бы все их имущество, и они лишились бы своих выгод за то, что не позаботились о выгоде ближняго. Бог, желая соединить между собою всех людей, подчинил все дела наши такой необходимости, что с пользой одного связана польза другого, и этим-то поддерживается весь порядок мира.
   Так если бы кормчий, во время бури, презрев безопасность плывущих с ним, начал заботиться о безопасности собственной, то он вдруг погубил бы и себя, и других.
   Да и прочия искусства, если бы имели в виду только собственныя выгоды, то — ни наша жизнь, ни даже они сами не могли бы устоять. Поэтому и земледелец такое сеет количество хлеба, какое было бы достаточно не для него только одного, потому что иначе он давно погубил бы и себя и других, но при посеве всегда имеет в виду пользу и людей сторонних.
   Также и воин не для того на войне подвергается опасностям, чтобы спасти одного себя, но чтобы доставить безопасность целым обществам.
   Подобно и промышленник столько старается добыть товаров, чтобы достало и для него, и для многих других.
    Мне скажут: «каждый поступает таким образом потому, что имеет в виду свою пользу, а не мою: ведь каждый старается или для денег, или для славы и безопасности, а потому, заботясь о собственных выгодах, он ненамеренно вместе с этим доставляет их и мне». Но то же самое могу сказать и я, и давно желал бы слышать от других; да и слово это составлено мною для того единственно, дабы показать, что ближний твой тогда только находит свою пользу, когда имеет в виду и твою. Люди никогда не стали бы искать выгод ближняго, если бы не были принуждены к тому необходимостью: вот поэтому Бог и устроил все так, что не иначе можно достигнуть своей пользы, как только при посредстве выгод, доставляемых другим. Правда, что и такое уже содействие пользе ближняго будет делом человеколюбия: но к этому должно побуждать нас не одно только человеколюбие, а вместе и желание угодить тем Богу. Ибо кто сего не имеет, тот не только спастись не может, но хотябы он занимался самым высоким любомудрием и пренебрегал все преходящее, — не будет иметь однакож никакого дерзновения пред Богом. Из чего это видно? Из следующих слов блаженнаго Павла: аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сожещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1 Кор. 13:3). Видишь ли, чего он от нас требует? Хотя бы раздавший свое имение искал не своей пользы, а ближняго: но сего, говорит, недовольно, а желает, чтобы мы поступали в таком случае с искренностию и великим состраданием. Ибо Бог для того и заповедал это, чтобы привесть нас в союз любви. Если же Он в деле человеколюбия требует от нас такой великой меры, а между тем мы не исполняем онаго и в меньшей: то чем мы оправдимся пред Ним?» (Из 25 беседы св. I. Злат. на 1 Кор.).
   III. Господи I. Христе, Сыне Божий! Не хотящий ничьей погибели, но желающий всем спастись, даруй нам любовь к нашим ближним, дабы нам быть истинными учениками Твоими и быть узнанными Тобой на Твоем страшном суде, когда Ты всем милосердым скажешь: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира. (Сост по твор. св. I. Злат. И др. источ. свящ. Г. Д-ко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS