Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц сентябрь. Второй день. Св. мученик Мамант. Св. Иоанн постник, патриарх Константинопольский.

15.09.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-е. Св. мученик Мамант.

(Уроки из его жизни: а) промысл Божий в жизни сирот; б) добрыя стороны сиротства и в) увещание заботиться о сиротах).
   I. Сегодня св. церковь празднует память св. мученика Маманта. Родители св. Маманта были христиане знатные и богатые, родом из Малой Азии, звали их Феодотом и Руфиною. За веру христианскую они были заключены в темницу. Феодот в темнице скончался, а жена его, пораженная горестию, родила прежде времени сына, и вскоре затем тоже предала душу Богу. Милосердый Бог не оставил младенца без помощи и призрения. Жила в то время в Кесарии добродетельная и благочестивая богатая вдова — Аммия. Господь внушил ей благую мысль попросить у правителя страны позволение похоронить тела усопших христиан. Получив на это дозволение, она сама отправилась в темницу и, когда увидела беднаго малютку между умершими родителями, сердце ея исполнилось состраданием, и она решилась взять к себе ребенка и воспитать его, как собственнаго сына. Она вскормила его, назвав Мамантом. Он, достигнув юношескаго возраста, возлюбил Бога и ближних, научился благочестивой жизни и удостоился венца мученическаго за твердое исповедание своей христианской веры.
   II. а) Из жизни св. Маманта мы видим, какое дивное промышление имеет Бог о сиротах! Мамант лишился родителей, лишь только родился, — он — младенец лежал в темнице между холодными трупами отца и матери. Но что же? оставил его Господь без призора? Он влагает одной богатой вдове желание взять этого младенца на воспитание, которая и воспитывает его в страхе Божием и благочестии христианском. Итак, если кому судит Бог оставить детей малолетних не возращенных, не воспитанных, да не унывают таковые! Есть Господь — попечитель сирот, — есть на свете добрые люди, которые живут для добра, ищут случая сделать его, имеют полную возможность и средства к тому. Эти добрые люди найдутся всегда, их Сам Господь посылает, и они часто ни для кого неожиданно принимают участие в подобном случае в положении осиротевшаго семейства так искренно, что заменяют для него родных отца и матерь, и делают часто даже больше, чем сколько могли бы сделать эти последние. Кто не видит здесь руку Божию наказующую и милующую, посещающую и утешающую?
   б) Правда, сиротство — несчастие и большое несчастие; тяжело переносится оно, много придется пролить слез и испытать горя от него, — но из этого горькаго дерева какие возрастают часто сладкие плоды! Сколько из сирот вышло и выходит великих людей? Сколько можно указать великих святых, которых юность прошла в горькой доле сиротской! Кто был Иоанн Златоуст? а он рос в сиротстве — только при матери, отца лишился еще младенцем. Кто был пророк Моисей? а он хотя был воспитан при царском дворе, но чужими, рос среди чужих; даже среди язычников. Сама Матерь Божия не в сиротстве ли жила? И однако же каких достигла совершенств духовных! Какими богоподобными украсилась добродетелями!
    Тяжело жить в сиротстве, — сирота везде чувствует себя лишним, чужим человеком; но это самое воспитывает в нем чувство смирения, кротости, послушания, побуждает его не на себя надеяться, а свое упование возлагать на Бога, у Него искать милости, помощи себе.
   Никто так не может быть скоро обижен, как сирота; но за то ничья слеза не может так скоро дойти до Бога, как сироты, никто так скоро не может найти себе защиты от Бога, как сирота.
   Скорбный, тесный путь жизни проходят сироты в юности своей; но за то тем легче им встречаться с невзгодами жизни в летах мужества, — они и скорее и с болыпим мужеством перенесут их, чем воспитанные в неге и роскоши, чем видевшие одни ласки, одни знаки любви родственной к себе.
   в) Но не менее счастливы те, которые любят воспитывать, устроивать сирот. Странен бех и введосте Мене, наг и одеясте Мя, Я алкал, вы дали Мне есть, Я жаждал, вы напоили Меня, — все эти слова относятся и к воспитателям сирот. Ничем так ясно, так очевидно они не доказывают веры своей, любви своей ко Христу, как этим подвигом своим — призрением и воспитанием сироты. Вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия ест, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, говорит апостол Иаков (Иак. I. 27). А если при этом они стараются воспитывать их в христианском благочестии, воспитывать для неба, для царства небеснаго, чтобы они были не только добрыми гражданами земными, но и наследниками отечества небеснаго, чтобы счастливые здесь были счастливы и там, — о, какое безмерное благодеяние оказывают тогда им! Сколько благословений, милостей от Бога они тем испрашивают себе! А воспитанный, взлелеянный, устроенный ими ужели в свою очередь не возшлет своей горячей молитвы за своих воспитателей? О ком же ему и молиться так усердно, как не за них?
   Великое благодеяние и высокое доброе дело брать на попечение сирот! Это значит, братие мои возлюбленные, полагать прочное основание для своего вечнаго спасения. (См. кн. свящ. П. Шумова, «Уроки из жизни святых»).
   III. Братие! Не чуждайтесь, не бегайте сирот, особенно люди состоятельные, люди безсемейные почтите своею священною обязанностию непременно иметь на попечении одного или двоих сирот. И чем больше, тем лучше. Вы исполните долг христианский, исполните заповедь Спасителя о любви, вы уготовите себе венец на небесах. (Сост. по указ. источн.).


Поуч. 2-ое. Св. Иоанн постник, патриарх Константинопольский.

(Как христианин должен относиться к земным благам?).
   I. Святой Иоанн, память коего ныне, названный за свое великое воздержание постником, был сын бедных родителей, которые хотели сделать его ремесленником. Но еще с юношеских лет Иоанн чувствовал сильное влечение к подвижнической жизни, поселился вместе с благочестивым монахом Евсевием, и тот своим примером еще более укрепил в Иоанне это влечение. Константинопольский патриарх Евтихий, узнав о строгой жизни Иоанна, посвятил его в диакона; а по смерти Евтихия Иоанн в 582 году был избран на его место, и сначала уклонялся от этого сана, уступив лишь усиленным просьбам Константинопольскаго духовенства. Занимая эту кафедру с 582 по 585 год, Иоанн постник приобрел общее уважение и любовь константинопольской паствы щедростью и состраданием к бедным, которым он отдавал все, что имел. Господь прославил святителя и даром чудотворения: его молитвами была укрощена сильная буря на море, исцелен слепой и совершилось много других чудес. Святой Иоанн постник скончался в 595 году, оставив после себя лишь деревянное ложе, льняную рубашку и ветхую ризу: так относился он к земным благам.
   II. Братие! Как часто из-за благ и среди благ чувственных ныне теряют то, что несравненно дороже их, — теряют вечность, для которой человек и живет на земле! Но ужели Господь награждает благами человека для того, чтобы они были во вред ему? Нет, Бог благ, и дает всем и все во благо. Если же многим посылаемыя блага служат во вред, то виною тому сами те, которые не умеют, или не хотят пользоваться ими как должно, по-христиански. Как же должно христианину пользоваться земными благами по-христиански?
   Этому научает нас ныне прославляемый св. Иоанн постник, патриарх константинопольский, отличавшийся щедростью и состраданием к бедным.
   а) Аще богатство течет, не прилагайте сердца, говорит пророк (Пс. 61:11). Итак первая забота христианина должна быть о том, чтобы сердце свое держать далеким от благ земных, чтобы не услаждаться ими, чтобы услаждаясь, не забыть Того, Кто выше и неоцененнее всего. Как путешественник не обольщается на пути своем ничем, попадающимся ему, но своим сердцем постоянно обращается к тому, что оставлено им на родине, — к своему семейству и ко всему близкому душе его; так и христианин, странствуя в сей юдоли плача, какими бы благами окружен ни был, ум и сердце свое должен иметь постоянно обращенным горе — к предметам высшим — небесным:, там его вечный дом, там все дорогое его сердцу. Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1. 2). Посему, обладая богатством, он не полагает в нем сокровища для души своей, но желает и просит у Бога себе богатства другого, котораго ни тля тлит, ни воры не подкапывают и не крадут. Окружен ли почестями, похвалами людскими, он помнит, что самая высокая почесть — это быть в числе избранных Божиих, в числе наследников царства небеснаго и эту-то почесть он старается восхитить смирением, чистотою души и сердца и всеми добродетелями; об этом он воздыхает день и ночь. Святые доходили до такого безпристрастия к земным благам, что считали за великое счастие для себя, если имели возможность, совсем оставить все земное; они с удовольствием часто бросали и богатство, и славу, и почести, и удалялись в пустыни, пещеры. И вот почему они с таким благодушием, подобно Иову, переносили и лишение этих благ. Часто мучители угрожали мученикам отнятием у них земных благ, а они утешались тем, посмееваясь над мучителями. Святый Иоанн Златоуст, осужденный на изгнание, в последней речи народу говорит: «скажите, чего мне бояться? Ужели потери имения? Мы ничего не принесли в мир сей, конечно ничего не можем и вынесть из него. Я презираю страх мира и посмееваюсь над его благами. Я не боюсь нищеты, не желаю богатства; не боюсь смерти, и не желаю жизни». Так, христианин, разсуждай и ты. Ты владей всем, но тобою, чтобы не обладало ничто, — владей благами земными, но сквозь их прозревай, чрез них вожделевай других благ — небесных. Всем сердцем люби одного Господа, а все остальное пусть будет тебе любезно в Нем и для Него и никак не больше Его, и тогда легко потечет твой жизненный путь!
   б) Но если обладающему благами земными необходимо безпристрастие к ним, то еще необходимее правильное употребление их. Чтобы видеть, как и куда христианин должен употреблять блага земныя, стоит только обратить внимание на времена первенствующих христиан церкви апостолъской. Тогда никто не позволял себе что-нибудь называть своим, тогда всякий служил другому, чем и как мог. Народу веровавшу бе сердце и душа едина, говорит евангелист Лука. И действительно, для того ли даются земныя блага нам, чтобы пользовался один тот, кому дано? Но в таком случае был бы несправедлив Раздаятель даров, одних награждающий, а других лишающий? Святый Василий Великий об этом разсуждает так: «скажи причину, ради которой ты получил имение? Ужели не справедлив Бог, неравно разделяющий нам потребное для жизни? Для чего ты богатеешь, а тот находится в бедности? Не для того ли, чтобы и ты получил мзду за доброту и верное домостроительство и он почтен великою наградою за терпение». Итак мы в руках Божиих домостроители или управители Его великаго имения, а вручаемые нам от Него дары Его — это наивернейшее средство к получению награды на небеси в случае управления вернаго. Итак, христианин, будь верен пред Богом, разделяй дары Его не имущим их. Служи всем каждый тем даром, какой получил. Ты живешь в изобилии — приди на помощ бедным и безпомощным, горькую чашу жизни их услади потоком милостей, изливаемых на них, введи в дом безроднаго, устрой безприютнаго, посети больного и заключеннаго. И благо будет нам, если мы до конца пребудем верными в дому Его. В день страшнаго испытания и праведнаго мздовоздаяния мы услышим тогда от Него тот сладкий, вожделенный глас: добрый рабе, благий и верный! вниди в радость Господа твоего. (См. «Сборн. общепон. поуч.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, 1892 г.).
   III. Итак, братие, от нас будет зависет благами земными воспользоваться к своему спасению. Возбудим в своем сердце жажду небеснаго, и тогда оно не обольстится временным; — постараемся приобрести любовь к Богу и ближнему, и тогда не своего будем искать в жизни, но яже ближняго нашего, — того, чего желает от нас Бог. Аминь. (Сост. по указ. источн.).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS