Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц февраль. Четырнадцатый день.

27.02.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-е. Св. Кирилл, просветитель славян.

(Заслуги его для славянскаго мира).

   I. Св. церковь ныне празднует память св. Кирилла, просветителя славян. Св. Кирилл до принятия монашества назывался Константином. Был у него брат Мефодий. Родом они были из г. Солуня — того самаго, куда ап. Павел писал свое послание; происходили они от родителей благочестивых, которых звали Лев и Мария. Отец вскоре умер, а Константина отдали в училище, где он с любовию занимался науками. На 15 году Константин был вызван в Царьград ко двору в соученики юному царевичу наследнику Михаилу, чтобы примером Константина заохотить наследника к учению и ко всему прекрасному. В числе учителей здесь был Фотий, ученейший муж своего времени, впоследствии патриарх константинопольский. Он полюбил Константина и даже сдружился с ним. Константин успел во всех познаниях, как нельзя более, и за свою ученость получил название философа. Вскоре он был посвящен в священники и был назначен библиотекарем при храме св. Софии, а потом учителем в одном высшем учебном заведении, где назначено ему преподавать философию и языки, которые он знал в совершенстве; но не лежала его душа к жизни мирской, — он искал уединения, желал быть отшельником, для чего и удалился на одну гору в монастырь; здесь сошелся он с братом своим Мефодием, который ранее оставил мир, и вместе с ним проводил время в посте, молитве и ученых трудах. Промысл, неведомо для них, готовил братьев к великому подвигу — просвещению славян.
   В 862 году некоторые славянские князья прислали в Константинополь к греческому императору послов с просьбою прислать просвещенных людей, которые бы сообщили славянам учение Христово и службу церковную на родном славянском языке, так как вера Христова преподавалась славянам этим на языке латинском, для славян непонятном. Царь и патриарх решили на это дело позвать Константина. Константин не отказался. «Хоть я слаб и болен телом, — сказал он, — но иду к славянам с радостию». Но труд этот был нелегкий. У славян не было своей азбуки. Нужно было славянскую азбуку изобрести, и тогда только можно было переложить священныя и церковныя книги на понятную для славян речь. Константин наложил на себя 40-дневный пост и в монастырском уединении молил Бога вразумить его составить славянскую азбуку. Молитва его услышана. Азбука была им составлена. Многия буквы были взяты с греческаго языка, другия изобретены вновь. Константин немедленно приступил и к переводу священных книг, с греческаго на язык славянский. Переведены сначала самыя нужныя. Первыя слова, переведенныя им, были величественныя слова пасхальнаго евангелия: «в начале бе слово и слово бе к Богу и Бог бе слово». Слова, читаемыя в Светлое Воскресение, как бы предвещали и духовное воскресение славянских народов.
   Действительно, скоро славяне стали просвещаться верою Христовою в полном смысле этого слова. В одном месте, как говорит предание, 4500 славян язычников перешли в христианство только потому, что услыхали учение Христово на родном, понятном для них языке. Можно представить, какая вновь между славянами была радость, когда переведены были не только священныя, самыя необходимыя книги, но и богослужебныя, когда и утреню, и литургию, и вечерню стали совершать на понятном славянском языке. Так Константин с братом Мефодием, вместе и порознь, ходили во все славянския земли и разносили это духовное сокровище — священныя и богослужебныя книги на родном языке. Все радовались и благодарили Бога, — князья учреждали училища, давали учеников, которые учились и других потом учили славянской грамоте.
   Не нравилось это только прежним учителям славян латинским и немецким, которые преподавали учение веры и совершали службу на латинском языке и которых теперь христиане, их бывшие ученики, оставляли. Они подняли с Константином спор и говорили, что только на трех языках нужно хвалить Бога — на тех, на которых была устроена Пилатом на кресте надпись — на еврейском, греческом и римском. Константин говорил, что Пилат в этом случае учителем быть не может, — что у царя Давида все народы призываются к хвалению Бога, и Сам Спаситель сказал: идите, научите все народы. То и другое дело предлагается понятно на родном, понятном каждому народу, языке. Долго Константин убеждал их.
   Наконец известие об этом споре дошло и до Рима, до папы. Папа пожелал видеть Константина и Мефодия и вызвал их в Рим. Но он дело их одобрил, положил славянския книги на престоле, сам служил по ним и другим велел служить. Из Рима однакоже не суждено было Константину возвратиться на дальнейшие евангельские труды. Он ранее брата Мефодия созрел для вечности и вот настал конец его жизни. Во время тяжкой болезни он утешен был явлением Господа, звавшаго его в небесныя обители. Больной принял иноческий образ с именем Кирилла и так пробыл еще 50 дней. Наступил час смерти. Простерши руки, Кирилл со слезами молился о возращении церкви Христовой, об утверждении и сохранении в вере и единомыслии славянскаго племени и избавлении его от наветов врагов. «Устрой их, Господи, сильною десницей Твоею, заключил он свою молитву, и покрой кровом крыл Твоих, да все восхваляют и славят имя Твое святое Отцаи Сына и Св. Духа. Аминь». А брата своего Мефодия убеждал не оставлять начатаго дела для славян и говорил ему: «мы, брат, тянули с тобой одну борозду и я, падая на гряде, кончаю свои дни. А ты не оставляй нашего учения, ты этим лучше можешь спастись, чем на любимой тобой горе». Облобызав брата и учеников святым целованием с хвалением на устах Бога, Кирилл мирно почил о Господе 42 лет в 14 д. февр. 869 года.
   II. а) В св. Кирилле поучительно прежде всего то, что он больной, слабый оставляет свое любимое уединение, свой келейный покой, и идет на труды апостольские. — Больной, и идет, — слабый, и однакож не отказывается от трудов, не отказывается потому, что надеялся своим трудом принести пользу, что за грех считал скрыть тот талант, которым обладал. Какая ревност! Какое самопожертвование! Дай Бог, чтобы всегда было больше подобных самоотверженных тружеников для славы имени Христова и для спасения ближняго. Но кто же может быть таким ревнителем? Одни ли пастыри церкви? Нет, каждый, просвещенный верою Христовою, должен быть светом для других. Вы есте свет мира. Тако да просветится свеит ваш пред человеки, говорит Спаситель. Да разумеваем друг друга в поощрении любви и добрых дел, говорит апостол. И ученый, и учитель, и знатный, и богатый, — все должны, кого можно, наставлять, вразумлять, поучать.
   б) Св. Кирилл, ревнуя о душевном спасении славян, изобрел славянскую грамоту для них, каковым безценным изобретением воспользовались и мы, русские, как славянское племя, и перевел на славянский язык все священныя и богослужебныя книги для того, чтобы славяне лучше понимали и усвоивали слово Божие и чтобы с сознанием стояли за службами церковными. Пойми, православный христианин, для чего и тебя учат грамоте и на что ты должен прежде всего употреблять ея знание — на чтение и изучение слова Божия и для того, чтобы с большим пониманием стоять за службами церковными. Но никогда на Руси не было до таких пределов распространено образование во всех классах народа, как ныне, и однакож, что мы видим? Никогда еще не было и такой нелюбви к духовному чтению, как ныне. Бывало псалтирь многие знали чуть не всю наизусть, а ныне вне службы церковной многие ли ее знают и читают? Бывало, четьи-минеи были настольными книгами, целые вечера проводили за чтением их, все семейство наслаждалось слушанием их, а ныне едва увидишь только евангелие, но и оно читается далеко не всеми и имеется далеко не во всех домах. Не берут в руки сокровища небеснаго, не читают слова живаго, чуждаются пищи Божественной, нетленной, этой манны, принесенной с неба Самим Сыном Божиим, не читают даже тогда, когда оно переведено для большаго понимания на русский язык, — скажите: какая ошибка может быть непростительнее и гибельнее этой ошибки? Вместо того, чтобы пить из чистаго источника воду живую, ведущую в жизнь вечную, пьют с услаждением мутную и грязную воду безнравственных и безбожных учений, отвращающих от Бога, жизни святой и наследия царствия небеснаго.
    А служба церковная, которая чрез перевод с греческаго на славянский язык стала так удобопонятна почти во всех частях своих — эта служба много ли услаждает нас? — К несчастию нужно сознаться, что многие за службами в храме совсем не бывают, несмотря на то, что живут на самом близком разстоянии от него. Многие во время праздничной службы предпочитают оставаться дома и заниматься житейскими делами или проводят время во сне. Другие спокойно вместо службы под праздник отправляются в какое-нибудь увеселительное место, или к родным и знакомым, где проводят время в песнях, играх, плясках и других греховных удовольствиях, или к себе приглашают с этою же целию. Служба Божия, которую с такою любовию перевели славянские первоучители на понятный для нас язык, таким образом оставляется, забывается, разменивается на светския удоволъствия. Как глубоко чрез это оскорбляют такие христиане св. первоучителей! Как еще более этого оскорбляют Бога и Христа Его, не почитая дней и действий священных, угождая врагу, служа плоти и греху в такие дни, которые всецело принадлежат Христу!
   III. Убоимся подобнаго надругательства над священным, убоимся Бога, будем чтить дни Господни, возлюбим службу Божию и с радостию пойдем в храм Господень, как только услышим зов в него. Только при такой любви к храму земному, к хвалению Господа на земле, мы с радостию переселимся и в храм небесный, когда наступит час переселения в него. (Сост. по «Воскр. дн.» за 1888 г. № 6). 

Поуч.2-ое. Препод. Марон.

(Обычай прибегать в известных случаях с молитвою к определенным святым имеет для себя законное основание).

   I. Преп. Марон, пустынник сирийский, память коего совершается ныне, подвизался близ города Кира, лежавшаго на два дня пути от Антиохии. Местом для своих подвигов он избрал вершину одной горы, в старину чтившейся язычниками. Сделав это место идольских жертвоприношений местом служения Богу, он подвизался в небольшой хижине, в которой редко, впрочем, бывал, почти всегда оставаясь под открытым небом. Для умерщвления плоти он поднимал тяжкие телесные труды. Бог послал ему дар молитвою и благословением врачевать различные, не только телесные, но и душевные недуги и болезни. Он исцелял больных горячкой, изступленных, одержимых бесом. Он врачевал души от недугов любостяжания, гнева, невоздержания и безпечности, внушал смиренномудрие гордым и справедливость неправедным. — После краткой болезни он с миром отошел к вечной жизни, около 370 года. Жители одного ближняго селения взяли св. мощи его и положили в своем храме, на благословение своему селению.
    Наши предки молились преп. Марону об исцелении от лихорадки.
   II. Братие! Многие из христиан веруют, что в некоторых случаях может испросить им у Бога особую помощь только известный святой. Например, чтобы избавиться от зубной боли, молятся священномученику Антипе; чтобы сохранить скот от падежа ищут помощи у мучеников Флора и Лавра, великомученика Георгия и священномученика Власия; чтобы получить помощь у Господа в случившихся бедствиях и затруднениях земной жизни, просят молитвеннаго ходатайства у св. мученика Трифона; об отыскании покраденных вещей прибегают к мученику Иоанну — воину и т. д.
   а) В этой вере в особую помощь в известных случаях того или другого святого — ничего предосудительнаго нет. Ибо если они веруют, то конечно и с особым с своей стороны усердием и любовию прибегают к тому или другому святому, а в усердии и любви к святым, кроме хорошаго, ничего другого видеть нельзя; а с другой стороны права вера подобных людей и потому, что благодатная деятельность святых иногда получает как бы некое определенное направление. — Если спросим о сем апостола Павла, то можем иметь следующий ответ: вся сия — подаяние благодатных дарований, определение их рода, степени, силы, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет (1 Кор. XII:11).
   Впрочем, как Дух Божий, по безпредельной благости готовый дать всякому человеку всякое благодатное дарование, действительно раздает дарования сообразно с законом правды, — достойным, и, сообразно с законом премудрости, — способным употребить оныя для благих целей: то можно полагать, что вышнее определение рода, степени, силы, пространства благодатных дарований, низпосылаемых верующему человеку, бывает по некоему применению к роду, степени, силе, пространству его свободных духовных расположений, и его подвигов и добродетелей. Нечто подобное сей мысли находим у апостола Павла, когда он о подвигах Самого Иисуса Христа говорит: в немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. II. 18).
   Кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения и действительно приял благодатную помощь к отражению онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно прейти поприще неповиннаго страдания: тот может, и другим искушаемым и подвизающимся помощи; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом вселяется в него сила Христова (2 Кор. XII. 9), и действует не толъко в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом, предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг.
   б) Такое применительное направление благотворной силы святых можно усматривать на опыте в житиях их.
   У преподобнаго Даниила Скитскаго просил помощи некто, тяжко боримый искушением, возставшим против его целомудрия. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды молиться при ея предстательстве. И когда повеленное было исполнено: искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно чрез сию мученицу? — Потому, что она в жизни прошла чрез тяжкое искушение против ея целомудрия и мученически умерла за сохранение целомудрия.
   В житии священномученика Власия, память коего св. церковь совершает 11-го февраля, передается следующий случай.
   У некоторой женщины был единственный сын. Однажды, когда он ел рыбу, рыбная кость остановилась в его горле, и так как, при всех усилиях, вынуть ее оказалось невозможным, то отрок стал невыразимо страдать, лишился голоса и был близким к смерти. Мать взяла его полумертваго, отнесла к св. Власию, положила к ногам его и, разсказавши, что с ними случилось, со слезами начала умолять о помощи. «Помилуй сына моего, вопияла она, раб Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо сей сын мой есть единственныи!» Власий внял мольбам ея, положил руку на уста отроку и, возведши очи свои к небу, стал молиться так: «о, Господи, помогающий всем усердно прибегающим к Тебе! Услыши мою молитву: Твоею невидимою силою исторгни кость из горла отрока сего и исцели его. И еще сделай так, что если что подобное случится с людьми или со скотом, то тем из людей, которые при этом скажут: Боже, молитвами раба Твоего Власия помоги, тем Ты, Господи, ускори на помощь, и подай исцеление в славу и честь святаго Твоего имени!» После молитвы святого отрок стал совершенно здоровым, стал громогласно славить Господа, и святый Власий отдал его матери («Чет.-Мин.а 11-го февраля).
   III. Из этого ясно открывается, что св. великомуч. Власий испросил себе у Бога еще при жизни особый дар исцелений. А если испросил, то почему же и верующим в него не обращаться с особою верою и усердием за известною помощию именно к нему и др. святым? Аминь. (Сост. Г. Д. по проп. Филарета, митр. моск., т. V, с дополн. из др. источн.). 





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря  



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS