Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц август Двадцать седьмой день.

09.09.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Преп. Пимен Великий.

(О неосуждении).
   I. Препод. Пимен, родом египтянин, память коего совершается ныне, родился около 340 года по Р. Хр.. В молодых еще годах он дал обет безмолвия и отречения от мира и стал подвизаться в пустынном скиту, близ Диокла. С ним вместе подвизались и братья его: старший — Анувий и меньшой, неизвестный по имени.
   И так строго содержал преп. Пимен обет свой отречения от мира, что даже от свидания с материю своею он отказался, когда она пришла однажды навестить своих детей в скиту, и только уже по настоятельному убеждению братии Пимен, подойдя к двери, за которою стояла мать его, сказал ей: — «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас; так мы надеемся на человеколюбие Божие!» И утешенная этим обещанием мать оставила скит, не домогаясь более видеть детей своих и не отвлекая их от подвига избранной ими жизни.
   Впоследствии также и правителя египетской области, наслышавшагося о строгом подвижничестве преп. Пимена и пожелавшаго посетить его, преп. Пимен не принял, разсуждая, что если высшия лица мирския будут посещать его, то многие и из простого народа начнут нарушать его уединение, и тогда он подвергнется опасности утратить смирение и впасть в гордыню.
   Между тем преп. Пимен, тяготясь возрастающею славою, избегая почитания людей, скитался в продолжении нескольких лет по разным местам; потом, возвратясь в египетскую пустыню, оставался в ней до самой своей кончины около 450 г., продолжая свое суровое подвижничество, но вместе с тем не оставляя людей своими наставлениями, из которых многия сохранились в писаниях и до настоящаго времени.
   Однажды братия спросили преп. Пимена: «следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» — «Следует, — отвечал преп. Пимен, — если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех»...
   — Я слышу неприличное об одном нерадивом брате, — сказал однажды преп. Пимену один из иноков,— и так соблазняет меня его жизнь, что я даже хотел бы отойти отсюда...
   — А правда ли то, что ты слышал о брате? — спросил преп. Пимен.
   — Правда, потому что мне передал о нем один верный человек...
   — Нет, он не верный человек, — возразил подвижник, если бы он был верный, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего не видел сам, о том не верь и другому, да если и своими глазами увидишь, то не тотчас верь...
   — Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающаго, не обличил его?
   — Я скажу: Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучек изь глаза брата... я исполнил повеление Твое...
   II. Обратим, братия, внимание на это наставление преп. Пимена и будем воздерживаться от осуждения наших ближних, если мы к тому не призваны церковною и гражданскою властию.
   а) Мы в своей частной жизни не имеем никакого права осуждать ближних, — потому что один Бог есть «Законоположник и Судия, могий спасти и погубити» (Иак. 5:12); Он только имеет власть судить неблагодарнаго грешника. «Ты же кто еси судяй чуждему рабу» (Рим. 14:4)? «Стоит он или падает», судить о том не тебе, а Господу его, говорит ап. Павел. «Силен бо есть Бог поставити его». Позволяя себе судить о действиях человеческих, мы чрез это как бы предвосхищаем право Божие. А это не есть ли величайший грех пред Богом?
   б) Мы не должны осуждать нравственное поведение ближних и потому, что не в силах произнесть о человеке правильное суждение. «Кто бо весть от человек», говорит ап. Павел, «яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» (1 Кор. 2:11). Судя о поступках человека, не трудно нам ошибиться в своих суждениях; суд наш будет основываться только на внешних признаках, которые часто не соответствуют внутренним качествам. Предоставим это дело лицам, поставленным от Бога вязать и решить совесть людей по их чистосердечному признанию пред лицом Божиим.
   Быть может в то время, когда мы осуждаем нашего согрешившаго ближняго, он давно в слазах и сокрушении сердца раскаялся пред Богом и испросил у Него прощение. Быть может, осуждая ближняго, мы делаемся орудием клеветников, которых диавол научил говорить ложь на ближняго, чтобы поселить смуту и нестроение между христианами. Быть может, что мы глубоко ошибаемся, решаясь осуждать других за то, за что их нужно нам одобрять и уважать.
   в) Еще более должно удерживать нас от осуждения полное сознание того, что чрез осуждение других мы и от людей и от Бога навлекаем на себя заслуженное нами осуждение. «Не судите», говорит Господь, «да не судими будете» (Матф. 7:1). Часто мы осуждаем ближняго за то, в чем сами виновны и что в себе самих не только извиняем, но и выхваляем. Осуждая таким образом других, не осуждаем ли мы вместе с тем и себя? «Неизвинителен ты, всякий человек», говорит ап. Павел, «судящий другаго; ибо тем же судом, каким судишь другаго, осуждаешь себя, потому что, судя другаго, делаешь то же» (Рим. 2:1) и сам.
   г) Зная невнимательность нашу к самим себе, тот же апостол увещевает нас: «испытывайте самих себя, самих себя изследывайте!» (2 Кор. 13:5). Вот урок для христианина, который должен быть всегда и везде пред его глазами! Вот предмет для его занятий, стараний и попечений! А обращаем ли мы на это должное внимание? Взойти в храмину своей души, разсматривать и изследовать собственные помыслы, пожелания, чувствования и наклонности, — это как бы не наше дело. «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего», говорит Спаситель, «а бревна в своем глазе не чувствуешь?» (Матф. 7:3). Л«ицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек, из глаза брата твоего» (5). Спаситель этими словами научает нас быть внимательнее к самим себе, замечать собственныя слабости, недостатки и погрешности, чтобы тем самым истребить в себе худую наклонность осуждения.
   д) Приведем здесь несколько примеров, показывающих, как грешно осуждать ближних и как святые избегали этого греха.
   Авва Пафнутий разсказывал о себе: «однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, безстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечем и говорит: Пафнутий! все осуждающие братий своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых». (Достоп. сказ. о подвиг. св. отец, стр. 235, 1).
   Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем более заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятию о собственном недостоинстве и безсилии отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближняго. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отец).
   Один инок был довольно нерадив на пути спасения, в постничестве и молитвах. Наконец пришло время разстаться ему с жизнию, и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, безпечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. — «Отчего ты в грозный час суда Божия так безпечален?» спросили они: «мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия; укрепись силою Христа, Бога нашего, и скажи нам, да прославим Его милосердие». — Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: — «так отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них, и ожидал всей строгости суда Господня... Но вдруг ангелы сказали мне: «при всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив», и с этими словами раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу. «Не осуждайте, да не осуждены будете; оставьте, и оставится вам», сказал Господь (Лук. 6:37). («Уч. бл.»).
   «Вот один из самых кратких путей, ведущих к получению прощения грехов, говорит св. Иоанн Лествичник, а именно — «не осуждать!» Если вы не судите, то и вас не будут судить» (Лук. VI:37). («Лествица»).
   Как строгие подвижники благочестия старались всемерно избегать греха осуждения ближних, — это ясно можно видеть из примера одного благочестиваго старца: один инок учинил прегрешение; братия, собравшись разсуждать о его вине, послали за аввою Моисеем; но смиренный старец отказался быть в их совете. Скитский пресвитер приказал сходить за ним вторично и сказать, что братия ожидают его всем собором. Тогда Моисей пошел, но каким образом? — Он насыпал в ветхую корзину песку и понес с собою. «Что это значит, авва?» спрашивали иноки, встречая его. — «Видите, сколько за мною грехов», указывая на сыплющийся песок, отвечал Моисей, — «я не вижу их, а между тем иду совершать суд над другим». Услышав это, иноки ничего не сказали согрешившему брату и безмолвно простили его. (См. «Воскр. чт.» 1888 г., стр. 789).
   е) Но есть, братия, иные случаи, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурно.
   «Думаю, говорит св. Василий Великий, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому «посоветоваться» с другими испытанными в этом, «как исправить согрешившаго», и еще, «когда бывает нужда предостеречь других», которые, по неведению, могут быть не редко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым; тогда как апостол повелевает не примешиваться таковым (2 Сол. 3:14), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр ковач многа ми зла сотвори: от него же и ты себе блюди, зело бо противится словесем нашим» (2 Тим. 4:14, 15). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду». («Творения св. Василия Вел.», т. V, стр. 226—227).
   III. Будем молиться Господу, чтобы Он открыл нам духовныя очи зреть нашу греховность, и силою вседействующей Своей благодати уничтожил в нас злонамеренную и зловредную страсть осуждать братий наших. (Свящ. Гр. Дьяченко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS