Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц декабрь. Двадцать пятый день. Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

07.01.17 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 Поучение 1-ое. Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
(Чему поучают нас обстоятельства Р. Христова?).
   I. О Рождестве Христовом св. Евангелие повествует так: «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе: почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке, на этот раз, стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобнаго места в доме. Она удалилась в вертеп, в который, обыкновенно, загоняли домашний скот: и там родила Сына, Богомладенца Иисуса; Сама спеленала Его, и положила в ясли.
    «Была ночь». Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им ангел Господень, и божественный свет осиял их. Они испугались Но ангел сказал им: «не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: тепер родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленаннаго Младенца, лежащаго в яслях». Вдруг явилось с ангелом множество небеснаго воинства; и слышно было, как они хвалили Бога, и пели: «слава на небесах (царствующему) Богу! и на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам!» Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам!» И нимало не медля пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и Младенца лежащаго в яслях. Тут они разсказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что разсказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за все, что слышали и видели.
    «В осьмый день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное законом обрезание», и дали Ему имя «Иисус», которое преднарек архангел Гавриил во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя.
    «В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы». «Здесь они начали разспрашивать: «где новорожденный Царь иудейский? Мы», говорили они, «видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться ему». Весть об этом дошла и до Ирода. Встревожился идумеянин за престол Давидов, который дали ему римляне. Пришли в смущение и жители Иерусалима: одни, опасаясь жестокой подозрительности Ирода, другие, ожидая каких-то необычайных перемен, которыя, при общем растлении нравов, не обещали им ничего утешительнаго. Ирод собрал синедрион, состоявший из старейших священников и из ученых иудеев, и спрашивал у них: «где следует родиться Христу»? Ему отвечали: «в Вифлееме иудейском». И в подтверждение привели пророчество Михея, который, более чем за 700 лет, предсказал: «и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля, исходи же Его из начала от дней века» (Мих. 5:2). Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал у них, как давно явилась звезда, и, отпустив их в Вифлеем, сказал: «подите, разведайте как можно вернее о Младенце; и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пришедши мог поклониться Ему». Волхвы вышли от царя, и отправились в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели прежде, опять шла пред ними, наконец она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Котораго они ищут. Вошли в дом; увидели Младенца с Материю Его Мариею, и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому что они указывали на царскую власть, божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другою дорогою отправились в свою землю: так повелено было им от Бога в сонном видении.
   В сонном видении является потом ангел Господень Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там пока я не скажу тебе; потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал; ночью же взял Младенца и Матерь Его, и отправился в Египет.
   Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидевши, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужескаго пола, начиная с новорожденных до двухлетняго возраста. Основываясь на показании волхвов, он разсчитывал, что в числе их непременно убиен будет и Христос. Но прошел не с большим месяц, как сам он умер в тягчайших муках. По смерти Ирода ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись в израильскую землю; потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер». Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его, и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус: но услышавши, что, вместо Ирода, воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда итти. Тогда в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкаго и отчасти безпечнаго; и опять поселился в Назарете, от котораго в последствии Иисусу Христу дали наименование «Назарянина», или «Назорея». (См. «Свящ. историю» прот. М. Богословскаго).
   II. Чему же научают нас изложенныя здесь обстоятельства Р. Христова?
   Многим и весьма важным душеспасительным истинам. Остановим свое внимание на каждой из них.
   а) Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых: однако Иосиф и Мария не имели в нем ниже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постояннаго. Провидение, рукою кесаря, привело их в это место, из котораго предопределено было «изыти Вождю Израиля» (Мат. II. 6). Чуждые в земле предков своих, пришельцы в своем отечестве дали отечество Сыну Того, «из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. III. 15). – Христиане! Доколе мы живем в мире с безпечностию граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может вообразиться в нас. Безпокровные только странники находят «Вефиль» и «Вифлеем, дом Божий» и «дом хлеба» животнаго. Только произвольные изгнанники земли приемлются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь отечество в едином Боге и, при всей привязанности к отечеству земному, впрочем весьма естественной и праведной, почитать его только предградием небеснаго.
   б) Иисус, ничего не заняв от мира в Своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственнаго. Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью – пелены, первыми слугами царствия – пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Что же при виде такого «смирения» должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса? – Сила ума, великость духа, знаменитость дел, преимущества званий! я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся вами. Нет высшей мудрости, как отречься от мудрости для Иисуса; нет большей славы, как разделять безчестие с Иисусом; нет избыточнейшаго состояния, как нищета Иисуса; нет иной двери к совершенству и блаженству, как младенчество Иисуса; нет лучшаго украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть себя чуждой всех украшений, подобно яслям Его. – Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы: кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает Своего дела. Смирение и отвержение себя есть основание в нас храма Его: кто более углубляет его, тот выше и безопаснее созиждет.
   в) Одною из существенных принадлежностей рождения Иисусова была чистота Его Матери, не нарушенная взором, ниже мыслию. Она была, как единодушно исповедует церковь, Дева прежде рождества, в рождестве и по рождестве. Взирай на Ея пример стремящаяся к соединению с Богом душа, и виждь в зерцале совершенства Ея твою обязанность. Господь говорит человеку: «даждь Ми», «сыне, твое сердце». Тот, Кто дал нам сердце, не довольствуется большею или меньшею его долею: оно все должно принадлежать Владыке всяческих. Строгая только над собою бдительность может «возвести к блаженному с Ним соединению и удержать в нем: «всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» (Притч. IV. 23). Небесный Жених обручается с мудрыми только и непорочными девами, не дремлющими при его чертоге; девственная, к единому Богу обращенная душа зачинает духовную жизнь и рождает блаженство чистаго созерцания. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
   г) При рождении Христовом ангелы воспевали славу Божию и мир на земли: они воспевают и при нашем возрождении славу благодати и мир человека с Богом. «Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. XV. 7).
   д) Ко Христу приходят с благоговением пастыри и волхвы, несмотря на убожество и неизвестность, которыя отделяли Его, по видимому, от всего мира: так и соединяющийся со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему, столько же неразрывным, сколько непостижимым союзом; тот Дух, Который образует из них единое общество, или паче единое тело, иногда нечаянно, всегда благовременно, сближает их друг со другом, дабы взаимно наставлять и поучаться, утешать и принимать утешение, исповедывать милость и славу Божию.
   е) И. Христу приносятся дары: злато, яко Царю, ливан, яко Богу; смирна, яко мертвому за смертных; но не обещает ли Он и нам, что ищущим царствия Божия «вся приложатся» (Матф. Ѵ40;I. 33)? Не хощет ли «сотворить нас цари и иереи Богу и Отцу Своему» (Апок. I. 6)? Не соединяет ли нашего духовнаго рождения с тою животворящею смертию, после коей «живот» наш будет вместе «с Ним сокровен в Бозе» (Кол. III. 3)? (См. проп. Фил. м. моск. т. I).
   III. О Боже, давый нам Сына Твоего! чего Ты нам с ним не дарствуешь? Дажд только нам родити в себе дух Христов и жити Его жизнию.Тогда пусть и против нас, как некогда против Него, «мятется Ирод и весь Иерусалим с ним»; пусть неистовствует князь века сего, и весь мир вооружается: Ты покрыеши нас в тайне селения Твоего; на воде покойне воспитаеши нас, и чрез ангела завета Твоего введеши нас в гору святую Твою. Аминь. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).

Поучение 2-ое. День Рождества Христова и торжественнаго воспоминания избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков.

(О том, какия чувствования должны возбуждать в нас эти события и к чему они должны располагать нас).
   I. В настоящий день, братия, мы воспоминаем два великия события: одно всемирное – рождение во плоти предвечнаго Сына Божия для спасения рода человеческаго, а другое наше отечественное – избавление церкви и державы российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков.
   Воспоминаемыя ныне события должны возбуждать в нас живую радость и самую искреннюю благодарность Богу за те великия благодеяния, какия Он благоволил оказать нам в них.
   II. а) Сын Божий, по любви к роду человеческому и безпредельной благости к нам грешным, сошел с небес на землю и воплотился ради нашего спасения, дабы научить нас истине и добродетели, избавить нас от грехов и адских мучений за них, освободить от власти диавола и духовной смерти, примирить с разгневанным Богом и открыть нам вход в царство небесное для вечнаго в нем блаженства.
    Можно ли не радоваться такому благодеянию? Оно так велико, что сами ангелы Божии радуются ему и благословляют за него Господа. Это видно из того, что когда родился Христос – Сын Божий, то «внезапно», говорит евангелист, «явилос многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» (Лук. 2:13-14)!
    Но и другое благодеяние Божие, явленное в чудном избавлении нашей церкви и державы от нашествия галлов и двадесяти языков, должно наполнять сердца наши не только радостию, но и чувством искренней благодарности к Богу – Спасителю нашему. Страшный вождь галлов, дотоле непобедимый и предводительствовавший грозными полчищами, пред которыми трепетала вся Европа, в кичливой самонадеянности мечтал уничтожить и сокрушить наше отечество. «Россия, взывал он, увлекается роком к погибели: да совершится судьба ея!» – Что же было бы с нашим отечеством, что было бы с нашею верою и с нами самими, если бы Господь сил не помог нашим отцам и дедам побороть сего страшнаго воителя и уничтожить его пагубный умысел? Вот от какого бедствия избавил нас Бог в годину искушения! Ибо Он, только Он – всемогущий, мог сокрушить непобедимаго врага нашего. Поэтому и мы, братия, воспоминая это дивное избавление нашего отечества от угрожавшей ему погибели, должны с радостию благодарить Бога, заступника нашего, и от души взывать к Нему: «слава Тебе, благодателю нашему!»
   б) Но чем можем мы вполне выразить нашу благодарность Ему, чем можем достойно прославить Его? Нашими славословиями и хвалебными песнями? – Нет, этого недостаточно. В великих событиях, которыя мы ныне воспоминаем, Господь явил нам милость Свою не на словах, а на деле; поэтому и мы должны благодарить Его не словами только, но и делами. Какими? – Разумеется, добрыми: ибо только ими можно истинно прославить Бога, почему и Спаситель говорит нам: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего небеснаго» (Матф. 5:16).
   К таким делам побуждают нас и самыя события, ныне воспоминаемыя. Для чего Сын Божий приходил с небес на землю, поучал нас истине и добродетели и принес Себя в жертву умилостивления за грехи наши? Для того, ответствует апостол, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (Петр. 2:27). Для чего Господь подверг наше отечество сильному испытанию в двенадцатый год и вообще посылает нам бедствия и скорби? Для того, чтобы мы искусились в них, как злато в горниле, – очистились ими от греховных нечистот наших и сделались нравственно лучшими (Мал. 3:2, 3). Об этом свидетельствует и апостол, говоря, что Бог наказует нас «на пользу» нам, «да причастимся святыни Его»,т.е.. чтобы мы были «святы во всех поступках наших», как Он «свят» (Евр. 12:10. 1 Петр. 1:15-16).
   III. Вот высокая и благая цель великих событий, ныне воспоминаемых! Будем же стремиться к ней и постараемся достигнуть ея. Для того не будем предаваться грехам, которые возбуждают гнев Божий и привлекают на нас различныя бедствия (Сир. 9:10); а, напротив, станем украшаться христианскими добродетелями, дабы прославить ими Бога и снискать Его благоволение. По словам апостола, все христиане призваны «к святости» – «на добрыя дела» (1 Сол. 4:7. Ефес. 2:10); но такими делами и святостию жизни преимущественно должны отличаться мы, братия, потому, что мы чада православной церкви и сыны славной Руси, которая издревле называется «святою».
   А Ты, преблагий Господи, не лиши нас Твоего покрова и заступления. Ты явил неизреченную любовь к нам в воплощении Единороднаго Сына Твоего ради нашего спасения и показал великую милость в избавлении нашего отечества от страшных врагов, умышлявших погубить его. Молим Тебя, милосердый, продли Твою любовь и милость к нам на веки и помоги нам быть всегда достойными Твоего благоволения. (Сост. по кн. «Избран. слов. и беседы», Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.).

Поучение 3-е. Рождество Христово.

(Христиане в день Рождества Христова должны принести Спасителю своему дары по примеру восточных мудрецовь: вместо золота – веру, вместо ливана – благодарность и хвалу Богу и вместо смирны – готовность делать добро людям).
   I. Ныне празднуем рождество Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. 5508 лет люди ждали сего события. Все эти тысячелетия Господь готовил мир к событию рождения Спасителя. К концу сих тысячелетий, можно сказать, вся вселенная, и на основании божественных откровений, и вследствие сознания духовных немощей, ожидала небеснаго Искупителя. Событие рождества Христа Спасителя произошло следующим образом. Перед пришествием Его иудеи находились под властию римлян. Император римский кесарь Август приказал сделать всенародную перепись, и каждый из римских подданных должен был записываться въсвоем отечественном городе. Иосиф с обрученною ему св. Девою Мариею происходили из Вифлеема, а жили в Назарете, посему из Назарета отправились в Вифлеем. Не нашедши места в гостинице, они остановились ночевать в вертепе, или пещере, за городом. Здесь и родился Господь и, повитый пеленами, положен был в ясли. Первые узнали о рождении Спасителя вифлеемские пастухи. Им явился ангел и сказал, что родился Христос Господь. При сем они удостоились видеть ангелов, славящих Бога и взывающих: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Они первые и поклонились новорожденному Спасителю, пришедши в пещеру. После них узнали о рождении Спасителя и пришли на поклонение Ему восточные волхвы, т. е. ученые люди, или мудрецы, которые принесли новорожденному Христу дары: золото, как царю, ливан или дорогой ладан, как Богу, и смирну (душистую мазь), как человеку, имеющему умереть.
   II. Мы слышали, братие, что мудрецы восточные, под водительством чудной звезды в Вифлеем пришедшие, воздали родившемуся Христу поклонение, как Богу, и поднесли Ему богатые дары, по чувству своего усердия.
    Что же мы принесем Ему? ибо ради всех нас родился Он на земли. – Да руководит нас в этом деле пример мудрецов, почтивших Господа дарами.
   а) Принесенное ими злато не было только свидетельством о богатстве их дома и страны. Быть может, многие видели чудесную звезду, но только трое узнали в ней указание свыше, и решились последовать за нею в неизвестную страну, на поклонение царю, также для них неведомому. Они могли ожидать, что увидят царя в великолепии. Между тем звезда остановилась над беднейшею хижиною, в которую вошедши, они нашли смиренную Матерь, простаго старца, кроткаго Младенца, среди окружавшаго их убожества. Но вера пришельцев не поколебалась: они, «падше, поклонишася» Младенцу.
    Много в жизни и для нас знамений. укръпляющих веру в воплотившагося Господа. Мудрецы восточные, если б не оставили своей страны, не пришли бы в Иерусалим, не нашли бы в Вифлееме родившагося Царя-Христа. Подобно им люди, ищущие Христа, находят в событиях жизни своей и общественной следы Его благаго промышления; не удаляясь ближних сердцем, оставляют обычаи удаляющие от благочестия; встречаясь с недоумениями, разрешают их по смыслу Божия закона, который, подобно чудесной звезде, есть для нас неугасимый светильник; чтут внешние церковные обряды, в которых заключены высочайшия истины. Такие христиане безбоязненны среди опасностей жизни и, как волхвы в Иерусалиме прямо открыли Ироду цель своего пришествия, они открыто говорят, в Кого веруют и Кого ищут, доколе не придут в ту незримую страну, в которой не нужно будет спрашивать: «где есть рождейся Царь иудейскии?» Это злато веры и есть тот дар, который, по свидетельству апостола Петра, выше злата гибнуща, так или иначе удоботеряемаго (Петр. 1. 7).
   б) Мудрецы восточные принесли Христу ливан, так как обыкновенно воскуряется фимиам пред Богом.
    Будем приносить Богу фимиам благодарности и хвалы. Нынешний праздиик – общее для всех к тому побуждение: «сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет». К стыду нашему, человек в счастии подумать не хочет, откуда ему счастье, а в несчастии повергается в уныние. По сему, наоборот, тем чище будет дар нашей признательности, если и в дни скорбные, при неустройствах семейных, при потерях невозвратимых, не забудем благодарить Спасителя за те утешения, какия Он дает нам в святой Своей церкви, и за те благодеяния, какия неожиданно получали в прежней нашей жизни. С этой точки зрения, прекрасно учреждение, ньшешний день повсюду в православной России исполняемое. Уже восемьдесят пять лет, как Бог избавил ее от врагов, в средину ея вторгшихся; были, по грехам нашим, после того потери и скорби для отечества нашего; но не забыло оно чудной помощи Божией: благодарное за нее молебствие возносится ежегодно, возбуждая и каждаго из нас не роптать в горести, а благодарить Бога за милости.
   в) Третьим даром, который был принесен восточными мудрецами Спасителю, была смирна. Это есть драгоценное вещество, истекающее из аравийскаго дерева. Ея свойство предохранять тела от гниения: потому и умащали ею мертвых. Христу, как Богу, этот дар не был бы приличен: но он был предзнаменование, что Христос, как человек, подвергнется смерти. По выражению песни церковной, волхвы, «как мертвецу, принесли смирну безсмертному» (Стих. празд. на стих. 3).
   Никакого погребальнаго вещества нельзя принести Христу, не только родившемуся, но уже и воскресшему. Но есть смирна духовная, которою мы можем предохранить нашу веру в Него от мертвенности, и которую каждый может приносить, как приятный Ему дар. «Что Мне множество ваших жертв? -» взывал некогда Бог к лицемерным иудеям. «Научитесь добро творить» (Ис. I:11, 17). Явно, что никакой дар не будет Богу приятен, никакая жертва наша не будет жертвою живою, без нашей готовности добро делать людям, служить обществу. Мертво растение без листьев и плодов, мертвы будут наши праздники в честь Божию, если не будем оживлять их благотворениями ближним. Послушаем, чему учит нас один святой отец в праздник Рождества Христова. «В этот день Господь пришел к рабам: да снисходят и начальствующие к своим подчиненным. В этот день нас ради Всебогатый обнищал: да соделает же и богатый беднаго участником своих излишков. В этот день получен нами свыше дар: будем же подавать и мы милостыню неимущим. День сей отверз горнюю дверь мольбам нашим: отверзем и мы дверь свою тем, которые нанесли нам обиду и умоляют о прощении» (Тв. Ефр. Сир. Ч. Ѵ40;И, стр. 310).
   III. Итак, веровать в Спасителя, Его благодарить, делать добро ближним, – вот что мы можем приносить Ему в дар. Не нужно быть мудрецом, чтобы все это иметь и приготовить; но тот не ниже никаких мудрецов, кто действительно сии дары Богу будет приносить. Аминь. (Сост. по кн. «Слова Сергия, епископа курскаго», ныне митрополита Московскаго, Москва, 1870 г. стр. 1–6, с дополн. исторической части из Библейскаго повествования о Р. Хр.).

Поучение 4-ое. Рождество Христово.

(О неизреченной благости Божией к роду человеческому, явленной в рождестве Господа и Спасителя нашего И. Христа).
   I. Рождение во плоти Сына Божия, Христа – Спасителя мира, есть такое событие, за которое должны вечно славить и благодарить Бога не только земная церковь Его, но и небесная, – не только люди, но и ангелы Божии. И подлинно, лишь только И. Христос родился и повит был в яслях вифлеемских, тотчас, говорит евангелист, явилось «множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2:13. 14)! Подражая сему ангелъскому славословию, и земная церковь Божия при воспоминании рождения Христова возносит хвалебныя песни к Богу и радостно взывает к своим чадам: «Христос раждается, славите!»
   II. В рождении Христа-Спасителя открылась неизреченная благость Божия к роду человеческому. – Для чего Сын Божий сошел с небес на землю и родился во плоти нашей? «Нас ради человек и нашего ради спасения»,т.е.. для того, чтобы спасти погибавший от грехов род человеческий. Это краткое понятие о цели пришествия в мир наш Сына Божия ясно уже показывает великую благость Его к нам грешным. Но чтобы еще яснее видеть и живее чувствовать, сколь велика благость Его к нам, представьте, братия, с одной стороны Божественное величие Спасителя, а с другой – ничтожество и развращенность спасаемой Им твари.
   а) Кто те, к которым Господь явил такую благость? Это бренная тварь Его, которая в сравнении с Божественным Его величием маловажнее червя, презреннее праха, сущее ничто!.. Правда, эта тварь столь ничтожная в сравнении с Божественным величием, одарена от Господа такими духовными силами, которыя уподобляют ее ангелам и поставляют выше всех земных творений. «Что есть человек», взывает пророк к Богу, «что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Псал. 8:5-7). Но человек, скажем словами того же пророка, будучи в такой чести, уподобляется скотам несмысленным, а иногда бывает и хуже их (Псал. 48:13. Исаии 1, 3). Животныя и другия творения Божии, на небе и на земле, вполне повинуются Господу и всегда действуют так, как Он им повелел; а человек дерзает возмущаться против Него, не покоряется святой Его воле. Вот какую своевольную, неблагодарную и развращенную тварь Господь пожелал спасти! Вот для какой твари Он уничижил Себя и родился в бренной плоти нашей! Поэтому, судите, как велика Его благость к ней!..
   б) Благость Божия к нам, людям, откроется еще в большем величии, когда мы обратим внимание на то зло, от котораго Господь пришел спасти нас, и на то самоотвержение, какое Он показал в деле нашего спасения. История свидетельствует, что до явления И. Христа в мир наш род человеческий находился в ужасном состоянии. Нравы его были крайне развращены; понятия его о духовных предметах, необходимых ко спасению, были недостаточны и ложны; над ним тяготел гнев Божий за грехи его; ему угрожала вечная гибель по смерти. А что всего хуже, находясь в таком ужасном состоянии, род человеческий не имел сил и средств вытти из него. Растленный умом и волею, он не умел и не мог изобресть, не хотел предпринять и не мог исполнить ничего такого, что служило бы к его спасению. В таком-то отчаянном положении находился он до рождения Христова! Поэтому тот, кто извлек бы его из этого несчастнейшаго положения, очевидно, оказал бы ему величайшее благодеяние. И такой благодетель его был И. Христос – Сын Божий. Он просветил род человеческий, разгнал Своим учением тьму заблуждений его и открыл ему спасительнейшия истины; Он научил людей добродетели, объяснив им в Своих заповедях ея сущность и показав в Своем примере прекраснейший образец ея; Он примирил человека с Богом и чрез это не только избавил его от вечной погибели, но и даровал ему живот вечный, открыл вход в царство небесное, который заключен был для него грехами его. Видите, какое величайшее благодеяние оказал нам Сын Божий Своим рождением во плоти!
   в) Чтобы живее чувствовать цену сего благодеяния, припомним, братия, чего оно стоило Спасителю. Для спасения людей Сын Божий должен был сокрыть лучи Своей Божественной славы и принять на Себя «рабский» – человеческий вид, что было уже великим для Него уничижением (Филип. 2:6-7). Чтоб научить людей истине и добродетели, Он должен был бороться с их предразсудками и страстями, подвергался разным оскорблениям от обличаемых Им в пороках и заблуждениях. Чтоб показать миру образец добродетели в Своем примере, Он благодушно терпел тяжкия искушения и нужды, алкал, жаждал, не имел где главу преклонить, и, при всей невинности Своей, был наветуем и гоним. Наконец, чтоб примирить людей с Богом, Он принес Себя в жертву за грехи их, вменился со беззаконными, умер на кресте позорною смертию!.. Чувствуете ли, братия, как велика Его благость к нам? «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13); но благость, оказанная Им в искуплении рода человеческаго, безконечно превышает и сию величайшую любовь: ибо Он положил душу Свою не «за друзей Своих», а за рабов и тварей, притом самых непокорных, злых и неблагодарных, каковы мы – грешные!
    «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3. 16). Так «и Христос», Сын Божий, «возлюбил нас, что предал Себя за нас в приношение и жертву Богу», воплотился «и умер «за грехи наши» (Ефес. 5:2. 1 Петр. 3:18). (См. Избр. слова Платона, митр. киевск.).
   III. Что же мы, братие, воздадим за такую любовь к нам Господа нашего, чем возблагодарим Его за безпредельную благость к нам? Сами возлюбим Его искренно – всем сердцем нашим, будем исполнять Его св. волю, и неумолкно станем прославлять Его за оказанное нам благодеяние. «Пойте убо Господеви вся земля и с веселием воспойте людие, яко прославися!» Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Поучение 5-ое. Рождество Христово.

(Уроки из евангельскаго события: а) величие Родившагося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?).
   I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшаго с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившагося от Духа Святаго и Марии Девы и вочеловечившагося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечныя обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь. Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившагося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его.
   II. а) И так, кто же этот Младенец, Котораго держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умныя все ангельския силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельския силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.
    Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? Нашего ради спасения (отвечает церковь). Мы погибали под темною державою диавола; мы сидели в стране и тени смертной; мы содержалис в узах адовых... И вот премилосердый Владыка, создавший нас в начале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть, как мучит диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и «сердца, привязанностию к земному, различными грехами и беззакониями и прелестию идолопоклонства, – пришел державно избавить нас от работы вражией.
   О, премилосердый наш Господи! нашего ради спасения в вертепе ныне родивыйся и во яслех возлегий, – славим мы, недостойные рабы Твои, Твое спасительное о нас промышление, – покланяемся и Твоей по плоти Пречистей Матери, послужившей такому страшному таинству.
   б) Но как же нам должно, братия воспользоваться к нашему спасению таким превысочайшим даром любви и милосердия к нам Отца небеснаго? Как нам достойно принять Сына Божия?
   А что делают дети, когда родители принесут им какой либо драгоценный, прекрасный и блестящий подарок? Они бросают прежния свои игрушки и всем сердцем прилепляются к этому драгоценному и прекрасному подарку, ни во что вменяя свои прежния излюбленныя вещицы. Что делает купец, ищущий добрых бисеров и «обретший один многоценный бисер» (Матф. 13:46)? Он идет и продает все, что имеет, и покупает его. Так должны поступать, возлюбленные братия, и мы: в Вифлееме, в вертепе возлежит единородный Сын Божий, принявший на Себя плоть человеческую и воплотившийся ради нашего спасения; там возлежит наш драгоценный бисер – Христос.
   Как дети оставляют свои прежния забавы при виде новаго и драгоценнаго дара: так и мы постараемся оставить свои, свойственныя одним неразумным детям привязанности к земным вещам, и всем сердцем прилепиться к Богу, источнику живота. Как купец, ищущий добрых бисеров и обретший один многоценный бисер, идет и продает все, что имеет, и покупает его: так и мы променяем все земныя блага на один драгоценный бисер – Христа. «Все почтем», с апостолом, «за сор, да Христа приобрящем» (Филип. 3:8), и вселим Его в сердцах своих. Дар безценен: стоит того, чтобы на него и весь мир променять; ибо, приобревши Христа, мы приобретаем вечную жизнь и вечное блаженство; а потерявши Его, потеряем все: не узрим живота вечнаго, и гнев Божий на нас будет пребывать во веки веков.
   III. Итак, братия, горняя мудрствуйте; а не земная (Колос. 3:2). Христос на земли: возноситесь мыслями и сердцами на небеса, а не прилепляйтесь к земному, не служите похотям плотским. В противном случае горе нам за нерадение о спасении. Чем больше подано нам было средств к спасению: тем больше с нас будет взыскано за нерадение о спасении, за нехотение пользоваться этими средствами. «Как мы убежим от гнева Божия?» (Лук. 3:7). О, сколько нерадящих о спасении к великому прискорбию св. матери церкви! Как много погибающих волею, которые отвергают Спасителя и своими делами ни во что вменяют Его сошествие на землю, Его житие на земле, Его учение, Его чудеса, Его страдания и смерть за нас.
    «Гордые» и следующие своему кичливому разуму ни во что вменяют Его сошествие на землю, считая в ослеплении своего гордаго ума и сердца ненужным Его пришествие; «неверующие, -» ни «во что ставят Его пришествие; всем сердцем «преданные только земному», сребролюбивые, завистливые, враждующие, пьяницы – ни во что ставят Его сошествие на землю; все неисправляющиеся и нераскаянные грешники – ни во что вменяют Его пришествие. Но горе тем, которые Сына Божия попирают своим маловерием и неверием и пристрастием к земному: их пожрет вечный огонь геенны: «всем неверным часть им в езере горящем огнем и жупелом» (Апок. 21:8).
   Господь да сохранит нас всех в настоящий праздник от всякаго греховнаго дела. О, если бы все провели наступивший праздник в воздержании, чистоте, богомыслии, в делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, в пустоделии и непотребстве, не в чревообъядении и в других разных грехах. Братия, время нам праздновать праздники разумно, благочестиво, а не безумно, не в нечестии всякаго рода, не по-язычески. Да будет праздник наш угоден Спасителю, чтобы рожденный Младенец-Христос явился нашим Спасом чрез веру в Него, чрез покаяние наше и чрез добрыя дела наши. Аминь. (Сост. по проповед. о. I. Сергиева, кронштадтскаго).

Поучение 6-ое. День Рождества Христова.

(Уроки, предлагаемые евангельским сказанием о поклонении волхвов родившемуся И. Христу: а) непостижимость тайны воплощения и б) какие дары принести родившемуся Спасителю?)
   I. Волхвы, «пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею, Материю Его, и падше поклонишася Ему; и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары» – «злато, и ливан, и смирну». (Мф. 2:11).
   Когда вы слышали слова эти в евангельском чтении, подумали-ль, братие, почему церковь, прославляя ныне Рождество Господа нашего Иисуса Христа, положила читать на литургии евангелие не о рождении Иисуса Христа, а о поклонении волхвов Иисусу Христу? Вдумайтесь, и вы увидите в этом назначении разумную цель.
   II. Что за люди – эти волхвы? Это были мудрецы, – по преданию, из царскаго рода, – устремлявшие взоры свои в необозримое звездное небо и наблюдавшие за течением светил небесных. Они думали, что явление в мир, почти всеми ожидаемаго, Властителя и Преобразователя вселенной, имеющаго произойти из Иудеи, не может не ознаменоваться каким-нибуд необычайным явлением в светилах небесных. По особенному действию Промысла Божия, они не обманулись в своих ожиданиях. С радостию поспешили они за путеводною звездою; по ея указанию, нашли то место, где родился Богомладенец, в глубоком смирении преклонили пред Ним свои колена и, открывши сокровищницу, с почтительностию поднесли Ему дары, как Царю и Богочеловеку.
   Не правда ли, братие, какой глубоко назидательный пример представляет нам на нынешний день св. церковь в этих мудрецах?
   а) Во-первых, из примера восточных мудрецов, с благоговением преклонившихся умом и сердцем пред Спасителем мира, научимся, возлюбл. братия, не мудрствовать много там, где не следует много мудрствовать, но будем видеть в рождении Спасителя «таинство странное и преславное», превосходящее наш ограниченный ум. Таинство странное вижду и преславное: небо вертеп, престол херувимский – Деву, ясли вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, так воспевает ныне церковь (9 песнь кан.). «Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти», говорит св. апостол Павел (1 Тим. 3:16). Да, тайна воплощения Сына Божия великая и непостижимая тайна. Сын Божий, Владыка неба и земли, везде сый и вся исполняяй, оставаясь Богом, в определенное время является на землю и, родившись безсеменно от Девы Марии, становится подобным нам человеком, так что в этом случае небом Ему служит вертеп, престолом – св. Дева, и ясли вмещают в себе невместимаго Бога.
    Как бы вы умны и учены ни были, сколько бы вы ни старались проникнуть в эту непостижимую тайну нашей веры; умом своим ничего не постигнете. Потому-то и св. церковь, представляя нам в пример восточных мудрецов, как бы так говорит этим: «не мудрствуйте много там, где не следует мудрствовать, – не забывайте, что ум ваш очень ограничен и едва уразумевает вещи постижимыя, что и на земле-то для него очень много тайнаго и необъяснимаго; не беритесь же смело и дерзко судить о вещах непостижимых. С глубоким благоговением преклонитесь и умом, и сердцем пред воплотившимся Сыном Божиим – Спасителем нашим. Христос раждается: прославляйте Его; Христос грядет с небес: встретьте Его с подобающею честию».
   б) По примеру восточных мудрецов, принесших новорожденному Спасителю мира свои дары, принесем и мы Ему свои дары.
   аа) Постараемся принести Ему лучший дар с нашей стороны – преданность Его воле и закону. Постараемся воплотить в себе, в своей жизни и деятельности, закон Христов. Не прихоти свои и расчеты, не обычай света, не моду поставим для себя законом, особенно в наступающие святые дни, а правила, преподанныя нам Спасителем. Во всех делах своих – важных и неважных, – в самых развлечениях, не забудем, что мы носим имя христиан и, потому, должны уже оставлять обычаи наших предков – язычников.
   бб) А так как грехов трудно избежать и нам христианам, то принесем, поэтому, другой дар нашему Спасителю: искреннюю, усердную молитву о помиловании нас грешных. Сшедший с небес нашего ради спасения всегда готов принять нашу молитву и даровать нам спасение. «Просите и дастся вам», сказал нам Он Сам (Мф. 7:7). Мы будем слишком безпечными и виновными, если не воспользуемся теми милостями, которыя ниспосылает нам Бог.
   III. В заключение, братие, воспоминая ныне избавление нашего отечества от нашествия врагов в 1812 году, помолимся усердно Господу, да сохранит Он нашего державнаго, Богохранимаго Государя Императора и весь царствующий Дом от всех козней вражиих, да укрепит Он наше христолюбивое воинство и подаст всем нам мир, тишину и изобилие плодов земных. Аминь. (Сост. по кн. «Слова, поучения и речи» прот. Е. Мегорскаго).

Поучение 7-ое. Рождество Иисуса Христа.

(О воплощении Бога Слова).
   I. Ныне празднуется Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Многократное обетование Божие о пришествии на землю Спасителя непреложно исполнилось в 5508 году от создания мира. Пресвятая Дева Мария, обрученная старцу Иосифу, жила в его доме, в Назарете. В девятый месяц после благовестия архангела, Она с Иосифом, во исполнение императорскаго указа о переписи, пришла в отечественный город Вифлеем. Здесь, в одной из загородных пещер, 25 декабря месяца Пресвятая Дева родила обетованнаго Спасителя мира. Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли. В эту ночь пастухи, близ Вифлеема, пасли свои стада. Вдруг осиял их свет небесный, и ангел, явившись к ним, сказал: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне, в городе Давидовом, родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащаго в яслях». Едва ангел сказал это, как явилось многочисленное воинство нсбесное, которое славило Господа и восклицало: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда исчезли ангелы, пастухи сказали друг другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришедши в Вифлеем, они нашли Младенца, лежащаго в яслях, поклонились Ему и потом разсказали всем, что слышали. В это время пришли в Иерусалим волхвы (или мудрецы) с востока. Они знали, что ожидается пришествие Царя, Мессии, и старались узнать по звездам время Его рождения. Господь указал им на небе особенную, чудесную звезду, следуя за которой, они пришли в иудейскую землю. Царь Ирод, услышав, что они спрашивают о новорожденном Царе иудейском, очень встревожился, потому что, с восшествием на престол царя – потомка Давида, он, как иноплеменник, будет лишен престола. Собравь первосвященников и книжников народных, он спрашивал у них, где должно родиться Христу. Они сказали, что, по пророчеству Михея, он должен родиться в Вифлееме. Ирод послал волхвов в Вифлеем и велел им, идя оттуда, зайти к нему, чтобы и он мог поклониться новорожденному Царю. Волхвы, руководимые звездою, дошли до Вифлеема, поклонились Господу и принесли Ему дары: золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как человеку. Потом, получив во сне откровение – не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Узнав об этом, Ирод велел в Вифлееме и в окрестностях его избить всех младенцев, от двух лет и моложе. Но Богомладенец Иисус был спасен от смерти: по наставлению ангела, Иосиф с Мариею и Младенцем отправились в Египет и прожили там до смерти Ирода. Между тем Ирод, осмеянный волхвами, избил до 14-ти тысяч невинных младенцев, которых церковь ублажает, как мучеников за Христа. По смерти Ирода, Иосиф, по внушению ангела, возвратился в землю Иудину; но, убоявшись Иродова сына, Архелая, поселился в галилейском городе Назарете.
   II. Итак, Слово (т. е. Сын Божий) стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Иоан. I:14). В этих кратких словах заключается вся высота и глубина преславнаго таинства, торжествуемаго св. церковию. «Слово плоть бысть»: второе Лице Пресвятыя Троицы, Божественное Слово, рожденное прежде всех век из сущности Бога Отца, соединилось ныне с человеческим естеством в лице Спасителя нашего, и соединилось, как учит св. церковь, «нераздельно, неслиянно» и «непреложно».
    «Нераздельно», так как Божество и человечество, соединившияся в Иисусе Христе, никогда не престанут составлять одного лица; Он вечно пребудет тем, чем соделался ныне – Богом и человеком.
    «Неслиянно», так как Божество и человечество не слиялись при сем в одно какое либо естество новое, но продолжают составлять два отличныя естества, соединенныя только в одном лице Богочеловека.
    «Непреложно», ибо ни человечество не преложилось в Божество, ни Божество не пременилось в человечество; то и другое естество сохранило все свойства, без коих быть не может. Вследствие такого единственнаго и чуднаго соединения Божества с человечеством, Иисус Христос есть истинный Бог, во всем равный Отцу и Духу Святому, и вместе есть истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. «Слово» – «плоть бысть!»
   Углубляться в эту тайну своенравным разумением, изследовать, каким образом безпредельное Божество могло принять навсегда образ бреннаго человечества, значило бы уничижать высочайшую тайну воплощения и усвоять слабому разуму человеческому такую способность и силу, коих он никогда не имел. Еще апостол Павел явление Бога во плоти назвал тайною, превышающею все наше разумение. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1 Тим. 3:16)!
   Впрочем, мы не должны отвращать внимания нашего от таинства воплощения потому, что оно непостижимо. Вера в соединение Божества с человечеством в лице Спасителя нашего служит основанием нашего спасения; с нею нераздельно соединены все догматы христианские; от нея должны получать силу и жизнь обязанности наши; в ней источник упований самых утешительных, а посему христианин не только может, но и обязан для блага души своей постоянно содержать в уме своем ту великую истину, что Спаситель его есть Бог и вместе человек. Слово Божие требует только, чтобы мы размышляли о сей истине как должно, – не увлекаясь безразсудною пытливостию разума, не поставляя его мерою премудрости Божией.
   а) Искупитель наш есть Бог всемогущий; итак, христиане, нечего опасаться врагов спасения, врагов истины и добродетели. Хотя бы все силы ада ополчились против тебя, ты, доколе не изменишь своему Спасителю, совершенно безопасен: ибо теб никто не может похитить из рук Его – Всемогущаго! – Он, если то нужно, «потрясет не только землею, но и небом» (Евр. 12:26), но не оставит души твоей во аде, «не даст, преподобному Своему видеть истления» (Псал. 15:10). Искупитель наш есть Бог, верный во всех словах Своих; итак, христианин, верь, твердо верь славным и величественным обетованиям Его, как бы они ни казались превышающими твою нынешнюю нищету и самое разумение твое: скорее прейдет небо и земля, нежели останется без исполнения хотя одно слово Его. Он обещал побеждающаго посадить с Собою на престол славы; – и ты, «если постраждешь, яко добр воин Христов, за правду» (2 Тим. 2:3), будешь, непременно будешь сидеть некогда с Ним на сем престоле, хотя бы во всю жизнь твою не имел где подклонить главы, хотя бы все почитали тебя за отребие мира.
   Что заставляло мучеников презирать все могущество царей и владык земных, всю лютость мучителей, не только не убегать, даже искать смерти? То, что Спаситель, ради Коего приносили себя в жертву, не слабый человек, коего власть не может простираться за пределы сей жизни, но Бог правосудный и всемогущий, Который не может «забыть подвига любви, подъятаго во имя Его» (Евр. 6:10), не может оставить победителей без венца победнаго. Что, братие, и ныне услаждает многострадальную жизнь тех, кои, взыскуя небеснаго отечества, скитаются в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных? То, что они, подобно Моисею, «видят невидимаго» (Евр. 11:27) для плоти и крови Спасителя, и уверены, что Он, как Сердцеведец, видит все их слезы, слышит все их вздохи, и, как Всемогущий, устрояет для них обители в светлом дому Отца небеснаго. «Отними истину Божества Иисуса Христа, говорит Афанасий Великий, и падет апостольство, мученичество, подвижничество». Так! ибо и апостолы, и мученики, и подвижники текли и текут не во след человека, а во след единороднаго Сына Божия. Так! ибо все ревнители благочестия почерпали и почерпают утешение в той истине, что Спаситель, в Коего они веруют, есть Бог истинный, Который всегда может «спасать приходящих чрез Него к Богу» (Евр. 7:25).
   Истина утешительная! Но, братие, как мало и как немногих из нас утешает она! Входит ли кто-нибудь в родство с сильными земли, успевает ли кто-нибудь заслужить внимание высших его: какая после того радость и торжество! весь мир кажется ему ниже его! А радостнейшая весть, что Бог, Сам Бог благоволил ныне вступить со всеми нами в родство самое ближайшее, сия весть не трогает сердец, колеблющихся до основания при самом легком звуке чести!
   Искупитель наш есть Бог, «благословенный во веки» (Римл. 9:5): итак какого повиновения Его заповедям, какой верности Его слову не потребно со стороны искупленных Им? Как Бог всемогущий, Он даровал нам Своею божественною силою «все потребное к жизни и благочестию» (2 Пет. 1:3); как Бог всеблагий, Он послал в сердца наши Духа Святаго со всеми благодатными дарами; как Бог премудрый, Он дал к созиданию нашему апостолов, учителей, пастырей. Для нас уже нет столь высокой добродетели, нет столь труднаго подвига благочестия, к совершению коих мы не были бы обязаны. Нет уже для нас и столь опаснаго искушения, столь упорнаго навыка ко злу, коих нельзя было бы нам победить. С нами Бог; а посему нам уже должно быть всегда с Богом. С нами Бог; а посему нам должно быть праведными и благими, как Он благ и праведен. Что же будет с нами, если мы будем поступать (как и поступаем) напротив? Что будет с нами, если беззаконною жизнию соделаем для себя безплодным воплощение Бога, если своими злыми делами второе распнем Сына Божия? «Муки вечныя, – восклицает при сей мысли один благочестивый писатель, – вы мне кажетесь велики, когда я представляю себе слабость греховной природы человеческой, но вы мне кажетесь малы, когда воспоминаю, что грешник, осужденный на вечныя мучения, попрал предвечнаго Сына Божия».
    б) Искупитель, пришедший спасти нас, будучи Богом, есть вместе и человек, во всем, кроме греха, нам подобный.
   После сего можно ли нам не исполняться радости, видя, что бедное естество наше удостоилось чести соединиться в лице Искупителя нашего с Самим Божеством так, что в нем обитает теперь «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9)? Как нам не радоваться, видя, что на славном и превознесенном престоле Божества, куда мы грешные без страха не смели и очей возвести, возседит ныне во всем подобный нам, кроме греха? – Бедная плоть, жилище греха и смерти, при всей слабости твоей и наклонности ко греху, я не могу теперь уже взирать на тебя с отвращением, котораго ты сама по себе заслуживаешь. Нет, ты освятилась, когда Святейший святых соединился с тобою. В Адаме естество мое низпало, в Искупителе превознесено. В прославленном человечестве Господа моего я имею несомненный залог, что и мое бедное человечество некогда прославится, что и мое смертное облечется безсмертием. Где Глава, там будут и члены; где Первенец, там явятся и меньшие братия; где Предтеча – Иисус, там соберутся и Его последователи. «Наше жительство», писал некогда апостол Павел к филипписеям, «на небесех есть, отонуду же и Спасителя» нашего «ждем» (Фил. 3:20). Почему усвояется жительство на небесах тем, кои еще жили на земли? Потому, – как разсуждает тот же апостол в другом месте, что – там, на небе, живет Господь Иисус, а в Нем живем уже и все мы. Что же, божественный апостоле, что будет следствием сего чуднаго сожительства нашего со Христом? То, ответствует он, что Господь не только «преобразит уничиженное тело наше», дабы «оно было сообразно Его преславному телу» (Фил. 3:21), но и посадит всех нас на том престоле, на коем Он возседит теперь Сам (Апок. 3:21).
   Величественные виды открываются нам в будущем от того, что Божественный Искупитель наш есть подобный нам человек!
    Но, в то же время, человечество Его содержит в себе все, что нужно к воодушевлению нас и среди настоящих наших бедствий. Чтобы яснее и раздельнее видеть это, припомним одну из целей, для которых, по учению апостола Павла, Бог Отец благоволил, чтобы возлюбленный Сын Его соделался подобным нам человеком. Он должен был во всем уподобиться «братии», то есть, всем нам, между прочим потому и для того, «да милостив будет и верен Первосвященник в тех, яже к Богу, воеже очистити грехи людския: в немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. «2», 17, 18). То есть, премудрость и любовь Божия как бы опасались, чтобы Ходатай наш не был немилосерд к нам, если Сам не испытает наших искушений, и для того определили Ему принять плоть нашу!.. Можно ли было больше и сильнее сего утешить и ободрить слабость нашу?
   III. Теперь смело каждый из нас может вопиять к своему Спасителю о помощи. Он Сам и«скушен был по всяческим» (Евр. 4:15), знает все немощи нашего естества, ведает, как тяжело слабому духу возноситься над плотию, как трудно поврежденной природе нашей сражаться с грехом. Он Сам был озлобляем, гоним, не имел где подклонить главы; Сам вопиял о помощи, когда был оставлен Отцем на кресте. После сего возможно ли, чтобы Он не услышал и не послал утешения тем, кои будут вопиять к Нему? Чтобы забыл, так сказать, цель собственных искушений, собственных страданий? И ангелы, которые сами никогда не страдали, милостивы: Он должен быть еще милостивее. И ангелы, кои сами никогда не просили о помощи, готовы помогать: Он должен быть еще готовее. После сего нет никакой причины роптать нам на немощи наши и страшиться искушений: мы слабы, но Спаситель наш есть Бог крепкий, а мы имеем в Нем не такого Первосвященника, Который не может страдать с нами в немощах наших, но Который, подобно нам, испытал все, кроме греха. Посему, заключает апостол, и должны смело приступать к престолу благодати, дабы «получить милость и обрести благодать» всякий «раз, «когда» только «будет нужна помощь» (Евр. 4:16). (Сост. по еванг. повеств. о рождении Спасителя и пропов. Иннокентия, архиеп. херс. т. 1 изд. Вольфа, стр. 100–110).
14   Это слово, довольно обширное в виду важности своего содержания, удобно может быть разделено на два поучения; второе можно начать с того места, где стоит буква б), пропустив отд. а).






Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS