Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц декабрь. Двадцать третий день. Преподобный Нифонт.

05.01.17 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Преподобный Нифонт.

(Уроки из его жизни: а) опасность худого товарищества и б) необходимость увещевать ко спасению ближних, находящихся в опасности нравственно погибнуть).
   I. Преподобный Нифонт, память коего ныне, жил в IV веке; в отрочестве он был благочестив, добр, тих, кроток и любил посещать церковь. Когда же он начал приходить в юношеский возраст и лишился опытнаго наставника, а затем сблизился с дурными товарищами, то начал поступать по своему уму-разуму, как вздумается, и таким образом мало-помалу добрый характер его испортился. Но Бог явил ему Свое милосердие и в одно мгновение пробудил в нем чувство раскаяния. Однажды пришел к Нифонту друг его – Никодим. Поздоровавшись, он посмотрел на лицо своего приятеля и сильно ужаснулся. Оба друга молчали. «Что ты смотришь на меня, как на незнакомаго?» заговорил Нифонт. – «Поверь мне, друг, отвечал Никодим, я никогда не видал тебя таким, как теперь; лице твое черно, страшно и ужасно». Услышав это, Нифонт живо припомнил свое поведение, закрыл лицо руками и начал плакать. Раскаяние его было чистосердечное. Он стал усердно молиться и вести жизнь благочестивую, распиная плоть свою со страстьми и похотьми страхом суда Божия. Наконец за святость своей жизни он впоследствии, по указанию Божию, был избран во епископы кипрской церкви. Во время смерти лице его просветилось и исполнилось особенной привлекательности и радости.
   II. Жизнь препод. Нифонта дает нам, братие, много поучительных уроков.
   а) Из нея мы видим, во-первых, весь вред для нравственной жизни худого товарищества. Пока у Нифонта был опытный и добрый наставник, он был кроток, тих, послушен и вообще благочестив; когда же он лишился своего благочестиваго наставника и подпал влиянию развращенных товарищей – он стал ходить по путям своих плотских похотей и предался порочной жизни.
    Слово Божие сильно предостерегает людей от сближения с дурными обществами.
   аа) Остерегая от развратнаго сообщества и соблазнителъных бесед, премудрый Соломон решительно говорит, что такия беседы и сообщества неизбежно гибельны.
    «Может ли кто взять себе огнь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (6. 27, 28). Св. ап. Павел пишет: «тлят обычаи благи беседы злы» (1 Кор. 15:33),т.е.. худыя общества развращают добрые нравы.
   бб) Тоже свидетельствуют и все те, кто на себе горьким опытом испытал гибельность влияния худого товарищества. Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: «я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько безстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у них безчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил я по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи, как будто это был драгоценнейший бальзам. Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, ибо я, бедный, шел за ним везде с радостию». Отчего же происходила такая слепота? «О, враждебное дружество! – продолжает Августин; – ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому зло, но без намерения, для одной шутки делают зло. Ах! бывало только скажут: пойдем с нами, сделаем то или это, – и я стыдился не предаваться всем порочным увлечениям». («Воскр. чтен.»).
   б) Из жизни препод. Нифонта мы, во-вторых, видим, как драгоценно бывает увещание к исправлению жизни, если оно преподается от души доброй и дружеской, или же если оно вообще совешается в духе христианской любви и взаимнаго назидания.
   Когда Никодим, друг Нифонта, при виде мрачнаго лица его, на котором отпечатлелась порочная жизнь его, выразил справедливое свое изумление и даже ужас, этого было достаточно, чтобы пробудить в Нифонте дремлющую совесть и обратить его на путь нравственнаго исправления.
   Так должны делать и мы при виде наших ближних, готовых нравственно погибнуть.
   Св. Иоанн Златоуст, убеждая мирян разделять с ним, труды и заботы о спасении братий, желает, чтобы они предавались этому делу со всею горячностию любви, и чтобы они не оставляли этого дела, когда не видят плода от своего усердия. «Не видишь ли, говорит он, как отцы, нередко отчаявшись уже в жизни своих сыновей, садятся при них, плачут, горюют, целуют их, делают все, что зависит от них до последняго издыхания? Это и ты делай с братом. Они плачем и слезами не могут ни прогнать болезнь, ни отклонить угрожающую смерть: а ты нередко можешь, с терпением и настойчивостию, привлечь и возставить слезами и плачем душу отчаянную. Ты советовал, и не убедил? Плачь и трогай его часто; стенай горько, чтобы он, устыдившись твоей попечительности, обратился ко спасению... Не должно отвергать и оставлять в небрежении и тех, которые страждут неисцелимою болезнию, хотя бы мы предвидели ясно, что они, и после многаго о них попечения и наставления, не принесут никакого плода. Если слово это кажется вам странным, мы докажем верность его тем, что сделал и сказал Христос. Мы, люди, не знаем будущаго, и потому решительно не можем сказать о слушателях, убедятся ли, или не убедятся они нашими словами; но Христос, ясно зная то и другое, не преставал до конца исправлять того, кто имел оказаться непослушным Ему». (Бес. о Лазаре 1, 5, стр. 24–25).
   «Одни безсловесныя не заботятся о ближних и не имеют никакого понятия о других», говорит тот же св. отец церкви. Нет больше доказательств любви, как не презирать заблуждающих братьев (18 бес. на послан. к ефес.). «Когда ты увидишь, говорит тот же святитель, что кто либо нуждается в душевном и телесном врачевании, не говори сам себе: почему такой-то и такой-то не излечил его? Но сам избавь больного от недуга, и не требуй от тех отчета в их небрежении о нем. Ибо, если ты прольешь на него, как елей, слово учения, если обвяжешь его кротостию, если уврачуешь терпением, то он обогатит тебя более, нежели какое либо сокровище. «Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши, говорит Господь» (Иер. 15:19). Что может сравниться с сим? чего не может сделать ни пост, ни возлежание на земле, ни всенощныя бдения, ни что либо другое, то делает попечение о спасении брата. Подумай, как часто уста твои грешили, сколько произносили непристойных слов, сколько богохульств, сколько ругательств, и – ты непременно примешься за попечение о падшем, потому что чрез одно дело можешь очистить всю такую нечистоту свою. Что я говорю: очистить? – ты сделаешь уста свои устами Божиими. Что может сравниться с этою честию? Это не я обещаю: Сам Бог сказал, что, если хотя одного кого либо изведешь, то уста твои будут яко уста Моя – чисты, святы. Итак не будем безпечны в разсуждении братьев, но позаботимся о спасении их». (6 бес. против иудев).
   «Если вы увидите слепца, стоящаго на краю бездны, не поспешите ли вы предотвратить его от падения? говорит тот же св. отец церкви, в другом месте. Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи?» (Св. Злат. «беседа 16 к народ.») «Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудившихся». (Св. Злат. orat 5. adи. jud.). Я, говорит Господь, сотворил небо землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила; вы можете сделать подобное, озаряя вашего ближняго светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным». «Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным». (Св. Злат. «бесед. 3 на быт.»). (Гал. 6:1. 1 Иоан. 3.18 1 Петр. 2. 9. 12. Иак. 5:20. Иезек. 3:18).
   «Проповедание истины другим больше молитвы, говорит св. Григорий Двоеслов; обратить грешника на покаяние большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а воставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний евангелия; воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многи силы сотворил он учением своим». (Пролог 29 февраля).
   «Если утоливший чашею воды жажду тленнаго тела ближняго своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом; кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог безсмертной душе, во время ея духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати?» учит святитель Филарет, митрополит моск. (См. проп. Филарета м. м.)
   III. Бог молитвами препод. Нифонта да поможет нам назидать друг друга к созиданию тела Христова, и споспешествовать всем становиться наследниками царствия небеснаго. (Св.. Гр. Дьяченко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS