Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц декабрь. Первый день. Св. праведный Филарет милостивый.

14.12.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-ое. Св. праведный Филарет милостивый.

(О раздаянии милостыни).
   I. Св. праведный Филарет, память коего совершается ныне, прозванный «милостивым» за свое особенное милосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагонии, в городе Амни, при царе Константине и матери его Ирине, в ѴIII-м веке. Он был женат и имел детей. Св. Филарет происходил от благородных и благочестивых родителей и был очень богат, но не наслаждался богатством. Постоянно помышляя о будущей жизни, любил нищих и убогих и раздавал им щедрую милостыню. И вообще, кто чего ни попросил бы у него, никому не было отказа. Господу угодно было испытать св. Филарета в терпении, как некогда праведнаго Иова. Дикий народ — арабы напали на Пафлагонию, ограбили жителей, и у св. Филарета осталось только два вола, одна корова и дом, где он жил. Но святой не горевал о своей потере, а, подобно Иову, предался воле Божией и не переставал помогать бедным последним своим добром. Так отдал сначала одного, а потом и другого своего вола поселянам, у которых пали волы на поле; отдал и корову, даже и с теленком, чтобы не разлучать теленка с матерью; отдавал свою последнюю одежду и хлеб. Жена и дети роптали на святого, но он утешал их, говоря пророчески: «у меня, в одном месте, есть так много сокровищ, что если вы проживете еще сто лет, будет для вас всего довольно». И действительно Господь возвратил Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить сына своего Константина, велела собрать со всего царства знатных и красивых девиц, чтобы выбрать из них невесту Константину. В числе невест была представлена во дворец одна из внучек Филарета, Мария. Она понравилась царю больше всех, и сделалась царицею. Св. Филарет возвысился и снова разбогател, и тогда сбылась его надежда на Господа. Жена и дети сознались в своих оскорблениях, деланных ему, и просили прощения. Св. Филарет, и возвысившись, не переставал быть смиренным и добрым. Однажды он велел своим домашним устроить обед для царя и вельмож, но привел на обед нищих и увечных и сам угощал их, сидя вместе с ними. Пред смертыо завещал детям жить так же, как жил он — быть благочестивыми и добрыми к бедным и нуждающимся. Много слез было пролито на могиле св. Филарета: плакали и рыдали все нищие и убогие. При гробе его совершилось множество чудес. Вскоре после смерти, один из родственников св. Филарета видел его во сне сидящим на золотом престоле и окруженным святыми.
   II. Жизнь св. праведнаго Филарета милостиваго дает нам урок христианскаго милосердия, и учит нас тому, как мы должны творить милостыню. Наше христианское милосердие к бедным выражается большею частию в раздаянии милостыни.
    Чтобы раздаяние милостыни было христианское, нужно соблюдать следующия правила: давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно,т.е.. имей в виду и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.
   а) Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женския украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца: в другой раз они сносили свои золотыя, серебряныя и медныя вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походнаго храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, и следовательно не туда, куда надобно; во-втором — посвятили их Богу, то есть — отдали туда, куда отдавать было надобно. И так, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которыя для тебя то же, что идолы, — например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойныя пирушки: то знай, что отдаешь его туда, куда ненадобно, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на пропитание сироты, — то знай, что ты отдаешь именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.
   б) Давай, сколько надобно, то есть смотря по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущнаго хлеба; но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам пришел в нищету, — недостаточно и на приданое бедной девице. Когда земля пересохла, ея не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающаго, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но И. Христос похвалил ея приношение больше других: «вси», сказал Он, «от избытка своего положили, а сия от лишения своего положила все, что имела, все состояние свое». Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключем, лишь бы он подходил к замку; так и райскую дверь — богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк медною денежкой.
   в) Давай, как надобно, и во-первых: давай с приветливым взором от добраго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: «не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог» (2 Кор. 9:7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?!.. Возлюбленный брат, если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Ведь это Сам Бог во образе нищаго человека! Так говорит о сем св. Златоуст: «под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: «милуяй нища взаим дает Богови» (Притч. 19:17). И так, подумай, с какою радостию надобно тебе подавать милостыню!
    Подавай, во-вторых, щедрою рукою, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целою горстию, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: «расточи, даде убогим», посему «правда его пребывает во век века» (Пс. 111:9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. «Сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет» (2 Кор. 9:6). — Как подавать милостыню — учит Сам Христос: «тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6:3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайною, так чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра: когда подает одна рука, другой о том знать ненадобно: пусть оне обе подают — то есть щедро и обильно.
   г) Наконец, давай, когда надобно. Эго всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер с голоду и холоду. Помоги безпомощной сироте девице выйти в замужество, пока она не потеряла се я, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертнаго. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь; пока жив, делай добро, чтобы оно шло от добраго сердца, от добраго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа! какое утешение доставит она твоей совести! О, какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, котораго ты в люди вывел, видеть счастие той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался!
   III. Молитвами св. Филарета милостиваго да поможет нам Господь быть милостивыми к нищим и мудрыми в раздаянии милостыни. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко, по Ч.-М. и «Поучение слов.» Илии Минятия). 

Поучение 2-ое. Св. Филарет милостивый.

(Уроки благотворительности из жизни св. Филарета милостиваго).
   I. Св. Филарет милостивый, память коего совершается ныне, принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какия редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил он жене своей Феозве, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищими «Прими, благодаря Бога» — говорил он, отдавая часто последнее нищему и уклоняясь от всякой благодарности себе. Богу угодно было вновь наделить богатством добраго и кроткаго Филарета. Внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатыя поместья. Но Филарет по прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным.
   II. а) Прежде всего замечательны для нас, бр., те побуждения, по которым праведный Филарет поприще милосердия избрал главною целию всей своей жизни. Сын благочестивых и благородных родителей Георгия и Анны, праведный Филарет с первых лет своих научился благочестию, и сердце добраго юноши, горевшее любовию к Богу и ближнему, без сомнения не раз вопрошало: «Господи, что мя хощеши творити (Деян. 9:6), какой укажешь мне путь, каким бы мог я достигнуть спасения?» Ответ был дан. Супружество с доброю и благочестивою Феозвою обогатило его, и потом изобильно потекли к нему блага жизни. Имел он много стад, богатыя усадьбы, дом его был полною чашею всякаго изобилия, он сделался одним из первых богачей в своей стране. Как понял праведник тот путь, который указал ему промысл Божий? Он разсудил в сердце своем: «для того ли дано мне все это, чтобы тратою богатства угождать чреву! А если скупостию сохраню богатство, то какую пользу получу от него на последнем суде?» Помнил он наставление псалмопевца: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61:11). Представлялась умному взору его и другая заповедь Спасителя: «куплю дейте, дондеже прииду» (Лук. 19:13). Богатство, разсуждал праведник, это талант, который должно пустить в оборот, приумножить делами любви и возвратить к подателю чрез руки нищих. И вот он разверз щедрую десницу свою для подаяния бедным, искал их, радовался случаю помочь кому либо, и скоро имя его прославилось, как имя великаго благодетеля в стране.
   Вот как надобно и всем нам смотреть на блага, которыя Господь подает нам в жизни! Это таланты, данные нам не для собственнаго наслаждения, но для благаго употребления на дела любви: строго взыщет их от нас праведный Судия, если благовременно не приложим старания приумножить их и возвратить Ему в полезном служении ближнему.
   Дары Божии разнообразны: не одни богатые дадут ответ в употреблении своих сокровищ; телесная крепость, способный к познаниям ум, нежное сердце — это также дарования Божии, которыя можно употребить или своекорыстно для себя, или согласно с волей Божией, на дело любви и милосердия. Никто не лишен возможности быть полезным в своем кругу, и Господу будет угодно, если каждый из нас, подобно праведному Филарету, сознает долг — быть милосердым, будет стараться исполнить этот долг, чем может, и поспешит на дела любви и милосердия, пока есть время и возможность.
   б) В то время, как праведный Филарет расточал свои сокровища убогим, страна, в которой он жил, подверглась опустошительному нашествию врагов, и сам он из богатаго сделался бедным, так что тяжким трудом земледельца едва мог пропитывать себя и свое семейство.
    Можно было бы думать, что с прекращением изобилия прекращается и призвание к благотворению. Не так думает и поступает праведник. По собственному опыту, он теперь еще более чувствует нужду другого и не перестает благотворить из того немногаго, что осталось: одного за другим отдает бедному земледедьцу двух оставшихся у него волов, воину последняго коня, за оскудением сокровищ питает нищих медом из ульев, раздает взятую заимообразно у соседей пшеницу, наконец делится с другими и тем, что ему самому было прислано от благотворителя. Несомненно, что, если бы было нужно, он отдал бы за других и жизнь. Вот истинное милосердие, плод «любви николи же отпадающей» (1 Кор. 13:8), и еще урок нам из жизни праведника! Надобно помнить, что испытанию подвергаются от Бога не одна вера и терпение человека; но своего рода искушения бывают и для добродетели милосердия. Так испытывается милосердый, когда на своем благотворительном поприще встречает затруднения со стороны других людей, непонимающих его добрых намерений, когда со стороны самих облагодетельствованных видит холодность и неблагодарность, или когда, подобно праведному Филарету, сам терпит лишения и недостатки. Тогда только докажем, что мы рабы Богу верные, когда и среди этих неблагоприятных обстоятельств не угасим в себе любви, не ожесточим своего сердца, не закроем своей благодетельной руки.
   в) Наконец достоин примечания самый способ благотворения у святаго Филарета. Он тщательно удаляет мысль о себе, нарочито скрывает благороднейшия движения своего исполненнаго любовию сердца, представляя единственным виновником своих даяний Бога. «Прими — благодаря Бога,» вот что он обыкновенно говорил при благотворении. Бедный воин, которому он отдал последняго коня, старался расположить его к благодеянию изображением того наказания, которое за неимение коня он потерпит от руки тысящника. Праведник сказал: «прими, но ведай, что не ради прещения тысящника, но милости ради Божией даю тебе» В этом случае праведник не только смиренно сознавал, что «Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. 2:13), но свидетельствовал и о той высокой истине, что наше милосердие к бедным есть благодеяние им Божияго промысла, только чрез наши руки совершающееся. Так должны стараться поступать и мы, ежели желаем, чтобы к нам были отнесены слова Спасителя: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40): на Господа Бога Промыслителя должны указывать, к прославлению и благодарению Его единаго должны располагать бедных, получающих из наших рук. Господь сказал: «тебе творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6:3). Как возможно скрыть дело милости не только от других, но и от самого себя? — Это будет возможно, когда будем и сами всегда представлять, и другим напоминать о действующем чрез нас Боге, Который един есть Отец сирых и питатель нищих. Проникнутый этим убеждением, святый праведный Филарет достиг глубокаго смирения при благотворении, котораго не могли поколебать и те высокия почести, коими он был окружен при конце жизни, как дед царицы. Поразительным образом открылось смирение праведнаго благотворителя, когда он, повелев приготовить пышную трапезу для принятия и угощения царя, по заповеди Спасителя (Лук. 14:13), созвал нищих, прокаженных, слепых, хромых, и сам, как раб, им служил, вместе с сыном и внуками. Представляя себя глубоким смирением в орудие пекущагося о людях провидения, св. Филарет имел утешение примечать, как действительно невидимая десница Божия управляла его благодетельною рукою. Когда он, осматривая внешний вид и одежду просившаго милости, считал его менее других нуждавшимся, рука его, повинуясь высшему водительству, вынимала из влагалища более, нежели сколько он хотел: — и, действительно, в последствии оказывалось, что по-видимому не бедно одетый весьма нуждался в помощи, случалось и наоборот. «Бог знает нужду каждаго просящаго; Он и устрояет руку дающаго, как хощет»: вот какое убеждение было у милосердаго праведника! Но смирение не могло сокрыть этого светильника. Еще при жизни он был высоко «поставлен на свещнице», да «светит всем» (Мф. 5:15): и любители благотворений искали у него наставлений и руководства, и вручали ему свои сокровища для раздачи нуждавшимся.
   III. Да напечатлеется же и в нашем сердце образ милостиваго праведника для нашего наставления и руководства в делах милосердия! Возчувствуем, подобно ему, как одну из главнейших в жизни, обязанность быть милосердыми; не изменим ей и во дни счастия, и во время напасти и искушений; не ослабим ее близоруким опасением за участь нашу и присных наших; наконец смиренно предадим себя в орудие пекущагося о всех Провидения и взыщем молитвою и верою путей его на поприще благотворения, да будет един Бог действуяй вся во всех, и Ему Единому слава и благодарение. (Из Слов и речей настоятеля Спб. Исаакиевскаго собора о. прот. П. Смирнова).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS