Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц декабрь. Седьмой день. Свт. Амвросий, еп. Медиоланский.

20.12.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-ое. Свт. Амвросий, еп. Медиоланский.

(Уроки из его жизни: а) необходимость воспитания с ранняго возраста; б) избрание на служение Церкви совершается не случайно, но по указанию Божию и в) нужно повиноватъся церковному священноначалию).
   I. Св. Амвросий, епископ медиоланский, память коего совершается ныне, родился в 340 г. в Галлии, где отец его был правителем. В детстве лишившись матери, он был старательно воспитан благочестивою сестрою. Получив блестящее образование, он сделался правителем двух италийских областей. Префект Проб, посылая его в области, сказал: «управляй ими не как судья, а как епископ». И Амвросий действительно правил милостиво, и все любили его. В 374 г. избирали епископа в Медиолан, и произошло разногласие по случаю сего выбора. Амвросий начал приводить к миру ссорящихся, и вдруг в толпе послышался детский голос: «Амвросий епископ!» Слова эти сочли за внушение свыше и, несмотря на сопротивление, выбрали Амвросия в епископа, который своею святою жизнию и ревностью к славе Божией и спасению душ ближних вполне оправдал избрание. Император и народ, любившие Амвросия префектом, еще более полюбили епископом. Амвросий усердно и весьма успешно боролся с еретиками-арианами и умиравшим язычеством: в своем сочинении о вере он основательно опроверг все возражения арианския; достиг того, что у язычников были отняты имения, принадлежавшия капищам, и уничтожены почести и преимущества их жрецов. Однажды император Феодосий, во гневе, велел предать смерти несколько тысяч возмутившихся солунян. Амвросий написал царю письмо, упрекавшее в жестокости. Когда же Феодосий, не отменив своего жестокаго приговора, вошел в собор, чтобы причаститься св. таин, то Амвросий не допустил его до причащения. Царь сказал Амвросию, что и Давид согрешил, но не лишился милости Божией; но Амвросий отвечал: «ты подражал Давиду согрешившему, подражай ему и в раскаянии». Царь принес раскаяние, и был допущен до причащения. Св. Амвросий предузнал свою кончину и скончался в 397 году. Он основал много монастырей на западе и оставил много сочинений. Ему принадлежит церковная песнь «Тебе Бога хвалим». Мощи св. Амвросия хранятся в Милане. Часть мощей имеется на Афоне.
   II. Житие св. Амвросия медиоланскаго предлагает нам три назидательные урока.
   а) Первый тот, что о воспитании детей в духе христианскаго благочестия нужно заботиться с ранняго возраста, подобно тому как заботилась о св. Амвросии сестра его, благодаря которой брат ея не только получил блестящее образование, но и сделался благочестивым человеком и усердным служителем церкви Божией.
   О воспитании, как о начальном источнике истиннаго добра и счастия, блаж. Тихон, в своем задонском уединении, так беседует, смотря на «малое деревцо»: «видим, говорит он, что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется, куда ни наклонится; и куда преклонится, туда и растет. Тоже происходит с юным и малым отрочатем... Научится ли добру в юности своей? Добр и чрез все житие будет. Научится ли злу? Как в юности, так и во всю жизнь будет, и из малаго отрока может вытти диавол и ангел. Ибо от воспитания, как от семени — плоды, все прочее время жизни зависит». Поэтому, бр., величайшее преступление совершают те родители, которые, имея возможность, не образуют ни ум, ни сердце, ни волю дитяти, будущаго гражданина и христианина.
   б) Второе назидание, которое мы извлекаем из жизни св. Амвросия, то, что призвание к пастырскому служению бывает не случайно, но по воле Божией. Мы видели, что таинственный детский голос прозвучавший в церкви, где выбирали епископа: «Амвросий епископ»! был принят всеми за указание Божие, и Амвросий был поставлен в епископа, и своею св. жизнию и великими заслугами вполне оправдал свое избрание.
   Подобный же пример можно найти и в житиях русских святых.
   Елевферию (впоследствии св. Алексию, митрополиту московскому) уже в детстве открыто было высокое назначение его. Раз раскинул он сети на птичек, и долго сторожа их, от утомления задремал. Неожиданно слышит он голос: «Алексий! к чему такой труд твой? тебе надо быть ловцом людей». Пробужденный тем, отрок изумился необыкновенному голосу и имени Алексия. Это видение глубоко запало в душу его; он стал молчалив, оставил игры и много стал думать о жизни и ея назначении. Родители изумлялись перемене жизни его, спрашивали у слуг о причинах перемены, но те могли сказать только то, что Елевферий часто уходил в места уединенныя. Спрашивали самого отрока, отчего он уклоняется от людей и занимается только книгами? К чему изнуряет себя постом? «Не печальтесь о мне, добрые родители, отвечал отрок: не делаю я худого, а желаю успевать в благом; пусть исполнится воля Господня». На 15 году Елевферий уже решился посвятить себя монашеской жизни. На 20 году (в 1320 г.) вступил в московский Богоявленский монастырь и тогда же пострижен с именем Алексия, с тем самым, которое он слышал в сонном видении, за семь лет пред тем. Хотя Богоявленский монастырь был на шумной торговой улице, но Алексий нашел покой здесь, предавшись подвигам. Он проводил время то в храме, то в молитвах келейных; читал книги и усердно изучал священное писание ветхаго и новаго завета; бдением ночным изсушал плоть и очищал сердце. (См. Жития святых, Фил. архиеп. черниг.).
   Разсказанное здесь событие побуждает нас, возлюбл. мои братия, питать великое уважение к служителям Божиим и слушаться их, как ловцов душ человеческих для небеснаго блаженства.
   в) Наконец, третий урок, который предлагает нам жизнь ныне прославляемаго св. Амвросия, епископа медиоланскаго, тот, что и мы подобно императору Феодосию, отлученному от причащения св. таин и не допущенному в храм, но тем не менее, не смотря на все преимущества своей императорской власти, повиновавшемуся архипастырю, должны повиноваться своим пастырям церкви.
   И. Христос говорит в евангелии: «если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. ХѴIII. 17). Согласно с этим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ея определений.
   Один древний отец и учитель церкви, «с Игнатий Богоносец» учит: «потщитеся, возлюбленнии, повиноваться епископам, пресвитерам и диаконам; ибо кто им повинуется, тот слушает Христа, учредившаго их, а кто противится им, тот противится И. Христу; противляйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем... Не обольщайтесь, братия мои, — кто следует творящему раскол, тот не наследует царствия Божия». (Послан. к Филадельф. гл. III).
   Другой св. отец и учитель церкви, «Киприан, еп. карфагенский», говорит: «неимеющий матерью церкви, не может иметь отцем своим Бога; — питающие ненависть к священникам и удаляющиеся церкви Христовой, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, не омоют греха своего и самою кровию; — вне церкви нет спасения». («О един. церк.» см. «Хр. ч.» 1837 г.).
   III. Итак напечатлеем, братие мои, в своей памяти душеполезные уроки, предлагаемые нам житием св. Амвросия, еп. медиоланскаго, ныне ублажаемаго св. церковию (Свящ. Г. Дьяченко).

Поучение 2-е. Свт. Амвросий Медиоланский.

(Святость храма Божия).
   I. Ныне ублажаемый св. Амвросий медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании. Амвросий и в младенчестве уже был отмечен особенным случаем: однажды младенец спал на открытом воздухе: рой пчелиный облепил спящаго, так что пчелы вползали даже в его полуоткрытый ротик. Рой отлетел, не сделав ребенку ни малейшаго вреда. Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г. Медиолана. Но не долго был он правителем. В конце 374 года умер медиоланский епископ, и нужно было избрать новаго епископа. Открылись споры; народная толпа шумела кругом храма, где собрались епископы-избиратели. Амвросий, как добросовестный правитель, счел своею обязанностью умирить народное волнение: он начал уговаривать народ, внушая ему святое дело избрания епископа вести мирно и тихо. Он еще говорил, как в стихнувшей толпе вдруг раздался детский голос: «Амвросий — епископ!» И в ответ на этот голосок вся тодпа единодушно воскликнула: «Амвросий — епископ!» Напрасно таким неожиданным избранием изумленный, озадаченный, испуганный Амвросий отказывался, говоря, что он еще не крещен (в то время крещение иногда откладывали до зрелых лет, даже до старости), что ему — чиновнику — нельзя бросить свою должность, что он и не думал об епископстве... Народ повторял одно: «Амвросий — епископ!» После долгих колебаний Амвросий, наконец, согласился быть епископом.
   Сделавшись так неожиданно епископом, Амвросий весь отдался обязанностям своего высокаго сана и повел жизнь строгую, подвижническую. Все свое имущество он отчасти роздал бедным, отчасти пожертвовал в церковь. Строгий к самому себе, он был строг и к порокам других, хотя бы эти другие были лица высокопоставленныя; он в своих обличениях не щадил даже императоров. Вот тому пример.
   Однажды в Фессалониках произошло народное возмущение. Император Феодосий решил страшно наказать город мятежный. И город был наказан: в один из праздничных дней на жителей этого города неожиданно напали вооруженные солдаты и стали убивать их безпощадно, не различая правых от виновных. После этого убийства Феодосий, не помышляя о тяжести своего греха, по обычаю, шел в храм; но Амвросий заградил ему вход и сказал: «ты, видно, и не знаешь, сколь тяжко совершенное тобою убийство! Какими очами будешь ты созерцать храм общаго Владыки? Как прострешь руки, с которых еще каплет кровь неповинно убитых? Как этими руками примешь всесвятое тело Господа? Как честную кровь Его поднесешь к устам, когда исшедшее из них гневное слово несправедливо пролило столько крови? Отойди и не умножай прежняго греха своего новым!..» Император со скорбию и слезами удалился. И только после 8-ми месячнаго раскаяния во грехе и с разрешения епископа Амвросия вошел в храм Божий.
   II. Вот как древние христиане ценили святость храма Божия!
   а) Храм Божий это — небо на земле; это — жилище Божие; это — такое святое место, выше и святее котораго нет другого места на земле. Храм Божий, это — святилище, из котораго Бог, Отец щедрот, проливает источник благодати, и в котором верующие приемлют спасительные дары Божии. Так, в храме Божием совершается общественное служение Богу, и молитвами испрашивается нам от Бога милость, оставление грехов и спасение. В храме Божием мы получаем духовное возрождение в таинстве крещения, духовное очищение в таинстве покаяния, духовное освящение в таинстве причащения. В храме Божием мы слышим слово Божие и научаемся быть истинными христианами. В храме Божием мы получаем благословение и напутствие в жизнь будущую, загробную. Вот как свят храм Божий! С какими чистыми и святыми мыслями должны мы поэтому входить в это святилище, с каким страхом и благоговением мы должны стоять в храме Божием! Поэтому древние христиане высоко ценили святость храма: всякий порок, а тем более тяжкий грех, не допускал христианина в храм Божий до тех пор, пока он (христианин) не приносил всенароднаго покаяния. Не составляли, как мы видели, исключения из этого общаго правила и сами императоры.
   б) А мы — христиане сплошь и рядом нарушаем святость храма Божия неблагочинным поведением в нем, смехом и разговорами. Но особенно заметно оскорбление святости храма во время бракосочетания. Многие из христиан в это время держат себя в высшей степени неприлично: разговаривают о вещах, совсем несвойственных храму Божию и совершаемому великому таинству, дозволяют неприличныя шутки и замечания насчет жениха и невесты, их лет, наружности, одежды; иные во все время бракосочетания ни разу не сотворят крестнаго знамения, отдавшись вполне одному праздному и суетному любопытству; есть и такие, которые осмеливаются почти громко смеяться в виду отверстых царских врат, иконостаса и самаго престола Божия, которому ангелы Божии таинственно предстоят со страхом и трепетом, закрывающе лица свои. Если посмотреть на таких людей постороннему человеку, иноверцу, то он не поверит, чтобы это были христиане. Нет, скажет он, это — враги Христовы, которые вторглись в храм Его, чтобы досадить Ему и поругаться над святыней христианской. (См. «Воскр. день» за 1893 г.).
   III. Возлюбленные во Христе братия и сестры! Будем стоять в храме Божием не только во время обыкновенных церковных служб, но и во всякое другое время, с верою, благоговением и страхом Божиим, да не постигнет нас гнев Божий. (Сост. по указ. источн.).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS