Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц ноябрь. Четырнадцатый день. Св. ап. Филипп.

27.11.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 
 Поучение 1-ое. Св. ап. Филипп.
(Уроки из жизни св. апостола Филиппа: а) нужно слушаться гласа Божия, призывающаго нас ко спасению; б) должно твердо и решительно оставить все и последовать за И. Христом и в) нужно стараться приводить ко Христу и наших ближних).
   I. Св. ап. Филипп, память коего совершается ныне, из числа двенадцати апостолов, родился в Вифсаиде. Он был из числа тех людей, которые пламенно желали скорейшаго явления в мире Спасителя. Услышав об Иоанне Крестителе, св. ап. Филипп покинул дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от св. Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришел. Когда Спаситель, после крещения и сорокадневнаго поста в пустыне, вышел на проповедь, то Он встретил св. ап. Филиппа и сказал ему: «гряди по Мне» (Иоан. 1:43). Св. ап. Филипп безпрекословно последовал за Господом, привел к Нему друга своего Нафанаила и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностным учеником Его. Св. ап. Филипп за ревностное проповедание евангелия распят был на кресте головою вниз. По имени св. Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 15 ноября.
   II. а) Мы видели, братия, что лишь Божественный глагол: следуй за Мной! коснулся слуха Филиппа, — Филипп оставил все и последовал за Христом и уже никогда до самой смерти не оставлял Его. Такова сила Божественнаго гласа.
    Но не одних св. апостолов зовет к Себе Господь: зовет Он и каждаго из нас и зовет непрестанно. Со времени перваго гласа Божия к первому грешнику: «Адаме! где еси?» этот голос немолчно раздается и будет раздаваться до скончания века в уши каждаго человека-грешника. «Се стою» (Ап. 3, 20), говорит Сам Господь, «у двери и стучу»: не отворит ли кто Мне сердца своего, не услышит ли кто гласа Моего. Многочастне и многообразне Бог говорит каждому из нас: следуй за Мною. «Следуй за Мною», а не за плотию, говорит Он в совести нашей. «Следуй за Мною», а не за миром, говорит Он в слове Своем. «Следуй за Мною», а не за своими страстями, за своею скупостию, за своим честолюбием, говорит Он в поучениях пастырей церкви. «Следуй за Мною», а не за тысячью предметов, которые только обольщают тебя суетно, но никогда не сделают тебя счастливым. Посмотри на небо, куда тебя зову, как оно прекрасно; можно ли сравнить его с землею? Но зачем же привязываешься так сильно к земле? Посмотри, сколько лжи, коварства в мире; а в обителях Моих правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Римл. 14:17), тишина, согласие и любовь.
    Зовет нас к Себе Господь, а мы не идем. Простирает к нам Свои руки, а мы отвращаемся от Него. Накануне воскресных и праздничных дней колокола благовестят человеку великую радость: «иди к Богу! иди к Богу! Помни день воскресный!»; а мы сего поистине громоваго гласа не слышим, и спокойно идем кто на поле свое, кто на село свое, кто в собрания общественныя, кто на суетныя зрелища, кто в гости, к кому самому гости.
    Отчего же, Господи, слово Твое, так живо и спасительно действовавшее на умы и сердца св. апостолов, не действует на наши сердца, на наши умы? Среди шума страстей, воюющих в плоти нашей, среди шума мирских удовольствий, не слышим мы голоса Бога, зовущаго нас к Себе; голос Божий не находит отголоска себе в душе нашей, как голос вопиющаго в пустыне; не так душа наша настроена, чтобы слышать его; не о том думает она, не к тому стремятся ея мысли и желания.
   Св. ап. Филипп так скоро и радостно отозвался на голос Христа потому, что он имел душу уже предъочищенную, хорошо настроенную для того, чтобы слышать Господа. Послушаем, что он говорит: «обретохом Мессию». «Обретохом», — значит он искал Христа, думал о Нем, желал, чтобы Он пришел скорее. «Обретохом, говорит он, о Котором писали Моисей в законе, и пророки»... Значит он читал св. писание, поучался в законе, испытывал писания... Вот чем, братия, душа наша очищается от дурных мыслей; вот чем предуготовляется к слышанию гласа Божия.
   б) Св. ап. Филипп, как услышал глас Божий, тотчас оставил все и последовал за Христом; не стал он раздумывать, не стал говорить: Господи! позволь, я прежде покончу свои земныя дела; позволь прежде пойти похоронить отца моего, или проститься с домашними моими, как говорили Спасителю впоследствии времени желавшие последовать за Ним и не последовавшие (Лук. 9. 59. 61), или как некогда до своего обращения говорил блаженный Августин: «спаси меня, Господи, но еще не теперь; сейчас встану, еще одну, одну минуту». В деле спасения нашего все, братия, зависит от «решимости» повиноваться голосу Божию, решимости безусловной, скорой, неотложной. «Кто хочет плыть, говорит приснопамятный Филарет, митрополит московский, тому прежде надлежит отвязать, или, для поспешности, отсечь веревку, которою лодка его прикреплена к берегу. Кто желает быть действительно на пути к небу, тому надлежит или постепенно — со вниманием и усилием разрешить, или, если боится закоснеть, и если чувствует в себе довольно силы, — решительным ударом отсечь все страстныя, земныя привязанности» (Изд. 1848 г. 1. 90). Вот этой-то твердой решимости в большей части из нас и нет. Многомилостив Господь; Он иногда и против воли нашей заставляет слышать голос Свой. В самом деле, кто из людей самых разсеянных не слыхал в душе своей голос Божий и не говорил самому себе: довольно! Пора остепениться, пора позаботиться о спасении души своей? Кто из нас самих не сознавал не раз, а даже несколько раз, что хорошо бы поусерднее и Богу молиться каждый день, и каждый день читать слово Божие, и уделять часть имения своего в пользу бедных, и неопустительно по праздникам ходить в церковь? Да, братия, появляются и в душе нашей святыя мысли и разсеевают окружающий нас греховный мрак, и не без содрагания видишь тогда себя в бездне греховной, не без ужаса сознаешь, что ты и несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Ап. 3, 17); в душу прокрадывается умиление, и готов иногда бываешь все сделать, чтобы выйти из этого ужаснаго состояния, готов непрестанно, подобно ап. Петру, вопиять и иногда действительно вопиешь: Господи! спаси меня, погибаю! (Мф. 14:30). Но отложишь исправление до сдедующаго дня... и увы! в большинстве случаев отложишь навсегда. Как молния явилась святая мысль, как молния и исчезла, и ты, по прежнему, во тьме греховной. Посему-то и заповедуется нам «не отлагать день от дня спасения» (Рим. 13:12. 13). Увы! Каждому из нас по опыту известно, что значит отложить свое спасение до другого дня. Не так поступил св. Филипп: он услышал слово Божие: иди за Мною, — и сейчас пошел.
   в) Но св. ап. Филипп не только сам пошел, но и привел ко Христу своего друга Нафанаила... О! братия, заботясь о своем спасении, не забудем позаботиться и о спасении своих друзей. Часто мы клянемся друзьям своим в вечной дружбе. Но ведь вечно будем жить не на земле, а на небе. Позаботимся, чтобы друзья наши остались нам друзьями не только здесь на земле, но и там, на небе; чтобы нам и на небе встретить их с большею радостию и любовию, чем с какою мы встречаем их здесь, на земле... Вот что говорит св. Златоуст: «хотя бы все в нашей жизни устроено было хорошо, довольно, этого одного греха — небрежения о спасении ближних, чтобы ввергнуть нас в геенну» (Слова, III, 77). Какое страшное слово! Убоимся, братия, поревнуем св. Филиппу, который, спасшись сам, заботится о спасении своего друга и влечет его ко Христу.
   III. Подражая св. ап. Филиппу в последовании Христу, будем, братия мои, подражать ему и в решимости оставить все, что препятствует итти за Христом, и в обращении друзей, знакомых и ближних своих ко Христу, Спасителю мира. (Сост. свящ. Г. Д-ко по «Душ. чт.» 1883 г., декабрь).

Поучение 2-ое. День рождения вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны.

(Назначение человека).

   I. Светло празднуя ныне, братие, рождение Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, ныне вдовствующей, мы имеем прекрасный случай — размыслить о том, с какою целию все мы родились в мир.
   II. а) Первое наше назначение заключается в нас же самих. «Святи будите, яко Аз свят Господь Бог ваш» (Лев. 19:2): вот в чем состоит оно. Каждое существо в мире прежде всего обязано быть тем, чем быть создано; а потому и каждый человек прежде всего обязан быть человеком. Бог даровал вам известныя силы, известныя способности, известные законы: наш первый долг соблюсти эти силы, способности и законы в том самом виде, в каком прияли их из рук Творца, во всей их чистоте, целости и неповрежденности, и потом пользоваться этими силами и способностями, развивать их, усовершать, словом — жить и действовать не иначе, как по тем законам, какие начертаны в нашей совести и сердце. Тогда мы, точно, будем людьми, будем тем, чем должны быть, по намерению своего Создателя. А сие-то соблюдение нами чистоты и невинности, сия-то жизнь и деятельность по нравственньш законам и будет святость наша (1 Солун. 4, 3).
   Но, увы, скажете вы, как нам соблюдать невинность, когда мы потеряли ее еще в своих прародителях: как нам жить и действовать по нравственным законам, когда к нарушению их мы чувствуем в себе почти неодолимое влечение; как нам быть святыми, когда, зачатые и рожденные во грехах, мы нечисты с ног до главы? «Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1:16). — ответствует нам на это Сам же Вседержитель устами Своего пророка. Где и как измыться? Он даровал нам, всеблагий, и нужныя средства к тому в христианстве. Здесь находятся две духовныя купели, способныя омыть все грехи человечества, — купель крещения: это для тех, которые не вступили еще в церковь Христову, и купель покаяния: это для тех, которые, соделавшись уже христианами, снова успели осквернить себя разными пороками. Приступайте только к сей последней купели с искреннею верою во Христа-Спасителя, с искренным раскаянием во грехах, с искренным желанием впредь жить благочестиво, — и вы несомненно выйдете из нея совершенно чистыми, новыми и непорочными пред Богом.
   б) Второе наше назначение заключается в наших ближних, а потому и заповедует нам Господь: «возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Марк. 12:31). Посмотрите внимательнее на окружающую нас природу: найдете ли вы в ней хотя одно существо, которое бы жило совершенно отдельно от прочих и только для самого себя? Совсем напротив: вы увидите, что там все создания Божии существуют не столько для себя, сколько на служение друг другу. Чему, например, не служат огонь, вода, воздух и прочия стихии? Чему не служат камни, растения и животныя? В природе все соединено самыми тесными, неразрывными узами, все содействует друг другу, все поддерживается, развивается и процветает не иначе как посредством взаимнаго самопожертвования существ, простирающагося нередко до пожертвования жизнию. Так точно должно быть и между нами; — и должно быть даже в совершеннейшем виде: потому что мы лучшия из созданий Божиих на земле, которым подобает не столько подражать неразумным тварям, сколько быть для них образцем. «Мы — существа разумныя» — должны понимать, что для того именно и наделил Творец каждаго из нас различными способностями и дарованиями, чтобы мы, нуждаясь друг в друге, тем теснее соединялись между собою в благоустроенныя общества, и пользовались взаимною помощию. Должны памятовать, что «мы братья» между собою, как дети одного Отца небеснаго, давшаго нам бытие; что мы братья между собою, как дети и одного отца земного, одного прародителя рода человеческаго — Адама. В частности, «мы» — «христиане», должны памятовать еще об одном своем родстве — самом важном и священнейшем, родстве во Христе Иисусе, Который для того, между прочим, и взошел на крест, чтобы разрушить все преграды, дотоле разделявшия людей между собою (Еф. 2:14-20); чтобы из всех людей составить единое стадо, единое царство Божие, и потому заповедал Своим последователям: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. 13:35). Кто ж имеет столько побуждений, и побуждений таких высоких и священных — жить для ближних, как не мы, последователи Христа Спасителя?
   в) Наконец, самое главное и высочайшее наше назначение, которому должны быть подчинены оба, доселе указанныя, заключается в Самом Боге, и выражено для нас в Его святой заповеди: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею» (Марк. 12:30). Он есть наш Творец, даровавший нам бытие и все совершенства души и тела, по единой Своей благости; Он наш Отец — Промыслитель, пекущийся о каждом из нас в такой степени, что и один волос с главы нашей не падает без Его воли. И как же нам не любить Его более всех и всего, не любить всеми силами своими? Как нам не отзываться на голос св. апостола: «прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия» (1 Кор. 6:10), и «аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите», «вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10:31)? Господь же, с другой стороны, есть и последняя цель всех наших стремлений: созданные по образу Его и по подобию, мы естественно влечемся к Нему всем своим существом; в Нем окончательное успокоение для нашего ума, жаждущаго истины и правды; в Нем окончательное успокоение — для нашей воли, ищущей добра и совершенства; в Нем окончательное успокоение и для нашего чувства или сердца, алчущаго блаженства. Как же нам не любить Его более всех и всего, как не прославлять Его, как не жить для Него по преимуществу и даже исключительно? Но и еще не все: Он, безконечная милость и любовь, для спасения нас грешных не пощадил Самого единороднаго Сына Своего, но за нас всех предал есть Его, «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3:16). Он низпослал для нас на землю Самого Всесвятаго Духа Своего, изливающагося в сердца наши Своими благодатными дарами, и возраждающаго, освящающаго и усовершающаго нас для, жизни вечной. Он же, наконец, Отец наш небесный, еще от сложения мира уготовал для нас у Себя царствие, и с отверстыми объятиями ожидает нас к Себе для нескончаемаго блаженства... За такия ли неизреченныя дела любви нам не воздавать Господу взаимною, совершеннейшею любовию, — не жить для Него одного, не жертвовать всем во славу Его имени?
   III. Научимся же иметь всегда пред очами своими тройственную цель, дла которой мы рождаемся в этот мир. Научимся стремиться к ней со всем усердием впродолжении своей земной жизни, чтобы наконец и вам, при помощи Божией, достигнуть последняго назначения своего и вечнаго успокоения в лоне Отца небеснаго. Аминь. (Сост. по «Словам и речам» Макария, еписк. тамбовск. и шац. том И). 


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS