Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц ноябрь. Двадцать первый день. День Введения во храм Пресвятыя Богородицы.

04.12.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Введение во храм Пресвятыя Богородицы.

(Не следует пренебрегать духовными занятиями).
   I. Пресвятая Дева Мария, трех лет от рождения бывши введена во храм Иерусалимский, воспитывалась там до пятнадцатаго года своей жизни. Что же Она там делала? Какой был образ Ея жизни? — Отцы церкви сохранили нам древнее предание, по которому известно, что Пресвятая Дева, не чуждаясь рукоделья, большую часть времени проводила в молитве, чтении священных книг, в размышлении о прочитанном, в духовных беседах со старшими при храме.
   II. «Какое невеселое занятие», скажет иной, «молиться, читать, думать, говорить только о духовном, как это однообразно и утомительно. И нужно ли это человеку, живущему в обществе?» Нет! Занятия духовныя отнюдь не скучныя занятия, и напрасно люди светские пренебрегают ими. — Прежде всего должно заметить, что не следует о делах и вещах судить решительно, не узнав их хорошо и верно.
   а) Между занятиями духовными важнейшее есть молитва. Но нельзя знать силу и сладость ея тому, кто давно отвык налагать на себя крестное знамение и, что особенно дурно, считает эту обязанность уделом детской слабости и неволи. Кто понимает, что душа и тело не одно и то же, что тело пойдет в землю, откуда взято, а дух пойдет «к Богу, Иже даде его» (Еккл. 12:7), что, моляся, душа беседует не с людьми, а с Самим Творцом вселенной, что молитвой низводимы были в наш грешный мир небожители и совершались чудеса Божией к людям милости: тот, размышляющий таким образом христианин, скоро ощутит духовную сладость молитвеннаго состояния, входя в него из удушливой суеты житейской, подобно тому, как всякий, выйдя из душной комнаты, где воздух спертый и тяжелый, под открытое и чистое небо, тотчас почувствует, что стало на душе легко.
   б) Тоже надобно сказать и о чтении духовных книг. Людям, которые отуманены увеселениями светскими, или увлечениями страстными, это занятие совсем незнакомо. Они смотрят на Библию, как на учебную книгу для лиц, готовящихся к священному сану, а на Четьи-Минеи, как на принадлежность церковных книгохранилищ. Не говорим уже о том, что Библия есть книга нашей веры и спасения; довольно припомнить, какие важные, даже для земного счастия нашего, вопросы решаются в ней. Занимает очень некоторых людей недоумение: откуда зло, и какия меры принять, чтобы оно не препятствовало благоденствию и развитию общества. Положительно сказать можно, что многия бедствия в обществе были бы пресечены, а многия совсем и не появлялись бы, если бы мы любили читать и исполнять священное писание. Вот простое наставление Христово: чего желаешь себе от других, то делай и им (Лук. 6:31). Если б христиане это соблюдали, сколько таким образом было бы предотвращено взаимных между ними обид!
   в) Чтобы видеть на опыте силу этого чистаго учения, надобно бы подробно узнавать и жития святых, где описана жизнь христианская не мечтательная, а действительная. С какою жадностию читаются те повести и разсказы, в которых передается, как сердце человеческое порабощается страсти, и в борьбе с препятствиями остается верным ей! В сочувствии восклицають: «ах, как это естественно! взято прямо из жизни!» — Увы! утешает ребенка то, когда он сам упал и лежит на земле, что его товарищи точно также падают... Какое утешение читать, как человек заблуждается, не сознавая даже своего заблуждения, как он гибнет, не раскаяваясь даже на краю своей погибели, как он рисуется своим пороком, гордясь тем, что других вовлекает в ту же яму? Не более ли занимательно видеть, как человек борется со злом и побеждает его, как оставляет свои заблуждения и является непреоборимым исповедником истины, как в трудах самообладания и в подвигах людей благочестивых обнаруживались уже не признаки естественной слабости, а знамения сверхъестественной Божией силы? Вот мученик, который, несмотря на убеждения мучителей, на страшныя орудия и картины казней, отвергая с другой стороны все приманки утонченной языческой роскоши, безтрепетно повторяет: «я христианин!» Вот младенец, который, еще не зная всей гнусности язычества, видит ласки и угрозы, отвлекающия от христианства, однакож просится на мучения, и младенческим лепетом мужественно произносит: «и я христианин!» Только огрубевшее сердце не придет в восторг, смотря на такое торжество веры христианской.
   III. Если многие в обществе не любят занятий духовных, это зависит от испорченности вкуса. Не бывает ли, что в болезни человеку и приятныя яства становятся противны? А разве можно назвать человека здоровым, когда он живет в вихре светских развлечений, или, что еще хуже, в порабощении страстям? Увлечения страстныя, увеселения шумныя заглушают слух души, и не позволяют ей ощутить, различить и оценить тех тихих утешений, какия нам ниспосылаются из мира духовнаго, из области веры. Дитя поиграв разбивавает свою игрушку; когда был я младенец, младенчески думал; ныне же отвергох младенческая, — говорит о себе апостол (1 Кор. 13:11). Есть напротив люди, которые шутя хотят век прожить: но разве жизнь есть шутка? Те только в ней удовольствия истинны и прочны, которыя не оставляют нам повода за них раскаяваться и стыдиться. А таковы именно утешения духовныя: они не приводят душу в самозабвение, или самообольщение; но водворяют в ней тишину, довольство и надежду. — Как сладостна была для Девы Марии жизнь при храме: так вовсе не безотрадны труды и подвиги тех чистых душ, которыя идут путем вернаго Ей подражания. Они ведутся Духом Утешителем «в веселии и радовании», и приведутся некогда «в храм царев», — в тот небесный чертог, где уже нельзя придумывать забавы, как бы убить время, ибо и самаго времени не будет, но где уготована та присносущная сладость, которой достанет на целую вечность. Аминь. (Из «Слов и речей» Сергия, митрополита москов. и колом.). 

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы.

(Уроки из празднуемаго события: а) мы должны чаще посещать храм Божий, б) должны твердо хранить данные обеты и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет).
   I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, достигнув преклонных лет, еще не имели детей и молили Господа о разрешении их неплодства, причем дали обет посвятить на служение Богу дитя свое, если оно им будет даровано. Господь услышал их молитву; у них родилась дочь, Пресвятая Дева Мария. Когда Ей исполиилось три года, Ея родители, исполняя обещание, данное Богу, привели Ее в храм иерусалимский с тем, чтобы Она постоянно находилась при нем. Это-то приведение или введение в храм Богородицы воспоминает св. церковь, установившая праздновать это событие 21-го ноября.
   Древнее церковное предание разсказывает следующее о введении во храм Пресвятой Девы. Иоаким и Анна перед выступлением из Назарета собрали к себе своих родственников и друзей; шествие открывали юныя девы со светильниками и пением; оне шли пред Марией, которую вели Ея родители; таким образом совершен был весь путь из Назарета до храма, иерусалимскаго. Здесь их встретили первосвященник и священники с молитвами и пением. Когда подошли к храму, то святую Деву поставили на первую ступень церковнаго крыльца, и Она, к удивлению всех присутствовавших, никем не поддерживаемая, взошла твердо на все 15 ступеней и остановилась на верхней. Святая Отроковица, Которая соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, по внушению Божию, вошла не только в святилище, но и в святое святых, то есть в то отделение храма, куда закон запрещал входить не только женщинам, но и священникам, и куда мог вступать только первосвященник, и то однажды в год, для принесения очистительной жертвы за народ.
   Из этого необычайнаго события все усмотрели, что Пресвятая Дева Господом предназначена к чему-то высокому.
   Иоаким и Анна, по принесении даров и жертв Богу и по получении благословения священников, возвратились в Назарет, а святая Дева осталась при храме. Здесь в особых помещениях жили девы, посвящавшия себя на служение Богу, и вдовицы. Вскоре сюда же переселилась к дочери овдовевшая Анна, которая не долго жила после своего мужа.
   Пресвятая Дева воспитывалась под надзором старших благочестивых жен: Она упражнялась в молитве и чтении священнаго писания и в разных добродетелях; непрестанно трудилась, занималась разными рукодельями. Всю Ее, как говорит церковь, пребывающую внутри храма, освятил Дух Святый.
   II. а) Вспоминая вход Богоотроковицы в храм Божий, и мы должны стараться как можно чаще с благоговением посещать церковь, так как присутствие в ней при божественных службах есть одно из главных средств для нашего освящения. Молитва, принесенная в храме, имеет особенную силу и благодатныя последствия, и если молящийся иногда и не так усердно возносит свои мольбы к Господу, то молитвою священнослужителей и верующих оне подкрепляются. В церкви душа наша назидается слушанием чтения евангелия и апостола и поучением пастырей. Здесь, посредством святых таин, преподается исцеление от душевных болезней и как бы велики ни были наши грехи, но искреннее раскаяние и сердечное исповедание совершеннаго нами дает нам возможность очистить себя и даровать здравие душе. Наконец, в церкви же, пред лицем Бога, у Котораго нет мертвых, молясь за усопших родных и близких, мы чрез эти молитвы приближаемся к ним духом и облегчаем свою печаль о разлуке с ними. В церкви и просвещение души, и милость, и прощение, и радость, и утешение для сердца.
   Нужно помнить, что в церкви пребывает преизобильною Своею благодатию Господь, а потому и следует стоять при богослужениях со вниманием и благоговением, как бы стоя на небе пред престолом Божиим.
   б) Пример праведных Иоакима и Анны учит нас твердо исполнять обеты, данные Богу. Дорого им было единственное дитя, дарованное после многих молитв, на старости лет, но оно было обещано ими Господу, и они, нимало не колеблясь, не думая, кто будет их подпорой старости, привели дочь во храм, и тем явили удивительный пример преданности воле Божией и достохвальной верности в исполнении обетов, данных Богу.
   в) Кроме того, пример святых праведных Богоотец научает родителей водить с ранних лет детей в церковь, с малолетства приучать их к молитве и слушанию слова Божия. Что дети видят и слышат в младенчестве и отрочестве, как хорошее, так и дурное, то остается у них в памяти на всю жизнь, а потому пусть родители стараются подавать своею жизнию только хороший пример. К сожалению, часто бывает, что многие родители своим поведением, сами не замечая того, полагают начало порочности в детях. Случается, что иныя дети и молитв не знают, а произносят бранныя слова, и все это оттого, что отец или мать не стыдятся при малолетних браниться и ссориться, и восхвалять суетныя и пустыя удовольствия мира, дозволять себе несправедливыя действия и т. п., и нисколъко не заботятся о том, чтобы удалить их от дурного, позабывая, что за них они должны дать строгий ответ Богу. Надо твердо усвоить ту истину, что нежныя детския души крайне восприимчивы ко всему, и по сему нужно окружать детей только одними добрыми и светлыми примерами. В этом, братие, заключается великая тайна истинно-христианскаго воспитания, которое особенно будет успешно тогда, когда мать поймет, что первою воспитательницею своих детей прежде всего она должна быть. Надо воспитывать их в страхе Божием, молиться вместе с ними и о них прилежно Богу, приучать их к трудолюбивой, простой и воздержной жизни, удалять от них всякую роскошь и потворство чувственности, строго следить за тем, чтобы в них не развился дух упрямства и непослушания родителям, дух лени и притворства, дух гордости и самолюбия, и тогда дети возрастут на радость родителям здесь на земле, и по смерти им не страшно будет предстать пред Бога и сказать: «вот я и дети, которых мне дал Бог». (Состав. свящ. Гр. Д-ко по кн. «Дни богослужения» прот. Дебольскаго и др. источн.).

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы.

(Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?)
   I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им пресвятую и преблагословенную Деву Марию, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафимов. Они исполнили свой обет. Чрез три года по рождении преблагословенная Дева введена была во храм. Вот как изображает это событие церковное предание. Иоаким и Анна созвали в Назарет всех своих родственников, собрали дев, приготовили свечи. По прибытии из Назарета в Иерусалим, торжественное шествие направилось к храму, впереди шли девы со свечами и пели, за ними следовали родственники, соседи и знакомые. Св. Деву встретил первосвященник с священниками. В храм вели 15 ступеней. Юную Марию родители поставили только на первую ступень и, когда сняли с нея дорожныя одежды и одели в лучшия одежды праздничныя, то Она, никем не поддерживаемая, взошла по всем ступеням, как взрослая. Все удивились этому. Но первосвященник, руководимый Духом Святым, совершил дело еще более для всех удивительное. Он ввел Отроковицу В самое святое святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному первосвященнику и то однажды в год. Это показывало великое предназначение отроковицы и сами ангелы, видевшие вхождение Пречистой во святая святых, удивились. При храме иерусалимском были построены здания, в которых жили девы и вдовицы, посвятившия себя Богу. Здесь-то поселилас и св. Дева Мария. Она проводила время в молитве, в чтении слова Божия и занятиях рукоделием; все удивлялись Ея благочестию.
   II. Родители Пресвятой Девы, умоляя Бога о даровании им чада, ничем другим не обещались благодарить Его, как только тем, что родившееся отроча они приведут в храм Божий, на служение Богу. И Сама Пресвятая Дева ничем столь много не угодила Богу, как непрестанным и достойным присутствием в храме Божием, которое, возведя Ее на величайшую степень святости, соделало Преблагословенную Деву Марию Материю Господа, честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов.
   Чтобы хождение в храм Божий и пребывание в нем, особенно при совершении безкровной жертвы тела и крови Христовой, приносило нам пользу, мы должны знать, как вести себя прежде вхождения в храм Божий, во время пребывания в храме Божием и по выходе из храма Божия.
   а) Идущий в храм для молитвы должен приготовить себя к тому. «Прежде, даже не помолишися, уготови себе» (Сир. 18:23). Прежде, нежели пойдешь ты в храм Божий, спроси себя самого: куда и для чего идешь ты? Ты идешь в храм Божий, где должен будешь предстать пред лице Всемогущаго Бога, должен видеть совершение великаго таинства; ты идешь туда для того, чтобы пред лицем небеснаго Судии исповедать грехи и слезами покаяния омыть душу свою, оскверненную грехами; чтобы участвовать в принесении Богу безкровной жертвы за грехи твои, если не приобщением тела и крови Христовой, то, по крайней мере, верою и молитвою. Размышление о столь высокой цели хождения в храм Божий много может способствовать христианину к достойному присутствованию в нем.
   б) Входить в храм Божий мы должны с великим благоговением, стоять в нем не с рассеянностию и невниманием, как делают некоторые, а с глубоким вниманием к себе самим. Пришедши в храм Божий, пред лице Всевидящаго Бога, мы должны представить пред очи души своей того мытаря, который, не смотря на свои безчисленныя неправды и беззакония, умел с такою пользою для души своей притти в храм Божий, что «сниде оправдан в дом свой» (Лк. 18:14). По крайней мере здесь, хоть на краткое время, мы должны отложить всякое житейское попечение, забыть о мире, вспомнить о душе своей, своими мыслями устремиться к небу, к Богу. Здесь, пред лицем Божиим, должны разобрать совесть свою безпристрастно, вспомнить о грехах, соделанных нами, коими мы оскорбили Создателя своего; представить пред очи свои безконечную к нам любовь Отца небеснаго, по которой Он не только не погубил нас в минуты беззаконий, но еще Сам выходит к нам на встречу, чтобы облобызать нас, как облобызал Он блуднаго сына. Пусть всякий вспомнит здесь, что для нашего спасения единородный Сын Божий таинственно закалается на жертвеннике, чтобы Своею кровию искупить нас от праведнаго гнева Божия. Такия и подобныя чувствования христианин должен пробуждать в душе своей, чтобы присутствие в храме Божием не соделалось для него не только безплодным, но и опасным.
   в) Благочестие христианина не должно ограничиваться только присутствием в св. храме. Св. храм есть духовная врачебница для человека, откуда он должен почерпать врачевство для души своей. Для больного не довольно еще, чтобы только выслушать советы от врача, он должен стараться по уходе от него исполнять их. И для человека, одержимаго болезнями духовными, не довольно, чтобы только в св. храме выслушать спасительные советы от св. апостолов и евангелистов: он должен по выходе из храма приводить их в действие. Он должен стараться припомнить все слышанное им в храме; по выходе из храма не тотчас должен предаваться мирским занятиям, а употребить хоть несколько времени на размышление о том, что слышал и видед он во св. храме; должен дать себе строгий отчет в проведенном там времени и спросить себя самого: что приобрел он от присутствования во св. храме? Не прогневал ли в чем Бога, находясь пред лицем Его? О чем тогда он помышлял? На что обращал особенное внимание? Какия чувствования пробуждались в душе его при совершении таинства причащения? Такия и подобныя мысли необходимо должен пробуждать в душе своей христианин по выходе из святаго храма.
   III. Присутствование в храме Божием не останется для нас, братие, безплодным, низведет на нас Божие благоволение, если, стоя в нем, не будем забывать, что мы стоим в доме Божием, образующем собою небо, в доме молитвы, где совершаются великия и страшныя таинства; если будем стоять в нем со вниманием, благоговением и страхом Божиим. (Сост. по проп. прот. Романовскаго).

Поучение 4-ое. Введение во храм Пресвятыя Богородицы.

(О пользе церковнаго богослужения для детей).
   I. Родители Пресвятыя Девы Марии, Богоотцы Иоаким и Анна, будучи долгое время бездетны, молили Бога даровать им дитя; и если Бог даст, обещались посвятить его Богу на житие и служение в храме.
   Усердная молитва праведников не остается тщетною: Бог даровал Иоакиму и Анне Дщерь, которую они назвали Мариею. Три года Она жила у них дома; на четвертом, по данному обету, Она была приведена ими в храм; тут лик поющих священников и левитов встретил Ее, а первосвященник торжественно благословил и ввел Ее даже во святая святых, куда и сам по закону мог входить однажды в год, чем было предуказано на высшее назначение честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов. Таким образом Она осталась жить и жила неисходно до известнаго времени при иерусалимском храме. Сие то введение святыя Девы во храм ныне празднует святая церковь.
   И так, Пресвятая Дева Мария с трех лет начала жить в храме, с трех лет начала служить Богу. Ужели же могла быть какая нибудь польза от столь ранняго занятия? Ужели трехлетний младенец может что нибудь понимать и перенимать? Не только трехлетние, даже двухлетние и однолетние младенцы могут многое понимать и перенимать: могут запомнить наименование столь различных вещей и научаются говорить. Родители Пресвятой Девы Марии премудро сделали, что так рано отпустили Ее жить в храм. Там все мирское от Нея было скрыто; Она видела и слышала божественное; Она жила и дышала божественным.
   II. И христианские родители к Богу должны приводить, пред Него должны ставить своих детей в том священном училище, которое называется церковию. Как красоту природы младенец очень рано начинает узнавать и любить посредством простого созерцания, так и в церкви приобретаются первыя представления о Боге чрез созерцание изображений, священнодействий, указующих на мир духовный, на Бога.
   а) Мать или отец, «первые предметы любви и нежности дитяти», стоит с благоговейным выражением лица и молится дома пред иконою Спасителя: дитя посмотрит то на мать, или отца, то на образ, и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый урок Богопознания.
   б) Дитя в храме: благолепие храма, освещение, светлыя облачения священнослужащих, пение и безмолвное предстояние молящихся, обращенных к алтарю, священныя действия, отсутствие предметов обыденной жизни, запрещение неблагоговейных движений, требование внимания к чему-то высшему, особенному — это для дитяти безмолвные уроки благоговения пред Богом, с которыми не могут сравниться никакия словесныя назидания.
   «В храме стояще, на небеси стояти мним», говорится в одной церковной песни.
   в) И действительно, святые храмы наши с своею благолепною обстановкою и чином, с своим богослужебным порядком, суть как бы небо на земле; все веет здесь небесным, духовным, все отрешает душу от земли, устремляет к небу и возводит к Богу. Этого обилия благодатных влияний и самой благодати Божией лишают родители своих детей, не нося их в храм для приобщения св. таин и не приводя в раннем возрасте в церковь по тому пустому и неразумному предлогу, что дитя будто бы ничего не понимает. Здесь собственно воспитывается религиозное чувство, главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени и этого способа развития сердца есть потеря невознаградимая. Сердце, которым овладели уже иныя впечатления и склонности, будет тупо и глухо к впечатлениям духовным.
   г) Про нынешнее молодое поколение говорят и пишут, что оно испорчено очень,т.е.. некоторые из молодого поколения ведут себя очень худо. Знаете ли, кто эти испорченные, эти худые из молодого поколения? Это те из них, которые к церкви Божией не приучены, которые в церковь не ходят, учения церкви не знают, правил церкви не исполняют, уставам ея не следуют, постов не хранят, праздников не почитают. Будь они от ранняго младенчества приучены к церкви Божей, они никогда бы так не испортились. И так, кто причиною испорченности нынешняго молодого поколения? Тот, кто не приучил его к церкви Божией. Прежде всех виноваты отцы и матери.
   III. Приучайте же прежде всего детей ваших к церкви Божией, так приучайте, чтобы они полюбили ее, свою родную, святую мать, а после этого учите всему, чему угодно и чему находите нужным учить. Только знайте, что школы и различныя учебныя заведения без религии, без христианскаго благочестия все равно, что больница без лекарств, дом без окон и светильника. Очевидным доказательством этого служат питомцы современной безбожной науки, одичавшие нравственно! (Сост. по проп. прот. Р. Путятина). 

Поучение 5-ое. День введения во храм Пресвятыя Богородицы.

(Уроки из празднуемаго события: а) молитвы наши принимаются Богом особенно тогда, когда сопровождаются благими обетами, б) от добрых родителей рождаются большею частию и добрыя дети и в) родители должны водить с собой в храм своих детей).
   I. Пресвятая Дева Мария, как дар Божий, данный праведным Иоакиму и Анне в старости по их усердной молитве, была ими посвящена Богу, согласно данному ими обету, на особенное служение Ему в храме и воспитание при нем в св. его обстановке. И вот, когда исполнилось богоданной отроковице три года от рождения, благочестивые родители Ея стали внушать Ей, что Она родилась вследствие пламенных молитв их, — что Она посвящена ими Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна теперь разлучиться с ними и быть у Бога в храме, — что Ей там будет гораздо лучше, чем у них... Преблагословенная Дева, не смотря на ранний Свой возраст, постигла смысл таких внушений и Сама просила Своих родителей о скорейшем исполнении их высокаго обета. По выражению церковных песнописцев, св. Дева «младенчествовала плотию, но была совершенна душею, трилетствовала телом и многолетствовала духом» (Кан. 2 й, п. 3. тр. 5). По сему святые родители решились разстаться с юною своею Дочерью и посвятить Ее Богу, без всякой скорби даже «с веселием» (На лит. стих. 6). Конечно, эта твердость исполнения однажды даннаго и запечатленнаго обета за отнятие «поношения безчадства» получила высшее подкрепление в благословении Божием: это есть «тайна Божия, в коей Сам Господь прият ныне от человек не искусобрачную в знамение Своего примирения (с человечеством) и обновления», по взгляду святой церкви (Кан. 1 п. 6, тр. 2).
   II. а) Отсюда вытекают для нашего назидания следующия мысли: молитвы наши пред Богом особенно приемлются тогда, когда мы сопровождаем их благими обетами и во всяком случае желаем дарованное нам от Бога употреблять не для своего тщеславия и не для угождения своей плоти, но для славы Божией, для целей духовных и нравственных. Молясь о даровании детей, родители обязаны более всего просить для них благословения Божия и с юных лет направлять их мысли и чувства к Богу, к чистой и святой жизни.
   б) Но здесь же открывается и другая истина, весьма полезная для родителей, а именно: от добрых родителей раждаются и дети добрыя, во исполнение божественных слов свящ. писания (Рим. 11:16): «аще корень свят, то и ветви» (святы). Почему Господь избрал в родители Пресвятой Девы Иоакима и Анну? Правосудный не действует без основания; пристрастия в Нем нет. Поэтому если Он благоволил произвесть Матерь Божию от тех, а не от других родителей, то, конечно, сделал это по какой-нибудь мудрой и справедливой причине. Господь не говорит о ней в Своем писании; но мы, кажется, безошибочно откроем ее, если скажем, что та святая Дева, Которая предназначена была Промыслом Божиим зачать во чреве Святейшаго святых, должна быть Сама пресвятою; а для этого Ей надлежало не только получить освящение от Господа, но и родиться от чистых и праведных родителей. Но был ли кто праведнее Иоакима и Анны из современников? Святое писание молчит о сем, а верное предание свидетельствует, что они были самые благочестивые люди. Поэтому-то они и удостоились быть родителями святейшей Девы, избранной Богом для высочайшей тайны спасения всего мира.
   Если же детям сообщаются физическия, телесныя и нравственныя качества родителей, не только общия, но и личныя, то как должны быть внимательны к себе родители, чтобы не сообщить своим детям дурных и порочных наклонностей и не сделать их чрез то несчастными! Напротив, должны отличаться всеми св. чертами христианскаго характера и передавать их своим детям, для их спасения.
   в) Обратим, братие внимание и на цель введения во храм Пресвятой Девы Марии.
    Главная цель введения во храм Пресвятой Девы Марии была воспитательная; согласно с особенным Ея назначением — быть одушевленным храмом Божиим, — Ей надлежало, как уверяет св. церковь, «воспитатися» в храме Божием: «в божественнем храме, яко суща божественный храм, от младенчества, со свещами светлыми отдана бывши, явилася еси приятелище неприступнаго и божественнаго света» (На хвалит. стих. 4).
   Без сомнения, под особенным внушением Божиим, благочестивые родители Пречистой Отроковицы ясно сознавали, что лучшим выражением их любви к богоданному Младенцу может быть лишь самое тщательное сохранение его от всего худого и лучшее воспитание в духе закона Божия. А где полнее и успешнее можно было этого достигнуть, как не в храме Божием, куда не проникает ничто нечистое, где все дышит святостию? И когда же естественнее было начать это священное дело, как не с самых ранних лет дитяти, когда сердце его так доступно всем благим впечатлениям?
   Отсюда прямой вывод такой, что те родители не любят своих детей и не желают им добра, которые не заботятся об их воспитании; а те родители, которые не водят юных детей своих в храмы по причине их маломыслия, ошибаются в своих суждениях Пусть малыя дети маломысленны; но они впечатлительны. Святая атмосфера молитвенных собраний, святые лики и другие предметы, находящиеся в храме, благотворно действуют на восприимчивыя души детей; а сила благодати Божией, действующая чрез церковныя тайнодействия и особенно чрез таинство причащения, весьма животворно влияет на внутренний строй душевных сил. При таком настроении эти дети с большим успехом и с большею любовию будут воспринимать и усвоять себе христианския мысли и евангельския внушения. В противном же случае, когда души детей, удаленных от церковнаго влияния, загрубеют от впечатлений житейских — безрелигиозных и безнравственных, на них трудно будет сеять христианския истины, как на земле не доброй и поврежденной.
   III. Да поможет нам Бог запечатлеть в своей памяти эти спасительные уроки и да подвигнет Он нашу слабую волю приложить их к нашей жизни. (Сост. с дополн. свящ. Г. Д-ко по кн. «Поучения на великие праздники православной церкви». Спб. 1878 г).

Поучение 6-е. День Введения во храм Пресвятыя Богородицы.

(Об обетах).
   I. История нынешняго праздника представляет нам, бр., один из самых назидательных уроков, как свято должны быть исполняемы каждым из нас даваемые нами по тому или иному случаю обеты. Праведные Иоаким и Анна, до старости не имевшие детей, дали обещание Господу, что если Он Милосердый разрешит неплодство их, то они посвятят дитя свое на служение Ему. Господь внял их молитве, и рождается у них дочь. И вот едва исполнилось ей три года от рождения, благочестивые супруги спешат исполнить свой обет. Радость свою, утеху старости, единственное детище ведут они во храм Божий и здесь оставляют на жительство во славу Божию, оставшись сами снова бездетными. Пример для всех и на все времена достоподражаемый. Но подражаем ли мы ему?
   II. Давать обеты Богу кто и из нас не давал? Случись с человеком беда или опасность: сейчас за обещание! И тот обещает Богу злато и сребро, другой — свечу или иное что; порочный клянется: не буду больше предаваться тому или иному пороку. Но миновала опасность, и — как часто! — обет забыт. Правда, если обещал кто Богу свечу или справить молебен, — подобные обеты еще справляются: но те-то обеты, что посущественнее, те как и насколько исполняются?
   а) Слова нет, иногда и рад бы исполнить обет, да возможности нет по той или иной причине: но часто ли это бывает? А если и бывают такие случаи, то опять не по нашей ли собственной вине? Зачем давать такие обеты, которые могут после оказаться, как и оказываются, неудобоисполнимыми? Например, бывает, матери семейств дают обещание сходить на богомолье вдаль. Понятно, как неудобно для матерей исполнять подобные обеты. Да и самое исполнение таких, обетов насколько спасительно? Ужели нужно доказывать, что — оставить семью и детей без призора и итти вдаль на богомолье — не только не богоугодное дело, а и неразумное? Ужели нельзя дать обета удобоисполнимейшаго? Например: не употреблять никогда и никаких ругательных слов, не позволять себе нескромных шуток даже и за пирами веселыми, не петь мирских песен, никогда не лгать и не божиться, молча переносить жене от мужа огорчения, терпя ради Господа, — вина не пить, и что ты прежде пропивал, раздавать бедным, — нигде, никогда и ни под каким видом и предлогом не брать чужого, всякое дело чужое править по совести, как пред Богом и т. д. Все это исполнять, правда, мы и без обета обязаны по общему для всех христианскому долгу, и обетом в этом случае мы только крепче связываем себя к исполнению этого долга: но за то такие обеты всегда удобоисполнимы, и главное от исполнения их несравненно больше может быть пользы, чем от тех обетов, что дает большинство из вас. Так, свечу то ты поставишь: но на какия деньги? всегда ли на праведныя? Возьмешься держать пост в известные дни: но о спокойствии семьи не печешься, языку даешь полную волю и т. п. Какой же тут толк? какая польза от твоего обета?
    Самое лучшее при этом — давать обеты всегда с ведома и благословения отца духовнаго, как и при невозможности исполнить обет — самое же «лучшее просить отца духовнаго переменить необдуманно данный обет на другой какой, и этот другой непременно исполнить, дабы за несоблюдение обета не подпасть гневу Божию. «Аще обещаеши обет Господеви Богу твоему», говорит писание, «да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе и будет на тебе грех» (Второз. XXIII:21 и д.).
   Впрочем, кто же, у кого есть хоть малая доля смыслу, не в состоянии и сам понять всей тяжести греха сего? Обещать и не исполнить обещания — что может быть зазорнее сего даже и в житейеком быту? Кто не умеет и не любит держать даннаго слова, не считается ли тот и среди нас человеком безчестным? Как же назвать того, кто дает Богу обет и не исполняет его? Это ли не тяжкий грех?
   б) Не менее — если не грешно, то неразумно думать, что, давая обет, мы, так сказать, обязываем Бога оказать нам ту или другую милость. И чем же иной думает задобрить Бога? — Постановкой свечи, малой денежной жертвой на храм и т. п. — Ни с смирением, ни с преданностию воле Божией несогласно думать, что Бог обязан за твой обет исполнить твое желание. Исполнить или не исполнить желание твое — это дело милосердия Божия.
   в) Само собою, обет должен быть даваем — детьми с согласия родителей, супругами тоже по взаимному соглашению, — особенно — если обещаетесь вы итти, например, на богомолье и вообще сделать отлучку из дома и т. п. Иначе очень легко могут произойти в семье неприятности из-за твоего обета, и ты, таким образом, внесешь грех в семью. Вообще, как можно — надо остерегаться быть с своим обетом кому либо другому в тягость. — Самое лучшее давать обеты такие, чтобы никто, кроме духовнаго отца, и знать даже не мог, что ты обет несешь на себе, каковы обеты — не употреблять бранных слов, божбы и т. п., указанные мною выше. Они и удобоисполнимы, и многополезны в нравственном отношении, и легко могут быть сокрыты от других, что очень важно. — Тайная милостыня, тайная молитва и всякое доброе дело, тайно содеянное, несравненно ценнее пред Богом дел добрых, гласно творимых. А особенно это надо сказать об обетах. Аминь. (Сост. по «Кругу поучений» прот. А. Белоцветова, изд. 1894 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS