Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц ноябрь. Двадцать седьмой день. Праздник Знамения Богоматери.

10.12.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Праздник Знамения Богоматери.

(Сила ходатайства Богоматери).
   I. К числу древних изображений Божией Матери принадлежит и икона Знамения Ея, в честь которой установлено нынешнее празднество. Всеблагому Господу угодно было прославить эту святую икону в различных странах нашего отечества многими знамениями и чудесами, из коих одно, древнейшее и разительнейшее, соделалось началом настоящаго праздника.
   В 1170 году по Р. X. великий князь суздальский Андрей Георгиевич, составив неправедно союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными соединенными войсками для покорения сего города. Отовсюду стесненные осадою, жители Новгорода скоро увидели, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь отверстые храмы Божии наполняются рыданиями и молениями о небесной помощи. Третью уже ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоит пред иконою всемилостиваго Спаса на молитве об избавлении от обышедших зол. Наконец молитва его принята Богом: архипастырь слышит голос, повелевающий ему изнести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить ее на стене града. Обрадованный святитель посылает избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она остается неподвижною. Узнав об этом, архиепископ сам идет в указанную церковь и падает в слезах пред иконою Богоматери. Во время молебнаго пения, когда возглашена была песнь: «предстательство христиан непостыдное», внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящий народ в ужасе взывает: «Господи, помилуй!» Архипастырь приемлет святую икону на свои руки и износит ее на стену града. Между тем нападающие враги делают в это время страшный приступ к городу. Одна из пущенных ими стрел ударила в святую икону и лик Богоматери обратился к городу. Слезы потекли из очей Пречистыя на фелонь святителя. Вдруг тьма покрывает врагов; ужас объемлет сердца их; они в смятении начинают поражать друг друга, осажденные устремляются на них и довершают поражение. В воспоминание сего события и возглашается ныне песнь Богородице: «яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».
   Силы и чудеса от иконы Знамения Божией Матери явлены не в одном только в Новгороде, но в последствии и в других странах обширнаго отечества нашего, особенно же в областях Курской и Тобольской. Великия благодеяния от нея явлены и в первопрестольном граде Москве. Древний род бояр Романовых, по древнему достохвальному обычаю избирать покровителем дома кого либо из святых Божиих, соделывает икону Знамения Богоматери родовым своим молением. И что же? Матерь Божия после тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом земле русской, возвратив в руки русских (22 октября 1612 года) Китай-город в Москве бывший в руках польских, чрез месяц и пять дней — в самый праздник иконы Знамения Ея, — передает ополчению русскому и священный Кремль, в котором находился в плену с материю своею юный Михаил Феодорович, — возводит сего именитаго юношу на престол России и под скипетром преемников его далеко распространяет пределы нашего отечества и возвеличивает царство российское. Поистине Она есть «царствия нерушимая стена и честный венец царей благочестивых» (акафист).
   II. а) Что может быть сильнее ходатайства Матери Господа? Простирал древле к небу Моисей руки свои на горе во время брани и молитвою его дарована победа Израилю на Амалика. А ныне не на земле, но на небе, и не раб Божий, но Сама Пресвятая Матерь Господа простирает пречистыя руце Свои за прибегающих под кров Ея.
   Сии пречистыя руце Богоматери простерты за каждаго, притекающаго к Ней с верою. Что может быть утешительнее и поучительнее сего видения? За кого не умолят сии пречистыя длани, подъятыя к Сыну Ея? Какие бы грехи ни тяготили души наши, какия бы бедствия ни окружали нас, — от всякаго зла сильно избавить нас ходатайство небесной Заступницы.
   Но да не осудят нас сии пречистыя руце, и ныне простираемыя Ею за нас! Честнейшая херувим и славнейшая серафим ходатайствует за нас недостойных и на светозарном небе! Как же нам, грешным, не молиться за себя на сей темной земле? Пресвятая Богородице! Спаси нас!
   б) Но преисполненная любви Царица небесная не всегда и не ко всем посылает Свою помощь так явно, как осажденным новгородцам. Велики и неисчислимы были их бедствия, но в то же время горяча и неустанна была их молитва, неумолкаемое призывание милосердия Божией Матери. В тяжелое время не об одних бедствиях войны скорбели они, а без сомнения оплакивали горячими слезами и те грехи свои, которыми были вызваны эти бедствия, и принесли в них искреннее покаяние. Так и мы, христиане, призывая неоскудевающую в Своих щедротах Владычицу, с молитвою должны принести Ей покаяние, сердце чистое и любовь к жизни добродетельной. Только этим мы и можем снискать благоволение Пренепорочной; тогда и для нас будет видимо проявление Ея к нам милосердия.
   III. Пресвятая Богородица! Спаси нас и сохрани от врагов видимых и невидимых. (Сост. по «Словам» Сергия, архиеп. владимирск. и др. источ.).

Поучение 2-е. День Знамения Пресвятой Богородицы.

(У кого нам искать помощи против врагов видимых и невидимых?)
   I. В нынешний день великое, народное торжество было некогда в древнем Новгороде. Великое было торжество, но и величайшее совершилось чудо.
   Однажды враги многочисленные и страшные приступили к этому древнему городу, обложили его отовсюду своею ратию, огнем и мечем грозили сокрушить его. Смутились и устрашились бедные новгородцы; ратныя силы их были невелики, средств к защите не было никаких, помощи ждать также было не от кого; что делать в таком положении? на что решиться? После долгих и многих совещаний и размышлений положили они наконец: прибегнуть к милосердому Господу Богу, обратиться с усердною мольбою к небесной Заступнице, возбранной Воеводе — Матери Божией. И вот целый народ подвигся на моление, стар и мал потекли в храмы Божии, на стогнах и распутиях раздались молитвенные вопли и стенания, жаркия слезы, теплыя мольбы потекли к небесам; — и, посудите, как важна, как много значит у Бога на теплой вере основанная, любовью поспешествуемая, надеждою воскрыляемая, единодушная, общественная молитва! — В одну ночь, после такой общественной, пламенной молитвы, архипастырь новгородский в сонном видении получил повеление изнести заутра на городскую стену икону, на которой изображена была Матерь Божия с воздетыми горе руками. Пробудившись, архипастырь принял это веление с несомненною верою и заутра, действительно, с подобающею честию, изнес на стену града святую икону и поставил оную лицом к молящемуся народу, когда началось молебное пение ко Пресвятой Богородице, враги, замыслившие сделать в это время решительный приступ к городу, вдруг смутились, смешались, дрогнули и, поражаемые невидимою силою, разсыпались и побежали! Слабой рати новгородской оставалось только поражать бегущих и собирать сокровища вражескаго стана; — и вот в Новегороде, за день пред сим унылом и скорбном, — теперь всеобщее веселие, восторг, торжество величайшее! Были пред ним враги для него непобедимые, — и они разсеяны, был голод и нужда, — теперь изобилие во всем; было уныние и страх, — вдруг радость и веселие несказанное! Так Матерь Божия спасла древних новгородцев от врагов многочисленных и страшных; так Она проявила им Знамение Своей чудодейственной помощи и силы; так и неоднократно спасала Она наше отечество в годину крамол междоусобных и в тяжкия нашествия врагов иноплеменных. Так же точно спасает Она и теперь всех нас, христиане, от всяких бед и злоключений житейских и от всех врагов наших и видимых, и невидимых. -
   II. а) Окружали и утесняли древних новгородцев враги, окружают и угнетают и нас враги: видимые, общественные, семейные, житейские, с их злобою, ненавистию, мщением и зложеланием; — враги невидимые, с их искушениями и соблазнами, для нас по большей части почти незаметными, — с их стрелами разженными, во дни и в нощи против нас летящими. — Опасны враги видимые и трудно бороться с ними; еще опаснее враги невидимые и несравненно труднее противоборствовать им. — Воюет против нас наша собственная плоть с ея страстями и поползновениями, — и кто не знает, как трудно бороться с этим врагом домашним! Нападает на нас и мир с своими удовольствиями и очарованиями; — воюет непрестанно, сильно воюет против нас наш древний, злейший, непримиримый враг — диавол; — сетями невидимыми опутывает он нашу душу, соблазняет сердце, разжигает плоть, — и кто не чувствовал неотразимой силы его нападений! Так много и у нас врагов сильных, страшных, опасных! И не временное пленение готовят они нам; не в темницу временную ввергнут они нас; нет, разожгут для нас жаркия страсти наши — огонь геенский, несгораемый, скуют нас удовольствия мирския пленницами мрака вечнаго, низринет нас диавол в темницу адскую, в геенну вечную! Вот чем угрожают нам враги наши, — вот какия ужасныя последствия ожидают нас при нашей оплошности в войне с ними! Как же препобедить врагов этих лютых? Какими средствами избавиться от их нападений неотразимых?
   б) Не было у древних новгородцев никаких естественных средств, чтобы избавиться от врагов, на них воевавших. Мало естественных средств и у нас, христиане, против врагов невидимых. Можно вооружаться разсудком против нападения страстей; но вооружение это слабо, ненадежно, и часто, часто изменяет нам среди самой битвы. — Можно вооружаться против соблазнов мирских твердостию воли, благодушным терпением, довольством своим положением; но похоть очес и гордость житейская легко ослабляют наше вооружение и, почти без сопротивления, восхищают нас в плен свой. Можно вооружаться против диавола — молитвою и постом; но молиться Богу — труд для многих утомительный, — бремя не легкое; молитвы наши, по большей части, бывают кратковременны, непостоянны, разсеянны и невнимательны; а посты от многих уже не считаются и христианскою обязанностию; есть и такие люди, что христианские посты находят для своего здоровья даже вредными, — вот как мы небрежем и злоупотребляем нашими единственными, спасительными средствами против злейшаго врага — диавола! Как же нам избежать его сетей, когда мы и выпутываться из них не стараемся?
   III. Остается одно — обратиться, подобно благочестивым новгородцам, к милосердому Господу Богу; прибегнуть с искреннею мольбою к общей нашей Ходатаице и Молитвеннице Матери Божией! Она всем христианам Заступница усердная, Помощница скорая, Матерь любвеобильная! Она — всех обуреваемых пристанище; Она — страстей наших укрощение и помыслов погашение, Она — невидимых врагов мучение и лукавых духов прогонительница! к Ней-то, нашей милосердой Помощнице, обратимся и ныне и непрестанно будем обращаться из глубины души зовущи: Владычице, помози на ны милосердовавши, — потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы, — и будем верить при этом несомненно, что много может молитва Матери Божией к милосердию Владыки всех Бога; будем искренно надеяться, что и нам, недостойным, откроет когда либо Матерь любвеобильная чудо действенное Знамение Своей небесной помощи! Аминь. (Сост. по «Душепол. чтен.» за 1894 г., ноябрь).

Поучение 3-е. Праздник Знамения Богоматери.

(Пророчество Богоматери о Самой Себе).
   I. В день праздника Знамения Богоматери, установленнаго по случаю чудеснаго избавления новгородцев от нападения врагов в XII столетии, прилично обратить ваше внимание на небесную славу Богоматери, пророчество о которой некогда было произнесено Самой Богоматерью, предчувствовавшей Духом Святым, что Господь прославит Ее пред миром христианским в многочисленных чрез Нее Своих милостях, которыя изобильно изольются на всех, притекающих к Ея предстательству пред Богом.
    «Отныне ублажат Мя вси роди» (Лук. 1:48), сказала Пресвятая Дева Мария, когда праведная Елисавета, при встрече с Нею, исполнившись Духа Святаго, назвала Ее Материю Господа. Не от собственнаго разума и сердца возникла в смиренной Марии такая мысль о будущей Ея всемирной славе. Прославляя Господа, прославляющаго Ее, Она говорит только о Своем смирении, видит Себя только рабою Его: «призре на смирение рабы Своея». При таком глубоком чувстве смирения могла ли Она помышлять о будущей славе Своей? Воистину Дух Святый, приосенивший Ее со времени зачатия Ею Сына Божия, открыл Ей будущее, и вот Она, по Его внушению, изрекает пророчество о том, что ожидает Ее в церкви Христовой. Если же так, если по вдохновению Духа Божия сказала Она: «отныне ублажат Мя вси роди», то чью волю исполняют все ублажающие Пресвятую Деву Марию? — Конечно, волю Духа Божия. Кому не повинуются те, которые отрекаются почитать Пресвятую Богородицу? — Не повинуются Духу Божию.
   Да, если еврей не ублажает Матери Господа моего: это понятно, он не верует в евангелие, он не знает Духа Святаго, глаголавшаго в евангелии. Но если христианин не чтит Благословенной: не знаю, как назвать его?
   Грустно, больно, тяжело видеть такого христианина!
   II. а) «Отныне ублажат Мя вси роди». Кого ублажат? Ту, от Нея же родися Иисус глаголемый Христос (Мф. I:16). Иисус не простой человек, но Богочеловек. Во утробе Девы Марии человечество чистое, безгрешное, соединилось с Божеством истинным. «Господь с Тобою», сказал ангел Марии: «Господь с Тобою» не только Своею благодатию, но и совершенным в Тебе вочеловечением. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1 Тим. 3:16). Нет и нельзя представить себе выше той чести, какой удостоилась Она — Матерь Богочеловека. Единородный, предвечный, единосущный Сын предвечнаго Бога Отца приял во чреве Марии человеческое естество. Непостижимо снисхождение Сына Божия! Чудно, несравненно величие Девы Марии! Истинно — Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим!...
   б) «Отныне ублажат Мя вси роди». И как не ублажать Ее всем родам, когда вси роди спасены Сыном Ея? Для чего Сын вечнаго Бога Отца стал Сыном Ея? Для того, чтобы обновить растленное грехом естество человеческое; для того, чтобы спасти человека от грознаго проклятия правды Божией; для того, чтобы принести Себя в жертву Богу Отцу за грешных людей. Мария, Матерь Божия, есть Богом избранное орудие спасения людей, вечным советом Божиим назначенное для дела Божия. Если же Пресвятая Дева Мария удостоена высочайшаго избрания Божия быть Материю Сына Божия и Спасителя мира, то почему это сделано? По особенной благодати Божией? Точно, это особенная Божия благодать. Но может ли Божия благодать противоречить правде Божией? — Конечно, не может. Итак, Матерь Божия превыше всех превознесена избранием Божиим потому, что выше всех была достойною этого избрания. Не пристанет корабль с сокровищами к берегу, если берег не имеет пристани. И тайна небесная возвратилась бы на небо, если бы Дева Мария не была достойною принятия сей тайны. Спаситель явился не прежде, как явилась Богоизбранная Мария. Разве не нужно было, чтобы среди людей грешных явилось достойное вместилище для Бога воплощеннаго? И долго очищалось и освящалось человечество в святых Божиих ветхозаветных, пока наконец явилась чистейшая Агница среди чистых агнцев Божиих — родилась святая Дева Мария, достойная соделаться вместилищем Божества.
   в) Св. евангелисты мало говорят нам о Матери Божией. Но они ясно говорят о Ея ангельской чистоте и непорочности и о Ея дивном смирении. И можно ли сказать что нибудь выше того, что говорит о Ней благовествующий ангел, указавший в Ней ангельскую чистоту и непорочность, говорящий о Ней, как о Деве — Матери Сына Божия: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, сказал Ей небесный вестник на Ея недоумение: како будет сие, идеже мужа не знаю; евангелисты говорят о Ея великом смирении и тем показывают, что вся «слава Дщери Царевы внутрь», что величие Ея духа тем особенно велико, что оно скрывалось в глубине духа. «Яко призре на смирение рабы Своея», свидетельствует Сама Пресвятая Дева пред лицем Божиим в Своей вдохновенной песни. И это подтверждает вся евангельская жизнь Ея. Она не искала делить славу Сына Своего, когда народ славил Его за чудеса, когда встречал Его с восклицаниями восторга: «осанна Сыну Давидову!» Когда же ослепленные враждою безславят Божественнаго Сына Марии, когда они кричат: «неистов есть», тогда видим с Иисусом и Матерь Его (Мр. 3:21, 30). Она же стоит при кресте Его, в виду ожесточенных врагов Его, стоит тогда, как самые близкие ученики оставили Его. Вот — Ея путь к славе небесной? Не больше ли говорят нам евангелисты о высоких достоинствах Пресвятой Девы Марии — своим молчанием, чем сколько они могли сказать своими словами? В молчании соблюдала Она вся «глаголы» Сына и Бога Своего (Лк. 2:19). Прежде нежели чудесами явил Он славу Свою и «вероваша в Него ученицы Его» (Иоан. 2:11), Она уже столько веровала в чудодейственную силу Его, что убедила Его совершить первое чудо в Кане галилейской. Так ранее других и совершеннее других веровала в Него Матерь Его и знала Его, и однако же оставалась в Своем глубоком смирении мало заметною. Какое дивное величие смирения!
    «Блаженно чрево, носившее Тя», «и сосца, яже еси ссал» (Лк. 11:27), воскликнула в восторге духа некая жена усладившаяся беседою Христовою. Что это значит? Ясная похвала Матери И. Христа, и похвала, замеченная евангелистами. Никто не посмеет сказать, что эти слова жены, слушавшей Спасителя, исходили не от благочестиваго сердца; никто не скажет и того, что евангелист записал эти слова без всякой цели. Напротив, соображая слова сей благоговейной жены с пророческим изречением Самой Девы Марии о будущей славе Ея, мы видим в словах жены начало исполнения пророчественных слов Самой Матери Божией о Ея всемирной славе.
   III. Итак, св. евангелисты не скрыли от нас ни высоких достоинств, ни славы Матери Божией. Они сказали о Ней столько, сколько было сие угодно Господу Богу. Сын Божий считал нужным, чтобы до прославления Его человечества небесною славою не говорили о Его земной славе: тем более так подобало быть в отношении к Матери Его. Только теперь, когда Она переселилась на небо, подобало исполниться во всей полноте Ея пророческому слову: «отныне ублажат Мя вси роди».
    Теперь как не ублажать Ея, когда Она, пребывая в славе Сына Своего, ходатайствует за нас пред Ним, как Матерь всех верующих в Сына Ея? Она любит нас как братий во Адаме, как детей в Сыне Ея И. Христе. Она ходатайствует о нас пред Сыном по праву Матери, молит Отца небеснаго по праву любви Своей и Его к бедным странникам земли. Сын любит Ее как Мать; Он показал Ей любовь Свою и на земле, когда в самых болезнях крестной смерти Своей заботился о Ней и сказал возлюбленному ученику: «се Мати твоя!» (Иоан. 19:27). Он исполняет прошения Ея как Матери, Коей повиновался в земной жизни Своей (Лк. 2:51). Как же не быть Ей сильною ходатаицей за нас грешных на небе? Если ангелы молятся за нас, и молитвою своею преклоняют Господа ко услышанию наших молитв, то ужели ходатайство Матери Сына Божия не будет услышано пред престолом Сына и Бога Ея? О, как велико Ея ходатайство за нас! Кто прибегал к Ней и не услышан был? Кто не испытал на себе милостей Ея? Сколъко знамений Ея помощи небесной! Сколько икон, чрез которыя Она являет дивныя чудеса Свои! Нет града, нет веси в православном отечестве нашем, где бы не славились благодеяния Ея, где бы в честь Ея не было храмов. В глубине севера, среди льдов, согревает Она веру благодеяниями Своими; каждый день мы испытываем помощь Ея — там или здесь, явно или тайно, в кругу семейном или в глубине уединенной души. Обратимся же к Матери нашей с верою теплою, с надеждою крепкою и с простотою детскою.
   Мати Божия, Мати всех уповающих на Тя! На Тя уповаем мы, немощныя чада церкви православной, не остави нас в скорбях наших, спаси сильным предстательством Своим! Аминь. (Сост. по «Словам и реч.» Филарета, архиеп. черниговскаго).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS