Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц ноябрь. Двадцать восьмой день. Преподобномуч. Стефан Новый.

11.12.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Преподобномуч. Стефан Новый.

(О пользе почитания св. икон).
   I. Преподобномученик Стефан новый, память коего совершается ныне, родился в Константинополе в 715 г. и был иноком Авксентиева монастыря близ Никомидии. За неподписание определений иконоборческаго собора, бывшаго при Константине Копрониме, в 754 году, он сослан был в заточение, где продолжал обличать иконоборческую ересь. Вызванный в Константинополь, святой Стефан заключен был в темницу и в 767 г. скончался мученически, пораженный в голову тяжелым обрубком дерева.
   II. По поводу мученической кончины преподобнаго Стефана за истину иконопочитания побеседуем в настоящий раз о пользе иконопочитания, которое некогда нужно было отстаивать ценою жизни.
   а) Св. иконы суть одно из наилучших средств к научению православнаго народа св. истинам веры. Это самыя вразумительныя письмена для тех, кои не знают письмен. Так как таковых всегда и везде большая часть: то лишить храмы св. икон, значит лишить целый народ одного из самых действительных способов к наставлению его в вере. Что может сравниться с назидательностию св. храма, украшеннаго, по надлежащему, св. иконами? Вступая в священное окружие его, человек невольно отделяется мыслию и чувствами от всего греховнаго мира; вступает как бы в видимое сообщество святых; преносится духом в церковь праведников, на небесех написанных. Что ни взор, то благочестивая мысль или святое чувство. Благоразумно ли закрыть этот источник святого воодушевления?
    И чем заменить его? искусственными ли колоннами, картинами, изображениями природы? — Но они возбудят в тебе удивление к художнику, а не к Господу; тогда как икона, даже безыскусственная, прямо заставляет думать о святом. Вот как изображает пользу иконопочитания великий богослов православной церкви св. Иоанн Дамаскин:
   «Поелику же Бог, по Своему благоутробию, для нашего спасения истинно соделался человеком, не явился только в виде человеческом, как являлся Аврааму и пророкам, но существенно и истинно стал человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, страдал, был распят, воскрес и вознесся на небо; и все сие происходило на самом деле, было видимо людьми и описано на памятование и в научение нам, не жившим тогда, чтобы не видев, но слышав и веровав, получили мы блаженство, обещанное Господом, а также поелику не все умеют читать и могут заниматься чтением; то отцы и разсудили все дела Христовы, как достославныя, изображать на иконах, которыя бы служили «кратким напоминанием». Часто случается, что мы и не думаем о страданиях Господа, но как скоро видим икону распятия Христова, воспоминаем о спасительном Его страдании, падаем и поклоняемся не веществу, а Тому, Кто изображен, равно как поклоняемся не веществу, из котораго сделано евангелие или крест, но тому, что ими изображается... Тоже должно сказать и о Богоматери. Честь воздаваемая Ей, возводится к воплотившемуся от Нея.
   Подобным образом подвиги св. мужей возбуждают нас к мужеству, к ревности, к подражанию их добродетели и к славе Божией, — ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая усерднейшим нашим сослужителям, доказывает любовь к общему Владыке, и почитание образа переходит к Первообразному». («Точн. излож. правосл. веры», кн. IV, гл. XVI стр. 266—268. Москва, 1884 г.).
   б) Затем спросим себя: не пред иконами ли и не их ли действием решалась судьба людей, даже целых народов? — Вспомните препод. Марию египетскую: кто возбудил в душе ея святое дерзновение обещать пред Богом исправление свой жизни? Взор на икону Богоматери, стоявшую над дверьми храма иерусалимскаго. Равно не память ли о сей иконе и обете, пред нею произнесенном, поддерживала ее потом в продолжение четыредесятилетних неимоверных подвигов пустынных.
    Судьба всего нашего отечества в отношении к вере так же решилась, можно сказать, не чем другим, а святою иконою. Ибо что особенно подействовало на св. Владимира, в пользу восточнаго православия, когда он колебался и недоумевал в избрании веры? — То, что греческий философ, убеждавший его к принятию христианства, заключил убеждения свои представлением пред великаго князя картины страшнаго суда. Св. икона прекратила наше колебание; св. икона сделала нас христианами, и при том православными. После сего, если бы и все прочие народы христианские, по неразсудной гордости, перестали поклоняться иконам: то православному отечеству нашему, из одной благодарности, подобало бы никогда не оставлять к ним должнаго почтения.
   в) Теперь спросим себя: что приобрели протестанты на земле и наши русские еретики — штундисты, отвергнув необдуманно почитание св. икон? Возвысились в понятиях о предметах веры? Напротив, видимо приблизились к опасности потерять веру в самые существенные догматы христианства и охладели в чувстве до того, что с равнодушием слушают и читают самых ожесточенных хулителей имени Христова. Где же мнимая выгода от неиконопочитания? Разве в том, что храмы начали походить своею внутренностию на места простых собраний, так что их завсегда тот-час можно обратить на какое угодно употребление.
   Недальновидные, обнажив безразсудно церковь свою, думали укрыться с сею наготою под сению заповеди Моисеевой: «не сотвори себе кумира, ни всякаго подобия! да не поклонишися им», «ни послужиши им!» (Исх. 20:4, 5). Но богомудрый законодатель еврейский запрещает, очевидно, те кумиры и изваяния, кои были в употреблении у язычников, и представляли собою их божества нечистыя, но не запрещает священных изображений предметов святых. Доказательством последняго суть златыя изображения херувимов, кои, по повелению Самого Бога, поставлены Моисеем в скинии свидения, и притом в святейшем ея месте — над ковчегом завета, куда именно обращались лицем все молящиеся.
   III. Итак с какой стороны ни разсматривать почитание св. икон, оно представляется достойным всякаго уважения, одним из благолепных украшений церкви, одним из действительнейших средств к назиданию в вере и добрых нравах. После сего остается только с благодарностию правильно пользоваться сим средством, стоившим так дорого защитникам иконопочитания, кои полагали, и многие положили, за него души свои. То есть, как пользоваться? — Обращая молитвы, прошения и благодарения свои не столько к иконам, сколько чрез них к тем св. лицам, кои на них изображены, — возбуждаясь зрением святых лиц и их святых подвигов, на иконах изображенных, к подражанию их вере и добродетелям; — не простирая чествования св. икон до обожания вещества, их составляющаго, и не приписывая им других необыкновенных качеств, кроме тех, кои зависят от невидимой благодати Божией, чрез них действующей. (Сост. Гр. Дьяченко по проповедям Иннокентия херсонскаго т. III, с дополн. из «Точн. изложения веры» св. I. Дамаскина).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS