Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц ноябрь. Одиннадцатый день. Св. муч. Викентий.

24.11.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-е. Св. муч. Викентий.

(Назначение человеческаго тела).
   I. Св. муч. Викентий, память коего совершается ныне, родом из Испании, был диаконом в Августополе и замучен в IѴ40; веке, при Диоклитиане. «Пощади самого себя, говорил ему мучитель. Мне жаль тебя, и я хотел бы видеть тебя в чести и славе, а не в безчестии и муках». Святой отвечал, что он не боится никаких мук. Тогда мучитель велел предать его разнообразным истязаниям. Жестоки и продолжительны были эти истязания: пригвоздив исповедника ко кресту, ему наносили безпощадные удары, когда же тело его было истерзано, члены переломлены, жилы вытянуты, его бросили в темницу и положили на острых черепках. Все это с невозмутимым терпением и неземным ликованием претерпел мученик; но ярость мучителя не утолилась и изобрела еще более жестокую пытку: Викентия положили на раскаленную железную решетку, и среди этих мук он отошел к Тому, Кого любил, славил и воспевал всю свою жизнь до последней минуты. Тело его, преданное на добычу зверям, но оставшееся неприкосновенным, потому что ни звери, ни птицы его не коснулись, было выброшено в море, но, прибитое волнами к берегу, было взято сторожившими христианами, которые и похоронили его в небольшой церкви за городом. В настоящее время нетленныя мощи святого находятся в Риме в церкви его имени, в загородном монастыре Трех Фонтанов.
   II. Читая историю страданий св. мученика, мы видим, что Господь иногда чудесным образом охраняет тела св. мучеников и других угодников Божиих; огонь их не жжет, дикие и кровожадные звери не трогают их и само тление бежит от них. Так напр. было и с телом св. мученика Викентия, ныне прославляемаго.
    Это побуждает нас спросить: какое назначение человеческаго тела? Несомненно, оно имеет великое назначение, если Сам Бог охраняет его и прославляет нетлением.
   а) От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли.
   Оно ниспало в тление, — сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении, оживлено безсмертною и святою душею, и вместе с нею восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовнаго наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно. Оно не могло вытти из рук Всесвятаго Творца иначе, как вполне чистым и святым; впоследствии исказил, обезобразил его грех. Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов, которые, в свою очередь, не представляли ничего, чтобы нуждалось быть прикрытым. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тело. Не закипала кровь от гнева и не охлаждалась она от печали и уныния. Смерть была несвойственна этому телу; несвойственны ему были недуги; не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий; оно не было узами и темницею для души; оно было для нея чудною, вечною новою одеждою. Вот первое назначение тела: быть чудною, вечною одеждою для души.
   б) Но таковое назначение тела осталось почти и тогда, когда человек, вследствие грехопадения прародителей в раю, подвергся болезням и смерти по телу. И теперь тело грешнаго человека, хотя по причине греха его подверглось разстройству, болезни и смерти, служит тем не менее одеждою для души, вполне приспособленною к теперешнему греховному состоянию ея. Разстройства и болезни тела, бывающия почти всегда от греха и стоящия почти всегда в причинной связи с ним, дают «настоятельно» знать душе, что грех есть великое зло, от котораго всемерно нужно освободиться, чтобы не погубить и души и тела. — Хотя и видим, затем, что теперь тела усопших отцов и братий спускаются в мрачную могилу и покрываются землею; хотя ожидаем, что та же участь постигнет и наши тела, но веруем и знаем, что эти тела не пребудут навсегда в земле. Они воскреснут, как воскресло из мертвых тело новаго Адама, Господа нашего И. Христа. Посеянное в могилу тело «в тление» возстанет «в нетлении», возстанет «в славе», возстанет «в силе; тело земное» соделается «теломь небесным, тело душевное» — «телом духовным» (1 «Кор. 15:40-46).
   в) Но для христианина назначение его тела не оканчивается тем, чтобы быть душевною и духовною одеждою его души; оно вместе с душею человека имеет высшее назначение — быть храмом Св. Духа: «телеса ваши храм живущаго в вас Св. Духа суть» (1 Кор. 6:19).
   Это преобразование нашего тела в храм Св. Духа начинает совершаться при посредстве св. таинств, установленных в церкви Христовой. Так в купели крещения оно возраждается во спасение по образу тела, которое приял небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святаго и Пречистыя Девы: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Посредством чуднаго таинства евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа, — соединяется наше тело с Божественным телом, наша кровь с Божественною кровию. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь», сказал Господь, «во Мне» «пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6:56). Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине — Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к ним: «телеса ваша удове Христовы суть» (1 Кор. 6:15)! «Тело Господеви и Господь телу» (1 Кор. 6:13). «Облецытеся Господем нашим И. Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13:14). «Дары Святаго Духа», сказал некоторый великий угодник Божий (Сисой Вел.), «уже естественны естеству обновленному. Уже естественно телу , составляющему собою единое с телом Христовым, быть храмом Святаго Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святый».
   Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святаго Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святаго Духа. Тень святаго апостола Петра исцеляла больных (Деян. 5:15); принадлежности из полотна (напр. полотенца), которыя имел святый апостол Павел для своего употребления, были приносимы к больным — и больные от прикосновения к ним исцелялис, а нечистые духи оставляли мучимых ими (Деян. 19:12). Ехидна — зтот самый ядовитый змей — ужалила апостола; но он остался невредим, как-бы вовсе неподвергшийся укушению змея. Некоторые святые ходили по водам, протекали, как крылатые, значительныя пространства в самое короткое время, — при молитвах возвышались телами своими от земли, как-бы предначиная, по выражению некотораго святого писателя, будущее восхищение на воздухе и являя к такому восхищению способность. Такова была напр. преподобная Мария египетская и некоторые другие великие угодники Божии. Не только в душах их: в самых телах их воздействовал Святый Дух! Как в телах человеческих, греховною жизнию низведенных к подобию скотов несмысленных, кипят различныя страсти: так, напротив, в освященных телах кипит и преизливается Божественная благодать, услаждая тело небесною и духовною сладостию и вместе умерщвляя его для греха. По разлучении души с таким телом, тление не дерзает прикасаться к нему: потому что, несмотря на отсутствие души, соприсутствует ему Дих Святый, обнаруживая присутствие Свое различными, достойными Духа и свойственными Духу знамениями.
   Итак назначение человеческаго тела состоит в том, чтобы быть чудною, вечною и всегда новою одеждою для души и вместе с этим храмом Духа Святаго.
   III. Отчего же тела наши по большей части чужды духовнаго освящения? Отчего тела наши способны почти только к ощущениям скотоподобным, между тем как Дух Святый засвидетельствовал, «что ина плоть человекам, ина же плоть скотом» (1 Кор. 15:39)? Оттого, что не внимаем предостережению Господа нашего, Который сказал: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими» (Лк. 21. 34). Отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытнаго познания, что «плоть» наша может «возрадоваться о Бозе живе», (Псал. 83:3). «Горе, имеим сердца, -»и повлечется туда, вслед за сердцем, тело. Возлюбим Господа так, как Он повелел любить Себя, «всем сердцем, всею душею, всем умом, всею крепостию» (Марк. 12:30), чего невозможно исполнить без участия тела. Соделаем тела наши духовными, небесными! Избавим их от горестнаго перехода из темницы могильной в темницу ада. На нас лежит непременная обязанность совершить это: мы первоначально сотворены для неба, впоследствии, по падении, мы искуплены для неба. Мы вполне принадлежим Богу, а не себе. «Несте свои», говорит нам апостол: «куплени есте ценою», ценою безценной крови Сына Божия. «Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже сут Божия: яко и телеса ваша», не только души, «храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1» Кор. 6:20. 19). Возлюбленные братия! Чтоже сказать после сего о блудниках, пьяницах, чревоугодниках и т. п. людях, делающих из своего тела орудия постыдных страстей? Прежде даже до конца не погибли мы в грехах своих, спаси нас, Господи, ради Твоея милости! Отврати наше сердце от земли, плоти, мира, греха и диавола, и обрати его к небу, духу и святыне. (Сост. свящ. Гр. Дьяченко с заимств. некотор. мыслей из проп. Игнатия, еп. кавказскаго стран. 60—64).

Поучение 2-е. Преподобный Феодор Студит.

(Честна пред Господом смерть преподобных Его).
   I. Преподобный Феодор Студит, память коего ныне, жил в VIII веке, когда в греческой империи господствовало гонение на почитателей св. икон, возбужденное императором Константином Копронимом. Как только началось иконоборство, родители Феодора роздали свое имение неимущим и постриглись в иночество; их примеру вскоре последовал Феодор. Преподобный Феодор вел самый строгий образ жизни. Хотя он был воспитан среди всяких удобств жизни, так как родители его были люди богатые, но он нашел в себе достаточно твердости духа, чтобы подвергнуть себя всем лишениям, которыя испытывали другие иноки. Он постоянно молился, трудился для братии и соблюдал строгий пост. Константинопольский патриарх Тарасий посвятил Феодора в пресвитера, а в 794 году братия упросила его управлять монастырем, где он жил. В 789 году начал царствовать Константин VI. Новый император пожелал расторгнуть свой брак и вступить в брак с своею родственницею Феодотою. Так как такой поступок не дозволялся уставами церкви, то патриарх Тарасий отказался дать благословение на венчание; когда же венчание все-таки состоялось, Тарасий сначала пытался расторгнуть этот брак, но вследствии угроз императора — снова начать иконоборство не решился ничего предпринять. Не так действовал Феодор. Он отлучил императора от церкви. Константин, думая привлечь Феодора на свою сторону, послал ему богатые подарки, но Феодор не принял их. Константин, раздраженный этим, послал Феодора и с ним десять иноков в Солунь. Однако твердость Феодора нашла себе многих подражателей среди духовенства, и даже папа Лев III в письме к Феодору одобрял его мужество и терпение.
   По смерти Константина Феодор был возвращен из Солуня, к общей радости и мирян и иноков, и по просьбе императрицы Ирины принял сан игумена Студийскаго близ Константинополя монастыря (откуда и наименование Феодора «Студитом)». В Студийском монастыре Феодор жил до 809 года, когда император Никифор возвратил священство пресвитеру Иосифу, отлученному от церкви за то, что венчал императора Константина с Феодотою. Преподобный Феодор обличал императора, говоря, что без покаяния не следовало прощать преступника, и тогда император сослал Феодора и многих других Студийских иноков в заточение.
   Освобожденный на два года из заточения, Феодор снова подвергся преследованиям при царствовании Льва Армянина. Новый император, прежде всего хотел искоренить иконопочитание в государстве и пригласил патриарха с духовенством, чтобы объявить им свое намерение. Напрасно возражал Феодор и другие защитники святых икон: император оставался непреклонным. Патриарх был низложен и сослан в изгнание; за ним последовали многие епископы. Православные подверглись гонению и бедствиям, святыя иконы поруганию и истреблению. Чтобы воодушевить гонимых, Феодор в неделю ваий совершил крестный ход с иконами вокруг Студийскаго монастыря, с пением: «пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий.» Узнав об этом, император подверг Феодора жестоким истязаниям и сослал сначала в Метоп, потом в Смирну.
   Изгнание Феодора кончилось со смертию Льва Армянина. Новый император Михаил, хотя также иконоборец, не одобрял гонения, и освободил заточенных и сосланных. Святый Феодор и патриарх убеждали царя отказаться от ереси; но император объявил, что он не допустит икон в своей столице, хотя никого не преследует за убеждения и веру. Поэтому Феодор уже не возвращался в Студийский монастырь. Он сначала удалился с учениками в Крискентию, а потом в Акритов Херсонис, где скончался на 57-м году от рождения. При чтении псалма: «блаженни непорочни в путь ходящии в законе Господни» душа его отошла ко Господу. Это было в 826 году.
   Предание разсказывает, что в тот самый день и час святый Иларион Далматский, работая у себя в саду, вдруг услышал чудное пение. Он взглянул на небо и увидел великое множество чинов ангельских в белых блестящих одеяниях и с сияющими лицами. Казалось, что они кого-то встречали. Устрашенный святый упал на землю и услышал голос: «се душа Феодора, игумена студийскаго, много пострадавшаго за истину, торжественно восходит на небеса, встречаемая небесными силами». Иларион тогда же разсказал видение; и потом уже узнали о кончине св. Феодора.
   II. Так по истине друзи Божии, возлюбленные Ему в жизни, тем вожделеннее бывают, отлагая одежду бренной плоти, преходя от временной жизни к вечной. — Раскрытие этого благоволения Божия к праведным в их смерти не может не быть назидательно для нас, христиане, ныне в день памяти великаго угодника Божия, много пострадавшаго за истину православия.
   а) Чем же, во-первых, знаменуется благоволение Божие к смерти праведных?
    Мирною и безболезненною их кончиною. Смерть святых человеков есть свидетельство неуклоннаго ими исполнения воли Отца небеснаго, обильное возвращение приятых талантов Домовладыке своему, доблестное совершение предлежавшаго каждому поприща. Быв странниками в мире этом, они постоянно стремились к небесному своему отечеству, не искали здесь благ прочных, и воздыхали втайне о том, когда приидут и явятся лицу Божию. Если плотские отцы желают устроить судьбу покорных им детей: то не паче ли Отец небесный заботится соединить с Собою праведника, который с безусловною покорностию сына исполнял Его волю? Благость небесная без всякаго сравнения любвеобильнее всякаго земного домовладыки, который благаго и вернаго в малом раба поставляет над многим, вводит в радость свою: она предваряет труждающихся для спасения своего; подает им помощь мужественно, неослабно, до крове на поле духовной брани ратовать; и при разрешении души от тела утешает упованием достойнаго мздовоздаяния, прогоняя страх смерти, снедающий душу грешника.
   Хранящий избранных своих в жизни, когда вземлет от мира живот их, Господь, обретая достойными Себе, вливает в сердце сладкое упование на безприкладное милосердие; приемлет их души в руце Свои, то есть, в ближайшее с Собою общение; избавляет от всякаго мучения (Прем. III:1): до открытия еще царства славы просвещает неприступным светом лица Своего; облекает в одежду безсмертия; украшает венцем живота; поставляет среди тем ангелов, в торжестве церкви первородных, окружающих престол Агнчий.
   б) Честна пред Господем смерть преподобных Его в прославлении их самаго тела. Общий удел всех сынов Адама есть тление, разрешение тела на составныя его стихийныя начала, как дань греха первороднаго: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. III:20). И чем более тело служит орудием греха, тем скорее приближается к своему разрушению.
   Но праведникам и этот закон не лежит: они побеждают самаго естества уставы. Тогда как телесная храмина грешника часто беззаконною, скотскою жизнию призывает к себе тление еще до разрешения души от тела, умирает духовно и телесно еще живя в мире: праведных не сокрушаются самыя кости: Господь не дает видеть тления не только главе, в коей обитает ум Христов, не только очам, откровенно созерцавшим здесь славу Невидимаго, не только устам, возвещавшим словеса духа и жизни, не только ушесам, всегда отверстым к слышанию и исполнению закона Христова, не только сердцу, бывшему храмом Святаго Духа, — рукам, простиравшимся на молитву и благодарение, — ногам, не ослабевшим в коленопреклонении, ходившим право во всех путях и оправданиях Господних, не только всему телесному составу дарует силу над тлением, но и самой одежде усвояет крепость неистления, и дар врачевства душевных и телесных недугов. Коль дивен Господь в прославлении праведных Своих!
   в) Честна, наконец, пред Господем смерть праведников, как свидетельство торжества воинствующей церкви Христовой. Основавший на камени веры церковь Свою Господь, видимое Свое здание благоволил украсить как внутренним благолепием, — исповеданием трисвятаго имени Своего, так и вещественным укреплением, созидающимся на нетленных останках тел праведников. Ибо что сказано церкви невидимой христианской: «на сем камени созижду церков Мою, и врата адова не одолеют ей», то, по справедливости, можно разуметь о церкви видимой, рукотворенной, неотъемлемым признаком святости и недвижимости своей имеющей нетленныя мощи, полагаемыя под престолом и хранящияся в антиминсах. Кто же научил пастырей и первых насадителей церкви воздать такое уважение телесам мучеников и других святых, украшающих церковь от начала мира и по днесь? Без сомнения, един Господь, хранящий кости их, прославлением их имени Свое прославляющий. Ибо если всякое место, ознаменованное подвигами святых, досточтимо: то церковь Христова, полагающая в основание видимых храмов останки нетленных мощей, тем более должна наполнять душу верующаго благоговейным страхом в доме Господнем, имеющем видимый знак чудодейственной силы Божией в мощах святых. Чтоб испросить помощь свыше, не нужно восходить на небо, и нисходить к бездну: кто верует сердцем и веруя призовет имя Господне, спасется: так и помощь от святых Его угодников не ограничивается ни местомь, ни пространством. Возносящие молитву к ним о душевных и телесных скорбях обретают всегда и везде исполнение во благих желания сердца своего, как от сподобленных предстоять престолу Господню, быть посредниками для верующих всякаго дара совершеннаго свыше, как друзей и избранных Божийх.
   III. Итак, если пред Всесвятейшим столь драгоценно скончание жизни праведных: то неужели мы смежим грешныя наши очи, чтоб не видеть величия к ним благоволения небеснаго, заградим для себя животворный источник благодати, останемся безпечными в созидании спасения своего? — Прославим же честную пред Господом память Его угодников подражанием их подвигам, благоговением к их останкам, благолепным прославлением их имени. Аминь. (Сост. с дополн. по «Полн. собр. слов и реч.» Кирилла, архиеп. каменец-подольск., т. 3-й, изд. 1854 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS