Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Месяц ноябрь. Пятнадцатый день. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив.

28.11.16 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив.

(Уроки от совершеннаго ими чуда: а) необходимо исполнять данную законную клятву, б) любить своих жен и в) в несчастиях не унывать, но со слезами обращаться с молитвою к Богу).
   I. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклитиана в г. Эдессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес.
   Некто из воинов греческаго императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жителъницы города Эдессы, женился на дочери ея, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния.
   Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ея дочери, а будет любить и беречь ее.
   Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. ! Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ея ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной к смерти ея сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу.
   Проснувшись здесь, при совершении утрени, она разсказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертию. (Чет.-Мин. ноября 15-го д.).
   II. Этот разсказ из истории чудес, совершенных свв. мучч. Гурием, Самоном и Авивом, научает нас, братие, многим великим истинам.
   а) Во-первых, из него мы видим, что данную клятву нужно строго соблюдать, если предмет обещания нравственно возможен, справедлив, честен и согласен с здравым разсудком и с законом Божиим, церковным и гражданским. «Человек, иже аще обещает обет Господу, или закленется клятвою, или определит пределом о души своей, не осквернавит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его», «да сотворит» (Числ. 30:3). «Многие говорят, как замечает св. Григорий Богослов, язык произносит клятву, а ум не давал ея. Никто и нисколько да не обманывает себя: во всяком случае клятва дана, и двоедушием только увеличивается грех» (Твор. св. Гр. Богослова ч. 5, стр. 183. 184).
   В св. писании записан грозный пример суда Божия над клятвопреступником. Царь Навуходоносор пошел против Иерусалима и овладел им. Царя Седекию он оставил при этом на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия заключил союз с царем египетским против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличал Седекию устами пророка Иезекииля, сказавшаго о нем: «клятву Мою, которую презрел, и союз Мой, который он нарушил. Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство против Меня». Эта Божественная угроза исполнилась вскоре: Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где ему выкололи глаза и посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление.
   б) Во-вторых, из разсказа о наказании клятвопреступника готфа, мы видим, что Господь строго взыщет с мужей за дурное, жестокое обращение с женами. «Моя жена, что хочу то и сделаю с нею». Вот что говорят иные грубые и неразумные мужья, совершенно чуждые духа христианской любви по отношению к своим женам. Но не подобает сему быти. Св. ап. Павель говорит: «мужие, любите своя жены» (Еф. 5:25), и в пример представляет Самого И. Христа, Сына Божия, Который любит Свою церковь выше всякой любви постигаемой разумом. «Мужие, любите своя жены, якоже и себя» (Еф. У, 33). Эта заповедь апостольская должна быть всегда в уме и в сердце мужей. От нея не должно удаляться им ни на шаг. Если же кто, вопреки этой заповеди, станет обижать и притеснять свою жену, то наказание Господа, наказание страшное и ужасное, рано или поздно, в этой жизни или будущей, может его постигнуть, как постигнуло вероломнаго, прелюбодейнаго и жестокосердаго готфа.
   в) Из разсказа о чудесном наказании вероломнаго и клятвопреступника готфа св. муч. Гурием, Самоном и Авивом, вы видите, наконец, братие, силу молитв, соединенных со слезами. Несчастная Евфимия с великим воплем обратилась к Богу о своем избавлении от ужасной смерти, прося угодников Божиих Гурия, Самона и Авива, ходатайствовать за нее пред Богом. И молитва ея была услышана: св. мученики по изволению Божию чудесно освободили ее из ея ужасной тюрьмы — могилы и перенесли ее во время сна на ея родину.
   Великую силу имеют слезы у Бога! Это доказать можно из слов и образа выражения, какое употребляет о них священное писание.
   В первой книге царств, «Анна, мать Самуилова», по долговременном безчадстве молится к Господу и получает плод, и при том «зело вожделенный», т. е. Самуила пророка и судию всего израильскаго народа, мужа великаго и святаго. И чтобы показать, какая была главнейшая причина этого, писание присовокупляет: «и та умиленна душею, помолися Господу, и плачущи проплака» (1 Цар. 1. 10). Итак не только молилась Анна, но и молилась «плачущи»; и этот-то дождь «безплодное поле прорастити сотворил».
    «Св. царь Давид» часто в псалмах говорит, что Бог не столько молитву его слушал, сколько на слезы взирал, или гласу слез внимал. «Положил еси», говорит, «слезы моя пред Тобою» (Пс. 55, ст. 9). Объясняя это место, Кассиодор не убоялся сказать, что слезы, употребляемыя в молитвах, как бы «насилие творят Богу».
    «Езекия царь», по свидетельству пр. Исаии, разболевшись до смерти, молился ко Господу и плакал плачем великим (Исаии 38, 3); и Господь немедленно чрез Исаию ответствовал Езекии: «услышах молитву твою, и видех слезы твоя: се прилагаю к летом твоим лет пятнадесять» (там же, ст. 5). Но достойно замечания и иное место у Сираха: «не презрит молитвы сираго, ни вдовицы, егда излиет прошение» (Сирах. 35:14). Весьма удивительна сила слез пред Богом, когда Дух Святый столь ясно обещает, что вдовица презренна не будет от Бога, если слезами более, нежели словами возглаголет. И опять тот же сын Сирахов продолжает: «не слезы ли вдовичи по ланитома текут и вопль ея на наведшаго я» (там же ст. 5)? т. е. хотя слезы вдовицы упадают на землю, но вопль ея чрез голос слез восходит к Богу против того, который, утесняя вдовицу, исторгает у нея слезы.
   Сюда можно привести в пример и «Монику, мать блаженнаго Августина», которой, когда она непрестанно и неутешно плакала пред Богом об обращении сына своего из ереси манихейской в православную веру, Амвросий, благочестивый медиоланский епископ, сказал: «иди от мене с миром, и живи так; ибо быть не может, чтоб сын таких слез погиб!» Это она так приняла, как бы был то голос, возгремевший с неба. И слезная молитва ея была услышана небом: сын ея впоследствии сделался великим учителем церкви и достиг высокой степени нравственной чистоты, освободившись от прежних своих религиозных и нравственных недостатков.
   III. Итак да научимся из этого разсказа строго исполнять данные обеты, питать любовь к женам, и в несчастии, хотя в самом ужасном, не падать духом, но обращаться со слезною молитвою к Богу. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-оe. Святые мученики Гурий, Самон и Авив.

(О тяжести греха прелюбодеяния).
   I. В день святых мучеников Гурия, Самона и Авива, явившихся грозными наказателями одного готфа за прелюбодеяние, соединенное с ложною клятвою и клятвопреступлением, уместно будет, братие мои, поразмыслить нам о тяжести греха прелюбодеяния, который запрещается седьмою заповедию закона Божия и который, к великой скорби всех истинных христиан, довольно часто совершается в наше время при печальном ослаблении христианской веры и благочестия.
   II. Об этом грехе мы должны говорить с вами, бр., с крайней осторожностью, так, чтобы самое порицание его не уподобилось огню таких маяков, которые способствуют гибели кораблей, хотя, в свою очередь, они предназначались для спасения их.
   а) Священное писание особенно предостерегает нас от чувственнаго греха, запрещаемаго седьмою заповедию: «оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо». (Прич. IV, 15).
   Слово Божие говорит о прелюбодеянии с негодованием и отвращением. «Закон Моисея», отличающийся, по своей суровой справедливости, от лицемерия света, наказывал смертью обоих нарушителей заповеди.
   «Это — преступление, это — беззаконие, подлежащее суду» (Иов. XXXI:11), говорит и праведн. «Иов».
   Св. ап. «Павел» говорит: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеевь судит Бог» (Евр. XIII:4).
   Еврейский пророк, говоривший в справедливом гневе о прелюбодеях своего города, что они «откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» (Иер. V:8), как бы указывал, что этот грех уничтожает главное отличие человека от животнаго.
    «Премудрый Соломон» говорит: «кто прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и безчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения» (Прит. VI:32-34).
   б) Человеческая совесть, и предостережения истории, и опыт человечества, и весь дух двадцати христианских столетий клеймят этот грех, как низкое, предательское и злое деяние. И действительно, совесть человека, если он, будучи виновен в этом грехе, не склоняется от стыда до земли, должна быть как бы выжжена раскаленным железом.
   Разве священное писание не произносит проклятия на соблазнителя?
   Разве простительно манить невинных к гибели, создавать камни преткновения для слабых духом, ради которых И. Христос принял смерть?
   Разве простительно ввергать в геенну огненную, приводя к гнусному Молоху животных страстей, те души, ради которых Господь наш И. Христос принял на Голгофском кресте смерть? Разве простительно нам присоединять свою долю к тем грехам, которые привели к погибели и развратили души тех, кому — как женщинам следует украшаться розой женской красоты и лилией их чистоты?
   в) О, если бы в сердцах юношей была хотя единая искра истиннаго христианскаго великодушия, то неужели каждая женщина не была бы для них так же свята, как их мать, сестра или будущая жена? Но если в них нет и признака великодушия, то разве не могут они прочесть истинное значение своего греха в тех огненных знаках, которыми Бог начертал их гибель в последствиях греха?
    Разве они никогда не думают о них, своих жертвах, умирающих в позоре и страдании?
   Когда-то она была счастливым, невинным ребенком. Святой поцелуй матери не мог оторваться от ея розоваго личика. А теперь! Юноша, разве Бог дал тебе жизнь для того, чтобы ты преуспевал в этих темных делах? И если ужасно было ея наказание, думаешь ли ты быть пощаженным?
   г) Безошибочно можно сказать, что этот грех, грех распутства, больше всяких других грехов низводит человека к уровню животных, как о том нам говорят святые пророки и апостолы. Распутство лишает разсудка, затемняет его, наводит на него пагубную слепоту, притупляет его, наполняет его мраком, скорбью и воспоминаниями о проступках (Ос. IV:11. Еф. ИѴ40;, 10. Притч. VI:32).
   д) Этот грех есть величайший грех и относится к числу смертных грехов, который неизбежно погубит человека для неба, если он во время не раскается.
    Это грех против человеческаго рода, так как он прибавляет яд к тягчайшему проклятию человека и разрушаеть влияние его самых чистых привязанностей.
    Это грех против государства, так как разврат был всегда самым погубным червем на корне государственной жизни.
    Это грех против семьи, потому что он подрывает те святыя основы, на которых она зиждется.
    Это грех против тела, ибо, как говорит св. ап. Павел, «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1 Кор. VI:18).
    Это грех против души, ибо священное писание говорит: кто прегрешает в этом, разрушает свою душу.
    Это грех против Бога и Его образа в нас,т.е.. непорочности и чистоты.
    Это грех против И. Христа и верных Ему — против Св. Духа и Его пребывания в человеческой душе. Это худшее проявление кощунства, ибо оно оскверняет храм Наивысшаго (1 Кор. III:16, 17, 18; VI, 9). Во многих случаях оно одновременно убивает две души, так что грешник погибает в своем беззаконии не один.
    Те люди не преувеличивают, которые называют разврат самым опасным грехом, по его порабощающим и мертвящим последствиям; он вырывает вопль у пророка Иеремии, устами котораго говорит Господь: «как же Мне простить тебя за это?» (Иер. V:7). А Соломон восклицает: «может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. VI:27 и 28). Далее он говорит: «глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда» (Притч. XXII:14).
   е) Но, конечно, не требуется даже яснаго свидетельства слова Божия там, где самые факты жизни обнаруживают с такой ужасающей очевидностью ту кару, которую Господь разсеял над запрещенными вожделениями, чтобы удалить человека от саморазрушения. Сколько грешников против законов целомудрия избегают хотя бы физических последствий? Сколько бывает болезней, осложненных скрытыми недугами, которыя вызываются отравленной кровью грешника или заражают его невинных детей различными болезнями и поражают разными видами смерти.
   Но если даже тело и останется безнаказанным, то разве душа-то может избежать наказания? Разве не признается, что разврат ожесточает все в человеке и губит чувство?
   ж) Но, может быть, многие из слушателей, к великому их счастию, никогда не нарушали этой заповеди; для них это будет страшным голосом предостережения.
   Как одно прикосновение к розе роняет с нея росу, и одно горячее дыхание ветра засушивает весенние цветы, так и один дурно-проведенный час времени может лишить сердце всей его чистоты... Проклятый, братие, этот час!
   Дина, о которой повествуется в книге Бытия, (Быт. XXXIV, I и 2), только раз вышла на поле, а каковой вернулась она? Царь Давид только раз на крыше своего дворца не остерегся от своих чувственных наущений (II Цар. XI): и с каким священным ужасом, с каким разбитым сердцем, с какими кровавыми слезами сокрушался он об этом грехе до самой смерти!
   Сколько разрушено семейных очагов, сколько развращено юношей, и сколько уничтожено прекрасных зачатков этими грехами! Сколько бледных призраков встает из своих могил и протягивает руки, чтобы предостеречь людей от этого греха! А за ними следует суд Божий. Понесут великое наказание убийцы, прелюбодеи, распутники и развращенные. (О наставлениях в чистоте см. 1 Фессал. IV:4, 1 Кор. III:17. IV, 18 и 19. Кол. III:5. Ефес. V:11-13. 1 Петр. II:11. Матф. V:27-32).
   з) «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. V:8). Если же вы, православн. христ., хотите заслужить это неоценимое благо, которое будет для вас дороже всего в мире, то следуйте, возлюбленные мои братья и сестры во Христе, вот этим советам:
    Избегайте праздности: она открывает доступ нападениям дьявола, и грехи, вызвавшие огонь Божий с небес, таятся в гордости, чрезмерной сытости и праздности.
    Избегайте дурных товарищей, ибо дурное общество портит хорошие нравы.
    Избегайте праздных удовольствий и учитесь любить ваше милое «дома», где царят благочестие и чистота юных сердец и где, как ангелы, осеняют вас молитвы ваших родителей и сестер.
    Избегайте юношеских страстей, отстраняйте излишния уступки слабости и строго следите за воздержанием и целомудренностью вашего тела; остерегайтесь несдержанных разговоров, легкомысленных книг и распущенных мнений.
    Учитесь почитать в себе образ Божий, признавая свои смертные члены за члены И. Христа и свои смертныя тела за храм Св. Духа.
    Стыдитесь и бойтесь нечистой мысли и берегитесь, чтобы ваш строгий надзор за собой не застал вас делающими что либо грешное, или помышляющими о чем либо грешном, хотя бы это и совершалось в глубочайшей тайне.
    Учитесь также и в других почитать образ Божий.
    Упражняйтесь в самовоспитании, которое, сохраняя в вас уважение к чистоте и благородству вашей собственной души, спасет вас от развращения.
    Вы должны осуществлять на деле присутствие в вашем сердце Того, Чье око читает тайны сердец, так чтобы быть наконец в состоянии вместе с чистым и любящим юношей, — прекрасным Иосифом, — который в священном писании является вечным образцом победы над чувственным искушением, спросить с негодованием: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. XXXIX:9).
    Иногда можно вступить на путь благочестия, благодаря простой пище, здоровым упражнениям, добрым обычаям, незараженному воздуху; благодаря устранению от опьяняющих и возбуждающих вещей, благодаря также воображению, очищенному прекрасными книгами, благородными науками и достойными друзьями. Но еще легче его достигнуть усердной молитвой, присутствием на богослужениях, соблюдением воскресения, частою исповедию и причащением тела и крови Христовых, участием во всех добрых делах для распространения царства Христова. (См. Дух. нравств. беседы Фа-ра).
    Но все же этого еще не достаточно, если вы не будете следить за помыслами ваших сердец. Если вы не станете отгонять от себя и душить эти скверныя мысли, то оне, пребывая в вас, запятнают вашу душу.
   Если вы хоть раз позволите себе в какой либо злосчастный день мечтать и помышлять о чем либо греховном, проститесь тогда и с вашей чистотой и вашим покоем! Из змеинаго яйца выйдет василиск и обратится затем в огненнаго дракона. «Ибо извнутрь, из сердца человеческаго, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходит и оскверняет человека». (Марк. VII:21-23. Матф. XV:18-20).
   III. О, все, кто уже пал, спасайтесь, пока еще не поздно, из засасывающей тины; те же, кто еще не попал в сети дьявола блуда, боритесь изо всех сил против злых начал. Если вы одержимы недостойным любопытством, если вас забавляют дурные мысли и примеры, то искушение схватит вас, как сильный боец, и может быть наденет на вас оковы ужаснаго рабства.
   «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его! Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. VI:27 и 28). Огонь всегда перед нами. Разве он не разгорится, если вы будете подкладывать топливо и подливать в него масло? Поэтому посредством молитвы, с помощью И. Христа, старайтесь сразу задушить это искушение и исправить свое сердце.
   Помолимтесь же все и каждый из нас, чтобы Господь взирал на нас как на Своих дорогих детей. Дай нам чистое сердце, Господи, и подкрепи в нас дух правды.
   Обратимся, возл. бр., к И. Христу, чтобы Он простил нас за все наше прежнее отступничество от Него, чтобы подкрепил нас в настоящем нашем благочестивом решении, чтобы спас нас от заманчиваго огня наших собственных страстей и ужасной лживости наших сердец.
   Будем искать всесильной помощи у Св. Духа, без которой ни в чем не успеем.
   «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. V:8). Пошли, Господи нам, Твоим детям, это небесное блаженство, чтобы, следуя за Тобою с чистым сердцем и душою, мы могли лицезреть Тебя, и чтобы на нашем челе было начертано Твое св. имя. (Сост. по указ. источн. свящ. Гр. Дъяченко).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS