Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Рассказы

Отец Василий

03.11.14 | Автор: С. Целищев, В.З.Крохалева

Мы предлагаем Вашему вниманию отрывки из большой статьи, написанной директором Октябрьского районного музея С. Целищевым. Речь в ней идет об уроженце с. Крохалево Юсьвинского района – отце Василии.

Есть люди, которые, подобно яркой звезде, притягивают наши взоры к себе, и даже когда заканчивается их земная жизнь, мы еще долго помним их, как путеводный свет той звезды, которая давно отгорела и погасла. В миру таковыми являются личности, а в церковной жизни – подвижники благочестия.

К таким людям, безусловно, относится иеромонах Василий (Кыласов). Хотя в этом году исполняется 140 лет со дня его рождения, более 70 лет нет его на белом свете, и практически не осталось людей, которым посчастливилось видеть и знать необыкновенного батюшку, память о нем жива и передается в из поколения в поколение.

Отец Василий – в миру Иван Егорович Кыласов – родился в 1870 году в дер. Кырдым Юсьвинского района Уральской (позднее Пермской) области. Семья была зажиточной, отец и братья занимались кожевенным промыслом, шили обувь. Отец хотел, чтобы Иван пошел по их стопам, но он закончил Купросскую начальную школу и стал первым учителем Крохалевской школы грамоты. Предложение это он получил от священника Свято-Никольского храма в с. Купрос отца Иоанна Любимова. И так с 1887 по 1902 год Иван Егорович обучал детей грамоте. А летом 1902 года по словам старожилов, он покинул Крохалево и ушел в Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь (основан в 1894 г.), принял в нем постриг и священнический сан. На Белой горе отец Василий также учил детей в монастырской школе, а потом стал регентом хора, так как обладал хорошим голосом и музыкальным слухом.

Священник был наделен даром прозорливости, о чем свидетельствует следующая история. Две девушки из поселка Сарс пошли помолиться на «Белые Горы», как тогда говорили.

Пройдя более 70 верст, притомились и на вершину горы, где стоит монастырь, поднимались с большим трудом. А в воротах уже поджидает отец Василий. Одну благословил иконкой и ласково сказал: «Иди, матушка, отдохни с дороги». А другой вложил в руку ленту, какую в косу вплетают, взял за плечи, развернул от монастырских ворот и говорит: «Ступай скорее домой!» Та взмолилась: «Батюшка, дай хоть дух перевести!» А священник торопит: «Иди, иди, тебя уже там заждались». Когда, послушная воле батюшки, девушка пришла домой, в избе сидели сваты. Сосватали в тот же день, и жили они с мужем душа в душу всю оставшуюся жизнь. Эту историю рассказала в свое время Анфиса Алексеевна Решетникова. Девушкой, счастливо вышедшей замуж по благословению отца Василия, была ее мать.

После революции 1917 года Белогорский монастырь подвергся жестоким нападкам. Часть братии во главе с игуменом Варлаамом приняла мученическую кончину, а часть, чтобы спасти людей от гибели, епархиальным начальством была послана на приходы. Так отец Василий очутился в селах Русский Сарс и Бияваш.

Весть о прозорливом батюшке быстро распространилась по округе. Люди потянулись к нему на службы за советом, утешением и благословением.

О русскосарсинском периоде жизни отца Василия рассказывали ныне покойный Леонид Федорович Перевалов, помогавший батюшке в церкви, и здравствующая сегодня 88-летняя Евдокия Никитична Трясцина.

По словам Л.Ф. Перевалова, отца Василия несколько раз арестовывали, но быстро отпускали. В какой-то период батюшка сделал свои фотографии и стал раздавать своим духовным детям снимки. На их недоуменные вопросы отвечал: «А вот, когда меня не станет, посмотрите и помянете…»

Одну такую фотографию священник подарил матери учительницы А.С. Целищевой. Снимок берегли как зеницу ока, и благодаря Анне Степановне, мы знаем облик отца Василия.

А у Л.Ф. Перевалова были сапоги и ремень батюшки, а еще святая вода, освященная им. Хранилась она в стеклянной бутылке, заткнутой бумажной пробкой, но оставалась светлой и приятной на вкус, будто только вчера зачерпнули из родника, а не стояла она в шкафу полвека… Вещи прозорливца обладали чудодейственной силой: сапоги, если их надеть, снимали боль в ногах, препоясывающийся ремнем избавлялся от болей в спине. Бесследно проходила головная боль, когда надевали скуфью (головной убор духовных лиц) отца Василия. Может быть, эти реликвии целы и по сей день. Хотя, после смерти их хранителей о них ничего не слышно.

Последним пристанищем отца Василия в наших краях было село Бияваш, где он жил на квартире П.А. Рудакова. Об этом периоде жизни батюшки племянница Рудакова, ныне здравствующая З.З. Решетникова поведала со слов своей матери.

Отцу рассказчицы, Захару Решетникову, священник предсказал: «Скоро начнется большая война, но не бойся: будешь молиться за меня, и я тебя в своих молитвах не оставлю – тебя не убьют и даже не ранят». Все в точности сбылось: солдат вернулся с фронта невредимым.

Пришла к отцу Василию женщина-татарка с ребенком и попросила их окрестить. После этого ее вызвали «куда следует» и стали допытываться, что да как и сколько денег с нее взял поп. На что женщина чистосердечно ответила: «Нишева не брал, ишо мине пять копеек давал».

К биявашскому периоду жизни отца Василия относится еще одна необычная история. Две женщины из Сарса отправились 18 декабря в Бияваш на Николу зимнего. По дороге их застала метель. Одна говорит: «давай вернемся, а то собьемся с дороги, никто нас не найдет, так и замерзнем». Другая отвечает: «Нет, пойдем дальше, будем молиться Николаю угоднику, чтобы отец Василий нас встретил». Подруга свое: «Что ты такое говоришь?! Разве отец Василий знает, что мы в церковь идем, как он нас встретит?» И опять за свое: давай вернемся. Тогда другая решительно сказала: «Ты как хочешь, а я пойду дальше!» Подруга испугалась: «Нет, куда я одна? Заблужусь и погибну!» Идут дальше, молятся Святителю Николаю и сквозь пелену снега замечают, что со стороны села идет человек. Женщины запереговаривались: «Это кто в такую погоду, да на ночь глядя из дома уходит?» Поравнялись, смотрят – отец Василий. «Батюшка, вы куда в непогоду-то?» - спрашивают в голос. «Вас встречать», - отвечает священник. «Да вы как узнали, мы же никому не говорили, что в Бияваш пойдем?» - удивляются женщины. «Так вы же молились Николаю Чудотворцу, вот я и пошел вас встречать»…

Через какое-то время прозорливец стал говорить: «Ваську убьют, убьют! Да нет. Он не достоин, чтобы убили – на осине повесят». Вскоре его арестовали в очередной раз. На 654-й странице 2-го тома 3-й части книги памяти жертв политических репрессий «Годы террора», выпущенной Пермским книжным издательством в 2003 году, можно прочесть: «Кыласов Василий Егорович, .. арестован 05.02.1935… Осужден 26.05.1935. Обвинение: АСА. Приговор: ссылка в Красноярский край (5 лет)». Какую антисоветскую агитацию вел (так расшифровывается АСА) проводил иеромонах Василий – неизвестно, да ивряд ли такая агитация была в действительности. Как «шутили» в те времена в органах: был бы человек, а дело найдется. В вину священнику могли поставить все, что угодно, ту же твердость в вере, а о том, что у батюшки она была, свидетельствует следующий факт. Когда произошел обновленческий раскол, спланированный и поддержанный государством, чтобы дискредитировать и обескровить Русскую Православную Церковь, отец Василий и часть русскосарсинских прихожан не поддержали «нововведений», в одном из домов оборудовали «моленну», в которой отец Василий служил и совершал Таинства и требы. Через какое-то время распоряжением сверху молельный дом закрыли. Из ссылки батюшка не вернулся. По прошествии лет духовная дочь отца Василия Агриппина Прокопьевна Тарасова поехала на место его изгнания, разыскала людей, которые помнили необыкновенного батюшку. Они рассказали о его житье в неволе и мученической кончине.

Отец Василий и еще один сосланный священник жили в маленькой избушке, в лесу. Люди к ним ходили, еду носили, помогали, чем могли. Но не все относились к узникам благожелательно, были такие, которые думали, что «попы прячут золото». Как-то раз отец Василий попросил одного из пришедших, чтобы жена этого мужчины постирала его белье, прибавив, что чистое белье ему очень скоро понадобится. Женщина исполнила просьбу батюшки. Взяв принесенный сверток в руки, отец Василий промолвил: «Вот и посылочка пришла… А скоро и смерть моя придет…» Через несколько дней, действительно, пришли люди и стали требовать деньги и драгоценности. Поняв, что в лесной избушке ничего этого нет, решили убить священников, чтобы те их не выдали. Отец Василий держался спокойно, только указал на ружье и сказал: «Из этой штуки вы меня не застрелите». Тогда ему отрубили голову. Произошло это 6 ноября. Как ни старались убийцы замести следы, но свое черное дело скрыть им не удалось.

Местные жители показали Агриппине Прокопьевне место, где погребли убиенных священников, но могилы их уже не было, там построили животноводческую ферму. Поплакав, духовная дочь отца Василия взяла земли неподалеку и привезла ее с собой. По словам очевидцев, та земля обладала целебными свойствами. Это было последним благословением отца Василия через годы и расстояния…

Подготовлено информационной службой «Православная Парма» по статье С. Целищева, директора Октябрьского районного музея, опубликованной в газете «Свет Православия» и по статье В.З.Крохалевой, опубликованной в газете «Парма» в декабре 1987 г.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS