Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Рождественский пост

Рождественский пост: как не упустить главное

24.11.15 | Автор: Оксана Головко и Леонид Виноградов | Источник: Православие и Мир
Начало Рождественского поста. Множество планов… Но не успеваешь оглянуться, как наступило Рождество. Пост промелькнул, и осталось лишь чувство неудовлетворенности. Ничего из задуманного не успелось. Что сделать, чтобы пост прошел с пользой? Отвечают священники. 

Пойти в наступление

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское: 

Если жизнь православного человека назвать духовной бранью (а именно так понимали ее святые отцы-подвижники), то пост для верующего — это наступление. Невозможно всегда жить в полном напряжении сил — надорвешься. Но в пост именно это и требуется. Я имею в виду не надорваться, конечно, а сосредоточить все силы.

Хорошо, когда кроме общих для всех требований соблюдения поста у человека есть еще какая-то личная задача. Но такая задача — дело индивидуальное, поэтому своих прихожан, которые просят дать задание, я прошу составить план самостоятельно, а потом мы вместе его корректируем. Как правило, приходится уменьшать «нагрузку».

Лучше всего взять одно направление и над ним работать. Бывает, что люди используют пост для борьбы с какой-то привычкой: кто-то хочет бросить курить или употреблять алкоголь, кто-то берет под контроль неумеренную любовь к сладкому. Гораздо сложнее бывает контролировать свои поступки, мысли и слова — не осуждать ближних, не срываться на детей и родственников. Здесь самое главное — следить за собой и замечать моменты, когда впадаешь в грех, фиксировать их.

При реализации этой задачи возможен творческий подход — один мой друг записывает имена тех, кого осудил в течение дня, и вечером молится об этих людях, кладет за каждого поклоны. Другой носит в кармане коробочку с рисовыми зернышкми, их там определенное количество. Каждый раз, укорив кого-то или сказав недоброе слово и поймав себя на этом, выбрасывает из коробочки зернышко.

Задача поставлена ясная ― ни в коем случае не допустить, чтобы коробочка опустела до Рождества. А если опустеет… Он сам придумал для себя наказание. Очень наглядно получается. Вообще, помимо пищевых ограничений, отказ от осуждения и укорения я считаю особенно важным. Понятно, что над этим нужно работать всю жизнь, но во время поста можно и нужно контролировать себя гораздо строже и внимательнее.

Есть люди, которые с трудом переносят пищевые ограничения. Помню, одна девушка в сердцах сказала: «Зачем же Богу нужно, чтобы мы так себя мучили?» Нет, конечно, не хочет Бог нас мучить, но хочет видеть людьми сильными, свободными и волевыми. Пост ― прекрасное упражнение для развития воли.

Некоторые считают, что в пост лучше входить постепенно. Кому как. По мне ― наоборот. Чем строже начнешь, тем легче будет потом. Может быть, поэтому традиционно в Церкви принято особенно строго проводить первые и последние дни поста. Однако необходима трезвость.

Все заповеди, все правила жизни можно условно разделить на две группы: одна — «не делай», вторая — «делай». Заповедей «не делай» — больше. Когда наступает пост — количество их возрастает. Обязательно необходимо увеличить место чтения и молитвы в жизни. Включить какое-то количество поклонов. Степень всего этого должна быть индивидуальна, и желательно ― небольшая. Здесь главное ― постоянство.

Решив держаться во время поста какого-то правила, не отступать ни в коем случае. Именно поэтому говорю о неправильности перегрузок. Даже самое небольшое дело, совершаемое постоянно и неукоснительно, порой оказывается труднее, чем казалось вначале. Ну, а если по самонадеянности возьмешься за слишком большое, сначала дело пойдет бодро, но надолго ли хватит? Энтузиазм обычно через короткое время остывает, и тогда выполнять задуманное бывает тягостно до отвращения. Многие в таких случаях отказываются от задуманного, и как следствие ― чувство вины, уныние, разочарование. Совсем негоже подойти к празднику с такими чувствами.

Вообще, начиная пост, я советовал бы не брать на себя никаких обетов. Пусть вместо «сделаю обязательно» будет «постараюсь». Никаких — «все или ничего». Если удастся хоть в малой мере улучшить свою жизнь, усилить молитву, удержаться от того, что-то и дело берет над нами верх, и за то будем благодарны Богу.

Стань солнышком

Протоиерей Феодор Бородин, настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:

Можно много найти наставлений, прекрасно рассказывающих о том, что в пост главное, что — внешнее, что — средство, инструмент для достижения этого главного. Но мы очень часто забываем о том, что пост должен приносить радость сближения с Богом — и не только нам, но и нашим близким.

Вообще пост — это время усиленного напряжения в духовной жизни, а духовная жизнь — это стремление к стяжанию, воплощению в жизни любви. На себе это проверить можно с очень большим трудом, а вот на близких — очень легко.

Мы, к сожалению, часто так устроены, что на работе, на людях сдерживаемся. Это связано и с тщеславием, и с некоторым стеснением, с тем, что нас чужие не знают хорошо. А наши семейные знают нас как облупленных, и мы перед ними уже не скрываем никаких своих недостатков. И очень часто так бывает, что человек раздражается, кричит именно на самых своих любимых и дорогих. Самым любимым достается вся наша гадость. Это такой парадокс, связанный с нашим греховным устроением.

Именно на искоренение этого можно и направить основные усилия поста. Пусть это будет время, когда от меня не страдает ни один член моей семьи — ни жена, ни дети, ни муж, ни мама, ни теща, никто. Ни сотрудники на работе. Пусть им всем будет со мной хорошо. Я буду стараться беречь мир и доброжелательные со всеми взаимоотношения. Если сказать проще — будь солнышком для всех, с кем живешь и работаешь.

Если не получается, значит, пост срывается.

Надо постараться служить своим близким. Служить их доброму, хорошему, радостному настроению. Не перекладывать на них тяжесть своих забот и печалей, которыми нагрузили на работе, беречь их от этого. Если видишь, что жена устала, помой за нее посуду. Читай с детьми книжки, а не сиди у компьютера, гуляй с ними, еще что-нибудь с ними такое делай, что для них полезно и важно. Сказки им рассказывай. Делай усилия для того, чтобы близким было лучше и радостнее жить с тобой.

И это будет на самом деле такой проверкой, действительно ли я пощусь в душе своей, или нет.

Интересно, что мы в житиях святых, в древних патериках очень часто встречаем сюжет о том, что молодого монаха не благословляют уходить и жить одного. Потому что у него в одиночестве возникает иллюзия, что он преодолел свои страсти. И его возвращают назад, потому что только в долголетнем общении с близкими людьми, а монашеская община — это почти семья, это люди, близкие друг другу уже, — выявляются, реально становятся выпуклыми, видными все те страсти, которые в нас находятся.

Для чего Богом дается такой опыт? Для того чтобы человек узнал себя получше и сначала с этим справился, а потом уже мог подниматься на следующие ступени добродетели. А мы читаем Максима Исповедника, творим Иисусову молитву, что прекрасно и хорошо. Но при этом наши ближние очень сильно страдают от нашего раздражения, от нашего невнимания, нашей зацикленности на себе. Если начать с этого, может быть, и все остальное — и молитва, и чтение — тоже будет правильным.

Идти за богослужением

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах:

Рождественский пост — подготовка к Рождеству, время говения, начало какого-то иного периода, нового исчисления своего личного времени. Во время поста меняется эмоциональная жизнь, пусть совсем немного. Меняется еда, меняется и молитва, вместе с этим меняется отношение к самому себе, появляется желание хоть как-то в себе и в своей жизни что-то поменять и привести в порядок.

Пост вообще — вещь простая. И ничего особенного придумывать здесь не надо. Тем более, все уже придумано, как и сама богослужебная жизнь. Вот за ней и надо идти, чтобы внутренне подготовиться к Рождеству.

На утрени праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы уже поют катавасию «Христос раждается, славите». Через какое-то время в богослужении появляется предпраздненственная стихира о том, как Иосиф с Марией уже бредут в Вифлеем, где Дева готовится родить…

Праздник Святителя Николая, и уже поются трогательные рождественские песнопения. Пост не может быть не связан с богослужением. В чем проблема, скажем, Петрова поста для многих людей? Он обычно проходит достаточно формально, потому что никак с богослужением не связан. Поэтому для многих непонятно, зачем этот пост вообще нужен. Когда-то он появился как заместительный пост для людей, которые по каким-то причинам не постились Великим Постом…

А вот Рождественскому посту соответствует очень глубокое богослужебное духовное содержание. И вот рождественские стихиры очень по-настоящему хорошо внутренне настраивает человека, который идет к Рождеству.

Время послабления

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в городе Красногорске Московской области, благочинный церквей Красногорского округа:

Я уже не раз говорил, что не считаю пост неким подвигом, который можно заранее спланировать. Конечно, это мой личный опыт, и я не образец подвижничества, а человек немощный. Мне думается, что пост — дар Церкви каждому христианину. С чревоугодием, как и с другими страстями, надо бороться не только постом, а всегда, но на время поста мы получаем послабление — начинаем поститься, и страсть чревоугодия хотя бы на время ослабевает, это помогает преодолевать и другие немощи.

Бывает, что преступника, отбывающего наказание, за хорошее поведение расконвоируют, переводят на так называемую «химию». Он еще остается несвободным, «связанным», но есть частичное послабление. Вот и к посту я стараюсь относиться как к такому послаблению. Конечно, гордость подсказывает, что совершаешь духовные подвиги, но опыт показывает, что ничего, кроме того, что дал Бог, ты постом не сделаешь. Но и то, что Бог дает, мы можем отвергать, не ценить.

Если мы считаем, что у нас что-то отняли (ел мясо, а теперь нельзя), то относимся к посту не как к дару Божьему, а как к повинности. Правильнее, на мой взгляд, смотреть на пост именно как на дар — нам дают то, что мы обычно сделать не можем. Это касается ограничения в пище, а для молодежи — и в супружеских отношениях.

Что касается духовных страстей, то я не вижу разницы между постными днями и всеми остальными. Всегда христианин должен бороться со злобой, гневом, пустословием, гордостью, избегать праздности. Конечно, ограничение в пище помогает и в этой борьбе, Бог дает нам возможность подтянуться, усердней молиться.

Ограничение себя в развлечениях — это часть телесного поста. Что сказано о пище, то относится и к чтению художественной литературы, смотрению хороших фильмов, слушанию классической музыки и т. п. Низкопробной кинопродукции и чтива нужно и всегда сторониться, а высокого уровня светское искусство может быть полезным для души.

Но тут у каждого своя мера: что для одного человека восстание, для другого может быть падением. Вот смотрите, двое пришли в театр оперетты: один — некультурный бомж, а другой — схимонах. О схимонахе даже неприятно так думать, а некультурный бомж, может быть, вдруг решил: «Брошу пить, буду жить достойно». И на оторванные от выпивки рубли он купил билет в театр — этому радоваться надо, это, может быть, шаг к духовному возрождению.

Понятно, что даже очень хорошее светское искусство — всё-таки искусство душевное, а не духовное. Поэтому, если я смотрю — пусть хорошие — художественные фильмы и читаю — пусть классические — романы, то это моя немощь. Хотелось бы освободиться от привязанности к светскому искусству, но не получается. Вот и надеюсь, что, может быть, хотя бы постом Бог укрепит в решимости читать только духовную литературу.

Пост имеет смысл только как свободный выбор. Никто нас поститься не заставляет. Например, когда я еду в автобусе, и туда заходит немощная бабуля, я имею право не уступить ей место: проезд оплатил, да уже и сам немолод. Но если пожалею старушку, уступлю. Так и пост. Хочу бороться со страстями, чтобы они не овладели мной окончательно — с радостью принимаю время, когда Сам Бог укрепляет нас и благословляет. А если относиться к посту как к бремени… Бог ли возложил такое бремя?

Вспомнить, что Рождество нам необходимо

Протоиерей Алексий Потокин:

Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но он тоже имеет глубокий духовный смысл — готовит нас к появлению Бога на земле, напоминает, как ждали и готовились поколения ветхозаветных людей к приходу Мессии. Человек непостоянен, забывчив, он склонен терять обретенное сокровище — такова наша падшая природа. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою», (Откр. 2, 4) — говорит Господь, обращаясь к Ефесской Церкви. Первая любовь как к людям, так и к Богу всё время утрачивается, а это и есть измена, предательство, безжизненность. Поэтому сейчас очень важно вспомнить о значении Рождественского поста.

Несколько тысячелетий мир ждал Спасителя, вера была как ниточка, она терялась, и все, включая лучших — пророков, — заканчивали изменой и уходили в ад. Вспомним об этом, о том, что сами мы, без Божьей помощи, бессильны. И если бы просто Господь посылал нам с небес благодать, эта благодать никого не выручила бы. Небеса должны были сойти на землю, принять природу человеческую, разделить с человеком все его страдания вплоть до смерти.

Бог умереть не может, а вот Сын Человеческий и Сын Божий — может. Поэтому Спаситель родился в мир и претерпел в этом мире до конца, до Крестной смерти.

На Рождество Церковь поет: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». До рождения в мир Сына Божьего не было в людях благой воли. Люди и представить не могли, что кого-то можно простить и помиловать. Мы пропадали, уходили в небытие, и явился Тот, Кто не за что то, не за какие-то заслуги, а просто так выручил нас. Подзабыло православное общество, что мы верим в Бога, Который Своей добротой, человеколюбием превосходит все законы, все установления, и воскрешает того, кто умер.

Рождество указывает нам на исторический момент, в который жизнь небесная достигла земли. Мы считаем, что добро на земле естественно, что тьма не объяла свет, а литургия говорит иное. Она говорит, что свет — это завтрашний день, и Христа мы на литургии благодарим за то, что Он нам даровал завтрашний день. Пришла завтрашняя жизнь, а сегодняшняя еще не изжита, и в ней, сегодняшней, люди спотыкаются, падают и могут умереть, так и не поверив в милость. Могут не найти Спасителя.

Пост помогает нам вспомнить свою веру, убедиться, что она слаба, обновить ее, вновь обрести живую веру. Рождество — всегда обновление веры. Это необходимо, как необходимо обновлять наши отношения друг с другом. Каждая беседа с другом — воспоминание о первой встрече с ним. А когда перестаем общаться, отношения засыхают. Так и в вере. Когда человек впервые приходит к Богу, он весь в трепете, не может поднять глаз, как мытарь. А потом становится уверенным, вера слабеет и умирает, остается механическая привычка. Не только за злом в себе надо следить, но и за добром, чтобы оно не стало привычным, не уснуло. Поэтому посты нам необходимы, как необходимы встречи с друзьями.

Отказ от скоромной пищи важен, потому что помогает мне понять, насколько телесное преобладает пока над душевным (не говоря уж о духовном). Если бы я так чувствовал свои душевные переживания, как чувствую изменение рациона… Вот и повод вздохнуть: «Господи, когда же душа моя станет госпожой над телом, а не наоборот?». Потому что это состояние ненормальное, нечестное по отношению к другим. В таком состоянии я и в другом человеке, даже в самом близком, вижу в первую очередь тело, а душу его не понимаю. Моя душа спит, и пост помогает ее разбудить, а без этого, без бодрствования душевного, невозможна живая вера.

И всё же телесный пост — не главное. По возможности меньше суетитесь, сократите развлечения, найдите время для серьезного чтения, для размышлений о вечном, для воспоминаний о первом приходе в храм, первой исповеди, первом причастии. Постарайтесь быть внимательней во время молитвы, вдумайтесь в смысл. Ведь как часто мы в суете вычитаем правило наспех, механически, а смысл теряется, уходит.

Церковь знает природу человека, его ритмы, и как заботливая мать, она нам подсказывает, что пришло время подготовиться к Рождеству, вспомнить, что оно нам необходимо.




Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS