Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Штрихи к портрету

Сергий (Страгородский) (1867 - 1944), патриарх Московский и всея Руси

14.05.15

В миру Страгородский Иван Николаевич, родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил глубокое религиозное воспитание.
Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

В августе 1880 года поступил в Нижегородскую духовную семинарию

В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение.

30 января 1890 года - пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен воиеромонаха.

9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия.

13 июня 1890 года был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото.

В декабре 1891 года - назначен судовым священником на корабль "Память Азова".

В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполяющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии.

13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии.

21 сентября 1894 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".

В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника духовной миссии святителя Николая Японского.

29 июля 1899 года определен ректором Санкт-Петербругской духовной семинарии.

6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года - ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополиты Петербургский Антоний, Киевский Феогност и Московский Владимир, архиепископ Холмский Иероним, епископы Кишиневский Иаков, Гдовский Вениамин, Нарвский Никон, Сарапульский Владимир и епископ Борис [1].

В ноябре 1901 - апреле 1903 года вёл религиозно-философские собрания представителей духовенства и общественности созданные по инициативе ряда деятелей творческой интеллигенции для обсуждения проблемы взаимоотношения Церкви, интеллигенции и государства; свободы совести; Церкви и брака; христианской догматики и мн. др. После 22 заседаний собрания были прекращены по личному распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.

С 6 октября 1905 г. - архиепископ Финляндский и Выборгский.

В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.

С 6 мая 1911 г. - член Святейшего Синода.

В марте 1912 г. назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.

6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

4 апреля 1913 г. назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде. 14 января 1915 г. - cогласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. [2]

В 1917 - 1918 годах - участник Всероссийского Священного Собора в Москве

С 10 августа 1917 года - архиепископ Владимирский и Шуйский.

28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита.

Совратился в обновленческий раскол, издав 16 июня 1922 года в Нижнем Новгороде воззвание о признании каноничности живоцерковно-обновленческого ВЦУ вместе с Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским). 27 августа 1923 году принес покаяние и был присоединен к Церкви.

С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.

С 10 декабря 1925 года - заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

С ноября 1926 года епархией не управлял.

С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

15 февраля 1930 года дал интервью представителям советской печати, которое на следующий день было опубликовано в "Известиях." В интервью он заявил:

"Гонения на религию в СССР никогда не было, и нет... Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния... К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства" [3].

12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении. С того же года титуловался Горьковским и Арзамасским.

27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского, с правом ношения двух панагий.

8 сентября 1943 года Собором русских иерархов был избран патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября того же года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

15 мая 1944 года, в 6 ч. 50 м., скончался от кровоизлияния в мозг. 18 мая того же года был погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

----------------------

Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента, когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно последекларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.

Вместе с тем, задача, стоявшая перед ним была велика и сложна.

Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской властью и легализировать Церковь, да еще и довести до сознания всех пасомых, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины - обязанность каждого.

Григорианский раскол, возникший раньше всех расколов этого периода, имея легальный орган управления, зарегистрированный гражданской властью, опирался на это преимущество до того момента , когда зарегистрировал Временный Патриарший совет и тем выбил почву из-под ног григорианского ВВЦС. Затем возник ленинградский расколиосифлянство, увлекшее небольшое число епископов, священников и мирян.

Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.

Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл (Смирнов), бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов (Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие).

Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.

Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.

Вполне понятно, что эти расколы, отходы и резкие обличительные письма, которые писали митрополиту Сергию недовольные им епископы тяжело действовали на его моральное состояние. Тяжесть эта усугублялась еще и тем, что среди отходивших были и хорошие пастыри, проявившие себя наиболее стойкими во время борьбы с обновленчеством, и уважаемые иерархи, из которых некоторые были лично близки и дороги митрополиту Сергию.

Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который но сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.

По отношению ко всем иерархам, отделившихся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода: Сначала он писал им, затем увещевал, просил отказаться от принятого ими неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами.

Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.

Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет:

"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".

Все разделения, расколы и смуты, посеянные лукавым с целью ослабить Церковь Христову, постепенно изжили себя по мере того, как возвращались, или умирали, или отоходили от активной деятельности их организаторы, и еще раз оправдались слова Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церкви.

В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

В середине 1930-х проездом из северных лагерей во Владимирскую ссылку в Москве находился архиепископ Филипп (Гумилевский); он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: "Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике..." На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: "С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно". Потом подал письмо отцу Сергию Лебедеву и сказал: "Подшей-ка, Сережа, в мое личное дело. Много будут судить обо мне, пусть хоть эти добрые слова прочтет кто-нибудь". Позднее отец Сергий, глубоко уважавший и любивший обоих - и автора письма, и адресата - рассказывал об этом своим близким.

Научные труды, публикации:

Православное учение о спасении (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1895.

Вопрос о личном спасении. (Речь перед защитой магистерской диссертации). Москва, 1895.

Вечная жизнь, как высшее благо. Москва, 1895.

Христианство в Китае и Японии. Русский вестник, 1892, дек., 1893, февр.

На Дальнем Востоке (письма японского миссионера). Арзамас, 1897. Богословский Вестник, 1895-1896.

По Японии (письма о миссионерском путешествии). Богослов. Вестник, 1899, апр.-дек. (Переизд.: По Японии: (Записки миссионера). — М.: Крутицкое Патриаршее подворье: Общество любителей церковной истории, 1998).

Происхождение пастырского служения и его необходимость. Богословский вестник, 1900, авг.

Разбор инославных учений об оправдании. Учение средневекового инославного богословия. Богословский вестник, 1895, апр., авг.

Современное учение инославного богословия. Богословский вестник, 1895, июнь.

Речь на могиле покойного профессора Лопухина. Церковный вестник, 1904, № 36.

Святи их во истину Твою (Статья). Церковный вестник, 1904, № 24.

Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года. Прибавление к Церковному вестнику, 1901, № 9.

Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 1913 года. Прибавление к Церковному вестнику, 1913, № 12.

Послание к пастырям и пастве 29 июля 1927 года. Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. МП, 1947.

Предисловие к книге «Правда о религии в России». Изд. МП, 1942.

Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого. Приб. к Церковному вестнику 1908, № 34. Церковный вестник, 1908, № 35. Известия Казанской епархии. 1908, № 32-33.

Что разделяет нас со старокатоликами? 1902.

К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами. 1903.

Две речи при пострижении в монашество 1) Елевферия (Богоявленского). Церковный вестник, 1904, № 12 и 2) Дамиана (Воскресенского). Церковный вестник, 1904, № 50.

Закон Божий, написанный в сердце человека. СПб, 1904.

Слова и речи (1901-1905). СПб, 1905.

Речь, сказанная в Гельсингфорском православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору, генерал-лейтенанту Ф.А. Зейну (21 ноября 1909 г.). Церковный вестник, 1910, № 1.

Письмо к митрополиту Агафангелу от 28 января/10 февраля 1928 года.

Письмо к митрополиту Агафангелу в апреле 1928 года. Архиепископ Иоанн (Снычев). Церковные расколы XX столетия.

Письмо к митрополиту Кириллу от 5/18 сентября 1929 года.

Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 года.

О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей. ЖМП, 1931, № 1.

Письмо от 28 октября 1931 года на имя Высокопреосвященного митрополита Евлогия, Управляющего русскими церквами в Западной Европе. ЖМП, 1931, №№ 2, 3.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. ЖМП, 1931, №№ 2, 3, 4.

Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. ЖМП, 1931, № 5.

Отзыв на тетрадь гражданки Д.Е. Ивановой под заглавием «Апология ежедневного и повседневного приобщения Святых Таин как заповеди Христа Спасителя». (Машинопись). ЖМП, 1931, № 5.

Послание Патриарху Константинопольскому Фотию II. ЖМП, 1931, № 6.

Послание Константинопольскому Патриарху Святейшему Фотию II, архиепископу Константинопольскому — Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 октября 1931 года за № 7623. ЖМП, 1932, № 7-8.

Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (Просинод) от 30 сентября 1931 года за №7467. ЖМП, 1932, № 7-8.

Письмо представителю Вселенского Патриарха в СССР архимандриту Василию (Диномуло) от 12 апреля 1932 года, № 521. ЖМП, 1932, № 9-10.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церковью. ЖМП, 1932, № 11-12.

Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому Варнаве от 23 марта 1933 года. № 311. ЖМП, 1933, № 14-15.

Временному экзарху Московской Патриархии в Америке, управляющему Русской Северо-Американской православной епархией, Преосвященному архиепископу Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и в послушании Святой Церкви. ЖМП, 1933, № 1617.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря. ЖМП, 1933, № 16-17.

Значение апостольского преемства в инославии. ЖМП, 1932, №№ 23-24.

Основное заблуждение католичества и протестанства. Православный Финляндский сборник, 1911, № 9. ЖМП 1963, № 3.

Послание к пастырям и пасомым Христовой Церкви 22 июня 1941 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве. Правда о религии в России. МП, 1942.

Поучение, сказанное за Литургией в церкви Иоанна воина на Б. Якиманке в Москве 12 августа 1941 года. Правда о религии в России. МП, 1942.

Послание православным людям на временно оккупированной немцами территории (январь, 1942 года). «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

К православной пастве Украины от 5 февраля 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Второе послание по делу епископа Поликарпа (Сикорского) 26 марта 1942 года. Правда о религии в России, МП. 1942.

Послание Московской пастве 1/14 окт. 1941 года. Правда о религии в России. МП, 1942.

Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года. Правда о религии в России. МП, 1942.

Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Русской Православной Церкви 22 июня 1942 года.
«Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Послание всем верным чадам нашей Святой Русской Православной Церкви в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви 25 декабря 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации, 13 декабря 1942 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Архипастырское послание к православной пастве Ростова-на-Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Пасхальное послание 23 апреля 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Святительское обращение ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах 23 апреля 1943 года. «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны (доклад на Соборе 8 сентября 1943 года). ЖМП, 1943, № 1.

Послание к пастве 12 сентября 1943 года.

Речь в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации 12 сентября 1943 года. ЖМП, 1943, № 2.

Праздничное приветствие. ЖМП, 1943, № 4.

Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Церкви 7 ноября 1943 года. ЖМП, 1943, № 3.

Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви. ЖМП, 1944, № 4.

Есть ли у Христа наместник в Церкви? ЖМП, 1944, № 2.

Пасхальное приветствие 1944 года. ЖМП, 1944, № 4.

«Чин отпевания инославных». Журнал заседаний Священного Синода № 12 от 9 июня 1949 года.

«Чин панихиды по инославным». Журнал заседаний Священного Синода № 12 от 9 июня 1949 года.

Die Wahrheit uber die Religion in Rubland. Zurich, 1941.

К вопросу о праве Константинопольского Патриарха на территорию Западной Европы. Из послания от 15 октября 1931 года. Вестник экзархата, № 5, 1950.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. Вестник экзархата, № 19, 1954.

Le Christ a-t-il un Vicaire dans l`Eglise., in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 213-219, Paris 1960.

Le culte de la Mere de Dieu dans l`Eglise orthodoxe, edba. 220-227.

L`Eglise du Christ et lesCommunatutes dissidentes(avec introduction et notesde V. Lossky), in: Vest. Ekzarchata 21 (1955) 9-32.

Die Beziehung der Kirche Christi zu denGemeinschaften? Die sich von ihr getrennt haben, in: Kyrios 1(1960/61) 159-186.

Die Bedeutung der apostolischen Sukzession bei den heterodoxen Glaubensgemeinschaften, in: StdO 1962, № 6, 26-34.

La signification de la succession apostolique dabs l`heterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 42/43 (1963) 74-96.

Отношение православного человека к своей Церкви. ЖМП, 1967, № 1.

L`attitude d`un orthodoxe envers sonEglise et envers l`eterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 62/64 (1968) 112- 121.

The Significance of Apostolic Successorsin the Non-Orthodox Faiths, in Diakonia 6 (1971) 147-162.
AL question du filioque, in: Istina 17(1972) 290-292.

Ей, гряди, Господи Иисусе! ЖМП, 1973, № 12.

Von der Verehrung der Gottesmutter in der Orthhodoxie, in: StdO 1973, № 5, 56-64. ("ЖМП" 1932, № 14/15, с. 1-4).

Resurrection du Christ et resurrection de Lazare. Paris o. J. 11 s.

Der Wiederkunft Christs entgegen, in: StdO 1978, № 1.

Радость исполненного долга. ЖМП, 1983, № 9.

Правдой и верой жив будет. ЖМП, 1984, № 7.

ЖМП. 1994. № 5 практически весь составлен из материалов, посвященных 50-летию со дня кончины Патриарха Сергия.

Составил акафисты:


В честь Владимирской иконы Божией Матери
В честь Боголюбской иконы Божией Матери
В честь иконы Божией Матери «Умиление»
В честь Воскресения Христова
Святому Духу
Живоносному древу Креста Господня
Преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам
Преподобному Сергию Радонежскому

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS