Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Тюремное служение Церкви

Из опыта переписки с заключенными

23.07.15 | Автор: Любовь Кочетова | Источник: http://anastasia-uz.ru/


В местах лишения свободы находится много христиан, наших братьев и сестер по вере. Скорбями они пришли к Богу, многие уже в зоне приняли крещение. Они нуждаются в христианском общении: поддержке, помощи в постижении основ православной веры. Очень часто они остаются без поддержки Таинств Покаяния и Причастия. Те же, кто осужден на заключение в камере, бывают лишены вообще связи с Церковью земной. 
Христианская переписка с заключенными - способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину. 

Сегодня мы публикуем впечатления от многолетней переписки Бобковой Софии Григорьевны - сотрудника Центра  духовной поддержки православных общин в заключении при методическом кабинете Миссионерско-Катехизаторского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института, духовником которого является протоиерей Валентин Асмус, руководителем – Пономарева Наталия Владимировна. 

Из опыта переписки.


Первое с чем я столкнулась, начав, по милости Божией в 1998 г. переписку с заключенными, уверовавшими в Бога, это необычайная жажда письменного общения с человеком из мира, где человеческие отношения построены как-то иначе по сравнению с тем, что окружает людей там. Уже одно это сразу укоренило во мне понятие необходимости этого дела. Воистину там жаждут.
Представьте себе разбойника, который, оказавшись в бездействии, берёт от нечего делать, как он пишет, не что-нибудь, а Священное Писание! Он начинает его читать и вдруг… (как много говорит это слово верующему сердцу – вдруг!) ощущает, что все там написанное касается его самого! Как не сопереживать этому чуду!?
Таких чудес не мало предстает пред тем, кто берет письма, обращенные к нам - людям, исповедующим веру в Господа Иисуса Христа.
Хочется процитировать некоторые письма.
«…И вот только здесь, в тюрьме я взял в руки Библию. Нет. Не от плохой жизни, не для того, чтобы приблизиться к Богу, а как художественную литературу и… прочел от корки до корки. Но видно Господу было угодно, чтобы я приблизился к Нему»
«…И вот мне как-то в руки попалась книга «Невидимая брань» и до того она на меня подействовала, что во мне все перевернулось. Во-первых, я увидел себя изнутри, т.е. насколько черна моя душа от грехов, Во-вторых, стал отвращаться от внешнего мира, мне все в нем стало не интересно…»
«…Уже год, как в жизни моей появилось то ради чего стоит жить, стоит переносить лишения, а если нужно, то умереть. За этот год я перекопал всю предыдущую жизнь и, честное слово, не нашел того, о чем можно было бы жалеть. Оказалось, что по большому счету, я ничего и не имел…».
Что же делать? Дальше требуется помощь. Необходима поддержка человека, который хорошо понимает, что произошло, и что надо делать дальше. Прежде всего, конечно, необходимо наше человеческое участие, ободрение и обязательно - духовная литература. По мере прочтения книг, обычно начинается познание себя, появляется желание исповедаться, причаститься.
Люди делятся трудностями духовной борьбы, и поддержка в этом им очень нужна. Вот еще цитаты из писем:
«…Пишите по чаще, так не хватает того, о чем вы пишите. Читаю ваши письма, и жить хочется. Жизнь становится ясной и теплой…»;
«…Уже неоднократно замечаю, что как будто кто-то постоянно меня ведет, дает нужную литературу и т.д. Даже молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского Вы прислали как раз, когда я только о нем подумал. За 2-3 дня до Вашего письма хотел взять его в молитвенной комнате и внимательно осмыслить. И вот правило у меня в руках. Слава Богу! Разве это не чудо?»
«…Исповедался недавно и причастился, слава Богу! И опять все, то же самое (курю, завидую, осуждаю). Неужели я не исправимый?»;
«…Думаю, насколько я далек от духовной жизни, хоть вроде я и читаю постоянно, и думаю о Божественном, а все иду на поводу у страстей…».
Люди, в какой-то мере по-своему осознали, что такое грех, но победить его сразу трудно – это понятно. Главное поддержать человека в его добром начинании, помочь перенести начинающееся временами уныние. Тут большое значение имеет высылаемая литература. Вот цитаты из писем:
«…Все книги получил, огромное спасибо Вам. Опять столько нового для себя открыл, и ответы на некоторые вопросы получил. Благодарю Господа за то, что Он для меня делает. Все так устраивается во благо душ наших грешных, что радость переполняет душу… Ведь столько народа из этих мест открыли для себя совершенно другой, наипрекраснейший мир. Слава Богу, люди читают, интересуются, и количество их растет, правда потихоньку…»;
«…Я впервые в жизни пришел к Батюшке на исповедь. Исповедался и причастился…. Спасибо Вам за это, т.к. я осознал необходимость исповедания и Причастия благодаря общению с Вами, и книгами, которые Вы мне прислали…».
Хорошо, если приходит священник для совершения таинств. Этого там очень ждут.
И так польза нашей переписки несомненна. Что же ожидает большинство из них на свободе? Конечно, множество соблазнов, искушений, привычка жить по страстям, которым каждый будет сопротивляться по-разному или не сможет совсем.
С 1999 года мне писали 30 человек. Часть из них освободились, и они пропали из поля зрения. О троих мне известно, что они по освобождении сразу пошли в Церковь, исповедались, причастились, но двое из них в настоящий момент отошли от этих таинств. Третий борется с искушением - смертным грехом. Я знаю, что эти люди познали действие благодати Божией и думаю, что не может это совсем кануть в бездну, как будто этого и не было. Они уже не те, что были до получения срока, и я знаю, что они мучаются в душе отступивши от заповедей, а раз так, то Бог будет еще взыскивать, и взыскивать их души ко спасению, и они еще имеют шанс встать на верный путь.
Неожиданностью для меня явился четвертый человек, так как он написал мне всего два раза, находясь в компании тех, кто писал мне постоянно. Он просил книги и задавал вопросы по тексту Священного Писания. Крестился и уверовал он, находясь в заключении. Стал писать мне постоянно, уже освободившись, просить наставлений, литературу о семейной жизни. Были у него свои трудности с попыткой женитьбы, впал в запой, но пришел в себя, стал учиться. Сейчас он работает и регулярно ходит в храм, причащается. Поступил на курсы водителей, на что взял благословение у батюшки. Я ощущаю тут настоящее, постепенное воцерковление.
В 1991 г. мне пришлось слушать лекции по богословию декана Андрея Кураева в МГУ на философском факультете. Ему однажды там, в записке, задали вопрос: Будете ли Вы считать, что Ваша задача выполнена, если в результате ваших лекций станет верующим только один человек? Я навсегда заполнила этот ответ: «Я буду считать, что моя задача выполнена, даже если ни один из слушающих не станет верующим. Но, если один из Вас, познав все мерзости этой жизни и разочаровавшись, захочет удавиться от этого кошмара, и его остановят воспоминания о том, что вот там, в Православии есть еще что-то им не узнанное».
Насколько больше шансов для спасения души имеют те, кто к нам обращается, мне кажется очевидным.
Конечно, есть и трудные подопечные, есть и поверхностно верующие. Есть не знакомые с понятием духовной борьбы и не касающиеся в письмах этой темы, есть просто жалующиеся на бедственное положение в материальном плане.
Но я помню откровение Господа нашего Иисуса Христа одному святому отцу о том, что ради возможности спасти ещё хоть одного грешника. Он готов еще тысячу лет распинаться на Кресте!
Не стоит и нам ради вероятности спасения хотя бы одного грешника написать тысячу писем?

В Центр приходит много писем от заключенных, желающих вести духовную переписку, но, как понятно, все члены центра не могут взять на себя все приходящие письма. Очень часто письма лежат и ждут, пока найдется человек, который возьмется отвечать на него. Необходимо расширять служение переписки, вовлекать в него приходы и братства.
Наш центр с удовольствием поделится опытом организации переписки со всеми, кто захочет поучаствовать в этом Богоугодном и благодатном деле. Мы можем выслать материалы по организации переписки в приходы и братства.
Любой желающий начать такое служение найдет поддержку, понимание и братскую помощь в нашем центре.
Наш адрес: !15184, Москва, Новокузнецкая улица, д. 23 Б, Центр поддержки. По контактному телефону 953-56-37 вы можете оставить свои координаты для связи с вами.

Служение Христу через служение заключенным мне очень близко по духу.
Я не знаю, почему именно заключенным. У нас, например, на приходе есть сестричество и патронажная служба престарелым, однако вот уже 7 лет я переписываюсь с людьми, находящимися в неволе.
Мой первый опыт общения, длившийся три года, научил меня помнить об осторожности. Одно неловкое движение мысли – и старые раны их душ, покрытые струпьями, вскрываются и кровоточат. Нужно постоянно держать в сердце святое правило врача и священника: «Не навреди!»
Эти люди очень несчастные – их победило зло и снаружи, и изнутри. А так как зло не безлико, то, будучи живою тварью, оно борется за свою жертву, нападая не только на заключенного, но и на того, кто протягивает ему руку помощи, то есть на нас с вами. Они же этого не понимают и, если даже попробовать объяснить им суть их озлобления, они не смогут вместить.
Зато боль в них обнажена, как оголенный электрический провод, чуть его заденешь – и замкнуло. Вторая переписка длилась около года, после этого заключенный получил досрочное освобождение и написал мне уже из монастыря. Письмо было очень радостным, т.к. его взяли трудником и все к нему доброжелательно отнеслись. Началась его новая жизнь и ничего ему больше не надо, кроме молитв о нем грешном. Спаси его, Господи!
Теперь я переписываюсь с р. Б. Иоанном. Вначале он был приговорен к расстрелу, но по приказу Б.Н.Ельцина высшая мера наказания была заменена пожизненным заключением.
Пожизненное заключение отрешает от земной суеты многих из них, делает их спокойней и мудрей, в отличие от тех, кто имеет сроки и считает дни, как бы их много ни было перед освобождением. Иван не мог перенести неверности жены, впал в ярость и совершил убийство. Он плохо помнит, как это произошло (он убил соперника).
С первых писем меня поразила глубина его покаяния и смирения. Он никого не винит, кроме самого себя. Случалось, что я писала ему жесткие слова обличения, чтобы уберечь его от саможаления, которое очень опасно, когда человек пребывает в скорбях. И он всегда со смирением и покаянием принимал это горькое лекарство, соглашаясь со всеми моими обличениями: «конечно, после того, что я сделал, я недостоин иной жизни, чем теперь…»
Некоторые его письма я не могу читать без слез и умоляю его сохранить это устроение души до последнего вздоха: «Только в этом случае можно надеяться, что Господь покроет твой грех любовью и милосердием. Ведь Царство Божие – это обоюдный труд человека и Бога».

Помоги нам всем, Господи, на этом непростом пути служения Господу нашему Иисусу Христу!

Любовь Кочетова 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS