Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Вам в помощь

Отцовство, отцеубийство и воспитание

01.09.14 | Автор: Митрополит Амфилохий (Радович) | Источник: http://www.russned.ru/stats/1391
Наше время отличается невиданным прежде в истории бунтом против любого рода авторитета и «опеки». Каким бы этот авторитет ни был — религиозным, нравственным, общественным или семейным, он поставлен под сомнение и переживает глубокий кризис. 
Всеобщий кризис авторитета захватил и область воспитания, его цели и ценности. По словам известного педагога Поля Ланграна, все поставлено под вопрос. Складывается впечатление, говорит он, что человечество сорвалось с привязи и бросилось в страшную бессмысленную авантюру, не видя перед собой ее цели. Всякий авторитет стал рассматриваться как символ насилия и принуждения. «Что есть авторитет? Что есть Бог? — было написано на стенах Сорбонского университета во время студенческих волнений в мае 1969 года, — то и другое — образ отца, природная функция которого — насилие». Очевидно, что одной из причин этого бунта явился дух отцеубийства в самом широком смысле этого слова. Зигмунд Фрейд, например, считал, что за такой реакцией скрывается Эдипов комплекс, то есть затаенное желание ребенка устранить отца как соперника в отношениях с матерью. Придав этому греческому мифу, художественно изображенному в трагедии Софокла, универсальное значение, он утверждает, что в этом комплексе отражено «подсознание» всего человечества. Тайная жажда отцеубийства, которой Фрейд объясняет свою теорию libido (похоть), углубляется идеей «отца-садиста», своим насилием угрожающим «моей» личности, ее независимости и который должен быть уничтожен (устранен), чтобы «я» мог существовать.
Эта идея, спроецированная на любой авторитет, в особенности на Бога как главный источник авторитета, прежде всего воспитательного, приобретает метафизическое значение и устрашающий масштаб. Складывается впечатление, что атомная бомба, прежде чем взорваться над Хиросимой, взорвалась в человеческом сознании. Известно, что в духовном плане, плане человеческой психики, можно говорить, прежде всего, о непрерывном внутреннем процессе, который невидимым образом оказывает влияние на все слои общества, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Это влияние особенно заметно проявилось в возникновении современного атеизма и секуляризации, в революционном терроризме, разросшемся в наши дни до мирового масштаба. Секуляризация нашего времени не просто отвергает традиционные общественные структуры, она объявляет Бога виновником всех антигуманных общественных структур прошлого. Современный «свободолюбивый» атеизм, особенно после Гегеля, Маркса и Фрейда, понимает отношения Бога и человека как отношения «господина» и «раба».
Идея Бога рассматривается как высшая точка отчуждения человека от собственной личности, как вершина всех запретов и несвободы, и главной задачей человека является освобождение от Него и от всего того, что Ему свойственно, что Он несет.
Проблема, о которой идет речь, слишком глубока и серьезна и требует серьезного рассмотрения. Дух отцеубийства, в отношении ли к Богу, родителям или любому авторитету прошлого, проявляется в человеческом сознании и подсознании по-разному. В чем же искать его корни и причины? Они неоднозначны, трудноуловимы и затрагивают целые пласты человеческой истории. Мы же ограничимся рассмотрением основных мотивов этого разрушительного инстинкта и возможностей спасения от него в том смысле, как нам его открывает библейская философия жизни и основанный на ней опыт.
В библейском понимании «отцеубийство» составляет саму суть первородного греха. Человеческая попытка стать богом, самовольно, самочинно вкусив запретный плод, не согласуя свою волю с волей Божественной и с требованием исполнения Его заповеди, явилась первой попыткой человека устранить Бога из своей жизни и сознания ради самообожествления. Эта самоизоляция человека, удаление от Бога, забвение Бога, попрание заповеди равнозначны «отцеубийству». Сущность безбожия заключена в формуле «Бог — помеха человеческому счастью». Сатанинский шепот змия о том, что Бог и Его слово ложны, что настоящая жизнь и знание — вне Бога, слышен в учениях Маркса и Сартра о том, что в Боге человек «отчуждается» от своей истинной человечности и его святой долг — отрицание такого Бога ради утверждения собственного достоинства. Вся история человечества неопровержимо доказывает, что на всем ее протяжении человек находился и находится перед дилеммой: в чем обрести смысл жизни и достичь полноты своего бытия — в Боге или в самом себе? Это значит — в Боге и в жизни по Его благословению, или вне Бога, противно Его воле и заповедям. Именно в этом состояло искушение Адама и Евы, и навсегда оно осталось вечным искушением человека. В глубинах человеческого сознания и подсознания, во всех проявлениях человеческой жизни сокрыта именно эта дилемма, вызов его свободе. Богоубийство, равнозначное отцеубийству, — вот суть человеческого (исторического) падения; убийство Бога в себе, осуждение себя на смерть и смерть, сначала духовную, а затем и биологическую. Отсюда единственная историческая бесспорная данность — человек существо смертное, как смертно все на земле — утроба матери, рождающая его, и земля, и плоды ее, питающие человека. Тленная пища возводит в человеческом сознании тленность и смерть в степень основного закона жизни.
Грехопадение исказило жизнь человека, стало причиной патологичности человеческого существования и его отношения к Богу, к себе и окружающему миру. Поскольку человек по природе своей устремлен на ближнего, без которого его существование неполно, то из этой патологичности рождается двойственное к нему отношение — с одной стороны, рабское, с другой — тираническое. Сатанинская ложная свобода, вместо того чтобы принести человеку ожидаемое освобождение, предает его тирании падшей природы и рабству смерти. Избрав путь «отцеубийства» и насилия над Богом и Его заповедью, человек заражается тиранической психологией, превращается в самовлюбленного тирана, полного жажды эгоистического обладания всем, что его окружает. Раб и тиран одновременно, раб и бунтовщик перед сильным, тиран для слабого (по сути, тирания — это оборотная сторона рабского бессилия), человек начинает создавать свои собственные авторитеты, своих богов, по своему «образу и подобию». Согрешив, человек не только нарушил заповедь Божию, но породил в себе ложную идею, ложное представление о Боге. В действительности, ложная идея о Боге и есть цель и суть сатанинского обмана. Отсюда человеческое падение становится и «падением Бога», то есть падением тех богов, которым человек поклоняется. В человеческом сознании Бог перестает быть тем, что Он есть в действительности, и не может больше оставаться для человека с таким сознанием нормальным Отцом, но становится «отцом-садистом»; человек теперь способен быть только рабом или бунтовщиком — «отцеубийцей».
Таким образом, отношения Бога, природы (мира) и человека в сознании человека превращаются в судорожную борьбу за власть. Этот отцеубийственный дух неизбежно кладет свой отпечаток на все человеческие отношения, на всю историческую действительность. Эдипов комплекс — лишь одно из проявлений, один из ядовитых цветов, проросших из мрачного подземелья «отцеубийства», совершенного в раю. Отсюда возникла ложная идея, что Бог, общество, власть, государство, учитель, отец — авторитеты, подавляющие человеческую личность и вызывающие бунт.
Но в то же время этот бунт оправдан, если речь идет о бунте против такого Бога и такого рода авторитета вообще, потому что направлен против ложного Бога. Непроницаемая греховная тьма помрачила видение истинного Бога и Его место заняли идолы, в самой природе которых заложено насилие. Бунту такого характера, истинный Бог неизвестен, а причиной такого бунта, может стать именно подсознательная жажда Его. Поэтому злоупотребление идеей Божества и создание авторитетов по ее изуродованному «образу», так же как и все преступления, совершаемые в угоду такому псевдобожеству, и раньше, и теперь приводят к атеизму как форме протеста против ложной веры, но в котором одновременно содержится и тайная, апофатическая, жажда встречи с истинным Богом. Такое «отцеубийство» — это, в действительности, странный, болезненный поиск исстрадавшимся человеком потерянного Небесного Отца (Отцовства). Потому что человек осколками своего изначального здравомыслия понимает, что опустевший Божий престол не может быть занят никакими идолами и полубогами. Именно такой, вечно «неизвестный», непознанный Бог, Его Отцовство, созерцание и ощущение Которого было помрачено грехопадением — в центре новозаветного благовествования. Богочеловек Христос открывает людям Отца Своего и Отца нашего, раскрывает отношения Отца и Сына как давно забытые отношения Бога и человека и человека с человеком. Поэтому Церковь Богочеловека, Церковь Сына Единородного есть Церковь и Отца нашего, и Церковь святых отцов: кто знает Меня, знает и Отца Моего, и кто чтит Сына, чтит и Отца, пославшего Его. Послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем. Отец во Мне и Я в Нем. Видевший Меня видел Отца.
Истина о Сыне как об Откровении Отца свидетельствует о том, что без проникновения в тайну сыновства невозможно прозреть святую тайну истинного отцовства. Отцовство и сыновство неразрывно связаны между собой в двуединой тайне. В человеческой исторической действительности они пребывают в непрерывном конфликте, часто отрицая и исключая друг друга.
Почему тогда в Евангелии им придается такое исключительное значение? Потому что, без сомнения, в истинном отцовстве и сыновстве скрыты и раскрыты забытые законы жизни и бытия, нарушение их искажает все в мире, следование же им возвращает данную Богом гармонию.
Каковы же эти вечные отношения Отца и Сына, на которых зиждутся законы бытия? — Сын, вечное Слово Божие, открывает, с одной стороны, Свое единство с Отцом: Я и Отец одно, с другой — являет чудную тайну Своего бесконечного смирения перед Ним и послушания Ему: Отец Мой более Меня. Открывая Свою вечную единосущность Отцу, Сын говорит: Все, что имеет Отец, есть Мое и снова, любовно прославляя Отца, добавляет: Мое учение не Мое, но Пославшего Меня.
Цель Его слов — доказать истинность Своего учения и Себя Самого как свидетеля об Отце, но еще показать чудесную тайну вечного отцовства — источника Своего вечного сыновства, и богочеловеческого учения.
Источник в интернете:

http://www.russned.ru/stats/1391 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS