Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Вам в помощь

Почему нет храмов в честь Бога Отца и сколько раз за день брать благословение?

25.07.15 | Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР


У новоначальных (и даже «опытных») христиан, всегда есть множество «а почему?», касающихся разных сторон духовной жизни. В помощь им «Правмир» публикует серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают наши священники. Как вести себя в храме – основной вопрос в этой подборке.


– Раньше семья ходила в свой приходской храм. А сейчас как? Можно идти в любой (какой ближе или где благостно находиться, или найти духовника и идти к нему)? Как найти «свой» храм?

Людмила
– Здравствуйте, Людмила!

Иногда нет возможности выбрать храм – потому что он единственный, и на много километров вокруг другого просто нет.

Если же есть возможность выбора, то он вполне допустим, причем нет какого-то обязательного критерия: кто-то выбирает, исходя из территориальной близости, возможности добраться до храма, кто-то находит духовника в далеком от дома храме, и ездит к нему. Это ведь не так существенно, потому что в любом храме совершается Литургия, и причащаемся мы Тела и Крови Господа нашего в любом православном храме.

Так что Вы вполне можете сами выбрать храм, в который будете ходить, и не так важно, по какому критерию Вы его выберете. Главное — регулярно посещайте богослужения, участвуйте в церковных таинствах и, по возможности, в жизни прихода.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

– Кем и по каким соображениям решается вопрос о предоставлении названию храма?

Олег

– Здравствуйте, Олег!

Этот вопрос находится в компетенции правящего архиерея той епархии, на территории которой этот храм расположен. При решении этого вопроса обычно учитывают:

1) был ли храм до революции на данном месте, либо в населенном пункте;
2) жил ли здесь какой-нибудь святой, либо была явлена какая-либо икона;
3) значимые исторические события, происходившие поблизости;
4) почитаемых святых на данном приходе;
5) специфику населенного пункта (например, если это военный городок).

С уважением, священник Николай Гулейко

***

– Есть ли в православии храмы во имя Бога Отца? Почему только в честь святых? Есть во имя Иисуса Христа и Троицы. Да, Троица едина, но в ней еще и Дух Святой, и Бог Отец. Почему бы не воздать хвалу и Им?

Светлана


Священник Филипп Парфенов
– Дорогая Светлана!

На некоторые вопросы, пожалуй, не ответишь по-другому, кроме как: «так сложилось». Так получилось. Но получилось, думаю, всё-таки не случайно.

Дело в том, что храмов в честь одной из ипостасей Троицы самих по себе тоже нет! Они есть только в связи с какими-то конкретными проявлениями в истории. Например, нет храма просто в честь Святого Духа, а есть в честь сошествия Святого Духа, и когда мы говорим «Свято-Духовский храм», мы подразумеваем именно это сошествие в связи с Пятидесятницей, и престольный праздник этого храма будет в день Святого Духа, следующий сразу после Пятидесятницы.

Храмов в честь Христа просто как такового тоже нет – есть храмы в честь Рождества Христова, Его Воскресения, Преображения, Входа в Иерусалим, Вознесения… Исключение только в случае храмов Всемилостивого Спаса (празднование 14 августа в первый день Успенского поста, по происхождению оно достаточно позднее, около XII в.).

Кроме того, ваш вопрос как бы подразумевает «деление» Бога на «части», но у Него нет частей, Он един. Поэтому есть храмы единой Троице, есть храмы, связанные с явлениями Христа и сошествием Святого Духа. Христос вошел в историю и действовал в ней – скорее всего, поэтому. Отец и Святой Дух в этом плане менее «историчны», что ли.

Отец – вне всякого календаря, поэтому и нет специальных праздников, связанных с Ним. Тем не менее хвала Отцу воздаётся каждый день на богослужениях в молитве «Отче наш», причем не один раз, и молитвы центральной части литургии – Евхаристического канона – также обращены к Отцу.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

– В церкви сказали, что женщины должны стоять слева. Откуда эта традиция пошла? И где стоять, если женщина приходит с сыном? 

Ольга

– Здравствуйте, Ольга!

С древних времен в христианских храмах существовала традиция раздельного пребывания мужчин и женщин в храме во время молитв. Известное, например, в каждом храме место для верхнего хора раньше было местом пребывания именно женщин. Хор же располагался на клиросах. Это было сделано для того, чтобы внимание христиан было больше сосредоточено на молитве, а не на представителях (или представительницах) противоположного пола. Если женщина приходит с маленьким сыном, ему вполне можно пребывать вместе с матерью.

С уважением, священник Николай Гулейко

***

– Правда ли, что в православных храмах можно ставить только те свечи, которые были куплены именно в этом храме? Моя матушка, будучи на православной ярмарке, купила там некоторое количество свечей. Она недавно умерла, а свечи остались. Я пришел в храм с одной из этих свечей и поставил ее на канон. Через минуту эта свеча была снята с канона, а когда я поинтересовался о причине, я получил именно такой ответ: в храме можно ставить только те свечи, которые были куплены в этом храме.

Действительно ли есть такое правило, или это излишнее “рвение” служащего именно этого храма?

Илья

Священник Дионисий Свечников
– Здравствуйте, Илья!

Канонически таких правил не существует, но их любят придумывать в разных храмах. Это очень распространенное требование во многих храмах. Обусловлено тем, что каждый приход самостоятелен в финансовом отношении, грубо говоря – на самоокупаемости. Надо платить налоги, зарплаты и т.д. А продажа свечей – это одна из форм пожертвования на храм. Поэтому работники храма, а порой и священнослужители, ревностно следят за тем, чтобы свечи покупались именно в этом храме.

Ну, а грубость – известное качество бабушек-“подсвечниц”. Отсюда и ситуации, подобные Вашей. Хотя их вполне можно избежать, если культурно объяснить человеку, почему его просят приобретать свечи в этом храме.

С уважением, священник Дионисий Свечников

***

– Как относиться к передаче свечек во время литургии? Игнорировать? Нарушать молитву? А если брать, то другим передавать во время Символа Веры я точно не буду… Но и отказать – нехорошо получается. А если ждать “перерывчика”, могу забыть, кому: передают много, по 7-10 свечек до меня доходило сегодня. Так и стояла с полными горстями.

Что делать?

Мария

– Здравствуйте, Мария!

Конечно, неправильно отвлекать от молитвы просьбой передать свечу. Но неверно и так горячо осуждать людей.

В конце литургии мы поем «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», а не «осуждения окружающих». На литургии наиболее важными моментами являются малый вход, чтение Апостола и Евангелия, Великий вход, Евхаристический канон. В это время свечу можно взять, но не беспокоить другого просьбой передать ее дальше. А можно постараться встать в такое место, чтобы не пришлось передавать свечи, или поискать еще какой-то выход. Но не разрешайте гневу и осуждению побеждать Вас.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

– Есть ли очерёдность или разница, кому вначале ставить свечу за мёртвых, а потом перейти и ставить за живых?

Елена

– Здравствуйте, Елена!

Нет, правил на этот счет нет никаких, ставьте так, как Вам удобнее.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

– Нужно ли что-то отвечать батюшке при целовании креста на литургии, когда он поздравляет с причастием или с воскресеньем? Так как никто, вроде бы, ничего не отвечает, то и я молчу. Но так и хочется сказать “И Вас с праздником” или что-нибудь подобное. Что полагается делать?
Как следует обращаться к женщине, работающей в свечном ящике? А к дьякону?
У батюшки при встрече берут благословение, а дьякону просто “добрый день” надо говорить или как-то иначе? Если батюшку встречаю несколько раз за день, нужно каждый раз брать у него благословение?

Настя

– Здравствуйте, Настя!

Все эти вопросы на самом деле второстепенные, а не главные в церковной жизни. Поэтому будьте готовы, что по ним могут быть разные взгляды и мнения. И не слишком ломайте голову над ними. Если хотите поздравить батюшку при целовании креста – поздравляйте. Не хотите ничего говорить – не говорите. По нескольку раз в день благословение брать нет никакой необходимости, достаточно один раз взять. К незнакомым людям обращаться так же, как и в любой другой ситуации вне храма: «извините» или «простите, пожалуйста», к примеру. «Добрый день» диакону вполне нормально сказать, да и священнику тоже.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

– Существуют ли правила написания имен в записках о здравии и упокоении?

Юлия

– Здравствуйте, Юлия!

Как правило, сначала в записках указываются лица, имеющие священный сан или монахи, далее порядок имен может быть произвольным.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS