Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Вам в помощь

Правило душу правит

07.05.14 | Источник: Православие.ru
В молитвенном делании очень важно постоянство: есть правило, значит, ни в коем случае не надо от него отступать. На то оно и правило, чтобы соблюдать его неукоснительно, кроме того, оно правит нашу душу – постепенно, день за днем. Но вот вопрос, который всегда стоит перед новоначальным: из чего молитвенное правило должно состоять? 
Правило душу правит

В молитвенном делании очень важно постоянство: есть правило, значит, ни в коем случае не надо от него отступать. На то оно и правило, чтобы соблюдать его неукоснительно, кроме того, оно правит нашу душу – постепенно, день за днем. Но вот вопрос, который всегда стоит перед новоначальным: из чего молитвенное правило должно состоять?

Ежедневный рацион

Молитву действительно с полным основанием можно назвать насущным хлебом нашего сердца – тем, что питает и поддерживает его жизнь. Но что мы знаем вообще о необходимом для правильной жизнедеятельности организма питании? Во-первых, что его должно быть достаточно, во-вторых, что его не должно быть слишком много, в-третьих, что оно должно включать в себя все потребные организму элементы. Вот примерно то же самое можно сказать и о молитвенном правиле. Оно не должно быть слишком маленьким, поскольку в таком случае оно бы свидетельствовало о нерадении и теплохладности – а ничего страшнее этого в духовной жизни нет. Не должно быть и чрезмерным, чтобы не обратиться в «бремена тяжкие и неудобоносимые », которые рано или поздно захочется сбросить. И, наконец, в нем должно присутствовать все то, что душе потребно, чего она хочет.

Необходимый «минимум»

У каждого из нас в молитвослове обязательно есть «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим». По сути, это и есть то правило, с которого необходимо начинать свой маленький молитвенный подвиг всякому христианину. Обычно времени уходит на это от 15 до 25 минут утром и примерно столько же вечером (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, о чем постараемся сказать ниже). Хорошим и даже жизненно важным дополнением к такому правилу может быть ежедневное чтение главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Это тоже не требует большого времени, а пользу душе приносит огромную. Притом желательно (если есть такая возможность) читать Писание утром – тогда в течение дня удобнее возвращаться к прочитанному и размышлять над ним.

Часто у людей воцерковляющихся возникает вопрос (как правило – с чьей-либо «подсказки»): а не требуется ли благословение священника для того, чтобы определить свое личное правило? Наверное, можно сказать так: для того, чтобы читать утренние и вечерние молитвы, благословение не требуется. Это своего рода «обязанность» каждого православного христианина. В остальном же и вправду лучше всего попросить благословения и совета. Совет нужен потому, что своего личного опыта еще явно недостаточно. А благословение – поскольку, во-первых, в испрашивании его проявляется смирение, привлекающее Божественную благодать, и, во-вторых, оно как бы скрепляет собой намерение человека. Бывает ведь так, что мы что-то решаем сами делать, а враг потом начинает нас «точить»: а обязательно ли это надо делать, а почему бы сегодня от этого не отступить… и т.д. и т.п. Когда же мы руководимся полученным благословением, то такой напор со стороны противника всякого доброго и спасительного дела преодолевать уже гораздо легче. < свои рассчитать правильно>

Священник дает совет, но при этом он обязательно руководствуется тем, что слышит от самого человека или видит в нем. Как тренеру определить, какую нагрузку дать спортсмену, с которым он встретился впервые? Пусть поднимает 100 кг? Но он может оказаться неподготовленным и надорвется. Пусть ограничится весом в 20 кг? Но это будет слишком легко, и он не получит никакой пользы… Значит, надо сначала посмотреть, что он может и тогда уже назначать вес.

Почти так же и в духовном плане. Разница только в том, что здесь все гораздо сокровенней, все очень лично. И если сам человек не приложит усилия и в то же время не потрудится для того, чтобы открыться перед священником, то вероятность ошибки всегда будет велика.

Святитель Феофан, обще говоря о молитвенном правиле, советовал посмотреть, какое будет посильным. Например, положить для себя совершать каждый вечер какое-то значительное количество поклонов. Потом, убедившись, что это количество не приводит к перетруждению, немного убавить от него, и такое правило совершать уже постоянно. Наверное, подобным принципом руководствоваться лучше всего. Но опять-таки – советуясь на всех этапах такого «самоиспытания» со священником, у которого исповедуетесь.

Для самых немощных

О том, что настоящее время характеризуется крайней немощью приходящих в Церковь людей – и духовной, и физической, может быть, и не было бы необходимости лишний раз говорить, если бы это не имело прямого отношения к теме статьи. Бывает так (и это хорошо известно любому приходскому пастырю), что первоначально человеку не под силу оказывается прочитать целиком даже утренние молитвы, не говоря уже о вечерних, когда сказывается утомление от прошедшего дня. Как, впрочем, бывает и другое: уже вполне церковные люди, ссылаясь на крайнюю занятость и усталость, просят разрешить им уменьшить и без того невеликое по размеру «делание». Иногда можно усмотреть и в том, и в другом элементарное нерадение и малодушие. И тогда лучше всего посоветовать человеку преодолеть и понудить себя выполнять установленное правило. Но порой нужно действительно дать некую ослабу, поняв, что у человека и вправду нет сейчас достаточного времени и сил.

Нередко сегодня можно слышать в связи с этим такое словосочетание, как «правило преподобного Серафима Саровского». Под ним понимают троекратное чтение молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и единожды – «Символа веры». И такая практика получила в наше время значительное распространение.

Однако следовало бы обратить внимание, что преподобный рекомендовал такое правило не всем вообще, а тем, кто был занят в определенный период времени тяжелыми полевыми работами, начинавшимися ранним утром и продолжавшимися до поздней ночи. И в большей степени – тем, кто не знал грамоты и не умел читать молитвы по молитвослову. И вот еще какая немаловажная деталь: в данное правило входило не только чтение утром, в обед и вечером вышеуказанных молитв, но и чтение в течение всего дня молитвы Иисусовой. Тогда оно и на самом деле могло приносить существенную духовную пользу и вести делателя к христианскому совершенству.

Если же говорить о современных людях, среди которых неграмотных нет и которые чаще всего заняты не физическим трудом, оставляющим ум свободным, а такой работой, которая не позволяет отдавать молитве большую часть дня, то для них, скорее всего, был бы предпочтительней другой вариант. А именно – временно прочитывать из утреннего и вечернего правила не все, а лишь избранные (желательно – по указанию священника) молитвы. Почему так – объяснить несложно. Апостол Павел неслучайно говорит о том, что мы не знаем, о чем и как должно молиться, если только Святой Дух не наставит нас (Ср.: Рим. 8, 26). Именно таким образцом – о чем и как молиться, становятся для нас молитвы, излившиеся из сердец святых, просветившихся Божественной благодатью, – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, преподобных Макария Египетского и Иоанна Дамаскина и других святых. Молитвы, которые мы и находим в утреннем и вечернем правиле в своем молитвослове. И когда нет возможности прочитать их все, то хорошо бы все же прочитывать хотя бы какую-то часть.

Что к правилу прибавлять

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS