Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Вам в помощь

Воспитание детей и молодежи в русской православной традиции

30.08.14 | Автор: Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон
Среди всех проблем современной общественной жизни воспитание детей и молодежи - самая острая проблема.
 Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, и Церковь веками служила опорой государству и семье в деле воспитания детей и молодежи.
Недостаток или отсутствие доброкачественного воспитания детей и молодежи теперь начинает осознаваться и людьми далекими от православной педагогической традиции. Если не прилагать усилий к лечению этой страшной социальной болезни общества, то Россия придет не к возрождению, а к еще большему кризису и упадку.
Для успешного лечения какой бы то ни было болезни прежде всего надо установить: где ее причина, где начало и в чем она сосредотачивается? Так и для исправления недостатков в воспитании детей и молодежи прежде всего необходимо ясно указать - где подлинная причина современных бед в воспитании и где искать правильное разрешение этих проблем.
Может быть в неправильном воспитании детей и молодежи виновата Церковь? Но ведь более семидесяти лет абсолютное большинство детей России было отлучено от церковного влияния. Только некоторых детей и только родители, а чаще мудрые бабушки учили, что есть Бог - Высший Разум, Который видит и знает все наши дела и даже помыслы и стремления сердца.
Может быть в отсутствии добротного воспитания виновны больше всего родители? Как утверждал живший еще в дохристианскую эпоху учитель Квинтиллиан - "дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу, они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы". Так рассуждал языческий философ и трудно сказать, что к нашему времени его высказывание не подходит.
Но на чем основывалась в своей системе воспитания отделенная от Церкви известным Декретом 1918 года российская школа? На безбожии, как основе социального устройства, научно-технического прогресса и всех других сторон жизни, в том числе и педагогики. А безбожие, как идеология разрушения, разрушая традиционную для России систему образования и воспитания, никак не помогало родителям заложить основы духовно-нравственного воспитания детей.
В школу ребенок попадет, к сожалению, уже получив немало дурных привычек и навыков. Пока ребенок попадет в руки учителя - нового своего руководителя по жизни - он уже нередко успевает огрубеть, так что учителю нужно быть очень искусным педагогом, чтобы достигнуть благих результатов в воспитании. А если нет согласия в деле воспитании между родителями и школой, то проблемы воспитания только обостряются.
Сама российская школа в настоящее время находится в поиске духовно-нравственных основ воспитания. В первые годы перестройки российская школа переживала большой соблазн - в подражание западной либеральной социально-педагогической доктрине отказаться от воспитания вообще. Но разве может школа отказаться от воспитания?! Даже декларируя отсутствие воспитательной программы или воспитательных принципов школа все равно будет воспитывать. Только это "воспитание" будет или подражанием какой-либо уже имеющейся модели воспитания, или антивоспитанием.
Может быть причина нынешнего кризиса воспитания находится в самих детях? Но всякому человеку доброй воли понятно, что родители и, вообще, взрослые имеют большую ответственность перед детьми, нежели дети и молодежь перед родителями и взрослыми. Сердце ребенка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получат они, это зависит от действий тех, которые кладут на детей свою печать воспитания.
Причина нравственной испорченности детей и молодежи заключается главным образом в том, что сам нынешний общественный уклад жизни далек от добра, от святости, от источника всякого блага - от Бога! А воспитание детей и молодежи неотделимы от общественного уклада жизни.
Конечно, есть и родители, и педагоги и общественные деятели, которые вопреки господствующему духу времени рискуют плыть против течения и борются с растлевающим влиянием наркотиков, разврата, темного бизнеса и сатанизма в культуре. Но сам растлевающий дух времени многими воспринимается как что-то неизбежное или закономерное в развитии общества и государства. Но мы не можем быть молчаливыми свидетелями, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман, когда взращивают гениев преступного мира.
Традиционная для России система образования была крепка православным укладом воспитания детей в общеобразовательной школе. Отсюда родители учились смотреть на детей, как на дар Божий. Отсюда дети учились с почтением относиться к своим родителям. Отсюда нравственный авторитет педагога и доверие родителей к школе. Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и Отечество.
Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на земле задачу - правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей благоуспешной жизни. А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение граждан России добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.
Пример. Сейчас в Москве в метро молодежь не уступает место пожилым - это яркий пример молчаливой мести за ущербное воспитание.
Можно сказать, что в самой молитве перед началом учения содержалась и содержится концепция традиционного российского образования и воспитания. В этой молитве перед учением ребенок молится о том, чтобы Преблагий Господь послал ему дар Святого Духа, укрепляющего его душевные и телесные силы, "дабы внимая преподаваемому учению" он мог возрастать своему Создателю "во славу, родителям во утешение, Церкви и Отечеству на пользу". Человеку надо возвратить понятия об истинной цели и смысле жизни. Не разгул удовольствий, а знание заповедей - не убий, не укради, чти родителей.
Если государство и школа не употребят совместных усилий к духовно-нравственному оздоровлению общества, то проблемы воспитания будут только усугубляться, так как зло стремится захватить всех людей, а особенно поработить всех детей. Свободное общество дает равные возможности добру и злу. Но зло более активно и агрессивно, использует методы, которыми добро не может воспользоваться.
О необходимости возрождения российских образовательных и воспитательных традиций и сотрудничества Церкви и школы в деле воспитания детей и молодежи на VIII Международных Рождественских Образовательных чтениях в Москве (январь 2000 года) говорили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр общего и профессионального образования Российской Федерации Владимир Михайлович Филиппов.
Святейший Патриарх, обращаясь к участникам Рождественских Чтений, сказал: "История последних лет вновь показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность к исконным духовным ценностям, любовь к отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем. Это неразрывно связано с целенаправленным раскрытием перед юными согражданами разрушительности и пагубности пороков, преступлений, морального нигилизма, вражды, розни, гражданской безответственности. От воспитания новых поколений россиян зависит будущее страны - зависит не в меньшей мере, чем от политики или экономики. Вот почему создание обновленной системы воспитания должно стать не только государственной, но и общенародной заботой".
Министр образования в своей речи "Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности" говорил о необходимости "основательного нравственного, духовного воспитания" молодежи. В том году, в двухтысячелетнюю годовщину Рождества Христова, накануне Рождественских Чтений в Москве состоялось Всероссийское Совещание работников образования. Оно проходило там же в зале Государственного Кремлевского дворца, где проходили и Рождественские Чтения. На Всероссийское Совещание работников образования собралось более 5000 делегатов из всех 89 субъектов Российской Федерации, представлявших все уровни образования - от детсадовского до послевузовского. Участниками совещания была принята новая Доктрина образования в Российской Федерации, определившая основные цели его развития и пути их достижения на ближайшее десятилетие.
И центральное место в этом документе отведено нравственному и гражданскому воспитанию. Впервые за многие годы и десятилетия российской школы ее первейшими задачами провозглашено духовно-нравственное развитие обучающихся и опора на воспитание здорового образа жизни, а не только усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний.
Из пяти тысяч делегатов только трое проголосовали против новой Доктрины образования. Как сказал министр образования на Рождественских Чтениях, "общество вновь поняло и приняло необходимость воспитания, обращаясь к нетленным истинам христианства и Православия".
"Как сказано в утвержденной Всероссийским Совещанием Концепции новой структуры и содержания общего среднего образования, мы должны - говорил министр образования, - построить НОВЫЙ УКЛАД в Российской школе. Более того, мы надеемся, что Православная Церковь, ее священнослужители и верующие, прихожане и пастыри конкретных приходов усилят в этом направлении наше взаимодействие через своих представителей в органах местного самоуправления, а также путем непосредственного участия в деятельности попечительских советов учебных заведений и родительской общественности. Это - самый влиятельный институт воздействия на духовный климат учебных заведений и их жизнеустройство, самый прямой и надежный путь к разуму и совести людей. Надо идти по этому пути вместе!" - Так говорит министр образования Российской Федерации.
Нам понятно, что такая позиция министра образования не по душе тем, кто во что бы то ни стало желает сохранить антирелигиозную парадигму образования и воспитания в Российской школе, кто желает, чтобы хэллоуин - главный праздник сатанинской церкви - стал главным праздником наших детей и молодежи, кто желает, чтобы по телевизору и впредь беспрепятственно показывалось и говорилось то, что служит не к созиданию, а к разрушению детских душ.
Но если большинство наших соотечественников хотят, чтобы их дети воспитывались не в безбожии, а православных духовно-нравственных традициях, то волеизъявление народа поможет сформировать и соответствующие правовые нормы и условия для правильного воспитания детей и молодежи. Этот процесс наблюдается в православных странах СНГ.
Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные богатства мира. Вспоминаю слова моей бабушки: "Ребятки, храните веру и не дружите с дураками."
Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа - это образование в них доброго и благого нрава, воспитания в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим.
Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Там, где свобода это произвол - там зло. Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это невыгодно.
Лучшее, что может дать детям и молодежи Церковь Христова Православная - это чистота совести, милующее сердце и спасение души, как залог вечного спасения человека.

Надеюсь, что настоящие Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения помогут семье и школе найти верный путь к разрешению насущных проблем воспитания детей и молодежи ради будущей жизни этих детей, ради спасения России!

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS