Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Великий пост

Неделя о мытаре и фарисее

01.02.15 | Источник: Практический курс православного христианина
Впереди у нас неделя (точнее, седмица. Неделя - это воскресенье) о мытаре и фарисее. Для большинства людей это ничего не значит – неделя как неделя.
Для православных это значит, во-первых, что начались подготовительные к Великому посту недели. Не успеем оглянуться – Прощенное воскресенье, а на следующий день, точнее, вечер, – уже Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

Во-вторых, само название очень содержательно, и у Церкви есть повод напомнить очень важные вещи. Так воспринимают эту ситуацию православные, которые имеют уже кое-какой опыт церковной жизни.

Но что должны значить слова «неделя о мытаре и фарисее» для человека, который просто прочел эти слова, потому что умеет читать? По порядку.

«Неделя» значит «воскресенье», день, когда ничего не делают, потому что этот день посвящен должен быть Богу. По заповеди: шесть дней делай дела твои, а седьмой день – отдай Богу. Для евреев такой день – суббота, для мусульман – пятница. День который отдают Богу христиане называется воскресеньем, или неделей. С него начинается «седмица», которую в современном русском языке мы называем «неделей». Таких подготовительных «седмиц» перед Великим постом 4 (не считая предыдущую – о Закхее) – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и – в конце масленницы – Прощенное воскресенье (или Воспоминание Адамова изгнания из рая). И вот в прошлое воскресенье - 5 февраля - началась первая из них.

Свое название она получила по тому отрывку из Евангелия от Луки, который читается за воскресной литургией (Лк, XVIII, ст. 10-14). В нем написано о притче, которую Иисус Христос рассказал своим ученикам, чтобы проиллюстрировать Свою мысль о том, что «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»(Лк, XVIII, 14). Мысль – прямо противоположная тому, чему нас учит современная жизнь. Христос вообще имел обыкновение говорить такие вещи, которые мир сей «не может вместить». Поэтому Его так плохо слушали… Впрочем, Его это не смущало… И вот для того, чтобы хотя бы ближайшие ученики «смогли вместить» – Христос приводит пример из жизни, поскольку на примере объяснить даже очень непонятные вещи всегда легче.

Вот ситуация, которую Он взял для примера: в храм на молитву вошли два человека, очень разные по своему социальному положению. Один – фарисей, уважаемый и небедный человек с репутацией праведника (ибо он всегда очень тщательно – до мелочей – выполняет Закон, поэтому в глазах людей и в своих собственных почти, а, может, и вполне, свят).

Второй – мытарь, сборщик податей в пользу римской власти (алчный и жестокий по определению), всеми презираемый и отверженный (потому что почти предатель, сотрудничающий с оккупационными войсками), хотя тоже, наверное, человек небедный.

Первый молится и глубоко благодарит Бога за то, что Тот дает ему возможность быть не таким, как прочие люди – «грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (вовремя попал на глаза достойному человеку!). Он хорошо понимает, что таких, как он, не так уж и много – тех, кто соблюдает все положенные посты, приносит все положенные жертвоприношения, и у него все есть для этого, и, в общем, жизнь удалась. Если бы он не был достоин таких благодеяний от Бога, то Бог бы ему их не дал. Значит, он, действительно, их достоин! Именно поэтому он и богат, и счастлив, и праведен. И заметьте, не себе приписывает эти достижения, а исключительно Богу. Как и положено поступать праведнику.

Мытарь присутствует при этом торжестве праведности, но ему – не до того. Он стоит сзади, в углу, и даже глаз не смеет поднять от стыда, потому что понимает, какой жизнью живет, сколько грешит в этой жизни и как выглядит в глазах Бога. Плохо выглядит… Поэтому его красноречия хватает только на то, чтобы повторять: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!». И так без конца…

Христос говорит ученикам, что мытарь уйдет домой БОЛЕЕ оправданным, нежели фарисей… Нет, Он не сказал, что мытаря следует оправдать, а фарисея обвинить. Фарисея обвинить не в чем, он все делает «как положено». Просто мытарь оправдан БОЛЕЕ, чем фарисей. Потому, наверное, что не сам себя оправдал и похвалил. В противоположность расхожей (якобы, шутливой) мысли о том, что «сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Не факт, как выясняется…

Церковь в своих песнопениях рекомендует «убегать фарисейского высокоглаголания» (высокого мнения о себе) и подражать «мытареву смирению».

А для того, чтобы те, кто тоже "все знает" и соблюдает "как положено", не очень гордились достигнутыми результатами, Церковь отменяет пост на этой седмице! Такая седмица называется «сплошная» - в среду и пятницу можно не соблюдать пост.

Вот что такое «неделя о мытаре и фарисее».
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS