Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Великий пост

Сборник чтений на Великий пост. Часть 1.

15.03.16

Чем более дней поста, тем лучше лечение;
чем продолжительнее поприще воздержания,
тем обильнее приобретение спасения. 

Блаженный Августин

Великий пост

По милости Божией мы подошли к святым и спасительным дням Святой Четыредесятницы - Великого Поста, который в этом году начинается 14 марта. Великий пост – многодневный период усиленного воздержания и непрестанной молитвы, установленный Церковью для приготовления верующих к празднику Светлого Христова Воскресения. Всё теперь призывает нас, отложив земное, обратиться сердцем к Небесному – и земные поклоны, и темные ризы, и особый строй Богослужений.

Эти святые дни, исполненные молитвенного труда и подвига, наступили для нас не сразу и не неожиданно. К ним Церковь нас готовила через особые, подготовительные к Великому Посту недели. Мы учились смиреной молитве и сокрушению сердечному, призывая подражать мытарю, не смевшему сказать больше, нежели: «Боже, милостив буди ми, грешному!» Святая Церковь просила Господа отворить нам «покаяния двери», призывала нас иметь сокрушение о беспутной жизни блудного сына, то есть каждого из нас; поминала тех, кто уже покинул эту жизнь и переселился к жизни вечной, молилась Господу о упокоении всех православных христиан по всей вселенной во все времена скончавшихся, а после этого она напомнила нам о последних днях, когда остановится время и совершится Страшный Суд.

После всех подготовительных недель мы вступили на священное поприще Святой Четыредесятницы. В пост самым важным делом для всех верующих является покаяние в грехах, омрачающих душу и сердце, отдаляющих нас от Бога, и достойное причастие Святых Христовых Таин.

Придите, люди, / в сей день примем благодатный дар поста, / как Богом данное время покаяния, / которым мы Спасителя умилостивим.

Пришло ныне, наступило / время подвигов, поприще поста; / усердно все его начнем, / Господу как дары добродетели принося. (Триодь постная)

Великий пост это важнейший, самый древний, самый длительный и строгий из многодневных постов. Время поста это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2). Он установлен Церковью как особенное время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Наша духовная подготовка во время поста состоит из того, чтобы больше времени уделять молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься Св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой.

Постарайтесь поговеть и принять святые Тайны трижды (как минимум): на первой седмице Великого поста, на четвертой и на Страстной - в Великий Четверг.

Телесная подготовка поста состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную).

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Раньше на Руси на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой седмице Великого поста и на Страстной прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные учреждения.

Существенные изменения во время Великого поста происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Основные особенности богослужений:

- В течение всего Великого поста в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (если в эти дни не случается праздника).

- В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров - особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название – «Преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре. Связано это с тем, что Евхаристия наполнена высокой радостью о Христе Спасителе, это духовное торжество, Пир веры. Литургию, на которой совершалось освящение Даров, древние христиане называли Пасхою. Но эта высокая радость не согласуется с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Но поскольку постящимся все же необходимо укрепление Небесною пищею Тела и Крови Христовых, то совершается Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы мы могли приобщаться Святых Христовых Таин.

- По субботам и в день Благовещения совершается Литургия св. Иоанна Златоуста.

- В первые пять воскресений Великого поста служится Литургия св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.

- В субботу 2-й седмицы (26 марта), субботу 3-й седмицы (2 апреля), субботу 4-й седмицы (9 апреля) совершается поминовение усопших.

- Суббота 5-й седмицы Великого поста (16 апреля) по воспоминаемым событиям и богослужению выделяется из ряда других суббот. Она имеет название Субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Накануне, в пятницу, (15 апреля), на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году.

- За седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах.

Каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе - Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест; четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое - преподобной Марии Египетской.

В пятницу первой седмицы по окончании Литургии совершается молебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива (вареная пшеница на меду или рис с изюмом). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отуступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону.

Великим постом дважды прочитывается канон прп. Андрея Критского. Во время чтения канона верующие стоят с зажженными свечами в руках. Пламя свечи - это символ души: она также призвана тянуться к небу и светить окружающим. На первой седмице канон разделяется на 4 части и прочитывается с вечера понедельника -14 марта по четверг - 17 марта, а в четверг пятой седмицы на утрене единственный раз в году прочитывается весь Великий покаянный канон. Наряду с этим каноном на службе четверга пятой седмицы, которая имеет название «Мариино стояние», прочитывается и Житие преподобной Марии Египетской, чтобы показать всем грешникам, что милость Божия и сердечное покаяние могут возвести из бездн греха к вершинам святости.

В Великий пост читается удивительная молитва Ефрема Сирина. Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, отличаются от общего великопостного строя), а также в первые три дня Страстной седмицы. В этой молитве - несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном.

Каждому православному человеку за время Великого поста необходимо прочесть все четыре Евангелия.

Во дни Великого поста православные христиане особенно призываются Церковью к творению добрых дел, к усилению молитвы за тех, кто болен, находится в унынии, испытывает трудности. «Преломи хлеб свой, - наставляет нас прп. Ефрем Сирин, - и дай нищим. Ты даешь не свое; Бог для того дал тебе в избытке, чтобы и ты подавал другим. Достаточно с тебя насущного хлеба, как научен ты в молитве; поэтому не собирай себе соломы для огня и мучения. Смотри, Господь твой обещал тебе, что если подаешь нищим, то в сем еще веке воздаст Он тебе во сто, в шестьдесят и тридцать крат, а в будущем веке наградит вечною жизнию… Возлюбим пост, молитву и благотворительность к бедным и возлюбим взаимно друг друга».

***

Какие занятия приличны посту? - Молитва, исследование своей жизни и совести; размышления о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста: покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн.

Святитель Иннокентий Херсонский

***

Возобладай над чревом, пока оно не возобладало над тобой.

Прп. Иоанн Лествичник

***

СВЯТЫЕ ДНИ

Ты помнишь, отче, горестную сладость
Начальных дней Великого Поста…
Уходит время праха и разлада
И отступает злая суета.

И чувствуешь разительно и остро,
Как будто начиная жить всерьёз:
С души спадает грубая короста,
Омытая дождями вешних слёз.
Р. Славацкий


Поминовение усопших в Великий пост

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы:

26 марта, суббота 2-я Великого поста

2 апреля, суббота 3-я Великого поста

9 апреля, суббота 4-я Великого поста

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Помяни,

Поставь свечу - и этот

Огонек перенесется вмиг

В ту страну,

Где мать твоя с рассвета

Ожидает

Знак твой, этот блик...

Я не объясню такое чудо,

Только знаю:

Мать твоя глядит, -

Не летит ли огонек отсюда?

Что же он

Так долго не летит…

Г. Иванов

О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду,

в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем

и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле

и злачне, в месте прохлаждения.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Во Святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Что побуждает нас молиться за умерших? По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им помощь!

В Великую Субботу помня об умерших сродниках, необходимо подать записки «О упокоении». На Пасхальной Божественной литургии, на проскомидии из просфор будут вынуты частицы о упокоении близких и дорогих вашему сердцу усопших, а в конце Литургии опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Этим Вы доставите наибольшее благо для усопших и проявите свою любовь к ним. Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую вы можете оказать умершим сродникам своим! Помните, что поминовение усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и не гласное, по своему значению, силе и действенности считается самым высоким и значительным поминанием, которое может быть в Церкви.

***

По древнему обычаю, сегодня мы творим поминовение усопших отцов и братий наших. Это святой, освященный веками, обычай; он вполне согласен и с учением православной Церкви.

Но нужно ли поминать усопших вообще?

Смысл поминовения прост и ясен. Допустим, что брат, сын, отец - еще живы и живут во грехе. Можно за них молиться? Можно, потому, что Бог может по нашим молитвам оказать им милость. И потому, что до их души может дойти наша молитва и двинуть их к покаянию.

Но если они умерли, ушли от нас. Разве они мертвы и уже не слышат, не чувствуют наших молитв о них?

Умершие живы душой, слышат наши молитвы, чувствуют нашу любовь, какую мы являем им, к примеру, милостыней за них, и эти молитвы, эта любовь пробуждают в них погасшую любовь к добру, и они соединяются с нами в порыве к Богу, в молитве о поминовении их.

Итак, поминовения усопших нужны. Но как нужно поминать? В чем должно состоять поминовение?

По учению Церкви поминовение за Божественной литургией, молитвы и милостыня освобождают усопшего от уз греха и облегчают его участь.

1. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них Бескровную Жертву Богу.

Почему так важно поминать усопших за Литургией?

«Не напрасно установили апостолы - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы при совершении Страшных Тайн поминать усопших, они знали, что от этого им много пользы».

За Литургией частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.

С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней со всею Церковью! Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим.

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и не гласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит свт. Иоанн Златоуст.

Св. Кирилл Иерусалимский, говоря о пользе молитвы за усопших при возношении Бескровной Жертвы, пишет: «…мы за усопших, если они и грешники, Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Как важно это поминовение за Литургией, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления (официального почитания в лике святых) св. Феодосия Черниговского (1896 г.) иеромонах Алексий, известный старец, переоблачавший мощи, устал и, сидя у мощей, задремал. И вдруг видит он в тонком сне св. Феодосия, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд за меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, помяни моих родителей», — и дал их имена (иерей Никита и Мария). «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда ты сам стоишь пред Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил св. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

У свт. Григория Богослова находим несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию о упокоении души или благодарящих за нее. Один пленный, которого жена считала умершим и в определенные дни заказывала поминовение о нем за Литургией, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей. По некотором расследовании, выяснилось, что это были именно те дни, когда за него совершалась Литургия.

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

2. Молитва о усопших

Заботиться о спасении душ усопших, мо­литься за них Господу Богу есть свя­щенная обязанность каждого православного человека.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божьих, а более всех всемощной молитвой Матери Божией.

«Об усопшем больше молитесь. Ему более всего теперь нужна молитва. Молитва - пред Богом ходатаица и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя» (Святитель Феофан Затворник).

Итак, будем молиться за умерших не только в известное время года, но всегда, каждый день будем молиться о них. Своей молитвой мы доставим желаемое и ожидаемое благо умершим, доставим им лучшее положение, избавим их от страданий адских, доставим им отраду и утешение. Теперь умершие сами собой ничего не могут сделать, не могут перейти из одного состояния в другое, но мы, живые, движимые Христовой любовью, которая и к нам привлечет милосердие Божие, можем облегчить их участь и из безотрадной сделать отрадной.

Велико утешение тому, кто поможет ближнему усердными молитвами получить прощение грехов, уми­лостивить Бога, исторгнуться из бездн вечно­го бедствия и наследовать вечное блаженство.

За умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся. Господь, видя нашу любовь к умершим, без сомнения услышит молитвы наши о них и отрет всяку слезу от очию их (Откр 7,17), и дарует им живот вечный во царствии Своем.

Передадим здесь видение одного благо­честивого человека, который во времена святогорца Серафима подвизался на Афоне. Из этого видения мы еще более убедимся, как мо­литва Церкви избавляет души грешников от мучений.

Благочестивый тот человек, будучи еще в миру, однажды сильно захворал и два месяца лежал в постели. В один день, когда болезнь его особенно усилилась, ему было видение: к нему вошли два юноши, взяли его за руки и сказали: «Следуй за нами!» Больному показа­лось, что он без всякой болезни встал, огля­нулся на свою постель и увидел, что тело его осталось на ней. Тогда только он понял, что он оставил земную жизнь и должен явиться в иной мир. В юношах он узнал Ангелов и в со­провождении их долго шел по местам мрач­ным. Вдруг ему как будто издали послышал­ся стон и вопль людей. В страхе и трепете прошел он еще немного и увидел много печей, в которых бушевал огненный вихрь, и кружи­лось пламя. Из пламени раздавались страдальческие стоны грешников. Юноши нача­ли объяснять своему спутнику, за какой грех уготовано то или другое огненное место. На­конец, они показали ему различные мучения за народные бесчинные увеселения и сказа­ли: «Если ты не отстанешь от своих грехов и привычек прежней жизни, то здесь твое мес­то». Тот, видя свое огненное жилище на целую вечность, дрожал, как лист, и не мог выгово­рить слова. Вслед затем один из Ангелов вых­ватил из пламени человека, который был че­рен, как угол, весь обгорел и был окован с головы до ног. Страшно было смотреть на него! Оба Ангела сняли с несчастного оковы и с него слетела как будто мрачная шелуха: он сделался чист и светел, как Ангел; неописан­ное райское веселье сияло в его очах. Неизве­стно откуда, Ангелы взяли одеяние на подо­бие царской порфиры, блиставшее как свет, и одели ею страдальца. Спутник Ангелов недо­умевал, почему произошла такая перемена. «Что это значит? — смиренно спросил он у них. — Ради Господа объясните и скажите мне». Тогда один из Ангелов отвечал: «Эта душа была очень грешна и потому должна была по делам своим вечно гореть в пламени. Между тем, родители этого грешника по смер­ти его много подавали за него милостыни, много делали поминовений на Литургии и па­нихидах; и вот ради поминовения и молитв родительских, ради ходатайства Церкви Бог умилостивился: душа его избавлена от вечно­го мучения и теперь предстанет перед лицом своего Господа и будет радоваться со святы­ми Его вовеки». Тем видение и кончилось.

3. О раздаче милостыни за умершего

«Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня: благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - когда ты подаешь милостыню за усопшего сродника, помни, что это подаешь не ты, а через тебя - сам умерший, не успевший сделать это при жизни».

И действительно, благотворения и милостыни по умершим служат к облегчению участи умерших, как это подтверждает следующий пример.

Святая игумения Афанасия, пред отшествием из сей жизни, заповедала сестрам своего монастыря поставлять в память ее трапезу нищим до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завещание своей начальницы. Это нерадение вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух Ангелов некоторым из сестер обители, она говорила им: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу умершего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие они приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям».

«Многие из усопших, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - получили великую пользу от милостыни, раздаваемую за них другими».

Вот, что сам мертвец поведал блаж. Кир - Луке о значении милостыни для умерших.

Кир-Лука увидел, проходя через кладбище, мертвеца, сожженного как сгоревший черный уголь, который сказал ему: «В завещании моем было написано, чтобы родные роздали нищим деньги, оставленные мной, во спасение души моей, а они до сих пор не исполнили воли моей. Прошу тебя, скажи им, чтобы раздали деньги, иначе я навсегда останусь в том состоянии, в каком видишь меня теперь».

Неужели мы или наши почившие сродники, по своему греховному состоянию, намного отличаемся от этого сожженного мертвеца? Поэтому, подавайте милостыню за усопших: этим вы спасете их от проклятия и огня неугасающего, приобретете им прощение грехов, введете их в рай. И тем и сами спасетесь.

«Почти умершего милостынями и благотворениями, ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук», – говорит святой Иоанн Златоуст.

Видите ли, братия христиане, пользу и важность благотворения по умершим? И слово Божие, и свидетельства отеческих сказаний подтверждают, что милостыня и благотворения по умершим доставляют пользу не только умершим, но и их благотворителям.

В чем должна выражаться наша любовь к умершим?

Для умерших дороги теперь молитвы, для них дороги вещественные приношения, подаваемые по ним нуждающимся; для них беспредельно дорога бескровная жертва, совершаемая по ним. Вот, если мы исполним это, то покажем, что мы любим умерших и умеем благотворить им; вот только этого и ждут умершие, только в этом и нуждаются.

Царь греческий Феофил жил небрежно и не заботился о спасении души своей. Смерть похитила этого государя среди греховной его жизни. Супруга Феофилова ужаснулась о том, сколь тяжкая постигнет участь ее супруга в вечности. Усилились молитвы в церквах, по­давались милостыни, благотворение. И что же? Молитвы церкви дошли до Господа: Фео­фил был прощен к душевной радости огорченной его супруги и к утешению Церкви, име­ющей столь милосердного и всемогущего Господа, Который и мертвых возводит из бездны ада.

***

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

***

Сон священника

После службы всенощной во храме
Я один остался в алтаре.
Все ушли и в тишине звенящей
Воцарился вечер на дворе.

Вдруг я слышу в храме опустевшем
Звуки, словно там идёт игра
Выхожу и вижу, что в притворе
В мяч играет чья-то детвора.

Мальчик с девочкой, по старине одеты
В мяч играют, весело смеясь,
Бегают, меня не замечая,
Кутерьма такая поднялась.

Я спросил: «Вы чьи, откуда детки
И зачем пришли здесь баловать
Разве вы не знаете, что в мячик
Можно лишь на улице играть?»

Отвечают: «Родичи мы ваши
Не случайно мы сюда пришли
Мы не сами, а ещё с собою
Многих на свиданье привели».

Здесь открылись плавно двери храма,
И нежданно повалил народ
Видно из эпох разнообразных
Каждый гость в руках цветы несёт.

И одеты, кто в мундир, кто в свиту,
Кто в сюртук, кто в современный крой.
И по одиночке, и за ручку
Деточек они ведут с собой.

Скоро целый храм заполонили.
Я навстречу людям тем шагнул,
Что уже и в храм не умещались,
Даже на дворе был слышен гул.

И спросил я: «Люди, кто такие?
Для чего в час поздний в храм пришли»?
А, они едиными устами
Мне в ответ, вот что произнесли:

«Мы усопшие давно уж и недавно,
Отпустили ровно нас на час,
Чтобы повидаться всем нам с вами,
Ведь вы, отче, молитесь о нас.

Мы пришли благодарить вас, отче,
За усердие и искренность молитв.
Многим нашим помогли молитвы
От бесовских их спасли ловитв».

Так сказав, сложили у амвона
Принесенные с собой цветы,
А они так пахнут несказанно -
Неземной, небесной красоты.

Поклонившись, выстроились чинно,
На меня взглянув последний раз,
И сказали: «И мы тоже, отче,
Кому можно - молимся о вас».

То сказав, как будто растворились,
Лишь остался несказанный свет.
В храме пусто тишиной звенящем,
Будто их там не было, и нет.

Я пошел к Престолу, поклонился,
К полу прикоснувшись головой,
Долго-долго я в слезах молился
Господу о милости такой…

Рассказал вам сон сей необычный
Ничего, христиане, не тая.
И скажу, конечно, не для славы
Тем священником являюсь я.

В свой синодик я пишу с молитвой
Всех усопших (в этом не ленив)
Кто попал ко мне на поминанье
Остается там, пока я жив.

Я молю вас, братие – христиане,
Вы за них молитесь – их любя,
Ведь уйдя от нас, они не могут
Никогда молиться за себя.

Как водички ждут молитвы наши -
Им они, как пенье птиц в саду,
И становится намного легче,
Даже тем, кто мучится в аду!
Священник А. Матвеев

Об исповеди в Великий пост

Великий пост - время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди.

Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.

Покаяние необходимо всякому христианину. Покаяние - это обращение нашего ума к Богу. Когда мы приходим на исповедь, недостаточно только перечислить грехи - те, которые приведены в вечерних молитвах. Читая эти молитвы, мы сознаем, что во всех названных там грехах мы в той или иной степени виновны. Но исповедь должна заключаться не в том, чтобы мы перечислили свои грехи и на этом успокоились. Во время исповеди нужно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед правдой Божией, перед судом любви Бога милосердного.

Готовясь к исповеди, полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5, 3 – 7, 27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь - даже не идеала, а нормы, ибо слова Христовы - это норма христианской жизни.

Затем следует вспомнить Молитву Господню - прошение за прошением. Святится ли в нас Имя Бога, или наоборот, делами своими мы непрестанно оскорбляем Его? Ожидаем ли мы Царствия Божия? Готовы ли подчинить свою волю Божией воле, или своя нам дороже? Принимаем ли мы «хлеб насущный», Хлеб жизни - Тело и Кровь Спасителя? Оставляем ли мы долги должникам нашим? Так, ставя себя перед лицом правды Божией, будем готовиться к исповеди.

Настоящая исповедь должна переворачивать всю нашу душу. Исповедь никогда не должна превращаться в формальность. Исповедь - это таинство само по себе, таинство нашего воссоединения с Богом, от Которого мы из-за грехов наших отпали.

Но как в немногих словах сказать то самое важное, что отделяет нас от Бога? Очень часто приходящие на исповедь думают, что чем больше они скажут, тем лучше. В таком случае исповедь превращается в многословный рассказ человека о своих деяниях - с подробностями, которые иногда вовсе не относятся к делу. Не следует забывать о том, что многие люди одним только словом стяжали Царство Небесное. Мытарь, который молился, ударяя себя в грудь, произносил одну только фразу: «Боже, милостив буди мне грешному». И разбойник благоразумный на кресте сказал Господу всего несколько слов: «Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем». И оба были оправданы Господом. Как видим, им не понадобилось много слов. Вообще многословие излишне как на исповеди, так и на молитве, потому что Господь заранее знает все, что мы можем сказать Ему. И Он не столько слушает наши слова, сколько вслушивается в движения нашего сердца и ума. Дело в конце концов не в словах, а в том, чтобы мы пришли к Богу с сокрушенным сердцем и чтобы исповедь духовно переродила нас.

Часто на исповеди говорят не о своих грехах, а о грехах других людей: зятя, свекрови, тещи, дочери, сына, родителей, сослуживцев, соседей. Иногда священнику приходится выслушивать истории со многими действующими лицами, с рассказами о грехах и недостатках родственников и знакомых. Все это к исповеди не имеет никакого отношения, потому что за свои грехи наши родственники и знакомые будут отвечать сами, за наши же грехи придется отвечать нам. И если у кого-то из нас не складываются отношения с родственниками, сослуживцами, соседями, то надо, готовясь к исповеди, задать себе вопрос: в чем моя вина; чем я согрешил; что я мог сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему, но не сделал? Всегда нужно прежде всего искать свою вину, а не винить ближних.

Некоторые воспринимают исповедь как возможность пообщаться со священником, задать ему вопросы и получить на них ответы. Каждый священник подходит к исповеди по-своему: один считает своим долгом всякий раз дать полезный совет исповедующемуся, другой предпочитает слушать исповедь молча и лишь в особых случаях нарушает молчание. Важно помнить, что исповедь - это не собеседование со священником, а предстояние перед Богом. Самое главное, что может произойти в исповеди, это наша встреча с Богом. А за советом можно обратиться к священнику и вне рамок исповеди.

Иногда люди приходят на исповедь, чтобы пожаловаться на жизнь. Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник - это не врач-психотерапевт, а храм - не то место, куда нужно приходить с жалобой. Конечно, священник в каких-то случаях должен выслушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии.

Иногда человек приходит на исповедь, чтобы поспорить с Богом, заявить о том, что Бог недостаточно чуток к нему, мало заботится о нем, что Бог ему чего-то недодал. Некоторые на исповеди жалуются на отсутствие ощутимого благодатного присутствия Божия в их жизни. Наверное, стоит, готовясь к исповеди, подумать о том, что не Бог оставляет нас, но мы оставляем Его. Если в нашей жизни присутствия Божия слишком мало, в этом виноват не Бог: виноваты мы сами, потому что не сделали все возможное, чтобы приготовить дом своей души к вселению в него Бога.

На исповеди нужно говорить о главном - о том, что отделяет нас от Бога.

Условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди.

Каждая исповедь - это событие исключительно важное для нашей духовной жизни, потому что на исповеди Бог дает нам возможность еще до Страшного суда несколько минут побыть на Страшном суде и осудить самих себя до того, как мы будем осуждены кем-то другим: людьми ли, которых мы обидели, Богом ли, Которого оскорбили своими грехами. Страшный суд станет тем моментом, когда внезапно откроется все, что мы сейчас в себе не видим, когда вся грязь, которую мы в себе накопили, вдруг обнаружится. Более того, Страшный суд станет моментом, когда приносить покаяние будет уже слишком поздно, потому что покаяние имеет смысл только тогда, когда мы свою жизнь можем исправить, когда совершённое зло можем загладить добром. И в Таинстве Исповеди дается нам возможность пережить - пусть хотя бы на краткий миг - опыт предстояния на суде Божием, когда мы остаемся один на один с Богом. Священник же в данном случае - только свидетель, ходатай за нас перед Богом.

Чтобы знать, о чем нужно говорить на исповеди, очень важно от одной исповеди до другой следить за собой. Каждое утро, просыпаясь, мы должны подумать, что готовит нам предстоящий день, и помолиться о том, чтобы провести этот день достойно. В течение всего дня надо стараться представлять себя перед судом Божиим, сверять свою жизнь с Евангелием, в частности, с Нагорной проповедью и другими словами Христа, со всем тем, что мы слышим в храме всякий раз, когда приходим туда. Каждый вечер мы должны окинуть духовным взором прошедший день и вспомнить, какие из наших поступков были достойны Бога, а какие - нет. И за все хорошее, что мы сделали, надо поблагодарить Бога, сознавая, что без Его помощи ни одно доброе дело не делается: если нам удалось совершить что-то хорошее, то в этом заслуга не наша, а Божья, ибо «от Господа стопы человека исправляются». А за все плохое, что мы совершили, укорим себя и принесем покаяние.

Такого рода исповедь один на один с Богом мы должны приносить Ему каждый день. Это то самое «исповедание грехов повседневное», которым завершаются вечерние молитвы, содержащиеся в Молитвослове. Может быть, лучше приносить покаяние своими словами, а не просто перечислять написанные в Молитвослове грехи. Встать перед Богом и сказать честно, серьезно, ответственно: «Господи, сегодня я сумел сделать то-то и то-то, а вот того-то и того-то не сделал. За доброе благодарю Тебя, а в дурном каюсь и прошу прощения».

Если человек будет ежедневно каяться подобным образом, у него не будет возникать вопрос, что сказать на исповеди. Бывает ведь, что и так говорят: «Батюшка, не знаю, что и сказать, живу, как все, особых грехов у меня нет, никого не убивала. Грехи, конечно, есть - кто же в наше время без греха? - но они повседневные, в основном всякие мелочи». Если человек говорит так, значит, он духовно слеп. Такому человеку надо молиться словами преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения». На самом деле в духовной жизни нет мелочей: всякий грех отделяет нас от Бога, даже, казалось бы, самый незначительный.

На эту тему есть хороший рассказ в «Древнем Патерике». Некоего старца посетили монахи: у одного из них был один тяжкий грех, а у других было много мелких грехов. Старец сказал тому человеку, у которого был один тяжкий грех: «Пойди на берег реки, найди там большой камень и принеси его сюда». Тот нашел большой камень и с большим трудом принес его к старцу. Потом старец сказал ему: «Теперь пойди и положи этот камень на то самое место, где он лежал». Конечно, монаху не составило особого труда найти то место, где лежал большой камень. А тем, у кого были мелкие грехи и кто считал, что они живут, как все, потому что ничего особенного не сделали, никого не убили, старец сказал: «Пойдите, наберите мелких камешков на берегу». Когда же они принесли камешки, он сказал: «Теперь пойдите и положите каждый камешек на то место, где он лежал». И монахи, естественно, не могли вспомнить, где лежали камешки. Так случается, что человеку, совершившему один великий грех, проще навести порядок в своем внутреннем хозяйстве, чем тому, кто совершает множество «мелких» грехов.

По сути, вся наша греховная тьма как раз и состоит из таких мелких грехов, которыми наполнена наша жизнь, - из мелкой лжи, мелкого воровства, мелкого лукавства, мелкой злобы. Иногда мы думаем, что это даже и не грехи, а лишь «отдельные недостатки». Но исповедь - это не тот момент, когда мы должны оглядываться на других и сравнивать себя с ними: лучше ли мы их, хуже ли, или как все. Фарисей оглядывался на других и думал, что он лучше многих. А мытарь не оглядывался ни на кого - он лишь всматривался в глубины своей души и сокрушался перед Богом. Может быть, в чем-то мы и лучше других, но не об этом должна идти речь на исповеди. Мы должны говорить о том, в чем мы согрешили против правды и любви Божией, потому что именно об этом мы будем спрошены на Страшном суде.

Итак, Великий пост - это время, когда у нас есть возможность пересмотреть и изменить свою жизнь, когда мы можем примириться с Богом и ближними. И примирение это наступает благодаря не словесному лишь исповеданию нашей греховности, а тем делам, которые мы противопоставим прежним грехам. Не случайно в песнопениях Великого поста говорится: Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий соуз неправды... всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы... Именно в этом заключается истинное покаяние. Ибо если мы на исповеди каемся в том, что не подаем милостыню, а потом, выйдя из храма, проходим мимо нищего, то в чем был смысл исповеди? И если мы исповедуемся в том, что ссоримся с близкими родственниками, а, вернувшись домой после Литургии, опять с ними ссоримся, то ради чего мы исповедовались?

На исповедь мы должны приходить с желанием и решимостью избавиться от грехов. Конечно, будучи реалистами, мы понимаем, что невозможно сразу избавиться от всех грехов, что иногда требуются годы, чтобы перебороть даже незначительную греховную наклонность. Но от этого у нас не должны опускаться руки. Каждая исповедь - это новый шанс, новая возможность пересмотреть свою жизнь и начать ее заново.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что вся разница между великим святым и великим грешником заключается в решимости. Святой - это грешник, который решился на то, чтобы исправить свою жизнь, и пошел по этому пути.

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, - говорит Господь (Мф. 5, 48). И мы должны каяться в своем несовершенстве, в том, что жизнь наша так далека от евангельского идеала. Именно для такого покаяния и дан нам Великий пост.

Митрополит Иларион (Алфеев)

***

В помощь кающимся

Святитель Игнатий Брянчанинов

Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды - всуе.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением воли Его и св. 3аповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы - согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякий святыни прикасатися.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением всех людей - живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, любленном удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху - детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним бездолжного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

Конец и Богу слава.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо в тех грехах каяться, которые были забыты, но вспомнились теперь.

«Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, – этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас» (Святитель Феофан Затворник).

От кающегося требуется:

Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление - новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь.

***

Научи меня, Господи, плакать,
Чтобы плач не вменялся в грех.
Мои слезы – февральская слякоть,
Моя совесть – попранный снег.

Просветят ли мою теплохладность
Благодати Твоей лучи?
Научи меня, Господи, плакать.
Покаянию научи.
Д. Кучинскайте

Причащение в Великий пост

Причащение - это такой дар, который соединяет нас с Богом.

Преподобный авва Исаия

Постарайтесь в Великий пост поговеть и принять Святые Тайны трижды (как минимум): на первой седмице Великого поста, на четвертой и на Страстной - в Великий Четверг.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную».

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53–56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к Таинству Причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом Таинстве соединяемся с Самим Христом. Таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Чудо Святого Причащения

Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в Святые Дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Святые дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», – говорится в молитвах ко Святому Причащению.

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения Евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на Святые Дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного) видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился «как бы некая чудная пелена» и вошел внутрь святого потира. Таким образом, угодник Божий причастился этого огня «неопально, как древле купина неопально горевшая…».

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им Литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь.

Да, Таинство Причащения – Евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22, 20), принеся за нас жертву на Кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6, 56).

Как готовиться к Причастию

Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – Святые Дары.

Готовясь к Причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к Причастию читают три канона:

1. Покаянный ко Господу Иисусу Христу;

2. Молебный ко Пресвятой Богородице;

3. Канон Ангелу Хранителю.

Также читается Последование ко Святому Причащению, в которое входят канон к Причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне Причащения, а молитвы к Причастию – в день Причащения утром, перед Литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне Причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Как подходить в Святой Чаше

Перед началом Причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются и диакон выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).

Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.

К Чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к Чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во Святом Крещении, и широко открыть уста. После Причастия следует поцеловать нижний край Святой Чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.

Отойдя от Чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту.

После Причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

О Причащении детей и болящих

Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются Святого Причащения «в освящение душ их и в принятие благодати Господни». Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне Причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.

В храм с младенцами следует приходить не к самому Причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к Причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на Литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей Литургии.

Часто можно наблюдать, как уже довольно большие младенцы очень беспокойно ведут себя у Чаши, плачут, кричат, вырываются. Как правило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Родителям нужно настроить, успокоить ребенка заранее, можно показать ему как спокойно причащаются другие дети. И, конечно, почаще причащать чадо.

Подходя к Святой Чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул Чашу, или не схватил лжицу (ложку).

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к Святым Тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая Церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной Чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у Чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

Причащение немощных и болящих на дому

Бывают случаи, когда люди по болезни, немощи и старости не могут сами прийти в храм, исповедаться и причаститься. Тогда для их Причащения на дом приглашается священник. Таинство Причащения на дому также совершается над умирающими православными христианами.

Святые Таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последней минуты. Если человек находится в тяжелой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника.

Причащение на дому совершается запасными Святыми Дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Причащение на дому совершается по чину «Егда вскоре больному дати причастие». Это небольшое последование, во время совершения которого священник читают молитвы об исцелении болящего и прощении его грехов.

О том, как подготовить того или иного больного к Причастию, необходимо посоветоваться со священником. Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь находящихся при смерти).

Чтобы пригласить священника к больному на дом, нужно заранее прийти в храм и лично изложить священнику свою просьбу. Договориться с батюшкой о времени и дне посещения, а также оставить свой адрес и телефон.

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по Святом Причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Мы причащаемся Святых Христовых Таин во исцеление души и тела, и во время болезни, немощи Причастие особенно необходимо православным христианам. Можно привести немало примеров, когда после Исповеди, Соборования и Причащения тяжело больные люди, которых родственники уже считали умирающими, восставали с одра болезни.

Иеромонах Иов (Гумеров)

www.pravoslavie.ru

***

Перед Причастием

Пред дверьми храма Твоего
Твоей обителью святою
Стыдясь позора своего
Стою смущенною душою.

Картины страшные грехов,
Встают в моем воображенье...
Я не могу... я не готов,
Я не достоин исцеленья!

Смотрю вокруг, в слезах народ
Стоит коленопреклоненный,
Крестясь, безмолвно слезы льет,
И молится душей смиренной.

Не для меня сей брачный пир,
Я не зван к Царскому чертогу,
Меня зовет шумящий мир,
Молился я иному Богу.

Страстям покорно я служил
Благие подавив стремленья,
И шумом мира заглушил,
Упреки совести мученья.

Да, я уйду!.. Зачем стоять?
В борьбе и страха и сомненья,
Святыню дерзко оскорблять,
И суд навлечь за дерзновенья.

Раскаяться и вновь грешить,
И вновь молиться о прощенье,
В грехе, в страстях,
В самозабвенье?!

Уйду!.. К кому ж тогда пристать,
И кто поймет мое страданье?
Кто может павшего поднять,
Благие укрепить желанья?

Кто скорби сердца облегчит?
Кто ум мой к истине направит?
Во благе волю укрепит,
И душу от страстей избавит?

Кто радость даст душе моей?
Кто даст ей мир невозмутимый?
Кто от соблазнов жизни сей,
Рукою охранит незримой?

Нет, я останусь!.. Только здесь
Найду себе успокоенье!
Да, только в Чаше Жизни есть
Для ран душевных исцеленье!

Ты - Жизнь, Ты - Истина, Ты - Путь,
Христос! К Тебе мы приступаем
Устами смертными прильнуть,
К Бессмертной Чаше мы дерзаем.

Мы не достойны благ Твоих:
Преступны, лживы наши нравы,
Но пощади рабов Своих,
Не погуби нас, Боже правый!

Не вспомни пред Судом Твоим
Грехи безумные деянья!
Не попали огнем Своим
Ничтожных душ существованье.

Взвилась завеса... больше слез!
Смиренья больше, люди - братья!
Отверсты двери… вот Христос!
Зовет нас всех в Свои объятья!

А. Ключарев

***

Во время Святой Четыредесятницы и в первые дни Страстной седмицы в храмах совершается Таинство Елеосвящения (соборование)

Таинство Елеосвящения (соборование) – Таинство, в котором через семикратное помазание святым елеем больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом (Мк. 6, 13). Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы Таинства Елеосвящения.

Таинство Соборования может совершаться в храме, если больной в состоянии передвигаться, а также дома или в больнице. Если ваш близкий тяжело заболел, то вы обязательно должны пригласить к нему священника. Елеосвящение может быть совершено в любое время церковного года, а также в любой час дня и ночи, если этого требует состояние больного. По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается Елеосвящение, должен находиться в сознании. Приступая к этому Таинству, священники сначала производят освящение елея (масла, смешанного с вином), а затем семь раз крестообразно помазывают им больного. При помазании читается особая молитва, а сам больной, или его близкие, если сам он уже не в состоянии этого сделать, взывают к Создателю всяческих, к Врачу душ и телес: «Услышь меня, Боже, услышь меня, Владыко, услышь меня, Святый!» Всякий, над кем это Таинство совершалось, или кто хоть раз участвовал в нем молитвенно ради ближних своих, не может вспоминать об этом без умиления.

Мы знаем, что Господь посылает в этом Таинстве исцеление телесное, и тому множество примеров. Но не менее важно, что болящему прощаются грехи, в том числе и неосознанные им или забытые при исповеди.

Совершение над болящим Таинства Елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. И после Соборования о болящем необходимо иметь заботу – приглашать врачей, давать лекарства, принимать другие меры к облегчению его страданий и выздоровлению. Премудрый сын Сирахов поучает: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 9–12).

После соборования больному следует в ближайшее же время причаститься Святых Христовых Таин.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Стихира, глас 6

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». У него есть очень точное народное название – «праздников Праздник». Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

«Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».

В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. ...

Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? ...Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших» (из слова св. Иоанна Златоуста).

***

После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их Тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней.

***

Радоница – день особого поминовения усопших

Поминовение усопших во вторник после Фоминой Недели совершается Православной Церковью с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества Воскресения Христова, разделить великую радость Пасхи с умершими. От великой духовной радости, с которою Церковь приветствует отшедших от мира и принявших радостную весть от Самого Господа, происходит и название «радуница» или «радоница».

Человеку, отошедшему в мир иной, не нужны ни деньги, ни застолья, ни цветы и венки на могиле. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за умерших близких — наш святой долг. Молитва служит весточкой нашего любящего сердца. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Чтобы на Радоницу, во вторник, за Литургией помянули имена ваших умерших близких необходимо накануне вечером (в понедельник) или утром во вторник прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших. После Литургии можно заказать панихиду. Чтобы молитва за усопшего была действеннее, весьма желательно, чтобы мы сами в этот день причастились Тела и Крови Христовой.

Весьма полезно на Радоницу и в другие памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молитв об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы-кануны, на которые кладут жертвуемую снедь.

Самый простой, но весьма действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

На Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Накануне нашей молитвенной встречи с усопшими родными почтим их память еще и тем, что приведем места последнего упокоения их в надлежащий порядок. Чтобы кладбища стали действительно местом святым, где хотелось бы молиться о душах всех почивших о Господе.

К сожалению, в наше время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Но это не правильно. Святая Пасха — это праздников праздник и торжество из торжеств, праздник победы над смертью, над всякой скорбью и печалью, и верующие должны все мысли сосредоточить исключительно и безраздельно на радости Воскресения своего Спасителя.

***

Православная Христова Церковь на земле с самого ее начала и до конца молилась и будет молиться о своих членах, за гробом находящихся. Молитва — это наша главная и неоценимая помощь усопшим. Вот несколько примеров, из которых видно, какую незаменимую пользу получают умершие, когда о них молятся.

К владыке Феофану (бывш. епископу Полтавскому) явился некий юноша, уже умерший. Владыка знал его лично. И этот юноша-покойник просил его святых молитв. Он объяснил, что сейчас проходит страшные места мытарств и очень боится за себя, как бы не был задержан на каком-нибудь из них. А ведь их много, двадцать одно мытарство...

Владыка молился об упокоении его души и о беспрепятственном прохождении всех мытарств.

И после этого юноша тот явился во второй раз, благодарил святителя за его святые молитвы и попросил совершить благодарственный молебен. Владыка был удивлен и ответил ему: «Да ты же — умерший. За тебя надо служить панихиды, а никак не молебен». На это умерший ответил: «Мне так сказано, там резрешили... Там ведь мы все живы и мертвых среди нас нет!» При этом умерший рассказал, каким порядком совершается переход от земной, временной жизни к жизни бесконечной, вечной.

О послушнике, жившем в беспечности

Один из богоносных отцов, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - имел ученика, жившего в беспечности. Когда сей ученик в таком нравственном состоянии застигнут был смертью, то человеколюбивый Господь после молитв, принесенных старцем со слезами, показал ему ученика его, объятого пламенем до шеи. Когда же старец его много подвизался и молился о прощении грехов усопшего, то Бог показал ему юношу, стоящего в огне по пояс. Потом, когда благостный муж приложил к трудам своим новые труды, то Бог в видении явил ученика старцу совершенно избавленным от мучений («Слово о почивших в вере» - Хр. чтение, 1827).

Благодарность отца

В одном селе скоропостижно умер дьячок - старик. У него был сын - чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти целый год. Зная, что в Литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем, Тебе благословим...», печальный сын, находясь в это само время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне отца своего, который три раза поклонился ему до земли и, при последнем поклоне, сказал: «Благодарю тебя, сын мой» («Странник», 1864, Декабрь).

***

Если молитвенное поминовение усопших приносит отшедшим душам отраду и спасение, то еще более приносит пользы та молитва, которая сопровождается делами милосердия.

Вот несколько примеров, свидетельствующих о благотворности милостыни в память усопших.

О монахе, нарушившем обет нестяжания

В прологе повествуется, что у блаженного Кир Луки был родной брат, который и по вступлении в монашеский чин мало заботился о душе своей. В состоянии такой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя, что брат его не приготовился, как должно к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после сего видения послал осмотреть келью его. Посланные нашли там деньги и вещи, из чего старец заключил, что душа его брата страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденное старец раздал нищим за упокой души его. После сего, во время молитвы, старцу открылось в видении судилище, на котором Ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата. Старец слышит вопль злых духов: «Душа наша, она творила дела наши!» Но Ангелы говорят им, что она избавлена от их власти милостынею, розданною за нее. На это духи злобы возразили: «Разве усопший роздал милостыню? Не этот ли старец?» указывая на блаженного Луку. Подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца, разорялись, и старец, успокоенный видением, перестал скорбеть об участи брата (Пролог).

Молитва, милостыня, приношение Бескровной Жертвы есть средства, изменяющие загробное состояние наших отцов, братии и вообще всех близких нашему сердцу.

***

Поминовение ходатайствует почившему прощение грехов, упокоение со святыми и превожделенное лицезрение Бога.

Св. Димитрий Ростовский


Рубрики: Великий пост 
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS