Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Всенощное бдение

Жертва вечерняя. Утреня

01.11.14
Смысл и структура Всенощного бдения

Утреня

Богослужения Вечерни и Утрени определяют собой день. В первой книге Библии "Бытие" мы читаем: "и был вечер, и было утро: день один (Быт. 1,5). Поэтому в древности первая часть Всенощной – Вечерня – кончалась глубокой ночью, а вторую часть Всенощного Бдения - Утреню, предписано было церковным уставом совершать в такие часы, чтобы ее последняя часть совпадала с рассветом. В современной же практике утреня чаще всего передвигается на более поздний час утра (если совершается отдельно от вечерни) или же назад, на канун данного дня.

Шестопсалмие

Утреня, совершаемая в контексте Всенощной, сразу начинается чтением "Шестопсалмия", то есть шестью избранными псалмами, а именно 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемыми в этом порядке и соединенными в одно литургическое целое. Чтение Шестопсалмия предваряется двумя библейскими текстами: Вифлеемским ангельским славословием

"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение", которое читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма:

"Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

Первый из этих текстов – ангельское славословие, кратко, но ярко отмечает три основных и связанных между собой устремления жизни христианина: ввысь к Богу, выражаемое в словах "Слава в вышних Богу", вширь к ближним в словах"и на земле мир" и вглубь своего сердца – устремление, выраженное в словах славословия"в человецех благоволение". Все эти устремления ввысь-вширь-вглубь создают, в общем, символ креста, являющийся, таким образом, символом идеала христианской жизни, дающим мир с Богом, мир с людьми и мир в душе.

По уставу, во время чтения Шестопсалмия, свечи в храме погашаются. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Христос, прославленный ангельским пением:"Слава в вышних Богу". Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.

Шестопсалмие содержит целую гамму переживаний, освещающую новозаветную христианскую жизнь – не только ее общее радостное настроение, но и скорбный путь к этой радости.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых "утренних" молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

В "утренних" молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру и нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Великая ектения

После окончания Шестопсалмия и утренних молитв, вновь произносится, как и в начале Всенощной, на вечерне, Великая ектенья. Ее смысл в данном месте в начале Утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.

Воскресный тропарь

После Мирной, или как она еще именуется "Великой" ектеньи звучит пение из 117-го псалма четыре раза:

"Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне".

Церковный устав назначил пение этих слов именно в этом месте Утрени для того, чтобы направить нашу мысль к воспоминанию о выходе Христа на общественное служение. Стих этот как бы продолжает прославление Спасителя, начатое еще в начале Утрени при чтении Шестопсалмия. Слова эти служили также приветствием Иисусу Христу при Его последнем входе в Иерусалим на крестные страдания. Возглас

"Бог Господь, и явися нам…" и затем чтение трех специальных стихов возглашаются диаконом или священником перед главной, или местной иконой Спасителя на иконостасе. Хор затем повторяет первый стих "Бог Господь, и явися нам…".

Пение и чтение стихов должно сообщить радостное, торжественное настроение. Поэтому вновь зажигаются свечи, которые были погашены во время чтения покаянного Шестопсалмия.

Непосредственно после стихов "Бог Господь" поется воскресный тропарь, в котором прославляется праздник и как бы объясняется сущность слов "Бог Господь, и явися нам". Воскресный тропарь повествует о страданиях Христа и Его воскресении из мертвых – события, которые будут подробно освещены в дальнейших частях богослужения Утрени.

Кафизмы

После Мирной ектеньи, стихов "Бог Господь" и тропарей, на воскресной Всенощной читаются 2-я и 3-я кафизмы. Как мы уже говорили, греческое слово "кафизма" означает "сидение", так как по церковному уставу во время чтения кафизм молящимся разрешается сидеть.

Вся Псалтирь, состоящая из 150-ти псалмов, разделяется на 20 кафизм, т. е. групп или глав псалмов. Каждая кафизма, в свою очередь, разделяется на три "славы", потому что каждый раздел кафизмы оканчивается словами чтеца:

"Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".После каждой "славы" хор поет:

"И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже. (трижды )

Господи, помилуй (трижды )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

Вслед за этим чтец продолжает чтение кафизмы, начиная очередную «славу» словами:

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кафизмы являются выражением покаянного, созерцательного духа. Они призывают к размышлению о грехах и приняты Православной Церковью в состав ее богослужений для того, чтобы слушающие вникали в свою собственную жизнь, в свои поступки и усугубили свое покаяние перед Богом.

2-я и 3-я кафизмы, читающиеся на воскресной Утрене, носят пророческий характер. В них описывается страдание Христа: поругание Его, прободение Его рук и ног, раздел Его одежды с метанием жребия, Его смерть и воскресение из мертвых.

Кафизмы на воскресной Всенощной подводят молящихся к центральной и самой торжественной части богослужения – к "Полиелею".

Полиелей

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа
Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа
Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа

Этими и последующими словами, извлеченными из 134-го и 135-го псалмов начинается самый торжественный момент воскресной всенощной – "Полиелей", – посвященный воспоминанию Воскресения Христова.

Слово "Полиелей" происходит от двух греческих слов, которые переводятся, как "многомилостивое пение": Полиелей заключается в пении "Хвалите имя Господне" с возвращающимся в конце каждого стиха псалмов припевом "яко в век милость Его", где Господь прославляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

На Полиелее открываются царские врата, освещается весь храм и священнослужители появляются из алтаря, совершая каждение всего храма. В этих священнодействиях молящиеся реально видят, например, в открытии царских врат, как Христос восстал из гроба и вновь появился среди Своих учеников – событие изображенное в исхождении духовенства из алтаря на середину храма. В это время продолжается пение псалма "Хвалите имя Господне", с припевом ангельского возгласа "Аллилуйя" (Хвалите Господа) как бы от имени ангелов, призывающих молящихся славить воскресшего Господа.

"Многомилостивое пение" – Полиелей, особенно характерен для всенощной под воскресение и большие праздники, так как здесь особенно сказались милость Божия и особенно уместно хвалить Его имя и благодарить за эту милость.

К псалмам 134-му и 135-му, составляющим содержание Полиелея в подготовительные к Великому Посту недели, прибавляется еще и краткий 136-й псалом:

"На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреди его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень"

Этот псалом повествует о страданиях евреев в Вавилонском плену и передает их скорбь о потерянном отечестве. Этот псалом поется за несколько недель до начала Великого Поста для того, чтобы "Новый Израиль" – христиане, во время Святой Четыредесятницы, через покаяние и воздержание стремились бы к своему духовному отечеству, Царству Небесному, также, как евреи стремились освободиться из Вавилонского пленения и вернуться на свою Родину – Землю Обетованную.

Величание

В дни Господних и Богородичных праздников, а также в дни, когда отмечается память особо чтимого святого, за Полиелеем следует пение "Величания" – краткого стиха, восхваляющего праздник или святого данного дня. Например, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы поется величание:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево,и чтим покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.»

Величание сначала поют священнослужители на середине храма перед иконой праздника. Затем во время каждения всего храма хор повторяет этот текст многократно.

Воскресные непорочные

Благословен еси, Господи,/ научи мя оправданием Твоим
Ангельский собор удивися, / зря Тебе в мертвых вменившася,/ смертную же, Спасе, крепость разоривша,/ и с Собою Адама воздвигша,/ и от ада вся свобождша
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим
Почто мира с милостивными слезами,/ о ученицы, растворяете?/ Блистаяйся во гробе ангел/ мироносицам вещаше: / видите вы гроб и уразумейте,/ Спас бо воскресе от гроба
Благословен еси, Господи,/ научи мя оправданием Твоим
Зело рано мироносицы течаху/ ко гробу Твоему рыдающа,/ но предста к ним ангел, и рече:/ рыдания время преста, не плачите,/ воскресение же апостолом рцыте
Благословен еси, Господи,/ научи мя оправданием Твоим
Мироносицы жены, с миры пришедша/ ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху,/ ангел же к ним рече, глаголя:/ что с мертвыми Живаго помышляете?/ Яко Бог бо воскресе от гроба
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
Поклонимся Отцу,/ и Его Сынови, и Святому Духу,/ Святей Троице во едином существе, / с серафимы зовуще: / свят, свят, свят еси, Господи
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Жизнодавца рождши,/ греха, Дево, Адама избавила есй,/ радость же Еве в печали место подала еси; / падшия же, от жизни к сей направи,/ из Тебе воплотивыйся Бог и человек
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже
(Трижды.)

Первые, узнавшие о воскресении Христовом, и первые, возвестившие о нем людям, были ангелы, поэтому Полиелей, как бы от их имени, начинается песнопением "Хвалите имя Господне".

После ангелов о воскресении узнали жены мироносицы, пришедшие ко гробу Христа по древнему еврейскому обычаю чтобы помазать тело Христово благовонными маслами. Поэтому вслед за пением ангельского "Хвалите" поются воскресные тропари, повествующие о посещении женами мироносицами гроба, явлении им ангела с вестью о воскресении Спасителя и повелении сказать об этом Его апостолам. Перед каждым тропарем поется припев: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". И, наконец, последние из последователей Иисуса Христа, узнавшие о Его воскресении из мертвых, были апостолы. Этот момент евангельской истории отмечается в кульминационной части всей Всенощной – в чтении воскресного Евангелия.

До чтения Евангелия положено несколько подготовительных возгласов и молений. Так, после воскресных тропарей и краткой, "малой" ектеньи, являющейся сокращением "великой" ектеньи, поются особые песнопения – "степенны". Эти древние песнопения состоят из стихов 15-ти псалмов. Псалмы эти называются "песни степеней", так как в ветхозаветном периоде истории еврейского народа эти псалмы пелись двумя друг против друга стоящими хорами на "ступенях" Иерусалимского храма. Чаще всего поется 1-я часть степенных 4-го гласа

От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой
Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством, священнотайне.

Молитвенное приготовление к чтению Евангелия

Кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия о Воскресении Христа из мертвых. По церковному уставу до чтения Евангелия положено несколько приготовительных молений. Сравнительно продолжительная подготовка молящихся к чтению Евангелия объясняется тем, что Евангелие является, так сказать, книгой "за семью печатями" и "камнем преткновения" для тех, кого Церковь не научит ее понимать и внимать ей. Кроме того, Святые Отцы учат, что для того, чтобы извлечь максимальную духовную пользу из чтения Священного Писания необходимо христианину прежде помолиться. В данном случае этому и служит молитвенное введение в чтение Евангелия на Всенощной.

Молитвенное приготовление к евангельскому чтению состоит из следующих литургических элементов: сначала диакон говорит "вонмем" (будем внимательны) и "премудрость". Затем следует "прокимен" того Евангелия, которое будет читаться. Прокимен, как мы уже говорили, является кратким изречением из Священного Писания (обычно из какого-либо псалма), которое читается вместе с другим стихом, дополняющим мысль прокимна. Прокимен и прокимный стих возглашаются диаконом, и прокимен повторяется хором трижды. Славословием священника:

"Яко свят еси Боже наш…" и пением:

"Всякое дыхание да хвалит Господа…"

заканчивается Полиелей – торжественное хвалебное введение к слушанию Евангелия. Это славословие, в сущности, имеет такой смысл: "пусть все, что имеет жизнь, хвалит дающего жизнь Господа". Далее мудрость, святость и благость Господа, - Творца и Избавителя всякой твари, разъясняется и проповедуется святым евангельским словом.

"Премудрость прости услышим святаго Евангелия".

Слово "прости" значит прямо. Это слово является приглашением стоять прямо и почтительно, с благоговением и душевной прямотой выслушать Слово Божие.

Чтение Евангелия

Как мы уже не раз говорили, кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия. В этом чтении слышится голос апостолов – проповедников воскресения Христова.

Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они попеременно читаются на субботних Всенощных одно за другим, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам.

Чтение воскресного Евангелия происходит в Алтаре на Престоле, так как эта главнейшая часть православного Храма в данном случае изображает собой Гроб Господень. В другие праздники Евангелие читается среди народа, потому что среди церкви поставляется икона отмечаемого святого или священного события, смысл которого возвещается Евангелием.

После чтения воскресного Евангелия, священник выносит Священную Книгу для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедовал. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как жены мироносицы, и все поют:

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / Единому безгрешному. / Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем воскресение Его:/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

С момента Полиелея все возрастает торжество и радость нашего общения с Христом. Эта часть Всенощной внушает молящимся, что в лице Иисуса Христа небо сходит на землю. Церковь также внушает своим чадам что, слушая песнопения Полиелея, надо все время иметь в виду грядущий день и с ним Трапезу вечности – Божественную Литургию, которая является не только образом Царства Небесного на земле, но его земным свершением во всей его непреложности и полноте.

Царствие Небесное нужно встречать духом сокрушения и покаяния. Вот почему сразу после радостного песнопения читается покаянный 50-й псалом, начинающийся словами "Помилуй мя, Боже". Лишь только в святую пасхальную ночь и всю пасхальную неделю один раз в году дается разрешение на такой вполне безпечальный, безпокаянный и до конца радостный восторг, когда 50-й псалом выпадает из богослужения.

Покаянный псалом "Помилуй мя, Боже" заканчивается молитвенными призывами о заступничестве апостолов и Божией Матери и затем вновь повторяется начальный стих 50-го псалма:

"Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!" Далее в стихире:

"Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече (как предсказал), даде нам живот вечный (жизнь вечную), и велию милость" дан синтез воскресного торжества и покаяния. «Великая милость»", которую Христос оказывает кающимся, и есть дарование"жизни вечной".

По мысли Церкви, Воскресение Христово освятило природу всякого, кто соединяется с Христом. Это освящение показано в важнейшей подвижной части Всенощного Бдения – каноне.

В период Богослужебного употребления Постной Триоди поются следующие молитвословия:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему. / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко Щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице,/ студными бо окалях душу грехми, /и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых, / помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго; / но надеяся на милость благоутробия Твоего,/ яко Давид вопию Ти:/ помилуй мя. Боже, по велицей Твоей милости.

Канон

Чудо Воскресения Иисуса Христа освятило природу человека. Эту освященность Церковь являет молящимся в следующей после евангельского чтения части Всенощной - "Каноне". Канон в современной богослужебной практике состоит из 9-ти од или песней. Каждая песнь канона состоит из определенного числа отдельных тропарей или строф.

Каждый канон имеет какой-нибудь один предмет прославления: Пресвятую Троицу, евангельское или церковное событие, моление Богородице, ублажение святого или святых данного дня. В канонах воскресных (на субботних всенощных) прославляется воскресение Христово и грядущее за ним освящение мира, победа над грехом и смертью. В праздничных канонах подробно освещается смысл праздника и житие святого, как образец уже совершающегося преображения мира. В этих канонах Церковь, как бы торжествует, созерцая отблески этого преображения, победы Христа над грехом и смертью.

Каноны читаются, но начальные стихи каждой отдельной его песни поются хором. Эти начальные стихи называются "ирмосами" (от греч. связывать.) Ирмос является образцом для всех последующих тропарей данной песни.

Образцом для начального стиха канона - ирмоса - служит отдельное событие из Священного Писания Ветхого Завета, имеющее в себе преобразовательный, то есть пророчески-символический для Нового Завета смысл. Например:

Ирмос 1-й песни вспоминает, в свете христианской мысли, чудесный переход евреев через Красное море; Господь прославляется в нем как Всемогущий Избавитель от зла и рабства.

Ирмос 2-й песни построен на материале обличительной песни Моисея в синайской пустыне, которую он изрек для пробуждения у бежавших из Египта евреев, чувства раскаяния.(2-я песнь поётся только во время Великого Поста и в Троицкую субботу).

Ирмос 3-й песни основан на благодарственной песни Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына.

В ирмосе 4-й песни даётся христианское истолкование явления пророку Аввакуму Господа Бога в блеске солнечного света из-за лесистой горы. В этом явлении Церковь усматривает славу грядущего Спасителя.

В 5-м ирмосе канона, мотив которого взят из книги пророка Исаии, Христос прославляется, как миротворец и в нем также содержится пророчество о воскресении из мертвых.

6-й ирмос - из истории пророка Ионы, который был брошен в море и проглочен китом. Это событие, по мысли Церкви, должно напомнить христианам об их погруженности в греховной бездне. В этом ирмосе выражена также мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца.

Ирмосы 7-й и 8-й песней канона основаны на песни трех еврейских отроков, брошенных в огненную вавилонскую печь. Это событие является предызображением христианского мученичества.

Между 8-й и 9-й песнями канона в честь Божией Матери поётся песнь: « Величит душа Моя Господа…»

Это прославление Божией Матери начинает диакон, который сначала кадит алтарь и правую часть иконостаса. Затем, остановившись перед местной иконой Богоматери на иконостасе, он поднимает кадило в воздух и возглашает:

"Богородицу и Матерь Света, в песнех возвеличим". Хор отвечает богородичным славословием:

1. Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем
Честнейшую Херувим/ и славнейшую без сравнения Серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем
2. Яко призре на смирение рабы Своея,/ се бо от ныне ублажат Мя вси роди
Честнейшую...
3. Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его
Честнейшую...
4. Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую...
5. Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи
Честнейшую...
6. Восприят Израиля отрока Своего,/ помянути милости,/ якоже глагола ко отцем нашим,/ Аврааму и семени его, даже до века
Честнейшую...

Во время этого песнопения диакон совершает каждение всего Храма.

Ирмос 9-й песни всегда прославляет Божию Матерь. После канона в последний раз на Всенощной слышится малая ектенья "Паки и паки миром Господу помолимся…", являющаяся сокращенным вариантом Великой или Мирной ектеньи. В воскресном Всенощном Бдении, после малой ектеньи и возгласа священника, диакон возглашает:

"Свят Господь Бог наш"; эти слова повторяются хором трижды.

Светилен

В это время в монастырях, строго придерживающихся буквы церковного устава, или в тех местах, где Всенощное Бдение действительно продолжается "всю ночь" – восходит солнце. И это приближение света отмечается особыми песнопениями. Первое из них носит название "Светилен", что имеет приблизительно такой смысл: "возвещающий приближение света". Это песнопение называется также греческим словом "Эксапостиларий" – глагол, который означает "высылаю", потому что для пения этих духовных песен певец "высылается" с клироса на середину храма. Отметим, что к числу Светильнов-Эксапостилариев относятся широко известные песнопения Страстной Седмицы – "Чертог Твой вижду Спасе мой", а также другой Светилен Страстной недели "Разбойника благоразумного". Из наиболее известных богородичных Светильнов упомянем тот, который поется в праздник Успения Божией Матери – "Апостоли от конец".

Стихиры на хвалитех

Вслед за светильном поется:

1: Всякое дыхание да хвалит Господа./ Хвалите Господа с небес,/ хвалите Его в вышних./ Тебе подобает песнь Богу

2: Хвалите Его вси ангели Его,/ хвалите Его вся силы Его. /Тебе подобает песнь Богу и читаются 148-й, 149-й и 150-й псалмы. Эти три псалма называются "хвалитными", так как в них часто повторяется слово "хвалите". С этими тремя псалмами соединены особые стихиры, называющиеся "стихирами на хвалитех". Как правило они поются в конце 149-го псалма и за каждым стихом краткого 150-го псалма. Содержание "стихир на хвалитех", как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память определенного святого или святых.

Великое славословие

Как мы уже упомянули, в древности или даже теперь, в тех монастырях, где Всенощная действительно совершается "всю ночь", во второй половине утрени восходит солнце. В это время Светоподатель Господь прославляется особым, древнейшим христианским гимном – "Великим Славословием", начинающимся словами "Слава в вышних Богу, и на земли мир". Но сначала священник, стоя в Алтаре перед Престолом, при открытых царских вратах, возглашает:

Слава Тебе, показавшему нам свет! и поется Великое Славословие:

Слава в вышних Богу,/ и на земли мир,/ в человецех благоволение./ Хвалим Тя, благословим Тя,/ кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя,/ великия ради славы Твоея./ Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю,/ Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. / Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, / вземляй грех мира, помилуй нас;/ вземляй грехи мира, приими молитву нашу;/ седяй одесную Отца, помилуй нас./ Яко Ты еси един Свят,/ Ты есй един Господь, Иисус Христос, в славу Богу Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам./ Благословен есй, Господи, Боже отец наших,/ и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды.)

Господи, прибежище был еси нам в род и род./ Аз рех:

Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: / яко у Тебе источник живота,/ во свете Твоем узрим свет./ Пробави милость Твою ведущим Тя.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)

Слава, и ныне.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

После этого поется тропарь воскресный или праздника.

Окончание утрени

Утреня на Всенощном Бдении кончается "сугубой" и "просительной" ектеньями – теми же самыми ектеньями, которые читались в начале Всенощной на вечерне. Иерей молитвенно обращается к Богоматери со словами:

"Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Хор отвечает богородичным славословием:

"Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…"

Вслед за этим священник еще раз славословит Господа Иисуса Христа возгласом:

"Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор отвечает:

"Слава, и ныне…", показывая этим, что слава Христа есть также слава Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. Таким образом Всенощная кончается, как и началась – славословием Святой Троицы. Затем преподается последнее благословение священника и "отпуст".

Часы

Вслед за последним благословением священника читается "Первый час" – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.

Как мы уже говорили, главная мысль Утрени – радостное сознание верующих, что каждый, кто соединится с Христом, спасется и воскреснет вместе с Ним. По мысли Церкви соединиться с Христом можно только с чувством смирения и сознания своего недостоинства. Поэтому Всенощная не заканчивается торжеством и радостью утрени, а к ней присоединяется еще третья часть, третье богослужение – Первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу.

Кроме Первого часа, в суточном богослужебном круге Православной Церкви еще три часа: Третий и Шестой, которые вместе читаются перед началом Божественной Литургии и Девятый час, читающийся перед началом Вечерни. С формальной точки зрения, содержание часов обуславливается подбором материала, имеющего отношение к данному часу дня. Однако, мистическое, духовное значение часов совершенно особое, так как они посвящены воспоминанию различных стадий страстей Христовых. Дух этих служб всегда сосредоточенно серьезный, с великопостно-страстным отпечатком. Характерным для часов является преобладание чтения над пением, чем они тоже роднятся с богослужениями Великого Поста.

Тема Третьего часа – предание Спасителя на поругание и избиение. С Третьим часом соединяется и другое новозаветное воспоминание – Сошествие Святого Духа на Апостолов. Кроме того, в Третьем часе мы найдем моление о помощи, о защите во внешней и внутренней борьбе со злом и покаяние, выраженное в 50-м псалме "Помилуй мя Боже", который читается на третьем часе.

Богослужебный Шестой час соответствует тому часу, когда Христос был распят и пригвожден ко кресту. В Шестом часе, как бы от лица молящегося, выражается горечь от воинствующего зла в мире, но в то же самое время и надежда на Божью помощь. Эта надежда особенно сильно выражена в третьем по счету псалме этого часа, 90-м, начинающемся словами: "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится".

Девятый час – час, когда Христос на кресте даровал разбойнику рай и предал Свою душу Богу Отцу, а затем воскрес из мертвых. В псалмах Девятого часа уже слышится благодарение Христу за спасение мира. Таково, вкратце, содержание Третьего, Шестого и Девятого часов. Но вернемся к заключительной части Всенощного Бдения – Первому часу.

Общий его характер, помимо связанных с ним воспоминаний о первом этапе страданий Иисуса Христа, состоит в выражении благодарственных чувств Богу, за наступивший дневной свет и наставления на путь угодный Ему в течение грядущего дня. Все это выражено в трех псалмах, которые читаются на Первом часе, а также и в других молитвах этого часа, особенно в молитве "Иже на всякое время", которая читается на всех четырех часах. В этой молитве верующие просят о единении в вере и об истинном Богопознании. Такое знание, по мысли Церкви, есть источник будущих духовных благ христиан, т. е. спасения и жизни вечной. Об этом говорит Господь в Евангелии от Иоанна: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа". Православная Церковь учит, что знание Бога возможно только через любовь и единомыслие. Вот почему на Литургии, перед исповеданием веры в Символе веры, возглашается: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную". Вслед за молитвой:

"Иже на всякое время…" священник выходит из алтаря в смиренном виде – в епитрахили и произносит молитву:

«Христе, Свете истинный…»

Храм погружен в полумрак. В такой обстановке священник заканчивает Первый час и, таким образом, все Всенощное Бдение, молитвой Христу, в которой Он прославляется как "свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир". В конце молитвы священник упоминает Божию Матерь, обращаясь к Ее иконе на иконостасе. Хор отвечает торжественным гимном из Благовещенского Акафиста Богоматери:

"Взбранной Воеводе…".

Завершение Всенощного Бдения

Всенощное Бдение предельно ясно выражает дух Православия, который, как учат Святые Отцы Церкви, "есть дух воскресения, преображения и обожения человека". Во Всенощном Бдении, как и в православном христианстве вообще, переживаются две Пасхи: "Пасха Распятия" и "Пасха Воскресения". И Всенощное Бдение, особенно в том виде, в каком оно совершается под воскресные дни, обусловлено в своей структуре и содержании службами Страстной и Пасхальной недель. Владимир Ильин, в своей книге о Всенощном Бдении, изданной в Париже в 20-х годах, об этом пишет так:

"Всенощное Бдение и его душа – Иерусалимский устав, "Око церковное", выросли и усовершенствовались у Гроба Господня. И, вообще, ночные службы у Гроба Господня – вот та колыбель, из которой вырос чудный сад православных служб суточного круга, лучшим цветком которого является Всенощное Бдение. Если источник православной Литургии – Тайная Вечеря Христова в доме Иосифа Аримафейского, то источник Всенощного Бдения находится у Живоносного Гроба Господня, открывшего миру вход в райские обители и источившего человекам блаженство вечной жизни".

Послесловие

Итак, наша серия, посвященная Всенощному Бдению, завершена. Мы надеемся, что читатели получили пользу от нашего скромного труда, задуманного для того, чтобы помочь верующей душе оценить всю красоту и глубину этого дивного богослужения.

Мы живем в очень суетном мире, в котором порою трудно найти время, чтобы хотя бы на несколько минут войти во внутреннюю клеть своей души и насладиться молчанием, молитвой, собраться мыслями, чтобы подумать о будущей нашей духовной судьбе, чтобы прислушаться к голосу своей совести и очистить сердце в Таинстве Исповеди. Церковь дает нам такую возможность в те часы, когда совершается Всенощная.

Как было бы хорошо приучить себя и своих домашних полюбить эту службу. Для начала можно было бы посещать Всенощную хотя бы раз в две или три недели. Стоит только начать и Господь вознаградит нас драгоценной духовной наградой – Он посетит наше сердце, вселится в него и раскроет нам богатейший, просторный мир церковной молитвы. Не откажем себе в этой возможности.

Протоиерей Виктор Потапов

Между Рождеством и Крещением

В январе празднуются Рождество Христово и Святое Богоявление, то есть период Евангельской Истории, начиная от младенчества Богочеловека и кончая достижением Им зрелого возраста.

О тридцати годах Назаретской жизни Спасителя, кроме одного случая, нам ничего не известно. Эти 30 лет прошли в тайне от взоров мира. Нам неведомы причины, по которым ни Божия Матерь, ни евангелисты, ни апостолы ничего не рассказали о детстве, отрочестве и юности Спасителя, о Его жизни в Назарете, в Своей семье. Но отсутствие сведений об этом огромном пласте в жизни Господа Иисуса Христа ничуть не умаляет его значимости и для Него Самого и для мира, который Он пришел спасти. Мы должны внимательно, с величайшим благоговением духовно созерцать Назаретскую жизнь Господа и не сомневаться в том, что она была нужна, плодотворна, необходима для созревания человеческой стороны Спасителя. Божественная Его сторона ни в каком созревании, конечно, не нуждалась, ибо Господь был совершенным Богом - Одним из Святой Троицы, - по человечеству же, согласно Евангелию, Иисус в Назарете «укреплялся, возрастал телесно в премудрости и благодати» (Лк. 2: 40, 52). Это возрастание состояло, как и у всех людей, в укреплении и развитии телесно-душевных сил, в восприятии и усвоении того, что передает нам род, среда, в которой мы живем, культура, которую наши родители нам завещали...

Будем внимательны ко всему этому и с благоговением и бережностью, молитвенно почтим детство, отрочество и юность Спасителя, а, вместе с тем так же увеличим наше внимание к развитию и возрастанию наших детей.

Назаретскую часть жизни Христа символизирует на Литургии проскомидия. Проскомидия совершается при закрытых Царских Вратах и закрытой завесе. Это означает, что первая часть Литургии соответствует первой, тридцатилетней части жизни Христа, сокрытой от мира. Но сокрытость проскомидии вовсе не означает ее малозначимости, как и сокрытость Назаретской части жизни Господа не означает, что мы можем пренебрегать этой частью Его жизни. Находясь в церкви во время Проскомидии мы мистически погружаемся в историческую обстановку первых тридцати лет нашей эры и, знакомясь с тем, что делалось в окружающем Палестину внешнем мире, будем постоянно помнить, что в это время сокровенно и тайно возрастал в Назарете и укреплялся духом Христос - средоточие всего мира. Поэтому, пусть даже не слышны слова священника - все верующие должны знать, что совершается тайнодействие приуготовления тела Агнца, Который потом будет приноситься в жертву за спасение мира.

В жизни каждого из нас есть тоже нечто сокровенное, тайное, невидимое для внешних глаз. Это сокровенное, интимное, так же важно, как для Господа важна была Его сокрытая, назаретская, часть жизни, как Проскомидия важна для Литургии в целом.

В клети своего сердца, у себя дома, человек вынашивает то, что потом выявляется наружу. Повседневные, непрестанные думы и чувства человека, то, что невидимо и не ведомо для взоров людей - они то и есть настоящая жизнь человека, его как бы святилище, его самое главное, ценное и прекрасное. Все человеческое творчество, все произведения науки и искусства обязаны своим зарождением и возрастанием этой тишине, этим незаметным будням, этому одинокому предстоянию совести перед всевидящим Оком Божиим.

Наша с вами соборная молитва в Храме есть как бы результат и плод молитвы келейной. Святые подвижники иногда многие годы проводили в уединении, молчании и затворе, и эта сокровенность весьма плодотворна. Композиторы и поэты иногда десятилетиями вынашивают в тишине свои произведения Девятая симфония писалась Бетховеном всю жизнь, Леонардо да-Винчи писал свою «Тайную Вечерю» 18 лет, известная картина Иванова «Явление Христа народу перед крещением» писалась им 30 лет.

Будем бережно и внимательно относиться к человеку, памятуя, что-то, что видимо нам в нем, это еще не все, что он имеет, а самое главное, самое дорогое в нем сокрыто и не выявлено. Встречаясь с человеком будем осторожны и не опрометчивы... Воздержимся от того, чтобы судить о нем по внешности - она бывает обманчива и неверно маскирует то, что находится на глубине, в сердце... Каждый человек несет в себе сокрытую, часто не выявленную тайну и бесконечно ценное богатство содержания - ту сотворенную Богом душу человеческую, которая дороже всех сокровищ мира.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS