Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Священномученик Аркадий (Ершов), Екатеринбургский, епископ

03.11.18

ДНИ ПАМЯТИ: 

30 августа (переходящая) – Собор Кемеровских святых 
8 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 
11 февраля – Собор Екатеринбургских святых 
3 ноября 
Епи­скоп Ар­ка­дий (в ми­ру Алек­сандр Пав­ло­вич Ер­шов) ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1878 г. в се­мье свя­щен­ни­ка церк­ви с. Рож­де­ствен­ское (те­перь с. Ка­ши­ри­но) Кун­гур­ско­го рай­о­на Перм­ской об­ла­сти. Вско­ре по­сле рож­де­ния маль­чи­ка отец его Па­вел Ер­шов об­ме­нял­ся со свя­щен­ни­ком о. Ми­ха­и­лом По­кров­ским ме­ста­ми слу­же­ния, и се­мья Ер­шо­вых пе­ре­еха­ла в с. Са­бар­ку Сук­сун­ско­го рай­о­на Перм­ской Об­ла­сти. Здесь ма­лень­кий Са­ша и про­вел свое дет­ство. Око­ло 1898 г. он по­сту­па­ет в Перм­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, по окон­ча­нии ко­то­рой при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан. 

В «Перм­ских Епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях» за 1902 г. за № 14 в от­де­ле «пе­ре­ме­ны по служ­бе» за­пи­са­но: «Ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к церк­ви Бан­нов­ско­го се­ла Кун­гур­ско­го уез­да, окон­чив­ший курс Перм­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии Алек­сандр Ер­шов 24 мар­та». Из­вест­но, что о. Алек­сандр про­хо­дил в по­след­ствии свое пас­тыр­ское слу­же­ние в церк­ви с. Шляп­ни­ки Ор­дин­ско­го рай­о­на. Это бы­ло око­ло 1905 г. Ста­ро­жи­лы рас­ска­зы­ва­ли, что это был в то вре­мя мо­ло­дой и «очень бой­кий» свя­щен­ник. 

В пе­ри­од пер­вой ми­ро­вой вой­ны он был в дей­ству­ю­щей ар­мии пол­ко­вым свя­щен­ни­ком, ис­пол­няя в то же вре­мя долж­ность кор­пус­но­го бла­го­чин­но­го. 

Око­ло 1917-18 го­дов о. Алек­сандр слу­жит в с. Сте­па­но­ве (ныне с. Ленск) Кун­гур­ско­го рай­о­на. В эти го­ды уми­ра­ет его же­на. Отец Алек­сандр оста­ёт­ся с дву­мя ма­ло­лет­ни­ми до­черь­ми – Люд­ми­лой и Му­зой, ко­то­рые, несмот­ря на все труд­но­сти то­го вре­ме­ни, скры­вая свое про­ис­хож­де­ние, су­ме­ли в по­след­ствии по­лу­чить в Ле­нин­гра­де выс­шее об­ра­зо­ва­ние. 

С 1919 или с 1920 г. о. Алек­сандр слу­жит на­сто­я­те­лем в церк­ви Всех Свя­тых г. Кун­гу­ра. 

На­ча­лись го­ды об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла, в ко­то­рый укло­ниось боль­шин­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей Перм­ской Епар­хии. Об­ста­нов­ка для Пра­во­сла­вия бы­ла крайне небла­го­при­ят­ная. Пра­во­слав­ный Перм­ский епи­скоп Сте­фан (Зна­ме­ров­ский) в 1923-26 го­ды фак­ти­че­ски не ру­ко­во­дил епар­хи­ей из-за ненор­маль­но­го от­но­ше­ния с граж­дан­ской вла­стью. Перм­ская Епар­хия оста­лась без пра­во­слав­но­го Ар­хи­ерея. Нечто по­доб­ное про­ис­хо­ди­ло и в со­сед­них епар­хи­ях Ура­ла, и хо­тя об­нов­лен­че­ские при­хо­ды управ­ля­лись сво­и­ми ар­хи­ере­я­ми, в ве­де­нии ко­то­рых ока­за­лось боль­шин­ство хра­мов, но ве­ру-ющий на­род от­но­сил­ся к ним с боль­шим недо­ве­ри­ем, или в боль­шин­стве про­сто не по­шел за ни­ми. Об­нов­лен­че­ские хра­мы бы­ли по­лу­пу­стые. За­то те хра­мы, в ко­то­рых слу­жи­ли пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки, бы­ли все­гда пе­ре­пол­не­ны. 

В то вре­мя сре­ди ми­рян, вер­ных Пра­во­сла­вию, бы­ло мно­го вы­ход­цов из про­сто­го на­ро­да, ко­то­рые об­хо­ди­ли при­хо­ды Епар­хии и все­на­род­но об­ли­ча­ли об­нов­лен­че­ских свя­щен­ни­ков в из­мене Пра­во­слав­ной Цер-кви. Сре­ди них осо­бен­ной рев­но­стию от­ли­ча­лись: граж­да­нин г. Кун­гу­ра Ва­си­лий Фе­о­до­ро­вич Ба­би­ков, лич­ный друг бу­ду­ще­го епи­ско­па Ар­ка­дия; кре­стья­нин с. Со­ро­ки Кин­де­лин­ско­го с/со­ве­та Кун­гур­ско­го рай­о­на Па­вел Ива­но­вич Ут­кин, ко­то­рый был чле­ном по­мест­но­го со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917-18 г. от ми­рян Перм­ской Епар­хии; кре­стья­нин с. Кы­ло­со­во Кун­гур­ско­го рай­о­на Кон­стан­тин Фе­о­до­ро­вич Дей­ков, обу­чав­ший­ся на мис­си­о­нер­ских кур­сах при Бе­ло­гор­ском мо­на­сты­ре. Бы­ли и дру­гие хо­до­ки, име­на ко­то­рых те­перь уже неиз­вест­ны. Бла­го­да­ря их неустан­ным и са­мо­от­вер­жен­ным тру­дам мно­гие свя­щен­ни­ки, укло­нив­ши­е­ся в рас­кол, сно­ва воз­вра­ща­лись в Пра­во­сла­вие. Но всем бы­ло яс-но, что при­хо­ды долж­ны иметь свою гла­ву – пра­во­слав­но­го епи­ско­па. 

С этой це­лью 13 июля н.ст. 1923 г. в день Со­бо­ра слав-ных и все­х­валь­ных 12 апо­сто­лов во Все­х­свят­ской клад­би­щен­ской церк­ви г. Кун­гу­ра по­сле со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии со­сто­я­лось со­бра­ние ду­хо­вен­ства и ми­рян, на ко­то­ром был вы­бран епар­хи­аль­ный со­вет «непри­ем­лю­щих об­нов­ле­ния». 

В ле­то­пи­си Все­х­свят­ской церк­ви г. Кун­гу­ра го­во­рит­ся, что это со­бра­ние бы­ло со­зва­но «по бла­го­сло­ве­нию трех епи­ско­пов», но ка­ких – неиз­вест­но. Пред­се­да­те­лем епар­хи­аль­но­го со­ве­та был из­бран на­сто­я­тель Все­х­свят­ской церк­ви г. Кун­гу­ра – про­то­и­е­рей о. Алек­сандр Ер­шов. К это­му вре­ме­ни он уже был из­ве­стен как ак­тив­ный про­тив­ник об­нов­ле­ния. Как об этом сви­де­тель­ству­ют оче­вид­цы, в раз­го­во­рах об об­нов­ле­нии он го­во­рил: «я ещё не пре­кло­нил ко­ле­на пред Ва­а­лом». Эти сло­ва весь­ма яр­ко ха­рак­те­ри­зу­ют его лич­ность и твер­дое убеж­де­ние сто­ять на за­ня­той по­зи­ции, ко­то­рой он и дер­жал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни. 

На этом со­бра­нии бы­ло ре­ше­но об­ра­тить­ся к Пат­ри­ар­ху Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ти­хо­ну с прось­бой на­зна­че­ния в г. Кун­гур пра­во­слав­но­го епи­ско­па. В слу­чае ес­ли у Пат­ри­ар­ха под­хо­дя­ще­го кан­ди­да­та не бу­дет, Кун­гур­ский епар­хи­аль­ный со­вет ре­шил иметь сво­е­го. С этой це­лью в на­ча­ле об­ра­ти­лись к из­вест­но­му всем ве­ру­ю­щим в го­ро­де сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и без­упреч­ным пас­тыр­ским слу­же­ни­ем на­сто­я­те­лю Скор­бя­щен­ской церк­ви г. Кун­гу­ра про­то­и­е­рею о. Алек­сан­дру Ко­ро­ви­ну. Но отец Алек­сандр от­ка­зал­ся от пред­ла­га­е­мо­го епи­скоп­ско­го са­на, ссы­ла­ясь на свое недо­сто­ин­ство. 

К ве­ли­ко­му при­скор­бию пра­во­слав­ных го­ро­да, через год рас­коль­ни­ки су­ме­ли скло­нить его на свою сто­ро­ну, и он в 1924 г, стал об­нов­лен­че­ским епи­ско­пом здесь же в г. Кун­гу­ре, пред­ва­ри­тель­но при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фи­ма. 

По­сле от­ка­за о. Алек­сандра бы­ло пред­ло­же­но быть кан­ди­да­том во епи­ско­па от­цу Алек­сан­дру Ер­шо­ву. По­ни­мая необ­хо­ди­мость де­ла, он дал со­гла­сие. Сле­ду­ет за­ме­тить, что под­бор кан­ди­да­тов во епи­ско­па про­ис­хо­дил в тайне. 

До­не­сти до пат­ри­ар­ха Ти­хо­на хо­да­тай­ство о по­ста­нов­ле­нии пра­во­слав­но­го епи­ско­па на Кун­гур­скую ка­фед­ру бы­ло по­ру­че­но чле­ну епар­хи­аль­но­го со­ве­та Пав­лу Ива­но­ви­чу Ут­ки­ну, как быв­ше­му участ­ни­ку По­мест­но­го Со­бо­ра. И вот на вто­рой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста в 1924 г. П. И. Ут­кин в со­про­вож­де­нии про­то­и­е­рея Алек­сандра Ер­шо­ва вы­еха­ли в Моск­ву. Де­ле­га­ция бы­ла при­ня­та Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном, ко­то­рый, вы­слу­шав прось­бу, за­явил, что у него нет кан­ди­да­та. Од­на­ко, ука­зы­вая на от­ца Алек­сандра, Свя­тей­ший ска­зал: «Вот он и бу­дет у вас епи­ско­пом». 

Вско­ре был со­вер­шен мо­на­ше­ский по­стриг, и отец Алек­сандр при­нял но­вое имя – Ар­ка­дий. 

17 мар­та 1924 г. сам Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон воз­глав­лял хи­ро­то­нию ар­хи­манд­ри­та Ар­ка­дия во епи­ско­па Кун­гур­ско­го. 

К ве­ли­кой ра­до­сти пра­во­слав­ных г. Кун­гу­ра, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри 1924 го­да епи­скоп Ар­ка­дий по­сле тор­же­ствен­ной встре­чи паст­вой со­вер­шил свою первую ли­тур­гию в Успен­ском хра­ме го­ро­да. Этот храм был им объ­яв­лен ка­фед­раль­ным со­бо­ром. 

Мест­ные граж­дан­ские вла­сти за­ре­ги­стри­ро­ва­ли но­во­го епи­ско­па. По­ло­же­ние Пра­во­сла­вия в го­ро­де ста­ло укреп­лять­ся. Ве­ру­ю­щие в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни до пре­де­ла за­пол­ня­ли Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, в то вре­мя как огром­ный Бо­го­яв­лен­ский ка­фед­раль­ный храм и про­чие хра­мы го­ро­да, за­ня­тые об­нов­лен­ца­ми, по­чти пу­сто­ва­ли. 

По сви­де­тель­ству оче­вид­цев, прео­свя­щен­ный Ар­ка­дий был неуто­ми­мым про­по­вед­ни­ком – изъ­яс­нял сло­во Бо­жие, об­ли­чал рас-коль­ни­ков, участ­во­вал в про­во­див­ших­ся в то вре­мя дис­пу­тах с ате­и­ста­ми. В дни па­мя­ти Св. Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и Св. Му­че­ни­ка Ми­ны он ввел со­вер­ше­ние в бук­валь­ном смыс­ле все­нощ­но­го бде­ния по Афон­ско­му уста­ву. Эти свя­тые счи­та­ют­ся небес­ны­ми по­кро­ви­те­ля­ми Кун­гу­ра, ибо пер­вый го­род­ской храм был по­стро­ен и освя­щен в па­мять Св. Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы. А Св. Му­че­ни­ку Мине был по­свя­щен один из хра­мов го­ро­да, сто­я­щий ря­дом с Успен­ским. 

На эти служ­бы съез­жа­лись все­гда по несколь­ко де­сят­ков свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и при­хо­ди­ло мно­же­ство на­ро­да. В Ве­ли­кий пост Вла­ды­ка ввел со­вер­ше­ние «пас­сий», ко­то­рых рань­ше в Кун­гу­ре не зна­ли. 

Имя епи­ско­па Ар­ка­дия ши­ро­ко раз­нес­лось сре­ди ве­ру­ю­щих Ура­ла. К нему ста­ли при­ез­жать с прось­бой при­нять их под свое ду­хов­ное окорм­ле­ние на­сто­я­те­ли пра­во­слав­ных хра­мов и пред­ста­ви­те­ли цер­ков­ных при­хо­дов не толь­ко из Перм­ской, но, по совре­мен­но­му адми­ни­стра­тив­но­му де­ле­нию Ура­ла, из Сверд­лов­ской, Че­ля­бин­ской, Ки­ров­ской об­ла­стей. 

Про­то­ди­а­кон Все­х­свят­ской церк­ви г. Кун­гу­ра Ар­се­ний Пан­те­лей­мо­нов сви­де­тель­ству­ет, что он со­про­вож­дал епи­ско­па Ар­ка­дия в по­езд­ках для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния не толь­ко в близ­ле­жа­щие от Кун­гу­ра го­ро­да и се­ле­ния Перм­ской об­ла­сти, но и в та­кие го­ро­да, как Пермь, Сверд­ловск, Ниж­ний Та­гил, Вер­хо­ту­рье и т.д. 

В это вре­мя Кун­гур­ская Епар­хия со­сто­я­ла из 1000-1200 пра­во­слав­ных при­хо­дов. Огром­ный ав­то­ри­тет епи­ско­па Ар­ка­дия вы­звал со­от­вет­ству­ю­щую ре­ак­цию со сто­ро­ны об­нов­лен­че­ско­го свя­щен­ства. На­ча­лись ин­три­ги за­вист­ли­вых лиц, в том чис­ле со сто­ро­ны со­бор­но­го про­то­и­е­рея Алек­сия По­по­ва (впо­след­ствии пуб­лич­но от­рек­ше­го­ся от Бо­га в г. Ки­ро­ве), жа­ло­бы в Пат­ри­ар­хию кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра, вслед­ствие ко­то­рых епи­скоп Ар­ка­дий 23 ян­ва­ря 1929 г. был пе­ре­ве­ден в г. Омск. 

В ап­ре­ле 1935 го­да, по­сле осво­бож­де­ния, епи­скоп Ар­ка­дий был воз­ве­ден За­ме­сти­те­лем Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем в сан ар­хи­епи­ско­па (Сверд­лов­ско­го и Ир­бит­ско­го). Но был от­стра­нен от цер­ков­но­го управ­ле­ния, не до­пу­щен к ме­сту сво­е­го ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния – в го­род Сверд­ловск и про­жи­вал на по­кое, а фак­ти­че­ски, под до­маш­ним аре­стом, в по­сел­ке Бал­мош­ная в при­го­ро­де го­ро­да Пер­ми, оста­ва­ясь ти­ту­ло­ван­ным ар­хи­ере­ем Сверд­лов­ским и Ир­бит­ским. 

29 сен­тяб­ря 1935 г. аре­сто­ван. 22 ок­тяб­ря 1935 г. уво­лен на по­кой. 

21 ян­ва­ря 1937 г. по­ста­нов­ле­ни­ем Осо­бо­го со­ве­ща­ния НКВД при­го­во­рен к пя­ти го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. 28 ок­тяб­ря 1937 г. по­ста­нов­ле­ни­ем Трой­ки УНКВД по Но­во­си­бир­ской об­ла­сти при­го­во­рен к выс­шей ме­ре. Рас­стре­лян 3 но­яб­ря 1937 г. в г. Но­во­си­бир­ске.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS